Чудовищная история. Масада

Массада Израиль – одинокая горная крепость в самом сердце Святой Земли, где 2 тысячи лет назад произошла удивительная и леденящая душу история. Здесь небольшая горстка еврейский повстанцев бросила вызов самой сильной армии того времени, армии Рима.

ИСТОРИЯ КРЕПОСТИ МАССАДА

И так, все по порядку, шел 66 год н.э., захваченная римлянами Иудея, район охвачен восстанием, деспотичные римские власти предпринимают попытку предотвратить восстание евреев, и делают это с невероятной жестокостью. Небольшой горстке набожных евреев, именуемых зилотами, удалось укрыться в Иудейской пустыне.

Они нашли убежище в построенной в 1-м веке до н.э. царем Иродом нагорной крепости. Для Ирода крепость служила надежным пристанищем в случае восстания или вторжения вражеских войск. Это был невиданный образец инженерного искусства. Сама география Массады делала ее неприступной. Гора Массада возвышается на 450 метров над уровнем Мертвого моря, а ее вершина представляет плоскую ромбовидную площадку размером 650 м на 300 м. Крепость была отлично обеспечена провиантом и имела хорошие оборонительные сооружения, поэтому зилоты могли продержаться здесь очень долго.

Тем более что подняться наверх, можно было только по узкой змеиной тропе, по которой, по их мнению, римская армия уж точно не пройдет.

После падения Иерусалима в 70 году последние его защитники бежали в Массаду, среди них был и Элазар бен Яир, который затем и возглавил повстанцев. По мере роста населения Массады она привлекает внимание нового генерала Рима — хитрого Флавия Сильвы. Для него это был отличный шанс зарекомендовать себя.

На протяжении 73 года 8 тысяч римских воинов стояли вокруг крепости. Вскоре стало понятно, что у подножия Массады римляне строят не только лагеря. Из дерева и земли они строили огромную насыпь, ведущую прямо к стенам Массады. И когда высота насыпи достигла 70 метров, римляне подняли по ней огромную 30 метровую осадную башню с откидными мостами и пробили брешь в крепостной стене. Сооруженную повстанцами внутреннюю стену им удалось без труда поджечь.

И тогда Элазар бен Яир, признав, что все потеряно, произнес перед повстанцами пламенную речь, призвав их умереть свободными людьми – предпочитая смерть позорному и мучительному рабству.

Они могли бы сдаться, но предпочли остаться непокоренными до конца, выбрав свободу любой ценой. Каждый из мужчин убил своих жен и детей, а затем они избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. Затем эти десять бросив жребий выбрали того, кто должен был убить девять своих товарищей, а потом и себя самого. Так они погибли все 960 человек в твердой уверенности, что не оставили ни одной живой души, над которой могли бы надругаться римляне.

Назавтра, поднявшиеся на Массаду римляне нашли лишь груды убитых тел, но не возрадовались при виде погибших врагов, а лишь застыли в немом молчании, пораженные величием их духа и несокрушимым презрением к смерти.

Молва о поступке защитников Массады распространилась далеко за пределами крепости и со временем это событие стало одним из культовых моментов в еврейской истории. Массада стала символом еврейского героизма.

В истории защитников крепости Массада человеческий ум находит нечто притягивающее и пугающее одновременно. Эта легенда породила противоречивое отношение к ней. Одни считают, что и спустя 2 тысячи лет эта история, о предпочтении смерти плену, продолжает очаровывать. Другие считают, что шокирующий поступок Элазара и зилотов не что иное, как проявление религиозного экстремизма.

Но как бы там ни было, с уверенность можно утверждать, что история крепости Массада никого не может отставить равнодушным. Неудивительно, что Массада – это одно из самых посещаемых мест на территории государства Израиль.

Самый лучший способ для осмотра достопримечательностей в Израиле – это взять машину на прокат. О том, как арендовать автомобиль в Израиле, о правилах дорожного движения и парковки можно прочитать

Часы работы парка Массада и фуникулера:

С апреля по сентябрь: 8.00 – 17.00 c октября по март: 8.00 – 16.00
В субботу и праздничные дни парк работает как обычно. В пятницу и в канун праздников закрывается для посещения на час раньше, перед Судным днем – в 12.00. В судный день парк закрыт.

Это был последний рубеж обороны, где полностью изолированные от остального мира восставшие евреи под командованием Элазара Бен-Яира противостояли мощному Десятому римскому легиону во главе с Флавием Сильвой.

В 80 километрах от Иерусалима находится заповедник Эйн Геди, а в 20 километрах от него - крепость Масада, с которой связана одна из самых героических страниц истории еврейского народа. Масада - это мощная крепость, расположенная на вершине огромной скалы, которая высится недалеко от берега Мертвого моря.

Географическое положение крепости в зоне безводной пустыни, вдали от населенных пунктов, и природная неприступность сделали ее безопасным убежищем. Римский историк Иосиф Флавий сообщает, что крепость была построена первосвященником Ионатаном, а потом царь Ирод еще больше укрепил ее, соорудив 37 высоких башен. У Иосифа Флавия об этом сказано так:

Он воздвиг стену вокруг вершины горы и построил поверх стены тридцать семь башен. И царский дворец воздвиг он для себя в крепости, на западном склоне горы - под стеной, замыкающейся на вершине горы. И повсюду в скале были высечены им бассейны для водоемов, благодаря чему ему удалось обеспечить водой жителей крепости… Таким образом, крепость была воздвигнута Богом и людьми для защиты от врага, который поднимется на нее войной…

Слово "мецад” или "мецада”, в греческом произношении "масада”, употреблявшиеся для обозначения крепости вообще, а в конце периода Второго храма - название, присвоенное определенной крепости, встречаются в Священном писании. Массада представляет собой скальное плато ромбовидной формы, грандиозно вздымающееся над окрестностями на высоту порядка 450 метров над Мёртвым морем (и порядка 50 метров над абсолютным уровнем моря). Длина плато Массада – ок. 600 метров, максимальная ширина – ок. 300 метров.

Это очень сильная крепость, и вот ее особенности: со всех сторон очень высокой и широкой скалы идут отвесные склоны, которые спускаются в такие бездны, что их не измерить. Тут не ступала нога живого существа. Лишь в двух местах есть в скале небольшая покатость и там тропинки, идущие кверху, но они очень узки.

Склоны скалы действительно очень крутые: с восточной стороны их высота достигает 300 метров, а высота самой низкой скалы с западной стороны и то достигает почти 100 метров.

