Ди би купер дело раскрыто. Д

Человек, известный как Дэн Купер, был, конечно, преступником. Но у публики содеянное им вызвало, скорее, восхищение. В конце концов, в затеянной им смертельной игре никто не пострадал, а сам он переиграл государственную систему, получив приз 200 тысяч баксов. Проблема в том, что до сих пор непонятно - кто же это такой?

Загадочная история Дэна Купера

Журнал: Загадки истории №31, июль 2017 года
Рубрика: Злодеи
Получивший выкуп преступник остался не найденным
Канун Дня благодарения не сулил никаких неприятностей экипажу «Боинга 727-51», совершавшего рейс из Портленда в Сиэтл. Из 36 прибывших на борт пассажиров мужчина высокого роста и в тёмном костюме с галстуком был бы, наверное, одной из самых непримечательных личностей, если бы не странные для холодного дня тёмные очки. Заняв в самом конце салона кресло 18С, он пристроил на коленях чемоданчик и заказал бурбон с содовой. Через восемь минут после взлёта 23-летняя стюардесса Флоренс Шаффнер подала ему выпивку. Пассажир, в свою очередь, сунул ей в руку конверт с посланием.
Решив, что парень назначает ей свидание, стюардесса засунула записку в карманчик жакета, но мужчина наклонился к ней поближе и шепнул:
«Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба». Аналогичным было и содержание записки. Так в 14:58 в среду, 24 ноября 1971 года, завязалась эта история.

«У меня бомба»

Экипаж состоял из командира - 51-летнего Уильяма Скотта, его тёзки - второго пилота Билла Ратазака, бортинженера Гарольда Андерсона и трёх стюардесс - Элис Хэнкок, Тины Муклоу и уже упоминавшейся Флоренс Шаффнер.
Требования угонщика были таковы: выкуп в размере 200 тысяч долларов в 20-долларовых непомеченных купюрах и два парашютных комплекта. Билет, закреплённый за креслом 18С, был выписан на имя Д.Б. Купера. В дальнейшем в ходе переговоров преступник представился Дэном Купером. Это имя было позаимствовано у героя комикса - смешного, но храброго военного пилота.
Связавшись с землёй, капитан сообщил о происходящем. Затем отправил мисс Шаффнер продолжить переговоры. В доказательство серьёзности своих намерений угонщик на секунду приоткрыл чемоданчик, так что стюардесса успела увидеть провода, большую батарею и красные цилиндры. Также он выдвинул новое требование: не приземляться, пока деньги и парашюты не будут подготовлены.
В Сиэтле самолёт совершил посадку в 17:39 на удалённой полосе, причём экипаж сразу выключил свет в самолёте: преступник боялся попасть в прицел снайперов. Через дверь в хвостовой части самолёта сотрудник полиции занёс деньги и четыре парашютных комплекта. То, что преступник затребовал теперь четыре парашюта вместо двух, полицейских заинтриговало.
Купер отпустил пассажиров и двух стюардесс, так что, считая двух пилотов, бортинженера и стюардессу Тину Муклоу, теперь у него оставалось именно четыре заложника. Угонщик потребовал произвести дозаправку. Когда процесс затянулся, он сильно занервничал и чуть не пристрелил сунувшегося к нему переговорщика, вздумавшего читать статьи кодекса, перечислявшие виды наказания за воздушное пиратство.
После угрозы взрыва самолёт благополучно заправили, и Купер заявил, что намерен лететь в Мехико. Тогда-то агенты ФБР и выстроили наиболее вероятные сценарии его действий. Рассчитывать получить убежище в Мексике и зажить счастливо с кучей денег было нереально. Да и расстояние от Сиэтла до Мехико было слишком значительным, так что на пути всё равно требовалось сделать дозаправку. О том, что преступник - человек адекватный, свидетельствовала рациональность его действий. Значит, одно из двух: либо он собирался выбросить членов экипажа с парашютами и самостоятельно посадить самолёт в глухой местности, либо хотел парашютироваться сам, а четыре комплекта запросил для отвлечения внимания. В обоих случаях допускалась вероятность, что один из членов экипажа состоит с Купером в сговоре, хотя функции такого сообщника выглядели неясными.

