Уникум – это необычное место планеты. Природные уникумы России

19.08.2014 6361 0

Задачи: изучить размещение природных комплексов на Дальнем Востоке; сформировать знания о своеобразии природных условий различных регионов Дальнего Востока; совершенствовать умения объяснять это своеобразие при решении познавательных задач.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Дальний Восток: край контрастов».

Проверку уровня усвоения знаний и умений целесообразно провести в уплотненной форме. Фактологические знания можно проверить фронтально в виде небольшого теста по вариантам.


1) Установите соответствие: Возраст складчатости

а) мезозойский;

б) тихоокеанский.

Территория

1) Хребет Сихотэ-Алинь;

2) Полуостров Камчатка;

3) Курильские острова;

2) Земную кору Дальнего Востока формируют:

а) области мезозойской и тихо­океанской складчатости;

б) область тихоокеанской склад­чатости и древняя платформа;

в) древняя платформа и область мезозойской складчатости.

3) Территория Дальнего Востока омывается:

а) Тихим океаном;

б) Тихим и Северным Ледовитым океаном.

4) Гейзеры располагаются:

а) на камчатке;

б) на камчатке и Сахалине;

в) на Камчатке, Сахалине и При­морье.

5) Изотермы на территории Даль­него Востока простираются ме- ридианально:

в) круглый год.

б) Летом в Приморье основное направление движения воздуш­ных масс:

а) с моря на сушу;

б) с суши на море;

в) по морю вдоль суши

1) Установите соответствие: Возраст складчатости

а) мезозойский;

б)тихоокеанский.

Территория

1) остров Сахалин;

2) хребет Джугджур;

3) Корякское нагорье.

2) Земную кору Дальнего Востока формирует:

а) древняя платформа и область мезозойской складчатоети;

б) область тихоокеанской склад­чатости и древняя платформа;

в) области мезозойской и тихо­океанской складчатости.

3) Большая контрастность приро­ды Дальнего Востока предопре­делена большой протяженностью территории:

а) с севера на юг;

б) с запада на восток.

4) Действующие вулканы распо­лагаются:

а) на Курильских островах;

б) на Курильских островах и Камчатке;

в) на Курильских островах, Кам­чатке и Сахалине.

5) Зимой в Приморье основное направление движения воздуш­ных масс:

а) с моря на сушу;

6) с суши на море;

в) по морю вдоль суши.

б) На юге Дальнего Востока реки имеют:

а) снеговое питание и летнее по­ловодье;

б) дождевое питание и летнее половодье;

в) дождевое питание и весеннее

половодье_______________


Определения можно зачитывать в следующей последователь­ности:

1) Области земной коры, отличающиеся большой подвижно­стью.

2) Тропический циклон, образующийся в морях у берегов Вос­точной Азии, вызывает ливневые дожди.

3) Глубоководная впадина в океанах.

4) Внедрение магмы в толщу горных пород земной коры.

5) Прибор, записывающий колебания земной коры при земле­трясениях.

6) Гигантские волны, возникающие при землетрясении на дне моря.

7) Ежегодно повторяющийся сезонный высокий и длительный подъем уровня воды, сопровождающийся затоплением поймы реки.

8) Ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу.

9) Конусообразная гора с углублением на вершине.

10) Наука, изучающая строение и движение земной коры.


11) Горячие источники, периодически действующие в виде фонтанов.

12) Место на земной поверхности над расположенным в недрах Земли очагом землетрясения.

13) Плоская возвышенность с хорошо выраженными крутыми склонами.

Ответы:

I вариант- 7, 12, 9, 10, 8, 1, 11,3, 5, 13, 6, 2, 4.

II вариант - 7, 2, 5, 4, 6, 13, 3, 11,9, 1, 8, 12, 10.

II. Получение новых знаний.

Этот блок урока начинается с восстановления в памяти уча­щихся общего понятия о природно-территориальном комплексе. Учитель организует работу по анализу почвенной карты и карты растительности.

1) Что такое природный комплекс?

2) Какими общими признаками характеризуется каждый при­родный комплекс поверхности Земли?

3) Что лежит в основе выделения ПТК?

4) В каких природных зонах располагается территория Дальне­го Востока?

5) Какие природные зоны занимают Приморье, Сахалин, Кам­чатку?

6) По почвенной карте определите типы почв в Приморье.

Обычно учащиеся правильно отвечают на эти вопросы, и учи­телю необходимо только подчеркнуть, что каждый природный комплекс характеризуется не только общими признаками, но и своеобразием, неповторимостью, индивидуальностью природных условий.

Учащимся на прошлом уроке были даны опережающие зада­ния. И сейчас они рассказывают, используя наглядность, о сурово­сти и красоте природы Чукотского и Корякского нагорий, Камчат­ке, Сахалине, Приамурье, островах Тихого океана. Обычно с под­бором материала не возникает проблем, однако учитель может предложить и такие отрывки.

Вулканы на Камчатке

«Ключевская Сопка - самый высокий вулкан Камчатки: 4750 м над уровнем моря. Но он не единственный на полуострове Камчат­ка, их много.

Вулканы дымятся, а время от времени изливают лаву. Для каж­дого вулкана настает час, когда под раскаты подземного гула высо­ко в небо поднимается черный столб, освещаемый снизу, из крате­ра, багровым пламенем; потом начинают сверкать стрелы молний, обрушиваться на землю дождь из пепла, град раскаленных камен­ных бомб, и огненные реки изливаются из жерла вулкана, пенясь и шипя, источая сильный запах серы.

Осенью 1966 г. проснулась и начала буйствовать Ключевская Сопка. В последние годы продвинулось изучение этого вулкана. В Петропавловске-Камчатском создан институт вулканологии. В лесопромышленном поселке Ключи, недалеко от Ключевской Соп­ки, работает вулканологическая станция.

Построена также вулканно-физическая станция у подножия другого вулкана - Авачинской Сопки. Это первая научная станция, расположенная на действующем вулкане. Альпинисты и вулкано­логи не только взбираются на вершины вулкана, но и спускаются в кратер».

(По Н. Михайлову.)

«Мы приближались к кратеру... Из него еще недавно вырыва­лись расплавленные породы... Мы знали, что сейчас кратер не дей­ствовал, но все же это было хоть и закрытое, но отверстие, сооб­щавшееся с раскаленными слоями земли. И кто знает, насколько прочной была его «пробка»!..

Мы осторожно спустились. Надо ли говорить, что мы чувству­ем себя героями...

