Кипрский конфликт. Кипрский конфликт: есть ли решение? Геополитические и экономические факторы напряженности в регионе

Кипр – третий по величине остров в Средиземном море, площадью 9251 км², островное государство в Средиземноморье. Именно здесь возник острый территориальный конфликт между греко-киприотами и турко-киприотами по отношению к острову Кипр – Кипрский конфликт.

Когда остров Кипр в 1878 г. перешел в руки англичан и Кипр оказался вне границ Османской империи, здесь одновременно проживали общины греков и турок, при этом положение последних коренным образом изменилось: они утратили политическую власть и оказались в положении меньшинства по отношению к более многочисленной и экономически сильной греческой общине.

В сложившихся условиях турки-киприоты сделали ставку на сотрудничество с колониальной администрацией как на единственное средство ограничения влияния греков-киприотов.

Главной национальной программой греческой общины был лозунг энозиса. Проведенный в январе 1950 г., без разрешения колониальных властей, плебисцит по вопросу объединения с Грецией показал, что более 95 % его участников высказались за осуществление энозиса.

В подобных обстоятельствах община турок-киприотов выступила активным союзником колониальной администрации в подавлении национальных устремлений греков-киприотов. В середине 1950-х годов численность турок-киприотов в местной полиции резко возросла и превысила 70 % ее обшей численности. Турецкие полицейские принимали активное участие в разгонах антиколониальных демонстраций, проводили обыски в греческих кварталах, арестовывали активистов движения за национальное самоопределение. Все это вело к усилению враждебности между общинами.

С обеих сторон началось формирование военизированных формирований. Греческие вооруженные формирования были слиты в единую Национальную организацию кипрских бойцов (ЭОКА), которая выступала за присоединение Кипра к Греции, что стало бы, по мнению ЭОКА, последним этапом освобождения и воссоединения греков, начатого в 1821 г. восстанием против Османской империи. С 1956 г. ЭОКА втянулась в террористическую деятельность против английского присутствия.

С целью нейтрализации террористической угрозы Великобритания начала обострять противоречия между Грецией и Турцией, что должно было поглотить «энергию террора» против англичан и активно поддерживать турецкую версию самоопределения - «таксима», на которую категорически не соглашались Афины, - разделение острова с последующим присоединением соответствующих частей к Греции и Турции.

В 1960 г. Кипр получил независимость от Великобритании. Однако Великобритания оставила за собой две военные базы, расположенные вблизи городов Акротири и Декелия.

Гарантами существования нового государства, в соответствии с Договором 1960 года о гарантиях, стали Великобритания, Греция и Турция.


Новая Конституция провозгласила существование двух общин: греческой (80 % населения острова) и турецкой (18 % населения острова). Неравенство прописанных в основном документе государства этнических квот сразу же вызвало недовольство турецкой общины. Даже на уровне государственного управления общины отказывались выполнять решения, которые принимались противоположной стороной.

В 1963 г. постепенно нарастающее напряжение взорвалось многочисленными этническими чистками с обеих сторон. До крайности обострились отношения между греками-киприотами и турками-киприотами. В 1964 и 1967 гг. наблюдались вспышки межэтнической розни между турками и греками, и обстановка на острове оставалась достаточно напряжённой. Такое положение длилось 11 лет, вплоть до раздела острова. В этот период между общинами происходили многочисленные столкновения. Несколько раз Турция и Греция оказывались на грани войны, особенно во время инцидента в городе Коккина, а также в 1967 г., когда греки атаковали турок на юге острова.

С целью попытки урегулирования ситуации уже в 1964 г. на острове был размещен миротворческий контингент ООН, который оставался на Кипре ещё ​​десять лет.

15 июля 1974 г. на острове произошёл военный переворот, в ходе которого был свергнут архиепископ Кипрский Макариос III, президент Кипра. Контроль над островом перешёл к группе радикалов, возглавляемых Никосом Сампсоном, представителем террористической организации греков-киприотов EOKA-B, выступавшей за присоединение Кипра к Греции (энозис).

Турецкие власти, видя в этом опасность своим интересам на Кипре, высадили войска на острове (операция «Атилла», 20 июля – 17 августа 1974 г.).

Турецкое вторжение на Кипр произошло в последние дни правления в Греции хунты «чёрных полковников» при попустительстве США и Великобритании, выступавших гарантами ранее заключённого соглашения о разделе полномочий между греческой и турецкой общинами Кипра.

Турция обосновала свои действия Договором о гарантиях независимости Кипра 1960 г., согласно которому гарантами независимости выступали Греция, Турция и Великобритания.

Остров Кипр в результате оказался разделённым на Север, контролируемый турками-киприотами (а, в действительности, - Турцией), и Юг, контролируемый греками-киприотами.

Высадка турецких войск и последовавшая вслед за этим этническая чистка, привели к де-факто разделу острова на две части, населенные турками и греками соответственно, и, уже во вторую очередь, к реставрации правительства Макариоса. Хотя турки воспользовались именно отстранением Макариоса для своей интервенции, после высадки они перестали признавать его президентом Кипра.

Пока Кипр был британской колонией, турецкие власти не интересовалась ни островом, ни его турецкой общиной. Считается, что правящие круги Турции использовали проблему турецкого меньшинства на Кипре как политический громоотвод от сложных внутренних проблем страны. Однако, из-за реакции международного сообщества, кипрское регулирование стало наиболее острой внешнеполитической проблемой Турции.

