Мероприятие в библиотеке об озере байкал. Сценарий праздника " славное море - священный байкал"

12 сентября в Иркутской области отметили День Байкала. К этому дню сотрудники Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева подготовили много интересных и познавательных мероприятий.

«Байкал – священный дар природы» – под таким названием во второе воскресенье сентября состоялся экологический час, посвященный озеру, внесенному в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Все, кто пришел в библиотеку в этот день, совершили виртуальное путешествие на Байкал. Юные читатели и их родители слушали легенды о самом удивительном озере, узнали, отчего вода в Байкале самая прозрачная и чистая. «Погружаясь» в глубины озера, ребята сделали множество открытий: познакомились с разнообразными водными организмами, обитающими на различной глубине – от самой поверхности до максимальных глубин: с нерпой, голомянкой, пресноводными губками, а также с уникальными растениями, которые вместе с планктонными организмами отвечают за чистоту байкальской воды. С увлечением наши читатели отвечали на вопросы викторины, рассматривали живописные фотографии. И конечно, все были едины во мнении, что Байкал, этот бесценный дар природы, нуждается в постоянной защите.

Сотрудники отдела краеведения ко Дню Байкала провели эколого-просветительскую акцию «Чтобы дети больше знали о своем родном Байкале». Мероприятия акции проходили в течение всей недели, предшествующей празднику.

Для учащихся 5–9-х классов школы № 46 был проведен цикл мероприятий «Байкал – заповедная совесть страны», в ходе которых ребята обсудили, какие беды угрожают Байкалу и чем мы можем помочь уникальному озеру. Беседа сопровождалась показом CD-диска «Мир Байкала», содержащего большое количество ярких фотографий, в том числе снимки Байкала из космоса. Ребята также познакомились с системой заповедных территорий Байкала и совершили мультимедийную экскурсию по Байкало-Ленскому заповеднику.

Учащиеся младших классов совершили театрализованное путешествие «Ты рядом с нерпою постой, наполни сердце добротой». Ребятам были показаны фрагменты из научно-популярных видеофильмов «Животный мир байкальских побережий и гор» и «Глаза в глаза с байкальской нерпой», знакомящих с заповедными Ушканьими островами, где находятся лежбища байкальского тюленя, а также с обитателями иркутского нерпинария. А закончилось мероприятие кукольным представлением по «Экологически чистым сказкам с берега Байкала» иркутской писательницы, биолога Софьи Бунтовской.

10 сентября в школе № 17 для учащихся 3-х классов был проведен урок «Байкал – заповедная совесть страны». В этот же день ребята из коррекционной школы № 5 стали участниками литературно-театрализованного праздника «Много есть легенд, откуда появилось это чудо», который состоялся в краеведческом отделе библиотеки. Ребята посмотрели кукольный спектакль по мотивам легенд о Байкале и Ангаре, узнали о почтительном, трепетном отношении к Байкалу народов, живших на его берегах.

В течение праздничной недели в краеведческом отделе экспонировалась выставка «Байкал – источник вдохновенья», на которой были представлены работы, созданные под впечатлением от Байкала: фотографии, рисунки, литературные произведения.

Организаторы мероприятий ставили перед собой задачу не только рассказать о неповторимом животном и растительном мире Байкала, но и привить юным иркутянам культуру отдыха на берегах озера, привлечь внимание к необходимости бережного отношения к уникальному памятнику природы.

Бражникова Инесса Борисовна,
ученый секретрь
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева

Сценарий Славное море – священный Байкал

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу.

Программное содержание:
Цель :

Продолжать знакомить детей с озером Байкал его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о родном крае его достопримечательности озере Байкале; продолжать знакомить с разнообразием родной природы; формировать представление детей о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать ее; ознакомление с новым музыкальным материалом «Песня о озере нашего региона»-прослушивание.

Развивающие: Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи,делать обобщение; вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь при изготовление коллажа; развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своей Родине, к своему сибирскому краю; формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину; воспитывать умение работать в группе.

Словарная работа: Шаман-камень,сибиряки,коллаж
Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир); видеосюжет о Байкале; запись песни «Славное море-Священный Байкал»;ватман, клей,вырезанные рисунки; салфетки;кисточки; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр презентации «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр,
Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара,дети

Ход развлечения (пока читаю легенду на экране показывают слайда Ангара, Байкала,Енисея, Шаман-камня)
Звучит песня «Славное море - священный Байкал»

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое. В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее её не было на земле.
Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:
- Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю"
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся... Воспитатель: Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Звучит тревожная музыка, входит Байкал.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Воспитатель: А сейчас Батюшка Байкал послушай наши стихи.(Дети читают стихи)

1 .Озер так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста, и свеж твой ветер.
Там шепот сосен вековых...(Эля)

2 . Что за красоты Сибирь утаила?
Озеро пресное нам подарила!
Славный Байкал - он огромный, как море,
Сколько таится в огромном просторе!(Саша Ш)
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас к нам в гости
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас приготовили. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки. Но для начала надо размяться.