Я села на большую круглую бомбу. Глубокую тишину наруша­ло только легкое шипение горячих струй. Я смотрела на окружаю­щие меня камни и думала о том, как здесь, в краю огнедышащих гор, изменяются привычные представления о многих предметах. Вот вокруг меня камни. Они различаются по цвету, прочности, со­ставу. Но всех их объединяет одно: они очень молоды. Мы при­выкли к тому, что камни, с которыми мы встречаемся каждый день, будь то красивые камешки на берегу моря или грубые обломки на дорогах, нависающие скалы в обрывах на берегу реки или, нако­нец, высокие горы, все они имеют многомиллионный возраст.

Камни, которые окружали меня, только что появились на свет. Это новорожденные камни. Некоторым из них, возможно, всего 2-3 года. А до того времени они были не камнями, а огненным расплавом, магмой с температурой в несколько тысяч градусов. Магма вылилась на поверхность земли и получила другое имя: ла­ва. Лава тоже вначале была жидкой, раскаленной. Трудно предста­вить себе, что еще совсем недавно дно кратера, по которому мы так смело ходим, было гигантским котлом, в котором кипела и бурлила ослепительно яркая жидкость - расплав камней. Еще совсем недав­но лава, кипя, переливалась через край кратера, и эти теперь хо­лодные, влажные от росы камни текли бурным потоком, разбрасы­вающим вокруг сверкающие брызги».

(По Г. Ганейзер.)

Извержение вулкана Шивелуч

«С древнейших времен местные жители разделяли камчатские вулканы на «горы дымящиеся» и «горы огнедышащие». Шивелуч считался «горой дымящейся», слабо действующей, только време­нами шевелящейся. Отсюда, видимо, и название Шивелуч (Шеве- луч). За последние два столетия отмечено всего 6 его извержений. За это же время Ключевская Сопка извергалась 20 раз, Авачинская -

Между тем Шивелуч, как об этом свидетельствует летопись Земли, один из старейших вулканов полуострова. Ему более 5 тыс. лет...

В начале февраля, в ясный, морозный полдень, из дымящегося кратера вулкана Шивелуч поднялся огненно-красный столб пепла. Ветром его относило на запад. Осыпаясь, остывший пепел покрыл толстым слоем снег в распадках, совершенно преобразил тайгу, сделав деревья тускло-серыми. Жители камчадальского селения Камаки сообщили о случившемся на вулканологическую станцию...

Тем временем деятельность вулкана усилилась. С каждым ча­сом столб пепла, выдуваемый из кратера, становился все гуще, и ветром его уже не относило в сторону. Пепел распространялся по небу клубящимся облаком и осыпался сухим, звенящим дождем.

Ученые, извещённые гонцами, прибыли на место извержения...

Только к вечеру удалось достигнуть кратера. Несмотря на рас­каленный воздух, на высоте 2000 м лежал снег, и на склонах сопки было очень холодно... взрывы и сотрясения почвы следовали с на­растающей силой. К счастью, вулканические бомбы падали в сто­роне от палатки ученых. Горячая туча из пепла и обломков камней вдруг выдулась из картера и покатилась по склону. Но внезапно она поднялась вверх, обнажив на куполе огненно-красную лаву...

Горячий пепел, забираясь под маску, слепил глаза, обжигал ли­цо. Стало нестерпимо душно. Насыщенный ядовитыми газами воз­дух перехватывал дыхание. Начался огненный камнепад. Раскален­ные обломки, как шрапнель, стучали по камню, за которым сидели ученые.

Непрерывно в течение суток вулканологи наблюдали за темпе­ратурой купола и сухого потока, изучали состав лавы, пеплов и возгонов, определяли динамику извержения Шивелуча.

Через несколько лет на гребне вулкана установили постоянную наблюдательную базу».

(По С. Бытовому.)

Подземная котельная планеты

«Зимний морозный день. Безветренный и солнечный - счастли­вое сочетание в этих краях. В село Паратунку, что расположено в 50 км от Петропавловска-Камчатского, направляются в такие дни десятки лыжников. Одна за другой остаются позади запорошенные снегом сопки - и вдруг... покрытая нежной зеленью долина. Стоп, лыжники! Здесь кончается зима. Над небольшим озерком клубится пар, плещутся в его воде купальщики. Теплынь. В лыжных костю­мах, пожалуй, даже жарко, хотя от созерцания снега, который ле­жит плотным слоем всего в нескольких сотнях метров, невольно бегут по телу мурашки. Но вот сброшена одежда, и лыжники пры­гают в дышащее паром озеро. Хорошо! Солнце светит вовсю. Ис­крится под его лучами снег, и еще настойчивее тянется ввысь неж­ная зелень, покрывающая берег озера.

Фантастично? Пожалуй. Но только для тех, кому не случалось побывать на Камчатке, в этом краю, богатом чудесами природы».

(По Л. Шевченко.)

У камчатских гейзеров

«Здесь все пропитано запахом серы. Склоны Долины гейзеров горячи, их покрывают диковинные цветы из кристаллической серы, белесые узоры из нашатыря, розы тончайшей работы. Возле гейзе­ров склоны покрыты гейзеритом - кремнистыми отложениями со­лей минерализованной воды. Это отложения то жемчужного, то коричневого, то ярко-оранжевого оттенков. В долине множество теплых, горячих и кипящих озерков и просто лужиц самого разного цвета (от небесно-голубого и бирюзового до кирпично-красного). В зарослях шеломайника фыркают и плюются грязевые котлы, а на склонах с источниками каждый сантиметр попыхивает, булькает крошечными горячими фонтанчиками - живет своей напряженной жизнью, напоминающей о далеком прошлом нашей Земли. Гудит под ногами почва, на самых горячих участках растет предательски зеленая травка. Не ступайте на нее - обожжетесь!

Особенно хороша долина в предвечерние часы, когда воздух становится прохладнее и вся она курится множеством столбов, струй и струек пара. Громадные, фантастически зловещие клубы его медленно поднимаются над гейзерами, застилают солнце и борта долины. Мощная струя горячей воды в первые 30 секунд из­вержения Великана, одного из самых крупных гейзеров, бьет на 30- 35 м вверх, а столб пара достигает высоты 300-400 м.

В долине 20 крупных гейзеров. У них любопытные имена, дан­ные за свойства характера или за цвет гейзерита: Первенец, Сосед, Сахарный, Непостоянный, Большая Печка, Фонтан, Плачущий... Никто не может сказать, сколько лет живут гейзеры. Но, несомнен­но, они могут рождаться и умирать».