К 1975 г. Кипр был разделён на южную греческую часть и северную – турецкую. Под контролем миротворцев ООН было осуществлено взаимное переселение греко-киприотов и турко-киприотов. Конфликтующие стороны были разделены так называемой «зелёной линией» - буферной зоной ООН. Линию, разделяющую остров на два сектора, охраняет контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК). Страна была пронизана рубежом, что создало физический и социальный барьер между греческой и турецкой общинами.

В 1983 г. северная турецкая община самопровозгласила себя Турецкой Республикой Северного Кипра. Этот акт был осуждён в Резолюции Совета Безопасности ООН и признан юридически недействительным, и до сих пор новообразованное государство признала только Турция. Согласно международному праву, Республика Кипр сохраняет суверенитет над всей территорией, входившей в её состав до 1974 г.

В начале XXI века по инициативе ООН была предпринята попытка окончательно урегулировать кипрскую проблему. 24 апреля 2004 г. был проведён референдум, на котором греческая община высказалась против так называемого Плана Кофи Аннана, который подготовила британская дипломатия, считая, что он «узаконивает результаты турецкой агрессии и увековечивает турецкую оккупацию». 75 % греков-киприотов выступили против этого плана. 65 % турок-киприотов выступили за этот план.

План Кофи Аннана был инициативой ООН по урегулированию кипрского конфликта между двумя разделенными народами Кипра. Заключался в создании нового государства Объединенная Кипрская Республика. План был назван в честь тогдашнего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, который внес наиболее значительный вклад в его составление.

План Кофи Аннана предусматривал следующее:

Создать на Кипре единое государство Объединенную Кипрскую Республику, состоящую из двух автономных частей – греческой и турецкой, которая бы объединяла весь остров (за исключением британских военных баз).

Создание президиума из шести человек, которые по очереди занимают пост премьер-министра. Смена на посту президента и вице-президента - каждые 10 месяцев. Соотношение греков и турок в президиуме следующее: 4 грека и 2 турка.

Уменьшение территории турецкой части острова до 28,5% (против 37%, которые занимает ТРСК), а также возвращение 85 тысяч греческих беженцев в прежние места проживания.

24 апреля 2004 г. на Кипре был проведен референдум об объединении острова. Около 75 % греков-киприотов и 35% турок-киприотов высказались против Плана Кофи Аннана.

Греческую общину не устроило в этом плане то, что он не содержал обязательств для турецкой стороны вывести из Кипра войска, а также разрешал проживание на острове переселенцам из Турции, что ставило под вопрос возможность возвращения греческих беженцев, ведь многие из их домов давно обрели новых хозяев - переселенцев из Турции (т.о. для возвращения беженцев потребовалось бы выселить около 100 тысяч турок).

В том же 2004 г. Кипр стал членом Евросоюза, однако де-факто к нему присоединилась лишь южная греческая часть острова. Евросоюз также признаёт её суверенитет над всей территорией, считая, что север острова находится временно вне контроля законного правительства. В 2005 г. Еврокомиссия в ходе переговоров по вступлению Турции в ЕС потребовала от последней признания суверенитета Республики Кипр.

В 2008 г. на президентских выборах победил Димитрис Христофиас, который ещё в ходе предвыборной компании обещал немедленно возобновить переговоры о воссоединении. 21 марта 2008 г. в буферной зоне столицы Кипра городе Никосия были проведены переговоры Димитриса Христофиаса с Мехмет Али Талатом, лидером турок-киприотов. 3 апреля 2008 г. на улице Ледра Никосии были сняты барьеры, установленные здесь ещё в 1960 г. в присутствии многочисленных представителей как греческой, так и турецкой общины.

Позже, в 2008 г. был проведён ряд согласительных переговоров, уже на 1 июня 2008 г. была назначена ​​принципиальная концепция внедрения единого гражданства и обеспечения единого суверенитета Республики Кипр. В сентябре 2008 г. президент Республики Кипр Д. Христофиас призвал к демилитаризации Никосии. На протяжении осени – зимы 2008 г. согласовывались федеральные органы правления. Подготовленный план воссоединения планируется вынести на референдум обеих общин.

В настоящее время, на Кипре размещены Вооружённые силы ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК) – контингент миротворческих сил ООН на Кипре, находящийся там с 1964 г. для поддержания мира между греками-киприотами и турками-киприотами. Контингент ООН с этого времени охраняет линию разделения сторон.

В 2004 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан рекомендовал Совету Безопасности ООН продлить мандат этих сил, но сократить на треть численность их военного компонента – с 1230 до 860, укрепив при этом политический и гражданский компоненты миссии.