Прыжок в никуда

Преступник тщательно проверил парашюты и пересчитал деньги, убедившись, что полиция не поставила на них никаких меток. Впрочем, номера купюр, разумеется, были переписаны. Наконец, в 19:40 Купер приказал поднять самолёт в воздух, а уже во время взлёта отослал сидевшую рядом с ним Тину Муклоу в кабину пилотов, где ей и следовало остаться.
Примерно через полчаса на пульте управления замигала лампочка, сигнализирующая о том, что Купер пытается открыть дверь в хвосте самолёта. О том, что попытка удалась, стало ясно по изменившемуся в кабине давлению. Когда стюардесса и один из пилотов появились в салоне, преступника там уже не было, а через открытую дверь врывались потоки воздуха.
«Боинг» сопровождали истребители ВВС США, но угонщик рассчитывал, что они не станут стрелять по одинокому парашютисту: ведь пилоты попросту не могли знать, имеют ли они дело с преступником или с заложником. Впрочем, парашютиста они вообще не заметили.
Конечно, так просто спускать преступнику его трюк никто не собирался. Произведя расчёты, полиция пришла к выводу, что прыжок был совершён в 20:13, когда самолёт находился над юго-западной частью штата Вашингтон. Соответственно, приземлиться Купер должен был в 48 километрах севернее Портленда. Местность прочесали с максимальной тщательностью. Но ничего не нашли, да в общем-то найти и не имели шансов.
Угнанный «боинг» сел только через два часа после того, как Купер из него выпрыгнул. Пока агенты ФБР и полиция осматривали салон, пока производили расчёты… Купер же, надо полагать, продумывал пути отхода и, скорее всего, припрятал вблизи места своего вероятного приземления какое-нибудь транспортное средство.
Правда, по мнению авиационных специалистов, шансы уцелеть при прыжке в тех погодных условиях не превышали 50%. Однако в случае гибели поисковики, вероятно, нашли бы останки преступника и его добычи. Но найти не удалось ничего: ни труп, ни портфель с бомбой, ни чемодан с деньгами, ни два парашюта из четырёх, которые исчезли из салона.
С помощью многочисленных свидетелей был составлен фоторобот преступника, растиражированный по всей Америке. Через три недели после угона, когда информационная шумиха находилась на пике, в редакцию газеты «Лос-Анджелес Таймс» пришло письмо, подписанное Д.Б. Купером: «Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь 14 месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни». Далее преступник заверял, что его никогда не поймают, что он не собирается залегать на дно в какой-нибудь глуши и что за свою жизнь он не получил даже штрафа за неправильную парковку. Естественно, насчёт авторства письма были большие сомнения. Но ни подтвердить, ни опровергнуть его никому не удалось.

История без финала

Исходя из продемонстрированной преступником осведомлённости в устройстве самолёта, эксперты предположили, что в своё время он либо работал на фирму «Боинг», либо принимал участие в создании лайнера как сотрудник одной из фирм-подрядчиков.
Параллельно отрабатывалась и версия насчёт службы преступника в ВВС или парашютно-десантных войсках. Так в качестве кандидата появился пропавший в 1965 году житель Калифорнии Роберт Рэкстро, служивший в гражданской авиации и имевший проблемы с полицией, арестовывавшей его по подозрению в мошенничестве и хранении взрывчатки.
В качестве другого кандидата рассматривался пропавший за два года до инцидента менеджер продуктового магазина Дик Лепси, занимавшийся прыжками с парашютом во время службы в армии и внешне очень похожий на парня с фоторобота. Обе версии продолжения не имели.
Интерес к персоне и судьбе угонщика вспыхнул с новой силой в 1980 году, когда фермеры отец и сын Ингрэмы нашли на берегу реки Колумбия-ривер к северо-западу от Портленда пачку выцветших 20-долларовых купюр, номера которых совпадали с купюрами из полученного Купером выкупа. Были организованы новые поиски, денег нашли ещё на 4 тысячи долларов, но никаких других следов не обнаружили.
Остался ли Купер в живых, и если остался, то как он провёл последние месяцы или годы своей жизни? Ответов на эти вопросы нет. В 2016 году дело об угоне самолёта официально закрыли, хотя для авторов кинобоевиков и детективщиков оно по-прежнему служит источником вдохновения.
Кстати, после истории с угоном все самолёты «Боинг-727» оснастили устройством, которое, отклоняясь во время полёта под действием набегающего потока воздуха, препятствует открытию хвостовой двери. Это устройство получило название «лопатка Купера».

July 13th, 2016

Сколько раз мы видели фильмы, в которых хорошие или плохие люди захватывают самолет, забирают из него что нибудь или по какой то другой причине выпрыгивают с парашютом. Красивое преступление - попробуй поймай! Кто бы мог подумать, что такое могло произойти в реальности.

Одному человеку удалось все же совершить идеальный угон пассажирского лайнера. Он сумел не только получить затребованные 200 тысяч долларов, но и незаметно покинуть самолет. Искали его 30 лет, но безуспешно. И вот сегодня пришла новость о том, что дело закрыто, но не в связи с поимкой преступника.

"После одного из самых долгих и тщательных расследований за всю историю нашего (ФБР) существования 8 июля 2016 ФБР перенаправило ресурсы, выделенные на делу угонщика самолета, чтобы сосредоточиться на других следственных задачах", — говорится на сайте бюро.

Давайте узнаем подробности этого преступления и последующего поиска преступника...

Бомба в сумке

24 ноября 1971 года в здание аэропорта Портленда (штат Орегон) вошел невысокий кареглазый брюнет лет сорока с небольшой сумкой на плече. Одет он был скромно и неброско: легкий черный плащ, такого же цвета костюм классического покроя, тщательно отутюженная белая рубашка, узкий галстук с перламутровым зажимом, замшевые ботинки. Отстояв небольшую очередь в кассу, мужчина приобрел за наличные билет на рейс №305 до Сиэтла на имя Дэна Купера. Затем, надев темные очки, уверенно и неторопливо прошел в зал ожидания. Здесь было многолюдно: в канун Дня благодарения сотни американцев стремились к своим родным и друзьям, чтобы вместе встретить национальный праздник. В этой толчее и суматохе никто не обращал внимания на одинокого неприметного пассажира.

