Нормандия за 5 дней маршрут. Тур во Францию «Большое путешествие по Нормандии и Бретани

,
День 6 - ,
День 7 -
День 8 - , Мон Сен Мишель
День 9 -

Прилетели в Париж, арендовали автомобиль в аэропорту. Поехали на север и заехали в маленький городок Les Andelys, где посмотрели замок Шато-Гайар.

Утром поехали в Довиль и Трувиль, погуляли 4 часа.


После обеда вернулись в Онфлёр, пообедали и отдохнули. Ближе к вечеру поехали в Этрету, по пути пересекли мост Нормандия. Сразу за ним расположен пункт оплаты, там можно остановиться и подняться на смотровую площадку.


В Этрете гуляли до заката


Ночевка в Отфлёре.

День 3 - ,

Утром выехали в сторону Сен-Мало, по пути были запланированы несколько остановок. Сначала погуляли на пляже Омаха и посетили американское кладбище.


А затем заехали в одно малоизвестное место - мыс с видом на Мон Сен Мишель.


Ночевали две ночи в Сен-Мало.

Утром поехали в Динан


На обратном пути заехали в городской парк


Днем гуляли по городу, отдыхали на пляже и снимали таймлапсы прилива.


Ближе к вечеру поехали в Мон Сен Мишель, где погуляли снаружи аббатства.


День 5 - ,

Утром посмотрели восход с пирса в Сен Мало.


Поехали в направлении Saint Guirec, по пути заехали в Форт-ла-Латт и на мыс Фреель.


Приехали на пляж Saint Guirec, где у нас был забронирован отель на одну ночь. Погуляли немного около отеля.


День 6 - ,

Утром было туманно. Мы посмотрели главную достопримечательность региона - красные валуны на пляже Плуманак.


Далее поехали в направлении Нанта. Нант находится в регионе Земли Луары, но мы хотели посетить один из крупных городов в северной Франции и выбрали именно его. Как оказалось - не прогадали. По пути еще заехали в Ванн.


В Нанте поселились и погуляли по городу.


Ночевали две ночи в Нанте.

День 7 -

Утром посмотрели рассвет на набережной около отеля.


И затем весь день гуляли по городу.


День 8 - , Мон Сен Мишель

Утром посмотрели механического слона и покатались на карусели.


В Мон Сен Мишеле у нас был забронирован отель на территории аббатства. Поэтому заселились и пошли гулять вокруг стен, пока не начался прилив.


А вечером смотрели на нашу главную цель в северной Франции - высокий прилив в Мон Сен Мишеле.


Когда стемнело еще сходили на смотровую площадку на дамбе.


День 9 -

1 день.
Прилетели в Париж, пошли в AVIS брать машину. У нас была забронирована большая дорогая, за 1000 евро, но после того, как из-за случая на Азамаре мне пришлось блокировать банковскую карту, а также наученные опытом, как Никита торговался в Барселоне, мы решили попробовать минимизировать траты и взять машину дешевле.

Почти час ушел на переговоры. Оказалось, что машину не могут дать тому водителю, у которого нет банковской карты, то есть, если использовать карту супруга, то нужно его вписывать вторым водителем, а это лишние 8 евро в день. Я позвонила в банк, о чудо! - оператором оказался мужской голос (обычно девочки на телефоне полные пробки, парни смышленее) и мне удалось разблокировать карту (я согласилась, что списания Азамары были не мошенническими, надеясь, что с бумагами от компании по возвращению домой я улажу этот вопрос).
Здорово! Мы взяли совсем немаленькую машину Opel Meriva за 400 евро на 10 дней.

Поехали в Эвре, где у нас был забронирован отель - я подбирала отель недалеко от Живерни и подешевле. Вышло плохо: двери корпуса оказались закрыты, пришлось звонить, пытаться понимать, что говорят на другом конце провода, впредь буду смотреть на часы работы check-in.

2 день.
Утром выехали в Живерни. Нам еще повезло, стояли в очереди около сорока минут, но на выходе видели такую огромную очередь, что могли бы дрогнуть, случись с нами! Рекомендую покупать билеты заранее на сайте. Подробнее про сад и пруд Моне читать и смотреть

Обедать заехали в Лез-Андели (Les Andelys), расположенный на набережной у подножия холма, на котором высятся развалины замка Гайяр.
Около собора пара пацанов продавали маленькие букетики ландышей. Я пыталась выяснить у них, связаны ли ландыши с праздником 1 мая (а был как раз Первомай), но бесполезно - дети не знают английского языка даже на уровне нескольких слов.
С погодой не повезло, хотелось скорее уже хлебнуть чего-нибудь горячего.

Про кухню. Тут очень распространены galettes - блины из гречихи. В конверты из пресных блинов завернуты различные начинки, в меню встретите большой перечень: с лисичками, форелью, яйцом, луком-пореем в сметане и другие. Очень вкусны блины с камамбером (Crêpes au camembert de Normandie): сыр без корочки добавляют в соус бешамель, тщательно перемешивают и заворачивают эту массу в блинчики, которые затем на несколько минут ставят в горячую духовку. Можно попробовать и сладкие с яблоками в карамели, политыми горящим кальвадосом.

В качестве напитка очень хорош местный сидр брют. Нам больше понравился грушевый, а учитывая градус (4%) и законы Франции, особенно приятно, что водитель участвует в обеденной пирушке вместе с остальными!

После обеда мы заглянули в Лион-Ла-Форе (Lyons-La-Foret). Маленькая деревня, где из-за обилия фахверковых домов часто снимают кинофильмы, превратилась о один большой блошиный рынок

Тут, как и везде сегодня, продавались ландыши. Позже мы выяснили, что во Франции именно к 1 мая приурочен Праздник Ландыша. В этот день всюду продают ландыши, дарят их друг другу, хранят их, так как считается, что цветок ландыша приносит счастье.

К вечеру приехали в Руан. Отель оказался прямо на площади, где сожгли Жанну дАрк (Best Western Hotel du Vieux Marché Rouen), очень рекомендую!