Массада и её история неоднократно и подробно упоминается во всемирно известных трудах еврейско-римского историка Иосифа Флавия (Йосеф бен-Мататияху, 37-100 г.г. н.э.), но также и в книгах других древних летописцев. Флавий сообщает, что первым правителем, сделавшим Массаду укреплённым пунктом, был Великий коэн (первосвященник) Ионатан Хасмоней, причём, существует мнение, что Флавий имел в виду Александра I Янная, царя и первосвященника Иудеи из династии Хасмонеев, ивритское имя которого также было Ионатан, и монеты времен царствования которого (103 – 76 г.г. до н.э.) были обнаружены в крепости. Затем, в 37 году до н.э., в Массаду бежал новоназначенный в том же году (решением римского сената) царь Ирод Великий, преследуемый последним хасмонейским царём и первосвященником Маттафией Антигоном II (Матитьягу Антигон, правивший с 40 по 37 г.г. до н.э.).

Царь Ирод (он же: на ивр. Hordos, а на лат. Herodus) укрыл здесь также весь свой клан и 800 человек свиты и охраны. Через некоторое время Ироду удалось, оставив в Массаде семейство, проскользнуть через заслоны и отплыть к своим римским покровителям. Тем временем, неослабная блокада, осуществлённая иудейским царём, чуть было не привела укрывшихся в крепости людей к гибели от обезвоживания. Однако, в самый критический момент начались спасительные дожди, снова наполнившие устроенные в Массаде водохранилища. Вернувшийся затем из Рима Ирод, поднялся со своей дружиной к Массаде и снял с неё блокаду. После этих событий Ирод превратил Массаду в совершенно автономный и исключительно укреплённый замок-убежище, наполнив его всевозможным дворцовым изыском и комфортом, таким как, например, банный комплекс, видовые террасы, огромные склады и пр. и расквартировав здесь многочисленную прислугу и охрану.

При царе Ироде крепость была обнесена двойной стеной, внутреннее пространство которой разделялось на казематы. В стене было четверо ворот, оформленных в виде квадратных комнат с двумя входами, мощеным полом и сиденьями вдоль стен, украшенных фресками.

Предвидя возможность длительной осады, он приказал построить в северной части скалы целый комплекс продуктовых складов и рядом с ними большую общественную баню. К западу от Мертвого моря располагались два каньона: от них при помощи открытых оштукатуренных каналов отводилась вода в 12 водосборных систем, высеченных двумя параллельными рядами на северо-западе скалы. Из них вода вручную доставлялась на вершину скалы уже в другие цистерны

После смерти Ирода Великого в Массаде разместился римский гарнизон, пробывший здесь до 66 г. н.э., год, в который разразилось Великое восстание против римлян (1-я Иудейская война). В крепость ворвались ревнители-зелоты во главе с Менахемом Бен-Йегудой Галилейским и перебили весь её гарнизон. После убийства Менахема бен-Йегуды идеологическими противниками в Иерусалиме в Массаде нашёл для себя пристанище приходившийся Менахему племянником Эл’азар Бен-Яир, в 67-м году возглавивший здесь отряд защитников крепости, состоявший из наиболее экстремистски настроенных зелотов, т.н. сикариев, укрепившихся и фактически заперших себя здесь по ставший для них фатальным 73-й год.

В 66 году, с начала Иудейской войны, Менахем (сын Иуды Галилеянина) во главе отряда зелотов захватил Масаду. Они избили римский гарнизон и захватили оружие, которое было сложено еще царем Иродом.

Весной 70 года римская армия под командованием императора Тита осадила Иерусалим, но здесь их ожидало ожесточенное сопротивление жителей города Предложение о сдаче было с негодованием отвергнуто восставшими, которые своими частыми вылазками пытались помешать осадным работам римских войск. Каждый метр римлянам приходилось брать с. боем. Лишь после того, как император Тит окружил Иерусалим кольцом окопов, его армия могла без помех возобновить атаки. В августе легионеры овладели Вторым Иерусалимским храмом, а в сентябре захватили и весь город.

Но и после падения Иерусалима последние бойцы за независимость Израиля защищались с таким упорным ожесточением, будто их дело еще не было проиграно. В руках сопротивлявшихся оставались еще крепости Махеро и Масада и замок царя Ирода. Последний представлял собой просто укрепленный дворец и потому был без особого труда взят Луцием Бас-сом. А вот крепостью Махеро римлянам удалось овладеть не столь легко, после чего снова начались избиения и продажа евреев в рабство.

В 72-м году, после того, как уже вся Иудея была покорена, разграблена и разрушена римлянами, включая и Иерусалим, 10-й римский легион под предводительством прокуратора Флавия Сильвы обосновался вокруг Массады и блокировал её со всех сторон. Осада продолжалась долгие месяцы и весьма затруднялась для Сильвы логистическими сложностями с подвозом продовольствия и воды для своих людей. Не менее девяти тысяч рабов-евреев прокладывали дороги, носили землю и волокли стволы деревьев для сооружения осадного вала, насыпаемого в ущелье с запада от крепости. На этой насыпи, поднятой, согласно Флавию на 100 м, римляне построили 25-метровую осадную башню с мощным тараном, уравнявшую его с крепостной стеной, что позволило им, в конце концов, расшатать её и пробить брешь. Как уже указывалось, осадный вал прекрасно сохранился до наших дней, и по тропе, проложенной через него, можно подняться в крепость в запада.

В ночь, предшествовавшую пробою стены, Эл’азар Бен-Яир убедил зелотов не сдаваться на милость победителя и погибнуть свободными людьми, наложив руки как на себя, так и на своих жён и детей. Иосиф Флавий красноречиво описывает полную драматизма речь, произнесённую перед соратниками Эл’азаром Бен-Яиром, освидетельствованную, по утверждению Флавия, двумя женщинами и пятью детьми, спрятавшимися в одном из водохранилищ и затем сдавшихся римлянам, поднявшимся с зарёй на плато. Ужасающая и леденящая кровь история, по размаху своему, пожалуй, не имеющая аналогов в мировой хронике: каждый воин собственноручно перерезал горло своей жене и детям…

Затем были выбраны по жребию десять исполнителей, перерезавших горло всем мужчинам – защитникам крепости… Общее число всех умерщвлённых было порядка 960 человек. Затем они сожгли все драгоценности и всё, сколько нибудь ценное или полезное, кроме продовольствия, дабы не подумали римляне, что голод подстегнул их к самоубийству. Наконец, один из десяти, также выбранный по жребию, умертвил остальных, поджёг крепость и пал на свой меч.

