Ростральные колонны - символ морских побед. Античные мифы Статуи морских божеств на стрелке аллегории

Здесь мы представляем результаты наших поисков водных Античных мифов в декоре Санкт-Петербурга. Если вы хотите узнать, как об этом можно рассказать детям дошкольного возраста, то переходите по ссылке АНТИЧНОСТЬ СПб ДЛЯ ДОШКОЛЯТ

  • Античный водный Санкт-Петербург



Адмиралтейство

Наиболее богат античный морской декор Адмиралтейства. На Адмиралтействе можно увидеть не только повелителя морских вод - Посейдона, но и всю его свиту. Причем изображения как царя морей, его жены морской царицы Амфитриты, так их слуг Тритонов и Наяд встречаются неоднократно. Они расположены на замковых камнях оконных проемов 1-го и 2-го этажа.


Флагштоки на павильонах Адмиралтейства поддерживают три дельфина. Неискушенному глазу эти гигантские сказочные рыбы вряд ли напомнят дельфинов, но скульпторы того времени лепили дельфинов по рассказам, не видя натуры, поэтому дельфины скорее напоминают царь-рыб. "Сказочные обитатели морских глубин на Адмиралтействе, несущие флаг, символизировали выход русского флота на широкие морские просторы" (Нестеров В.В. Львы стерегут город. - Л., 1972. С. 335)

Здание Биржи

Фасад Биржи украшен скульптурной группой "Нептун с двумя реками, или Балтийское море" (Прокофьев И.П., Демут-Малиновский В.И. ?)

На здании Биржи мы впервые сталкиваемся с гиппокампами, морскими конями Нептуна. Тела гиппокампов практически полностью погружены в воду, а если бы гиппокампы вынырнули они выглядели бы примерно так:

Нептун в Петербурге

Можно было бы предположить, что главный Нептун в Петербурге, должен иметь резиденцию на здании Адмиралтейства. Однако, это не так. Возлежащий на крыше Зимнего дворца, как на римском празднестве Нептун, приветствует все проплывающие по Неве корабли, и по праву считается главным морским богом Петербурга. Его коллега с бывшего здания Таможни (ныне Пушкинского дома), принимает парад стоя, а знаменитый Нептун со здания Биржи, утратил свое главенство вместе с переселением порта со Стрелки Васильевского острова.
В загородных резиденциях можно лицезреть помпезный памятник Нептуну - фонтан Верхнего Петергофского парка.

Ростральные колонны

На Ростральных колоннах мы также можем найти дельфинов, гиппокампов и наяд. Все они стали украшением Ростр. Наяд можно найти на нижних парах ростр. "Наяда представлена в образе молодой женщины с пышными распущенными волосами и широкими перепончатыми крыльями; ее ноги, напоминающие рыбьи хвосты, переплетены, а вытянутыми и чуть отклоненными назад руками она держится за борт корабля. Движение создает иллюзию, что нос корабля быстро движется навстречу набегающим волнам Невы" (Нестеров В.В. Львы стерегут город. - Л., 1972. С.336-337). Дельфины Ростральных колонн - одни из самых похожих на настоящих (несмотря на несуществующие жабры). Ведь ростра имитирует снятую с чужеземного корабля, бывавшего в южных морях, а значит владелец судна, вероятно, видел настоящих дельфинов. Дельфины не выглядят злобными чудовищами, хотя скульптор подчеркивает открытый рот животного и делает дополнительную обводку вокруг глаз.
Для гиппокампа скульптор избрал наиболее популярный образ, соединяющий голову и туловище коня с ластами и рыбьим хвостом. Образ морского коня решен простыми, мягкими линиями. Следует заметить, что гиппокамп и дельфин украшают одну и ту же ростру.