(По разным источникам.)

В заключительной части урока для активизации познавательно­го интереса учащихся, развития их мышления и формирования умений самостоятельно объяснять природные явления учитель предлагает задание.

Командорские острова расположены на широте Москвы. Од­нако если в Подмосковье - зона смешанных лесов, то на островах - лесотундра. Объясните суровость природных условий на Коман­дорских островах.

Если учащиеся затрудняются объяснить, то учитель обучает их приемам логического подхода:

1) выделить главный природный фактор, под влиянием которо­го формируются условия природных зон на равнинах (климат);

2) определить, используя карты, особенности климатических условий на островах в сравнении с климатом Подмосковья и фак­торы, объясняющие эти климатические особенности на островах (климат Командор формируется под влиянием холодного Камчат­ского течения и холодных воздушных масс с Берингова моря, Ти­хого океана и Северо-Восточной Сибири, поэтому климат островов более холодный и суровый, чем в Подмосковье);

3) выявить причины низких летних температур на островах; из­вестно, что растительность развивается летом, поэтому важно объ­яснить, почему летом над островами морской умеренный воздух с Тихого океана очень прохладный и влажный (для ответа на этот


вопрос необходимо использовать не только географические знания

о влиянии на тепловые свойства морского воздуха холодного Кам­чатского течения, но и знания по физике о большой удельной теп­лоемкости воды, поглощении энергии при испарении и большой удельной теплоте парообразования и объяснить особенности взаи­модействия атмосферы с поверхностью океана, в результате кото­рого летом над океаном в умеренных широтах образуются про­хладные и влажные морские воздушные массы;

4) сделать вывод о влиянии сурового климата на развитие рас­тительности и почв на островах, руководствуясь идеей о взаимо­действии компонентов в природных комплексах на примере связи климата - растительности - почв.

По карте растительности видно, что тундра и заросли кедро­вого стланика и ольховника на Дальнем Востоке простираются да­леко на юг, местами до широты 50°. Объясните причины этого природного явления.

Особенность этой задачи состоит в том, что учащиеся должны назвать в качестве причин, объясняющих это природное явление, не только климат, но и другие природные факторы, многолетнюю мерзлоту, расположение горных хребтов и их высоту над уровнем моря.

Пользуясь картами, сравните природные условия Чукотского и Кольского полуостровов, расположенных на одной широте. Объ­ясните черты сходства и различий.

Объясните, почему на Дальнем Востоке наблюдается почти повсеместно избыточное увлажнение. Почему на Тихоокеанском побережье осадки выпадают в основном летом? Почему величина суммарной солнечной радиации на юге Дальнего Востока меньше, чем на той же широте внутри материка?

На Корякском нагорье в настоящее время насчитывается 650 ледников общей площадью 216 км2. Снеговая линия лежит на вы­соте 1200-1700 м, а на восточных склонах местами снижается до 500-600 м. Объясните, почему на Корякском нагорье существует современное оледенение, в то время как на Урале на той же широте и высоте ледников нет.

Домашнее задание: § 42, подготовить сообщение об истории открытия и освоения территории Дальнего Востока.

Тема урока: Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

Цели урока : Сформировать у учащихся знания о природных комплексах Дальнего Востока, Развить у учащихся знания о природных регионах России, воспитать у учащихся бережное отношение к природе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

I. Образовательные

Сформировать у учащихся знания о природных комплексах Дальнего Востока

Сформировать у учащихся знания об особенностях природы Чукотского нагорья

Сформировать у учащихся знания о природе полуострова Камчатка

Сформировать у учащихся знания об особенностях природы Сахалина

Сформировать у учащихся знания о природе Приморья

Сформировать у учащихся знания об природных уникумах Дальнего Востока

II. Развивающие

Умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;

Самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету

III. Воспитательные

Убедить учащихся, что изучение Дальнего Востока необходимо для социально-экономического развития страны, хозяйственной деятельности человека

Средства и оборудование : учебник, атлас, контурные карты, тетрадь, карта Дальнего Востока, карта России
ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка подготовленности к уроку

II. Проверка домашнего задания

При проверке домашнего задания используем фронтальный тип опроса


  1. Общее географическое положение Восточной Сибири

  2. Особенности климата (тип климата, его основные характеристики)

  3. Общая характеристика рельефа

  4. Какие природные регионы Восточной Сибири мы изучили?

  5. Какие виды природных ресурсов встречаются в Восточной Сибири? (примеры)
III. Изучение нового материала

Актуализация знаний

Мотивация изучению нового материала

Учитель : Итак, нами уже изучены практически все природные регионы России. Сегодня же мы приступим к изучению последнего региона – это Дальний Восток. Познакомимся с природными комплексами Дальнего Востока, особенностями природы региона и с некоторыми уникумами Дальнего Востока

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. (запись на доске)

Метод изложения нового материала – рассказ-беседа.

Учитель : Положение территории Дальнего Востока на границе самого большого материка и самого боль­шого океана Земли существенно повлияло на осо­бенности природно-территориальных комплексов края и их размещение. Морские воздушные мас­сы, поступающие на сушу летом, более холод­ные, чем континент. Поэтому из-за затрат тепла на их прогревание летние температуры воздуха над побережьем значительно ниже, чем во внут­ренних частях материка. Морской воздух прино­сит много влаги, что приводит к увеличению ко­личества осадков по сравнению с внутри материковыми районами. Эти условия являются главной причиной рез­кого смещения на Дальнем Востоке к югу грани­цы природных зон по сравнению с материковыми территориями.

Учитель : Давайте вспомним какие факторы положены в основу районирования природных регионов?

Ученик : Рельеф

Ученик : Животный мир

Ученик : Растительность

Учитель : В основу физико-географического районирова­ния Дальнего Востока положено два фактора: осо­бенности строения поверхности и характер рас­тительности. Рассмотрим наиболее типичные фи­зико-географические районы Дальнего Востока: Чукотское тундровое нагорье, Камчатские мо­лодые тундрово-лесистые горы, остров Сахалин с хвойно-широколиственными лесами, Уссурий­скую тайгу.
Чукотское нагорье.