26.12.2017 19:25:02

На протяжении вот уже более четырёх десятилетий длится разделение Кипра на греческую и турецкую части. В начале декабря турецкий президент, Реджеп Тайип Эрдоган, впервые за 65 лет посетил Грецию с официальным визитом. И, естественно, вопрос Кипра стал одной из центральных тем переговоров. «Мне 43 года, и все эти 43 года вопрос Кипра остается открытым, - заметил греческий премьер-министр Алексис Ципрас, - сколько я себя помню, одна сторона всегда винила другую в провале переговоров. Но мы не должны забывать, что это происходит потому, что 43 года назад Турция осуществила незаконное вторжение и оккупацию Кипра». На что турецкий лидер, в свою очередь, заметил, что, в силу его возраста, он все же, пожалуй, более сведущ в тонкостях кипрского вопроса. Комментируя ситуацию пребывания на острове турецких войск, Эрдоган заявил, что никакие иностранные войска не размещались бы сегодня на Кипре, если бы греки-киприоты проголосовали за «план Аннана» в 2004 году. Делая такие заявления, необходимо понимать два принципиально важных момента: 1) действительно ли ответственность за провал «плана Аннана» лежит только на греках-киприотах? 2) был ли этот план жизнеспособным решением, способным, наконец, объединить остров? Не так давно единственное англоязычное издание на Кипре Cyprus-Mail опубликовало материал экономиста и социолога Джорджа Кумуллиса под громким названием «Если бы мы только приняли план Аннана». И, хотя история не знает сослагательного наклонения, действительно, а что, если? По мнению Кумуллиса, принятие пусть и не столь совершенного «плана Аннана» обеспечило бы существование двузонального международно-признанного государства, вернуло бы грекам-киприотам часть их законной территории и собственности и, пожалуй, самое главное - со временем избавило бы уже объединенное государство от перманентного иностранного военного присутствия. Так называемый план Аннана до сих пор считается наиболее продвинутым и всеобъемлющим документом по урегулированию кипрского конфликта. Его внешнеполитическое сопровождение осуществлялось при активной поддержке не только Турции и Греции, но и Великобритании и США. Конечной точкой завершения процедуры урегулирования кипрского конфликта был назначен май 2004 г. - дата принятия Республики Кипр в Европейский союз. Объединение острова, согласно господствовавшим на тот момент оценкам, открывало «окно возможностей», не использовать которые было просто недопустимо. Вступление в ЕС уже Объединенной Кипрской Республики решило бы ряд крупных международно-политических проблем. Во-первых, завершился бы один из самых длительных и острых этнических конфликтов в мировой истории, что само по себе значительно повысило бы уровень региональной безопасности в Средиземноморье. Во-вторых, в той или иной степени разрешился бы вопрос европерспективы Турции - важного евроатлантического союзника и крупнейшей региональной державы, что, в свою очередь, решило бы ряд проблем, связанных с сотрудничеством как по линии Общей европейской политики обороны и безопасности (ОПБО), так и по линии ЕС-НАТО. Автором первого, и пока единственного комплексного плана всеобъемлющего урегулирования на Кипре, стал бывший на тот момент Генеральным секретарем ООН ганский дипломат Кофи Аннан. План был впервые представлен кипрским общинам 11 ноября 2002 года, однако обе стороны отказались принимать документ в его изначальной редакции. Времени для разработки и имплементации плана по урегулированию конфликта было катастрофически мало, так как подписание Соглашения с ЕС было намечено уже на 16 апреля 2003 года, однако на тот момент это вполне могло сыграть двум кипрским общинам на руку в деле объединения острова. И вот, план в его третьей редакции был вынесен на обсуждение двух сторон в Гааге в 2003 году. В то время как греки-киприоты, спеша обеспечить свое членство в ЕС, согласились, хоть и с оговорками, принять документ, турко-кипрская сторона, поддерживаемая Турцией, план решительно отвергла, стремясь к поднятию запросной планки на переговорах с фиксированным сроком окончания. В результате международное сообщество возложило ответственность за провал плана ООН на лидера ТРСК, а, следовательно, и на Турцию. Соответствующие заявления были сделаны представителями Великобритании, США, ЕС и России, а также самого Генерального секретаря ООН. В итоге, соглашение о вступлении Кипра в ЕС было подписано без дополнительных условий, а вопрос о членстве Турции пришлось отложить на неопределенное время. Далее заработало уже «европейское измерение» кипрского вопроса. В докладе Еврокомиссии от 5 ноября 2003 года впервые содержалась формулировка о том, что нерешенность кипрской проблемы может оказаться «серьезным препятствием» на пути Турции в Евросоюз, хотя формально урегулирование кипрского конфликта никогда не являлось критерием соответствия Анкары юридическим нормам ЕС. Впоследствии лишь удачное стечение внутриполитических факторов на Кипре и в Греции позволило продолжить переговоры. В 2003 году непреклонного лидера ТРСК Рауфа Денкташа сменил Махмет Али Талат, обладающий имиджем умеренного и гибкого политика, что дало турецко-кипрской стороне возможность выгодно выделяться на фоне греко-кипрского лидера Тассоса Пападопулоса, избранного на пост президента Республики Кипр в феврале 2003 года и имевшего репутацию жесткого политика. Имея на руках принципиальное согласие греков-киприотов, Кофи Аннан принял решение о возобновлении «добрых услуг» с тем, чтобы завершить процесс объединения острова до формального принятия Кипра в состав ЕС. Любопытно, что, ввиду острой нехватки времени при столь же острой необходимости принятия решения, ООН наделила Генсека арбитражными полномочиями. То есть фактически, при отсутствии компромисса между сторонами Аннан имел право самостоятельно предложить окончательные развязки по всем спорным аспектам урегулирования. И в таком виде план уже напрямую выносился бы на референдум, безо всякого обсуждения. Ситуация складывалась абсолютно беспрецедентная, так как, будучи главным административным должностным лицом ООН, Генсек де-факто брал на себя функции, сопоставимые с задачами Совбеза ООН, что вряд ли способствовало укреплению авторитета и значимости последнего в качестве главного органа поддержания международного мира и безопасности. Ультимативный характер переговорной схемы уже тогда вызывал ряд вопросов, не говоря уже о том, что условия, предложенные киприотам, представляли собой открытую опасность для политического существования Кипра. Прежде всего, финальный проект «плана Аннана», в его пятой и последней редакции, предусматривал сохранение на острове воинских контингентов Турции и Греции, причем на совершенно законной и постоянной основе. Цюрихско-лондонский Договор о гарантиях 1959 года стал составной частью «плана Аннана», закрепив, таким образом, возможность одностороннего вмешательства стран-гарантов во внутреннюю политику