История Киева.Киевский фуникулер. Киевский фуникулер — самый известный транспорт на Подоле Фуникулер: опасный ли транспорт

Киевский фуникулер является одним из самых главных символов города с многолетней историей. Это необычное средство передвижения — простой вагон, который поднимается и опускается по крутому спуску с помощью канатной тяги. Собственно, слово «фуникулер» с латыни переводится как канатная дорога, а первое название Киевского фуникулера — «Михайловский электрический канатный подъем».

Сегодня фуникулер пользуется огромной популярностью среди гостей столицы, но изначально этот вид транспорта не имел ничего общего с «аттракционом». Можно только догадываться, сколько трудностей крутой подъем с Подола создавал для местных жителей. Сначала они взбирались наверх по извилистым тропинкам, но и появление деревянных лестниц не особо упростило сложный маршрут к Михайловской площади — нужно было одолеть около 500 ступеней, пройдя 36 лестничных площадок.

Единственным способом добраться до Верхнего города, миновав крутой подъем, был трамвай, который проходил по Владимирскому спуску. Что же касается Андреевского спуска, который был еще круче, сооружение трамвайного пути даже и не оговаривалось. В первую очередь, это стало бы достаточно сложно с инженерной точки зрения. Так что со временем проектирование фуникулера, даже несмотря на дороговизну в эксплуатации, было просто неизбежным.Он не только являлся единственным возможным транспортным средством для передвижения по крутому склону, но и самым надежным.

Кстати, построенный более 100 лет назад фуникулер, стал настоящим подарком для современных лыжников и сноубордистов. Поклонники зимних видов спорта активно используют его как дешевый горнолыжный подъемник во время катания по близлежащей территории Владимирской горки.

Проектирование и строительство фуникулера заняло 3 года

О необходимости строительства фуникулера для транспортного соединения Подола с Верхним городом задумались еще в далеком 1883 году. Эту идею предложил Артур Адольфович Абрагамсон (1854 - 1924), которого в профессиональных кругах называли «инженером в квадрате». На самом деле он был не только автором ряда идей по вопросам железнодорожного строительства, но и занимал руководящие должности, например, являлся директором правления Московско-Казанской железной дороги.

Городская управа дала окончательное согласие на строительство фуникулера лишь в 1902 году. Абрагамсона назначили руководителем проекта и идейным вдохновителем строительства, разработку путевых конструкций поручили инженеру Николаю Пятницкому, а проектирование стационарных павильонов — архитектору Александру Барышникову.

Проектные работы велись вплоть до 1904 года, а строительство долгожданной «канатной дороги» завершилось в мае 1905-го. Генеральным подрядчиком работ выступало Общество городской железной дороги, а главным инвестором являлось Бельгийскогое акционерное общество, владевшее в Киеве монополией на трамвай и конно-железную городскую дорогу. Все было на высшем уровне — оборудование и даже тележки вагонов фуникулера были сделаны в Швейцарии, которая имела огромный опыт в сооружении канатных дорог. Виадук (сооружение мостового типа, возводимое над оврагом) сооружался по передовой для того времени технологии — с использованием железобетона.

Согласно слухам, строительство фуникулера вылилось киевской казне в довольно солидную сумму 172 тыс. рублей, а согласно другим — Бельгийское акционерное общество потратило 230 тыс. рублей.

Открытие Второго в Российской империи фуникулера в 1905 году

7 мая 1905 состоялось торжественное открытие Михайловского механического подъёма, как его называли до 1926 года. В этот день состоялся испытательный спуск, а уже на следующий день им мог воспользоваться любой желающий. Каждый вагон мог свободно вместить около 70 человек, да и скорость его передвижения сверху-вниз была достаточно внушительной — 2 метра в секунду.

Нижняя станция располагалась на одной из самых старинных улиц Киева — Боричев Ток, а верхняя — на Михайловской площади, недалеко от входа в Михайловский златоверхий собор. Правда, расстояние должно было быть другим. Планировалось построить рельсовый путь длинной в 250 метров, но в итоге он составил 200 метров. Дело в том, что помехой стала владелица одной из усадеб, расположенных на Боричевом току на пути «канатки», которая воспротивилась планам. Заявленный размер компенсации затребованный за снос ее дома и постройку нового был просто заоблачным, более того — государственные законы империи были на стороне частной собственности.

