Греческие сирены. Легенды о сиренах

Сиренами называли в древнегреческой мифологии загадочных и таинственных морских существ женского пола, им приписывали обманчивый и жестокий нрав. Своими песнями и обольстительным внешним видом, сирены заманивали моряков на гибель. Упоминание об этих девушках-рыбах или девушках-птицах встречается часто, легенд и приданий связанный с ними тоже очень много, объединяет их одно, что все кто встречался с сиренами, речь, конечно же, идет о мужчинах, прежде всего, непременно погибали.

Смертельное очарование древнего предания

Разные источники описывают разные версии происхождение этих созданий. По одной из легенд эти создания являются порождением морского бога Форкия или Ахелоя, а матерью считали одну из муз (Каллиопу, Терпсихору или Мельпомену), так же матерью иногда считали Стеропу. Этим и объясняется их демоническая сущность и мелодичный голос. Численность этих созданий колебалась от двух-трех и доходила до целого множества. По легенде они обитали на скалах острова, усеянного костями и высохшей кожей несчастных странников, попавших в ловушку их коварной натуры.

С их происхождением связана еще одна легенда, что сирены были раньше очень красивыми и высокомерными девушками, которые разгневали своим строптивым нравом Афродиту, и та наказала их, превратив в птиц. Другая, не менее прекрасная легенда гласит, что сиренами стали нимфы, которые были обращены в птиц музами. За то, что обладая необыкновенными голосами, они возгордились этим настолько, что посмели вызвать муз на состязании, и проиграли. В наказание они были обращены в сирен.

По еще одной версии сиренами их обратила Деметра, мать похищенной Аидом Персефоры. А еще одна версия утверждает, что они сами захотели стали стать птицами, так как собирались разыскать похищенную Аидом юную богиню, но так как люди не захотели им помогать, то они поселились на далеком острове и стали всем мстить, завлекая на гибель странников и моряков.

На протяжении многих лет, поэты и писатели пытались воссоздать древний образ, и с каждым разом, легенда оживала по-новому. То это коварные прекрасные девы, то это предвестницы гибели из потустороннего мира. Часто их изображение высекали на надгробиях, потому что ассоциировались они с ангелами смерти, которые пели погребальные песни под звуки лиры.

Средневековье тоже оставило много упоминаний и фактов, которые доказывали удивительную преданность этому образу. Очень часто можно увидеть изображение птиц с женскими головами или телом рыбы на гербах и фресках.

Существует и малораспространенная версия происхождения женщин-птиц. Она утверждает, что они являлись результатом экспериментов инопланетного Разума, который в итоге и создал человека с помощью генной инженерии. Но этот результат был получен не сразу. Сначала появились промежуточные варианты живых существ, которые объединяли в себе внешность и животных и людей, поэтому сиренами можно назвать одну из побочных ветвей эксперимента, таких как: , пегасы или сатиры. Конечно, та же теория утверждает, что после получения чистого результата, все эти существа были уничтожены. Но если это так, то остается неизвестно точно, сколько всего было создано особей и сколько было уничтожено, существует вероятность, что кому-то удалось выжить, и стать объектом многочисленных легенд и преданий.

Может быть, таинственная натура сирен носила собирательный характер и олицетворяла переменчивую и порой, даже непредсказуемую женскую натуру? Может быть, действительно были частью нашего мира, но впоследствии неизвестных изменений исчезли? А может быть еще где-то на далеком острове можно услышать дивный голос, зовущий странника отдохнуть после долгого пути, а моряка бросить якорь и насладиться дивным пением и музыкой.

Сиреной называют птицу с женской головой. В мифах она известна как соблазнительница моряков. Атрибутами сирен являются лиры и флейты - музыкальные инструменты, олицетворяющие чувственный соблазн.

Сирена символизирует искушение, совращение женщиной, обман, отклонение мужчины от его подлинной цели; прельщение притягательностью преходящего, ведущее к духовной смерти; душу, пойманную чувственными соблазнами. Это также символ похорон.

В Египте птицы-сирены считались душами, отделенными от тел. В греческой мифологии это злые души, жаждущие крови.

Сирены считаются намного опаснее своих мифологических двойников-русалок : они искушают людей прекрасным пением, чтобы уничтожить их.

В славянской мифологии аналогом сирен, но куда более положительным, являются вещие человеко-птицы - сирины (Сирин, Алконост, Гамаюн), умеющие предсказывать будущее и вызывать дождь.

Сирены (Σειρήνες), в греческом мифотворчестве демонические существа, морские музы, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которою скрываются острые утесы или мели. Сирены были рождены речным богом Ахелоем и музами: Терпсихорой, Каллиопой (Аполлоний Родосский, IV 892-898), Мельпоменой или дочерью Стеропа (Аполлодор, I 3, 4; I 7, 10).