Учитель : Давайте отметим Чукотское нагорье на контурных картах

Климат Чукотского на­горья один из самых суровых на Дальнем Вос­токе. Поэтому Чукотское нагорье - это сочетание равнинных и горных тундр с горной арктической пустыней. На севере Чукотского полуострова горная тун­дра поднимается не выше 100-200 м, на юге тундра расположена гораздо выше. Обычными обитателями тундр являются северный олень, пе­сец, лемминги и тундровые куропатки. На забо­лоченной низменности гнездится много водоплавающей птицы. На побережье Чукотского моря есть лежбища моржей, а на береговых скалах - птичьи базары.
Полуостров Камчатка.

Учитель : Не менее интересна природа Камчатки. Но перед тем, как более подробно приступить к изучению данного комплекса давайте познакомимся с историей освоения комплекса.

Заслушивается устный ответ одного из учащихся

Историческая справка.

Первые сведения о Кам­чатке были получены из «сказок» (донесений) землепроходцев. Честь открытия Камчатки при­надлежит Владимиру Атласову, совершившему туда походы в 1697-1699 гг. Вскоре Камчатка, была включена в состав России. Он также соста­вил чертеж (карту) Камчатки и дал ее подробное описание.

В результате Первой (1725-1730) и Второй (1733-1743) Камчатских экспедиций под руко­водством знаменитого русского мореплавателя Витуса Беринга была подтверждена разделенность Азии и Северной Америки, открыты Алеутские и Командорские острова, составлены карты, со­бран ценнейший материал о Камчатке. Во Вто­рой Камчатской экспедиции принимал участие С. П. Крашенинников, работа которого «Описа­ние земли Камчатки» принадлежит к числу клас­сических произведений географической литера­туры.

В XIX в. начались плавания из Петербурга в Русскую Америку с обязательным заходом на Кам­чатку, в Петропавловск. В этот период Петро­павловск стал основной базой России на Дальнем Востоке. Город раскинулся на берегах необычай­но красивой Авачинской губы, глубоко вдающей­ся в сушу части Авачинского залива. Над ней возвышаются Авачинская, Корякская и Вилючанская сопки.
Учитель : Камчатка - страна природных контрастов, необычайного своеобра­зия, покоряющей красоты. Горы, действующие и потухшие вулканы, обширные долины и низмен­ности, горные и равнинные реки, холодные и горячие минеральные источники - все это есть на полуострове.

Это один из самых удаленных от европейского центра России уголок страны. Около 2/3 площади Камчатки занято горами. Это область молодых складчато-вулканических гор с тундровой и ле­систой растительностью. Вдоль всего полуостро­ва тянутся два хребта - Срединный и Восточный, разделяемые Централъно-камчатской впадиной с протекающей по ней рекой Камчаткой. Хребты увенчаны вулканическими конусами со снеговыми шапками и ледниками. Время от времени Камчатку сотрясают извержения вулканов. На полуострове насчитывается около 30 действу­ющих и более 130 потухших вулканов. Один из наиболее активных и высочайших вулканов ми­ра - Ключевская Сопка, его высота 4750 м.

Учитель : На картах атласа найдите действующие вулканы, отметьте их на контурной карте (Ичинская Сопка, Мутновская Сопка, Корякская Сопка, влк. Шувелуч, Кроноцкая Сопка)

Учитель : Как Вы считаете оказывают ли влияние вулканы на черты природы Камчатки?

Активная вулканическая деятельность оказы­вает влияние на многие другие черты природы. Так, почвы в результате извержений периодиче­ски получают дополнительные порции первич­ных минералов, что обеспечивает их высокое пло­дородие. Прогнозом вулканических извержений зани­мается наука вулканология.

Учитель : Как Вы считаете надо ли следить за вулканами и для чего?

Почти на всех круп­ных вулканах созданы специальные станции, на которых с помощью современных приборов сле­дят за температурой пород, проводят химический анализ газов, прослушивают кратер вулкана. За несколько дней можно предсказать начало акти­визации вулканической деятельности и предуп­редить жителей окрестных городов и сел.
Климат Камчатки характеризуется избыточной влажностью в течение всего года. Самое сухое и теплое место - Центрально-камчатская впадина. Камчатский полуостров занимает подзона хвойно-березовых парковых лесов. Специфика этой подзоны - преобладание мелколиственных де­ревьев (каменной и японской берез) над хвойны­ми и широкое распространение высокотравья. Среди трав распространены шеламайник, василистник, медвежья дудка и другие зонтичные. Горные хребты покрыты зарослями кедрового стланика и кустарничковой ольхи, еще выше рас­полагаются горные тундры, альпийские луга и снежная зона камчатских ледников. В кедровых стланиках обитает очень крупный бурый медведь, камчатский соболь, белка, бурун­дук, рысь, камчатская кедровка и др. В горных тундрах живет северный олень, а на альпийских горных лугах пасется снежный баран.

Сахалин - самый большой остров России, пло­щадь его - 76 400 кв. км, протяженность с севера на юг более 900 км, наибольшая ширина - 160 км, наименьшая - 47 км.

Остров гористый, но горы невысокие - сред­няя высота 500 - 800 м. Наивысшая отметка ост­рова - гора Лопатина в Восточно-Сахалинских горах. Ее высота - 1609 м над уровнем моря. Сахалин находится в сейсмоактивной зоне Тихо­океанского огненного кольца, с чем и связаны частые землетрясения в его пределах. Последнее силой в 8 баллов произошло в 1995 г. В геологи­ческом строении Сахалина участвуют в основном осадочные породы, с которыми связаны место­рождения нефти, газа, строительных материалов.

Характерная особенность климата Сахалина - высокая относительная влажность воздуха и час­тые ветры. Осадки четко распределены по сезо­нам года, что объясняется господством муссонной циркуляции.

На острове много коротких, порожистых гор­ных рек и горных и долинных озер. Раститель­ный и животный мир острова беднее, чем на ма­терике. Зато в прилегающих морских водах здесь сохранились виды, исчезнувшие или очень ред­кие на материке, например полутораметровый калан и двухметровый морской котик. На севере острова можно встретить олений мох, а на край­нем юге - цветущие магнолии.

Две трети территории Сахалина занято леса­ми. На севере господствует светлохвойная тайга из даурской лиственницы (давайте вспомним для какого комплекса характерна эта порода) с примесью берез и ольхи; на юге - темнохвойные леса из аянской ели, пихты с примесью широколиственных по­род - дуба, тиса. Всюду на юге распространены заросли бамбука, лианы.

