Боль, страх и слёзы. Как спустя год живут родственники погибших над Синаем

Опубликовано 02.11.15 19:45

МЧС РФ обнаружило на Синае 111 паспортов жертв крушения A321. 16 человек смогли избежать смерти на египетской авиакатастрофе, между тем опознаны часть тел жертв авиакатастрофы в Египте. Президент выразил соболезнования семьям погибших и поблагодарил всех, кто их поддерживал.

Авиакатастрофа в Египте, последние новости: найдены еще тела погибших под фюзеляжем разбившегося A321

Российские спасатели обнаружили еще фрагменты тел погибших в крушении самолета А321 на Синайском полуострове в месте, где находится центральная часть фюзеляжа лайнера, сообщает LifeNews .

«Во время осмотра лайнера российские спасатели с использованием аварийно-спасательного автомобиля «Розенбауер» приподняли новую часть фюзеляжа самолета и обнаружили новые останки пассажиров самолета», — сообщил инткббэч директор Департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС Александр Агафонов. По его словам, эта часть фюзеляжа лежала на земле перевернутой.

«Обломки разбросаны на обширной территории, что подтверждает информацию о том, что самолет начал разрушаться еще в воздухе», — добавил он, отметив, что, несмотря на тяжелые условия, работы отрядов будут продолжаться до наступления темноты.

Между тем источники в Росавиации сообщили LifeNews, что по расположению тел погибших и обломков лайнера уже установлена примерная картина крушения лайнера. По предварительным данным, первыми жертвами крушения А321 стали пассажиры именно хвостовой части лайнера.

После того как хвостовая часть аэробуса отвалилась на высоте почти в 9 тысяч метров, часть пассажиров выпали наружу. Поисковые отряды находили некоторые тела жертв в нескольких километрах от места крушения лайнера.

Опознаны часть тел жертв авиакатастрофы в Египте

Родственники погибших в Санкт-Петербурге опознали часть жертв авиакатастрофы самолета авиакомпании "Когалымавиа", передают «Вести.Ру» . Самолет МЧС России доставил в Северную столицу из Египта 140 тел погибших. Вечером 2 ноября ожидается вылет из Каира еще одного самолета с телами погибших.

МЧС РФ обнаружило на Синае 111 паспортов жертв крушения A321

Тем временем сотрудники МЧС России, которые в данный момент продолжают поисковую операцию на месте крушения борта Airbus A321, за день обнаружили 111 паспортов жертв авиакатастрофы.

«Среди документов, найденных на месте крушения, есть паспорта граждан Украины. Работы продолжаются. Спасатели МЧС работают в ложбине, где обнаружен крупный фрагмент самолета с личными вещами и надувным трапом», — сказал Агафонов.

Также отмечается, что спасателям приходится работать в крайне сложных условиях - на Синае сейчас стоит невыносимая жара, плюс перепады высот и огромная территория для исследования. Зона поиска сегодня увеличилась с четырех километров до 12-ти. Территорию прочесывает 74 сотрудника МЧС.

«Перепады высоты в ложбине составляют 120 метров, туда спасатели спускаются по веревке. Все найденные вещи упаковываются и доставляются в базовый лагерь, который находится в 12 километрах», — рассказывает директор департамента.

К работе на месте крушения приступили французские специалисты, также работают представители МАК и авиационных властей Египта.

16 человек смогли избежа ть смерти на египетской авиакатастрофе

Авиакомпания "Когалымавиа" подтверждает, что 16 человек не полетели из Петербурга в Египет ближайшим после крушения A321 рейсом, сообщают РИА Новости со ссылкой на заявление представитель пресс-службы авиакомпании.

"На сегодняшний момент мы имеем только информацию о том, что в день произошедшего, в день катастрофы на рейсе Санкт-Петербург — Шарм-эш-Шейх (обратный рейс, который должен был совершить разбившийся А321) не полетели 16 человек и два человека были сняты по чисто человеческим причинам", — сказала представитель пресс-службы.

Президент выразил соболезнования семьям погибших и поблагодарил всех, кто их поддерживал

Президент России Владимир Путин потребовал провести работу по расследованию всех причин крушения А321, пока не выяснятся все детали трагедии, пишет «КП» .

