Дворец Юсуповых на Мойке.

Юсуповский дворец в Петербурге по праву считается одним из самых красивых (дошедших до нашего времени) дворцов России. Он был построен в середине 18 века (арх. Вален-Деламотт), и принадлежал разным знатным вельможам, близким к трону.

В 1830 году дворец приобрел князь Юсупов- один из самых богатых людей России, потомок последнего ногайского хана Юсуфа, род которого ведется от пророка Мухаммада. Для нового хозяина дворец перестраивает архитектор Михайлов-второй.


По сей день роскошные интерьеры дворца восхищают посетителей своим великолепием и тонким вкусом создателей. Еще бы, ведь путешествие по залам превращается в экскурс по разным странам и эпохам: ренессанс, барокко, турецкий стиль, классицизм и ампир....


Туристы со всей страны и всего мира приезжают в Юсупвоский дворец, чтобы посмотреть на великолепие интерьеров, не уступающих по красоте залам Эрмитажа и Большого Кремлевского дворца. Прогуляемся по ним и мы.


Гостей дворца встречает парадная лестница из каррского мрамора, которой архитектор Михайлов придал барочную пышность. Лестницу украшают два сфинкса, сторожащих покой хозяев дворца, и четыре статуи, символизирующие четыре континента- Европу,Азию,Африку и Америку.


Анфилада парадных залов дворца составляют большая ротонда, три гостиные- синяя, красная, зеленая, танцевальный и банкетный залы.

Уникальный интерьер Ротонды, созданной в квадратном по плану помещении, украшают роспись фигурами танцующих граций, создающих ощущение того, что зал фарфоровый.


В центре красной гостиной при Юсуповых висел портрет царствующего императора. Сейчас его украшает портрет первой хозяйки дворца княгини З.Юсуповой.


Великолепный малахитовый камин в зеленой гостиной создает ощущение того, что он выточен из цельного камня. Хотя на самом деле это конечно не так.


Изысканная простота элегантного танцевального зала контрастирует с пышностью белоколонного банкетного зала с его коринфской колоннадой и убранством в традициях русского ампира.


Для размещения огромной коллекции произведений искусства, собирать которую начал князь Н.Б.Юсупов-старший (который собирал и коллекцию для екатерининского Эрмитажа) было построено отдельное крыло, в котором анфиладой расположено пять залов картинной галереи.


Замыкает эту анфиладу великолепный домашний театр Юсуповых. Театр построен по основным канонам строительства оперных залов, однако его миниатюрность создает ощущение попадания внутрь драгоценной вызолоченной шкатулки. Его облик поражает воображение всех, кто попадает сюда.


Личные покои хозяйки дворца, находящиеся также как и парадные залы на втором этаже, открывает гобеленовая гостиная. Некогда ее украшали три шпалеры и гобелен, по легенде подаренные князю Юсупову самим Наполеоном. Сейчас они находятся в Эрмитаже, а в гостиной представлены их живописные копии.


Украшением личных покоев княгини слыжит Белый кабинет, созданный в стиле рококо архитектором Степановым. Мягкие диваны, зеркала, нежные цвета создают ощущение домашнего уюта и спокойствия.


Парадная спальня решена в синих цветах, и украшена красивым ониксовым камином. Импозантная представительность сочетается здесь с интимностью и камерностью.


На первом этаже располагались жилые покои князя, его кабинет, секретарская и биллиардная. Гостиная князя решенав стиле Генриха II, мебельный гарнитур для гостиной сделан из груши (ужасно тяжелого для обработки материала), а камин из папье-маше является точной копией одного из каминов Лувра.


В кабинете князя, являвшегося одновременно и библиотекой, были выставлены также коллекции монет и медалей, а также оружия.


Выход в сад предварялся Мавританской гостиной- оформленным в восточном стиле помещением с фонтаном посередине. Юсуповы вели свой род от пророка Мухаммада, и данное помещение являлось напоминанием о восточных корнях рода.
К сожалению сейчас из-за строительства дома рядом с дворцом стены мавританской гостиной треснули, и помещение срочно нуждается в реставрации.