Пошли смотреть город. На рыночной площади, где произошли трагические события, на месте смерти французской Девы доминирует Церковь Жанны дАрк, с оригинальной крышей, символизирующей языки пламени костра.

Отсюда начинается улица дю-Гросс-Орлож (rue du Gros Horloge), ведущая к часовой башне

Знаком города являются большие городские часы Гросс-Орлож, символизировавшие могущество Руана. На двойном циферблате единственная стрелка указывает час, в верхнем овальном окошке часы показывают день недели и лунные фазы

также для посещения обязательны церковь Сен-Маклу (St-Maclou) и Собор Нотр-Дам

если ищете мрачных "готических" впечатлений, обязательно загляните на кладбище во дворе церкви Сен-Маклу и осмотрите любопытный ансамбль фахверковых домов 16 века. Украшенные погребально-сумрачными деревянными изображениями черепов, раскрашенных костей, инструментов могильщиков и песочных часов, напоминают о неминуемом беге времени (186 rue Martainville)

3 день.
Наутро мы нашли башню Жанны дАрк (Tour Jeanne d"Arc). Строго говоря, это не та самая башня, где содержалась мученица, как заявляют рекламные брошюрки. Это последняя сохранившаяся башня Буврейского замка, возведенного в Руане Филиппом II Августом в 1204 году. В действительности же башня, в которой была заключена Жанна, называлась Невинной Башней (разрушена в 1809 году), ее фундамент находится на месте двора соседнего дома.

Оставалось еще время, заехали в Форж-лез-О, один из главных городов Pays de Bray

С утра поехали в Нёшатель-ан-Бре, который в свое время был столицей Пеи-де-Бре, так как по субботам тут раскидывается самый большой в регионе рынок.

Конечно, он поменьше, чем рынки в других провинциях, но здесь есть свои продукты, которыми гордятся фермеры.
Прежде всего, знаменитый нешательский сыр, старейший из нормандских и единственный, который производят севернее реки Сены.

Или рапсовое масло

его изготавливают из этих желтых цветов, цветущие поля которых радуют глаз

Рассказ о полях будет неполный без фото нормандских коров, пасущихся здесь повсеместно

Среди этих полей мы искали секретное место разработки и запуска немецкого "орудия возмездия" Фау-1. Чтобы найти это местечко мы поехали в сторону прелестной деревни Белланкомбр (Bellencombre)

Расспросы местных жителей толку не дали, поэтому мы продолжили поиски. Нашли! На обочине дороги в Val-Ygot стоит табличка, указывающая на мемориал

Из Википидеи:
"Немецкий самолёт-снаряд Фау-1 является наиболее известным летательным аппаратом, оснащённым ПуВРД. Выбор этого типа двигателя был продиктован, главным образом, простотой конструкции и, как следствие, малыми трудозатратами на изготовление, что было оправдано при массовом производстве крылатых ракет.
Хотя первые, экспериментальные пуски Фау-1 выполнялись с самолёта-носителя, большая часть боевых пусков была осуществлена с наземных установок.

Катапульта представляла собой массивную стальную конструкцию длиной 49 м (длина пути разгона 45м) и монтировалась из 9-и секций. Наклон катапульты к горизонту - 6°. На верхней стороне находились направляющие, по которым двигался снаряд при разгоне. Внутри катапульты по всей её длине проходила труба диаметром 292 мм, выполнявшая роль цилиндра парового двигателя. В трубе свободно перемещался поршень, который перед стартом сцеплялся с бугелем, находившимся на нижней части фюзеляжа снаряда. Поршень приводился в движение давлением (57 бар) парогазовой смеси, подававшейся в цилиндр из специального реактора, в котором происходило разложение концентрированной перекиси водорода под воздействием перманганата калия. Передний конец цилиндра был открыт и после схода снаряда с катапульты поршень вылетал из цилиндра и уже в полёте отцеплялся от снаряда. Катапульта сообщала снаряду начальную скорость около 250 км/час. Время разгона - около 1 сек.

С одной катапульты по расчётам можно было запустить до 15 снарядов в день, хотя на практике это делалось далеко не всегда. Рекорд составлял 18 запусков в 1 день

Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок."

Мы нашли спусковую площадку Фау-1 здесь, в лесах Нормандии. Ракета направлена точно по курсу на Лондон, расстояние до столицы Великобритании 232 км.

Потом мы поехали в Артмазию, посмотреть и попробовать силы в гигантском лабиринте из пяти тысяч буков, созданном английским художником Джефом Троллом. Бегать по лабиринту с нами можно

Веером заехали в Э (Eu). В роскошный Шато-д"Э XVI столетия в стиле французского ренессанса любил приезжать король Луи-Филипп

5 день.
Заехали в Дьепп - в воскресный день все улицы и набережные города превратились в огромный блошиный рынок. Побродили, купили старинную вазочку и несколько коробков спичек с картинками, и отправились дальше.

Этрета.
выходной день, поэтому остановиться в центре города не представилось возможности - все места на парковках были заняты. Пляж и набережные, несмотря на прохладную погоду, были заполнены праздной публикой

Вон видна тропа, по которой можно взобраться на холм над скалой д"Аваль от пляжа. Но, для этого надо сначала оставить где-то машину

Сюда же, на этот холм, мы заехали прямо на машине. Фалез-д-Амон

Здесь установлен памятник, посвященный двум авиаторам, которые совершили попытку трансатлантического перелета - именно тут их видели в последний раз в 1927 году

Во время войны памятник был разрушен фашистскими бомбардировками, в 1960-е годы частично перестроен. С неба виден силуэт самолета

Времени на походы по тропам не было, отправились в Фекан, в Бенедиктинский дворец.

памятник самогонному аппарату

Мы едем в Онфлёр. По дороге проезжаем футуристический мост над Сеной (5 евро с машины)

Продолжение следует.

Это позволило увеличить количество дней в Бретани и сократить расходы на бензин, по сравнению с первоначальным планом начинать тоже из Парижа. Тем более, разница в цене билета была несущественная.