В «Боинге-727» Дэну досталось место 18С, в хвосте салона, недалеко от откидного бокового сиденья стюардессы. Лайнер взлетел точно по расписанию, в 14:50, пробил плотный слой облаков и лег на курс. Купер попросил стюардессу Флоренс Шаффнер принести ему бурбон и содовую. Когда та выполнила заказ, он передал ей записку. Хорошенькая девушка, пользующаяся успехом у мужчин, подумала, что очередной ухажер решил пофлиртовать с ней, и спрятала послание в карман. Но пассажир, остановив ее, прошептал:

Все еще надеясь, что это глупый розыгрыш, девушка развернула записку. Большими печатными буквами в ней было написано фломастером: «У меня в портфеле находится бомба, я с удовольствием использую ее, если посчитаю необходимым. Вам нужно присесть рядом со мной. Ваш самолет угнан».

Стюардесса вынуждена была подчиниться. Сев в свободное кресло рядом с Дэном, она попросила показать бомбу. Дэн приоткрыл сумку, и Флоренс увидела восемь красных цилиндров, соединенных проводами с батареей. Закрыв сумку, угонщик продиктовал свои требования: 200 тысяч долларов непомеченными двадцатидолларовыми купюрами, четыре парашюта и дозаправка самолета в Сиэтле. В случае отказа самолет будет взорван вместе с экипажем и пассажирами.

Стюардесса доложила о происшествии командиру экипажа, он связался с руководством авиакомпании, и было принято решение удовлетворить все требования угонщика.

Фоторобот Дэна Купера, составленный ФБР

Отчаянный ночной прыжок

В 17:39 «боинг» совершил посадку в аэропорту Сиэтл-Такома. Купер, опасаясь снайперов, приказал выключить свет в салоне. Затем агент ФБР, переодетый в униформу служащего аэропорта, передал угонщику через заднюю дверь мешок с деньгами и парашютами. Спецслужбы были немало озадачены, зачем Дэну потребовалось четыре парашюта, причем не военных, а спортивных — ведь из салона пассажирского лайнера никто еще не прыгал, — но так и не решили эту загадку.

Убедившись, что все требуемое на месте, угонщик выпустил пассажиров и стюардессу Шаффнер. Экипаж оставался на своих местах. Чиновник федерального управления гражданской авиации попытался было проникнуть на борт, чтобы объяснить Куперу, что его ждет за совершенное преступление, но Дэн отказался от дальнейших переговоров.

В 19:40 дозаправленный самолет взлетел и взял курс на Мехико. После этого Купер изложил экипажу свои новые требования, проявив знание летного дела и аэродинамики. В частности он велел лететь с опущенными на 15 процентов закрылками, выпущенными шасси, со скоростью чуть меньше 90 метров в секунду и не подниматься выше двух тысяч метров.

В 20:13, надев парашют и прикрепив к туловищу мешок с деньгами стропами от другого (остальные два так и остались в салоне), Дэн выпрыгнул из самолета через открытую заднюю дверь. Истребитель ВВС США, следующий за лайнером, момент прыжка не заметил: трудно разглядеть темную фигуру в пелене дождя. Больше о Купере никто не слышал.

ФБР предположило, что преступник покинул борт над юго-восточной частью штата Вашингтон и приземлился вблизи озера Мервин (искусственный водоём). Самолёт в это время был закрыт плотными облаками, и парашютиста военные лётчики, управлявшие истребителями, не заметили.

Боинг 727 благополучно сел в Рено с опущенным задним трапом. Взлётно-посадочную полосу тут же окружили агенты ФБР. Они поднялись на борт и тщательно осмотрели салон, но нашли только 2 из 4-х парашютов. Кейс с бомбой и деньги найдены не были. Местность, где предположительно должен был приземлиться угонщик, тщательно прочесали, но никаких следов приземления парашютиста не обнаружили.

Все люди, общавшиеся с Купером на борту самолёта, были тщательно допрошены. С их слов составили фоторобот, но никто не смог по нему опознать конкретного человека. Весной 1972 года сразу же после оттепели команда агентов ФБР, 200 солдат из Форт-Льюиса и гражданские добровольцы ещё раз досконально прочесали предполагаемую местность приземления воздушного налётчика.

Дно озера Мервин также было тщательно исследовано. Две местные женщины наткнулись на скелет в заброшенном сарае в округе Кларк. Но его идентифицировали как останки девочки-подростка, которую похитили и убили за несколько дней до воздушного инцидента. В конце концов, власти вынуждены были прекратить поиски, так как время шло, а они не давали никаких результатов.

В конце 1971 года ФБР направило номера купюр, выданных Куперу, в банки, казино, ипподромы и другие организации, проводящие крупные денежные операции. Номера разошлись по большинству стран мира, но похищенные купюры так и не были обнаружены. В 1972 году двое мужчин использовали поддельные 20-долларовые купюры с указанными серийными номерами. Двигало ими желание прославиться, выдавая себя за знаменитого воздушного угонщика. Однако эти господа были быстро разоблачены и арестованы полицией за изготовление фальшивых купюр.

Купер погиб?

Что сталось с этим отчаянным воздушным пиратом, сумевшим обвести вокруг пальца и ФБР, и ВВС? Изучив подробнее данные черного ящика и определив координаты самолета во время прыжка угонщика, специалисты решили, что шансов уцелеть у того было немного. Дэн выпрыгнул над юго-восточной частью штата Вашингтон. Он должен был приземлиться в труднодоступном районе, в горах со снежными вершинами, склоны которых покрыты густым лесом. Кроме того, температура за бортом была ниже нуля, а легкий костюм и плащ не могли защитить от холода.