В 1910х годах комнаты слева от парадного входа на первом этаже были обустроены для князя Феликса Юсупова и его жены Ирины в стиле неоклассики. Сами хозяева так и не успели пожить в этих покоях, поскольку грянула революция, и в 1917 году Юсуповы покинули дворец навсегда. Однако отделка помещений и по сей день является напоминанием о красоте и умиротворенности Серебряного века.


17 ноября 1916 года во дворце произошло самое резонансное событие той эпохи- здесь группой заговорщиков был убит царский фаворит Григорий Распутин. В кабинете Феликса Юсупова и столовой в подвале воссоздана обстановка, которая была в тот день, а сами герои того дня изображены в виде восковых фигур.


Находясь в этих комнатах, создается ощущение, что это совсем не Юсуповский дворец с его светлыми парадными залами и уютными жилыми покоями. Но в том и его примечательность, что в одном месте уживается столько разных стилей и эпох.

Корни богатейшего в России рода Юсуповых уходят в далекий VI век. Их предком был Абу Бекр (572-634) – первый халиф в Арабском халифате, один из ближайших сподвижников Мухаммеда.

В период распада халифата предки князей Юсуповых правили в Ираке, Персии, Египте, Дамаске, Антиохии. На русскую службу в XVI веке, были приняты Братья Суюмбеки, сыновья Юсуфа-мурзы, родоначальника рода Юсуповых. Одному из них царь Федор Иоаннович пожаловал город Романов (ныне город Тутаев). Так в русской летописи говорится: «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе, и поселенные там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа».

При царе Алексее Михайловиче в 1661 году правнук Юсуфа, Абдул-Мурза был крещен и обрел имя Дмитрия Сеюшевича Юсупово-Княжево. После крещения он получил титул русского князя вместо татарского мурзы и был пожалован в стольники.
В дальнейшем успешно складывалась служба Юсуповых при русском дворе, являясь одной из богатейших семей в России они имели усадьбы не только в Санкт-Петербурге и в его окрестностях, но и по всей стране.

До наших дней на территории Санкт-Петербурга сохранились четыре особняка, которыми владели представители рода Юсуповых.Усадьба на набережной реки Фонтанки (ныне дом 115, Университет путей сообщения); дом № 86 по Невскому проспекту, который много раз менял владельцев и перестраивался (ныне Дом актера имени Станиславского); дворец З.И.Юсуповой на Литейном проспекте, 42 (с 1994 года Институт внешнеэкономических связей, экономики и права).
Самый известный Юсуповский дворец находится по адресу набережная реки Мойки, 94. Он привлекает большое количество посетителей. Это один из немногих в России дворянских особняков, где прекрасно сохранились не только изысканные интерьеры, но и мебель, предметы быта и личные вещи владельцев. Кажется, что хозяева совсем недавно покинули свой дом, который сохранил былую роскошь, но вместе с тем и необыкновенную теплую и уютную атмосферу.
Участок, который сегодня занимает здание дворца был застроен уже в начале XVIII века, здесь находился небольшой деревянный дворец и усадьба царевны Прасковьи Иоанновны - племянницы Петра I.

В 1726 году она подарила свое имение лейб-гвардии Семеновскому полку, который квартировал здесь до 1742 года. После того, как для Семеновского полка специально была устроена слобода, полковой двор на Мойке был продан частным владельцам.

Один из участков приобрелгенерал-аншефграф П.И.Шувалов-влиятельный вельможа елизаветинской поры. На набережной для него был построен двухэтажный каменный дворец с парадной лестницей, марши которой выходили на улицу. Фасад был оформлен колонным портиком, поддерживающим балкон. В соответствии с традициями пышного барокко стены украшали многочисленные декоративные элементы, а на карнизе размещались декоративные вазы и скульптура.
За главным фасадом до Офицерской улицы простирался обширный сад с оранжереями. Во дворце Шувалова устраивались пышные приемы и балы.