Кипра и легализировав в глазах греков-киприотов турецкое вторжение 1974 года. Отсюда возникает вопрос, учитывая, что легитимное право на насилие является одним из признаков государства, насколько в действительности суверенным и жизнеспособным может быть государство, имеющее на своей территории иностранные войска, и не располагающее при этом собственными вооруженными силами? Под сомнение также ставилась суверенность и дееспособность основных государственных органов власти. Турки-киприоты, к примеру, составляя этническое меньшинство населения и обладая при этом установленной законом половиной мест в парламенте, фактически получали право «вето», голосуя единодушно. Практически это означало, что ни одно решение в парламенте не могло бы быть принято без согласия турок-киприотов. Независимость судебной ветви власти с данной перспективы также видится очень сомнительной. В состав Верховного суда объединенного Кипра должно было входить по три представителя от каждой из общин, а также три представителя от иностранных государств (Турции, Греции, Великобритании). Соответственно, велика была бы вероятность возникновения ситуации, при которой окончательный вердикт основывался бы на волеизъявлении иностранных граждан. Составные части будущей федерации могли бы самостоятельно регулировать на своей территории комплекс вопросов, включая право свободы перемещения, поселения и владения собственностью, а также регулирование экономической жизни. В частности, предполагалось учреждение трех центробанков, двум из которых предоставлялись эмиссионные функции, а третьему (федеральному) - контрольные. По оценкам экспертов, стабилизация денежного обращения в таких условиях была бы мало вероятной. И все же главной опасностью для обеспечения стабильности в регионе было то, что привносимая извне модель постконфликтного урегулирования не устраняла, а лишь консервировала межэтнические противоречия на острове, а главное - легализовала значительные, а, следовательно, неприемлемые, на взгляд греков-киприотов, преимущества, которые турки получили после 1974−1975 годов. Помимо всего прочего, в «план Аннана» изначально был заложен значительный контрпродуктивный межэтнический инструментарий. Несмотря на то, что территориальные владения ТРСК сокращались с 37% до 28,5%, ряд наиболее привлекательных территорий, включая полуостров Карпасия, оставался за турками. Неравными были и возможности возвращения беженцев. В районы, подконтрольные турко-кипрской администрации, предусматривался возврат меньшего числа беженцев-греков, чем турок-киприотов и в течение более продолжительного периода, не говоря уже об экономических затруднениях, связанных с возвращением недвижимой собственности ее прежним владельцам. Опасения греков-киприотов вызвала и «протурецкая» модель гражданства будущей Объединенной Кипрской Республики. Значительному числу турецких переселенцев, прибывших на остров после 1974−1975 гг. и не являющихся гражданами Республики Кипр, предполагалось предоставить право пребывания на Севере острова, а позже ‑ и право приобретения гражданства общего государства. В итоге, внутри греко-кипрской общины стали зреть опасения, что в конечном итоге различия в коэффициентах рождаемости и непосредственная близость Турции, в конечном счете, приведут к доминированию на острове турецкой общины. Среди экспертов нет уверенности, что в случае успеха «плана Аннана» не произошло бы увеличения конфликтного потенциала в стратегически важном «нервном узле» Восточного Средиземноморья. Напротив, большинство экспертов сходятся во мнении, что такое полуконфедеративное государство очень скоро подтвердило бы свою нежизнеспособность и неизбежно породило бы новые этнополитические и социально-экономические конфликты. Несмотря на это, по итогам переговоров в Бюргенштоке (Швейцария) ТРСК и Турция одобрили последнюю версию «плана Аннана», в отличие от руководства греков-киприотов во главе с Пападопулосом, в связи с чем и был задействован арбитражный механизм Генсека ООН. За считанные дни до референдума, назначенного на 24 апреля 2004 года, Великобритания и США попытались повлиять на решение греков-киприотов и представили в Совете Безопасности проект резолюции, согласно которой роль гаранта всех соглашений передавалась Совбезу. Однако и эти попытки завершились неудачей: Вашингтону и Лондону удалось заручиться скорее нейтралитетом, чем поддержкой всех членов Совбеза, за исключением России. Москва, на тот момент впервые за десять лет, использовала свое право «вето». Возражения России касались не столько содержания самого плана или предлагаемых гарантий, сколько попыток оказать внешнее давление на киприотов и предопределить результат их волеизъявления. А давление действительно было, причем как внешнее, так внутреннее. Международные СМИ развернули масштабную кампанию перед референдумом под лозунгом «сейчас или никогда». Сами же греки-киприоты отмечают, что в создании неблагоприятного социально-политического климата внутри общины в преддверии референдума значительную роль сыграли местные епископы. Так, к примеру, епископ Кирении заявил, что любой, кто проголосует «за», «будет гореть в аду». В этих условиях на состоявшихся 24 апреля 2004 года референдумах порядка 65% турок-киприотов высказалось в поддержку «плана Аннана». Но, несмотря на сильнейший международный и информационный нажим, более 75% греков-киприотов «план» отвергли. В дальнейшем принцип антиинтервенционизма, а также недопущение искусственно созданных временных рамок, снижающих качество переговорного процесса, и внешних арбитражных функций легли в основу не только кипрского урегулирования, но и разрешения региональных и этнических конфликтов в целом. Сейчас международное сообщество предоставило Кипру карт-бланш, иными словами, «решение кипрской проблемы принадлежит самим киприотам». Однако и в этих условиях мирный процесс проходит далеко не так гладко. Даже спустя 13 лет вопрос гарантий остается самым серьезным камнем преткновения в вопросе объединения острова. В 2009 году Европейский парламент в своей резолюции, принятой по «Докладу Турции о ходе ее евроинтеграции», призвал Анкару вывести свои войска в целях создания благоприятного для переговоров климата, позволив лидерам двух общин «свободно вести переговоры о будущем своей страны». Однако не стоит забывать, что для того, чтобы «свободно вести переговоры», на острове не должно быть никаких иностранных войск, учитывая, что на территории Кипра перманентно находятся греческие вооруженные силы ЭЛДИК. Посыл греческой стороны на данный момент таков: необходима подготовка, диалог между двумя сторонами по вопросу гарантий и безопасности, с тем, чтобы решить, существуют ли основания для возобновления работы Конференции по Кипру и реальные шансы на ее успешное завершение. Пока очевидно лишь то, что если обе стороны выйдут на переговоры, стоя на тех же самых позициях, то и новая конференция обречена на провал.