Массовый танец «Опаньки»

Байкал: И так в путь!
1-е задание.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран здесь 4 разных озера одно из них Байкал давайте найдем его среди других. «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру»(предлагается несколько контуров на экране.Вызываю детей.

Воспитатель:Ребята молодцы справились с первым заданием. Задание 2 Ребята! Нам Байкал подарил свой камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.

Воспитатель: Молодцы здорово поиграли. А давайте мы сейчас с вами немножко отдохнем.

Физминутка

Задание 3.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете свой край? Так вот следующее задание. Байкал приготовил для вас вопросы и мы сейчас поиграем в мини-викторину Ваша задача ответить на вопросы. Для этого нам нужно разделиться на две команды.(В это время Байкал и Ангара по очереди раздают детям жетончики за правильные ответы)
1.Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
2.Какие съедобные ягоды растут на Байкале?(Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.)
3.Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.)

4.сколько лет Байкалу? (35 млн)

5.Что означает слово «Байкал (Богатое озеро)

6.Назовите основное полезное ископаемое озера(вода)

7. . Какие крупные млекопитающие водится в Байкале? (Нерпа)

8. На каких глубинах в Байкале есть жизнь?(везде)

Воспитатель: Дорогой Байкал, ребята знают частушки про тебя, хочешь послушать?

Байкал: Конечно, с удовольствием послушаю со своей дочерью Ангарой.

Частушки
1.На Ольхоне мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Сема)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Звали в гости за Байкал, (Олеся.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная..
4. Мы купаемся в Байкале. (Эля.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

Воспитатель: Задание 4 Молодцы ребята.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас мы их вспомним. Сейчас на экране будут появляться картинки растений и животных а ваша задача их узнать и назвать.(На экране появляется изображение с незнакомым для детей рыбы воспитатель знакомит детей с ней.)

Презентация на экране растений птиц и животных Байкала(фоновая музыка)

Воспитатель: Молодцы вы хорошо знаете растительный и животный мир Байкала.

Подвижная игра, связанная с животными или растениями

Воспитатель: Задание 5 Ребята я вам сейчас прочту стихотворение а вы его внимательно послушайте и потом ответите мне на несколько вопросов.

Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких...
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.

Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение?(ответы детей)О чем в нем говорится?(ответы детей),

А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе. Давайте с вами поиграем в игру игра называется »да-нет» Я вам читаю вопросы если вы согласны со мной то хлопаете в ладоши если нет топаете ногами.(предлагаю детям встать)

Воспитатель: Ребята как вы думаете почему и для чего нужно беречь природу? Кому нужна природа?(ответы детей) Давайте подарим красивую песню Байкалу и Ангаре, которая называется «Разноцветная планета».

Песня «Разноцветная планета»

Воспитатель: Ну вот теперь вы точно доказали что вы настоящие сибиряки.
(выходят дети рассказывают стихи)

1 ребёнок: Никита Б.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Влад
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Полина.
А что это такое, все время не в покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!(все вместе)

Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.

Воспитатель: Да, дети любят и уважают природу родного края, дружат с животными, птицами и насекомыми.

Танец «Дружба»

Воспитатель: Задание 6 А мы Байкал тебя просто так с пустыми руками не отпустим мы приготовим для тебя подарок. Ребятам давайте сделаем для Байкала коллаж. У меня есть Лист на нем изображено озера Байкал лес, но здесь чего то не хватает. Как вы думаете чего?(ответы детей)предлагаю детям сделать коллаж.

Воспитатель: Байкал посмотри какой мы сделали для тебя подарок.

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня» Славное море-Священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ДЕВИЗ:

"Наблюдай, изучай, исследуй"

  • познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал, - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
  • учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;
  • способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.

Оборудование:

  • географическая карта озера Байкал;
  • игрушка - кораблик, аудиозапись шума волн;
  • камешки с берега озера, работы учащихся,
  • презентация.

Этапы выполнения проекта:

1 этап:

Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых, работает с дополнительной литературой. При необходимости обращаются за консультацией и помощью к учителю и родителям.

  • 1 группа: "Следопыты";
  • 2 группа: "Любители природы";
  • 3 группа: "Животноводы".

2 этап:

Собранные сведения обобщаются.

Ход занятия

Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле.