«Должно быть сделано все для выяснения причины авиакатастрофы, чтобы мы соответствующим образом реагировали», - сказал президент.

Путин также заявил, что вопрос помощи семьям погибших в авиакатастрофе нужно решать как можно скорее. Он отдельно поблагодарил жителей Петербурга, которые поддерживали и сопереживали родственникам жертв.

«В такие трагедии, в такие часы, безусловно, очень важно чувствовать плечо близких людей, сопереживание всей страны по поводу этой ужасной катастрофы», - заявил Владимир Путин.

Об авиакатастрофе в Египте

Самолёт Airbus 321, совершавший рейс 9268 Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, потерпел крушение 31 октября. Вскоре после вылета из египетского аэропорта экипаж лайнера перестал выходить на связь. Сообщалось, что самолётрезко снизился на 1,5 километра, после чего исчез с экранов радаров. Перед потерей связи пилот запрашивал разрешение на посадку в аэропорту Каира, сообщают сотрудники аэропорта.

Позже стало известно точное место крушения лайнера. На борту А321 находилось 224 человека — семеро членов экипажа и 217 пассажиров, среди которых, по неподтверждённым данным, 25 детей. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей в истории российской и советской авиации.

Самолет Airbus A321 рейса 9268 авиакомпании "Когалымавиа" (бренд Metrojet) разбился, пропав с радаров утром субботы, 31 октября. На борту самолета находилось 224 человека - пассажиры, дети, 7 членов экипажа, все они были россиянами. Лайнер выполнял "туристический" рейс между Шарм-Эль-Шейхом и Санкт-Петербургом.

Последние данные о катастрофе также можно прочесть в твиттере по хэштегу #КогалымАвиа и #7k9268 .

Власти Египта официально подтвердили авиакатастрофу и начали поиск обломков силами армии, турецкие же авиационные власти сообщили о входе лайнера в их воздушное пространство. При этом СМИ ранее заявляли, что лайнер продолжил полет, однако официальная пресса Каира заявляет - авиакатастрофа все-таки произошла, обломки лайнера находятся на Синае.

Красноречивее всего выглядит иллюстрация системы Flightradar, позволяющая отслеживать любые гражданские борты мира, на которых находятся специальные транспондеры. По данным Flightradar видно , что самолет "снижался со скоростью примерно 6000 футов в минуту (110 км/час)перед тем как сигнал был потерян" через 23 минуты после взлета.

Пресса также сообщает, что экипаж лайнера сообщил о неисправностях, некоторые журналисты говорят о том, что КВС и второй пилот запрашивали аварийную посадку - однако эта информация пока не подтверждается.

Отметим, что многие пилоты и авиационные эксперты, говоря об авиакатастрофах, напоминали - отказ двигателя (без разрушения двигателя или самолета) не приводит к падению лайнеров - они могут планировать даже со всеми выключенными двигателями до ближайшего аэродрома (также уже случалось в истории авиации - СМИ вспоминают и аварийную посадку Ту-204, и "планер Гимли").

"Самолет упал в закрытой военной зоне. Там проводятся контртеррористические операции",- сообщает ВГТРК.

Режим ЧС введен в северном синае в Египте в связи с крушением российского самолета, на место крушения выехали премьер-министр Египта, спасатели и военные.

Reuters сообщает, что, возможно, на месте катастрофы «слышны крики выживших пассажиров».

"ЭКИПАЖ РАЗБИВШЕГОСЯ РОССИЙСКОГО АВИАЛАЙНЕРА НЕСКОЛЬКО РАЗ ЗА НЕДЕЛЮ ЖАЛОВАЛСЯ НА ПРОБЛЕМЫ С ДВИГАТЕЛЕМ",- передают информагентства.

"Египетские экстренные службы начали вывоз тел погибших при крушении российского A-321 на Синайском полуострове",- сообщает AFP. Место катастрофы оцеплено и охраняется от мародеров.

"Найдены тела пятерых детей, упавший в Синае российский самолет развалился на две части",- заявило AFP.