Отцом сирен также считали морского бога Форкиса, а матерью Гею. По Гомеру, сирен было две; позднее называли трех сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Тельксиэпея или Парфенопа, Лигея и Левкосия. В греческой традиции считается, что в демонов сирен превратила Деметра за то, что они не пришли на помощь Персефоне, когда ее похищал Аид. Некоторые греческие авторы утверждают, что это сделала Афродита за то, что они пренебрегали любовью. Однажды сирены вызвали на состязание в пении муз. Одержавшие победу музы выщипали у них перья и носили их как украшение, поэтому сирены не могли летать. Они жили на острове, усеянном костями и высохшей кожей жертв их сладкоголосого пения.

Первые упоминания о сиренах имеются в гомеровской Одиссее. Они обитали на западе, на острове между землей Цирцеи и Сциллой, и здесь, сидя на цветущем прибрежном лугу, чарующими песнями заманивали плывущих мимо путников, которые, забыв все на свете, подплывали к волшебному острову и погибали вместе с кораблями. Лишь благодаря предостережению Цирцеи, Одиссей избег коварных сирен. Он приказал привязать себя к мачте корабля и повелел залить воском уши своих товарищей (Гомер, Одиссея, XII, 39; XII 166-200).

В послегомеровских сказаниях (например, в "Аргонавтике" Аполлония Родосского, IV, 893) сирены изображались девами чудной красоты, с очаровательным голосом; звуками своих песен они усыпляли путников, а затем раздирали их на части и пожирали. Когда аргонавты плыли мимо острова сирен, Орфей заглушил их голоса своим пением и игрой на лире; один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасен Афродитой, поселившей его в Лилибее (Аполлоний Родосский, IV 900-919). В послегомеровских мифах сирены представлялись в образе крылатых дев, или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами. Этот последний атрибут они получили по собственной просьбе, чтобы им было легче разыскивать по морям и островам их пропавшую подругу Персефону, после того как ее напрасно искали на земле.

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдет мимо их острова, не поддавшись искушению; поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утесы. Поздние античные авторы определяли местонахождение острова сирен близ Сицилии и называли как таковое или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова, или остров Анфемузу. Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира, их изображали на надгробных памятниках. В классической античности дикие хтонические сирены превратились в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых располагалась на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса (Платон, Тимей, X 617). В древнеиталийском городе Сурренте существовал храм сирен; возле Неаполя показывали гробницу сирены Парфенопы.

По количеству «водных женщин» на первое место можно смело ставить Древнюю Грецию. Платон однажды пошутил, что греки очень похожи на лягушек, сидящих вокруг пруда, поскольку подавляющее большинство их городов расположено на средиземноморском побережье. Неудивительно, что мифология этого народа тесно связана с водой.

Самыми вредоносными и необычными из «водных дев» считались сирены. Сирены - мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки, которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их. Сирены живи на одном из неуютных безжизненных островков Анфемоэссе близ Сицилии. Они были порождением одного из морских богов - то ли Форкиса, то ли Ахелоя (что вероятнее) - и одной из муз, которая, вероятно, скрывала свое материнство из-за характера дочерей.

Вначале все они были красивыми женщинами. По одному из преданий, сирены были превращены в птиц Афродитой, разгневанной их гордыней и высокомерием. Согласно другому мифу, птичьим туловищем их наградили музы за то, что, возгордившись своими прекрасными голосами, сирены вызвали муз на состязание в пении. По еще одной версии, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Когда же их госпожу похитил себе в жены властелин загробного мира Аид, ее разгневанная мать, богиня плодородия Деметра, придала прекрасным девам птичий вид. Наконец, еще в одном варианте они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону, а когда люди не стали им помогать, они в отчаянии переселились на пустынный остров и стали мстить всему роду человеческому. Сладкоголосым пением сирены завлекали моряков на прибрежные скалы и на берегу убивали их. Голос их был так прекрасен, что ни один человек не мог устоять; все скалы острова были усыпаны костями их жертв.

В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры. В Средневековье сирены пользовались большой популярностью в качестве символов, они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Их изображали не только с птичьими чертами, но и с рыбьим хвостом и даже с телом четвероногого животного.

Сирены пришли к нам из древнегреческой мифологии, главным образом из легенд о Ясоне и Одиссее (Улиссе, по-латыни). Ясон и аргонавты в "Аргонавтике", написанной Аполлонием Родосским (III век до н. э.), встречают сирен, дочерей реки Акелоя и музы Терпсихоры, по облику наполовину птиц, наполовину русалок. Их пение привлекло аргонавтов, и они погибли бы, если бы Орфей сам не зачаровал сирен своей игрой на лире. Гомеровский Одиссей привязал своих спутников к мачте и заткнул им уши, чтобы они не могли слышать пение сирен. Гомер не приписывает им каких-либо сверхчеловеческих свойств; судя по его поэме, сирен было две.