В 1754 году здесь с участием венценосных особ было торжественно отпраздновано рождение цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I. Дворец П.И.Шувалова не сохранился, но его облик доносит рисунок М.И.Махаева «Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке». На рисунке рядом с Шуваловским дворцом можно видеть двухэтажное строение, будущий Юсуповский дворец.
После смерти П.И.Шувалова дворцом владели его дети. В 1795 году усадьба была выкуплена Екатериной II в казну и подарена статс-даме графине Александре Васильевне Браницкой, урожденной Энгельгардт.

А.В.Браницкая была племянницей светлейшего князя Григория Потемкина и личным другом и доверенным лицом императрицы. Екатерина II скончалась в 1796 году, а графиня навсегда покинула Петербург, так практически и не воспользовавшись подарком венценосной подруги.HE LLOPITER.RU
Дворец на Мойке принадлежал Браницким тридцать пять лет, здесь жили дочери графини-фрейлины императорского двора.

5 марта 1830 года усадьба была продана за 250 тысяч рублей князю Николаю Борисовичу Юсупову, который был женат на родной сестре А.В.Браницкой - Татьяне Васильевне.
Будучи одним из богатейших и образованнейших людей в Европе, Николай Борисович занимал ряд высоких государственных должностей: сенатора, директора театров, директора фарфорового и стекольного императорских заводов и шпалерной мануфактуры, президента мануфактур-коллегии, министра Департамента уделов, директора Эрмитажа, члена Государственного совета.

В 1796 году он был назначен верховным маршалом при предстоявшей коронации императора Павла I, с повелением быть председателем коронационной комиссии. В день коронования князь был пожалован орденом Святого Андрея Первозванного. Впоследствии он стал верховным маршалом и при короновании двух других российских императоров Александра I и Николая I.H ELLOPITER.RU

Николай Борисович был известным меценатом, коллекционером и тонким знатоком искусства. Именно ему Екатерина II, а затем и Павел I доверяли пополнение коллекций Эрмитажа , Царского села , Павловска и Гатчины . Одновременно князь занимался созданием частного собрания произведений искусства. сайт
Дом на Мойке князь приобрел для своей жены Татьяны Васильевны и их сына-гофмейстера императорского двора Бориса Николаевича. Особняк П.И.Шувалова, построенный 1770-годы был в значительной степени перестроен и модернизирован по проекту архитектора Андрея Алексеевича Михайлова-второго. Габариты старого здания с колонным портиком были сохранены. Вместе с тем одноэтажные боковые корпуса были надстроены до третьего этажа.

Пышные барочные декоративные элементы исчезли с фасада, дворец приобрел монументальный строгий классический облик, который сохранился до наших дней. Вместо проезда во внутренний двор был создан вестибюль с торжественной парадной лестницей, ведущей в покои второго этажа. Со стороны набережной к основному объему был пристроен новый трехэтажный корпус с Белоколонным залом.

Дворец Юсуповых на Мойке является обязательным пунктом программы для посещения всеми туристами, приехавшими в Петербург хотя бы на неделю. Здесь почти тридцать залов ослепительных интерьеров, лучшая мебель разных эпох, витрина жизни дореволюционной российской буржуазии. Дворец начали строить в 1770 году для графа Андрея Шувалова, но первые деревянные хоромы царевны Прасковьи (племянницы Петра I) поставили на этом месте вскоре после основания города. Пять поколений Юсуповых владели дворцом с 1830 по 1917 год. Это была жемчужина в ожерелье из 57 дворцов рода Юсуповых. В подвале дворца в 1916 году был убит Распутин. С 1925 года дворец выполняет роль культурного центра работников образования.


1. Фасадом дворец выходит на набережную реки Мойки, а во дворе флигель и колоннада образуют широкую площадь, за которой лежит собственный сад.

2. Внутри дворца два парадных этажа, начнём осмотр с первого.

3. Первая комната - Белое фойе .