Приморье, или Приморский край, располага­ется в южной части Дальнего Востока, на побе­режье Японского моря. На его территории сво­бодно могли бы разместиться такие страны Евро­пы, как Бельгия, Голландия, Дания и Швейца­рия вместе взятые. Для облика края характерны многочисленные хребты, увалы и отдельно сто­ящие сопки. Тектонические они достаточно моло­ды. Почти все горы Приморья относятся к горной стране Сихотэ-Алинь.

Характерный для всего Дальнего Востока мусонный климат в Приморье выражен наиболее ярко.

Учитель : Давайте вспомним, что характерно для этого климата

Муссонный климат умеренного пояса типи­чен для южных районов Дальнего Востока. Обыч­но при охлаждении материка зимой и повыше­нии в связи с этим атмосферного давления сухой и холодный воздух устремляется в сторону более теплого воздуха над океаном. Летом материк про­гревается больше океана и теперь более холод­ный океанический воздух стремится на конти­нент, принося облачность, обильные атмосфер­ные осадки; иногда даже образуются тайфуны. Средние температуры января здесь -15, -30 °С; летом, в июле, +10, +20 "С. Осадки - 600-800 мм в год - выпадают преимущественно ле­том. Если таяние снега в горах совпадает с обиль­ными дождями, происходят наводнения. Увлаж­нение всюду избыточное (коэффициент увлажне­ния больше единицы).

По количеству солнечного тепла Приморье за­нимает одно из первых мест в России, не уступая черноморскому побережью Кавказа.

Обилие влаги в летнее время способствует раз­витию мощного растительного покрова. Большую часть территории Приморья занимает знамени­тая Уссурийская тайга, в которой самым при­чудливым образом сочетаются хвойные и широ­колиственные породы. Кедр и лиственница рас­тут рядом с маньчжурским орехом и амурским бархатом. В лесах края произрастает свыше 250 видов деревьев и кустарников. Приморье занима­ет одно из первых мест в России по числу эндеми­ков - растений, распространенных лишь в дан­ном районе. Только здесь растут амурский бархат (пробковое дерево), железная береза, бересклет Маака и др. Много в крае и реликтовых расте­ний, сохранившихся еще с неогена.

Разнообразен и богат животный мир Приморья. К эндемикам относится уссурийский тигр, кожи­стая черепаха, к остаткам фауны неогена и четвер­тичного периода принадлежат пятнистый олень, черный уссурийский медведь, амурская антило­па горал, маленькая изящная утка-мандаринка, поражающая красотой своего оперения, земля­ной дрозд и др.

В озерах и реках края обитает до сотни видов рыб. В хвойно-широколиственных лесах много мошек и клещей, приносящих вред человеку и животным.
Природные уникумы Дальнего Востока.

Учитель : Давайте послушаем сообщения ваших одноклассников о природных уникумах Дальнего Востока

До­лина гейзеров. Восточная Камчатка - единст­венный в России район с периодически фонтани­рующими гейзерами.

Больше всего действующих вулканов на Вос­точном вулканическом плато, сложенном лавовыми покровами, туфами, пеплом и приподня­том до.600-1000 м. К этим вулканам приуроче­ны многочисленные гейзеры. Долина гейзеров - самая большая примечательность Камчатки. Впер­вые гейзеры обнаружила сотрудница Кроноцкого заповедника Г. И. Устинова в 1941 г., проник­нув к речке, которая впоследствии получила на­звание Гейзерной (приток р. Шумной). Здесь в глубоком каньонообразном ущелье располагает­ся несколько групп гейзеров. Среди них «Перве­нец», «Великан», «Тройной», «Фонтан», «Жем­чужный», «Двойной» и другие - всего 20 гейзе­ров, 10 крупных пульсирующих источников и более 300 мелких, кипящих и свободно изливаю­щихся. Самый крупный гейзер «Великан» дейст­вует весьма оригинально. Его извержение длится недолго - две минуты, но густой пар продолжа­ет подниматься еще 10-15 минут, заволакивая прилегающие части долины.

Роща пихты грандиозной (камчатской) на восточном побережье Камчатки входит в состав Кроноцкого заповедника. Это необычайно стройные и красивые деревья, их высота достигает 13 м, диаметр ствола - 20-25 см, хвоя содер­жит эфирные масла и приятно пахнет. Ботаники относят пихту грандиозную к древней (доледни­ковой) растительности.

Озеро Ханка - самое большое на Дальнем Востоке. Расположено на высоте 69 м над уров­нем океана. Длина его До 95 км, ширина до 65 км, площадь более 4 тыс. кв. км, средняя глубина около 4 м. В него впадает 13 рек. Озеро богато рыбой. На озере произрастает реликтовое растение лотос, гигантская кувшинка, листья которой достигают 2 м в поперечнике, водяной орех.

Лазовский (Судзухинский) заповедник (пло­щадь 116,5 тыс. га) на побережье Японского мо­ря, в кедрово-широколиственных лесах которого обитают тигры, рыси, соболи, медведи, кабаны, пятнистые олени и изюбры, фазаны и рябчики. Частью заповедника является и небольшой (око­ло 30 га) остров Петрова, расположенный в 1 км от берега бухты Сяохе. Остров Петрова - архео­логическая и природная достопримечательность Приморья. Он был обитаем еще несколько столе­тий тому назад. В реликтовой тисовой роще неко­торые деревья достигают 200-300 лет.
IV. Закрепление нового материала

Отметить на контурной карте географические объекты

Какие главные факторы положены в основу районирования Дальнего Востока

Какой тип климата характерен для региона

Сравни­те природные комплексы се­верных и южных частей Дальнего Востока, укажите их существенные различия. 3. Охарактеризуйте при­родные комплексы Камчат­ки.

В чем главное отли­чие природных комплексов островных частей Дальне­го Востока от материко­вых?

VI. Инструктаж домашнего задания

Параграф 42, приступить заполнению таблицы, подготовить контурные карты
Тема: Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока
Цели урока:

1. Изучить население и специализацию хозяйства экономического района.

Показать влияние особенностей ЭГП на развитие экономики Дальнего Востока.

2. Совершенствовать умения работать по типовому плану, анализировать статистические данные, карты атласа.

Учащиеся должны знать:

1. ЭГП Дальнего Востока.

2. Население и специализацию хозяйства района.

3.Нехватку трудовых ресурсов.

Учащиеся должны уметь:

1. Выполнять практические задания на контурной карте.

2. Уметь анализировать статистические данные, карты атласа.

3. Показывать объекты номенклатуры.