Интересно, что первый фуникулер открылся совсем незадолго до Киевского в Одессе — в 1902 году, так что столичный подъемник стал вторым в Российской империи.

Роковая реконструкция с непредсказуемыми последствиями

В 2015 году Киевский фуникулер отпраздновал солидный юбилей — 110 лет. Он успел пережить революцию, разруху и гражданскую войну, но в 1928 году изношенность троса превысила допустимую норму. Все бы хорошо, но во время ремонта верхний вагон сорвался с зажимных колодок и полетел вниз, разбив вдребезги второй вагон. К счастью, во время этого проишествия никто не пострадал. Вместе с тем, это стало поводом для капитальной реконструкции Киевского фуникулера.

На Киевском заводе электротранспорта изготовили новые вагоны, была улучшена конструкция ленточных тормозов но, самое главное — протяженность маршрута удлинили на 38 метров, соорудив нижнюю станцию на улице Революции (сейчас улица Сагайдачного). Одним словом, советская власть воплотила в реальность первоначальную идею.

В ходе реконструкции 1958 года было заменено машинное оборудование и вагоны, а также перестроены станции. А во время последнего капитального ремонта 1984-1986 гг ко внешнему виду нижней станции добавили арку и удлинили на 5 метров верхнюю станцию. Также был заменен канатоведущий шкив, который прослужил практически 80 лет.

Киевский фуникулер сегодня: интересные факты

  • На сегодня длина Киевского фуникулера составляет 222 метра. Он проходит этот путь под уклоном 18-20° всего за 3 минуты развивая скорость 7,2 км/ч (2 м/с).
  • Разница высот между верхней и нижней станцией — 75 м.
  • Ширина колеи фуникулера равна 1,2 м, при этом ширина железнодорожной колеи — 1,5 м.
  • Верхняя часть трассы фуникулера расположена на железобетонной эстакаде.
  • Вагоны подписаны буквами "Л" (левый) и "П" (правый) относительно верхней станции.
  • Вместительность каждого вагона около 100 человек, при этом 30 — сидячие места.
  • Вес одного вагона без пассажиров — около 10 тонн.
  • За сутки фуникулер перевозит около 10-15 тыс. пассажиров.
  • В выходные и праздничные дни на фуникулер часто выстраиваются длинные очереди, так как он активно используется, как в качестве городского транспорта, так и в качестве туристического аттракциона.
  • Киевский фуникулёр ежегодно перевозит более 4 млн. пассажиров, хотя нагрузка и возростала до 7,7 млн. пассажиров.
  • Киевский фуникулер использует маятниковую (наиболее распространенную) схему работы: два немоторных вагона жестко соединены канатом, перекинутым через шкив, который расположен на верхней станции. Перемещение одного из вагонов вниз приводит к симметричному перемещению другого вагона вверх, а вагоны разъезжаются в центральной точке трассы. В такой системе двигатель, приводящий в движение шкив, тратит энергию лишь на перемещение разницы веса двух по-разному наполненных пассажирами вагонов, а также на преодоление силы трения.
  • Внешний вид и местоположение нижней станции за время существования фуникулера изменялись несколько раз, а вот формы верхней станции вовсе не были подвержены изменениям.
  • На входе верхней станции имеется небольшая диорама, показывающая историю развития фуникулера и окружающей местности.

Такую интересную достопримечательность как фуникулер можно встретить лишь в некоторых городах, поэтому, если вы оказались в Киеве - стоит непременно прокатиться на этом необычном виде транспорта. Особенно, учитывая тот факт, что киевский фуникулер - явление историческое. Он - один из трех первых, возведенных в Украине, включая, кстати говоря, и очень популярный Одесский. В какое бы время года вы не решили прокатиться на фуникулере в столице - панорамы города всегда удивят своей красотой, будь то пышные зеленые кроны деревьев, опадающая золотая листва или занесенный снегом город. Вообще, Почтовая площадь в своем актуальном виде, собственно, то самое место, где и находится фуникулер, заслуживает отдельных красноречивых слов, ведь именно то, как она выглядит сейчас, превращает ее в настоящий магнит для гостей мегаполиса. Впрочем, местные тоже не прочь прогуляться по уютной набережной, любуясь непоколебимым спокойствием и красотою Днепра, а завершить свою прогулку (впрочем, как и начать ее) посредством катания на фуникулере - милое дело.

