Когда была создана статуя свободы. История и удивительные факты о статуе свободы в нью-йорке

Самый узнаваемый во всем мире символ Нью-Йорка и Соединенных Штатов — монументальная статуя Свободы. Полное название скульптуры — «Свобода, озаряющая мир» (англ. — Liberty Enlightening the World).

Статуя возвышается в Нью-Йоркской бухте, на острове Свободы, расположенном в 3 км от южного берега всегда оживленного Манхэттена. В честь статуи бывший остров Бедлоу в народе стали называть еще в начале XIX века, официально его переименовали в 1956 году.

Скульптурный образ богини Свободы глубоко символичен. Надпись на скрижали, которую держит Свобода в левой руке: «JULY IV MDCCLXXVI» — «4 июля 1776 года» — официальная дата принятия Декларации независимости США. Одной ногой богиня стоит на разбитых оковах. Корона Свободы имеет семь лучей — это количество перекликается с числом континентов и морей (по семь — согласно западной географической традиции).

Монументы-копии статуи Свободы Бартольди сейчас можно обнаружить в разных странах мира. Наиболее известные из них находятся в Париже, Токио и Лас-Вегасе.

Вес и высота статуи Свободы в США

По разным данным, вес меди в статуе — от 27,22 до 31 тонны, вес стальной конструкции — 113,4-125 тонн. Общий вес статуи Свободы превышает 200 тонн.

Высота статуи Свободы в Нью-Йорке — 93 метра, в нее входят бетонно-стальной пьедестал и 46-метровая женская фигура с факелом в правой руке и скрижалью — в левой.

Внутри пьедестала имеется лифт. Чтобы подняться к короне Свободы с уровня ее ног, необходимо преодолеть 377 ступеней.

Вопреки распространенному мнению, по своей высоте статуя Свободы в США не входит в десятку самых высоких монументов мира. Однако с учетом пьедестала она занимает 6-8 место в списке крупнейших памятников (в зависимости от классификации), является самой высокой статуей в США.

История Статуи Свободы

Франция — страна, подарившая статую Свободы США к столетней годовщине американской революции.

Медная неоклассическая скульптура создана по проекту Фредерика Огюста Бартольди. Опорная конструкция была тщательно продумана Гюставом Эйфелем и его помощником инженером Морисом Кехлином. Согласно договоренности, монумент возводился американской стороной по проекту Р. М. Ханта.

Место для установки памятника в гавани Нью-Йорка было утверждено Конгрессом в 1877 году с учетом пожеланий скульптора Бартольди, выбравшего остров, мимо которого проплывали все суда, прибывавшие в Нью-Йорк.

По ряду причин статуя была установлена позже юбилейной даты. Проблемы с финансированием были актуальны для обеих стран. Для привлечения инвесторов в первую очередь была завершена правая рука с факелом: они экспонировались в 1876 году на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году, а затем выставлялись в нью-йоркском Мэдисон-сквере.

Французская часть памятника — фигура Свободы — была завершена в 1884 году. Фрегат «Изере» доставил статую в Нью-Йорк 17 июня 1885 года. 350 составных частей будущей конструкции были упакованы в 214 ящиков. На сборку ушло примерно 4 месяца.

Открытие статуи Свободы 28 октября сопровождалось торжественным парадом на улицах Нью-Йорка. В церемонии на острове принимали участие высокопоставленные политики под председательством президента США Стивена Гровера Кливленда. Первый камень пьедестала строители заложили 5 августа 1885 года. Для упрочения конструкции в каменную кладку были встроены стальные перемычки и уходящие вверх анкерные балки (по типу каркаса Эйфелевой башни) для монтажа статуи.

Характерный для меди зеленый налет покрывает статую приблизительно с 1900 года, естественное окисление предохраняет металл от атмосферных воздействий.

С 1933 года статуя находится под управлением Службы национальных парков США (NPS).

В годы Второй мировой войны достопримечательность-символ оставалась открытой для экскурсантов, однако не подсвечивалась в ночное время. В день успешно проведенной Нормандской операции 6 июня 1944 года огни статуи-маяка передавали весть о победе (букву V на азбуке Морзе).

В 1946 году внутренняя часть статуи была покрыта в пределах досягаемости посетителей специальным пластиком, с которого можно легко смывать надписи.

Первоначальный факел статуи Свободы сейчас находится в музее внутри пьедестала. Как известно, он был сильно поврежден в результате взрыва на полуострове Блэка Тома в 1916 году, в дальнейшем модернизирован, но все же требовал реставрации, поскольку через него внутрь монумента стала проникать вода. В рамках масштабной реставрации 1984 года факел заменили на его точную историческую копию: он отражает солнечные лучи в дневное время и подсвечивается прожекторами ночью.

В список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО американская статуя Свободы включена в 1984 году — как «шедевр человеческого духа, мощный символ мира, права человека, отмены рабства, мировой демократии и возможностей».

В отреставрированном виде статуя стала доступна для посетителей в 1886 году. Повторное временное закрытие произошло вскоре после терактов 11 сентября до конца 2001 года, но пьедестал стал доступен только в августе 2004 года. Позднее памятник дважды закрывался для посетителей: на период установки новых лифтов (на год с октября 2011 года), в связи с приостановкой работы правительства (1—13 октября 2013 года).

Как добраться

Вход в национальный парк острова Свободы бесплатный, однако доступ к нему возможен только на пароме, за поездку на котором нужно заплатить фиксированную сумму. Маршрут охватывает также остров Эллис, где сейчас находится музей иммиграции. Для частных судов причалы острова закрыты.

По направлению ежедневно (кроме 25 декабря) курсируют специальные круизные паромы (Statue Cruises ferries), отправляющиеся с двух причалов: от манхэттенского Бэттэри-Парка и с Либерти-Стейт-Парка в Джерси-Сити (Нью-Джерси). Первый паром к острову отбывает в 9:30, последний — в 15:30.

Видео «Статуя Свободы»

Слева: рука и факел статуи Свободы создаются в студии в Париже, 1876 г. Справа: идет создание головы статуи Свободы в парижской студии, 1880 г.

Статуя Свободы была подарена Соединенным Штатам правительством Франции в честь столетия американской Декларации независимости. Гигантская фигура называлась «Свобода, освещающая мир» и в течение 10 лет создавалась в художественной студии скульптора Фредерика Огюста Бартольди. Гюстав Эйфель, творец Эйфелевой башни, разработал для нее конструкцию внутреннего стального каркаса. Планировалось вручить этот дар 4 июля 1876 г., но из-за недостатка средств, которые должны были пополняться путем добровольных пожертвований, торжество пришлось отложить.

Практичные американцы не понимали, ради каких таких романтических утопий они должны расставаться со своими трудовыми доходами.

Бартольди вынужденно отправил в штаты фрагмент статуи высотой 15 метров - правую руку и факел, который установил в Филадельфии на выставке столетия. За то, чтобы подняться в сам факел, брали 50 центов (по тем временам приличные деньги) . Затем руку с факелом перевезли в Нью-Йорк и установили в Мэдисон Сквер Гардене. И все же денег явно не хватало.

И тут за дело взялся молодой журналист, редактор и издатель газеты «World» Джозеф Пулитцер. В 18 лет он прибыл в Нью-Йорк без гроша в кармане из Венгрии и начал свою трудовую деятельность разносчиком газет. Затем он стал писать полицейскую хронику, мелкие заметки и довольно быстро стал владельцем умирающей газетки «New York World». Он мгновенно перестроил ее работу, обращаясь к тысячам новых эмигрантов, таких же. как он сам, прекрасно понимая их нужды и чаяния. Так вот Пулитцер резко включился в кампанию по сбору денег.

«Эта статуя не является подарком миллионеров Франции миллионерам Америки, - писал он гневно, -это дар французов всем американцам. Примите это как призыв, обращенный лично к вам!»

В течение 5 месяцев была собрана нужная сумма. Эта акция принесла Пулитцеру славу и позволила втрое увеличить тираж газеты. А в наши дни Пулитцеровская премия является самой престижной для журналистов.



Наконец 28 октября 1886 г. президент США Гровер Кливленд под гром фанфар принял статую Свободы на острове Бедлоу, переименованном в 1956 г. в честь знаменитой статуи в остров Свободы.