Так 15 апреля 72 года погибли последние защитники Масады. Спаслись только две женщины с пятью детьми, которые укрылись в одной из пещер.

Здесь уместно пояснить, что иудаизм расценивает самоубийство как тягчайший грех и, следовательно, выбранная зелотами «тактика» умерщвления фактически свела количество самоубийц среди них к одному единственному человеку. Иосиф Флавий также повествует, что взошедшие, наконец, на Массаду и приготовившиеся было к жестокой схватке римские воины, вдруг осознали, что им здесь некого захватывать и нечего грабить (мародёрство составляло привычный и желанный трофей и награду за доблесть) и были поражены увиденным зрелищем, силой духа, стойкостью и преданностью своим идеалам защитников крепости…

И, тем не менее, несмотря на, казалось бы, очевидный факт беспримерного мужества и героизма, в иудаизме самоубийство никак и ничем не может быть оправдано и не может прослыть за «смелый» или «благородный» поступок, тем более, что защитники Массады убили своих жён и детей, не спрашивая их согласия, преступив еврейский закон и этим актом.

Вслед за описанными событиями в Массаде на несколько лет снова разместился римский гарнизон, затем, спустя столетия полного запустения, в V-VI в.в. здесь, в пещерах, поселились несколько византийских христианских монахов, устроивших также кельи как внутри, так и рядом с разрушенными зданиями. Они же возвели в Массаде византийскую церковь и пребывали здесь более сотни лет. С уходом монахов, Массада снова стала необитаемой и была заброшена вплоть до наших дней. Интерес к Массаде и её легендарной истории был возобновлён в новое время двумя американскими исследователями, А.Робинсоном и А.Смитом, в 1839 г. разглядевшими этот археологический объект со стороны Эйн-Геди, идентифицировавшими его с Массадой и ассоциировавшими его с повествованиями Иосифа Флавия…

В Масаде сохранялось много пищевых и оружейных запасов, была устроена искусная система водоснабжения, бани, по образцу римских. Крепость использовалась также для хранения царского золота

Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Лишь со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600x300 м.

Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 м и толщиной около 4 м в которых устроены 37 башен.

На плато, были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки.

В крепости ныне сохранились дворец царя Ирода, синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах водные резервуары, холодные и горячие бани и многое другое.

Одна из наиболее поразительных находок - синагога. Считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана.

Кроме того, синагога была найдена также в развалинах крепости Гамла. Это доказало, что у древних евреев существование синагог не зависело от существования Храма.

В 66 г. н. э. Масада была взята восставшими зелотами, римский гарнизон был вырезан.

В 67 г. н.э в Масаде обосновались, представители радикальной партии, возглавившей восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну.

В 70 г. н.э, после взятия римскими легионами Иерусалима, Масада оказалась последним оплотом восставших. Защитников крепости едва насчитывалось около 1 тыс. человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду еще 3 года.

Около 9 тыс. рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана.

Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена.

«Не желая сдаваться римлянам, сикарии решили покончить жизнь самоубийством. Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли, которые закололи всех защитников крепости, женщин и детей, а затем один из них, выбранный посредством жребия, убил остальных и покончил с собой. Историю резни в крепости поведала женщина, спрятавшаяся в водном резервуаре и потому уцелевшая». Иосиф Флавий, «Иудейская война»

Какое-то время история обороны Масады считалась легендой, но сопоставление еврейских и римских исторических хроник, в том числе книги Иосифа Флавия«Иудейская война», и археологические находки на территории крепости, в числе которых - каменные таблички с именами, использованные в качестве жребия десятью исполнителями последней воли, убеждают в обратном.

Существует также версия, что когда римляне пробили крепостную стену, защитники крепости подожгли все постройки.

Однако никогда не были найдены человеческие останки и/или могилы на территории крепости (стоит напомнить, что речь идет примерно о тысяче человек, что довольно много для такой сравнительно небольшой площади), поэтому ни одна версия не нашла до сих пор достаточно веского подтверждения.

Развалины крепости были впервые обнаружены в 1862 г. Основательные же раскопки были проведены в 1963-65 гг.

С 1971 г. на Масаде действует фуникулер соединяющий подножие скалы с ее вершиной. Также можно подняться пешком к воротам крепости по «змеиной тропе», вьющейся по восточной стороне скалы.

Как добраться

1. К Восточному въезду в Массаду со стороны Иерусалима. В Иерусалим прибываем по шоссе №1 до въезда в город. Затем, используя дорожные указатели, продвигаемся в сторону Мёртвого моря. Проехав перекрёсток а-Гив’а а-Цорфатит (Tzomet haGiva haTzorfatit), проследуем, не сворачивая, по участку шоссе порядка 30-ти км и спускаясь к Мёртвому морю. На перекрёстке Бейт ха-Арава (Tzomet Beyt haArava) поворачиваем на юг и следуем прямиком на Массаду. На этом отрезке дороги минуем кибуцы (кибуц – это сельскохозяйственная или хозяйственно-промышленная коммуна) Альмог, КАЛИЯ, Мицпе Шалем, Эйн Геди.

2. К Восточному въезду в Массаду со стороны Арада. Прибывающие в Массаду из северных районов Израиля берут общее направление на Беэр-Шеву и, добравшись до перекрёстка Лехавим (Tzomet Lehavim), сворачивают на восток, на шоссе №31, по которому едут несколько десятков километров (минуя, в основном, бедуинские поселения, а также Тель Арад – археологический курган, хранящий культурные слои Талмудического периода), пока не попадают на перекрёсток Зоар (Tzomet Zohar), непосредственно примыкающий к берегу Мёртвого моря. Здесь следует повернуть на север и, проехав около 20 км, свернуть налево по указателю на Массаду.

3. Из Арада к месту свето-звукового представления и осадному валу (Западный въезд). Спуск к месту свето-звукового представления, а также к западному проходу в Массаду (подъём по короткой тропе через осадный вал) осуществляется со стороны Арада, откуда специально для этой цели проложено шоссе. На эту дорогу, уже с самого въезда в Арад, выводят чётко расставленные указатели.

Центральные достопримечательности Массады

1. Крепостная стена. Ирод окружил Массаду так называемой казематной (эскарповой) стеной длиной 1400 метров, т.е. двойной стеной, с плоским верхним перекрытием (крышей). Внутри стены ставились простенки, образующие в ней помещения для гарнизона (казематы), оружейных и продовольственных складов и т.п., и в ней было устроено 7 ворот. Единственным не забранным в стену объектом был Северный дворец, в силу того, что, благодаря отвесной скале, пробраться к нему извне не представляло никакой возможности.