История возникновения фуникулера в Киеве

Вы когда-то задумывались о том, как выглядел Киев, допустим, лет сто назад? Ну, например, возьмем дороги. Сейчас едва ли не каждый второй готов высказать свое мнение относительно качества дорожного покрытия в столице. А каким оно было раньше? Как вообще люди передвигались по городу, который уже тогда был далеко не маленьким?! Любители истории и те, кто просто обожает Киев и все, что с ним связано, просто обязаны знать, как все было раньше. И одна из достопримечательностей мегаполиса, которая действительно заслуживает внимания как местных, так и гостей - это, собственно, тот самый фуникулер на Почтовой. Его непременно стоит включить в список мест, которые обязательны для посещения. И вам непременно нужно это сделать если:

  • Вы гуляете по городу с маленькими детьми. Уж поверьте, их восторгу не будет предела. И хоть катание не займет много времени, но впечатлений будет уйма, можете даже не сомневаться.
  • Вы живете в Киеве и не разу не катались на фуникулере? Такое вообще возможно? Это как не пройтись по Крещатику, когда центральная дорога перекрыта. Ну, come on ;) Собирайтесь и езжайте.
  • Вы устраиваете «романтик» с любимым человеком. Классных мест в Киеве «в тему» - немало, но это - одно из них.

Возвращаясь к истории: фуникулер в Киеве появился в 1905 году. Ранее вместо него использовались деревянные лестницы, которые отнюдь не облегчали подъем в Верхний город. В то время на улицах Киева уже ходили трамваи, но ввиду узости и крутизны Андреевского спуска, соединяющего верхнюю и нижнюю точки города, проложить трамвайные пути там не представлялось возможным. Кстати, первый трамвай на улицах Киева появился в 1892 году, по совместительству он стал и первым трамваем в огромной империи.

Ввиду описанных сложностей, было принято решение о строительстве фуникулера, который на тот момент был назван Михайловским механическим подъемом или электрической канатной дорогой. Автором идеи стал Артур Адольфович Абрагамсон - гениальный, по высказываниям современников, инженер, занимавшийся вопросами железнодорожного строительства. Воплощен же проект в жизнь был Николаем Константиновичем Пятницким и Александром Александровичем Барышниковым. Все три инженера являлись выпускниками Петербургского университета путей сообщения разных лет - 1879, 1895 и 1898, соответственно. Н. К. Пятницким на тот момент уже был создан первый фуникулер в Одессе, в 1902 году. Разрешение на строительство киевского фуникулера было получено благодаря связям Абрагамсона. Стоит отметить, что идея создания фуникулера в Киеве - это превосходное конструктивное решение, которое и по сей день активно внедряется в местностях со сложным рельефом.

Технические особенности, которыми характеризуется киевский фуникулер

Всего за полтора года проект был реализован и в мае 1905 года подъемник впервые был запущен. Канатная дорога простиралась на 198 метров, хотя изначально должна была стать на 50 метров длиннее. Причиной этого послужил частный дом на Подоле, договориться о сносе которого строителям не удалось.

В строительстве принимали участие представители Бельгийского акционерного общества, которое тогда было монополистом в сфере строительства железных дорог и конки. Комплектующие для фуникулерной системы были заказаны в Швейцарии, стальной трос доставлен из Германии. Интересная особенность, которая сейчас отличается киевский фуникулер - в строительстве впервые был задействован железобетон, который активно внедрял в строительство А. А. Барышников. В 1905 году фуникулерная система представляла собой два вагона. Каждый из них вмещал порядка 70 пассажиров.

Преодолевал путь вагон всего за три минуты, несмотря на перепад высот почти в 70 метров и двадцатиградусный уклон. Дорога была однопутной с возможностью разъехаться на середине дороги, над разъездом был возведен пешеходный мост, который пользовался большой популярностью у жителей города. Работу фуникулера обеспечивала электростанция с несколькими двигателями мощностью по 65 лошадиных сил. С тех пор канатная дорога многократно подвергалась модернизации, но в целом сохранила свои исконные черты, заложенные создателями.

Уже готовы ехать в Киев? Фуникулер посетите обязательно! Немного о нынешнем состоянии.