Изначально между правительствами двух стран была достигнута договоренность, по которой французская сторона отвечала за сооружение и перевозку статуи, тогда как Америка готовила для нее место и возводила соответствующий пьедестал. И французы, и американцы согласились, что для их целей лучше всего подойдет небольшой островок у входа в нью-йоркскую гавань. Здесь в свое время был уже устроен фундамент для форта Вуд в форме десятиконечной звезды. Он вполне мог послужить фундаментом и для грандиозного пьедестала, первый камень которого был заложен в 1884 г.

Саму статую высотой 47 м Бартольди собирался обшить медными листами толщиной не более 2,4 мм. Тонкую медь нужно было отчеканить по специальной деревянной форме. В итоге Бартольди со своими подручными изготовили 350 отдельных деталей обшивки, которые в июле 1884 г. были отправлены на корабле в США. На острове Бедлоу их собрали вместе, как огромный конструктор, и надели на стальной каркас, изготовленный Эйфелем.


Каркас состоит из четырех монументальных стальных опор, пронизывающих статую на всю высоту. Эти опоры крепятся к пьедесталу огромными стальными болтами. На основных опорах распределено кружево стальной рамы, которую Бартольди обшил сотнями деталей своего конструктора. Чтобы придать статуе достаточную прочность и гибкость, каждый элемент медной обшивки был снабжен своей независимой балкой. Бартольди заранее рассчитывал на то, что материал обшивки облегчит ему сборку статуи, ведь тонкая листовая медь легко гнется и режется. Это позволяло производить окончательную подгонку деталей прямо на статуе, в процессе сборки. Так или иначе, статуя Свободы без сомнения является образцом мастерства талантливого французского инженера.


В ансамбле с цоколем, выполненном в классическом стиле архитектором Ричардом М. Хантом, высота статуи от основания до верхушки золотых языков пламени составляет 95 м. Семь лучей на ее венце символизируют семь морей. Для многих путешественников, пересекших Атлантику, чтобы попасть в Америку, статуя Свободы являлась символом свободы, независимости и процветания.

По случаю 100-летнего юбилея в 1986 г. статуе Свободы сделали «подтяжку лица». Соленый морской воздух так разъел ее конструкцию, что потребовалась серьезная реставрация. Добровольные взносы граждан всей Америки с лихвой покрыли затраты в 2 млн долларов, необходимые для этой работы. Это статуя очень много значит для граждан Америки - и не только для них.

Приглашение к надежде

В переносном смысле статуя Свободы была первым знаком нового мира для многих миллионов иммигрантов, прибывающих в Америку последние два века.

Знаменитые слова на пьедестале статуи Свободы принадлежат нью-йоркской поэтессе Эмме Лазарус, которые были написаны после прокатившейся по России в 1880-е гг. волны погромов, заставивших многих евреев пересечь Атлантику.

С тех пор ее строки приобрели всеобщее звучание, служа маяком надежды для всех обездоленных и гонимых: А мне отдайте из глубин бездонных Своих изгоев, люд забитый свой, Пошлите мне отверженных, бездомных, Я им свечу у двери золотой!

Туристам

Добраться до острова Свободы (Liberty Island) можно с помощью парома, отходящего от причала Беттери Парке (Battery park) . Зайдя в парк, вы увидите длинную организованную очередь, как когда-то в Мавзолей, это и есть желающие побывать на островке со статуей, к которым, может быть, вы захотите присоединиться.

Посещение короны вновь разрешено, однако количество мест ограниченно, поэтому нужно бронировать билеты заранее. Тем, кто этого не сделал, предстоит прогуляться по площадке вокруг статуи и подняться на обзорную площадку 16-го этажа; специальный стеклянный потолок позволяет увидеть впечатляющие «внутренности» статуи. Посещение острова на пароме обычно сочетается с посещением соседнего острова Эллис (Ellis Island) . Паромы (Тел.: 201-604-2800, 877-523-9849; www.statuecruises.com; взрослый/детский $13/5; каждые 30 мин. 9.00-17.00, летом дольше) отправляются из Бэттери-парк (Battery Park) . Ближайшие станции метро - «South Ferry» и «Bowling Green». Заказав билеты на паром заранее (посещение короны - дополнительные $3) , вы посетите обе достопримечательности.




Экскурсию на Эллис-Айленд и статую Свободы лучше совершить в теплое время года и светлое время дня.

Конечно, зимой желающих гораздо меньше, так что. если не бояться ледяного пронизывающего ветра, который добирается до кожи через самые теплые пуховые пальто и перчатки, то стоит попробовать. Путешествие на катере чудесно, но на открытой площадке находиться в холодное время весьма экстремально по своим ощущениям. На Эллис Айленд расположен старый иммиграционный центр, куда поступали и где регистрировались все вновь прибывшие в страну, теперь там музей.

Факты

  • Название: Официально в переводе с французского ее название звучит «Свобода, освещающая мир». Также она известна как статуя Свободы, Леди Свобода или Мисс Свобода.
  • Дизайн: Автор статуи - французский скульптор Фредерик Бартольди. Постав Эйфель отвечал за инженерные работы, он же создал ее стальной внутренний каркас. Общий вес статуи - 254 тонны.
  • Размеры: Сама статуя имеет высоту 46,5 м и стоит на 47-метровом пьедестале, к вершине которого ведет лестница из 194 ступеней, а до короны статуи нужно пройти 354 ступени.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Статуя Свободы включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 г.

Эллис-Айленд


Служивший с 1892 по 1954 год перевалочным пунктом для более 12 миллионов иммигрантов, надеющихся начать новую жизнь в Америке, остров Эллис скромен и порой даже убог, а с другой стороны - символизирует исполнение желаний. Здесь в островной больнице умерло более трех тысяч человек, многим отказали в праве на въезд. Иммиграционная станция на острове Эллис - вторая остановка идущих к статуе Свободы паромов. Красивое главное здание стало Музеем иммиграции (Immigration museum; Тел.: 212-363-3200; www.ellisisland.org; Нью-Йоркская бухта (New York Harbor) ; аудиогид $8; 9.30-17.00) , где проходят интереснейшие выставки и показы фильма о жизни иммигрантов, о том, как приток населения изменил США.

Париж для нас неразрывно связан с Эйфелевой башней, Берлин — с Бранденбургскими воротами, Москва – со Спасской башней Кремля, а Лондон — с Биг-Беном. Оказавшись в этих городах, мы сразу же оглядываемся по сторонам: где же эти столь важные для нас городские символы? Так и Нью-Йорк для всех его гостей неотделим от Статуи Свободы. Хотя она уже давно принадлежит не только этому замечательному городу. C течением времени Статуя Свободы превратилась в безусловный и неоспоримый символ огромной страны. И даже в какой-то степени — всего мира.

Во Франции есть замечательный экскурсионный маршрут — «Винная дорога Эльзаса». Главной жемчужиной этого тура является посещение древнего фахверкового городка – Кольмар. Оказавшись в нём, невозможно не заглянуть в красивый и просторный особняк, расположенный в самом центре. Именно здесь в довольно состоятельной семье в 1834 году родился Фредерик Огюст Бартольди, будущий автор знаменитой Статуи Свободы.

Ныне тут находится музей известного скульптора, на верхнем этаже которого размещены многочисленные макеты «Статуи», в различных одеяниях и головных уборах, а также фотографии всех этапов её изготовления и установки.

Отсюда после смерти отца Фредерик уехал на учёбу в Париж, а затем вернулся сюда уже в качестве архитектора.

Тогда же, в 1850-х годах, он отправился в путешествие по Египту. Пирамиды, Сфинкс, Луксорский храм и огромные скульптурные изображения поражают и очаровывают его. И Фредерик загорается идеей создать нечто столь же величественное и грандиозное.

Здесь же он знакомится с известным дипломатом и предпринимателем Фердинандом де Лессепс ом, вступившим тогда в переговоры с вице-королём Египта Мухаммедом Саидом-пашой о получении разрешения начать работы по сооружению Суэцкого канала.