Который ныне фактически является островным государством Средиземного моря .

С момента прибытия военного контингента Великобритании на остров, Кипрский спор был определён как «конфликт между народами Кипра и Великобритании в качестве колониальных правителей». Однако сегодня в решении этой проблемы принимают участие Организация Объединенных Наций и в последнее время Европейский союз .

Предпосылки конфликта

В 1960 году Кипр получил независимость от Великобритании, которая колонизировала остров ещё во второй половине XIX века. Однако Великобритания оставила за собой две военные базы, расположенные на полуострове Акротири и рядом с поселком Декелия . Новая Конституция провозгласила существование двух общин: греческой (80 % населения острова) и турецкой (18 %). Неравенство прописанных в основном документе государства этнических квот сразу же вызвало недовольство турецкой общины. Даже на уровне государственного управления общины отказывались выполнять решения, которые принимались противоположной стороной.

Ход событий

В г. постепенно нарастающее напряжение взорвалось многочисленными этническими конфликтами с обеих сторон. С целью попытки урегулирования ситуации уже в 1964 году на острове был размещен миротворческий контингент ООН , который оставался на Кипре ещё десять лет.

15 июля 1974 года на острове произошёл военный переворот, в ходе которого террористическая организация греков-киприотов ЭОКА-В свергла архиепископа Макариоса III , президента Кипра. Турецкие власти, видя в этом опасность своим интересам на Кипре, высадили тридцатитысячный военный корпус , который занял около 35 % территории острова. Кипр был разделён на южную греческую часть и северную - турецкую. Под контролем миротворцев ООН было осуществлено взаимное переселение греко-киприотов и турко-киприотов. Конфликтующие стороны были разделены так называемой «зелёной линией» - буферной зоной ООН. Перемещение через демаркационную линию стало почти невозможным. Был создан физический и социальный барьер между греческой и турецкой общинами.

В г. северная турецкая община самопровозгласила себя Турецкой Республикой Северного Кипра , этот акт был осуждён в Резолюции Совбеза ООН и признан юридически недействительным, и до сих пор новообразованное государство признала только Турция.

В начале XXI века по инициативе ООН была предпринята попытка окончательно урегулировать кипрскую проблему. 24 апреля г. был проведён референдум, на котором 75 % греков высказались против так называемого Плана Аннана , который подготовила британская дипломатия, считая, что он «узаконивает результаты турецкой агрессии и увековечивает турецкую оккупацию». 65 % турецкой общины поддержали этот план.

В том же 2004 году Кипр стал членом Евросоюза , однако де-факто к нему присоединилась лишь южная греческая часть острова. В 2005 г. Еврокомиссия в ходе переговоров по вступлению Турции в Евросоюз потребовала от последней признания суверенитета Республики Кипр.

Современный этап

В 2008 году на президентских выборах победил Димитрис Христофиас , который ещё в ходе предвыборной кампании обещал немедленно возобновить переговоры о воссоединении. 21 марта 2008 года в буферной зоне столицы Кипра городе Никосия были проведены переговоры с лидером турок-киприотов Мехмет Али Талатом . 3 апреля 2008 г. на улице Ледра Никосии были сняты барьеры, установленные здесь ещё в 1960 году в присутствии многочисленной как греческой, так и турецкой общины.

Позже, в течение весны-лета 2008 года был проведён ряд согласительных переговоров, уже на 1 июня была назначена принципиальная концепция внедрения единого гражданства и обеспечения единого суверенитета Республики Кипр. В сентябре президент Кристофиас призвал к демилитаризации Никосии. Собственно, на протяжении осени-зимы 2008 года согласовывались федеральные органы правления. Подготовленный план воссоединения планируется вынести на референдум обеих общин.

Кипр, входивший в состав английских колониальных владений, получил независимость 16 августа 1960 года . Юридическим оформлением предоставления независимости стали цюрихско-лондонские соглашения 1959 года, значительно ограничившие суверенитет республики. По этим соглашениям Великобритания, Греция и Турция объявлялись гарантами "независимости, территориальной целостности и безопасности" Кипра, что предоставило этим государствам возможность вмешательства в его внутренние дела ("Договор о гарантиях"). Кроме того, Греция и Турция получили право держать на острове свои военные контингенты — соответственно 950 и 650 человек. ("Договор о союзе"). Англия сохранила на Кипре под своим полным суверенитетом территорию площадью 99 квадратных миль, на которой расположены две крупные военные базы — Декелия и Акротири. Также она обеспечила себе право использовать другие "небольшие участки" и инфраструктуру в связи с деятельностью баз и объектов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Эксперт Центра Мария Ананьева