Сегодня фуникулер соединяет Подол и Верхний город. И та, и другая локации достойны внимания гостей. Многие достопримечательности, сконцентрировавшиеся в этих районах - ключевые, имеющие особенное значение с точки зрения историзма. Станция наверху выходит на Владимирскую горку, неподалеку расположен Михайловский собор - одна из самых знаменитых достопримечательностей Киева, популярность которой приравнивают к величественной Киево-Печерской Лавре. Верхний город необыкновенно красив и спорить с этим фактом не возьмутся даже те, кто считает себя равнодушным к Киеву. Фуникулер только прибавит впечатлений от прогулки по городу.

Нижняя станция - на Речной вокзал и Почтовую площадь, откуда можно полюбоваться на воды Днепра. Эта станция появилась только спустя 25 лет после открытия канатной дороги, когда осуществлялось ее продление.

Протяженность пути теперь составляет около 220 метров. Вместимости вагонов расширена до 100 человек, 30 из которых - сидячие места. Время в пути сокращено до 2,5 минут, а интервал между появлением вагонов составляет от 2 минут по утрам до 15 минут ближе к закрытию, благодаря чему в «час пик» долго ожидать транспорт не приходится. С информацией об интервале движения можно ознакомиться на станциях фуникулера, где находятся специальные таблички. У нынешнего фуникулера есть несколько минусов, которые отмечают как жители города, так и туристы - отсутствие в вагончиках прозрачной панорамной крыши, которая позволила бы лучше видеть открывающиеся панорамы и нехватка кондиционера, из-за чего летом становится довольно душно.

Время работы киевского фуникулера и интересные факты

Фуникулер работает ежедневно с 7 утра до 22 часов вечера. В случае, если в Киеве проходят какие-то значительные мероприятия, время работы продлевается. Стоимость проезда оплатить можно как наличными, так и по карте, что очень удобно. Поток людей довольно большой, но каких-то масштабных очередей тут практически не бывает. Все очень оперативно расходятся. Зимой фуникулером активно пользуются горнолыжники и сноубордисты. Он доставляет их на Владимирскую горку, откуда они и осуществляют спуск, если выпадает достаточное количество снега.

Как посетить фуникулер в Киеве

Киевский фуникулер является и способом передвижения горожан, и увлекательным аттракционом, а также городской достопримечательностью, словом, пользуется большой популярностью. Во время движения можно детально рассмотреть всю центральную часть Киева и это вызывает особенное ощущение восторга. При посещении украинской столицы, обязательно включите фуникулер в список мест, которые стоит посетить - самостоятельно или в составе экскурсии. Правда, стоит сказать, что желающих прокатиться и насладиться видами города может быть слишком много, особенно в летнее время года. Следует выбирать такое время, чтобы плотно загруженный людьми вагончик фуникулера не помешал получить удовольствие от поездки на фуникулере в Киеве.

Аудиогид - это отличное решение для тех, кто предпочитает самостоятельные прогулки. Чтобы воспользоваться им, вам нужно просто скачать любой из файлов на свое устройство, с которым вы планируете отправляться на прогулку. Это может быть смартфон, а может быть планшет - так будет удобнее. И как только вы доберетесь до фуникулера - смело доставайте наушники, надевайте их и запускайте аудиодорожку. Настало время слушать увлекательный рассказ (и смотреть фото), чтобы ваше воображение сложило пазл и осознало, как все было.

Транспортная система Киева поражает своим разнообразием, здесь есть метрополитен с самой глубокой станцией в мире, есть обычный и скоростной трамвай, автобус троллейбус и герой сегодняшнего поста - фуникулер. На Украине существует всего две линии фуникулера, а на территории бывшего СССР их осталось не более десятка.