И когда в 1869 году это строительство уже приближалось к завершению, до Бартольди дошла информация о том, что правительство Египта планирует в районе Порт-Саида установить маяк, у самого выхода канала в Средиземное море. Фредерик срочно едет к руководителю строительством Лессепсу с интересным предложением. Грубо говоря, основой его идеи была своеобразная интерпретация шестого чуда света — легендарного Колосса Родосского, представлявшего собой грандиозное сооружение (маяк) в виде огромной скульптуры бога Солнца — Гелиоса. Его 36-метровая фигура, обращённая к морю и предположительно установленная у входа в гавань греческого острова Родос, была увенчана короной с лучами на голове и в вытянутой руке держала факел.

Бартольди предложил выполнить в Порт-Саиде аналогичную статую, но с изображением египетской женщины в традиционной одежде, также с факелом в руке, назвав её «Свет Азии» или «Египет, несущий свет Азии», как символ особой роли и прогресса, который принёс Ближнему Востоку Суэцкий канал.

И хотя Лессепс принял эту идею с восторгом и достойно представил её новому правителю Египта Исмаилу-Паше, она так и не была реализована. Скорее всего потому, что власти страны не захотели нести дополнительные затраты на её возведение. В конечном итоге там был построен обыкновенный маяк, служащий верой и правдой до сегодняшнего дня. А Бартольди тем временем вернулся к своим французским проектам и заказчикам.

Франция. Рождение идеи

Вскоре разразилась Франко-прусская война, а за ней пришла и Парижская коммуна. В эти годы идеи республиканской Америки были особенно близки французам. Тем более что приближалась круглая дата — 100-летняя годовщина принятия Декларации независимости Америки. Именно к этому юбилею председатель франко-американского общества Эдуард де Лабулэ — юрист, историк и автор трёхтомного труда по истории Америки — решает создать тематический музей.

В это самое время после триумфального завершения работ по возведению Суэцкого канала на родину возвращается Лессепс. Он сразу же принимает активное участие в работе общества. Поскольку предполагалось, что к такой знаменательной дате американцы захотят возвести у себя соответствующий памятник, то одновременно возникла идея сделать это совместно.

Естественно, что к этой работе подключают и хорошо известного им скульптора Фредерика Бартольди. У того, как мы знаем, уже были определённые проработки на этот счёт. И он перерабатывает свой Суэцкий проект, хотя затем будет всячески отрицать эту взаимосвязь.

Конечно, в чём-то он был прав. Используя лишь основную идею – «женщину-символ», Бартольди основательно переосмыслил и переработал тот давний проект. В первую очередь Фредерик придал фигуре определённую динамику.

Тогда в Париже особой популярностью пользовалась картина Эжена Делакруа, на переднем плане которой была изображена прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой, стремящаяся сквозь пороховой дым шагнуть на баррикаду, — «Свобода, ведущая народ».

Вот эту устремлённость вперёд, к цели, и постарался передать Бартольди в своей новой работе. Потому правая ступня скульптуры находится уже в движении, а левая попирает, разорванные у ее ног оковы, как символ освобождения от угнетения, тирании и рабства. Эта тема тогда была особенно близка американскому обществу.

В вытянутой вперёд правой руке скульптуры он разместил факел, освящающий путь, а в левой — своеобразные скрижали с датой подписания Декларации Независимости Соединенных Штатов — 4 июля 1776 года, нанесенные римскими цифрами «JULY IV MDCCLXXVI», что воспринимается совершенно естественно.

Что воспринималось совершенно естественно. Ведь эта героическая женщина, словно древнеримская богиня свободы Либертас (Libertas) , была одета им в свободно лежащую тогу и обута в сандалии. Представленный им образ, фактически воплотил в себе и символические фигуры Колумбии из Соединённых Штатов и французской Марианны.

На её голову была водружена корона, обрамлённая (словно бриллиантами) 25 окнами, с ореолом из семи лучей, олицетворяющих семь частей света.

Но самое главное – лицо. И Бартольди изображает свою мать. Позднее станет достаточно популярной легенда о том, что моделью ему служила красивая француженкаИзабелла Бойер, вдова основателя фирмы по производству швейных машинок Исаака Зингера. Но эта версия не выдерживает никакой критики. Ведь для создания цельности образа, Бертольди нужна была не просто красивая рафаэлевская мадонна с её материнской нежностью и тревогой за судьбу ребёнка; и даже не одухотворённая революционным порывом красивая француженка, зовущая на баррикады; а решительная и целеустремлённая женщина, соответствующая образу Либертас. Именно такой и была его мать — Шарлотта Бейсер, в портрете которой он лишь несколько ужесточил черты.

«Лицо» Статуи Свободы. Фото: Depositphotos

Фредерик был настолько воодушевлён этим франко-американским проектом, что с чертежами и рекомендательными письмами в 1871 году едет в Америку, где встречается с множеством американцев, которые доброжелательно отнеслись к нему и его проекту. Вероятно, именно тогда он получил заказы на изготовление «Фигур четырех трубящих ангелов» для церкви в Бостоне и статуи генерала Лафайета в Нью-Йорке, которые были завершены им соответственно в 1874 и 1876 годах.

Наблюдая тогда за работой Нью-Йоркской гавани, Бартольди обратил внимание на то, что все прибывающие в Нью-Йорк корабли проплывали мимо острова Бедлоу. И потому во время визита к президенту Улиссу Гранту он обговорил с ним возможность установить именно там будущую Статую Свободы. На что получил в целом положительный ответ. Бартольди тогда ещё мыслил привычными для него категориями маяка — своеобразного символа водных ворот в город. Ведь именно такие фигуры должны были встречать корабли при входе в гавань Родоса, или Суэцкий канал.

Пока Фредерик прорабатывал техническую сторону этого проекта, «на высшем уровне» решались его организационные вопросы. В конце концов, уже в 1895 году было принято решение о том, что к 100-летней годовщине принятия Декларации независимости Америки французская сторона преподносит Америке в дар Статую Свободы и организовывает её изготовление, доставку и монтаж. Американцы со своей стороны должны были подобрать место для её установки и возвести пьедестал.

В обоих государствах были созданы комитеты по организации сбора средств. Во главе французского комитета стал Фердинант Лессенс, а американский возглавил юрист Вильям Эвартс. Опытный предприниматель, Лессенс для привлечения к кампании влиятельных кругов устраивает во Франции банкеты, вечера, светские приемы, концерты, благотворительные пожертвования и лотереи. Во французской опере даже было организовано музыкальное представление, к которому известный композитор Шарль Гуно специально написал ораторию, посвященную Статуе Свободы. Он же и дирижировал оркестром. Всё это дало возможность Бартольди уже в самом скором времени приступить к изготовлению скульптуры.

При возведении сооружения такой высоты и мощи самым важным считалось решение проблем её прочности, жёсткости и устойчивости. Первоначально предполагалось, что низ статуи (до её середины), будет заполнен песком, а уже затем последуют работы по установке металлического каркаса. При этом складки тоги на статуе могли служить своеобразными ребрами жесткости.

Но привлечённый к этим работам знаменитый конструктор Гюстав Эйфель (в последующем автор Эйфелевой башни) со своими сотрудниками, предложили иную схему: установку массивных вертикальных стальных опор, с промежуточным поддерживающим каркасом. Именно к нему затем должен был крепиться гибкий скелет статуи из железа, к которому и навешивались лёгкие медные листы ограждения, легко поддающиеся монтажу иобработке. Тем более, что и Эйфелю, и Бартольди были хорошо известны памятники Сан Карло Борромео в Италии и Арминию в Германии, где уже были использованы аналогичные решения с медной обшивкой. Правда, габариты этих сооружений значительно уступали Статуе Свободы.

Принятое конструктивное решение могло также обеспечить и полную устойчивость скульптуры при её колебаниях от напора ветра (ныне диапазон колебаний самой фигуры достигает 7,6 см, а факела – 12,7 см). Фактически этот проект стал одним из первых примеров сооружения, в котором наружные элементы не выполняли несущей функции, обеспечиваемой внутренними конструкциями.

Поскольку в те времена Статуя Свободы являлась самым высоким сооружением в мире, то естественно, что при её изготовлении возникало множество и иных технических проблем. Но они постепенно разрешались, и вскоре французская сторона приблизилась к завершению работ.