(Дети рассаживаются вокруг географической карты озера Байкал.)

Сообщения делает первая группа:

Для начала обратимся к географической карте.

На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса. Озеро расположено в России, на территории Прибайкальского края и Бурятской Республики. Байкал - самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой.

Если бы на Земле вдруг исчезли все источники питьевой воды, и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.

Закаляло, исцеляло море.
Крепкий дед мой
От любой беды
В туеске, как заговор от хвори,
Мне байкальской привозил воды.
А. Румянцев

Кто знает, почему Байкал называется так?

Все народы, населявшие берега Байкала, - буряты, киргизы, монголы, эвенки, русские - по - своему называли озеро. Вероятно, переводили это название с какого - то другого языка. А вот с какого? Учёные предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы - КУРЫКАНЕ.

БАЙКАЛ - тюркоязычное слово от БАЙКЮЛЬ, что означает БОГАТОЕ ОЗЕРО.

Итак, команда "Сбор!"

(Игрушка - кораблик ставится на карту.)

Отлично. Закройте глаза и представьте, что наш корабль плывёт по морю, раскачиваясь на волнах.

(Звучит аудиозапись шума волн.)

Со всех сторон Байкал окружает горы и нагорья, порой подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10 - 20 км.

Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребёт. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С северо - восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет, вдоль восточного берега тянется хребет Улан - Бургасы, к северу от него - хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горный кряж Хамар - дабан.

Таким образом, ребята нам рассказали, где находится Байкал.

Какие горы, хребты его окружают.

Сейчас отдохнём.

Физ. минутка:

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных. Волна беседует со мной и говорит: "Расслабься, успокойся, отдохни. Почувствуй, чистый воздух моря: Тепло и свет, ласкают тело. Расслабься и послушай тишину.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь, глаза откройте и проснитесь.

ОТЧЁТ ВТОРОЙ ГРУППЫ:

Продолжается путешествие.

Есть река Ангара. Она берёт начало в юго - западной части Байкала, прорезая невысокий Приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км.

Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.

Ангара - река,
Воды чистые,
Острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
Нет прекрасней моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара - река - дочь Байкалова.
М. Трофимов

Учитель: Шаман - камень - это просто камешек?

Он находится посредине моря со стороны Иркутска.

Миф о Шаман камне.

В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на Земле.

Днём она светла - светлее неба, ночью - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы - гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: "Разве можно светлое чернить?".

Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному - красавцу Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось озеро - богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавицы. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: "Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды:"

Байкал гневно крикнул: "Я могу дать только свои слёзы!"

Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой - слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали ШАМАН - КАМНЕМ. Туда приносились богатые жертвоприношения. Люди говорили: "Байкал разгневается, сорвёт ШАМАНСКИЙ КАМЕНЬ, вода хлынет и зальёт всю землю".

Да, Байкал бывает разным - суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега; спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце играет в байкальской волне.

Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале - лучшее время, когда нагревается вода, и бушуют разноцветные сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость!

Физминутка.

Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем.

Посмотрите на карту.

Какие крупные реки впадают в Байкал? (Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная). Молодцы.

В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.

Реки, которые протекают рядом с нашим городом, впадают в озеро?

Давайте проследим:

Река Мыкырт в реку Баляга, Баляга в реку Хилок, Хилок в реку Чикой и Чикой в Селенгу. А Селенга? В озеро Байкал.

ЗНАЧИТ, наши маленькие реки несут свои воды в огромное озеро. Поэтому нельзя засорять их.

И не рыба, и не кит.
Кто она - поди, узнай-ка!
Рыбу ловит и молчит.
Догадались? (это нерпа)

ОТЧЁТ ДЕЛАЕТ ТРЕТЬЯ ГРУППА.

Самым главным жителем озера является нерпа.

Нерпа обитает в водах озера Байкал. Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства - медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих (объяснение учителя). А названа она так потому, что передние конечности у неё трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок - белёк. Белёк длиной - 60 - 80 см и массой 3 - 3,5 кг, мех у него белый. Детёныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших чёрных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой может находиться 20 - 25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды, раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает ещё в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение - длиннокрылого бычка (рыбу). Они умеют танцевать брэйк, поют, смешно и с шумом дуют в усы.

В Байкале очень много рыбы. В настоящее время в озере насчитывается 58 видов рыб, наиболее известны среди них омуль, хариус, сиг. Осётр стал очень редок. Его намного меньше, чем сороги, окуня, язя, которые, встречаются в заливах Байкала.

Наше путешествие заканчивается.

Составим панно из тех работ, которые вы приготовили.

(На карте Байкала появляются названия хребтов, рек, обитателей озера).