В 1905 году Киев стал третьим городом Российской Империи, получившим этот экзотический вид транспорта, до него фуникулеры строили только в Нижнем Новгороде и Одессе:

Проблема строительства фуникулера появилась с развитием общественного транспорта. Киев стал первым городом Российской Империи, запустившим трамвай, при этом из-за преграды в виде Владимирской горки сообщения между Подолом и Верхним городом не было:

Андреевский спуск для трамваев был слишком узким и крутым, поэтому городские власти приняли решение организовать механический подъем прямо по склону горы:

Работы по возведению системы начались в 1903 году и завершились в 1905, их стоимость составила 230 тысяч имперских рублей, или 230 миллионов рублей ($4 млн) на сегодняшние деньги:

Оборудование фуникулера и тележки вагонов были изготовлены в Швейцарии:

Длина системы сегодня 222 метра, однако по первоначальному проекту она должна была составить 250 метров:

Планам помешала владелица одной из усадеб, расположенных на склоне Владимирской горки. За снос имения она затребовала неподъемную по тем временам сумму, в итоге проект системы укоротили почти на 70 метров:

В 1929 году, когда проблема частной собственности уже не мешала властям, фуникулер удлинили на 40 метров - до Почтовой площади, в том же году был построен павильон нижней станции, который сохранился до наших дней:

Последняя реконструкция была проведена в 1983-1984 годах, тогда же в последний раз были заменены вагоны, которые работают и сегодня:

Каждый вагон вмещает до 100 человек:

Буквы "Л" и "П" означают "левый" и "правый" относительно верхней станции:

Четкое разделение по сторонам необходимо из-за особенности конструкции киевского фуникулера. Для разъезда вагонов в середине пути используется так называемая стрелка Абта, разработанная швейцарским инженером Карлом Абтом в 1882 году:

Ее суть заключается в том, что внешние рельсы остаются сплошными, а внутренние имеют разрыв для пропуска каната. Внешнее колесо каждого вагона имеет два гребня, которые обхватывают рельс и предотвращают боковое смещение, внутренние колеса толстые и широкие, при этом гребней не имеют, чтобы свободно проходить разрывы между внутренними рельсами:

Для обеспечения прямолинейного и криволинейного движения канат уложен в систему блоков, расположенную между рельсами:

Скорость движения вагона составляет 2 метра в секунду, расстояние между станциями он проходит за 2,5 минуты:

Сверху через круглое окно за движением вагонов наблюдает оператор:

Буферы нужны для амортизации в случае столкновения:

Вход в вагон осуществляется прямо со ступенек:

Путь инвалидам или мамам с колясками сюда закрыт, единственный выход - заносить коляску на руках:

Стоимость проезда копеечная, составляет всего 3 гривны, почти в 10 раз дешевле, чем :

Для прохода турникетов нужен вот такой жетон, никаких надписей, в отличие от жетона метро на нем нет:

Обе станции красиво оформлены, на окнах и потолках установлены витражи:

На стенах красивые светильники:

Нижняя станция выходят на Почтовую площадь, в 10 метрах от выхода находится одноименная станция метро, церковь через дорогу - восстановленный в 2004 году храм Рождества Христова:

Улица Сагайдачного - главный проспект киевского Подола, вид в сторону Контрактовой площади:

Исторические здания на пересечении улиц Сагайдачного и Боричев спуск - на углу бывший доходный дом, в котором жил писатель Александр Куприн, за ним - здание бывшей мельницы, ныне Подольское отделение Национальной парламентской библиотеки:

На сегодняшний день киевский фуникулер является одновременно и полноценным видом транспорта и популярной достопримечательностью, работая с 6 утра до 11 вечера, он ежедневно перевозит до 15 тысяч пассажиров. Годовой пассажиропоток доходит до 4 миллионов:

Разговоры о реконструкции фуникулера ведутся уже как минимум 10 лет, со времени последнего ремонта прошло уже три десятилетия, подвижной состав сильно износился, но попытки провести тендер, которые прошли в 2008 и 2011 годах не увенчались успехом. Одна из главных достопримечательностей Киева до сих пор ждет своего инвестора.

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:

Другие пост об Украине:

Киевский фуникулёр — это фуникулёр с Подола в Верхний город в Киеве.

Фуникулёр в Киеве является одним из старейших в бывшем СССР и в 1905 году после Кремлёвского и Похвалинского элеваторов в Нижнем Новгороде (1896) и Одесского фуникулёра (1902).

История фуникулёра

Фуникулёр в Киеве строился с 1903 года по 1905 годы. Концессионеру Бельгийскому акционерному обществу (Обществу городской железной дороги), владевшему городским трамваем, стройка обошлась в 230 тысяч рублей. Проект предусматривал длину подъёма 250 метров, но из-за невозможности снести один нижний частный дом, трассу сократили. Вагоны и оборудование были заказы в Швейцарии, которая имела большой опыт в создании канатных дорог. Два электромотора постоянного тока с напряжением 500 Вольт и мощностью каждого 65 лошадиных сил обеспечивали надёжную работу фуникулёра.