2. Северный дворец (haArmon haTzfoni). Являет собой одну из наиболее впечатляющих из уцелевших реликвий периода царя Ирода. Этот дворец является одним из самых роскошных из многочисленных сооружённых Иродом, причём он весьма подробно и ярко описан в книге Иосифа Флавия. Северный дворец считался наиважнейшим объектом Массады. На территории дворца имеется стена, отделяющая частные апартаменты от общественных территорий и помещений.

Почему же Ирод построил главный дворец именно в этом месте? Для этого существовал ряд веских причин:

А. Эта сторона Массады не подвергается солнцепёку.

Б. Этот сектор крепости является её наиболее стратегическим элементом, т.к. под Дворцом размещаются водохранилища.

В. Это северная оконечность горы, даже в самые жаркие дни овевается бризом.

Однако строители дворца столкнулись бы с серьёзнейшими затруднениями при его сооружении в столь топографически узком месте Массады, если бы архитекторы Ирода не предложили весьма оригинальное решение поставленной перед ними задачи. Дворец был возведён в три яруса, но с разбивкой по трём скальным уровням с общим 30-метровым разбросом высот. Верхний ярус расположен на вершине скалы, средний – на высоте 18-ти метров под верхним, а нижний – на 12 метров под средним. В верхнем ярусе располагался собственно вход в Северный дворец. Здесь размещались помещения для стражи, спальные комнаты, центральный холл (парадная или приёмная зала) и полукруглый панорамный балкон-терраса. Отсюда открывается обзор нижних уровней Дворца, а также вид на ручьи Цеэлим, Мишмар и Хавер. С балкона также просматривается римская дорога, соединявшая источники ручья Цеэлим с лагерями римлян.

Из смежной с банным комплексом площадки в средний ярус ведёт внутренняя лестница. Спускаясь по ней, проходим мимо подземного водохранилища, а также высеченной в скале ступеньки, служившей для обывателей Дворца миквой (бассейном для ритуального омовения) и достигаем плоского пространства, по-видимому, круглого холла, по периметру окружённого двумя рядами колонн, от которых сохранились лишь основания. К югу, под скальной стеной, расположены лестничные пролёты и дополнительные помещения. Отсюда спускаемся в нижний ярус, в котором находилась обрамлённая колоннами и расписанная фресками прямоугольная зала (холл). С восточной стороны, в подвальном помещении, был обнаружен банный комплекс типично римского стиля. Снаружи – купель для омовения ног, а во внутреннем помещении – два бассейна: один для холодной, а другой для горячей воды.

Южнее территории Северного дворца, в одном и том же месте у стены бань, на площадке, служившей повстанцам местом сбора, были обнаружены одиннадцать глиняных черепков (остраконов), причём каждый содержит лишь одно имя, надписанное одним почерком и одними чернилами. Одно из имён – Бен-Яир, имя вождя защитников Массады. Не исключено, что это и есть те самые роковые остраконы, что были использованы для жеребьёвки десятью последними исполнителями клятвы. Во всяком случае, таково было экспертное мнение проф. Игаля Ядина, раскопки и исследования которого, собственно, и открыли Массаду для посещения широкой публики…

3.Западный дворец (haArmon haMaaravi). Самое крупное на территории Массады сооружение, как и следовало ожидать, тоже было возведено Иродом I Великим. Площадь его составляет около 4 тыс. кв. м и состоит из остатков жилых помещений, приёмного зала, выложенных мозаикой купальных помещений, туалетов (царских!), мастерских и складских помещений.

4.Продовольственные склады. Отдельных складских помещений в Массаде было сооружено порядка 15-ти, и часть из них претерпела добротную реставрацию. Остальные склады оставлены в предреставрационном состоянии в ожидании возможного восстановления руками наших потомков. Склады Массады, в основном, использовались для хранения вина, масла, муки и боевых припасов.

5. Миква. Бассейн для ритуального омовения, размещающийся в восточной части плато, сооружён по всем правилам Галахи (в высшей степени требовательного еврейского религиозного законодательства). Соответствие Галахе было установлено одним из самых видных хасидских раввинов, нашим современником.

6. Синагога . Это одна из древнейших в мире синагог, и сравнимая с ней по древности обнаружена лишь в Гамле, на Голанских Высотах. До этих обнаружений считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Но подтверждённый факт строительства синагог, существовавших и до разрушения Второго Храма (Титом в 70 г. н.э.), доказывает, что древние евреи пользовались синагогами вне зависимости от существования Храма.

Осадное дислоцирование римлян у Массады

Наряду с труднопреодолимыми фортификациями естественного происхождения – особенно крутыми откосами и отвесными скальными обрывами, отлично заменявшими крепостные стены, царь Ирод возвёл вокруг вершины плато и рукотворную стену высотой в 5 метров и около 1400 метров в периметре. Крепостная стена, как уже указывалось, сама по себе состояла из двух параллельных стен: из внешней, толщиной 1,4 м и внутренней, толщиной в 1 м. Межстенный промежуток составлял около 4-х метров, и всё это пространство общей площадью около 9-ти дунамов было перекрыто мощным потолком, а внутри разделено простенками на многочисленные помещения. Через каждые 40 метров стены были возведены сторожевые башни, между которыми по стенному перекрытию патрулировали караульные. Против каждой из четырёх троп, поднимавшихся на гору, были сооружены ворота: Восточные ворота – против «Змеиной тропы» (Швиль а-Нахаш), Западные ворота – против Западной тропы (Швиль а-Маарав), Северные ворота – против Водной тропы (Швиль а-Маим) и Пещерные ворота (Шаар а-Меарот) – против Южной тропы (Швиль а-Даром).

Благодаря такой многоплановой фортификации римляне и застряли под Массадой на долгие месяцы, пока им не удалось пробить стену, и лишь осенью 73 г. н.э. они сумели одолеть крайне малочисленную дружину зелотов. Для этого им пришлось разбить вокруг Массады не менее 8-ми осадных лагерей. Осадой командовал римский наместник Флавий Сильва, в распоряжении которого находилось порядка 10 до 15 тыс. человек. Начиная блокаду, римляне окружили всю гору осадной стеной протяжённостью около 5-ти км. На последних этапах осады римляне также возвели грандиозный осадный вал против западной крепостной стены. Осадный вал сооружался перемежающимися слоями из доставляемых от расположенного неподалёку ручья Цеэлим деревьев и пластов грунта.