Гиппокампы в Петербурге

Гиппокампа нельзя назвать самым популярным мифическим животным Петербурга, но все же в городе на Неве можно найти целые табуны этих милых существ, приютившихся на стенах домов, решетках мостов, украшающих фонари и даже держащих балконы на своих широких морских спинах. Петербургская мода на сочетание стихий воды и воздуха, провозглашенная еще Елизаветой Петровной при обсуждении убранства Смольного собора, сделала большую часть гиппокампов Петербурга - крылатыми существами. Часть гиппокампов страстно полюбили музыку и не расстаются с лирой. Есть и гиппокампы, играющие с детьми. Вряд ли это земные дети, скорее малыши принадлежат к античному божественному семейству, но играют с гиппокампами они, как настоящие земные шалуны. На мосту Ломоносова Гиппокампа решили скрестить с единорогом. Золотой рог морского конька мог бы пробить ледяной покров Петербургских рек и поднять Нептуна на поверхность даже зимой.
Современные скульпторы также стремятся проявить фантазию и скрещивают гиппокампа с лебедями, упрочивая союз неба и воды. Еще одного гиппокампа можно увидеть на часах Главного штаба. Как только мы найдем ему пару, он тоже поселится на этой странице.

Тритоны

Тритоны не всегда находятся в свите Морского царя. Иногда в городе можно встретить этих существ, ускользнувших от грозного взгляда морского владыки.

Корабельная скульптура

Корабельная скульптура появилась в нашем городе не так давно. В прежние времена корабли, заходившие в порт на Стрелке ВО, хотя и могли обладать куда более высокохудожественными образцами этого искусства, вряд ли воспринимались как неотъемлимая часть городского пейзажа. Но с тех пор как в Неве пришвартовано несколько кораблей - развлекательных центров, имитирующих старинные суда, можно говорить о корабельной скульптуре, как относительно константной части городского пейзажа.
Наиболее ценной, с точки зрения представленности античной морской мифологии, является скульптурная композиция "Летучего Голландца". В скульптурном декоре корабля можно найти наяд и Тритона. Первоначально скульптуры были выполненны из темных пород дерева, но позднее позолочены, что лишило декор налета старины и таинственности, но обозначило статус судна.

Медуза Горгона

Одно из самых страшных морских чудовищ, Медуза Горгона, часто встречаемый персонаж в нашем городе. Наиболее излюбленно ее изображение на щитах, хотя встречаются и непокоренные Персеем медузы.

Речные античные божества

Кроме морских античных божеств в городе можно встретить и речных нимф, а также аллегории рек. К наиболее известным среди них относятся аллегории рек со здания Биржи и барельефов на Александрийской колонне. Однако, на доходных домах Петербурга встречаются парные речные нимфы, а в пригородах можно найти и скульптурные портреты речных аллегорий.

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №64, сентябрь 2014 года.

Часть вторая: Васильевский остров.

Необычные, новые, малоизвестные памятники.

Дорогие друзья! Мы продолжаем фотопуте­шествие по «неклассическому» Петербургу. На этот раз в объектив нашей камеры попали необычные, новые или просто малоизвестные памятники Васильевского ост­рова (напомним: в прошлом выпуске мы беседовали о неформальных достопри­мечательностях Адмирал­­тейского и Центрального районов). Присылайте в редакцию свои вопросы, мнения и пожелания, а также фотографии замеченных вами необычных памятников, скульп­тур, барельефов и прочих интересных объектов – будем вместе исследовать любопытные уголки нашего замечательного города!

В начале пешеходной зоны (6-7 линии) у метро Василеостровская. Скульптор – Ахнаф Зиякаев, 2004 год. По маршруту «6-я линия — Адмиралтейская площадь» с 1863 года курсировали вагончики первой линии конной железной дороги. Надпись на табличке такая: «Здесь! Установлена модель-копия вагона Санкт-Петербургской “Конки” образца 1872-1878 г.г. выпуска (в натуральную величину). Данная модель-копия построена, опираясь на оригинальные чертежи Путиловского завода, проектировавшего большинство российских “конок”».