Местность прочесывали поисковые группы спецслужб, полиции, воинские подразделения. Но преступника — ни живого, ни мертвого — не нашли: никаких следов!

Через три недели после угона самолета в газету «Лос-Анджелес таймс» пришло письмо следующего содержания: «Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь 14 месяцев. Угон самолета был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошел бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдет. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за всю свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

Споры о том, кто написал это письмо, не утихают до сих пор: то ли сам Дэн, то ли кто- то сработал под его марку.


20-долларовые купюры, найденные Брайном Ингрэмом на реке Колумбия

Масла в огонь подлила находка, сделанная в 1980 году отцом и сыном, Гарольдом и Брайаном Ингрэмами. На берегу реки Колумбии, что протекает к северо-западу от Портленда, восьмилетний мальчишка обнаружил россыпь выцветших двадцатидолларовых купюр. Очевидно, их вынесло сюда течением. Всего Ингрэмы собрали шесть тысяч долларов. Эксперты установили, что это — часть денег, выданных угонщику. После этого все сомнения в гибели Купера отпали, а местность наводнили орды кладоискателей, рассчитывающих поживиться остальной суммой выкупа. Но больше ничего не нашли.

Сотрудники ФБР считают, что преступник был очень осторожным и проницательным. Он попросил 4 парашюта, чтобы местные власти подумали, что он заставит заложников прыгать вместе с ним. Преступник выбрал Боинг 727-100, так как он имел задний бортовой трап, а двигатели у него расположены достаточно высоко, чтобы осуществить прыжок без риска получить ожоги от реактивных выхлопов.

В то же время специалисты отметили, что Купер не имел профессиональных навыков прыжков с парашютом. Опытный парашютист не стал бы прыгать ночью при сильном ветре и температуре за бортом -57 градусов по Цельсию в пальто и мокасинах. Это было бы слишком рискованно. Угонщик даже не потребовал, чтобы ему принесли шлем. Он взял с собой рабочий и запасной парашюты, но второй был учебным, то есть зашитым. Опытный профессионал просто не мог не проверить состояние парашютов перед прыжком.

ФБР категорически утверждало и утверждает, что Дэн Купер не мог выжить с самого начала. Прыгать в горной местности без карты, без необходимого оборудования, при ужасных погодных условиях, означает изначально обречь себя на смерть.


Нет, выжил!

Так считает Лайл Кристиансен. Он полагает, что под псевдонимом «Купер» скрылся его брат Кеннет. В армии тот был десантником, а значит, умел прыгать с парашютом и обращаться со взрывчаткой. И жил он как раз в той местности, куда прыгнул Дэн Купер, и хорошо знал ее.

В 1972 году неожиданно купил себе дом за 25 тыс. долларов, потом еще участок. Он любил вечером выпить стакан бурбона и курил сигареты Raleigh. Он работал стюардом в той самой компании, которую ограбил Дэн. И между прочим, его любимым спиртным напитком был бурбон. Перед смертью брат намекнул Лайлу о каком-то темном пятне в своем прошлом. А потом Лайл увидел по телевизору передачу о преступлении Купера и в показанном фотороботе угонщика узнал черты брата. Он написал о своем открытии в ФБР и даже рассказал, почему террорист потребовал выкуп двадцатидолларовыми купюрами. Оказывается, во времена Великой депрессии отец Кеннета и Лайла взял своих малышей на ярмарку и там, участвуя в боксерском поединке, выиграл 100 долларов, причем выигрыш ему выдали именно двадцатками. Это событие братья запомнили на всю жизнь. Однако в ФБР версию Кристиансена напрочь отвергли.

В 1994 году, умирая от рака, он сказал своему родному брату Лайлу: "Существует одна вещь, которую я хотел бы тебе рассказать, но, к сожалению не могу этого сделать". В последствии Лайл стал утверждать, что его брат очень похож на фоторобот, составленный в 1971 году. Однако ФБР чрезвычайно скептически отнеслось к подобным утверждением. Его сотрудники заявили, что Кристиансен мало похож на угонщика самолёта и не может рассматриваться в качестве подозреваемого.

Есть версия, почему воздушный пират выбрал псевдоним Дэн Купер. Так звали популярного героя бельгийских комиксов, летчика-испытателя ВВС Канады, который участвовал во многих приключениях и совершил невероятное количество подвигов. Эти комиксы никогда не переводились на английский язык, и у граждан США познакомиться с ними не было возможности. Но зато эти книжонки продавались в Канаде. А что, если легендарный угонщик был канадцем?

Версий много, но тайна Дэна Купера не разгадана до сих пор. Однако его имя увековечено в истории авиации. После этого происшествия самолеты «Боинг-727» стали снабжаться устройством, препятствующим открытию выхода в хвостовой части воздушного судна, когда оно находится в полете. Это устройство названо «лопаткой Купера».


В 2011 году ФБР получило в свое распоряжение улику, которая, как ожидается, позволит добиться существенного прогресса в расследовании знаменитого угона самолета Boeing 727 в 1971 году, сообщает The Seattle Times.

По словам представителя ФБР Айн Сандало Дитрих (Ayn Sandalo Deitrich), следствие получило от правоохранительных органов наводку на человека, обладающего важными сведениями о преступлении, совершенном мужчиной по имени Дэн Б. Купер. Информатор передал в распоряжение ФБР некий предмет, имеющий отношение к преступлению; он направлен в лабораторию на исследование. Следователи надеялись сличить отпечатки, которые Купер мог оставить на предмете, с образцами, обнаруженными в самолете.