Республика Кипр - островное государство в восточной части Средиземного моря площадью всего в 9251 км 2 с населением, насчитывающим 1155403 человека (данные на июль 2013 года). Несмотря на свою небольшую территорию, остров уже долгое время остается камнем преткновения практически для всего мирового сообщества. Речь идет не только об офшоризации Кипра, которая, в конечном счете, стала одной из причин финансового кризиса на острове в 2012-2013 гг., но и о давней проблеме разделения Кипра на две части. Уже больше 30 лет в северной части острова функционирует частично признанная Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК), где большинство населения составляют этнические турки (местные турки-киприоты и анатолийские турки, переселенцы из Турции). Вместе с тем, в этом квазигосударстве имеется небольшая доля живущих в своих анклавах греков-киприотов и маронитов.

Маленький остров – большие проблемы

Кипр обладает уникальным географическим положением, так как находится в 65 км от турецкого морского порта Джейхан и в 150 км от ключевых государств Ближнего Востока. В своей истории Кипр не раз переходил из рук в руки, при этом оставаясь в подбрюшье различных империй. Войдя в 395 году в состав Византии, в 1191 году он оказался в руках крестоносцев во время Третьего Крестового подхода. С XVI века вплоть до 1878 года Кипр был частью Османской империи, но затем по англо-турецкому договору об «оборонительном союзе» Турция согласились на оккупацию Великобританией острова.

Датой начала греко-турецкого противостояния на Кипре историки считают 1956 год, когда Турция официально обвинила греческое правительство в его попытках аннексии острова. Примечательно, что архиепископ Макариос, впоследствии ставший президентом Кипра, сам спровоцировал Турцию на эти действия, сделав заявление о готовности бороться за исключительно «греческий Кипр», не исключая применения силового метода. Из-за этого остров оказался практически на грани гражданской войны в 1958 году, потому что и греческая, и турецкая общины начали прибегать к террористическим актам. Хотя остров еще тогда находился под юрисдикцией Великобритании, с инициативой посредничества выступили США, и результатом переговорного процесса стали «Цюрихско-лондонские соглашения».

Соглашения носили особый характер: гарантами независимости острова становились Греция, Турция и Великобритания, но последняя сохраняла за собой военные базы на острове, право использования территориальных вод и воздушного пространства в военных целях. После «частичного» ухода Великобритании началась разработка схемы сожительства различных этнических групп на Кипре. Так, конституция, принятая в августе 1960 года, предполагала создание палаты представителей, состоящей из 35 депутатов – представителей греко-кипрской общины, и 15 депутатов, представлявших турок-киприотов. Кроме того, туркам-киприотам гарантировалось представительство в государственных службах и министерствах внутренних дел и обороны.

Хоть и марионеточная, но долгожданная независимость Кипра еще больше превратила остров в арену противоборства между греческой и турецкой общинами, в более широком смысле – между христианским и мусульманским миром. Расклад политических сил не совсем устроил представителей греко-кипрской общины: в связи с этим, начиная с 1963 года, государственная власть в стране была практически парализована. Тогда президент Макариос предложил 13 поправок к конституции, которые лишали турецкую общину многих полномочий. Этот шаг вызвал в стране волнения на этнической почве, и на международном уровне было принято решение о введении миротворческого контингента ООН для стабилизации ситуации.

В 1974 году кипрская проблема вновь обострилась, что было связано с тем, что к власти на острове пришло военное руководство, преследовавшее идею «энозиса», то есть присоединения всей территории острова к Греции. Начались массовые преследования выступавших против данной идеи: особую роль сыграла ЭОКА-Б, правое крыло греческой общины острова, сформированное как военизированная организация в 1971 году. Наблюдая за беспорядками на Кипре, турецкое правительство, руководствуясь положением «Цюрихско-лондонских соглашений», ввело на северную часть острова свои войска.

Летом того же 1974 года состоялся первый раунд трехсторонних мирных переговоров в Женеве с участием министров иностранных дел Греции, Турции и Великобритании. По итогам встречи сторонам удалось договориться только об установлении режима прекращения огня, затем переговоры зашли в тупик. В 1975 году по условиям мирного соглашения было создано Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра (ТФГСК), объявившее о своей независимости спустя восемь лет и получившее название Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК).

В 1990 году Республика Кипр подала заявку на вступление в ЕС, а в 1997 году на заседании Европейского Совета в Люксембурге она вместе с Венгрией, Польшей, Эстонией, Чехией и Словенией была официально приглашена в организацию. Необходимо отметить, что Резолюция Совета Безопасности ООН 1062 (1996) одобряла решение ЕС начать переговоры о вступлении Кипра в его ряды. Считалось, что интеграция острова поможет решить кипрскую проблему, однако Кипр так и вошел с разделенной территорией в состав ЕС первого мая 2004 года.

В последние годы перспективы воссоединения острова выглядели весьма призрачными, хотя турецкая и греческая общины неоднократно предпринимали попытки договориться друг с другом. Так, в июле 2008 года произошла встреча президента Республики Кипр Димитриса Христофиаса и президента ТРСК Мехмета Али Талата, которые решили начать всеобъемлющие переговоры по проблеме острова 3 сентября того же года. Эти переговоры должны были стать первыми прямыми переговорами за четыре года, когда на раздельных референдумах турки-киприоты приняли, а греки-киприоты отвергли мирный план объединения острова, предложенный бывшим Генеральным Секретарем ООН Кофи Аннаном.