Президент РФ Владимир Путин выразил самые глубокие соболезнования родственникам погибших в катастрофе самолета компании «Когалымавиа», приказав направить спасателей на место трагедии.

"Общий налет 48-летнего командира упавшего в Египте самолета составил 3682 часа. Из них в качестве командира воздушного судна Валерий Немов пролетал 1100 часов",- заявил Lifenews.ru.

"Как стало известно, до полетов на самолете типа А-321, Валерий Немов управлял ТУ-154. Переучивался пилот в учебном центре AmurAir, расположенном в Турции",- добавляет пресса, называя КВС профессиональным пилотом.

Стало извесно, что как минимум одна из пассажиров рейса выложила фотогрфию самолета и своего мужа с дочкой перед взлетом, написав "мы летим домой ".

"По данным египетской стороны, самолёт пытался зайти на посадку на аэродром Эль-Ариш",- сообщили в посольстве России.

"Как стало известно, из-под обломков российского лайнера, потерпевшего крушение в 100 километрах от Эль-Ариша на севере Синайского полуострова, вытащили около ста тел пассажиров",- сообщает Egypt Independet.

"Очевидцы говорят, что потерпевший крушение в Египте самолет горел в воздухе",- сообщил Коммерсант FM.

СМИ сообщили, что спасатели нашли на месте трагедии один из бортовых самописцев - черных ящиков.

Президент Владимир Путин объявил 1 ноября траур в связи с крушением российского лайнера в Египте,

Тела всех 17 детей обнаружены на месте крушения А-321 в Египте. Сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя гражданской авиации.

Как выяснила «Газета.Ru», туристической компанией «Бриско», клиенты которой летели на разбившемся самолете, и авиакомпанией «Когалымавиа» владеют одни и те же лица.

"Либо пожар в центральной/хвостовой части, либо пожар двигателя с распространением его по всей гондоле с последующем температурным разрушением крыла",- пишут на профессиональном форуме пилотов.

Местное племя бедуинов «Аль Таяха» увидело, как российский лайнер авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение на Синайском полуострове. По словам кочевников, Airbus A321 вспыхнул в воздухе, в частности, они увидели, как горит один из двигателей самолета.

"Многие погибли в креслах, пристегнутыми ремнями безопасности", - представитель египетских спецслужб/Рейтерс

В офисе владельца авиакомпании «Когалымавиа» в Столешниковом переулке Москвы проходят обыски. Сотрудники правоохранительных органов изымают из офиса документы и электронные носители,- сообщают СМИ.

Авиационные власти Египта не исключают, что катастрофа с лайнером российской авиакомпании «Когалымавиа» в Египте произошла из-за теракта, передаёт CBS Extra. "Эта версия маловероятна, так как у террористов в регионе нет соответствующего вооружения - зенитно-ракетных комплексов, ведь самолёт находился на высоте более 6 тысяч метров", - заявляют специалисты.

"С Синая пару месяцев назад реактивными снарядами обстреляли территорию Израиля. В Сирии и Ливии исламисты захватили десятки комплексов С125 и С200. В Йемене перестрелки идут с применением Точек У, а саудиты по всей границе развернули Пэтриоты",- пишут в соцсетях.

"По словам представителя египетского комитета по расследованию авиационных инцидентов Аймана аль-Мугадема, пилот предупредил наземных диспетчеров, что на самолете возникла "техническая проблема" и ему нужно приземлиться как можно скорее",- сообщают "Известия".

Египетские власти сообщили, что в результате крушения российского самолета никто не выжил - сообщило агентство Рейтер.

Перед вылетом из Шарм-эш-Шейха разбившийся самолет прошел необходимую техническую проверку и какие-либо неисправности выявлены не были, заявил глава египетской компаний по аэропортам Адель Махгуб. "Был произведен технической осмотр самолета и подтверждена его летная годность", - подчеркнул он.