(генерал-майору, артиллеристу, инженеру, одному из ближайших сподвижников Петра I) на 7 линии у дома 34. Скульпторы – Григорий Лукьянов и Сергей Сергеев, 2003 год. Батарея Корчмина стояла на Стрелке Васильевского острова, охраняя строящийся Петербург.

(первому русскому генерал-фельдмаршалу, первому кавалеру ордена Андрея Первозванного, одному из ближайших сподвижников Петра I) у собора святого апостола Андрея Первозванного. Скульпторы – Александр Бортник, Владимир Аксёнов, Шухрат Сафарматов, 2007 год.

8 линия, 23, во дворе. История этого существа теряется в начале 80-х годов прошлого века, когда, по легенде, его построил из железобетона неизвестный скульптор, проживающий в этом дворе. С тех пор за дракошей бережно ухаживают местные жители: убирают мусор, восстанавливают оторванные головы, красят в разные цвета. Раньше можно было пролезть из пасти чудовища прямо в живот, но, после того, как кто-то из детей по дороге застрял, проход пришлось забетонировать.

На 7-й линии Васильевского острова во дворе дома 18 (здание одной из старейших аптек Санкт-Петербурга, с 1858 года принадлежавшей Вильгельму Пелю). Видимо, башня служила химической лабораторией. Согласно городской легенде, секреты башни охраняют невидимые грифоны. Рассмотреть башню можно, поднявшись по лестнице немного выше входа в аптеку.

Первому главному архитектору Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, 21 (этот дом принадлежал Трезини с 1720-х годов), у Благовещенского моста. На постаменте надпись: «Установлен в 2013 году в честь 310-летия Санкт-Петербурга на средства жителя города Жорно Юрия Юрьевича. Скульптор Павел Игнатьев. Архитектор Павел Богрянцев». Великий зодчий вооружён внушительного размера циркулем (символом гармонии) и облачён в медвежью шубу.

На куполе здания Академии художеств, Университетская набережная, 17. Восстановлена по старинным чертежам скульптором Михаилом Аникýшиным и его учениками к 300-летию Санкт-Петербурга. Минерва в римской мифологии – дочь Юпитера, богиня искусств и ремёсел, а слово «гений» здесь используется в значении «дух-покровитель». Сама Академия (под названием «Академия трёх знатнейших художеств» – живописи, скульптуры и архитектуры.) была основана стараниями И.И.Шувалова и М.В.Ломоносова в 1757 году.

Уникальная коллекция архитектурных моделей в Музее Академии художеств (Университетская набережная, 17). Воскресенский Новодевичий (Смольный) монастырь (на фото), Исаакиевский собор, Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок, Биржа и собственно Академия художеств. Архитекторы, прежде, чем начинать строительство, собирали небольшие модели своих зданий из дерева. Так они могли со всех сторон критически осмотреть свои творения и, при необходимости, внести в окончательный проект изменения. Известно, что Франческо Растрелли при проектировании Смольного собора хотел построить колоссальную колокольню. Однако, собрав макет, мастер понял, что собор лучше смотрится без колокольни и решил отказаться от её возведения.

(государственному деятелю, генерал-адъютанту и меценату) в огромном круглом внутреннем дворе основанной им «Академии трёх знатнейших художеств», Университетская набережная, 17. Скульптор – Зураб Церетели, 2003 год.

– символом искусств, в саду Академии Художеств. Была подарена Академии в 1807 году архитектором Андреем Воронихиным, который изначально заказал её в качестве «запасной» для Казанского собора. На этом месте колонна стоит с 1847 года, а до этого несколько лет она украшала круглый двор Академии – там, где сейчас памятник графу Шувалову.

(основоположнику осетинской литературы и живописи) в саду Академии художеств. Скульптор – Владимир Соскиев, 2009 год. Коста (это его настоящее имя) учился в Академии.

Знаменитому скульптору, в саду Академии художеств. Автор композиции – Владимир Горевой, 2006 год. Мастер изображён с макетом монумента Николаю Первому на Исаакиевской площади.