Америка. Реализация мечты

В Соединённых Штатах была совершенно иная ситуация. Сбор средств шёл медленно, и многими откровенно бойкотировался. Поскольку строительство должно было вестись в Нью-Йорке, то многие города самоустранились от сбора денег. Фактически комитет активно работал лишь в трёх местах: Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии. Была предпринята попытка провести законопроект о выделении денег на строительство из бюджета Нью-Йорка, но губернатор Кливленд наложил на него вето. Попытка получить часть средств от государства также не увенчалась успехом. В комиссиях Конгресса США преобладали мнения о несвоевременности возведения «аллегорического» монумента в то время, когда страна нуждалась в памятниках героям Гражданской войны.

Единственный вопрос, который был окончательно решён, — это выделение места под строительство. После визита в Нью-Йорк самого Бартольди вопрос о возведении статуи внутри города был снят, и местом строительства был окончательно принят военный форт Вуд на острове Бедлоу.

Для того чтобы хоть как-то расшевелить американцев, Бартольди в 1876 году привозит на Всемирную выставку в Филадельфии модель статуи и ее деталь — руку с факелом в натуральную величину.

Однако демонстрация этой характерной детали будущей скульптуры не произвела должного впечатления ни в Филадельфии, ни позднее в Нью-Йорке, где она была выставлена на обозрение в Мэдисон-Сквер-Гарден на протяжении нескольких лет. Зрители не могли себе представить всю скульптуру в целом и потому эту «руку» воспринимали скептически.

А после того как Бартольди решил продемонстрировать голову статуи на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, злые языки стали поговаривать о том, что «Статуя Свободы будет иметь «руку» в Нью-Йорке, «голову» в Париже и ничего иного, где бы то ни было». Создавалось впечатление, что этот проект уже никогда не будет реализован, а готовые изделия так и останутся ржаветь в Париже.

В этой предстоящей драме, единственным положительным моментом для Бартольди было возведение им в том же году прекрасного «Фонтана Капитолия» в Вашингтоне, радующего гостей столицы и поныне.

И тут совершенно неожиданно в этой истории появляется новое действующее лицо. Им становится Джозеф Пулитцер — издатель ряда газет, в том числе и очень популярной тогда The New York World , выходец из семьи венгерских евреев. Человек, которому в конечном итоге страна обязана появлению своего символа, журналисты – высшей Школой журналистики и престижной Пулитцеровской премией, а мировая пресса — своим «желтым» цветом.

Возмутившись столь удручающим отношением к возведению Статуи Свободы с американской стороны, он со всей энергией и энтузиазмом включается в реализацию этого проекта. Со страниц своих газет Пулитцер обращается к гражданам США с жёсткой критикой их поведения (от президента до простых обывателей) и призывом помочь деньгами строительству монумента. Запускается «утка», что статую вообще отдадут Бостону и т. п.

Подробно описывая само сооружение и окружая его романтическим ореолом, Пулитцер организовывает целую кампанию по сбору средств. При этом в газетах печатают имена людей, пожертвовавших деньги на возведение памятника, среди которых были люди, предоставившие в распоряжение комитета меньше одного доллара, и даже дети. И что самое удивительное, уже к августу 1895 года ему удалось собрать всю недостающую сумму.

Фактически в течение всего пяти месяцев было зарегистрировано 12 тысяч пожертвований. За два года до описываемых здесь событий в стране также был проведен аукцион всевозможных произведений искусства, которые деятели культуры безвозмездно предоставили аукционерам. Все вырученные от их продажи деньги были переданы комитету по сбору средств для строительства памятника.

Приняла в нём участие и Эмма Лазарус, поэтесса еврейского происхождения с португальскими корнями.

Её посвящённый монументу сонет «Новый Колосс» (как и Бартольди, она помнила о Колоссе Родосском), получил всеобщее признание. Строки из этого сонета были даже вынесены на мемориальную доску, которая хранится ныне в музее статуи:

«Храните, древние страны, вашу легендарную пышность,

А мне отдайте ваших усталых, ваших бедных…

А мне отдайте из глубин бездонных

Своих изгоев, люд забитый свой,

Пошлите мне отверженных, бездомных,

Я им свечу у двери золотой…»

Эти строки были написаны ею после волны погромов, прокатившихся по Европе в конце 1880-х годов, в результате чего толпы иммигрантов хлынули к берегам Америки, в надежде обрести новую родину. И потому этот сонет заставил взглянуть на Статую Свободы совсем с иной стороны — как на символ страны, готовой принять под свой кров всех отверженных и обездоленных, и обещавшей им на этом берегу свободу и равенство. Тем самым «Новый Колосс» стал своеобразной иллюстрацией первоначального наименования скульптуры: «Свобода, несущая свет миру».

Теперь становится совершенно понятным, отчего в западной части острова Свободы установили мемориальные скульптурные памятники именно этим пятерым людям, внесшим наибольший вклад в осуществление проекта под названием «Статуя Свободы». Эдуарду де Лабулэ, которому принадлежала сама идея возведения памятника. Фредерику Бартольди – скульптору, реализовавшему её, и ГюставуЭйфелю – разработавшему металлический каркас скульптуры. А также Эмме Лазарус – поэтессе, автору сонета «Новый Колосс» и Джозефу Пулитцеру – редактору, организатору завершающей компании по сбору средств, для возведения основания и пьедестала скульптуры.

А сами эти конструкции были разработаны американским архитектором и скульптором Ричардом Хантом, под руководством которого 5 августа 1885 года были начаты строительные работы. К 22 апреля 1886-го они были фактически завершены, вместе с оформлением основания пьедестала в виде звезды с 11 лучами. Высота основания с пьедесталом от земли составила 47 м., что на один метр превышало высоту самого памятника.

Как известно, ещё 4 июля 1884 года Франция официально преподнесла Статую Свободы послу США. Затем она была полностью собрана в Париже и выставлена на всеобщее обозрение, а затем в 1885 году разобрана и на военном фрегате «Изер» отправилась в Нью-Йорк, разделённая на 350 частей и упакованная в 214 ящиков. Сборка статуи на пьедестале заняла ещё четыре месяца. И вот, наконец, на 28 октября 1886 года, с десятилетним опозданием, было назначено торжественное открытие Статуи Свободы.

Этому событию предшествовал военный парад по улицам Нью-Йорка, который утром этого дня наблюдали до миллиона жителей города. В 12:45 яхта с участниками церемонии открытия и президентом США Гровером Кливлендом отправилась к острову от причала Манхэттена. Компания была в основном мужской. Феминистки Нью-Йорка пытались прорваться на остров, но не были допущены. Их негласными представителями были лишь жена Бертольди и маленькая внучка Лессенса. Вот он-то и открыл торжество, произнеся речь от имени французской стороны.

Бартольди рядом не было. Он в это время находился в голове скульптуры, чтобы по сигналу перерезать верёвки, удерживающие огромный французский флаг, наброшенный на статую, и закрывающий эту восхитительную золотисто-оранжевую женщину с факелом в вытянутой руке, от застывших в ожидании зрителей. Пока он спустился вниз, официальная часть уже подходила к концу. Ему удалось лишь услышать пророческие слова президента Кливленда: «Мы никогда не забудем ни того, что Свобода выбрала себе здесь дом, ни того, что ею избранный алтарь никогда не будет заброшен».

Погода в тот день выдалась пасмурная и дождливая. Фейерверк решили перевести на первое ноября. Но многочисленные гости и делегации с восторгом приняли праздничный салют из 21-го залпа. Так более 130 лет тому назад отпраздновали возведение этой 46-метровой Статуи Свободы. Как и мечтал Бартольди, она на 10 метров превысила высоту легендарного Колосса Родосского, и на том историческом этапе стала самым высоким памятником в мире. Так это начиналось…

Продолжение легенды

Бартольди осуществил свою мечту. Создал прекрасную символическую фигуру, установленную у входа в порт, лицом к приезжающим, всем своим видом вселяющую в них надежду на то, что здесь их ждут и тут им рады. А для кораблей она должна была соответственно служить навигационным ориентиром и маяком. Но общие сложности и заботы по установке памятника были столь велики, что тут было не до технических задач, связанных с поддержанием огня в маяке. На протяжении 16 лет трое смотрителей пытались решить эти проблемы, но с переменным успехом. В 1901 году служба маяков передала обслуживание статуи военному департаменту. К тому времени медная обшивка статуи от воздействия с влажным воздухом начала постепенно окисляться, и монумент стал приобретать столь знакомый нам ныне зеленоватый цвет. Однако военные специалисты доказали, что этот возникающий слой – патина, является своеобразной защитой металла от агрессивных воздействий. И потому статую не следует окрашивать в иной цвет, как уже начинали требовать многочисленные советчики.