Были очень напуганы, что время на пересадку в аэропорту CDG (Шарль де Голль) – всего час двадцать. Утешало, что сама авиакомпания считает подобное время транзита достаточным, иначе бы дала нам более поздний рейс на Ренн. Волнения оказались напрасными. В самолёте к нам сама подошла стюардесса и объяснила, как лучше поменять терминал. В аэропорту всё организовано в следующем порядке. Сначала – контроль безопасности на выходе из терминала прилёта, занимает вместе с выходом из самолёта минут 30-40. Затем – марш бросок, не очень далёкий, к остановке шаттла. И уж после переезда, на входе в терминал вылета, паспортный контроль. В нашем случае последний занял не более 5 минут, т.к. терминал для местных рейсов маленький. Короче говоря, убедились – если самолёт не опоздал, времени на пересадку предостаточно.

Наконец, после всех волнений, мы в малюсеньком самолёте на Ренн. Приятным сюрпризом были печенье, напитки и вино, хотя перелёт коротенький. Разгрузка чемоданов и получение багажа заняли не более 10 минут, ведь большинство пассажиров и вовсе летят налегке. Проверок больше нет, быстренько забрав прокатную машину, можно ехать в гостиницу.

Лирическое отступление. Питание в путешествии для нас – это не только процесс набивания желудка, но и получение удовольствия. Поэтому ему всегда уделяется много внимания. С одной стороны – должно быть вкусно и с местным колоритом, с другой – нельзя выходить из бюджета поездки. Посему, если было возможно, мы заказывали номера, оборудованные кухней. Во Франции отелей с подобными номерами много, они популярны для семейного отдыха, и цены приемлемые. Завтракать и ужинать в этом случае можно в номере, продукты хранятся в холодильнике, есть плита, микроволновка, даже иногда посудомоечная машина. На въездах-выездах во всех городах расположены большие супермаркеты, где мы закупаем сыры, паштеты, морепродукты и всё остальное, что душе угодно. Кроме того, тут повсеместно продаются горячо любимые нами грибы лисички – очень вкусно и быстро зажарить их в сметане. Питаясь таким образом очень вкусно 2 раза в день, что и вам советуем, в ресторан мы выходим только один раз – пообедать или поужинать, в зависимости от того, как складывается день. Кстати, провинция не Париж – обед в ресторанах с 12 до 14 часов дня, ужин – тоже по часам, с 19. И с этим расписанием приходится считаться, если не хотите питаться всухомятку.

В Бретани и Нормандии очень популярны кальвадос и поммо – напитки из яблок, т.к. виноград там не растёт. Поммо – смесь кальвадоса с яблочным соком, 17-процентный аперитив. Для тех, кто рулит, есть ещё и сидр – 3-5%. Цены демократичны – поммо – 10 евро за бутылку, сидр – 3-4, кальвадос – в зависимости от марки и выдержки, но тоже не так страшно.

При заказе гостиниц через интернет, обратите внимание на приписку про городской налог – 1-2 евро с человека в день, взимается непосредственно на месте в отеле.

Ренн – симпатичный город, есть красивые здания в помпезном духе, и тут же мы впервые увидели фахверховые дома, сопровождавшие затем нас всю дорогу. В городе есть университет, и молодёжи в центре полно. Ренн знаменит утренним субботним рынком, а мы как раз прилетели в пятницу и решили посетить это местное чудо. Получили море удовольствия. Много морепродуктов, поразительное обилие сыров, а также ягоды и грибы – для нас невероятная аттракция. Кроме того, естественно, овощи и фрукты, мясо и колбасы, есть и неожиданные товары – домашние джемы, например. Немедленно был начат сезон дегустации устриц – нам их открыли тут же на месте и мы полакомились. Погуляв по рынку, мы выдвинулись в Динан – нашу основную базу расположения в Бретани. По дороге посетили городки Фужер и Кобур. Фужер очень рекомендуем, там красивейший замок. Расстояния небольшие, так что маршруты можно выбирать по своему вкусу – по пути много маленьких симпатичных городов.

Динан – город 16-17 века, прекрасно сохранился. Там мы пробыли 3 ночи в отеле Résidence hôtelière Club MMV. Номер представлял из себя живописную мансарду с кухней в историческом здании (см. лирическое отступление). До центра – 3 минуты на машине. Каждый день делали радиальные маршруты по Бретани, а вечером гуляли по Динану. К тому же, в этом отеле есть маленький крытый бассейн – очень приятно поплавать после насыщенного туристского дня.

Путешествие по маршруту Сан Мало – Канкаль – Динар заняло целый день, хотя расстояния плёвые. При планировании маршрута очень советуем изучить расписание приливов и отливов на сайте и, по возможности, в соответствии с этим выбрать даты поездки, иначе можно это знаменитое явление и не увидеть. С утра пораньше выехали в Сан Мало, был почти максимальный прилив. Посмотрели на затопленный берег, прогулялись по городу и направились в Канкаль. В Канкале есть прекрасный пешеходный маршрут с видами, он идёт вдоль берега и спускается к порту. Если поставить машину возле туристического офиса, то надо обойти собор и повернуть налево – там и будут указатели на этот маршрут. Изюминкой Канкаля является устричный рынок в порту. За более чем умеренную плату можно купить устрицы и тут же немедленно съесть, кидая раковины себе под ноги, как и тысячи туристов. Советуем взять с собой лимон и выпивку с одноразовыми стаканчиками. Правда, если забыли – тоже не катастрофа. Лимон, во всяком случае, вам продадут и на месте. Приятного аппетита! За несколько часов, проведенных нами в Канкале, море ушло. Вернулись в Сан Мало на то же место посмотреть на отлив. Совершенно потрясающее впечатление!

Наконец, насладившись отливом, можно подъехать в Динард – очень симпатичный тусовочный городок с казино. Там проводятся кинофестивали и в самом центре у пляжа стоит памятник Хичкоку. День в Бретани длинный, по настоящему теплеет во второй половине дня. Мы даже пожалели, что не взяли купальные принадлежности – стало на удивление тепло и солнечно, и можно было тут же под Хичкоком искупаться.