4. В бывшей Буфетной с шикарным деревянным интерьером располагается лавка сувениров.

5.

7. Шикарный камин с колоннами из оникса.

8. Гостиная наполнена мягким светом.

9. Из гостиной попадаем в Библиотеку князя.

10. Полки забиты старинными фолиантами.

11. Здесь тоже есть изящный резной камин и лакированный гарнитур, на котором было удобно заниматься чтением.

13. Вместо окон здесь - огромные витражи с подсветкой.

14. С деревянного с розеткой потолка свисает массивная хрустальная люстра.

15. Далее - Турецкий кабинет (бильярдная) с непривычным синим сукном на столе.

16. За Бильярдной лежит, пожалуй, самое знаменитое помещение дворца - Мавританская гостиная . Гостиная напоминает о восточных корнях рода Юсуповых.

17. Съёмка зала получилась скукоженной, потому что половина его на реставрации (трещины в стенах из-за многочисленных перестроек).

18. Закончив осмотр нижнего этажа, идём к Парадной лестнице .

19. Стены и потолок украшены лепниной тончайшей работы.

20. В начале лестницы стоят мраморные вазы.

21. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

22. В углах промежуточной площадки - золочёные канделябры выше человеческого роста.

23. Они украшены дракончиками.

24. Сразу попадаем в Гобеленовую гостиную . Через внутренние окна ещё просматривается лестница.

25. Среди деревянных интерьеров по стенам развешаны огромные гобелены XVIII-XIX веков.

26. Картины изображают традиционные сцены охоты.

27. В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

29. Перед спальней входим ещё в одну маленькую комнатку.

30. На дверь в спальню саморезами прикручен красивый замок. Могли хотя бы саморезы использовать золотистого цвета?

31. Парадная спальная комната .

32. На самом деле для сна эта комната не предназначалась. Она была одной из разновидностей гостиных.

33. Торшер под цвет зала.

34. Дверь из спальни ведёт в Большую ротонду .

35. Потолок ротонды - высокий купол с изумительными росписями.

36. Украшением зала служит европейский фарфор XIX века.

37. А также две керамические фигуры Нептуна и Салации.

38. По цвету обоев и обивки сидений легко можно догадаться, что мы вошли в Синюю гостиную .

39.

40. Следующая комната, как это не удивительно - Красная гостиная !

41. Здесь на полу шикарный наборный паркет.

43. Роскошный камин, покрытый малахитовой мозаикой.

44.

45. В следующем Танцевальном зале под потолком висит необъятная люстра.

46. Первый из залов картинной галереи Юсуповых - Николаевский зал .

47. Бюст князя Бориса Юсупова.

48. Следом входим в Прециозу (Зал Драгоценностей) .

56.

49.

50.

51. Длинный зал с красными стенами и мраморными скульптурами носит название Античный зал .

52.

53. Возвращаемся в Зал Прециоза и по короткому коридору идём дальше.

55.

57.

54. Зал Антонио Виги украшен портретом Зинаиды Юсуповой.

58. В зале великолепный расписной плафон.

59. Тяжеленные бронзовые люстры.

60. Из Коронационного коридора два проёма ведут ещё в одно уникальное помещение - Дубовую гостиную .

61. Стены покрыты деревянными панелями со средневековым растительным орнаментом.

62. Голландская керамика.

63. Центр зала занимает венецианский обеденный стол, примечательный прежде всего своими ножками.

64. Через Музейный коридор идём в театр.

65.

66.

67. Театр дворца вмещает 176 человек. На уровне второго яруса расположена княжеская ложа.

68. Роспись на потолке.

69. Занавес.

70. Великолепный золочёный зал - отличное место, чтобы завершить экскурсию.

Источники и дополнительная информация:

Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге является памятником истории и культуры. Его часто называют энциклопедией петербургского аристократического интерьера. Над созданием ансамбля Юсуповского дворца на Мойке работали известные русские и зарубежные архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот и А.М. Михайлов-второй, Б. Симон и другие. С 1830 по 1917 гг. владельцами усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых.