Хотя Аполлоний творил позднее Гомера, миф о Ясоне древнее истории об Одиссее. Сирен традиционно изображают чаще как птиц с женскими головами, чем женщин-колдуний, как пытались это сделать некоторые авторы, ссылаясь на Гомера, который опустил их описание в "Одиссее". Классические писатели, касавшиеся этой темы, всегда изображали сирен в виде птиц.

В "Библиотеке" Аполлодора (I - II века н. э.) сирены представлены в виде птиц от пояса и ниже, их имена - Писиноэ, Аглаопе и Телксиэпиа, они дочери Акелоя и музы Мельпомены, одна играет на арфе, другая - на флейте, третья поет.

Английский историк Джеймс Джордж Фрейзер (1854-1941) обобщил упоминания о сиренах в произведениях классических писателей. По его данным, птицеподобные сирены встречаются у Элиана ("De natura animalium"), Овидия ("Метаморфозы"), Хигинуса ("Фабулы"), Евстафия ("По поводу "Одиссеи" Гомера") и Павсания ("Описание Эллады"). В различных версиях сирен либо две, либо три, либо четыре. Их отец Акелой или Форкес, бог моря, мать - Мельпомена, Терпсихора или Стеропа. Имена сирен: Телес, Райдне, Молпе и Телксиопе, Левкозиа и Лигия или Телксионе, Молпе и Аглаофонус или Аглаофеме и Телксиепиа. Аполлодор и Хигинус. считают, что сирены погибли после встречи с Одиссеем, и таким образом, исполнилось древнее предсказание оракула, что они умрут, когда судно пройдет мимо них невредимым. Другие авторы утверждают, что от досады они утопили сами себя.

Еще один вариант мифа известен из краткого упоминания о сиренах в "Описании Эллады" Павсания (II век н. э.): в Коронеях была статуя Геры с сиренами в руке, "так как история гласит, что Гера убедила дочерей Акелоя соревноваться с музами в пении. Музы победили, вырвали перья из сирен... и сделали себе короны из них". Английский поэт XVI века Э. Спенсер истолковывал смысл этого мифа в том ключе, что русалки символизируют искушение: "девушек-колдуний" в наказание за их "высокомерие" в состязании с музами наделили рыбьими хвостами.

Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду). Деннис Пейдж в книге "Предание о гомеровской "Одиссее" высказывает предположение, что Гомер мог придумать описание своих человекоподобных сирен, обобщив легенды о сопровождении душ во владения Аида с легендами о демонических существах женского пола, которые, используя свою красоту, соблазняют, а затем убивают мужчин.

Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют, что с сиренами связан целый ряд ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам. Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.

Неизвестно точно, когда и в связи с чем сирены стали ассоциироваться с русалками, утратив свои крылья и покинув гнезда на скалистых островах, чтобы погрузиться в морские волны. Возможно, это произошло в средние века в связи с распространением бестиариев. В романских и некоторых других языках словом "сирена" и его родственными формами стали называть русалок, хотя употребление этого слова свидетельствует и о влиянии классического образа сирены.

В итальянской легенде "Жена сирены" сирены, которые спасают тонущую жену и заботятся о ней, любят петь морякам (эта особенность присуща и некоторым русалкам, а не только классическим сиренам); современный итальянский писатель Итало Кальвино, пересказывая эту историю, усилил эффект, сочинив слова их песни, которая как бы призывала моряков выпрыгивать за борт в море; сирена с рыбьим хвостом в "Лигее" Джузеппе Томази ди Лампедузы (в английском переводе "Профессор и русалка") имеет классическое имя; у "маленькой сирены" Элеоноры из книги Жана де Брунхоффа "Каникулы Зефира" также рыбий хвост, она добродушна и отнюдь не соблазнительница и у нее нет склонности к музицированию.

В шестом веке в Северном Уэльсе поймали сирену и окрестили ее, и в некоторых старинных календарях она значится как святая под именем Мерджен. Другая сирена в 1403 году проскользнула через брешь в плотине и жила в Харлеме до самой своей смерти. Ее речей никто не мог понять, однако она научилась ткать и как бы инстинктивно поклонялась кресту. Некий хронист шестнадцатого века утверждает, что она не была рыбой, ибо умела ткать, и не была женщиной, ибо могла жить в воде.

В английском языке различается классическая сирена и русалка с рыбьим хвостом. На создание образа русалки, возможно, повлияли тритоны, младшие божества в свите Посейдона.

В десятой книге «Республики» Платона восемь сирен управляют движением восьми концентрических небесных сфер.