Литература.

  1. Детская энциклопедия (разного года выпуска и издания)
  2. Н.И. Есипенок "Байкал - озеро сказки" Иркутск

Смотри презентацию "Священный Байкал".

Внеклассное мероприятие по экологии, 6-7 класс

Акопян Марина Александровна, учитель биологии
Мероприятие предназначено для учителей биологии,географии, классных руководителей и воспитателей коррекционных школ VIII вида. Возраст участников 13-14 лет. Данная разработка мероприятия может быть использована во внеклассной работе по биологии, географии или на расширенном заседании кружка по биологии или географии.
Тема: «Озеро Байкал»
Цели: ознакомление с природой Байкала, экологическими проблемами и пути решения.
Задачи:
- познакомить учащихся с озером Байкал, показать его уникальность, познакомить с животным миром озера, дать некоторые исторические знания о Байкале;
- развивать речь учащихся, память, расширять кругозор, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к Родине, к природе, бережное отношение.
Сегодня на нашем мероприятии мы познакомимся с одним из великих озер планеты Земля – с озером Байкал (слайд №1,2,3).
Байкал слишком велик и таинственен. Для начала обратимся к географической карте. Вот он какай Байкал! Из космоса Байкал имеет форму молодого месяца (слайд №4).
Из космоса виден древнейший Байкал,
Его полумесяц лазурный.
Он славу себе на планете снискал,
Воспет нашим временем бурным.
Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал.
Стоишь, не зная горестей и бед
Уж четверть сотни миллионов лет.
Байкал – одно из древнейших озер планеты.
А вот еще некоторые данные об этом озере:(слайд №5)
Байкал находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия.
Ширина Байкала в пределах от 24 до 79 км. Дно Байкала на 1167 метров ниже уровня Мирового океана.
По площади Байкал занимает шестое место среди крупнейших озер мира.
Длина береговой линии 2100 км.
Глубина Байкала -1631 м. По глубине Байкал занимает первое место
среди озер земного шара.(слайд №6).
Средняя глубина озера – 745 м, максимальная глубина озера 1642 м
Но такая глубина не везде. Байкал не только глубочайшее озеро на Земле, но и крупнейшее хранилище
пресной воды – в нем сосредоточено около 19 % мировых запасов (слайд№7).
Средь горных хребтов, возле сопок и скал
Раскинулось озеро-море,
Сибири жемчужина – древний Байкал,
Чьи волны шумят на просторе.
Байкалу нет равных озёр на Земле –
Он самый глубокий и чистый!
Прекрасен утрами, в вечерней заре,
В снегах и под солнцем лучистым.
В Байкал впадает в среднем 336 рек и речек, а вытекает одна Ангара – приток Енисея.
Самая крупная река Селенга (слайд №8,9).
Как вы думаете, почему Байкал называют Байкалом? (слайд №10).
Происхождение названия Бай – Куль (тюрк.) – богатое озеро Байгаал – Далай (монг) – богатый огонь Бэй-Хай (кит.) – северное море Байкал- одно из древнейших озер планеты, его возраст определяют в 25-30 млн. лет.
Большинство озер, особенно ледникового периода живут 10-15 тысяч лет,
а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли.
На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира (слайд №11). Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном.
Это подтверждается тем, что берега его расходятся до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.
Легенда Байкала. (слайд №12).
Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять ее воды.
Но вот его дочь влюбилась в молодого красавца Енисея, пошла против воли отца, желавшего выдать ее за старого якута. Полюбила реку Енисей и стала выносить воды своего отца любимому.
В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял ее. Эта скала, называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается ее началом. Красив Байкал в любое время года! (слайд №13,14,15,16).
Громадная глубина, удивительная чистота и прозрачность воды, суровая сказочная красота берегов.
Высокие волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы, далеко разносится звук мощного прибоя (слайд №17).
Наша яхта подходит к самому большому острову Байкала – острову Ольхон.
На Байкале 27 островов, из которых самый крупный –Ольхон. (слайд №18)
В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала (слайд №19).
Сюда по преданиям спустился с неба главный из ханов –Хаан –Хутэ-баабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла –беркута его сын по имени Хан Шубу, который первым получил шаманский дар.
Погрузимся в подводное царство озера.
Как заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом хрустальном тереме.(слайд №20).
Глубина 100 м (слайд № 21,22)На такой глубине встречаются бычки и хариус. Хариус – одна из самых пестрых и красивых рыб России. Вес его достигает от 500 до 1500 грамм. Обитает не только в озере, но и в реках Сибири.
Глубина – 150 м (слайд №23)
На такой глубине довольно много времени проводит омуль. Самый крупный размер омуля – 50 см, вес до 5 кг.
Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба.
Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале. Омуль – крупная промысловая рыба весом до 3 кг. Питается крупными придонными ракообразными, молодью рыб, мелким зоопланктоном.
Глубина 200 м (слайд №24) Мимо нас проплывает осетр – это царь-рыба Байкала. Осетры живут в Байкале 50-60 лет и более,
достигают100-130 кг веса. Растет эта рыба очень медленно.
Хищнический лов осетра очень подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала.
Сейчас осетр занесен в Красную книгу.
Глубина 380 м (слайд №25,26) Вот она! Это же и есть голомянка.
Голомянка – живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детенышей, которые погибают при температуре выше + 10 С. В голомянке так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности.
В прошлом жители побережья Байкала собирали мертвую голомянку и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и как лечебное средство.
Более 70% обитателей Байкала не встречаются в других водоемах планеты.
К числу таких видов относится голомянка- розовато-белая, полупрозрачная, не имеющая чешуи рыбка.