Поездка Сен-Бриё – Берег розового гранита – тоже на полный день. Сен-Бриё особо не впечатлил, можно его и пропустить. Берег Розового гранита очень хорош, отличается поразительными видами, интересной природой – все растения как будто прибиты ветром. В прибрежных городочках жизнь протекает по-курортному неторопливо. И хоть ресторанчики здесь не закрываются после 14.00, на обед надо закладывать не менее двух часов – обслуживание очень медленное. Вечер, как обычно, провели в Динане – спустились к марине.

Мон-Сен-Мише́ль, переезд в Нормандию. Утром выехали в Нормандию. Снова было солнечно и тепло, что в сентябре для этого региона – редкость. В Мон-Сен-Мише́ль надо постараться прибыть раненько, пока нет толпы туристов и можно ходить не толкаясь. От стоянки ходит бесплатный шаттл, но можно пройти и пешком – минут 40. На входе советуем купить путеводитель на русском языке – цена 6,5 евро. Он содержит карту, которая всё равно нужна о отдельно стоит 3,5 евро. На посещение особо много времени не требуется - погулять по улочкам и посетить аббатство. Также, если попадёте в удачный день, интересно наблюдать за морем. Был небольшой прилив, и крепость была поначалу окружена водой, которая постепенно начала уходить. Было решено отобедать оставшимися продуктами – у нас после Динана остались сыр, креветки, хамон. На выезде из Сен Мишеля заехали на ближайшую ферму, купили бутылочку сидра и тут же на лавочке под неё пообедали – просто лепота!

По прибытии в Байо сразу отправились в музей гобелена – обязательно для просмотра! Гобелену уже почты тысяча лет, он создан в 1070-е гг. и рассказывает о завоевании норманами Англии . Есть замечательный аудиогид на русском языке. Сам городочек крохотный, в центре – очень красивый собор, пара интересных улиц. Много времени на осмотр не требуется. Затем выехали к пляжу Омаха – месту высадки американцев в июле 1944 года. Будете долго смеяться, но их тут любят и уважают! Во всём чувствуется приближение 70-й годовщины, всюду флаги стран-участниц. Вдоль берега – монументы, музеи, памятные знаки, буквально в каждом месте, где что-то происходило. Уже вечерело, но было тепло. Поэтому, переодевшись в машине, мы искупались в Ла-Манше, чем вызвали нездоровый интерес туристов на берегу.

Байо был первым городом, освобождённым в результате Нормандской битвы. С утра посетили тематический музей (Musée Mémorial de la Bataille de Normandie) и английское мемориальное кладбище. Как тут ухаживают за кладбищами – просто нет слов. Почти все могилы с именами, иногда встречаются веночки и записки от родственников. Но и каждому неизвестному солдату положена отдельная могила и свой индивидуальный памятник… Снова, уже не впервые во Франции, стало стыдно за нашу бывшую родину. Затем через пляжи высадки союзников (англичан, французов, поляков, канадцев) и маленькие симпатичные городки двинулись вдоль моря в Трувиль. Довиль и Трувиль – элитные курорты Нормандии. Довиль – более тусовочный, Трувиль – менее. Мы сняли нижнюю квартирку-студию с кухней на вилле в Трувиле, в нескольких минутах ходьбы от центра города, казино, ресторанчиков и рыбного рынка. Последнее обстоятельство было использовано нами в корыстных целях – продолжение завтрака в виде свежих устриц каждый день состоялось именно там.

Мост Нормандия – Онфлёр – Этрета. С утра отправились в Онфлёр, а потом, через знаменитый мост Нормандия – в Этрету. К сожалению, не доехали до Фекама, было уже поздновато, а мы собирались вечер посвятить Довилю. Онфлёр – очень симпатичный старинный городочек, за час сделали круг по центру - и дальше в путь. В Этрете творил Клод Моне, копии картин со знаменитыми дырявыми скалами выставлены тут же на пляже, где можно эти самые скалы и в натуральном виде лицезреть. Кому позволяет здоровье, может подняться на скалы, откуда открывается чудесный вид на бухту и город. Туда проложены лесенки. Если есть желание сфотографировать мост Нормандия, то со стороны Гавра перед мостом есть зона отдыха со смотровой площадкой. Вечер провели в Довиле. Видимо, его роль во Франции сродни Юрмале в Советском Союзе – курорт северный, нежаркий, но понтов много. Крошечный вылизанный кинофестивальный городок, как с картинки. На пляже – знаменитые кабинки с именами кинозвёзд

Дорога сыров и кальвадоса: Ливаро – Лизьё – Пон –л"Эвек. В Пон –л"Эвеке на северном въезде находится фарбрика кальвадоса Пьер Маглуар. Экскурсия с дегустацией стоит всего 3,3 евро. Всё, конечно, по-французски. Но можно попросить буклет на русском языке. Кроме того, и фильм, который демонстрируют вначале, тоже по просьбам публики сопровождается русскими субтитрами. В конце экскурсии, как водится, наливают – то, что попросишь. Можете не стесняться. В Ливаро находится фабричка по производству сыров. Вход бесплатный. Через окна открывается вид непосредственно на сам производственный процесс. По окончании осмотра можно посетить магазинчик, попробовать все сыры и купить, что понравилось. Нам, например, очень пришёлся по вкусу сыр Нефшатель…Открытием поездки стала базилика в Лизьё – место паломничества к святой Терезе. Мы относимся к другой конфессии, поэтому впечатлились только масштабностью здания и количеством паломников из разных стран мира. С историей же святой Терезы пришлось уж знакомиться в интернете, по возвращении домой.

Вечер был посвящён казино Трувиля. Ставки невысокие: Блек-Джек – 5 евро, рулетка – пол-евро. Народу было очень мало – не сезон. Форма одежды – свободная.