Немного позднее, 30 июля 1916 года, германские агенты организовали диверсию на полуострове Блэка Тома, где располагался крупный склад боеприпасов. В ночь теракта здесь хранилось в общей сложности около одной килотонны боеприпасов, многие из которых предположительно готовились для отправки в страны, борющиеся против Германии на фронтах Первой мировой войны. Мощность взрыва оценили от 5,0 до 5,5 баллов по шкале Рихтера. Его осколки попали и в Статую Свободы, незначительно повредив некоторые ее части и факел. Одновременно с его реконструкцией на остров с материка был проложен подводный силовой кабель, а вокруг скульптуры установлены мощные светильники. И уже 2 декабря того же года президент США Вудро Вильсон впервые включил полную подсветку фигуры. Теперь уже она сама, блистающая на фоне звёздного неба, лучше всяких маяков указывала кораблям путь в ночи.

Естественно, что во время Второй мировой войны в целях светомаскировки статуя не освещалась. В послевоенное время предпринимались попытки совершить диверсии на самой башне, либо собрать всевозможные митинги протестов на её территории. А в 1971 году члены организации «Ветераны Вьетнама против войны» совершили так называемую акцию протеста, вообще забаррикадировавшись внутри Статуи, с требованием прекратить войну во Вьетнаме. Всё это свидетельствовало о той особой роли, которую это сооружение стало играть в жизни города, страны и мира.

В 1924 году, по инициативе президента Калвина Кулиджа, Статуя Свободы была объявлена национальным памятником, и уже в 1933 году её обслуживание передали службе национальных парков. С 1937 года понятие национального памятника уже было распространено вообще на всю территорию острова, который в 1956 году был переименован в Остров Свободы. Любопытно, что эта идея в своё время была озвучена ещё самим Бартольди.

В 1976 году в районе памятника была установлена более совершенная и мощная система освещения. А в начале 80-х, в рамках программы по подготовке к празднованию 100-летия монумента, группа американских и французских экспертов обнаружила множество накопившихся за это время конструктивных проблем, и потому было рекомендовано провести реставрационные работы. Они начались в 1984 году, в тот самый год, когда статую Свободы внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Реставрация требовала огромной работы по антикоррозионной защите около 1800 металлических пластин статуи, замену факела, конструктивные изменения по устойчивости руки и плеча. Был установлен стеклянный двухэтажный лифт, новые лестницы, система обогрева и кондиционирования воздуха. Именно тогда стало возможным, преодолев 192 ступени, свободно подняться до вершины пьедестала. А желающим добраться до самой короны приходилось осилить ещё 164 ступени. В общей сложности — 356. Тем не менее, реконструкция была завершена в срок, и 5 июля 1986 года президент Рейган и французский президент Франсуа Миттеран (теперь уже без задержки на 10 лет) торжественно открыли статую для новых поколений посетителей.

Тем не менее, в связи с опасностью террористических угроз после событий 2001 года, и ликвидацией последствий урагана Сенди в 2012 году, нормальное функционирование Статуи Свободы временно приостанавливалось, и было продолжено лишь с 2013 года.

К этому времени она уже была настолько знаменита, узнаваема и популярна, что её стали копировать по всему миру. Число этих копий в мире насчитывает уже несколько сотен. В период между 1949-1952 годами организация американских скаутов, в ходе празднования своего сорокалетия, безвозмездно передала около двухсот копий из штампованной меди, высотой 2,5 м (высотой 2.5 м.), различным американским штатам и муниципалитетам. Около половины из них сохранилось до нашего времени.

А наиболее популярными из её копий в США являются скульптуры, установленные у здания казино «Нью-Йорк» в Лас-Вегасе и у Бруклинского музея в Нью-Йорке.

Но самыми престижными из всех копий считаются парижские. В 1889 году американцы подарили французам уменьшенную в 4 раза копию статуи (её высота 11,5 м), которая была установлена в Париже на Лебедином острове — узкой искусственной дамбе на Сене, недалеко от Эйфелевой башни. Первоначально она была повёрнута к самой башне, т.е. к месту проведения знаменитой Парижской Всемирной выставки, и лишь в 1937 году её развернули на запад. Теперь она смотрит прямо на свою «старшую сестру» в Нью-Йорке.

Вид на Сену с Эйфелевой башни, видна также парижская Статуя Свободы. Фото: Depositphotos

Ещё одна двухметровая копия, выполненная самим Бартольди, нашла своё место в Люксембургском саду, но повреждённая варварами была заменена копией. А отреставрированный оригинал украшает ныне вход в музей Орсэ. А вот в Музее искусств и ремесел можно во всех деталях рассмотреть тот самый окончательный макет скульптуры, который былиспользован Бартольди для создания американской Статуи Свободы.

В 1987 году американцы сделали новый подарок Парижу – «Пламя свободы», позолоченную полноразмерную копию этого элемента скульптуры американской «Статуи».

Пламя Свободы в Париже. Фото: Depositphotos

Она была установлена на мосту Альма. А десять лет спустя как раз под ним погибла Уэльская принцесса Диана. И её многочисленные поклонники, отождествляя этот огонь с памятью о принцессе, приносят и ныне к основанию памятника букетики свежих цветов. Кстати, в 2004 году, к столетнему юбилею со дня смерти Фредерика Бартольди, небольшая копия Статуи Свободы (высотой 12 м) была установлена и на его родине – в Кольмаре.

Символи ческое изображение «Статуи» и её частей можно увидеть на многих юбилейных монетах, банкнотах, марках и открытках, эмблемах спортивных ассоциаций и Либертарианской партии Соединенных Штатов, номерных автомобильных знаках Нью-Йорка (1986 – 2000 гг.), рекламных буклетах многих фирм и т.д и т.п.

Легко найти и многочисленные упоминания о ней в художественной литературе, живописных и музыкальных произведениях во всём мире.

Редко можно увидеть и какой-либо фильм о Нью-Йорке без изображения Статуи Свободы. Но существует множество кинофильмов, в которых она играет «звёздную» роль. Уже в «Потопе» 1933 года, одном из первых фильмов-катастроф, показано землетрясение, превращающее Манхэттен в руины, после которого цунами смывает Статую Свободы. Знаменитый Хичкок в своём «Диверсанте» (1941 г.) изображает противоборство своих героев на вершине «Статуи». В фильме Стивена Спилберга «Искусственный разум» (2001 г.) Статуя Свободы из-за глобального потепления тоже полностью уходит под воду. А в фильме «Послезавтра» (2004 г.) она ещё и замерзает в результате наступления арктического холода. В «Планете обезьян » (1968 г.) главный герой, лишь обнаружив на берегу океана полузасыпанную Статую Свободы, с отчаянием понимает, что он находится на планете Земля. А в фильме «Железное небо » (2012 г.) нацисты, прилетая в Нью-Йорк, уничтожают её. Но «Охотники за привидениями 2 » (1989 г.) оживляют Статую Свободы и используют её в борьбе против Зла. И так в разных вариациях ещё во множестве фильмов. И даже советский кинематограф — в фильме Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди » (1992 года) заставляет Статую Свободы с удивлением повернуть голову в сторону пролетающего на кровати над Нью-Йорком героя Дмитрия Харатьяна.

Однако, разные удивительные истории и курьёзы, связанные со «Статуей» происходили не только в кино, но и в реальной жизни. К примеру, в 1918 году на плацу военного лагеря Camp Dodge (штат Айова) 18 тысяч солдат армии США сформировали силуэт Статуи Свободы. Они были одеты в специальную форму разных цветов и оттенков, чтобы создать максимальную реалистичность композиции. Фотография этого построения, выполненная сверху, должна была использоваться в рекламе продаж военных облигаций в условиях Первой мировой войны, но, к сожалению, так никогда и не была задействована.