По словам Дитрих, находка являлась наиболее многообещающим следом за все время поисков угонщика самолета. В то же время она тогда еще отметила, что говорить о близком раскрытии преступления пока нельзя.

И вот сегодня ФБР на своем сайте официально объявило об окончании расследования. "После одного из самых долгих и тщательных расследований за всю историю нашего (ФБР) существования 8 июля 2016 ФБР перенаправило ресурсы, выделенные на дело Дэна Купера, чтобы сосредоточиться на других следственных задачах", — говорится на сайте бюро.

В заявлении отмечается, что в ФБР получило от граждан "огромное количество информации", однако установить личность преступника так и не удалось.

источники

Угон самолёта Боинг-727 являлся террористическим актом, который произошел в Америке 24 ноября 1971 года. Угонщику самолета, который назвался Д. Б. Купером, удалось получить желаемый выкуп в размере целых 200 000 долларов и при этом остаться непойманным и фактически неизвестным. Этот угонщик умудрился выпустить пассажиров, заставить пилотов опять взлететь, а сам спокойно выпрыгнул с парашютом приблизительно в 50 километрах на северо-восток от Портленда. Что случилось с ним дальше - практически неизвестно.

Перед днём благодарения в США мужчина, который путешествовал под именем Дэн Купер, сел на борт Боинга 727. Купер получил место C18 практически в конце салона. Сразу после того, как самолёт покинул аэропорт Портленда, пассажир передал записку юной стюардессе, она как раз сидела на одном из откидных кресел, которое было присоединённое к двери в задней части Бинга. Девушка подумала, что очередной ухажёр дает ей свой номер телефона, именно поэтому спрятала записку в карман. Но, он наклонился над ней и прошептал: «Мисс, вам лучше прочитать эту бумажку. Ведь у меня бомба». В записке было сказано: «У меня в портфеле находится бомба, я с удовольствием использую её, если посчитаю необходимым. Вам нужно присесть рядом со мной. Ваш самолет официально угнан». Кроме этого текста в записке была указана сумма выкупа в размере 200 000 долларов, это должны быть двадцатидолларовые непомеченные купюры, а также два набора парашютов. Там также были четкие указания, как должны быть доставлены парашюты и деньги. И, конечно же, было написано, что если они не выполнят хоть одно из них, то самолет будет взорван. Именно поэтому, приняли решение о сотрудничестве с угонщиком. Стюардессе дали указания выяснить, настоящей ли была бомба. Купер пошел на мировую, и согласился показать ей открытый портфель, в нем находилось множество цилиндров, батарея и провода. Увиденное убедило девушку, что бомба настоящая.


В пять часов вечера управление движением в воздухе аэропорта передало сообщение, что все пожелания Купера будут исполнены. Угонщик позволил пилоту посадить самолёт в аэропорту Сиэтл-Такома, неподалеку от Сиэтла. В 17.39 самолет посадили. Купер приказал пилоту выключить свет в самолете, чтобы снайперы не смогли видеть, что происходит. Угонщик приказал, чтобы парашюты и деньги принес один человек. Служащий аэропорта принес все деньги, а также 4 парашюта сквозь дверь в задней части Боинга. Потом Купер отпустил всех 36 пассажиров и стюардессу Шафнер. Главный состав экипажа отпущен не был. В офисе ФБР озадачились тем, какие же будут дальнейшие планы и действия Купера. Кроме этого, агентам было интересно, существует у Купера сообщник, и зачем ему понадобилось целых четыре парашюта. В истории угонов до этого дня не было случаев, чтобы вымогатель выпрыгивал с коммерческого самолета. В то время как самолёт находился на дозаправке, чиновник федерального управления гражданской авиации, который хотел объяснить Куперу последствия воздушного пиратства, шёл к двери самолёта и спросил разрешение Купера зайти на борт самолёта. Во время дозаправки самолета в аэропорту угонщик начал что-то подозревать, ведь заправка длилась уже 15 минут. После объявления о возможном взрыве, команда ускорилась и быстро закончила заправку.

В 19:40 после того, как Купер тщательно проверил деньги и парашюты - самолет взлетел. Спустя пару минут экипаж самолета увидел вспышку индикатора, который обозначает открытие одной из дверей. Итак, Купер открыл заднюю дверь самолета и выпрыгнул. Начиная с этого момента, больше никто и никогда его не видел. Агенты ФБР полагают, что прыжок Купер совершил в 20:13. В момент, когда Купер выпрыгнул, самолёт проходил как раз через зону сильного шторма. Именно поэтому из-за плохой видимости прыжок не удалось засечь истребителями ВВС США, которые преследовали самолёт. Спустя два часа после взлёта из аэропорта Сиэтл-Такома самолёту удалось благополучно приземлиться в Рено, при этом задний трап был опущен. К этому моменту аэропорт и вся взлётная полоса были окружены полицией и агентами ФБР. После общения с пилотом им удалось установить, что Купер пропал в неизвестном направлении. Агенты и полиция проверили весь самолет, искали улики и следы, им удалось восстановить несколько отпечатков пальцев, а также нашли два из четырёх парашютов. Полиция тщательно прочесала всю местность, но ничего так не нашла - ни портфеля, ни бомбы, ни денег, ни парашютов, ни самого Купера.