В мае 1905 года началась эксплуатация системы.

Летом 1928 года во время ремонта каната случилась авария и верхний вагон сорвался и столкнулся с нижним, в результате чего вагоны разрушились полностью. Их пришлось восстанавливать с нуля при помощи рабочих завода имени Домбаля (ныне КЗЭТ имени Дзержинского).

Во время ремонта в 1929 году трассу фуникулёра продлили ещё на 40 метров, до Почтовой площади и улицы Сагайдачного (тогда эта улица называлась улицей Революции).

В середине 1980-х прошла реконструкция фуникулера по проекту архитектора Янош Виг и др.

Технические характеристики фуникулёра

  • Перепад высот: 75 метров
  • Длина трассы: 222 метра
  • Уклон: 18-20°
  • Ширина колеи: 1200 мм.
  • Вместимость вагона: 100 человек
  • Сидячих мест: 30 человек
  • Напряжение: 440В постоянного тока
  • Скорость: 2 м/с.
  • Время движения: 2-3 минуты.

Станции киевского фуникулёра

Верхняя станция Киевского фуникулёра имеет выход на верхнюю террасу Владимирской горки.
Нижняя станция фуникулёра на нынешнем месте была открыта в 1929 году при его продлении. Рядом находится станция метро Почтовая площадь и Речной вокзал.

Стоимость проезда

Стоимость проезда в киевском фуникулёре на 2017 год составляет 4,00 гривны.

Маршрут от Контрактовой площади до Золотых ворот считается одним из самых красивых и популярных в Киеве. Секрет прост - это исторический район с красивейшей архитектурой, по дороге есть несколько парков, множество сквериков. Также можно полюбоваться набережной Днепра и Речным портом. Увидеть Михайловский и Софиевский соборы. Перекусить в столовках Министерства иностранных дел и Министерства юстиции, где и цены оооочень доступные, и блюда вкусные. Но есть одно НО.

Дорога пролегает через горку. И тут вам выбирать то ли подниматься по тропкам и ступенькам парка Владимирская горка,а это 500 ступеней и 36 пролётов, то ли идти по брущатке Андреевского спуска, не говоря уж о том, что дорога достаточно крутая и зимой скользкая, или же покататься на Фуникулёре.

Киевский фуникулёр - фуникулёрная система с Подола в Верхний город в Киеве (Украина). Один из первых фуникулёров в бывшей Российской империи, открыт в 1905 году.

Время работы фуникулера с 7 ч. до 23 ч.

Проезд 8 грн или 0,29 долл, цена стандартная для городского транспорта Киева, такая же как в автобусе, тролейбусе, метро, только вот длительность поездки гораздо меньше

Поездка около 3 минут, но оно того стоит)))


Внизу есть станция метро Почтовая площадь и Речной вокзал


Станции (Верхняя и Нижняя) крытые, как бы куполом, но продуваемые


Кстати вагончики сделаны ступеньками, так что вы можете любоваться видом не только через боковые окна


Но стоит признать, что интереснее всего именно в первом вагончике, так как видна вся дорога, Речной порт, площадь. Также на верней площадке есть балкончик, который я очень люблю, так как вид там шикарнейший, особенно вечером.

Интересные факты:

  • На сегодня длина Киевского фуникулера составляет 222 метра. Он проходит этот путь под уклоном 18-20° всего за 3 минуты развивая скорость 7,2 км/ч (2 м/с).
  • Разница высот между верхней и нижней станцией - 75 м.
  • Ширина колеи фуникулера равна 1,2 м, при этом ширина железнодорожной колеи -1,5 м.
  • Верхняя часть трассы фуникулера расположена на железобетонной эстакаде.
  • Вагоны подписаны буквами "Л" (левый) и "П" (правый) относительно верхней станции.
  • Вместительность каждого вагона около 100 человек, при этом 30 - сидячие места.

Благодаря своей своеобразной экзотике и месторасположению Фуникулер давно уже стал не просто средством передвижения, а и туристической достопримечательностью. Здесь всегда много иностранцев, влюблённых парочек, прогуливающихся.