Существуют ли сирены на самом деле? Вряд ли кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. В мифах народов мира сирены имеют различный облик. Иногда сирену называли «змеей мягкой воды», феей Мелюзиной или озерной сиреной.

Сирен в эпоху Ренессанса называли и кокетливыми наядами - нимфами рек, ручьев и озер. Образ этих сирен стал встречаться в балетных спектаклях, а художники предпочитали их «раздевать».

Видимо, они действительно все-таки были прекрасны. А может быть, и есть?

Тананова Екатерина

Сирены

Краткое содержание мифа

Фигура Сирены. Бронза. 8,1 см. Этруски, V в. до н.э.

Сирены — мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки. Они были порождением одного из морских богов — то ли Форкиса, то ли Ахелоя — и одной из муз, вероятнее, Терпсихоры. Обитали сирены на одном из безжизненных островков Анфемоэссе близ Сицилии.

По преданию, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Однажды, когда Персефона гуляла на лугу близ Энны у озера Перг, бог подземного царства, Аид, похитил её, чтобы сделать своей женой. Бедные нимфы не могли простить себе, что не уследили за своей прекрасной богиней. Никто не мог сказать им, куда исчезла Персефона, поэтому они решили самостоятельно отправиться на её поиски. Не найдя молодую богиню на суше, они отправились за помощью к матери Персефоны, Деметре. Отчаявшаяся мать превратила нимф в полуптиц и полурыб, чтобы они смогли искать Персефону в воздухе и водном царстве. Но и это не помогло. Когда же сирены обратились за помощью к обычным людям, смертные отказали им в помощи. Сирены в отчаянии переселились на пустынный остров и стали мстить всему роду человеческому: девы-рыбы пением утягивали моряков в пучину морскую. Крылатые девы высасывали кровь тех, кто останавливался их послушать.

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Когда Одиссей проплывал на своём корабле мимо острова Анфемоэсс, он прислушался к предостережению Цирцеи и приказал всем на корабле заклеить уши воском, а его самого привязать к мачте. Лишь благодаря этой хитрости, корабль Одиссея остался цел, а сирены бросились в море и обратились в утёсы.

Образы и символы мифа

Уотерхаус Джон Уильям
Сирена, 1900

Образ сирены в древнегреческой мифологии представляет собой манящую, но губительную красоту. Сирен сопровождает многочисленная символика, которая и делает образ полным. Хотелось бы выделить основные символы в мифе о сиренах.

Птичьи и рыбьи тела символизируют ту часть натуры сирен, которая является животной и озлобленной.

Красота сирен показывает нам, насколько может быть обманчива внешность. Часто за красивым приятным лицом скрываются плохие мысли и намерения.

Одиссей и сирены. Рисунок с античной вазы

Пение сирен привлекает мужчин и заставляет их идти на верную смерть. Пение сирен символизирует опасность и угрозу. Не зря в современном мире сиреной называют сигнал, используемый для предупреждения о чём-либо.

Почти всегда сирены встречаются в море. Возможно, это связано с тем, что на водных пространствах путешественники становятся беззащитными и легче поддаются чарам сирен.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Герберт Дрейпер. Одиссей и сирены. 1909

Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в Одиссее Гомера. По его словам, они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Они погубили многих людей, чьи кости белеют на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв про всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями.

В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры.

Скульптура сирены
Золото. 3x4 см
Конец IV века до н.э.

В Средневековье сирены тоже пользовались большой популярностью в качестве символов, они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Их изображали не только с птичьими чертами и с рыбьим хвостом, но даже с телом четвероногого животного.

Фонтан"Сирены" Ф. Ф. Щедрин
1805 год. Петродворец

Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду).

Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют о связи сирен с целым рядом ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам. Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.

Социальное значение мифа

Эдвард Бутибонн. Сирены. 1883

В греческой мифологии сирены — демоны в женском обличье. Сирены олицетворяют собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирена - символ коварства, прельщения, гибельного соблазна материального мира, искушающего дух на его пути к цели.

Фредерик Лейтон
Рыбак и сирена
1858

В целом образ сирен актуализирует мотив гибельной женской красоты, свойственный греческой культуре на определенной стадии (при переходе от матриархата к патриархату). Сирены связываются с разрушением и смертью.

Также, вспоминая о сиренах, древние греки часто говорили о их двоедушии и видели в этом большую опасность, ведь никогда не знаешь, как они себя поведут: как прекрасная девушка или как животное.

Однако с сиренами связаны не только отрицательные ассоциации. Образ сирен может наделяться позитивными коннотациями (в контексте истолкования музыки и пения как символов миросозидания). У Платона, например, сирены располагаются на восьми сферах космического веретена богини Ананке, своим сладкозвучным пением создавая гармонию мира.