В начале 80-х - отдыхающее на берегу Колумбия-ривер семейство нашло пачку старых, выцветших двадцатидолларовых купюр. Полиция сделала предположение, что их принесло течение сверху. Всего было найдено около шести тысяч долларов. Экспертами было подтверждено, что это купюры из пачек Купера. После этого многие окончательно поверили, что он погиб во время прыжка. Это дело имело широкий резонанс в прессе, и спустя многие годы стало популярной темой для обыгрывания в кино и литературе. Так, например, инициалы угонщика идентичны инициалам главного героя известного сериала Твин Пикс, который являлся агентом ФБР Дейла Бартоломью Купера.

В сериале Склад 13 также упоминается дело о парашюте Д. Б. Купера. А в не менее популярном сериале Кости, один из персонажей предполагает, что найденные останки, принадлежат именно Д. Б. Куперу. Эта же тема была обыграна в сериале «Воздействия», где герои берутся расследовать дело известного угонщика. В популярном комиксе «Dilbert» Скотта Адамса персонаж Догберт показывает в своём «музее странного и удивительного» все, что осталось от тела Д. Б. Купера, это были торчащие из земли ноги, а также раскрытый парашют. Это дело так и осталось одним из самых известных нераскрытых дел об угоне. Множество людей поверили, что Купер мертв, но также есть довольно много тех, кто верит или хочет верить, что жизнь этого человека была долгой и яркой. И как один из персонажей Голливудских блокбастеров, ему удалось выжить, оказавшись умнее всех агентов ФБР и полиции. И он нежится где-то на белоснежных пляжах. Ведь ни тела, ни остальных денег найдено не было. А там немного-нимало, а 194 тысячи долларов США. На то время сумма была сногсшибательной.

Грабитель Дэн Купер является самым таинственным преступником мира. Хотя Джек был обыкновенным маньяком, каких сейчас десятки по всему белому свету, а Дэн так и остался одним единственным, воплотивший в жизнь мечту миллионов — «чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было».

Хотя вполне вероятно, что он воплотил мечту всего лишь на несколько минут, но в памяти людей так и остался олицетворением удачливого грабителя. Самое любопытное, что до сих пор никто не знает, кем был этот счастливец на самом деле, какое его настоящее имя и, самое главное, что с ним стало.

Достоверно известно только, как он выглядел и во что был одет. Но нет ни одной фотографии Купера. Есть только изображение с фоторобота, на котором запечатлен обычный, ничем особо не примечательный человек с довольно заурядной внешностью. Очевидцы отмечали его оттопыренные уши, тонкие губы, карие глаза, широкий лоб и редеющие волосы. Описывали, что одет он был довольно консервативно и неброско: черный плащ, черный костюм, тонкий галстук и фетровая шляпа на голове. В те годы в таком наряде было проще простого затеряться в толпе — именно так одевались тысячи американцев.

Когда 24 ноября 1971 года он покупал за 18 долларов 52 цента авиабилет до Сиэтла в аэропорту Портленда, то назвался Дэном Купером. Это не Джон Джонсон, но тоже весьма распространенные в США имя и фамилия. То было время «непуганых авиаторов», проблемы воздушного терроризма еще не существовало, поэтому никому не приходило в голову пропускать пассажиров через рамку металлоискателя, а их вещи - через рентгеновскую установку. Благодаря этому Дэн Купер быстро и без проволочек прошел контроль и занял свое место «18С» в самолете рейса 305 компании Northwest Airlines, совершающем перелет из Портленда в Сиэтл. Рейс был коротким, всего полчаса лета, погода — хорошей, самолет «Боинг 727-100» - вполне современным, экипаж - опытным, поэтому ничто не предвещало чего-то чрезвычайного в этом рядовом перелете.

Дэн Купер — угон самолета

Еще до того как загудели турбины и самолет тронулся с места, Дэн Купер попросил проходившую мимо 23-летнюю стюардессу Флоренс Шаффнер принести ему бурбон. В этом тоже не было ничего необычного, многие пассажиры скрашивают себе воздушное путешествие дозой алкоголя. И даже в том, что пассажир с места «18С» засунул Шаффнер записку в карман, когда она ставила стакан с бурбоном ему на столик, тоже не было ничего экстраординарного. Скучающие пассажиры то и дело старались развлечь себя в полете легким флиртом с очаровашкой Флоренс. Поэтому она никак не выразила своих эмоций и не стала доставать послание.

Но тут пассажир негромко произнес: «Лучше прочтите записку, мисс». Девушка достала клочок бумаги и прочла. «У меня в портфеле бомба, — было написано в ней печатными буквами. — В случае необходимости я готов ее взорвать. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Это ограбление».

Флоренс повиновалась и присела рядом, а пассажир так же тихо и спокойно начал излагать ей свои требования. Их было немного: 200 тысяч баксов двадцатидолларовыми купюрами и 4 парашюта, из них два основных и два запасных. Стюардесса передала его пожелания командиру экипажа. Тот попросил ее убедиться, что грабитель не блефует.

Поэтому Шаффнер вернулась к пассажиру и попросила показать ей бомбу. Тот не стал спорить и приоткрыл портфель, чтобы стюардесса смогла увидеть находившиеся в нем красные цилиндры, похожие на динамитные шашки, кучу проводов и батарейку.