Можно сказать, что весь дворцовый ансамбль создавался в течение двух столетий. Его биография начинается в период зарождения северной столицы и разделить ее можно на «доюсуповский» период, длившийся более века, и «юсуповский» - после приобретения дома Н.Б. Юсуповым.

Режим работы Юсуповского дворца в 2019 г.

Посещение Юсуповского дворца возможно только в сопровождении экскурсовода или с аудиогидом:

  • Экскурсии по парадным залам на русском языке проводятся ежедневно с 11:00 до 17:00, в начале каждого часа.
  • Самостоятельный осмотр парадных залов и жилых покоев с аудиогидом ежедневно с 11:00 до 17:00 (аудиогид на русском, английском, французском, немецком, итальянском, финском и испанском языках). Мы рекомендуем осматривать дворец с аудиогидом, хоть это и стоит дороже. С аудиогидом Вы сможете свободно гулять по дворцу сколько пожелаете, осматривать интерьеры сколько хотите, а не бегать за группой; в случае необходимости - прослушать часть экскурсии заново. Кроме того, не нужно будет ждать начало экскурсии. Экскурсия с аудиогидом возможна в двух вариантах:
    • Получить устройство во дворце, при этом потребуется залог 1000 рублей.
    • При наличии смартфона скачать приложение «Юсуповский дворец» в App Store или Google Play.
  • Расписание экскурсии «Покои Феликса и Ирины Юсуповых» с посещением экспозиции «Убийство Григория Распутина» можно уточнить на официальном сайте или по телефонам.
  • Касса открывается в 10:30.

Князь Юсупов угостил сибирского крестьянина Григория Распутина вином и пирожками с цианистым калием, но что-то пошло не так и цианид не подействовал, хотя доктор заправил дозу, способную умертвить пятерых человек. Да и яда никакого в желудке Распутина следствие вроде бы не обнаружило. После неудавшегося отравления Распутина убили огнестрельными выстрелами, затем мертвого утопили в реке.

Юсуповский дворец на Мойке. Историко-документальная экспозиция «Убийство Григория Распутина». Комната заговорщиков. Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина, справа налево: поручик Сухотин, великий князь Дмитрий Павлович, депутат государственной думы Пуришкевич. via

Распутина лишили жизни за два с половиной месяца до отречения Николая II, в ночь на 17(30) декабря 1916 года в Петрограде в Юсуповском дворце на Мойке на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Главными заговорщиками были Феликс Феликсович Юсупов (1887-1967), депутат Государственной Думы Владимир Митрофанович Пуришкевич (1870-1920) и кузен российского императора великий князь Дмитрий Павлович (1891-1942).


2.


Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке. Гарсоньерка Феликса. via

По версии создателей фильма "BBC: Кто убил Распутина? /BBC: Who Killed Rasputin?, 2004/2005" Григорий Распутин был убит при активном участии британской разведслужбы, использовавшей в своих целях зревший в России заговор против сверхвлиятельного целителя. Причина: Великобритания опасалась, что Распутин через императрицу убедит Николая II заключить сепаратный мир с Германией. Ясное дело, что не только англичане находят английский след в этой истории.

Как бы то ни было, ликвидация Распутина происходила в уникальном дворцово-усадебном комплексе, создававшемся с петровской эпохи и до начала 20 века. С 1830 по 1917 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений князей Юсуповых. О московском Юсуповском дворце рассказывалось ранее, теперь - о доме князей в столице Российской империи.

О Дворце Юсуповых в Санкт-Петербурге на Мойке - статья из журнала AD Russia :

У Юсуповского дворца странная репутация - известен он прежде всего тем, что здесь убили Григория Распутина. Убийц было четверо, и в своем преступлении они видели историческую миссию - отмыть репутацию императорской семьи, защитить трон, спасти Отечество.

4.

Парадная лестница Юсуповского дворца. В 1830-е годы над ней работал архитектор Андрей Михайлов, а в период с 1858 по 1860 год - Ипполит Монигетти.