В Румянцевском сквере на Университетской набережной. Граф Пётр Румянцев-Задунайский – военный и государственный деятель времён правления Екатерины II. Одержал ряд блестящих побед в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Архитекторы – Винчéнцо Брéнна и Карл Росси, 1799 год. Обелиск до 1818 года стоял на Марсовом поле. В Румянцевском сквере установлены также бюсты художников Ильи Репина и Василия Сурикова.

Напротив Академии художеств. Их нельзя, конечно же, назвать «малоизвестными», или «новыми». Но пройти мимо мы не смогли. Поражают они, прежде всего, своей древностью: около 35 веков назад сфинксы были высечены из сиенита (порода, похожая на гранит) и поставлены охранять храм около египетского города Фивы. Ещё одна любопытная деталь: головы сфинксов – портретные изображения фараона Аменхотепа III, который, собственно, и повелел их изваять. Фараон был отцом знаменитого религиозного реформатора Эхнатóна, свёкром красавицы Нефертити и дедом всем известного Тутанхамóна. Иероглифы, расшифрованные видным востоковедом Василием Стрýве, оказались перечислением многочисленных титулов фараона. Надписи на постаментах гласят: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезён в град Святого Петра в 1832 году».

Рядом со сфинксами (мифические полульвы-полуптицы) охраняют две полукруглых гранитных скамьи. Для многих петербуржцев (особенно тех, кто назначает здесь романтические свидания) эти с виду грозные существа сделались почти домашними. Уж не они ли прилетают на знаменитую Башню грифонов? В конце XIX века грифоны бесследно исчезли и были восстановлены только в 1958 году по старинным картинам и документам.

(первому губернатору Санкт-Петербурга, ближайшему другу и приближённому Петра I) у Меншиковского дворца. Скульпторы – Михаил Аникушин и Мария Литовченко-Аникушина, 2002 год. Дворец (прекрасный образец стиля Петровского барокко) начали строить в 1710 году – это первое каменное здание нашего города.

На Университетской набережной напротив дома 13. На страницах гранитной книги – строки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» и автограф поэта. Скульптор – Эвелина Соловьева, 2002 год.

Рядом с гранитной книгой –

Во дворе Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Университетская набережная, 11. Скульптор – Арсен Аветисян, 2002 год. Сам же Маленький принц расположился на одной из научных книг у подножия постамента. Эта композиция – первая в уникальном Парке современной скульптуры во внутренних двориках Университета.

– персонаж аллегорической повести французского писателя, поэта (и лётчика!) Антуана де Сент-Экзюпери – крупным планом.

Во дворике Филологического факультета. Скульптор – Владимир Петровичев (известный также созданием кошек Тишка Матроскина и Василиса), 2005 год. У многих народов мира бегемот считается символом удачи и благополучия. Ушки Тони отполированы до блеска: их почёсывают студенты в надежде встретить свою «вторую половинку».

Или «Сад камней» во дворике Филологического факультета. Авторы – Сергей де Рокамболь и Анна Николаева, 2003 год. «Камни присланы из крупнейших и старейших университетов мира», – написано на пояснительной табличке. На заднем плане видна шестиметровая «Вавилонская башня» авторства Андрея Сазонова, 2010 год.

«Нос майора Ковалёва» во дворике Филологического факультета. Скульптор – Тимур Юсуфов, 2008 год. О двух других памятниках этому знаменитому гоголевскому персонажу мы писали в прошлом номере нашей газеты.

Такса во дворике Филологического факультета. Скульптор – Арсен Аветисян, 2005 год.

Во дворе главного здания Университета, Университетская набережная, 7-9. Скульптор – Анатолий Дёма, 2002 год. Идея создания этого памятника принадлежит академику Александру Ноздрачёву. Он написал: «Человечество обязано быть бесконечно благодарным кошке, подарившей миру великое множество первостепенных открытий в физиологии».