Пилоты решили не брать на себя ответственность с проверкой, работает ли это взрывное устройство, и доложили обо всем на землю в службу полетов. Там тоже решили не рисковать жизнью пассажиров и пообещали выполнить требования грабителя. Когда лайнер совершил посадку в Сиэтле, то Куперу действительно доставили все, что он заказывал: 200 тысяч долларов двадцатками и парашюты.

После этого он разрешил покинуть «Боинг 727-100» находившимся на борту 36 пассажирам и приглянувшейся ему стюардессе Флоренс. Теперь в самолете кроме него остались только вторая стюардесса Тина Маклоу, капитан Скотт, его помощник и штурман.

После дозаправки «Боинга» в таком составе они и взлетели. Дэн Купер оказался не безмозглым налетчиком. Его новые требования выглядели весьма грамотными: направление полета на Мехико, высота не более 3 тысяч метров (он предупредил, что будет ее проверять имеющимся у него ручным альтиметром), скорость 320 км/час, держать закрылки под углом 15 градусов. А еще он приказал экипажу сидеть в кабине и в салон не выглядывать.

Лопатка Купера

Спустя некоторое время на приборном щитке в кабине пилотов замигала лампочка, свидетельствовавшая об открытии заднего трапа. Капитан Скотт по внутренней связи спросил у Купера, что случилось, не получив ответа, осторожно открыл дверь и заглянул в салон. Пассажирские кресла пустовали. Дэн Купер явно спрыгнул с парашютом через задний эвакуационный выход. Единственное, что осталось после него, — это галстук с перламутровым зажимом и восемь окурков сигарет Raleigh.

Любопытно, что Дэн Купер вписал свое имя в историю авиации не только тем, что совершил единственное нераскрытое ограбление в воздухе, но и тем, что после его преступления все «Боинги-727» оснастили специальным приспособлением, которое не позволяло открыть в полете запасной люк в хвостовой части самолета. И это устройство получило название «лопатка Купера»!

Главная интрига этой истории заключается в дальнейшей судьбе Дэна Купера. Удивительно, но факт: два истребителя, сопровождавшие «Боинг 727-100», парашютиста не заметили. А поиски на земле, в которых, кроме полиции, участвовали более 400 солдат, результатов не принесли. Дэн Купер десантировался в труднодоступном районе, покрытом лесами и горами со снежными вершинами. Агенты ФБР проверили и допросили больше тысячи человек. Но ни единственной реальной зацепки это не дало.

Судьба авиаграбителя

Правда, спустя почти 20 лет после этого преступления, в 1980 году, отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы нашли на берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда, пачку старых, выцветших двадцатидолларовых купюр, предположительно принесенных течением сверху. Ингрэмы отдали находку на сумму 5800 долларов полиции. Якобы эксперты установили, что это те самые двадцатки, которые были выданы Дэну Куперу в качестве выкупа за жизни пассажиров и экипажа.

До сих пор наиболее вероятной версией считается, что Дэн Купер погиб при приземлении. Перед прыжком он не проверил парашюты, основной взял исправный, а запасной - нерабочий (зашитый). Против него играли плохие погодные условия и сложный рельеф внизу. Посчитали, что он банально утонул в озере или в болоте. Но для красоты истории Дэн Купер должен был выжить и счастливо провести остаток жизни с награбленными деньгами.

Среди наиболее вероятных кандидатов на роль уцелевшего Купера стал некий Кеннет Питер Кристиансен, который в армии проходил подготовку десантника и умел обращаться с парашютом и со взрывчаткой. Жил он в штате Вашингтон, в котором Дэн Купер и совершил свой интригующий прыжок с самолета в 1971 году. А в 1972 году неожиданно выяснилось, что у небогатого Кеннета Кристиансена имеются 14 тысяч долларов на покупку дома в Бонни-Лейке, маленьком городке в горах, а через год он прикупил еще участок земли рядом с домом.

Любопытно, что до выхода на пенсию Кристиансен трудился стюардом в авиакомпании Northwest Airlines, той самой, которую ограбил Дэн Купер. Из алкоголя Кеннет больше всего любил бурбон, а сигареты курил марки Raleigh. По легенде, на смертном одре Кеннет прошептал своему брату Лайлу: — Я должен рассказать тебе кое-что из своего прошлого, но не могу этого сделать!

Спустя некоторое время 77-летний Лайл Кристиансен увидел в телевизионной программе «Нераскрытые преступления» сюжет про воздушное ограбление Дэна Купера. Когда по телевизору показали фоторобот преступника, Лайл обомлел, настолько изображение напоминало фото его брата Кеннета. И ему стало понятно, о чем тот хотел рассказать перед смертью.

Молчать Лайл не стал и написал о своем открытии в ФБР. И даже высказал любопытное предположение, почему Дэн Купер потребовал выкуп именно двадцатидолларовыми купюрами. Когда они с Кеном были маленькими, в годы Великой депрессии, отец повел их на ярмарку и там, победив на боксерском ринге, заработал 100 долларов, целое состояние для их семьи. Денежный приз выдали двадцатками, которые Лайл и Кен запомнили на всю жизнь.

«После одного из самых долгих и тщательных расследований за всю историю существования ФБР, 8 июля 2016 было принято решение перенаправить ресурсы, выделенные на дело Дэна Купера , чтобы сосредоточиться на других следственных задачах», — говорится в сообщении на сайте ФБР.