А вот спустя 60 лет, при выборах президента и вице-президента союза студентов университета штата Висконсин, в очередную предвыборную программу было внесено обещание перенести Статую Свободы из Нью-Йорка в Висконсин. Претендующие на этот пост Джим Мэллон и Леон Варджан заказалимакет скульптуры, состоящей лишь из головы и руки с факелом, которые были сброшены шутниками на замерзшее озеро Мендота. При этом создавалось впечатление, будто остальные части статуи покрывает вода.

Однако самый запоминающийся аттракцион, связанный со «Статуей» был не только выполнен известным иллюзионистом Давидом Копперфильдом в 1983 году, но и включен в Книгу рекордов Гиннесса. На глазах у огромной аудитории он провёл блистательный трюк, заставив исчезнуть «Статую», используя для этого две башни, поворачивающуюся сцену, арку и занавес, который скрывал скульптуру из поля зрения. Конечно, в конце фокуса, он «вернул» Статую Свободы на своё место, при полном восторге многочисленных зрителей.

О том месте, где была установлена эта знаменитая скульптура, сохранились легенды, связанные с именем капитана Уильяма Кидда — охотника на пиратов, который сам был довольно состоятельным человеком. Якобы в давние времена он все свои сокровища спрятал на Острове Свободы, носившем тогда имя Бедлоу. С тех пор множество людей пытались обнаружить этот клад, но безуспешно. Но в наше время бессмысленно утруждать себя этими поисками. Вовсе не потому, что тут уже давно всё было перекопано, а оттого, что возведенная здесь Статуя Свободы, уже сама по себе является одной из самых значительных и своеобразных сокровищ или драгоценностей мира.

Возможно, именно поэтому, переезжая по делам на пароме в Статен-Айленд, вы не можете удержаться и не подойти к борту корабля, наблюдая за тем, как медленно он приближается к острову, с расположенной на нём Статуей Свободы. И невольно приходит удивительное чувство внутреннего волнения и сопричастности с этим городом, этой страной и его главным символом. Ещё какое-то время статуя будет вам видна, а затем образ этой всемирно известной женщины, так много значащей для мира, постепенно растворится вдали. Но никогда не покинет вас. Навечно оставаясь легендарной Статуей Свободы – одним из важнейших символом страны.

stdClass Object ( => 4482 => статуя Свободы => post_tag => statuya-svobody)

stdClass Object ( => 16228 => Колонки => category => bloggers)

stdClass Object ( => 27030 => американский символ => post_tag => amerikanskij-simvol)

stdClass Object ( => 28334 => Путешествие по Америке => special => puteshestvie-po-amerike)

stdClass Object ( => 28347 => Спецпроекты => category => specproekty)

«Свобода, озаряющая мир» уже более ста лет встречает всех путешественников, прибывших в нью-йоркскую бухту, и является одним из знаменитейших мировых памятников, символом Соединенных Штатов.

История статуи свободы

Вскоре после прекращения Гражданской войны в США французскому ученому и писателю Эдуарду де Лабулэ, восхищавшемуся идеями американской системы государственности, пришла в голову идея создания монумента, олицетворявшего обретение США независимости.

Идею подхватил другой француз Фредерик Бартольди (архитектор Статуи Свободы), в то время работавший над созданием женской скульптуры с факелом в руке. Уже в 1870 году французский скульптор делает первые наброски монумента, с которыми отправляется в США на утверждение проекта. Проект находит одобрение американской стороной (в том числе, со стороны Улисса Гранта, бывшем на то время Президентом США), и представители двух держав (Франции и США) решают начать строительство памятника, получившего название «Свобода, озаряющая мир».

С обоюдного согласия сторон, принимается решение, что памятник будет подарком Соединенным штатам от Франции на столетие провозглашения Декларации независимости США – 4 июля 1876 года. По договоренности между странами саму скульптуру должна была сконструировать французская сторона, а над созданием постамента будет трудиться американская сторона.

Однако, строительство памятника растянулось на долгие 10 лет…

Рука с факелом

После начала работы над проектом, становится понятно, что денег на создание памятника катастрофически не хватает. По обе стороны океана инициаторы проекта начинают сбор средств на строительство, организовываются различные благотворительные мероприятия.

В августе 1876 года Бартольди вынужден привезти часть скульптуры (руку с факелом) в США, где фрагмент устанавливают на выставке столетия в Филадельфии, а после – в Мэдисон-сквере. За посещение «руки с факелом» с посетителей взимают плату, но вырученных средств все еще не хватает на завершение строительства.

Конгресс США отказывают в выделении средств на сооружение монумента, мотивируя это бедственным положением американских финансов и несвоевременностью возведения «аллегорического» монумента, в то время, как страна нуждается в памятниках героям Гражданской войны.

На помощь приходит молодой журналист Джозеф Пулитцер, развернув в прессе масштабную акцию сбора средств на памятник. Журналист призывает американцев объединиться, яростно критикует равнодушных, и обещает написать о каждом, сделавшем хотя б небольшое пожертвование. Акция проходит с успехом и уже спустя несколько месяцев нужная сумма была собрана.

Фрагмент возвращается во Францию, где Бартольди начинает усиленно трудиться над проектом: к 1878 году скульптором уже была завершена голова скульптуры, а в 1879 году к созданию монумента был привлечен Гюстав Эйфель. Именно этот талантливый инженер спроектировал стальной каркас статуи и винтовые лестницы, ведущие к короне. Бартольди же с помощниками изготовили 350 деталей обшивки, которые должны были одеваться на каркас. Детали были сделаны из меди, которая легко режется и гнется, что позволяло «подогнать» детали прямо в процессе сборки конструкции.

Фигура Свободы была завешена французами в 1884 году, после чего конструкция была разобрана, и все детали скульптуры были доставлены на корабле в июне 1885 года в США.
Американская сторона тоже не теряла времени даром: пьедестал статуи, спроектированный Ричардом Хантом, начали возводить в 1883 году. С согласия Конгресса и с учетом пожеланий Бартольди, местом установки статуи был выбран форт Вуд, имевший форму одиннадцатиконечной звезды, и находившейся на острове Бедло в гавани .

В апреле 1986 года постамент был закончен, и началась сборка полной конструкции памятника. Наконец, 26 октября 1886 года состоялось торжественное открытие Статуи Свободы: президент Кливленд после проведения парада, отправился на остров Бедло, где под всеобщее ликование сорвал французский флаг, покрывавший статую, и провозгласил, что «это место избрала своим домом сама Свобода!»

Общее описание

В трех километрах от оживленного Манхэттена, в бухте встречает всех гостей, путников и свих граждан величественная Статуя Свободы.

Монументальный памятник высотой 93 метра состоит из самой женской фигуры (46 метров) и бетонного пьедестала (47 метров). Женская фигура держит в правой руке факел, а в левой сжимает скрижаль, на котором латинскими буквами высечена дата дня независимости Соединенных Штатов.

У подножия памятника лежит разорванная цепь, олицетворяющая сброшенные оковы рабства и победу демократии. В короне установлены окна, символизирующие лучи солнца и драгоценные камни земли. Чтобы добраться до окон нужно преодолеть 354 ступеньки, а если подняться всего лишь на вершину пьедестала – 194 ступеньки. Внутри пьедестала работает лифт.

Общий вес – свыше 200 тонн (вкупе с цементным основанием, медным покрытием и стальным каркасом), а длина статуи свободы составляет 93 метра(с учетом пъедестала).

Внизу пьедестала установлена бронзовая плита со стихами Эммы Лазарус, появившаяся здесь в 1903 году. Слова поэтессы были написаны после волны погромов, прокатившихся в Европе в конце 1880- х годов, после чего толпы иммигрантов хлынули к берегам Америка в надежде обрести новую Родину. Стихи передают идею Статуи Свободы – готовность принять под свой кров всех отверженных и обездоленных, и обещание дать им на этом берегу свободу и равенство.

Само посещение острова Свободы и Статуи бесплатно, однако добраться до него можно только по воде – на паромах и катерах, где придется заплатить за поездку определенную сумму. Попасть на саму Статую можно беспрепятственно, но количество посетителей строго фиксировано. Если не забронировать билет заранее, посещение ограничится прогулкой вокруг пьедестала и подъемом на смотровую площадку, на которой можно посмотреть Статую изнутри через специальный стеклянный потолок.