Во дворе главного здания Университета, Университетская набережная, 7-9. Скульптор – Ханнеке де Мюнк (Нидерланды), 2010 год. Герои необычной композиции, напоминающей цветок, – один из крупнейших русских поэтов XX века Осип Мандельштам и его жена Надежда. Всего во дворах Университета установлено около 50 скульптур, причём коллекция время от времени пополняется. Есть и памятники вполне классического вида (поэту и дипломату Антиоху Кантемиру, башкирскому востоковеду Ахмет-Заки Валидову, дагестанскому поэту Расулу Гамзатову, памятник первому президенту Республики Вьетнам Хо Ши Мину), и совсем необычные (мифический «Подпоручик Киже» из проволоки, скульптура из лавы Везувия «Размышление: прошлое, настоящее, будущее» и множество других очень любопытных композиций).

Или «Крылатый Гений» перед главным входом в здание Санкт-Петербургского государственного Университета, Менделеевская линия, 2. Скульптор – Михаил Белов, 2007 год. Этот Ангел-хранитель, как написано в журнале Университета, «воплощает идею молодости, стремления к знаниям, смелости и дерзости в науке».

Физику-ядерщику, общественному деятелю и правозащитнику, на площади Сахарова (между зданиями Университета и Библиотеки Академии наук). Скульптор – Левон Лазарев, 2003 год. А.Д.Сахарову в 1975 году была присуждена Нобелевская премия мира – «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».

Учёному-физиологу, создателю науки о высшей нервной деятельности, на Тифлисской улице, 3 (рядом с Институтом физиологии его имени). Скульпторы – Анатолий Дёма и Виктор Онешко, 2004 год. Памятник поставлен к 100-летию присуждения И.П.Павлову Нобелевской премии в области медицины и физиологии (1904 год).

Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), Университетская набережная, 3, во дворе со стороны Таможенного переулка. История их такова. В Андах на севере Южной Америки (территория современной Колумбии) в первом тысячелетии Нашей эры процветало племя индейцев, впоследствии уничтоженное инками. Это племя (называемое сейчас культурой Сан-Агустин) оставило после себя сотни высеченных из вулканических пород статуй богов. Их в 1911 году обнаружил немецкий геолог Карл Штёпель. Он снял гипсовые слепки с некоторых статуй и в Германии изготовил их точные копии. 18 копий из железобетона приобрёл Петербургский учёный и просветитель Владимир Святловский и подарил их Кунсткамере. До 60-х годов XX века эти истуканы хранились в запасниках музея, после чего часть их них была выставлена на всеобщее обозрение.

Дар городу от Северо-Западного таможенного управления. Скульпторы – Андрей Кунац и Дмитрий Никитин, 2003 год. На бронзовом барельефе – реконструкция архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова на 1830-е годы. «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской империи», – свидетельствует поясняющий текст. Величественные Ростральные колонны, возведены в 1810 году по проекту архитектора Томá де Томóна, служили маяками ночью и в туман. Они украшены символическими рóстрами (носами) захваченных вражеских кораблей и величественными фигурами богов, согласно легенде, прославляющими русские реки (у северной колонны - Волга и Днепр, у южной - Нева и Волхов). Осмотрев Стрелку, давайте вернёмся к Благовещенскому мосту и продолжим нашу воображаемую экскурсию прогулкой по набережной Лейтенанта Шмидта.

на набережной Лейтенанта Шмидта у 14-15 линии. Лодка была построена в 1955 году и 35 лет несла службу в составе Балтийского флота. С 2010 года лодка стала музеем.

Высланным большевиками в 1922 г. Установлен на набережной Лейтенанта Шмидта около 8-9 линии по инициативе Санкт-Петербургского философского общества. Архитектор – Александр Сайков, 2003 год. Отсюда на двух кораблях были принудительно отправлены в Германию неугодные советскому правительству учёные и другие представители интеллигенции (более 160 человек). «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно», – писал один из лидеров Октябрьской революции 1917 года Лев Троцкий.