Со дня страшной авиакатастрофы над Синаем, унесшей жизни 224 человек, прошёл год. Этот период стал очень тяжёлым испытанием для родственников погибших. В СМИ то и дело появлялись новые фотографии с места крушения самолёта, а в социальных сетях мошенники пытались нажиться на чужом горе, выдавая себя за членов семьи жертв теракта. После гибели их родных одни ушли глубоко в себя, вторые стали делить детей и жилплощадь, а третьи до сих пор не могут похоронить своих близких, ведь тела шестерых человек всё ещё не опознаны. АиФ.ru узнал, как родственники погибших над Синаем живут спустя год после трагедии.

Встречающие до последнего надеялись, что самолёт приземлится в Петербурге. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«Последнее желание — найти виновных»

Через год после крушения аэробуса А321 над Синаем расследование дела о гибели 224 человек продолжается. Те, кто подложил бомбу в самолёт, до сих пор не найдены, однако недавно экспертам удалось выявить конкретное место, где находилась взрывчатка: террористы спрятали тротил между детскими колясками в хвосте борта. Новая информация о ходе расследования появляется в средствах массовой информации практически каждый день, но большинство родственником погибших не следят за этими новостями: всё равно близких уже не вернёшь, а постоянные напоминания о трагедии лишь бередят ещё свежие раны.

Сотрудники МЧС оказывали родственникам пассажиров рейса психологическую помощь. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Петербурженка Наталья Завгородняя , которая потеряла 31 октября 2015 года своих родителей, посвящает всё свободное время помощи брошенным животным. «Наташа с головой ушла в работу, — рассказывают друзья девушки. — Это помогает отвлечься от горя. Наташа помогает животным, ищет им новый дом. Все публикации и сюжеты причиняют ей ещё большую боль». Мама Алексея Громова , который погиб вместе с женой Татьяной и 10-месячной дочкой Дариной , наоборот, внимательно следит за ходом расследования. По словам женщины, для неё жизнь закончилась, но осталось одно последнее желание: чтобы виновные в смерти её детей и внучки, «самого главного пассажира» рейса № 9268, были наказаны.

Родственники пассажиров самолета пытались найти информацию о рейсе. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Компенсация за смерть родных

В настоящее время денежные компенсации получили все семьи погибших. По миллиону рублей родственники выплатили петербургские власти, и ещё миллион — страховая компания. Правда, для получения этих денег некоторым людям пришлось потратить немало времени и нервов. Оказалось, что компенсации предусмотрены только для ближайших родственников — детей и родителей. Компенсаций за погибших внуков, бабушек или дедушек нужно было добиваться в суде. С такой проблемой столкнулась семья Шеиных , которая потеряла в авиакатастрофе не только взрослых детей, но и троих внуков. Сейчас все денежные вопросы, наконец, улажены.

Порядка 70 семей, с которыми работал адвокат Игорь Трунов , получат дополнительно по миллиону долларов от американской лизинговой компании International Lease Finance Corporation, владельца разбившегося аэробуса. До судебных разбирательств дело не дошло: предприятие уже подтвердило готовность осуществить выплаты. Большинство же семей не стали обращаться к известному адвокату: многим хватило уже полученных трёх миллионов рублей. К тому же, как известно, деньгами горя не унять.

После страшной новости информацию о рейсе убрали с электронных табло Пулково. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Возвращение блудного отца

Именно денежные отношения и стали яблоком раздора во многих семьях погибших. Так, после катастрофы отец погибшей Алисы Витальевой , который не общался с дочерью уже много лет, сразу же объявился на горизонте. При крушении самолёта погибла и мать девочки, его бывшая супруга Ирина. Когда Денис и Ирина Витальевы развелись, женщина воспитывала дочку одна, а бывший муж никак не участвовал в жизни девочки и не выплачивал алименты: у него появилась новая семья. Тем не менее, Ирина была спокойна за будущее девочки, ведь Алиса должна была унаследовать квартиру её бабушки, матери Ирины. Когда произошла трагедия, отец девочки сразу же примчался в Петербург, получил за её гибель компенсацию в размере 3 миллионов рублей и заявил своей бывшей тёще, Елене Степановне Войтенко , что теперь по закону он претендует на половину её квартиры, поскольку Алиса уже не вступит в наследство.