Вид урока: Практикум с элементами лекции.

Оснащение урока:

Физическая и экономическая карты Дальнего Востока.

Карта размещения и плотности населения Дальнего Востока. Статистическая таблица «Территория и население субъектов РФ». Задания для практической работы.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. ФНЗ.
2.1.Население Дальнего Востока.

2.2.Работа с тематическими картами атласа.
2.3. Работа в группах.

2.4. Составление таблицы учащимися.

3.Практическая

работа: «Выявление особенностей и проблем развития Дальнего Востока.
4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Сообщение целей и задач урока.

Долгое время район оставался слабозаселенным. За годы Советской власти население выросло в 8 раз, но, несмотря на это, постоянно ощущается потребность в трудовых ресурсах. Интенсивность миграции самая высокая в стране. В настоящее время характерен отток населения с севера. Преобладает городское население.
Используя политико-административную и карту религиозного состава населения России, назовите народы и языковые семьи, проживающие на Дальнем Востоке.

Используя карту размещения и плотности населения, назовите и покажите крупные и крупнейшие города Дальнего Востока.

Дайте характеристику плотности населения Дальнего Востока.

Специализация хозяйства.

Хозяйственная специализация района – добывающие производства цветной металлургии, лесной, рыбоперерабатывающей промышленности

По природным и экономическим условиям выделяют зоны:

1. На юге заселены плодородные равнины Амурской области, Приморского и Хабаровского краев. Муссонный климат обуславливает хорошие условия для сельского хозяйства и жизни людей. Вдоль Транссибирской магистрали концентрируется промышленность, население и главные города.

Формируется Южно-Якутский (уголь, электроэнергетика, металлургия) и Амурский

(Комсомольск-на-Амуре – центры машиностроения)

В Магаданской области и республике Саха суровые условия севера затрудняют хозяйственное освоение территории. Основные транспортные оси – р. Лена, Северный морской путь.

На Тихоокеанском побережье, Камчатке, Сахалине, Курилах хозяйственное освоение сдерживается слабым развитием социальной сферы и транспорта.

Перспективы развития:

1.Создание технополисов;

2.На юге развивать топливную промышленность, электроэнергетику, машиностроение, оборонную промышленность.
1.Части района (север, юг, восток).

2.Специализация (по каждому району).

3.Факторы, стимулирующие развитие данного производства (плодородные земли, муссонный климат, неблагоприятные природные условия, выход к океану).

1. Особенности ЭГП.

2. Хозяйственное освоение региона.

3.Проблемы Дальнего Востока и пути их решения.

4. Экономические связи Дальнего Востока, способствующие его развитию.

1. Как ЭГП Дальнего Востока влияет на развитие хозяйства региона?

2. Охарактеризуйте структуру хозяйства Дальнего Востока. Какие отрасли можно назвать отраслями специализации?

3. Дальний Восток – это территория со свободной экономической зоной в районе Находки.

Как вы думаете, чем вызвано создание здесь свободной экономической зоны?

4. По рисунку 88 (с.327 учебника) проанализируйте процесс взаимодействия Дальнего Востока с другими экономическими регионами России.

5. Проведите анализ основных статистических показателей экономики Дальнего Востока.

2. Закончить практическую работу: «Выявление особенностей и проблем развития Дальнего Востока».

3. Учить географическую номенклатуру по теме

«Дальний Восток».

Тема: Хозяйство Дальнего Востока
Задачи: 1. Повторить и проверить знания обучающихся по природе и населению Дального Востока.

2.Дать знания школьникам по хозяйству Дальнего Востока.

3.Развивать географическое мышление, память, внимание обучающихся.

4.Стимулировать эмоциональное отношение, заинтересованность в решении социальных и экологических проблем Дальнего Востока, в перспективах развития этой части России.

Тип урока: комбинированный.

Наглядность: атлас России, контурная карта, физическая карта России, компьютерный диск.

Ход урока


  1. Организационный момент.
Приветствие обучающихся. Сообщение учителем целей урока.

  1. Повторение и проверка знаний
Каждому школьнику выдается полоска бумаги для проверочной работы. Задача обучающегося пронумеровать на листочке вопросы и поставить рядом знак «+», если согласны с утверждением предложении, «-», если не согласны.

Вопросы.


  1. Практически вся территория Дальнего Востока относится к области кайнозойской складчатости.

  2. В районе часто бывают землетрясения и моретрясения.

  3. Основная дсля осадков на юге Дального Востока выпадает зимой.

  4. Дальневосточные реки преимущественно равнинные.

  5. Амур – крупнейшая водная магистраль Дальнего Востока.

  6. Самое крупное из озер района – Ханка.

  7. Растительный и животный мир Дальнего Востока беднее. Чем Сибири и европейской части России.

  8. Вулкан Ключевская Сопка находится на о. Сахалин.

  9. В Приморье климат муссонный.

  10. В тайге Дальнего Востока обитает уссурийский тигр.

  11. Берега Дальнего Востока омывает 3 моря.

  12. В Чукотском море встречаются киты и тюлени.

Полоски бумаги с ответами обучающихся сдаются учителю.

На доске незаконченный тест, дополнить его

(по очереди вызываю обучающихся к доске)

1.Численность населения Дальнего Востока …………….

2.Средняя плотность населения …………..

3.Коренные жители: чукчи, ………….

4.Преобладает население (городское, сельское) ……….

5.По 500тыс.чел. только в двух городах …………

6.Проблемы района …………..
3.Изучение нового материала.

Учитель задает вопросы:

1.Какими богатствами обладает Дальний Восток?

2.Почему эти богатства используются слабо?

3.Просмотрев на диске материал по теме, выделите ведущие отрасли экономики Дальнего Востока?

Работа с атласом и контурной картой.

Задание: подписать на контурной карте 5 крупных промышленных центров Дальнего Востока.

Заслушивается сообщение обучающегося о городе Владивостоке.
Работа с учеником и рабочими тетрадями.

Из текста параграфа 60 – выписать в рабочую тетрадь основные проблемы Дальнего Востока.

Проверка самостоятельной работы.

Заслушивается сообщение обучающегося о перспективах развития Дального Востока.
4.Заключительная часть урока.

Учитель: Что вы узнали о хозяйстве Дальнего Востока?

Выставление оценок за работу на уроке.
Дома: на альбомном листе придумать и красочно изобразить герб Дальнего Востока, подготовить сообщение о Хабаровске, работая с дополнительной литературой.