, «первому русскому плавателю вокруг света» (как написано на постаменте), на набережной Лейтенанта Шмидта напротив дома 17 – здания Морского кадетского корпуса. Скульптор – Иван Шредер, 1870 год. Любопытная деталь: прославленный адмирал изображён задумчивым и грациозным – несмотря на то, что обладал «железным» характером и был необычайно физически развит (даже в плаваниях он каждый день тренировался с двумя двухпудовыми гирями). Видимо, скульптор стремился подчеркнуть особенное свойство характера адмирала: отеческое отношение к морякам и неустанную заботу об их здоровье. Немудрено, что деньги на установку памятника Крузенштерну собирали всем миром.

Посвящённые сюжетам древнегреческих мифов о подземном царстве (угол набережной Лейтенанта Шмидта и 21-й линии). «Похищение Прозерпины Плутоном» (на фото), скульптор – Василий Демут-Малиновский, и «Геркулес, удушающий Антея», скульптор – Степан Пименов. Любопытная деталь: эти скульптуры (как и некоторые другие монументальные скульптуры в Петербурге) вырезаны из травертина, добытого у села Пудость около Гатчины. При извлечении из-под земли эта горная порода необыкновенно мягкая, но затем постепенно твердеет, что издавна ценилось у скульпторов. Кстати, в одном из дворов института проживает совершенно не известная широкой публике парочка чёрных чугунных сфинксов.

На набережной Лейтенанта Шмидта у Горного института. Построен в Англии по заказу Российского правительства в 1916 году (первоначально носил имя «Святогор»). В течение полувека наряду со знаменитым «Ермаком» был самым мощным ледоколом в мире. В августе легендарный ледокол отправится на ремонт в Кронштадт.

Видному политику времён «перестройки», первому мэру Санкт-Петербурга, в сквере на Большом проспекте около ДК Кирова. Скульптор – Иван Корнеев, 2006 год. Одна из надписей на постаменте гласит: «Анатолию Александровичу Собчаку (1937 — 2000), возвратившему имя городу».

Перед входом в Музей современного искусства Эрарта («Эра искусства»). Скульптор – Дмитрий Жуков, 2009 год. «Возможно, это ангелы, а возможно, изображения богини победы Ники», – написано на сайте Музея.

Погибшим, спасая наш город от пожаров во время бомбёжек и артобстрелов. Большой проспект, 73 (здание 9-й пожарной части, где сейчас – Музей пожарной охраны). Скульптор – Левон Лазарев, 1981 год.

Во дворе здания «Петерстар» на Среднем проспекте, 31, скульптор Николай Елгазин, 1994 год.

Музей «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”» , Шкиперский проток, 10. Д-2 построена в 1927-31 годах и является одной из первых советских подводных лодок. В годы Великой Отечественной войны участвовала в боевых действиях на Балтийском море. С 1994 года лодка стала музеем.

У гостиницы «Прибалтийская» на углу улиц Нахимова и Кораблестроителей. Скульптор – Зураб Церетели, 2006 год (с 2005 года памятник стоял на ступенях Манежа). На голове Петра – лавровый венок победителя, в правой руке – символический Указ об основании Санкт-Петербурга.

У гостиницы «Прибалтийская». Скульптор – Эдуард Агаян, 1982 год. Фигуры, словно захваченные водоворотом Истории, символизируют прошлое и настоящее русского флота. На стене – бронзовые маски Наяды и Нептуна.

В сквере «Малые Гаванцы» на улице Нахимова. Скульптор – Григорий Лукьянов, 2012 год (5 июля 2012 года исполнилось 210 лет со дня рождения прославленного адмирала, героя Синопского сражения и Крымской войны 1853-1856 годов). В России это второй по счёту памятник в полный рост П.С.Нахимову (первый находится в Севастополе).

«Памятник подвигу моряков Балтийского флота в Великой Отечественной войне и героическому экипажу крейсера Киров» на площади Балтийского флота (пересечение Морской набережной и Боцманской улицы). После списания легендарного крейсера из состава флота (в 1974 году) две его носовые 180-мм трехорудийные артиллерийские башни было решено установить здесь как памятник.