Статуя Свободы открыта для посещений круглый год, но лучше совершить экскурсию в теплое время года – зимой морская прогулка принесет весьма сомнительные экстремальные удовольствия из-за холодных северных ветров, характерных для этого времени года.

Интересные факты

История Статуи Свободы неотъемлема от истории самих Соединенных Штат, поэтому она сопровождается массой удивительных и занимательных фактов:

  • Олицетворение дружбы двух народов: французского и американского, легших в основу создания памятника, со временем благополучно забылось. Сейчас Статуя Свободы представляется в мире исключительно, как главный символ США, олицетворяющий победу демократии и независимость страны.
  • Семь лучей, исходящих из венца – это семь морей и континентов света, из которых путешественники плывут в Америку, надеясь обрести пристанище и новую Родину. Это символ надежды для всех гонимых, обездоленных, пристань для моряков и беженцев со всех стран мира.
  • Изначально Бартольди трудился над созданием женской фигуры с факелом в руке для установления ее на входе в Суэцкий канал – этот проект так и не был реализован, но послужил прототипом для другого памятника. Статуя Свободы объединяет два образа – богини свободы древнего Рима Либертас и символ Колумбии.
  • Характерный зеленый цвет Статуе придают листы обшивки конструкции, сделанные из меди. Первоначально предлагались проекты по очистке поверхности, но затем решили не трогать обшивку, защищающую статую от дальнейших разрушительных коррозий.
  • Изначально Статуя Свободы должна была быть использована в качестве маяка, но лампы, вмонтированные в конструкцию, не отличались мощностью. Не найдя практического применения Статуе, правительственное подразделение управления маяками передало в 1901 году памятник военному ведомству Соединенных Штатов. Уже в 1933 году монумент был передан в ведомство Службы национальных парков США.
  • Остров Бедлоу, ранее считавшийся районом трущоб, с установлением памятника значительно переменил статус, и в 1956 году был переименован в остров Свободы, а спустя 10 лет – включен в Национальный реестр исторических мест Соединенных Штатов.
  • К 100- летию создания монумента была проведена тщательная реконструкция памятника (морские брызги и холодные ветра основательно подпортили внешний вид Статуи), инициированная президентом Рейганом. На этот раз средства на реконструкцию среди граждан Америки были собраны в кратчайшие сроки, и с лихвой покрыли затраченные на ремонт два миллиона долларов.
  • Доступ для посетителей со времен установления Статуи закрывался несколько раз: на период с 1982 по 1986 год (реконструкция), с сентября 2001 и до конца 2004 года (в связи с угрозой террористических актов), а также в октябре 2013 (в период приостановки деятельности правительства).
  • После успешной Нормандской операции огни маяка на статуе вещали на азбуке Морзе весть о победе всему миру.

ЮНЕСКО внесла в список Всемирного наследия американскую статую в 1984 году, охарактеризовав ее, как символ мира, прославляющий мощь человеческого духа, отмену рабства, победу демократии и прав человека.

Воздвигнутая Статуя Свободы стала в начале двадцатого века олицетворением независимости, процветания, свободной жизни для множества путешественников, пересекших Атлантику в поисках лучшей жизни.

Категории

  • . А в 6 штатах вообще нет ни одного города, где бы жили более 99 999 человек.Уникальными города США можно назвать потому, что они все отличаются друг от друга не только по климатическим и историческим показателям, но и потому что практически каждый город имеет свой индивидуальный этнический состав. Большое количество переселенцев со всего мира создавали поселения и, обживаясь на территории Штатов, придавали существующей культуре свой колорит. Может быть именно из-за этого в США не утвержден ни один язык официально, но наиболее распространен английский на американский манер. Лос-Анджелес - 2 по величине город СШАНазвания городов США символичны, но нам могут некоторые показаться, мягко говоря, необычными. Например, Big Ugly, что мы переведем как «Большой и уродливый». А еще на карте США есть целых три города, носящие официальное название «Санта-Клаус».Много чего еще может показаться странным в городах США. Например, то, что практически 1/3 уборщиков, дворников и официантов здесь имеют полное высшее образование, но они ни чуть не стесняются такой работы. Или то, что законом никто не запрещает курить малолетним, а вот продавать им сигареты категорически нельзя.Первый в мире небоскреб, местный телеканал, первая парковка и система светофоров, самая высокая гора и большое пресноводное озеро - все это достоинства разных городов именно США, поэтому есть масса поводов посетить каждый из них. 10 «самых» городов Америки Не поспоришь, каждый город в Штатах уникален, но среди них все-таки можно выделить лидеров по тем или иным критериям:самый старый город в США - Сент-Огастин, который основан был в 1565 году в штате Флорида; город, самый большой по площади, - Ситка. Он занимает почти 7,5 кв. км в штате Аляска; самое большое количество населения проживает в Нью-Йорке - более 8 млн. человек. Но в этом же городе наблюдается самое строгое определение границ каждого района; самые густонаселенные города расположены в Калифорнии; самый первый город, в котором открылся кинотеатр, - Лос-Анджелес, произошло это в 1902 году; город с самыми «низкими» зданиями, то есть без привычных для Америки высоток, - это Вашингтон. Высота каждого здания, кроме Капитолия, не превышает 40 м; самый крупный отток населения наблюдался в городе Детройт. В середине 20-го века в нем проживало без малого 2 млн. человек, а сегодня - меньше 700 тыс. Кстати, это город с самой напряженной криминальной обстановкой в США; самый бедный город Штатов - Аллен, просто более 95% его населения составляют индейцы; самый первый город, в котором провели электричество, был Уабаш, это штат Индиана; самый «британский» город США - Байрон. 5,3 % его жителей родились в Великобритании. ">Города 7
  • и культурно-исторические (были созданы человеком за сравнительно небольшую историю освоения этой земли . Нерукотворные чудеса американской природы Таймс-СкверИз множества исторических памятников рекомендуются посетить Таймс-Сквер, Мост Золотые Ворота, парк развлечений Уолта Диснея, Пентагон, Белый дом, Эмпайр Стейт Билдинг и, непременно, символы США – Статуя Свободы и Гора Рашмор.Диснейленд – крупнейший в мире парк развлечений – расположен во Флориде. Он объединяет тематические королевства, в каждом из которых живет сказка для детей и взрослых. Белый домТаймс-Сквер – культовое место в Нью-Йорке. Чуть более 100 лет назад на этом месте началось строительство американского метро. Названа площадь в честь «Нью-Йорк Таймс» - самой читаемой американской газеты, издательство которой находится здесь.Белый Дом в Вашингтоне – главное здание Америки. В нем располагается правительство штатов. Комплекс зданий окружен садами, которые создавали первые леди страны. Массу других интересных мест можно увидеть своими глазами, посетив Соединенные Штаты.">Достопримечательности 3
  • Национальные парки 2
  • и приравненные к ним по статусу города. Всего насчитывается более 3 тысяч округов. Управление округами осуществляется муниципалитетами, права которых определяются индивидуально каждым штатом. В состав США также входит федеральный округ Колумбия, в котором находится столица государства – город Вашингтон. В сотрудничестве с Соединёнными Штатами состоят несколько независимых территорий, которые впоследствии могут стать полноправными штатами или прекратить отношения. К ним относятся Пуэрто-Рико, Виргинские острова и Восточное Самоа и другие регионы. Сколько штатов в США? Штат АляскаСписок штатов США состоит из пятидесяти пунктов. При образовании федерации в состав государства вошли тринадцать колоний. Остальные штаты присоединялись добровольно, либо в результате коммерческих сделок или боевых действий. Среди них есть свои рекордсмены. По максимальной площади первое место занимает снежная Аляска, приобретённая в Российской империи в конце XIX века. Самый густонаселённый штат – солнечная и тёплая Калифорния, более 35 миллионов жителей.">Штаты 3

Самое популярное

Где находится Статуя Свободы – роскошный французский подарок миру

Величайший памятник архитектурного искусства, гениальное творение человечества Статую Свободы часто сравнивают с не дожившим до наших дней Колоссом Родосским. Посещая грандиозное сооружение, не все знакомы с его историей.