Тема: Хозяйство Дальнего востока (2-ой вариант урока)

Девиз урока: «Кто же, если не мы?

Когда же, если не сейчас?»
Учебно-воспитательные цели:
1. Формирование самостоятельной деятельности учащихся в группах при оценке природно-ресурсного потенциала и специализации экономического района.

2. Уметь анализировать причинно-следственные связи.

3. Вести работу над обще-учебными умениями: обобщать и сравнивать, слушать, уметь отвечать на вопросы по существу.

4. Формировать ключевые компетенции.
Оборудование:
Физическая и политико-административная карта Дальнего Востока, ландшафты дальнего Востока.
Методы и формы учебной деятельности:
Использование интерактивного метода. Коллективная работа по группам в обсуждении вопросов, поставленных учителем с использованием «Мозгового штурма».
Организация работы:
1. Создание четырех групп и назначение командиров.

2. Дать опережающее задание

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 «Образовательный цент» города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Урок по географии в 8 классе на тему:

«Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»

учитель географии первой категории

ГБОУ СОШ №8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска

2014

Тип урока : комбинированный.

Цели и задачи

    Сформировать представление о разнообразии ПК региона.

    Продолжить формировать умения самостоятельно составлять характеристику ПК.

    Сформировать географические образы природных уникумов Дальнего Востока.

Средства обучения : карты Дальнего Востока, природных зон России, видеофильм, компьютер, медиапроектор.

Методы и формы обучения : мини-лекция учителя о разнообразии ПК края; характеристика отдельных ПК учащимися.

Основное содержание . Суровые климатические условия на севере региона. Чукотское нагорье – сочетание равнинных и горных тундр с горной арктической пустыней. Камчатка – страна вулканов и гейзеров. Вулканология – наука о вулканизме. Самый большой остров России – Сахалин – царство хвойно-широколиственных лесов. Приморье – область ярко выраженного муссонного климата. Природные уникумы Дальнего Востока.

Номенклатура . Хабаровск, пролив Лаперуза, залив Шелихова, пролив Лонга, Берингов пролив, хребет Черского, остров Врангеля.

План урока

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

(мин.)

Оргмомент

Проверка готовности к уроку

Географический диктант

Проверить усвоение определений и номенклатуры по теме: «природа Дальнего Востока»

Изучение нового материала

Сформировать представление о разнообразии ПТК региона. Сформировать географические образы природных уникумов Дальнего Востока

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

Ход урока

    Организационный момент

Проверка готовности к уроку, беглый просмотр контурных карт.

    Проверка знаний

Географический диктант: укажите цифрами на контурной карте (Приложение):

1 вариант: Сахалин, Камчатка, хребет Джугджур, Корякское нагорье, Чукотское нагорье, река Амур, Охотское море, залив Петра Великого, Татарский пролив, мыс Дежнева.

2 вариант: Курильские острова, полуостров Чукотский, хребет Сихоте-Алинь, Срединный хребет, Колымское нагорье, озеро Ханка, Берингово море, Анадырский залив, Берингов пролив, мыс Лопатка.

После диктанта учащиеся проверяют работы друг друга: одна-две неточности – «4», три-четыре – «3», пять и более – «2».

    Изучение нового материала

Учитель в мини-лекции характеризует природу Чукотского нагорья, острова Сахалина, а также рассказывает об истории освоения Дальнего Востока.

Дальний Восток имеет уникальное положение – на границе самого большого материка и самого большого океана Земли.

В основу физико-географического районирования ДВ положено два фактора: особенности строения поверхности и характер растительности. Наиболее типичные физико-географические районы ДВ: Чукотское нагорье, полуостров Камчатка, остров Сахалин, Приморский край.

Чукотское нагорье. Климат один из самых суровых. Чукотское нагорье – это сочетание равнинных и горных тундр с горной арктической пустыней.

Обычные обитатели это – северный олень, песец, лемминги, тундровые куропатки.

Полуостров Камчатка. 2/3 территории занято горами. Время от времени Камчатку сотрясают извержения вулканов. Насчитывают около 30 действующих и 130 потухших вулканов. Один из самых активных – Ключевская сопка (4750м).

Камчатский полуостров занимает зона подзона хвойно-березовых парковых лесов. Преобладают мелколиственные деревья (каменная и японская береза). В кедровых стланиках можно встретить бурого медведя, камчатского соболя, белку, рысь.

Сахалин – самый большой остров России. Характерная особенность климата Сахалина – высокая относительная влажность воздуха и частые ветры.

здесь сохранились редкие виды животных – полутораметровый калан, морской котик. На севере можно встретить олений мох, а на юге – цветущие магнолии.

Приморский край – располагается в южной части ДВ. Муссонный климат в Приморье выражен наиболее ярко.

Большую часть Приморья занимает уссурийская тайга, где сочетаются хвойные и широколиственные породы. Только здесь растут амурский бархат, маньчжурский орех, железная береза. Уникален и животный мир – уссурийский тигр, утка-мандаринка и др.

Природные уникумы .

Долина гейзеров . Восточная камчатка – единственный в России район с периодически фонтанирующими гейзерами. Можно увидеть такие гейзеры, как Первенец, Великан, Тройной, Фонтан, Жемчужный, Двойной.

Река Амур . На реке уникальны острова. Среди них есть совсем маленькие, есть похожие на каплю. Острова подвергаются непрерывным изменениям – появляются и исчезают, «плывут» вниз по реке или смещаются вверх против течения.

Роща Камчаткой пихты . Необычайно стройные и красивые деревья. Ботаники относят ее к доледниковой растительности.

Озеро Ханка – самое большое на ДВ. Богато рыбой, на озере произрастает реликтовое растение – лотос.

Лазовский заповедник . Располоагает на побережье Японского моря.

    Закрепление

Объясните причины разнообразия ПК на ДВ?

Расскажите об особенностях природы Камчатки.

    Домашнее задание

§ 42, подготовить информацию о заповедниках ДВ.

Список литературы

    Баринова И.И. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику И.И. Бариновой «География России: 8 класс»/И.И. Баринова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 399с.

    Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 285с.

Приложение

Статья рассказывает об уникальных природных объектах, которые находятся на этой территории. Содержит информацию о рельефе, флоре и фауне региона. Дает подробные физико-географические характеристики самого отдаленного, но богатого региона России.

Дальний Восток России

Дальним Востоком принято называть территорию России, которая находится у тихоокеанского побережья. Ее площадь составляет 6215,9 тыс. км. кв.