Сражавшимся наравне со взрослыми во время Великой Отечественной войны, на площади Балтийских юнг (пересечение проспекта Кима и Железноводской улицы). Скульптор – Леонид Эйдлин, 1999 год.

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Все фото этого выпуска: © Георгий и Анастасия Поповы.

Петербург, как и другие европейские столицы, веками мечтал о морском величии. Поэтому некоторые его уголки населены статуями водных богов, античных и русских, есть и такие. А стрелке Васильевского острова по части морских фигур под силу соперничать даже со всемирными знаменитостями:римскими фонтаном Треви и пьяцца Навона.


фонтан Треви, Италия

Вот Рим. На его улицах и проспектах, на его пьяццах и пьяцеттах, в его парках и скверах замерли, словно в детской игре, бронзовые и каменные морские фигуры: нептуны и посейдоны; тритоны и наяды; осетры и дельфины; морские коньки и морские кони; водяные змеи и водяные ящерицы; крабы и черепахи. Тон и стиль этому фигурному великолепию задал в середине XVII века скульптор Джанлоренцо Бернини. Он творил под покровительством сразу трех Римских пап, каждого из которых восславил великолепным фонтаном. А средства на строительство добывали сбором крайне непопулярных в народе налогов на хлеб и вино.

фонтан Нептун

Самый пышный водный памятник, воздвигнутый Бернини во имя папского величия - Fontana dei Fiumi (фонтан Рек) на piazza Navona . Циклопических размеров сооружение, на верхушку которого скульптор водрузил многометровый египетский обелиск, символизирует четыре главные реки, известные в то время - Ганг, Ла-Плату, Дунай и Нил. В главных ролях рек выступают мускулистые каменные мужчины с всклокоченными шевелюрами и бородами, восседающие у подножья обелиска. На площади Навона - еще два фонтана, хотя и не столь многофигурные, как центральный, но не менее выдающиеся, в том числе и яростью борений. Бернини к ним тоже приложил руку: в чаше одного могучий Нептун сражается с осьминогом, посередине другого дюжий мавр одолевает дельфина. Появлением самого знаменитого своего фонтана Рим тоже обязан гению Бернини - архитектурный комплекс на piazza Trevi построил через много лет после смерти великого скульптора Никола Салви. Салви не скрывал, что его произведение - подражание творчеству маэстро. И впрямь: Нептун и два тритона, обуздывающие водных жеребцов, относятся к тому же семейству морских фигур, что и голые мужчины с piazza Navona .

Стрелка Васильевского острова, Санкт-Петербург

А вот Петербург - город, ничуть не меньше Рима грезивший о величии. В начале XIX века швейцарский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон по заказу и во славу императора Александра I воздвиг на болотистой стрелке Васильевского острова впечатляющий комплекс, украшенный морскими фигурами. В центре ансамбля - построенное по образцу храма Посейдона в Пестуме и поэтому опоясанное дорической колоннадой здание Биржи - так сказать, храм нарождавшихся в ту эпоху торгово-рыночных отношений. С портика над фасадом выезжает к Неве запряженная гиппокампами (морскими конями) колесница Нептуна. Держа трезубец в левой руке, правую морской бог простирает над городом, и северный Петербург он сторожит так же бдительно, как южный Рим. В качестве русской свиты сторожа выступают не тритоны, а мощные фигуры Невы и Волхова. Так что у нас собственная фигурная география морей и рек.

Ростральная колонна

Перенести на Васильевский остров центр города планировал еще Петр I , да не успел. Через столетие волей императора, талантом архитектора и стараниями десятков тысяч крепостных мужиков стрелка стала еще более стрельчатой. В зыбучую почву забили без счета деревянных свай, а мыс за счет гигантских насыпных работ продвинули более чем на сто метров на восток. В итоге, архитектурный комплекс противопоставлен течению реки и словно разделяет на два рукава русло Невы. Правильность и плавность ее течения проверяют две огромные Ростральные колонны, со стволами, украшенными медными изображениями носов кораблей. Эти колонны прежде служили маяками Петербургского порта, на их верхушках жгли конопляное масло. Теперь по праздникам в чашах-светильниках зажигают газовые горелки.