Глубина 500 м (слайд №27) За иллюминатором серебрястые голомянки и планарии. Очень красиво.
Не только рыбные ресурсы Байкала, но и пушные богатства Прибайкалья и Забайкалья издавна привлекали сюда переселенцев.
Шкурки баргузинского соболя – самый ценный мех в Сибири (слайд №28).
Он заслуженно пользуется мировой славой.
Обычны в тайге пышнохвостые белки – еще один объект пушного промысла (слайд №29).
Мы прощаемся с островом Ольхон.
Народы, населявшие берега озера, называли озеро - Байкюль, что значит «богатое озеро».
И Байкал действительно богат. Богат своим животным и растительным миром.
В настоящее время известно 1550 видов и разновидностей животных,
1085 растительных организмов (слайд №30,31).
По данным института Сибирского отделения РАН в озере 2630 видов растений и животных.
Такое обилие органического мира объясняется большим количеством кислорода в воде. Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны.
Их обитатели на 2/3 эндемичны (т.е. неповторимых), то есть живут только в этом водоеме.
Байкал – пресноводный, с прозрачной водой,
И живности в водах немало:
Осётр, голомянки, таймени с плотвой,
Сиг, омуль – эндемик Байкала.
Байкальская нерпа в тех водах живёт,
А берег – гнездовье для птицы,
Увидишь орланов и чаек полёт.
Медведи приходят кормиться.
В горах Прибайкалья живёт кабарга –
Олень, самый маленький в мире,
А склоны вокруг покрывает тайга,
Богатая флора Сибири. Немного о прибрежной природе.
Тайга подходит вплотную к Байкалу и потому здесь разнообразен животный мир. Конечно, главным промысловым зверем считается соболь(слайд №32).
На открытых, травянистых участках гор медведи так же находят обильный стол – различные виды зонтичных и бобовых. Именно в этих ландшафтах и только в строго определенные периоды года можно наблюдать такое множество медведей.
Северные берега Байкала уникальны и единственны в этом отношении. (слайд №33)
Появление медведя на берегу Байкала носит характер массового регулярно
повторяющегося явления. Их можно видеть здесь со 2-ой декады июня, в зависимости от того, когда исчезают льды на Байкале и начинается лет ручейников.
Байкал привлекает медведей множеством различного корма, озеро выбрасывает жуков, стрекоз, моллюсков, мертвых бычков, голомянок, иногда и молодых нерпят. В широкой полосе байкальского побережья на грани двух стихий – земли и воды находят приют обитатели, жизнь которых теснейшим образом связана как с водой, так и с сушей.
Орлан-белохвост, скопа, черный коршун, несколько видов чаек, гнездящихся на островах, - основные виды пернатых,без которых берега Байкала трудно себе представить (слайд №34,35,36,37,38).
Единственный представитель млекопитающих Байкала – тюлень или нерпа байкальская,
имеющая общего предка с северным тюленем (сл.№39).
Ученые предполагают, что нерпа проникла на Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тысяч голов. Живет нерпа более 55-56 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей. Конечности нерпы – ласты. Передние ласты хорошо развиты, с острыми когтями.
Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха. Большая часть нерпят появляется в середине марта, рождаются на льду, в снежном логове и пока кормятся молоком матери, в воду не ныряют. Детеныши имеют мех белого цвета – это их охранительная окраска (слайд №40).
С переходом на питание рыбой их цвет меняется: серебристо-серый у 2-3 месячных, буро-коричневый – у более старших. Нерпа-один из трех пресноводных тюленей мира. Эти животные очень любопытны, часто подплывают к судам и долго на них смотрят(слайд №41).
Конечно же всех животных не перечесть. Их много и все они нуждаются в защите(слайд №42,43,44,45).
Еще одной особенностью озера является его прозрачность – до 40 метров.
Ни один водоем на Земле не имеет такую высокую прозрачность воды (слайд № 46,47,48). А теперь о печальном. Байкал – уникальное озеро, но как и у любого природного объекта у него есть свои экологические проблемы.
В 1996 году озеро было внесено в Список объектов Всемирного значения ЮНЕСКО (слайд №49). Байкальский Целлюлозно-бумажный комбинат. В 1966 году начал действовать БЦБК.
В результате чего начали деградировать прилегающие территории озера.
Отмечается усыхание тайги (слайд №50).
В сентябре 2008 года комбинат пришлось остановить. Однако в январе 2010 года было принято постановление фактически разрешающее Байкальскому ЦБК сливать промышленные стоки в Байкал, сжигать и складировать любые отходы на его берегах (слайд №51).
10 марта 2010 года общественные организации России объявили о создании коалиции «За Байкал» и начале сбора подписей под обращением в ЮНЕСКО.(слайд №52,53). Восточный нефтепровод.(слайд №54).
Компания «Транснефть» ведет строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»,проходящего в районе Байкала. В итоге, при разливе нефти пострадала бы вся уникальная экосистема озера.
В Иркутске 18 марта 2006 года состоялся митинг против строительства нефтепровода. В результате В.В.Путин 26 апреля 2006 года запретил этот проект. В данное время нефтепровод строят за пределами водосбора Байкала. В 1956 году озеро использовалось в гидроэнергетике.
Оно стало составной частью Иркутского водохранилища. В результате уровень воды поднялся на 1 м (слайд №55). Кроме промышленных предприятий озеро загрязняется бытовым мусором.
Регулярно проходят рейды по его уборке, но к сожалению меньше его не становится (слайд №56,57,58).
Байкал привлекает туристов со всей планеты (слайд №59). В 70 км от Иркутска располагается поселок Листвянка – самое популярное место туризма на Байкале. Отсюда берет начало большинство круизов по озеру.
На различных участках вокруг озера проходит Большая Байкальская Тропа.
Байкал один на всей планете,
Другого – просто не дано…
Мы все твои, Байкал мой, дети,
И жить с тобой нам суждено!
О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тысячи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
И людям беречь его надо!
Давно его взяли в осаду.