Застрелив Распутина, депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич с револьвером в руке подошел к ближайшему городовому и торжественно объявил о случившемся. Городовой пугливо покосился и побежал доносить. Наутро начались не памятники, венки и депутации благодарных граждан, а мутная процедура полицейского дознания.

5.

В нише - мраморная скульптура “Вакх”, конец XVIII века, Италия.

Можно было бы сказать, что всем четверым эта история сломала жизнь, если бы через год не рухнула вся эта жизнь в целом. В каком-то смысле им даже повезло. Опальный Феликс Юсупов очутился на юге России задолго до того, как туда хлынули толпы беженцев, гражданская война, голод, вши и тиф. А ссыльный великий князь Дмитрий Павлович навсегда уехал за границу пассажиром вагона класса люкс.

6.


Гобеленовая гостиная была оформлена швейцарским архитектором Бернаром Симоном в 1840-е годы.

И все же памятник от спасенных соотечественников они получили - в 1917 году благодарные граждане дворец не сожгли, не снесли и даже почти не разграбили. Уже в 1919 году сюда была протоптана народная тропа экскурсий. Дворец же в целом передали под культурные нужды работникам просвещения (а ведь могли запустить сюда пионеров, как в Аничков, или советских отдыхающих, как в Ливадийский и Каменноостровский).

7.


Спальня княгини создавалась в три этапа. В 1830-е годы здесь работал Андрей Михайлов, в 1858-1860 - Ипполит Монигетти, а в 1890‑е - Александр Степанов.

Конечно, памятник получился парадоксальным. С одной стороны, это место преступления. Вот сводчатая столовая - здесь старца кормили пирожными, начиненными цианистым калием. Вот восьмиугольная туалетная и малый вестибюль - отсюда жертва рванула во двор... А с другой стороны, дворец - это шедевр русской архитектуры.

8.

Фрагмент Туалетной комнаты княгини.

Юсуповы купили его в 1830 году у своей родственницы графини Александры Васильевны Браницкой, после чего неустанно благоустраивали. Сначала архитектор-классицист Андрей Михайлов пристроил с восточной стороны здания новый трехэтажный корпус и превратил разрозненные дворовые флигели в цельный комплекс с картинной галереей и домашним театром.

9.

Помпейский коридор. Интерьер разработан Ипполитом Монигетти, росписи выполнены Федором Михайловым.

Затем в 1840-1860 годах Бернар Симон и Ипполит Монигетти переделали его интерьеры в духе тогдашних архитектурных веяний: неоренессанса, неорококо и неоклассицизма. В конце XIX века под началом архитектора Александра Степанова фамильное гнездо князей Юсуповых было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией.

10.

Над интерьером Персидской комнаты (она известна также как Восточный будуар) в 1858-1860 годы работал Ипполит Монигетти, а в 1890‑е - Александр Степанов.

Последними, кто приложил руку к облику дворца, стали архитектор Андрей Белобородов и будущие советские знаменитости Сергей Чехонин и Николай Тырса. В начале ХХ века они обновили апартаменты первого этажа для Феликса Юсупова и его жены Ирины. Эти апартаменты представляют собой как бы отдельную квартиру внутри громадного здания. Юсупов называл ее “гарсоньеркой” и предпочитал жить именно здесь.

11.


Фрагмент Малой белой гостиной, служившей кабинетом княгине Татьяне Юсуповой.

Выглядела она как хорошая квартира в новом доходном доме на Петроградской стороне: небольшие комнаты, модный модерновый интерьер. Ее хозяином мог бы быть какой-нибудь молодой адвокат, вложивший в недвижимость первые уверенные гонорары. Или молодой банкир со вкусом. Однако князь Юсупов - не юрист и не финансист. Он человек не просто состоятельный, а вызывающе богатый. Его предки выдвинулись еще при Иване Грозном и все последующие столетия, богатые дворцовыми переворотами, умудрились ни разу не попасть в опалу. Родители Феликса объединили свои фамилии и превратились в чету князей Юсуповых графов Сумароковых-Эльстон. Это уже не просто хорошая родословная. Это карикатура. Что и отметили Ильф и Петров: неутомимому халтурщику Ляпис-Трубецкому в газете советуют взять псевдоним Юсупов-Сумароков-Эльстон.