Пока римляне сооружали осадный вал, зелоты делали всё, что было в их силах, чтобы предотвратить их инженерный замысел, превращая его в кошмар. На римлян постоянно сыпались стрелы, пращевые камни, а со стены катились огромные каменные кругляши, что вынуждало осаждающих одной рукой работать, а в другой сжимать рукоятку щита. Однако, несмотря на ожесточённое сопротивление, сооружение вала было завершено, на нём была построена осадная башня с тараном, и стена в западной части была, наконец, пробита. Однако история на этом не завершилась: зелоты сдаваться и не помышляли, зато «под шумок» римской инициативы за протараненной стеной ухитрились соорудить вторую – ещё более мощную – из двух параллельных рядов бревен, пространство между которыми было заполнено землей.

Материалом для этой фортификации послужили разобранные деревянные крыши дворцов, перекрытия эскарповой стены и другие деревянные элементы сооружений Массады. Парадокс состоял в том, что в этой импровизированной стене римлянам брешь пробить не удалось, т.к. таран, предназначенный для разрушения каменных стен, в мягком материале просто… увязал! Но римляне и на этот сюрприз нашли оперативное решение: они забросали деревянный каркас факелами и зажигательными стрелами, основа загорелась и начала рушиться, а грунтовая начинка – осыпаться, что и предрешило дальнейшую судьбу защитников Массады.

В книге древнего историка Иосифа Флавия «Иудейская война» описано событие, произошедшее утром 15-го нисана (месяц библейского года, соответствующий второй половине марта — началу апреля по григорианскому календарю) 73 года н. э. Тогда восемь тысяч римских воинов ворвались в крепость Масада, которую осаждали более трех лет. То, что они увидели, заставило их «застыть в молчании перед ними лежали 960 трупов мужчин и женщин — защитников крепости, которые предпочли добровольную смерть мучительному и позорному рабству.

Спасительный дождь

Упоминания о крепости встречаются и в трудах других древних летописцев. Согласно письменным источникам, первым правителем, который построил в этом месте укрепленный пункт, был царь и первосвященник (священнослужитель, возглавлявший службу в главном храме) Ионатан Хасмоней — это произошло во II или I веке до н. э. Сооружение на высокой (450 метров) скале получило название Масада (в переводе с иврита — крепость).

В 37 году до н. э. в Масаде находился назначенный решением римского сената царь Ирод I (тот самый, который чуть позже повелел истребить всех младенцев в Вифлееме, чтобы избавиться от Иисуса, который мог отобрать у него впасть). В Иерусалиме тогда правил царь и первосвященник Маттафия Антигон II, не пожелавший отдать трон Ироду. В результате римский ставленник укрылся в Масаде вместе с семейством, а также со свитой и охраной, состоящими из 800 человек.

Ироду удалось каким-то образом обойти заслоны и на корабле уплыть в Рим за помощью. Но осажденным пришлось нелегко — из-за блокады в крепости кончилась вода. Сторонники Ирода уже помышляли о бегстве, но в назначенную для этого ночь неожиданно пошел сильный дождь, наполнивший устроенные в Масаде водохранилища.

Ирод, вернувшийся с подкреплением, разгромил войска Маттафии Антигона II и занял его место. Но на всякий случай превратил Масаду в неприступное убежище для себя и своих сторонников. Крепость обнесли высокой стеной с 37 башнями, здесь возвели дополнительные укрепления и продуктовые склады на случай длительной осады. В скале были высечены 12 бассейнов-водоемов для сбора дождевой воды. Кроме того, в крепости имелись большая общественная баня, синагога, комфортные помещения для правителя, оружейные склады, многочисленные вспомогательные постройки. Здесь же Ирод I хранил золото.

Сверху Масада выглядела как ромб размером 600 на 300 метров. Скала имела отвесные склоны и единственную связь с внешним миром — узкую змеиную тропу, поднимающуюся со стороны Мертвого моря. Воины противника вынуждены были бы идти по ней гуськом, поэтому не представляли особой опасности.

Не захотели принять титул

После смерти Ирода I (4 год до н. э.) в Масаде разместился римский гарнизон, пробывший здесь до 66 года н. э. — когда началось массовое восстание против римлян, названное Первой иудейской войной.

Поводом к восстанию стали притеснения Гессия Флора, прокуратора (правителя, назначенного Римом) Иудеи, который распорядился изъять серебро из храмовых сокровищниц иудеев. В ответ зелоты (ревностные сторонники еврейской религии) подняли народ на борьбу. Восстание охватило всю страну и даже перекинулось на еврейские общины в Сирии и Египте. В городах происходили уличные битвы, в которых гибли тысячи людей.

Император Нерон направил на подавление восстания в небольшой провинции огромную 60-тысячную армию под командованием опытного полководца Веспасиана. Римские воины взяли несколько небольших еврейских городов, при этом погибли 40 тысяч местных жителей. Уцелевшие отряды зелотов укрылись в Иерусалиме.

К тому времени в Риме произошел переворот: в 68 году н. э. Нерон был свергнут, и после кратковременного правления нескольких императоров трон перешел к Веспасиану.

Командовать осадой Иерусалима стал его сын Тит. Известно, что уже в первые месяцы битвы за город были убиты более 115 тысяч иудеев. Взятие Иерусалима сопровождалось кровавой резней и разрушениями. Тит праздновал свой триумф в Риме, куда для казни привезли нескольких плененных руководителей восстания.

В течение войны, по свидетельствам древних историков, погибли более 600 тысяч евреев (при общем количестве 2 миллиона). Тех, кто уцелел, продали в рабство. Победа досталась римлянам настолько тяжело и была такой кровавой, что ни Веспасиан, ни Тит не захотели принять титул «Победитель иудеев».

Три года для строительства насыпи

Несколько сотен восставших с женами и детьми проникли в крепость Масаду. Им удалось перебить римский гарнизон и, завладев оружием, которое хранилось здесь со времен Ирода I, долгое время противостоять воинам 10-го легиона под предводительством Флавия Сильвы.

Осада длилась в течение трех лет! Менее одной тысячи иудеев, включая женщин и детей, успешно противостояли восьмитысячной римской армии. Флавий Сильва выбрал место с западной стороны крепости, где высота отвесной скалы была наименьшей и составляла 100 метров. Сюда евреи-рабы по приказу римлян носили землю и стволы деревьев для создания осадного вала. Его остатки сохранились до наших дней. За три года девять тысяч рабов подняли искусственную насыпь на нужную высоту. Затем на ней построили 25-метровую осадную башню с мощным тараном, чтобы пробить брешь в крепостной стене.