Руан. Это просто супер-город, жемчужина Нормандии. Просто гулять – и наслаждаться жизнью. Дополнительно – две рекомендации. Ресторан Корона, основанный в 1385 году. Находится напротив собора Жанны Д"Aрк. Стены увешаны фотографиями знаменитостей, бывавших здесь. Это, к примеру, Грейс Келли, Софи Лорен, Брижит Бардо, Серж Гинзбург, Сальвадор Дали, Жан Поль Сартр – и это только малая часть, кого навскидку смогли опознать по фото. Но дело не только в понтах. Действительно очень вкусно! Цены, конечно, не из дешёвых. Но для особого случая, а у нас такой был – не так уж страшно. А удовольствие – огромное. Кроме того, господа, в ресторане Корона дают уроки хорошего тона. Когда мужчина приходит с дамой, то меню вручают обоим. Но, внимание, женский вариант – без цен!!! Дама не должна отвлекаться на такие глупости, как цена, она просто выбирает то, что ей нравится! Второе. Вечером, когда стемнеет, на фасаде руанского собора проводится световое шоу. Мы о нём ничего не знали и случайно увидели по дороге из ресторана в гостиницу. Советуем узнать о времени и днях проведения в туристическом офисе. Очень красиво и необычно!

По дороге из Руана в Париж заверните в Живерни – дом-музей Клода Моне с садом. Сад поражает буйством красок, там же находятся пруды с увековеченными художником кувшинками и водяными лилиями. Только на мостике, вместо него, толпятся туристы с камерами. Можно в хороший день долго гулять и наслаждаться.

Наконец, Париж – заключительный пункт нашего путешествия. Мы здесь не впервые. Вышли из гостиницы с утра – вернулись к ночи, сделав за день 18 километров пешком по любимым местам. С остановками, конечно. Об этом городе написаны тома. Совет касается только ночёвки. Очень удобно, что отель Ibis, наша многолетняя палочка-выручалочка, находился рядом с Эйфелевой башней на бульваре де Гренель. Если есть возможность заказать заранее – очень рекомендуем, цена недорогая для такого места – 79 евро, и ещё 19 нам обошлась стоянка за сутки. Если кому интересно – буквально напротив вход на станцию метро. Вышли в поисках завтрака, осмотрели окрестные заведения и вернулись завтракать обратно в гостиницу. За 9,5 евро Ibis накрывает довольно разнообразный и вкусный шведский стол.

Ноу-хау! Самолёт у нас был утром. Поэтому решили заночевать в Орли в бюджетном отельчике "Премьер-Класс", там их много разных на одном месте. Этот подход себя полностью оправдал. Спокойно, поздно вечером, без пробок и нервотрёпки, переехали из центра в Орли. Парковка здесь бесплатная, до аэропорта – 5 минут, не нужно вставать за 5 часов до вылета. А поесть можно тоже в одном из двух Ибисов, они тут рядом и за ту же цену продают завтрак для всех, не только для своих постояльцев.

Кстати говоря, в Байо мы тоже жили в отельчике сети "Премьер-Класс". Простенько, но дёшево, всегда со стоянкой, рядом обычно находится отель Campagnile, где можно позавтракать. Если вам только переночевать – неплохое решение.

Бензин стоил в районе 1,5 евро за литр.

Желаем всем приятного отдыха!

Нормандия – один из самых красивых и интересных регионов Франции. Здесь и удивительная природа, и средневековые города, красивые деревни, казино и роскошь, сидр и кальвадос, да чего только в Нормандии вы не найдете. Проблема региона в том, что если вы хотите это всё увидеть, общественный транспорт не подходит – потратите много денег и увидите 2-3 города. Поэтому тут либо заказывать экскурсию (смотрите, кстати, предложения из Парижа по ), либо арендовать машину и ехать самому. О втором способе и расскажем. Как увидеть больше и лучше.

Аренда машины во Франции

Аренда автомобиля во Франции – дело стандартное. Никаких особых премудростей нет. Мы подробно писали о процессе в , а . Посоветуем здесь только этот сайт , на котором можно без труда зарезервировать себе автомобиль.

В этой статье мы предлагаем вам неспешное путешествие по Нормандии примерно на одну неделю. При желании вы можете уложиться и в 3-4 дня. В таблице приведен весь маршрут, с трассами, километрами, расходом бензина и стоимостью платных дорог. А сейчас опишем пункты остановки и вы сами сможете выбрать, что для вас интереснее.

День первый

Мы предполагаем, что свое путешествие вы начинаете в Париже. Машину можно взять напрокат прямо в аэропорту Шарль-де-Голль или Орли , или же в самом городе.

Первый день мы предлагаем провести вам в столице Нормандии – (Rouen). Город знаменит своим гигантским собором, тем, что этот собор при разном освещении 30 раз изобразил Клод Моне, и тем, что в Руане сожгли Жанну д’Арк (место костра до сих пор сохранилось). Город богат средневековой архитектурой и открывает дорогу к Нормандии – камамберу, крепам, сидру и мидиям. Всё это вы можете найти в Руане. Стоит посетить и музей изящных искусств, особенно, если вы ценитель импрессионистов. В Нормандии жили многие из них и её родимую и писали. Изображенные места позже стали популярными, ниже о них и поговорим. В общем, музей познавателен не только с художественной, но и с географической точки зрения.

Расстояние от Парижа до Руана примерно 140 км. По пути вы можете заехать в дом-музей, а скорее даже сад-музей Клода Мон е – Живерни (Giverny). Здесь он писал свои знаменитые кувшинки, и сейчас Живерни стало местом паломничества поклонников его творчества. Побывать в деревне великого художника можно и в ходе отдельной экскурсии, где вам предоставят наушники с аудиогидом на русском языке. Поездка организована прямиком из Парижа, узнать подробную информацию и заказать ее .

Переночевать в первый день мы предлагаем в Руане. Вечером в городе можно сходить в ресторан или бар, полюбоваться ночным представлением на или прогуляться по набережной Сены. Здесь немало отелей, которые предлагают своим посетителям парковки. Лучшие предложения гостиниц в центре Руана смотрите по этой ссылке .