63-летняя пенсионерка была возмущена такой наглостью, но тогда ей было не до выяснения отношений: слишком велика была боль от утраты любимых дочери и внучки. Тем временем Денис Витальев, понимая, что закон на его стороне, написал заявление о вступлении в наследство. В настоящее время конфликт между бывшими родственниками остаётся открытым: им предстоит пройти множество судебных разбирательств. «Он не воспитывал свою дочь и не помогал материально, — рассказывает бабушка Алисы. — А теперь написал заявление о вступлении в наследство, хотя и обещал не претендовать на мое жильё. Он решил отобрать у меня последнее!».

31 октября 2015 года около аэропорта дежурили сотрудники МЧС и скорая помощь. Фото: АиФ/ Яна Хватова

6 человек до сих пор не похоронены

Брат Ирины Витальевой Александр , в отличие от своего нерадивого зятя, не пытался отбирать ни у кого имущество, а организовал благотворительный фонд помощи родственникам погибших в катастрофе над Синаем «Рейс 9268». Потерявший сестру и племянницу петербуржец нашёл в себе силы, чтобы поддержать других людей. Александр организовывает в городе акции памяти и ведёт активную работу по согласованию памятника жертвам теракта.

По данным фонда, несколько семей до сих пор не могут похоронить своих родных: шестеро погибших до сих пор не опознаны. Их останки весь год хранятся в петербургском крематории, но не подлежат экспертизе по установлению личности. Люди терпеливо ждут, что вновь обнаруженные в Египте останки после изучения передадут в Петербург, чтобы родственники могли опознать и похоронить своих погибших близких. Если процедура опознания так и не состоится, останки шестерых человек захоронят в братской могиле.

Ровно через год после трагедии, в 7 часов 14 минут 31 октября, в Троицком соборе Петербурга пройдёт панихида по погибшим пассажирам рейса 9268. В этот день их родственники снова соберутся вместе, чтобы вспомнить тех, кого уже не вернуть.

В память о жертвах катастрофы над Синаем в Петербурге создали 224 летящих журавлей. Фото: Благотворительный фонд "Рейс 9268"

31 октября 2015 года на Синайском полуострове разбился самолет A321 российской компании «Когалымавиа», выполнявший чартерный рейс 7К-9268 по маршруту Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Лайнер пропал с радаров через 23 минуты после взлета.
Обломки самолета приподнимали с помощью специального инструмента. Фото: Николай Никитенко
Когда к месту падения выехали поисковые группы египетского правительства, с подмосковного аэропорта в Раменском взлетел Ил-76 со спасателями МЧС.
Им пришлось работать на жаре в каменной пустыне, где отсутствовала всякая инфраструктура. Каждый спасатель прошел за эти дни более 45 километров. Но физические перегрузки ничто по сравнению с психологическими. Им пришлось собирать в пустыне фрагменты тел пассажиров и детские вещи.
О том, как проходила поисковая операция на Синайском полуострове, как взаимодействовали с египетскими коллегами, рассказал спасатель международного класса аэромобильного спасательного отряда МЧС России («Центроспас») Николай НИКИТЕНКО.
- Как поступил сигнал на выезд?
- У оперативного дежурного «Центроспаса» есть тревожная кнопка. Звучит сигнал, а потом объявление по громкоговорящей связи. Если предстоит длительный выезд, чтобы народ лишний раз не дергать, оперативный дежурный может вызвать командира группы, сообщить, что получена «готовность номер один», собирайтесь.
Едет обычно дежурная смена. В зависимости от чрезвычайной ситуации добираются специалисты определенного профиля. Если ЧС произошла на воде, берут больше спасателей-водолазов, если в горах - тех спасателей, у кого есть альпинистская подготовка.
Если требуется значительная группировка, вызывают ребят из резерва. В командировку на Синайский полуостров, например, в дополнение к дежурной смене был поднят резерв из Москвы. В столице базируются два подразделения «Центроспаса»: в Среднем Золоторожском переулке и на Новоясеневском проспекте.
В Египет от «Центроспаса» выехали 43 человека, от Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» - 40.