12.


Мавританская гостиная была оформлена в1858-1860 годы, когда во дворце работал Ипполит Монигетти. Тридцать лет спустя интерьер был видоизменен Александром Степановым.

Юсуповский дворец - тоже, если разобраться, карикатура. Он чрезмерен во всем. Начиная с 1830-х годов он послушно впитывал в себя все интерьерные моды - от исторических подражаний эклектики до душного уюта и технических новинок викторианского стиля.

13.


Встроенный диван изготовлен петербургскими краснодеревщиками во второй половине XIX века.

“Мавританские” залы, тяжелый мрамор парадной лестницы, алый плюш домашнего театра… Вероятно, в 1919 году пролетарии-экскурсанты (если верить тем же Ильфу и Петрову) гуляли по этим залам и вздыхали: “Жили же люди!” Но когда видишь все это, становится ясно: жить здесь нельзя. Потому-то Феликс Юсупов и выгородил себе во дворце несколько комнат и заказал “человекообразные” интерьеры. Собственно, Распутина привели и начали убивать именно здесь, в гарсоньерке. А куда еще его было вести?

14.

Малая гостиная Ирины Юсуповой (Серебряный будуар), архитектор Андрей Белобородов. Роспись по сусальному серебру выполнена Владимиром Конашевичем, плафон расписал Сергей Чехонин.

15.

Туалетная княгини (Фарфоровый будуар). Полукруглый диван второй половины XIX века предположительно сделан во Франции.

16.

Потолок в Туалетной княгини. Люстра в виде корзины с цветами изфарфора и бронзы. Западная Европа, конец XIXвека.

17.


Фрагмент лепного декора с монограммой княгини Татьяны Юсуповой в Малой белой гостиной.

Текст : Юлия Яковлева
Оригинал статьи : AD Russia: Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

Цитирование статьи окончено ---

На сайте Юсуповского дворца на Мойке приведен список залов дворца с их площадью:

1. Белоколонный зал - 445 кв.м. Один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей.
2. Зеркальный зал - 190 кв.м.
3. Танцевальный зал - 176 кв.м.
4. Зал Прециоза - 165 кв.м. Прециоза - от ит. «Драгоценная». Один из залов картинной галереи. При Юсуповых в собрание входило около 1200 картин.
5. Николаевский зал - 130 кв.м. Первых из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых.
6. Мавританская гостиная - 97 кв.м.
7. Зал Антонио Виги - 95 кв.м. Название зала произошло от фамилии итальянского художника, автора росписи Триумф Геркулеса на потолке.
8. Белое фойе - 91 кв.м.
9. Гобеленовая гостиная - 120 кв.м.
10. Большая ротонда - 97 кв.м.
11-13. Парадные гостиные - 67 кв.м, 78 кв.м, 68 кв.м.
14. Большая гостиная Ф.Юсупова - 92 кв.м.
15. Музыкальная гостиная - 72 кв.м.
16. Гостиная Генриха II - 58 кв.м.
17. Бильярдная - 50 кв.м.
18. Библиотека - 89 кв.м.
19. Секретарская - 73 кв.м.
20. Античный зал и Римский зал - 166 кв.м.
21-24. Будуары - 57 кв.м, 22 кв.м, 14 кв.м, 46 кв.м.
25. Театр - 117 кв.м.
26. Буфетная при театре - 25 кв.м.
27. Парадная лестница - 78 кв.м.

Ссылки :
Фильм онлайн "BBC: Кто убил Распутина? / BBC: Who Killed Rasputin? ", 2005, показан по BBC TWO 2004. BBC Worldwide Ltd. Продолжительность: 00:47:11