День второй

Едем дальше. Небольшой город (Dieppe ) – следующий. Это первый город в нашем путешествии на Ла Манше. Отсюда раньше отплывали корабли осваивать Новую Францию, то есть Канаду. Город портовый, много рыбных ресторанчиков, длинный пляж и средневековый замок на вершине утеса. Есть, что посмотреть! Дьепп находится в 82 км от Руана.

Далее, после обеда, едем в город (Etretat ). Небольшой городок, известный своей природой. Обрывистые скалы, зеленые луга, удивительного цвета море. Пляж в Этрета очень приятный, но туристов крайне много. Удивительную форму скал пытались передать многие художники на своих работах. От Дьеппа до Этрета – 84 км. А по пути вы можете заехать в одну из самых красивых деревень Франции - Veules les Roses. Она расположилась на берегу самой маленькой реки страны. Здесь много фахверковых домов и фабрик, а на центральной площади не забудьте отведать дюжину свежих устриц.

Учитывайте, что летом, особенно на выходные, в Нормандию едут все парижане. Это их загородная дача. Поэтому в теплую погоду, места на парковке в центре города не найти (парковки, кстати, чаще бесплатные), поэтому иногда машину придется оставлять за 1-2 километра от центра города.

То же самое и с отелями. Их лучше бронировать заранее. Во второй день мы предлагаем вам переночевать в городе Этрета , гостиниц здесь немного, но есть среди них очень уютные.

День третий

Всего 47 километров, в течение которых вы пересечете один из самых известных мостов мира – мост Нормандии (вантовый мост, изображенный на купюре номиналом в 500 евро), и вы окажетесь в небольшом портовом городке (Honfleur). Его уж кто только не рисовал. Это, пожалуй, самое нормандское место на всем вашем пути. Небольшой порт, яхты, архитектура и вкуснейшая кухня – вот залог успеха города. Онфлер удостоился даже попасть в инстаграм Дмитрия Медведева, в его бытность президентом, это вам не мидии с картошкой фри лопать!

Продолжаем путешествие. Проезжаем еще всего 20 километров на юг и попадаем сразу в два города – (Deauville) и Трувиль (Trouville), они находятся по разные стороны реки. Трувиль – это деревня на море. Само название переводится с французского, как город-дыра, но это далеко не правда. Более цветущий городок во Франции ещё поискать нужно. А знаменит своим казино, пляжем и скачками. Оба они претендуют на звание лучшего пляжа. Сейчас сюда приезжают состоятельные парижане, провести выходные или каникулы.

Здесь и будет наша следующая ночевка. Хотите ощутить себя в центре роскоши – вот отели в Довиле , предпочитаете более скромную жизнь – тогда гостиницы в Трувиле .

День четвертый

Утром сходите на пляж Довиля, если погода позволяет (она обычно не радует этот регион), а дальше направляйтесь в Кан (Caen), не будьте русскими журналистами, не путайте с Каннами. Это два абсолютно разных города. И, к сожалению, Кан – это далеко не . Но зато, отличный город с огромным, чуть ли не самым большим в Западной Европе, средневековым замком. Его возвел тот самый Вильгельм Завоеватель, нормандец, покоривший . После него уже больше никто не смог. До Французской революции он был здесь и похоронен.

Кан находится в 42 км от Довиля. По дороге загляните в Cabourg, прославившийся своим фестивалем, пляжем, казино, ипподромом и Гранд Отелем. В Кане следующая ночь. Выбирайте отель или комнату .

День пятый

Отдыхайте, наслаждайтесь морем, Бретанией, Францией. Смотрите отели .

А на следующее утро назад, в !

До столицы из Сен-Мало – 368 км и примерно 5 с половиной часов в пути. Всего вы проедете по нашему маршруту около 1000 км, потратите примерно 100 литров бензина и получите чуть больше чем гору, размером в Мон-Сен-Мишель, удовольствия.

Изучайте нашу таблицу, оставляйте комментарии о своих поездках и счастливого пути!

Бретань, Нормандия.
День четырнадцатый. 2 октября. К сожалению я забронировал в “Отеле де Роше” только одну ночь. Эх, остаться бы здесь хотя бы денька на 3. Никуда не торопясь погулять по берегу моря, сплавать на прогулочном кораблике на “Семь островов”, но увы…

Прогулочные катера, отправляющиеся на “Семь островов”.

Нас ждёт “Тропа таможенников”. Я долго изучал план Перро-Гирека, и, наконец, решил, что нам надо подъехать на стоянку в середине тропы.

“Тропа таможенников” на плане Перро-Гирека.

Однако балалайка заупрямилась и отказалась распознавать нужную улицу. Пришлось дать ей адрес дальнего конца тропы. В результате она привела нас в самую престижную часть Перро-Гирека к пляжу Трестрау (Trestraou), где находятся Гранд-Отель, Казино и прочие прелести курортной жизни.

Мы оставили машину на большой и абсолютно пустой парковке, обсаженной пальмами, и вышли на променад.

Судя по карте “Тропа таможенников” начиналась на западном берегу бухты. Мы довольно бодро миновали пляж, прошли мимо частных владений и действительно вышли на тропу.

Она петляла по краю обрыва, красивых скал не наблюдалось и лишь вдалеке был заметен каменистый мыс. Когда я прикинул, что до него нам идти не меньше часа, да потом столько же возвращаться обратно, то решил не тратить драгоценное время, а вернуться в Плумана’к и выйти на тропу с другой стороны.

Это повлекло за собой явное недовольство супруги. Перед поездкой она никогда не читает путеводители и отчёты, оставляя всё на меня, поэтому зачастую просто не знает, что мы увидим. Я то знал, что хочу посмотреть и показать жене, ей же было просто приятно гулять по берегу моря. До развода дело, к счастью, не дошло. Примирила нас… часовня розового гранита во имя Нотр-Дам де ля Кларте. Этот храм, не столь роскошный, как церкви приходских участков, оказался очень достойным.