- Какую спецтехнику взяли с собой?
- Тяжелый аварийно-спасательный автомобиль «Розенбауэр», который укомплектован различным оборудованием - гидравлической станцией и инструментами: ножницами, кусачками, расширителями, гидроцилиндрами, домкратами, а также - моторезом, бензопилой. Там же уложены два надувных модуля для проживания. Во второй автомобиль, «КамАЗ», погрузили питание, топливо, воду, тяжелое оборудование и еще один надувной модуль. Также с нами на Синайский полуостров на Ил-72 полетел разъездной автомобиль «уазик». У отряда «Лидер» было с собой два «КамАЗа» с необходимым оборудованием и снаряжением. В Египте от российской оперативной группировки было 5 единиц техники. Руководителем операции с российской стороны был назначен директор Департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России Александр Агафонов.


- Сколько пришлось добираться до места падения А321?
- До Каира летели 4,5 часа. Потом в вип-зале аэропорта ждали, пока прилетит отряд «Лидер». Когда все собрались, сформировали большую колонну и выдвинулись на Синайский полуостров. Расстояние в 365 километров преодолели за 8 часов. К тому моменту уже было известно, что выживших в катастрофе нет.


Вещи, найденные на месте крушения А321.
- Как вас охраняли, полуостров ведь находится в зоне действия племен, присягнувших ИГИЛ?
- Охрана была беспрецедентной. В аэропорту, когда мы выгружали из самолета свои машины, нам дали бронированный джип сопровождения. Потом в колонне с нами, как спереди, внутри, так и сзади, двигалось порядка семи-восьми машин с египетскими военными. Блокпосты стояли на дороге через каждые 10–15 километров. По дороге мы видели окопы, укрепления, воронки, блиндажи. Нас вели, давали «зеленый коридор», в том числе и когда проезжали в туннеле под Суэцким каналом. Из-за нашей колонны там образовалась довольно большая пробка.
- Как оборудовали лагерь в столь неспокойном регионе?
- Лагерь разбили около самых больших фрагментов самолета. До разрушенной носовой части, крыльев и части фюзеляжа было метров 200. У нас годами отработанная технология. Выгрузили модули, подключили их поочередно к нагнетателям воздуха. Развесили электрику. Через полтора часа у нас уже стоял лагерь. Всего поставили 5 модулей: 4 жилых и один оборудовали под штаб. Также поставили палатку под столовую.


Египетские военные забили колышки, огородили лагерь колючей проволокой. Мы поняли, что можем на нее в темноте наткнуться, повесили на проволоку маркерную красно-белую ленту. В целях безопасности египтяне подогнали грейдер и окопали лагерь. По всему периметру были сделаны отвалы типа бруствера. По ночам внутри лагеря ходил патруль, а по краям стояли джипы. Потом мы узнали, что было еще и дальнее охранение.


- Как были организованы поиски?
- В тот же день, как поставили лагерь, наша группа с согласия египтян все-таки выскочила, чтобы оценить примерный объем работ. На следующий день, в шесть утра, как только рассвело, встали. В семь уже выдвинулись, захватив с собой воду и сухой паек. Охрана нас не успела перехватить, потеряла. Египтяне думали, что русские с дороги будут отдыхать, а русские раз, и неожиданно рано уехали. Потом они нас на джипе догоняли.
Доехали вместе с «лидерами», по информации египетской стороны, до дальней точки, выгрузились, выстроились цепью, охватив порядка 14 квадратных километров, и пошли.
- Страшно представить, что вам пришлось обнаружить.
- Находили личные вещи пассажиров, документы, но больнее всего было собирать детские сандалики, игрушки, зеркальца… Еще помню, нашли молитвослов, который был открыт на молитве ангелу-хранителю: «…Ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани…»


Найденный молитвослов был открыт на молитве ангелу-хранителю.
- Что там была за местность?
- Кругом простиралась каменистая пустыня. Было такое ощущение, что раньше здесь было огромное спекшееся стеклянное поле с коркой, которая потом растрескалась. Песок покрывали мелкие битые камни. Встречались невысокие песчаные горы, высота их по GPS была максимум метров 70.
- По сколько часов в день приходилось работать?
- В первый день мы прошли около 15 километров, работали до 16 часов, пока не пришли в лагерь. На следующий день египтяне заранее приготовили два джипа, чтобы следовать за каждым из наших грузовиков. Работали в горном районе. Нашли много паспортов, студенческих билетов, телефонов, планшетов погибших пассажиров. Накрутили еще под десять километров. Когда лезли в горы, египетские военные устраивали наблюдательный пункт на самой высокой точке и следили за нами оттуда.