Защитники Масады старались помешать замыслу римлян. Строителей насыпи постоянно обстреливали из луков и бросали в них камни. Из-за этого рабы вынуждены были работать только одной рукой, а в другой удерживать щит.

Когда римские воины начали таранить стену крепости, иудеи прямо за ней возвели другую — из деревянных бревен, пространство между которыми заполнялось землей. Материалом для ее постройки послужили разобранные строения. Новая стена была хороша тем, что таран, предназначенный для камня, увязал в более мягком материале и не мог его разрушить. Но римляне через пробитую каменную стену начали забрасывать деревянный каркас факелами и зажженными стрелами. Бревна стали гореть, а грунтовая начинка — осыпаться. Защита Масады подошла к финалу.

Остались свободными

В ночь перед решающим штурмом римлян предводитель иудеев Элазар Бен-Яир собрал всех, кто остался в крепости, и убедил их не стать жертвами и рабами победителей, а погибнуть свободными людьми. Историк Иосиф Флавий в своей книге воспроизвел эту речь со слов двух женщин и пяти детей, которые спрятались в одном из водохранилищ и потом попали в плен к римлянам.

Воины согласились со своим командиром. Сначала каждый из них собственноручно перерезал горло своим жене и детям. Потом был брошен жребий — и выбраны десять исполнителей последней воли. Они таким же способом, перерезав горло, умертвили остальных защитников крепости. Затем сожгли все, представляющее хоть какую-то ценность, за исключением продовольствия — чтобы римляне не подумали, что к самоубийству иудеев подтолкнул голод. После этого один из десяти, также выбранный жребием, убил остальных и бросился на меч.

Отметим, что иудаизм рассматривает самоубийство как тягчайший грех — и выбранная тактика позволила свести количество совершивших суицид всего к одному человеку.

Римские воины были поражены стойкостью духа защитников крепости. И уже много лет Масада является символом национального мужества и стремления к свободе.

Символ национального героизма

После этих событий в Масаде опять разместился римский гарнизон. А когда в V веке н. э. Римская империя пала, крепость пришла в запустение. Примерно через столетие здесь поселились византийские христианские монахи, устроившие свои кельи внутри разрушенных зданий и рядом с ними. Но по каким-то неведомым причинам священнослужители позже ушли из Масады — и остатки необитаемой крепости попросту затерялись.

Только в 1838 году двое американских исследователей, Эдвард Робинсон и Эли Смит обнаружили этот исторический объект на горе, которую арабы называли А-саба, и сравнили его с описаниями, данными в книге Иосифа Флавия. Стало ясно, что перед ними действительно Масада, бывшая неприступная крепость библейского царя Ирода.

Ее изучение до поры шло очень неспешными темпами. В 1852 году был составлен план крепости, в 1905-м — обнаружены и немного расчищены системы водоснабжения.

Только уже значительно позже образования государства Израиль, в 1963 -1964 годах, в крепости были проведены масштабные археологические работы. В ходе раскопок расчистили и реставрировали почти все постройки. А итогом деятельности археологов стало издание восьмитомного труда, посвященного письменам, предметам обихода w другим находкам на территории Масады. Кстати, возле одного из дворцов, на площадке, которая могла служить местом для сбора, обнаружили 11 глиняных черепков, на каждом из которых было начертано лишь одно имя — именно они, скорее всего, использовались для смертельной жеребьевки воинов. В 1966 году Масаде присвоили статус Национального археологического парка, а в 1971 году на восточном склоне горы была сооружена канатная дорога. Сейчас это один из наиболее популярных туристических центров Израиля. Бывшая крепость царя Ирода является символом национального героизма еврейского народа: здесь многие новобранцы принимают присягу и дают клятву: Масада больше не падет!

Он стоял на вершине отвесной скалы. За спиной - море, у подножия - тысячи римлян, осаждающих крепость, ставшую последним пристанищем его народа, восставшего против власти римских завоевателей.

«Мы погибнем, но погибнем свободными, - обратился к народу Элазар бен Яир, лидер сикариев - радикальной части еврейской общины. - У наших предков не было такой возможности. Они умирали рабами. Мы погибнем свободными людьми, чтобы не доставить радости своему врагу глумиться над нами».

Около тысячи воинов убили сначала своих жен и детей, а потом они бросили жребий и выбрали десятерых, которым отдали право убить кинжалами всех остальных мужчин-сикариев. Сильные воины умирали, обнимая тела своих детей. Лучше умереть, чем попасть в рабство, были убеждены они. Последний оставшийся сикарий убил себя сам.

Это случилось в 73 году нашей эры - в ночь перед падением Масады - одной из самых древних крепостей, сохранившихся в мире. Масада - крепость свободы. Так и только так называют ее потомки древних сикариев сегодня.

История крепости

Масада внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Крепость была построена более 2 тысяч лет назад на отвесной скале на высоте 450 метров над Мертвым морем великим Иродом І, царем идумеев, принявших иудаизм. Он слыл жестоким тираном, однако был и великим строителем. Масаду он построил для двух целей: чтобы защитить себя и свою семью и спрятать там огромные запасы царского золота.

Масада и сейчас выглядит неприступной. Узкая тропа, называемая змеиной, с одной стороны, и насыпь, построенная римлянами во время осады крепости с другой - вот и все подступы к крепости. Четырехметровая двухрядная стена, 36 сторожевых башен, четверо ворот и отвесные скалы надежно защищали Масаду от врагов.

Древняя крепость Ирода была образцом инженерной мысли по тем временам. Помимо двух царских дворцов, на плато разместились сложные гидротехнические сооружения, обеспечивающие жителей крепости водой, а также холодные и горячие бани, склады оружия и провизии, синагога.

Иудейская война

После смерти Ирода Великого Иудею захватили римляне. Это была страшная эпоха для евреев. Второй Храм их веры, построенный Иродом, был разрушен, евреи были порабощены, их вера - попрана. Все это привело к тому, что в 66 году нашей эры там вспыхнуло восстание. Его возглавила радикальная часть Иудеи - сикарии. Восстание стало началом Иудейской войны.

В 70-м году в Иудею прибыл десятый римский легион, который нанес сокрушительный удар по повстанцам. Последняя группа сикариев, около 1000 человек, укрылась в крепости Масада. И началась ее осада.