Мы благополучно вернулись в Плумана’к, припарковались на площади и вышли на тот самый пляж, который видели накануне вечером. Вот только пляжа как такового уже не было. Вода поднялась почти вровень с гранитной стенкой.

Часовня, стоящая на пляже, превратилась в островок.

Тропа вновь свернула в сосновый лес и вскоре мы оказались на Берегу Розового Гранита. Пытаться описать это словами невозможно. Это просто надо видеть!

Огромные гранитные глыбы, иногда застывшие в весьма неустойчивом положении, прибрежные скалы о которые разбивался прибой, яркое солнце и сильный ветер – вот наши впечатления от Берега Розового Гранита.

Из того же материала построены маяк, часовня, чьи то частные владения и центр туристической информации (был закрыт).

Время, необходимое природе для разложения мусора. Очень наглядно.

Вдали в море были видны “семь островов”.

Спустились к базе спасателей, там настоящие спасатели наряжали в комбинезон какого-то месье, а его друзья фотографировали.

От ангара, где стоит катер спасателей, в море ведут рельсы. Я так понял, что это слип, чтобы быстро спускать катер на воду, а затем вытаскивать его на берег лебёдкой.

Дошли до скал, называемых “замком дьявола”.Отсюда была хорошо видна дальняя часть тропы, где мы были утром.
Вернулись к машине через город, дошли буквально за 15 минут. Если бы возвращались по берегу, то зависли бы ещё минимум на час. Тане очень хочется остаться здесь вернуться сюда… когда-нибудь.Мы отправляемся дальше на восток в Сен-Мало, но по пути решаем заехать на мыс Фреель (Cap Frehel). Это, пожалуй, единственная достопамятность, которую мы можем сегодня себе позволить. На остальное просто не хватит времени. Дорога на мыс Фреель очень живописна, идёт по берегу моря. В посёлке Плёэрель-Пляж (Pleherel-Plage) останавливаемся на смотровой площадке.

Плёэрель-Пляж. Вдали справа – мыс Фреель.

Дорога идёт высоко над берегом моря, слева по ходу открываются замечательные панорамы.Кое-где народ накатал неофициальные парковки – пятачки вдоль дороги на несколько машин. Въезд на Кап Фреель платный – 2 евро. Платим, проезжаем ещё метров 800 и останавливаемся на парковке. Здесь стоят машины с номерами почти всех стран Европы. Много английских машин – им сюда совсем близко. Попалась даже Шкода из Чехии, но у нас номера – самые экзотические 🙂 На мысе Фреель стоит маяк (принадлежит ВМС).

Отходим от обрыва подальше и идём к башенке, стоящей на оконечности мыса. Когда-то здесь явно были постройки, может быть казармы или артиллерийские батареи. Сейчас всё открыто и доступно. Под ногами – такие же плиты розового гранита, как и сотней километров западнее.

На обратном пути съезжаю вниз к пляжу, Таня идёт к морю, а я просто стою и смотрю на воду.

Просто пляж в Плёэрель-Пляж. Вид на мыс Фреель с пляжа.

По дороге в Сен-Мало заехали в сельпо буланжри-патиссри в деревне Фреель. В наличии свежий хлеб, кое-какие продукты и целый стеллаж вина 🙂 .

Едем в Сен-Мало через Динар.

Недолго стоим в пробке у плотины приливной электростанции. Дорога сужена, идёт ремонт.

Навстречу – вялотекущий хвост из машин, люди едут с работы домой. С плотины электростанции открывается замечательный вид на Сен-Мало.

Снимок кривой, сделан на ходу из машины. Но лучше такой, чем вообще никакого.

В городе у нас забронирован Ибис-Бюджет Центр. На самом деле до центра оказалось неблизко. Машину я почему-то решил поставить в платный гараж – 8 евро за ночь, хотя у отеля была своя (битком забитая маленькая) стоянка.

Поехали в центр, покрутились вдоль парковок под стенами города и, наконец, встали довольно близко от главных ворот.

Все парковки вокруг “Интра мурос”(Intra Muros) – города внутри крепостных стен – платные с негуманным тарифом 20 сантимов за 15 минут. Хорошо ещё, что после 19.00 бесплатно. Настояли на 1 евро 20 сантимов.

Парковки у стен Сен Мало. Фото сделано на следующее утро.

Поначалу Сен-Мало разочаровал. Я читал о том, что город был серьёзно разрушен в 1944 году и восстановлен по старым чертежам и рисункам. Похоже, что восстановление велось также, как и у нас. На узких средневековых улицах стоят огромные шестиэтажные дома из серого гранита.

Кое-где действительно попадаются старые постройки,

Парочка действительно старинных домов у главных ворот.

но в целом город производит впечатление ансамбля сталинской архитектуры с поправкой на местные обычаи и стройматериалы.

Дома довольно однотипные, иногда встречается этакая “пролетарская классика”. Даже собор не производит особого впечатления.

Одинокая часовенка начала XVII века. В Боне или Ванне я бы и внимания на неё не обратил. Улочка в Intra Muros.

На центральных улицах множество бутиков, ресторанчиков с дарами моря (цены куда гуманнее, чем в Плумана’к), блинных.

Кондитерская лавочка.

Довольно быстро прошли город из конца в конец и упёрлись в стены. В Сен-Мало надо гулять именно по стенам.

На них установлены памятники флотоводцам и мореплавателям,

В том числе Жаку Картье открывшему Канаду и основавшему Квебек.

Есть в городе и памятник местному уроженцу поэту Рене де Шатобриану.

Со стен открываются замечательные виды на бухту,

Форт Насьональ, куда летом в отлив можно сходить на экскурсию

И морской порт.

Был отлив и на пляже кто-то своими следами изобразил огромное дерево и подписал натоптал внизу: “Посади дерево – спаси планету!”

Прогулка по стенам примирила меня с этим городом. Напоследок мы спустились на пляж неподалёку от Больших ворот и посмотрели на совершенно фантастический закат.

День пятнадцатый. 3 октября. Наутро мы вновь отправились в Intra Muros. Нашли бесплатную парковку чуть подальше от городских ворот.