По мнению многих очевидцев, переговоры проходили продуктивно, и «узловой пункт» в решении проблемы раздробленности острова был практически найден, но события апреля 2009 года изменили ситуацию не в лучшую сторону: на состоявшихся 19 апреля выборах к власти в ТРСК пришла националистическая партия, считающая объединение острова неприемлемым. Партия Национального единства набрала 44% голосов против 29%, которые сумела получить левая Республиканская партия Мехмета Али Талата. Националистам помог победить мировой экономический кризис, сказавшийся на уровне жизни турецко-кипрской общины (в частности, безработица среди молодежи увеличились на 24%). Глава выигравшей партии Дервиш Эроглу уверенно заявил, что о воссоединении острова речь идти не может: «У нас есть свое государство, и наш долг – сохранять и укреплять его».

Апрель 2010 года также в значительной степени повлиял на судьбу острова. С одной стороны, Дервиш Эроглу одержал победу на президентских выборах в ТРСК, набрав при этом 50,38% голосов и обойдя прагматично настроенного Мехмета Али Талата, получившего 42,85%. Тогда официальный представитель Республики Кипр Стефанос Стефану высказал опасение, что результаты выборов являются негативным событием, учитывая позицию по воссоединению, которую занимает Эроглу. С другой стороны, новый президент частично признанного государства заявил о готовности продолжить переговоры с греками-киприотами: «Переговоры продолжатся, поскольку я хочу мира больше, чем думают другие. Я хочу такого решения, которое будет основано на реалиях острова, решения, которое будет устраивать всех нас».

В дальнейшем переговорный процесс застопорился. Очередной раунд переговоров был остановлен по инициативе Эроглу летом 2012 года, в знак протеста против вступления Республики Кипр в председательство в ЕС на ротационной основе на полугодичный срок. Возобновление межобщинного диалога затянулось первоначально из-за президентских выборов на Кипре в феврале 2013 года, а затем разразившегося в марте финансового кризиса. В связи с этим стороны решили начать переговоры осенью прошлого года, однако до последнего времени из-за разногласий по ключевым аспектам урегулирования не могли согласовать текст совместного заявления.

Наконец в феврале 2014 года президент Кипра Никос Анастасиадис и президент ТРСК Дервиш Эроглу согласились поставить подписи под проектом заявления, в котором определяются базовые принципы решения кипрской проблемы и общие параметры процесса. В совместном заявлении говорится о поэтапном строительстве двухзонной двухобщинной политически равноправной федерации с единой международной правосубъектностью Кипра как члена ЕС и суверенитетом, как и у всех стран-членов ООН. Реакция на озвученные условия объединения острова была неоднозначной.

Намерение Анастасиадиса начать переговорный процесс пошло вразрез с рекомендациями политических сил Кипра: его поддержали только пропрезидентская правоцентристская партия Демократический сбор (ДИСИ) и главная оппозиционная партия - коммунистическая АКЕЛ. Лидер коалиционной Демократической партии Николас Пападопулос, угрожая выйти из коалиционного соглашения, призвал президента не подписывать заявление, поскольку оно поставит под вопрос само существование Кипра. Политик указал на уступки, сделанные президентом в части внутреннего гражданства двух входящих в федерацию государств, суверенитета турок-киприотов и греков-киприотов, что само по себе может привести к легализации сепаратистских устремлений турецкой стороны. С Пападопулосом согласился и лидер Движения за социал-демократию (ЕДЕК), председатель парламента Яннакис Омиру, отметивший, что принятие совместного коммюнике означает отмену положений резолюции ООН и договоренностей на высшем уровне и открывает турецкой стороне путь к утверждению конфедерации. Что касается президента ТРСК Эроглу, то он, по сообщениям кипрских СМИ, согласился принять совместное коммюнике, чтобы только начать переговоры. При этом он подчернул, что никогда не примет предложения, которые противоречат интересам турок-киприотов, а вопрос гарантий назвал «красной линией», от которой не отступит.

Как выяснилось, возобновление диалога между северной и южной частями Кипра последовало сразу после визита на остров помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд, а также после серии телефонных разговоров с Анастасиадисом и Эроглу, проведенных вице-президентом США Джозефом Байденом и первым заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом. Кроме того, кипрские СМИ (в частности, газета “Famagusta Gazette”) процитировала слова госсекретаря США Джона Кэрри, сказанные на полях конференции по безопасности в Мюнхене: «Мы тихо работаем на Кипре. Вы ничего об этом не слышите». В свете этих событий в турецкой газете “Zaman” появилось интервью ветерана дипломатической службы, некогда участвовавшего в процессе урегулирования кипрского конфликта: «США не интересуются вопросами суверенитета на Кипре. Для них важно решить проблему. Кипр не является для США приоритетом и, если честно, я не думаю, что увижу урегулирование на своем веку». Он добавил, что «кипрские лидеры также не верят в то, что начинающиеся переговоры приведут к решению проблемы, однако они идут на них в угоду США».

Геополитика превыше всего

Краткий экскурс в историю острова наводит на мысль, что разногласия между греками-киприотами и турками-киприотами используются в качестве козырной карты в большой геополитической игре, разворачивающейся в Восточном Средиземноморье. Рассматривая как разрешение кипрского конфликта, так и его умышленное затягивание в качестве инструмента преследования своих интересов в регионе, можно выделить основные «линии противостояния».