Как отмечается в заявлении ведомства, за 45 лет было обработано огромное количество различной оперативной информации, однако установить личность преступника так и не удалось.

История, которая по сей день привлекает внимание любителей тайн и загадок, началась в 1971 году, накануне Дня Благодарения.

Пассажир с бомбой в портфеле

24 ноября в аэропорту города Портленд в числе пассажиров рейса компании Northwest Airlines на борт поднялся мужчина, зарегистрировавшийся как Дэн Б. Купер.

В салоне он занял место 18С, и вскоре после взлета передал записку молодой стюардессе Флоренции Шафнер. Девушка, подумав, что мужчина решил с ней познакомиться, положила записку в карман, однако пассажир сказал: «Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба».

В записке говорилось: «У меня бомба в портфеле. Я использую её, если посчитаю необходимым. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Ваш самолёт угнан».

Записка также содержала требования о предоставлении 200 000 долларов в двадцатидолларовых непомеченных купюрах и двух наборов парашютов.

Чтобы доказать серьезность счвоих намерений, Дэн Б. Купер приоткрыл свой портфель, в котором стюардесса увидела красные цилиндры, большую батарею и провода, которые убедили её в том, что бомба настоящая.

200 000 долларов и парашюты впридачу

Власти ради спасения жизней пассажиров и членов экипажа решили выполнить требования захватчика.

Самолёт сел в международном аэропорту Сиэтл-Такома, недалеко от Сиэтла, штат Вашингтон.

Служащий доставил 200 000 долларов и парашюты через дверь в хвостовой части самолёта. Затем Купер отпустил всех пассажиров и стюардессу Шафнер . Пилот, вторая стюардесса, второй пилот и бортинженер остались на борту.

Попытки переговоров с Купером успеха не возымели. Агенты спецслужб находились в недоумении, пытаясь понять — для чего угонщик запросил два комплекта парашютов и может ли у него быть сообщник на борту. Кроме того, никто никогда в истории еще не пытался выпрыгнуть с парашютом из угнанного пассажирского авиалайнера.

Задержать Купера во время посадки в Сиэтле так и не удалось. После дозаправки самолет взлетел и взял курс на Мексику. Затем Купер приказал второй стюардессе, остававшейся в салоне, идти в кабину экипажа и находиться там.

Прыгнул и исчез

Спустя некоторое время экипаж по показаниям приборов обнаружил, что Купер открыл хвостовую дверь самолета. Угонщик прыгнул с парашютом и пропал навсегда.

Предполагается, что прыжок был совершен над юго-западной частью штата Вашингтон. В то время как Купер выпрыгнул, самолёт проходил через зону сильного шторма, отгороженный от любых источников света с земли покровом облаков. Отследить парашютиста не удалось.

«Боинг» благополучно вернулся в аэропорт Сиэтл-Такома. Агенты ФБР, осмотревшие самолет, не нашли никаких улик, которые могли бы позволить установить личность преступника.

Поиск в предполагаемом районе приземления также ничего не дал. В руках полиции оказался лишь фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа.

Фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа. Фото: Reuters

Через три недели после угона самолёта в редакцию газеты «Лос-Анджелес Таймс» пришло письмо. В нём было написано следующее:

«Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

Деньги в реке как доказательство смерти

Считается, что данное письмо было написано не самим Купером, а неким шутником. Впрочем, установить шутника также не удалось.

По основной версии спецслужб, Дэн Б. Купер не пережил прыжка, разбившись при приземлении. В 1980 году отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы нашли на берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда, пачку старых, выцветших двадцатидолларовых купюр, предположительно принесённых течением сверху, с севера. Проверка показала, что эти деньги действительно являются частью выкупа, выданного угонщику.

На сегодняшний день эти доллары — самое убедительно доказательство того, что угонщик, известный как Дэн Б. Купер, погиб. Останков господина Купера, равно как и каких-либо других следов, найти не удалось.

На сегодняшний день эти доллары — самое убедительно доказательство того, что угонщик, известный как Дэн Б. Купер, погиб. Фото: Reuters

Ремешок от гитары секрета не раскрыл

Пять лет тому назад, в 2011 году, некая Марла Уинн Купер передала ФБР кожаный ремешок от гитары, сделанный ее дядей. Госпожа Купер полагала, что ее дядя и является загадочным угонщиком «Боинга».

По ее словам, дядя, собиравшийся решить возникшие финансовые проблемы семьи, куда-то уехал в 1971 году накануне Дня Благодарения, а позже вернулся с многочисленными травмами. При этом он якобы признался своему брату, отцу Марлы Уинн, что совершил угон самолета.

Марла Уинн Купер рассказала, что своего дядю в последний раз видела в 1972 году, но он, по ее словам, благополучно прожил более четверти века, скончавшись в 1999 году.

Предоставленный женщиной ремешок, однако, оказался непригоден для исследования, так что подтвердить или опровергнуть новую версию так и не удалось.

За прошедшие 45 лет угонщик Купер превратился в США в культурный феномен. Его имя и история упоминаются во множестве книг, фильмов и сериалов. Авторы некоторых из них предлагают свои варианты разгадки тайны этого преступления.

Все это, однако, не имеет никакого отношения к реальности. Федеральное бюро расследований США решило, что дальше его агентам походить на персонажей «Секретных материалов» не к лицу. Загадка господина Купера окончательно отдана в руки энтузиастов-любителей. Возможно, им повезет больше.