Если под Дальним Востоком понимать Дальневосточный Федеральный Округ, то его столица - Хабаровск, а столицей Приморского края является Владивосток. Этот вопрос нередко вызывает путаницу.

К этой территории принадлежит расположенный непосредственно в Тихом океане природный район, который относится к Курильскому архипелагу.

Рис. 1. Дальний Восток на карте.

Территорию составляют следующие части:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • материковая;
  • полуостровная;
  • островная.

Кроме Курильских островов в состав территории входят полуостров Камчатка, остров Сахалин, Командорские острова и другие одиночные острова, которые находятся у восточных рубежей России.

На Камчатке находится один из примечательных уникумов Дальнего Востока - Долина Гейзеров.

Рис. 2. Долина Гейзеров.

Это единственный в России район с периодически фонтанирующими гейзерами.

Здесь развито морское сообщения и поэтому на территории дальнего Востока размещено множество портов.

Однако наличие большого количества портов порождает и проблемы, которые связаны с незаконным рыбным промыслом.

Протяжённость региона с северо-востока на юго-запад довольно велика и равна 4,5 тысячам километров.

Северные районы территорий находится за полярным кругом, и здесь почти всегда лежит снег.

Почти все моря, омывающие побережье полностью не очищаются ото льда даже в летний период.

Земли этой области находятся во власти вечной мерзлоты. Здесь по большей части царит тундра.

В южной части региона условия чуть мягче.

Сильное воздействие на климат Дальнего Востока оказывает тесное соседство с Тихим океаном.

Регион локализуется на стыке двух массивных литосферных плит. Для южной дальневосточной области характерно преобладание низких и средневысотных горных хребтов.

Лишь 1\4 территории Дальнего Востока охвачена равнинами.

Природные ресурсы

К географическим особенностям относят, прежде всего, уникальное экономико-географическое положение территории. Они характеризуются отчужденностью от основных и наиболее обжитых районов страны.

Следующий фактор - природный потенциал. Дальний Восток причисляется к числу наиболее богатых регионов России.

Здесь добывается:

  • алмазов - 98%;
  • олова - 80%;
  • борного сырья - 90%;
  • золота - 50%.

Нахождение Дальнего Востока на границе величественного материка и самого большого океана земного шара оказало существенное влияние на особенности природно-территориальных комплексов края, а также на их размещение.

К числу экологических проблем региона кроме антропогенного фактора относится и проблема сточных вод.

Внутренние воды Дальнего Востока чрезвычайно страдают от этого - регион признан рыбной сокровищницей России. И это не удивительно, т. к. достаточно представить какими морями омывается территория Дальнего Востока. Список довольно внушительный:

  • Море Лаптевых;
  • Восточно-Сибирское море;
  • Чукотское море;
  • Берингово море;
  • Охотское море;
  • Японское море.

Ландшафт местности начал свое образование в мезозойскую и кайнозойскую эру. Тогда и появились складчатые зоны и межгорные впадины.

Наиболее высокие участки гор в былые времена находились во власти ледников. Об этом свидетельствуют сохранившиеся мелкие рельефообразующие формы.

Наибольшая высота Курильских гор - 2339 м. - вулкан Алаид.

Рис. 3. Вулкан Алаид.

Часто здесь случаются мощные (до 10 баллов) землетрясения. Они же являются и причиной цунами.

Дальневосточные заповедники - одни из огромнейших в России. Природа в этих краях довольно сурова. Это объясняется тем, что материковая часть на севере и северо-востоке соседствует с водами арктического бассейна.

В тундре часто можно встретить песца, белого медведя или северного оленя. В тайге распространены белки, рыси, росомахи и бурые медведи. В теплое период тундру наводняет большое количество перелетных птиц. В тайге пернатые представлены рябчиками, глухарями, дятлами, поползнями и дроздами. В горной местности из животных в основном обитают снежные барсы и кабарги.

Что мы узнали?

Выяснили, какими особенностями и специфическими чертами обладает территория. Узнали, какие экологические проблемы являются наиболее актуальными. Выяснили, какие моря омывают берега дальневосточного региона.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 542.

«Природные уникумы Дальнего Востока» - Арктика. Красивы и своеобразны отроги Сихотэ-Алиньского хребта, сохранившего свою первозданность. Могучая, ветвистая лиана Деревья обвивает, как удав. Осень на полуострове Камчатка считается лучшей порой. Взлетают пыль и кучи пепла, В земле бушует бог огня. Русский командор Витус Беринг (родом из Дании) похоронен на одном из островов.

«Рельеф Сахалина» - Оборудование: Задачи: Беседа с учащимися: Цель урока: I Оргмомент – 1 мин. «Рельеф муниципального образования городской округ «Охинский». II Актуализация опорных знаний – 5 мин. III Изучение нового материала. Метод: проблемный. Хребты полуострова Шмидта. Ход урока. Тип: «урок изучения нового материала».

«Полуостров Камчатка» - На полуострове насчитывается около 30 действующих и более 130 потухших вулканов. Зима на полуострове Камчатка. Самое сухое и теплое место –Центральнокамчатская впадина. Время от времени Камчатку сотрясают извержения вулканов. Полуостров Камчатка. Горы Камчатки. Осень на полуострове Камчатка. Сведения о Камчатке.

«Хозяйство Дальнего Востока» - В 1888 г. было открыто Сучанское месторождение. Хозяйственное освоение юга Дальнего Востока. Лесопереработка – 5 лесопилок, смолокуренный, спичечный и фанерный завод на ст. Десятин принадлежит императорской фамилии. Гужевой транспорт. 23,9 млн. Обрабатывающая промышленность. Разработка угольных месторождений.

«Урок Дальний Восток» - Географическое положение России. Задание: Назовите положительные стороны ЭГП района. Омывается двумя океанами Граничит с иностранными государствами Богат полезными ископаемыми. Заполните таблицу. Практическое задание: На контурную карту нанести народы проживающие на Дальнем Востоке. Библиотека электронных наглядных пособий География 9 класс.

«Курильские острова» - Курильские острова. Выполнила Черкашина Мария. Гуменник - немногочисленный вид, встречается на острове Сахалин, Курильских островах и в Японии в период сезонный миграций. Рифы. о. Парамушир - Горбатый кит. Вулкан Эбеко о. Парамушир. Алеутские канадские казарки. Скалистые берега Курильских островов. Курильские ландшафты.

Всего в теме 34 презентации