1) Вступление Турции в ЕС

Одним из ключевых вопросов, куда ввязано греко-турецкая конфронтация на острове, является вступление Турции в ЕС, которое обсуждается с 2005 года. На январь 2014 года стороны отрыли 14 из 35 технических пунктов, которые должна выполнить Анкара, чтобы удовлетворить необходимые для членства ЕС критерии. Помимо соблюдения экономических и политических критериев для вступления в ряды организации, Евросоюз требует от Турции разрешить кипрский конфликт. Однако и здесь не все так понятно. С одной стороны, разрешение конфликта будет означать зеленый свет для вступления Турции в ЕС, что рассматривается как нежелательный сценарий для Европы. С другой стороны нежелание Турции терять свой форпост на севере Кипра может привести к ее отходу в сторону Таможенного союза (ТС). Ведь после встречи президента России Владимира Путина с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом в 2012 году Москва дала понять, что она положительно отреагирует на намерение Анкары присоединиться к ТС. Нынешняя активизация переговорного процесса на Кипре, который, скорее всего, обречен на провал, как и все предыдущие раунды, говорит о том, что ЕС не хочет усиления России в регионе через присоединение Турции к ТС. Это можно охарактеризовать как политику «короткого поводка»: ЕС держит Турцию на привязи, размахивая перед глазами «косточкой», а в случае ее «засматривания» на восточного соседа, спешно одергивает поводок. Турция, уже насытившаяся обещаниями Европы, будет, скорее всего, при таком раскладе дрейфовать в сторону России.

2) Усиление военных позиций России на Кипре

Решение о возобновлении переговоров по кипрскому вопросу могло быть принято в ответ на постепенное усиление влияния России в Восточном Средиземноморье. Ведь в январе 2014 года Кипр (хоть и в гуманитарных целях и в экстренных ситуациях) разрешил российским вооруженным силам использовать авиабазу "Андреас Папандреу" в Пафосе, а также размещать свои военно-морские суда в порту Лимассол. Известно, что у России в этом регионе находится единственная база в сирийском Тартусе, которая бы в случае падения режима Башара Асада могла оказаться в опасности. Великобритания и США также сохраняют свое присутствие на острове: там расположены две британские военные базы – Акротири (юг) и Декелия (юго-восток), использовавшееся в ходе операций против Ирака. По некоторым сообщениям, одна из них была встроена в американскую систему радиоэлектронной разведки «Эшелон», хотя Европейскому парламенту так не удалось установить ее «явную причастность» к этой системе. Вполне возможно, что США, предлагая Анастасиадису посредничество с Эроглу и схемы мирного урегулирования, навязали в качестве уступки отказ от военного сотрудничества с России.

3) Нефть и газ

Сложность разрешения кипрского конфликта можно проанализировать и с энергетической точки зрения.

Кипр располагается в 65 км от Джейхана, конечной точки нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), запущенного в 2006 году с целью транспортировки каспийской нефти. Строительство и ввод БТД в эксплуатацию увеличили значимость северной части Кипра как одного из элементов системы транзитных путей переправки нефтяных ресурсов (о роли самого Кипра в качестве гаранта безопасности нефтяных поставок говорил в свое время еще британский министр Энтони Иден). Учитывая что, основная цель строительства нефтепровода - это создание независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана на мировые рынки, США и Великобритания, лоббировавшие и финансировавшие проект, не позволят острову воссоединиться, так как им в практических целях нужен Северный Кипр, существующий при поддержке Турции.

Кроме того, в 2011 году на шельфе Средиземного моря было найдено большое количество нефти и газа, располагающегося в секторах, прилегающих к Ливану, Сирии, Кипру и Израилю. В эту группу нефтегазовых месторождений входят «Левиафан», «Тамар» и «Далит», а также перспективные месторождения греческой морской зоны «Геродот», морской зоны Египта и Кипра. Запасы месторождения «Афродита», прямо у берегов Кипра, оцениваются в 116 миллиардов кубометров. Концессию на разработку газа на этом месторождении имеют американская Noble Energy, доля которой в проекте составляет 70%, а также Delek Drilling и Avner Oil Exploration с 15% у каждой. Помимо этого, правительство Кипра заключило соглашения с итальянской Eni и южнокорейской «КОГАЗ» на разведку газа на 2-м, 3-м и 9-м блоках шельфа и с французской "Тоталь" на 10-м и 11-м блоках. Начало бурения скважин компаниями планируется в конце 2014 - начале 2015 года.


Именно недавно обнаруженные месторождения газа порождают еще больший клубок энергетических и политических противоречий. Оппонентами являются, с одной стороны, Израиль и Кипр, в территориальных водах которых были обнаружены эти запасы, а с одной стороны, Турция, стремящаяся укрепить позиции во всем Средиземноморском регионе. Вместе с тем, в борьбу за энергоресурсы начинают втягиваться США через компанию Noble Energy и Россия через «Газпром» (в январе 2014 года президент России Владимир Путин обсуждал с лидером Палестины возможность освоения «Газпромом» нефтегазовых месторождений на средиземноморском шельфе сектора Газа). Противостояние обещает быть жестким, и в таких условиях разрешение греко-турецкого конфликта на Кипре просто невыгодно, так как оно приведет к перегруппировке сил и созданию новых альянсов.

Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о следующем: кипрская проблема в короткосрочной и среднесрочной перспективе разрешена не будет в силу своего геополитического значения. Несмотря на формальную готовность США, Великобритании и других игроков помочь туркам-киприотам и грекам-киприотам жить в мире и согласии, наблюдается отчетливое следование интересам военной и энергетической безопасности. В этой ситуации России необходимо продолжать наращивать свое присутствие в регионе, при этом пристально наблюдая за ходом кипрского урегулирования.