9 тысяч рабов строили для римлян насыпи для установки таранов и начала штурма, казалось бы, неприступной крепости. Защитники Масады в ответ начали строить еще одну внутреннюю оборонительную стену. Но римляне подожгли ее. И вот когда стало абсолютно ясно, что крепость не удержать, повстанцы решили убить себя и своих детей, чтобы погибнуть свободными, а не рабами.

Затерянная крепость. Начало восстановления

После падения защитников Масады в начале первого тысячелетия, еще несколько десятков лет там стояли римские легионы, но потом и они ушли оттуда. Крепость опустела и стала разрушаться.

Ее остатки отыскали только в 1862 году, но лишь сто лет спустя здесь начали настоящие раскопки.

Сегодня Масада почти полностью восстановлена. Там, где заканчивается историческая часть и начинается восстановленная, проходит сплошная черная черта.

На удивление, в крепости сохранилось очень многое. И Северный царский дворец (потрясающее трехуровневое сооружение, нависающее над обрывом), и синагога, и резервуары для воды. Археологи нашли даже те таблички с именами, которые сикарии вытягивали, бросая жребий, чтобы определить десять воинов, которые убьют всех евреев, кто еще оставался в живых перед сдачей Масады.

Здесь царит особый дух свободы, величия и одиночества.

Под ногами бескрайняя пустыня и безлюдное Мертвое море. Потрясающий вид открывается с западной части крепости, со стороны пустыни.

Крепость действительно производит сильное впечатление. Особенно трехуровневый царский дворец, который прекрасно сохранился. Там, к слову был и еще один, с западной части крепости, который считался официальной резиденцией Ирода. Но от него мало что осталось.

Зато в деталях можно рассмотреть древнюю синагогу. То, что она в принципе там была найдена - важное историческое открытие. Раньше считалось, что евреи не строили синагоги, пока для них существовал Храм. Период строительства Масады относится к эпохе Второго Храма, то есть он был, а синагоги тем не менее, евреи строили.

Но это, конечно, факт, который более интересует ученых. А для туристов любопытнее будет просто посмотреть со скалы вниз.

Там, у ее подножия, высушенная солнцем земля до сих пор хранит места стоянки римских легионеров. В 73 году десятый римский легион под командованием Флавия Сильвы окружил крепость, разбив несколько стоянок. Вот контуры этих самых лагерей и видны с крепостных стен. А насыпь, построенная рабами для осады крепости, сейчас используется израильской армией.

Еще в Масаде сохранились старинные фрески, мозаика, рисунки. Резервуары для воды, полы над резервуарами с водой - для обеспечения прохлады в помещениях. На это стоит посмотреть уже потому, что возраст этих вещей - более двух тысяч лет!

Масада - туристам

Сегодня Масада - одна из главных достопримечательностей Израиля. Для удобства туристов здесь возвели гостевой дом, где можно не только удобно расположиться, оставить под навесом машину и перекусить, но еще и посмотреть документальный фильм об истории крепости, познакомиться с сохранившимися артефактами.

На саму крепость вас доставит фуникулер, который заработал здесь совсем недавно.

А еще в Масаде регулярно устраивают фестивали классической музыки. На несколько дней в году крепость превращается в амфитеатр с отличной акустикой и удивительным историческим антуражем. Ну и, конечно, невозможно пропустить потрясающие пиротехнические шоу, когда на фоне подсвеченных гор оживает Легенда.

Израиль сегодня вполне заслуженно считается одним из удивительных мест в мире. И дело не только в том, что на этой земле происходили чудеса, описанные в Библии, а в том, что ныне здесь находятся наиболее значимые для христиан святыни.

Достопримечательности Израиля

Неудивительно, что Земля Обетованная является одним из самых популярных и востребованных направлений для туристов. Путешественники со всех стран приезжают в Израиль, чтобы соприкоснуться с уникальными святынями, окунуться в древнюю историю и отдохнуть на берегу Красного или Мертвого моря.

Достопримечательности этой земли уникальны. Ни в одном другом месте невозможно увидеть такое количество священных реликвий и культовых сооружений. Большинство сосредоточены в Иерусалиме: это и Мечеть Купол Скалы, Церковь Святой Марии Магдалины и, конечно, Стена Плача - одна из главных достопримечательностей Земли Обетованной. Она представляет собой расположенное на западном склоне Храмовой Горы сакральное место - часть древней стены, возведенной вокруг построенного царем Соломоном храма. Название «Стена Плача» она получила в шестнадцатом веке. Сегодня здесь евреи и туристы молятся или отмаливают грехи, оставляя в щелях записки, обращенные к Всевышнему.
Среди достопримечательностей Израиля нельзя не упомянуть о тех, которые находятся в священном для всех христиан Назарете - городе, в котором прошли детство и юность Христа, и где произошло чудо Благой вести. Над одноименным гротом возвышается красивый католический храм в честь Благовещенья.

Ошибочно думать, что на земле Израиля находятся только культовые сооружения и святые места. В этой удивительной стране существует и много интересных для посещения музеев. Землю Обетованную считают не только родиной трех религий, но и колыбелью цивилизаций. Поэтому историческую ценность этой местности трудно переоценить. Среди мест, которые обязательно входят в экскурсионные туры для туристов, такие музеи, как изобразительных искусств, Израиля, Мемориальный музей Холокоста, библейских стран и прочие.

Пестрые цвета улиц городов, многонациональный гомон и артефакты всех основных мировых религий - еще одна причина того, что в жаркий, но удивительно интересный Израиль тянутся тысячи путешественников. А близость таких природных памятников, как и Иудейская пустыня, морские курорты и т. д., только увеличивает армию туристов.

Израиль, будучи крошечным кусочком земли, окруженным морями, пустынями, лесами и горами, превратился сегодня в современную страну, выстраданную и выстроенную многими поколениями иудеев. И если перечислять все знаковые места этого государства, то одно из них стоит непременно посетить. В первую десятку наиболее популярных у туристов достопримечательностей входит крепость Масада в Израиле. Экскурсии сюда заказывает каждый путешественник.

Как добраться

Очень часто у россиян это слово вызывает некоторое недоумение. Причина в том, что крепость Масада у многих ассоциируется с израильской спецслужбой Моссад. Однако никакой связи между ними нет. Слово «масада» имеет греческое происхождение, на иврите оно означает «крепость». Это древнее легендарное строение внесено в список Всемирного наследия. Оно находится недалеко от берега Мертвого моря - всего в двадцати километрах. Расположена древняя крепость Масада у города Арад, рядом с шоссе Эйн-Геди.