Байкал и соседние с ним хребты все шире используются для отдыха населения.
По берегам озера создают туристические базы и дома отдыха (слайд №60).
Байкал – это чудо, живой организм,
И людям беречь его надо!
Заводы ж, селения, «дикий туризм» –
Уже его взяли в осаду.
Бушует священный Байкал и шумит
И волны кидает в нас, скомкав,
Как будто душа у Байкала болит
За то, ЧТО оставим потомкам…
Мы, Нынешнее поколение, должны сохранить это богатство, охранять природу Байкала – это значит охранять и его берега, природу всего водосборного бассейна (слайд №61).
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, ветрами споря
И людям преданно служить!
Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
И нам потомки не забудут
За это должное воздать.

10 сентября наша страна отметила большой праздник – День Байкала. В нынешний год – Год экологии отдел краеведческой литературы и библиографии ЦГБ эту значимую для всех иркутян дату не мог оставить без внимания.

«Не на карте надо искать великое озеро, надо искать его в себе…»
(И. Широбоков)

Байкал. Найдется ли хотя бы один россиянин, не пожелавший увидеть своими глазами озеро Байкал? О Байкале мы (некоренные жители Иркутской области) впервые узнаем со школьной скамьи. И в детском воображении возникает тот таинственный уголок земли, который манит к себе своими чудесами, загадками и невиданной непостижимой красотой. Его находим на большой настенной карте, влюбляемся даже в само название населенного пункта Иркутск, обозначенного красной шайбочкой у основания слегка изогнутой голубой «хоккейной клюшки». И редко кому, из далеких краев бывшего Советского Союза, а затем и России, выпадает счастливый случай – поселиться рядом с Байкалом… У каждого из нас свой Байкал, и первая встреча с ним, как первая любовь, незабываема.

10 сентября вся наша страна отмечает большой праздник – День Байкала. Впервые День Байкала был учрежден 18 лет назад в 1999 году и назначен на четвертое воскресенье августа. Но затем, с 2008 года, решением Законодательного Собрания Иркутской области он был перенесен на второе воскресенье сентября. И это правомерно, т.к. школьники после летних каникул собираются в классах, трудовой народ вливается в свои коллективы, и этот знаменательный день не теряется среди многоликих солнечных дней лета, не утекает сквозь пальцы прозрачной водой, ведь это День Байкала – озера, о котором забывать нельзя. В школах, библиотеках, вузах и многих других учреждениях в этот день проводят выставки, конкурсы, викторины, которые делают наши помыслы чище и возвышеннее, призывают беречь природу родного края и главную его жемчужину – Байкал.