Рядом у набережной пришвартовались старинные парусники, может они были и не старинные, а стилизованные, но выглядели здорово!

Подождали, пока откроется турбюро, чтобы взять план города и посмотреть литературу. План в Сен-Мало платный! Всего 20 сантимов, но всё равно неприятно. Везде план города давали просто так. Ещё раз прошлись по городу. Кое-где в домах устроены сквозные проходы под арками. Улицы очень узкие и анфилады арок напоминают питерские “дворы-колодцы”.

Неожиданно вышли к старинному 3-хэтажному дому. В нём находится отель “Les chiens du guet”, буквально “Ночные сторожевые псы”. Когда я готовил поездку, то видел этот отель в букинг.ком.

Герб Сен-Мало со сторожевыми псами по бокам

Со сторожевыми псами связана любопытная история. В старину их выпускали на ночь на песчаные пляжи вокруг Сен-Мало, чтобы они охраняли город и корабли в порту от чужаков – иноземных воинов, пиратов и корсаров. Враги в любую минуту могли напасть на город или разграбить портовые склады и корабли с дорогими грузами. Guet по старо-французски означает “ночная стража”. Собак выпускали после сигнала к тушению огней. Они не могли нанести вреда жителям, потому что на ночь городские ворота запирались. Жители знали, что после удара соборного колокола они обязаны вернуться домой. Утром разрешалось выходить из дому только после звука трубы. Отель расположен на одноимённой площади, названной в честь свирепых псов. Площадь в свою очередь находится неподалёку от Голландского бастиона, где в старину держали этих собак.

С набережной видны два маленьких островка: Гран Бе и Пти Бе. Во время отлива к ним можно пройти, но надо быть осторожным.

Мы покидаем Сен-Мало, но разводной мост у бассейна Вобана оказывается перекрыт. Стоять и ждать перед шлагбаумом запрещено и нам приходится возвращаться и искать другой мост. Он тоже разведён, но здесь хоть стоять можно.

Кружным путём мимо причалов и пакгаузов выезжаем к знакомому “Ибису”.
Перед отъездом из Сен-Мало заезжаем в Карефур, чтобы купить домой оливковое масло, сыр, виноградный сок. К нашему ужасу это оказывается гипермаркет. Стиснув зубы ищем нужные нам продукты, долго ждём, пока молодая семья перед нами расплатится за битком-набитую телегу, да ещё и получит какие-то бонусы. Нам бонусов не дали 🙂 , хотя набрали мы там больше, чем на 100 евро. Изначально мы хотели заехать в Ливаро, но потеряли слишком много времени в гипере. Пришлось переставить балалайку на Онфлёр, тем более, что сыр Ливаро мы уже купили. Балалайка опять выводит не туда – она не знает, что дорога через плотину приливной электростанции ремонтируется. Покрутившись по тихим окраинным улочкам Сен-Мало, выезжаем на 176-ю дорогу в сторону Кана.

С дороги замечаем в дымке силуэт Мон Сен-Мишель, где мы были 2 года назад. Ехать нам довольно далеко, поэтому на полпути заезжаем размяться на площадку отдыха. Похоже, это та самая площадка, на которую 7 лет назад заезжал Сергей Тихомиров . По крайней мере я нашёл зрительную трубу, направленную на секвойю. Похоже, она там и вправду растёт, но мне не хватило оптики, чтобы сделать приличный снимок.

Загадочная картинка:”Где секвойя?”

В этот день впервые с Бургундии было пасмурно, но, когда мы добрались до Онфлёра (Honfleur), выглянуло солнце. Мы уже были в Онфлёре 2 года назад, но в тот раз шёл противный осенний дождь. Поэтому я решил ещё раз попытать счастья в устье Сены.

Попытка удалась – в городе стояла удивительная солнечная погода, несмотря на то, что сувенирные лавки предлагали футболки, салфетки и магниты, на которых в Нормандии вечно идёт дождь:).
В Онфлёре я нашёл недорогую гостиницу на окраине.

Цена от 65 евро за ночь, нам гостиница обошлась в 49 евро.

Портье долго смотрел на распечатку брони, перебирал свои записи, лазил в компьютер. Похоже, что нашу бронь они по хер теряли. В итоге нам достался номер в мансарде с непонятными железками на полу, оказавшимися пожарной лестницей 🙂

Несмотря на 4-й этаж и скошенную крышу, там были 2 удобные кровати, ванна и столик с двумя стульями. Местечко оказалось прикольным.

Мы поехали в центр города на машине, с трудом нашли место и оплатили пару часов в паркомате. Как оказалось, в этот вечер можно было не заморачиваться оплатой парковки. В городе проходил 21-й Праздник Креветки и полиция смотрела на нарушителей сквозь пальцы. Во всяком случае в соседних машинах не было и намёка на парковочные билеты. Мы с удовольствием потолкались в толпе, посмотрели на сырные и колбасные прилавки, обошли Vieux Bassin (Старый Бассейн) – самое знаменитое место города. Зашли в Соляные чердаки, где была выставка моделей кораблей,

Статуя… креветки в Соляных чердаках.

выпили кира и пива в кафе на набережной,

Прошлись по знакомым улицам мимо церкви Святой Екатерины, художественных галерей, памятника сборщицам устриц

И, наконец, чудом нашли местечко в ресторанчике: все столики кроме одного оказались зарезервированы. Таня взяла тарелку “даров моря” с устрицами №3, лангустом, креветками и ракушками,

Я попросил мясо, на десерт мы взяли сырную тарелку.

В качестве напитков выбрали кир и большой бокал Leffe, а то вино мне уже поднадоело. Дамы за соседним столиком, также пившие пиво, одобрительно посмотрели на мой поллитровый бокал.

Счет оказался вполне вменяемым – чуть больше 50 евро.
Вернувшись к нашему “Оберж де ла Клер”(Auberge de la Claire), мы обнаружили, что все места на парковке заняты. Пришлось приткнуться к витрине ресторана на первом этаже.