Два дня стояла жара, доходившая до +35, но потом солнце стало периодически уходить за тучи, было достаточно комфортно - +22–24, ночью же температура падала до +6–8 градусов.
«Написал стихи. Как будто кто-то свыше рукой водил…»
- В каком состоянии были вещи? В новостях показывали обгоревший чемодан.
- Этот чемодан мы нашли достаточно далеко от основной части обломков. Даже хвостовая часть лежала ближе. Было понятно, что чемодан прилетел с неба уже обгоревший. Между собой мы говорили, что было какое-то тепловое воздействие. Это было ясно по разбросу обломков. По найденным обгоревшим вещам из заднего грузового отсека было похоже, что эпицентр был именно там.
Мы проехали по всем крупным объектам, зафиксировали их координаты и сфотографировали. На найденных пассажирских креслах осталась человеческая плоть. Мы срезали с кресел обшивку, положили в мешки. По возвращении в лагерь сдали египетской стороне.
На третий день нам дали «добро» на работу на основной части фюзеляжа, которая лежала недалеко от базового лагеря. Военнослужащие египетской армии собрали тела погибших пассажиров, которые лежали сверху. Они, конечно, молодцы, за сутки смогли обойти достаточно большую территорию, пассажиры же выпадали из развалившегося в воздухе самолета.
Где лежали тела россиян, можно было судить по перчаткам, которые оставляли египтяне, когда упаковывали погибших пассажиров в мешки. Этими перчатками было усеяно все поле около крупных фрагментов самолета.
Самолет, распадаясь в воздухе на части, перевернулся и упал вверх шасси. Менять положение частей самолета мы не имели права. Изучением их, равно как и других технических факторов, занималась египетская сторона. Мы лишь приподнимали с помощью специального инструмента обломки. Под многими из них были найдены фрагменты тел пассажиров. Спасатели собрали 64 мешка с мелкими фрагментами и пять - с крупными частями тел. Под обломком крыла мы нашли тело ребенка…


- Тогда вы и написали стихи, посвященные самому маленькому пассажиру Airbus 321 - Дарине Громовой?
- Я не знаю, ту ли мы девочку нашли. Там невозможно было даже определить пол ребенка, настолько тело было повреждено. Я многое повидал. У меня это не первая авиационная катастрофа, я двадцать лет проработал спасателем. Видел, что для молодых ребят из отряда «Лидер» и наших москвичей это, конечно, значительная психологическая нагрузка. Но и меня на четвертый день накрыло. Лег отдохнуть, включил плеер, слушал не музыку, а стихи… И меня начало изнутри давить, выскочил, взялся за ручку, нашел бумагу, написал стихи:
«Я не знаю тебя, Малышка,
Как же так? Почему? Зачем?
Спать заставила черная вспышка
И укрыла в вечности тлен…»
Как будто кто-то свыше рукой водил…
- В пустыню подогнали рефрижератор?
- Нет, за останками один раз в сутки приезжала «скорая» или прилетал вертолет.
- Найденные вещи пассажиров как-то опломбировывались?
- Мешки с найденными вещами мы складывали в один большой мешок, по приезду на базу в присутствии наших представителей вещи передавались египетской стороне под опись. Египтяне вещи сортировали, упаковывали, ставили бирки, а когда прилетал вертолет, грузили и вывозили в Каир.