Сами американцы подзабыли, что подарок от французов. Что особенного в нем, какими удивительными историями живет удивительный памятник?

Рождение женщины-статуи

Вглядываясь в лицо этого архитектурного строения, многие задумываются, кто послужил натурой для скульптора или вовсе ее не было. Начиналось все очень интересно.

Французский скульптор Бартольди мечтал соорудить нечто подобное Колоссу и когда такую идею подал писатель, политик Лефевр в 1865 г., он с удовольствием ею воспользовался. Доподлинно неизвестно чей портрет лежит в основе ваяния.

Некоторые историки считают прототипом мать скульптора Шарлотту, другие – богиню Исиду, повелительницу заклинаний. Француз долго выбирал место для постройки. Путешественники знают ответ на вопрос, где находится Статуя Свободы – это остров.

Немногие осведомлены о его намерениях изначальных: Бартольди хотел установить ее на Суэцком канале в качестве маяка.

Скульптор совещался, решал важные строительные вопросы с известным архитектором Эйфелем. Идеей «фикс» стало строительство сооружения к 100-летию Дня независимости в Америке.

Он решил преподнести этот грандиозный подарок от французов США. К самой дате, конечно, не успели: работа тормозилась из-за начального сбора средств. Француз должен был соорудить фигуру, от американских скульпторов требовалось построить пьедестал.

Работа постепенно закипела. Мастер к открытию мировой выставки в Филадельфии сконструировал огромную руку высотой в 15 м с факелом. Зачем надо было выставлять один фрагмент на выставке? Все дело в деньгах, их, как обычно, не хватало.

Откуда взяли деньги?

Район, в котором сегодня гордо возвышается статуя, был захолустной территорией трущоб. Подарок французов не был даром от миллионеров. Этот подарок построен на народные деньги всем американцам.

Большую роль в сборе денежных средств сыграл журналист Пулитцер. Именно этот человек организовал акцию по сбору денег и за 5 месяцев, нужная сумма была собрана. Сегодня Пулитцеровская премия в среде журналистов считается самой престижной.

До сих пор сохранены фотографии и с филадельфийской выставки, где показ руки привлек огромное внимание. Люди платили за вход 50 центов, большие деньги в то время и выходили на смотровую площадку факела.

Это событие тоже принесло немалый доход. Проводились лотереи, аукционы, в театрах давали представления, устраивались боксерские бои – выручка пошла на строительство.

Местоположение

Сейчас все знают, Статуя Свободы в каком городе находится – это Нью-Йорк. Идея поместить громадину на острове Бедлоу принадлежит генералу Шерману. Скульптор согласился с установкой объекта в этом месте, ведь рядом на остров Эллис прибывали новые граждане США и, проходя регистрацию в порту, они встречали гордость страны.

В городскую гавань статуя прибыла в 1885 г., предварительно упаковав ее по коробкам с 350 частями. Всего груз составил 214 ящиков. На сборку ушло 4 месяца. В 1886 г. осень. Памятник пережил торжественное открытие.

Вначале он не смотрелся среди трущобных построек, но в те времена на людей производил большое впечатление. Сегодня район стал самым престижным в мегаполисе, и постройку можно оценить по достоинству на фоне ярких современных небоскребов Манхеттена.

В 1982 г. памятнику потребовалась реставрация. Для этого дела Рейган выделил 87 млн. долларов, и Статуя Свободы в США вновь стала приветливо встречать гостей города.

В рамках реставрационных работ факел заменили на новый вариант, и смотровую площадку, располагавшуюся на нем изначально, закрыли в целях безопасности. Что внутри памятника?

Интересные факты об устройстве Статуи Свободы

Для коренного населения Статуя Свободы в Америке – особый символ демократии, свободы. Они трепетно относятся к этому подарку и в случае угрозы извне немедленно реагируют закрытием. Так после 11 сентября 2001 г. на некоторое время памятник не работал.

Официально пьедестал открылся только три года спустя. В 2009 г. Обама ввел определенную квоту на посещение: в сутки могло посетить достопримечательность конкретное число граждан.

Новые лифтовые конструкции и лестницы соорудили с 2011 по 2012 гг. Внутри архитектор задумал винтовую лестницу. Для подъема на самый верх туристам нужно преодолеть свыше 350 ступеней.

По архитектурному плану корона украшена драгоценными камнями, которые сымитированы в виде окон. Отсюда открывается великолепный вид на речные и урбанистические пейзажи. Что внутри?

1. Первым встречает гостей просторный холл, расположенный внутри пьедестала. Здесь же функционирует музей. Оказаться на вершине пьедестала непросто – нужно пройти 192 ступени. Отсюда открывается вид на бухту города.

2. Выше пьедестала начинается строение с 31 т меди, стремящееся вверх на 46 м. Для физически неподготовленных дойти до самого верха, преодолевая 356 ступенек трудно. На этот случай на лестничных площадках предусмотрели скамейки.

Отсюда видна железная начинка скульптуры, огромное количество балок, перегородок, тросов, светильников. Апогей туристов – на самом верху скульптурного сооружения. В этом месте располагается корона с окнами.

От силы здесь помещается около 20 человек. Всего в короне сконструировано 25 оконцев с изумительными речными пейзажами бухты, неспешно прогуливающихся парусников.

Корона скульптуры увенчана семью лучами, олицетворяющими 7 континентов и морей. Сама конструкция сооружена из медных листов, закрепленных на металлическом каркасе. Зеленый цвет – не краска, созданная скульптором: окрасила статую природа атмосферными осадками.

Разработка стальной опоры принадлежит Гюставу Эйфелю, он же создал и поддерживающий каркас. Но эти металлические «ваяния» не дают башне упасть даже во время сильных ветров. Она отклоняется на 7 см, но не падает. С 1984 г. объект находится под охраной ЮНЕСКО.

Интересно, что у памятника есть несколько копий по всему миру. Одна из копий установлена самим скульптором в Париже рядом с Эйфелевой башней. В качестве личного сувенира Бартольди сохранил ухо его «каменной леди» и хранится оно в музее во Франции. Его высота составляет чуть больше метра.

Самой первой статуей, созданной по копии американского подарка, является установленная в 1882 г. в городе Клегерек, во Франции. Есть еще копия в Париже в Люксембургском парке и Музее искусств.

Туристы решают перед посещением множество вопросов. Следует знать, как добраться до нее?

Маршруты к памятнику

На вопрос, Статуя Свободы в какой стране находится даже школьник, даст ответ, что в Америке, а вот как доехать до нее – следует прояснить. Из города можно добраться до памятника на пароме до Staten Island за 18 долларов для взрослых и 14 дол. за детей.

Можно воспользоваться автобусами M5, M20. Доехать можно и на метро от станции Bowling Green. От Манхеттена ходит бесплатный паром через каждые 15 мин. Сам паром представляет собой интересную конструкцию и многие делают уникальные фотографии на его палубе.

Внутри удобные кожаные кресла, наподобие российских электричек. Они вместительны и, несмотря на кажущееся большое количество людей, всем хватает места. На вокзале Стейтен Айленда можно перекусить вкусными гамбургерами. Возле статуи можно посетить Battery Park, увидеть памятник спасательным командам, погибшим 11 сентября после теракта.

Почему закрыт факел для туристов?

Первоначальный факел привезли на остров, когда его изготовили из медных листов. Внутри прорезали дыры, и вставили лампочки для ночного освещения. Новый факел, покрытый сусальным золотом, выпустили после указа Рейгана о реставрации в 80-е годы.

Но закрыли его для посещения в годы Второй Мировой войны. Толчком к этому послужили сильнейшие взрывы, от которых на Манхеттене по вылетали все окна. Для того чтобы подобное не могло повредить туристов, площадку закрыли.

Атмосферные осадки долго и упорно делали свое дело, приводя эту часть в негодность, особенно до реконструкционных работ. Полюбоваться на старый факел можно в стенах музея.

Сотрудники музея по сей день сохраняют четкий регламент по обслуживанию старой версии огня: они поднимаются по лестнице в 40 футов и ухаживают за 16 прожекторами.

Мало, кто знает, но полное название памятника звучит так: «Свобода посещает мир». Обувь эта леди носит 879 размера, гордо держа факел в своих руках, олицетворяя сущность всей Америки.