История

Построил ее в двадцать пятом году до нашей эры Ирод I Великий, которого история знает как жестокого злодея, который от страха лишиться трона приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Так он пытался избавиться от своего главного врага - новорожденного Христа. Однако Ирод I Великий оставил в истории и другой след - как царь-строитель. Именно им была расширена реконструирован Второй Храм, а в пригороде Иерусалима построен Амфитеатр, в котором впоследствии организовывались скачки и гладиаторские бои.

Цели строительства

В честь своего умершего брата царь Ирод возвел также мавзолей с башней. Ему приписывают также перестройку Самарии и порта Цезаря, удивительный храм, расположенный на острове Родосе, а также основание Иродиона и Есевона на сегодняшней территории Иордании.

Стоящая на вершине неприступной скалы, на безлюдной пустынной территории, крепость Масада имела несколько задач. Во-первых, она должна была стать убежищем, куда царь Ирод и его семья могли бы скрываться на время войн, во-вторых, здесь хранили золото и оружие.

Описание

Крепость Масада поднимается над Мертвым морем на 450 метров. Она стоит на месте постройки хасмонейского периода, которую, судя по документам, датируют тридцатыми годами до нашего летоисчисления. И сегодня здесь туристам показывают, как искусно были устроены система водоснабжения и бани, напоминающие римские термы. Крепость Масада использовалась в основном для сохранения здесь оружейных запасов и еды, однако приближенные царя знали, что его неисчерпаемые запасы золота были спрятаны именно здесь.

Неприступность

Со всех сторон строение окружено отвесными скалами, и только со стороны моря к нему наверх вела узкая «змеиная» тропа, которая есть и сегодня. С западной стороны древняя крепость Масада с внешним миром соединена по дорожке, которую соорудили на проложенной римлянами насыпи. Длина пути - примерно тридцать минут.

Крепость Масада построена на вершине скалы, которую венчает практически плоское плато с размерами примерно 300 х 600 метров. Именно на этой трапециевидной площадке были синагога, сам царский дворец, оружейные склады, вспомогательные строения, ямы для сбора и последующего хранения дождевой воды. По периметру плато окружает мощная крепостная стена. Ее общая протяженность - 1400 метров. Высота крепостной стены составляла около четырех метров. На ней устроено 37 башень.

Археологические находки

И сегодня в крепости туристы могут увидеть дворец, в котором прятался во время бесконечных войн царь Ирод с семьей, синагогу, в которой он молился, фрагменты удивительных мозаик. Вырубленные в скальном массиве резервуары для воды, а также горячие и холодные бани поражают своей инженерной мыслью. Но самая поразительная находка, судя по мнениям археологов и историков, - это синагога. Издавна было принято считать, что у иудеев не было необходимости в ней, поскольку у них был Храм. Однако данная находка удивила специалистов. Дело в том, что крепость Масада реконструировалась во времена, когда еще существовал Второй который был восстановлен самим Иродом. Тем не менее синагога в ней существовала. Нужно сказать, что аналогичная находка была обнаружена и среди руин древней крепости Гамла. Именно это и стало доказательством того, что у древних евреев вопрос существования синагоги не был связан с Храмом.

Летопись

В семидесятом году нашего летоисчисления римляне, подавив восстание, смогли захватить и разрушить Иерусалим. Однако для окончательного празднования победы им предстояло еще захватить и крепость Масада, в которой успели укрыться оставшиеся в живых немногочисленные повстанцы. Казалось бы, что последним ничего больше не угрожает. Ведь крепость Масада, которую окружали отвесные скалы и высокая крепостная стена, до сих пор считалась неприступной. Но против повстанцев, которых насчитывалось около тысячи человек, причем вместе с детьми и женщинами, стояла опытная и, главное, многочисленная армия римлян. Поэтому осаждающим удалось окружить крепость. Разбив вокруг нее многочисленные военные лагеря, римляне стали строить огромную насыпь, которая должна была стать дорогой к крепостной стене.

Итак, римляне осадили крепость, разбили вокруг нее несколько военных лагерей и стали строить гигантскую насыпь к крепостной стене. Она предначалась не только для продвижения пехоты, но и для транспортировки метательных орудий, а также тарана. Участь крепости была предрешена. Повстанцам было неоткуда ждать помощи. Появление римской армии внутри крепости, разрушение ее стен тараном ожидалось в самые ближайшие часы. Но гордые иудеи, не желая унижений и рабства, в том числе и для своих детей, пошли на самый отчаянный шаг. Защитники крепости, решив не оставлять римлянам никаких трофеев, сожгли все находящееся в крепости имущество. Они оставили только пищу и воду, тем самым показав легионерам, что нехватки провизии у них не было, тем не менее они сделали выбор в сторону смерти, предпочтя умереть свободными.

Самая трагическая страница истории

После этого был десять выбранных в результате солдат перебили всех тех, кто в это время скрывался в крепости, как своих близких товарищей, так и женщин и детей, в том числе и своих. Затем они выбрали одного, который, убив остальных девятерых, покончил с собой. Эту трагическую страницу летописи знаменитой древней крепости до наших дней донес написав о ней в книге под названием «Иудейская война». Он, опираясь на рассказы двух женщин и нескольких детей, которым удалось спрятаться в пещере и впоследствии рассказать о произошедшем, правдиво передал все сказанное свидетелями. Достоверность его повествования была подтверждена и археологическими находками - несколькими табличками, на которых были написаны имена тех, кто участвовал в этом смертельном жребии. Кроме того, вокруг крепости до сегодняшнего дня сохранились и руины лагерей, разбитых римскими легионерами.

Масада сегодня

Сегодня подняться к этой достопримечательности, включенной практически в любые экскурсионные туры по Израилю, можно по выстроенной к ней канатной дороге. Стоимость поездки - около двадцати долларов. Смельчаки и любители преодолевать препятствия могут дойти до крепости как по «змеиной тропе» со стороны Мертвого моря, так и по построенному римлянами во время знаменитой осады земляному валу. Однако большинство туристов все-таки выбирает канатную дорогу.

Информация для туристов

У подножия «змеиной» тропы устроена парковка для автомашин. Там же функционирует информационный центр, где туристы смогут приобрести билеты для входа в крепость, а также для подъема на фуникулере. Здесь же работает музей, в котором выложены артефакты, обнаруженные при археологических раскопках. В хорошую погоду крепость Масада превращается в концертный зал, где звучит музыка и устраиваются культурные мероприятия.