- Родственники погибших пассажиров обвинили египтян в мародерстве. На их близких не оказалось золотых украшений, которые они никогда не снимали.
- Когда мы приехали, тел погибших уже не было. Один наш спасатель нашел безрукавку маленького размера, то ли детскую, то ли женскую, в которой были доллары, мы их под роспись сдали. Ребята находили еще какие-то рубли. Больше ценных находок не было. То, что произошло до того, как мы попали в этот район, - на совести египтян. Достаточно выехать из Каира, чтобы понять, насколько это бедная страна. Я не удивлюсь, если выяснится, что золотые украшения были украдены.
- Там были какие-то поселения рядом?
- Рядом не было. Хотя ребята потом нашли в двадцати минутах езды посредине пустыни оазис. Кругом лунный пейзаж, а там четыре дома, изумрудные пальмы, озерцо. Спасателям запретили близко подходить к этому поселению в целях безопасности.
На втором этапе зона поиска расширилась до 20–30 кв. км, а потом и до 40 кв. км, до того был велик разброс частей самолета и личных вещей пассажиров.
Были применены беспилотники, а также космический мониторинг и прогнозирование мест возможного нахождения обломков самолета и личных вещей пассажиров.
«С погибшими пассажирами А321 простились по-своему»
- Какие отношения сложились с египетскими военными, которые вас охраняли?
- У нас было полное взаимопонимание и поддержка. Ребята, которые с нами работали, были такие же оперативники, как и мы. Один из офицеров охранения учился в свое время в Санкт-Петербурге, приветствовал нас, называя земляками.
Никто из египтян не хотел верить, что самолет взорвали. Для них это сильный удар. На первом месте у них по доходам в бюджет, как мы поняли, Суэцкий канал, на втором - туристический бизнес.
- Это правда, что вас с воздуха прикрывали боевые вертолеты?
- Боевые вертолеты прикрывали «вертушку», которая привозила на место падения специалистов МАКа и следственного комитета. Садился Ми-8 или тяжелый военно-транспортный вертолет Chinook, а вертолеты прикрытия барражировали вокруг. Нам потом ребята из посольства рассказывали, что было указание расстреливать в пустыне любой неопознанный, не военный джип.


- В каменистой пустыне не испытывали недостатка воды?
- У нас с собой были запас воды и душ. Только насосную станцию мы в этот раз на душ не ставили. Экономили воду. На душевую кабинку водружали бочку, из которой самотеком шла вода. У «лидеров» были свой душ и походная баня. Единственное, было мало дров. Ребятам их откуда-то привозили. Но приспособились, мылись. В пустыню брали с собой жидкие обеззараживающие спреи.
С продуктами нам очень хорошо помогали египтяне. Они привозили нам ланч-боксы, в которых были по две бутылки воды - сладкая и минеральная, пара лепешек, салат, соус, рис, картошка фри и пара кусков мяса. Можно было объесться. Плюс у нас с собой были сухие пайки. Из всего этого наш повар готовил походные блюда.
- Сотовой связи не было?
- Пользовались спутниковой связью. Ближайшая вышка сотовой связи стояла на территории Израиля, в 80 километрах от нас. Включали телефон, появлялось сообщение: «В сети не зарегистрирован». Нам сказали, что там стоят разведчики.


- Змеи не донимали?
- Змей не видели. Когда прекращался ветер, появлялись мухи. Постоянно видели следы ящериц гекконов. Но без гостей в лагере не обошлось. Однажды в модуль заскочил тушканчик. Один из спасателей посадил его в коробку, напихал туда в качестве корма тараканов и огурцов и вознамерился увезти сей трофей домой. Но тут собралась целая партия «зеленых», ему было сказано: «Это животное жило здесь, тут должно и остаться». Когда тушканчика выпустили, он тут же забежал обратно в модуль. Пришлось выгонять его силой.
- Сколько продлилась поисковая операция?
- 31 октября мы вылетели с аэродрома подмосковного Раменского, 11 ноября вернулись домой. Оперативная группа центра «Лидер» вернулась в Москву 16 ноября. С погибшими пассажирами А321 простились по-своему. На девятый день после авиакатастрофы выстроились у самого большого фрагмента сгоревшего лайнера, объявили минуту молчания и возложили цветы.
У импровизированного мемориала, где были сложены детские игрушки, с нами стояли и представители египетской стороны.


Погибли 224 человека, из них 25 детей. Люди, которые совершили это преступление, не понимают, что есть законы Вселенной и никто никогда не сможет отменить закон кармы. Все ведь вернется, все воздастся.