Под эгидой Дня Байкала в течение всего года проходят научные и культурные мероприятия, кинофестивали, театрализованные представления, спортивные соревнования. Художники приезжают на Байкал для проведения пленэров, коллективы прикладного народного творчества – блеснуть своими работами, актеры любительских театров – выступить на Международном фестивале «Сибирская рампа» «в дуэте с байкальским прибоем». С годами этот праздник становится началом отсчета добрых дел и традиций не только в нашей области, но и в разных точках планеты. Байкал, с его чистейшей пресной водой, уникальным растительным и животным миром, с его легендами и тайнами, притягивает тысячи туристов со всего мира, приобретая все

большую популярность в международном туризме. Современная инфраструктура – сеть турбаз, баз отдыха и санаториев – способствует притоку организованного туризма на Байкале. Любой путешественник может насладиться пешими, велосипедными, конными или водными прогулками, восхождением на священную гору Мунку-Сардык, увидеть и запечатлеть Песчаную бухту, Ольхонские ворота, полуостров Святой Нос, Чивыркуйский залив… Или просто полюбоваться первозданной красотой сибирского моря.

Но вот как сохранить это чудо природы на долгие времена, для будущих поколений? Мощное промышленное освоение Прибайкалья не может не сказываться на беззащитной, легко ранимой природе самого глубокого и чистого озера мира. В текущий 2017 год – Год экологии проблема защиты Байкала стоит особенно остро. Регулярно на территориях, примыкающих к водоему, проводятся экологические субботники, побережья очищаются от мусора. Но «… многое, очень многое зависит от нас: от тех, кто живет и работает на берегу Байкала, от тех, кто приезжает сюда отдыхать. Мы в ответе за каждое сломанное дерево, за каждый сорванный цветок, за сохранение природного ландшафта каждой живописной впадины, каждой уютной бухты» (Галкина В. И. 60 минут о Байкале). Байкал издревле почитался людьми, живущими на его берегах, оберегалось каждое деревце. Широко известен такой случай, ставший уже притчей: «старый эвенк, прежде чем срубить дерево для тагана, просил у березки прощение за то, что рубит ее по необходимости…». Первопроходцы, исследователи Байкала и прилегающих к нему территорий во все времена задумывались о сохранении глубокого студеного озера, единственного в мире.

О Байкале уже очень много написано, о нем сняты фильмы, созданы великолепные картины художников… Публицистика и художественная литература, произведения искусства, посвященные озеру Байкал, призваны не только воспевать его красоту и богатства, а также выступать в защиту экологии уникального озера. Такими являются произведения известных ученых и писателей – Распутина, Волкова, Галазия, Таурина, Чивилихина и многих других, радеющих за его чистоту и сохранение.

В публицистике Валентина Распутина значительное место занимает тема защиты природы и, прежде всего, озера Байкал. У писателя особое отношение к природе. «Он влюблен в нее сыновней любовью и свидетельствует об этом всем своим творчеством» (Сирин А. Д. Свет распутинской прозы).

Профессор Михаил Михайлович Кожов, объектом изучения которого был Байкал и Прибайкалье, и которым он посвятил всю свою жизнь, говорил: «Байкал с его красочной природой, кристально чистой водой и уникальностью органического мира целесообразнее использовать не для развертывания химической промышленности, а как источник чистой воды, а также для нужд туризма и отдыха трудящихся. Байкал должен быть сохранен для будущих поколений, как неповторимое явление на нашей планете».

Григорий Иванович Галазий также посвятил всю свою жизнь защите уникального озера Байкал. Его основная научная деятельность была направлена на решение проблем экологии, связанных с охраной и рациональным использованием природных ресурсов.

Он руководил Байкальской станцией, в 1961 г. ставшей Лимнологическим институтом. Много времени и сил ученый отдавал борьбе за чистоту вод озера Байкал и сохранение его флоры и фауны. Он принимал активное участие в создании и продвижении проекта «Закона об охране озера Байкал», под его руководством подготовлен и опубликован комплексный Атлас Байкала.

Основным загрязнителем Байкала был в то время построенный на юго-восточном берегу озера Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. «Комбинат ежесуточно сбрасывал в Байкал 210 тыс. м3 сточных вод. Всем, кроме советских чиновников, было ясно, что рано или поздно эти воды нанесут вред Байкалу. У чиновников же одно было на уме: выполнение и перевыполнение плана по выпуску целлюлозы, а что будет с Байкалом - это их не волновало. Надо заметить, что в то время у Г. И. Галазия не хватало научных данных, чтобы доказать губительное влияние сточных вод комбината на экосистему озера, и ему невольно приходилось во благо Байкала несколько «сгущать краски», чтобы привлечь внимание общественности. И это ему удалось. В борьбу за сохранение Байкала включились тысячи жителей страны от академиков А. И. Яншина и А. А. Трофимука до простых людей. Появились различные общественные организации в защиту Байкала… В результате усилий общественности и учёных с 2013 года БЦБК прекратил свою деятельность» (Богданов В. Т. Байкал в легендах, былях и байках).

Галазий говорил: «Нельзя допускать, чтобы источник питьевого водоснабжения одновременно был и приёмником промышленных и бытовых отходов. Нужно разрабатывать принципиально новые безотходные технологии водопотребления…». В этом году 5 марта город отметил 95-летний юбилей со дня рождения видного ученого, почетного гражданина города Иркутска, академика, «рыцаря Байкала», как принято его величать, Григория Галазия.

Для известного иркутского краеведа и туриста Валентина Петровича Брянского, исходившего все тропы Прибайкалья, побывавшего в каждой бухте и на каждом острове озера, увлечение своей работой, стало частью его жизни. Еще будучи студентом Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, он мечтал о встрече с Саянами и Байкалом.

В книге «Здравствуй, Байкал!», написанной по личным впечатлениям Брянского, привлекают мысли автора об использовании в будущем на Байкале «…только безвредных для него источников энергии: солнца, ветра, волнового прибоя, можно добавить - тепла земли, а также и видов транспорта - преимущественно паруса и весла.

… главным пользователем Байкала должен стать туризм - культурный и обустроенный. Туризм как можно скорее должен стать контролируемым, иначе он может принести вред, сравнимый с воздействием индустриальных сбросов и выбросов».

Наблюдая за жизнью Байкала, Брянский приходит к выводу, что врагами для него являются экологическая неграмотность населения и бескультурье, браконьерство, ведомственность интересов и местничество, равнодушие к его судьбе и недальновидность.

В наши дни к решению сложной экологической проблемы, грозным шквалом нависающей над Байкалом, подключаются видные общественные деятели, партия «зеленых», Байкальское экологическое движение, юные экологи. Но, как заметил И. Широбоков, проблеме сохранения Байкала весьма соответствуют слова, когда-то произнесенные В. И. Лениным: «Шаг вперед, два шага назад».

Известный иркутский журналист и писатель Игорь Широбоков – один из лидеров общественного движения в защиту Байкала, пишет об озере, с которым его связала судьба на всю жизнь, особенно проникновенно: «Безнадежная затея – рассказать все о Байкале. Многие пытались – кто словом, кто кистью, кто объективом, – но в результате удавалось запечатлеть лишь один миг, одно минутное состояние сибирского моря: отчего

так? А кто, скажите, из писателей или художников, кто из людей всех времен осмелится заявить, что воссоздал саму жизнь? Нет, человеку это не дано…

Байкал, как все мы, наполнен жизнью сиюминутной и вечной, прекрасной и пугающей, простой и непостижимой… Байкал неизмеримо больше и мудрее маленького человека. Вот почему нас так неудержимо влечет к нему, вот почему только на его берегах возникает то необъяснимо высокое и чистое состояние души, которое невозможно высказать словами.

… только любоваться им сейчас мало, чудо надо защищать и оберегать тщательнее полотен Рафаэля. Всем вместе – от бывших и будущих необдуманных, а потому преступных вторжений, каждому – от браконьерских выстрелов, пожаров, от своего пристрастия к «сувенирам» (нормальному человеку не придет в голову оторвать на память кусочек от «Сикстинской мадонны»).

С Байкала можно везти рыбу, орехи, ягоды, но надолго ли их хватит? Везите красоту, ее вам подарит Байкал на всю жизнь».

Пусть эти слова иркутского писателя станут девизом для каждого, кто когда-либо скажет: здравствуй, Байкал.

Федотова О. А., гл. библиограф ОКЛиБ

Литература

Богданов, В. Т. Байкал в легендах, былях и байках. Иркутск. 2011.

Брянский, В. П. Здравствуй, Байкал! Иркутск. 1989.

Галазий, Г. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск. 2012.

Галкина, В. И. 60 минут о Байкале. Иркутск. 1979.

Гольдфарб, С. И. Мир Байкала. Иркутск. 2010.

Широбоков, И. Мой Байкал, наш Байкал. Иркутск. 1999.