фонтан Рек Ростральные колонны: Днепр и Нева

У подножий Ростральных попарно устроились морские фигуры. Четыре статуи из пудостского камня архитектор Тома де Томон считал божествами моря и коммерции, но в литературе их называют аллегорическими изображениями главных судоходных русских рек - Волги и Днепра, Невы и Волхова. Издалека фигуры выглядят не менее представительно, чем мужчины из римских фонтанов, однако при ближайшем рассмотрении величие слегка теряется. Дело в том, что денег на скульптуры в императорской казне оказалось немного, от мрамора и бронзы пришлось отказаться, обошлись камнем из окрестностей Гатчины. Непрочный и не слишком пластичный известняк легко обрабатывать, но трудно сохранять. Академического скульптора нанять не удалось, за изготовление моделей взялись мастера рангом пониже, французы Жозеф Камберлен и Франсуа Тибо. Мягкокаменные скульптуры часто приходилось реставрировать, но в ХХ веке они потеряли парадный вид. Обновляли фигуры небрежно, к юбилеям Октября попросту покрывали масляной краской; места поломок замазывали штукатуркой или гипсом; бывало даже, загоняли под ребра стальные штыри для укрепления конструкции. В конце концов от отчаяния у Невы отломилась кисть левой руки, а Волхов потерял кисть правой. Только в конце 1990-х годов фигуры отреставрировали по всей научной процедуре, и теперь они наконец выглядят свежо.
У фонтана Рек на piazza Navona часто бродят щуплые американские студенты, изучающие Рим по тексту романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Знаменитый писатель не обошел стороной и фонтан dei Fiumi , в ванне которого произошла решительная схватка главного героя Роберта Лэнгдона с религиозным фанатиком, утопившем у ног Ганга и Дуная кардинала с футбольной фамилией Баджио. На стрелке Васильевского ничего такого пока не произошло, она еще ждет своего героя и своего писателя. Нашим морским фигурам наверняка тоже найдется, о чем рассказать миру.

В пятницу в моем Блоге: Увидеть Питер - и крепко заснуть. Искусство хостелов.

В начале XVIII века остров, где Нева разделяется на два рукава - Большую и Малую Неву, оставался безлюдным, петербуржцы не хотели селиться на заболоченной лесистой местности. Петр I решил создать на острове Адмиралтейство и административный центр столицы.

В планах Петра I было вырыть сеть каналов наподобие каналов Амстердама. Проект был разработан Жаном Батистом Леблоном, но не осуществился. Cчитается, что каналы должны были пройти по нынешним линиям Васильевского острова. Для исполнения своего замысла по благоустройству острова Петр I подарил его А.Д. Меншикову, который построил там усадьбу с прекрасным дворцом. После А.Д. Меншикова здесь с большей охотой стали селиться жители столицы. Петр I доказал, что место это подходит для жизни. Вслед за Меншиковским дворцом на набережной стали возводиться другие каменные здания: Двенадцати коллегий, Академии наук и Кунсткамеры, Академии художеств. Пышные фасады появились на южном берегу острова, на Университетской набережной.

Здание Биржи

Работы над ансамблем стрелки Васильевского острова начались в начале XIX века. На полукруглом мысе французский архитектор Ж. Тома де Томон возвел новое здание Биржи. Ему предшествовала неудачная попытка Д. Кваренги, который начиная с 1783 года строит свое здание Биржи. Проект Д. Кваренги сочли не соответствующим облику города, и недостроенное здание было разобрано. В 1801 году свой первый эскиз на рассмотрение в Академию художеств представил Ж. Тома де Томон, проект был отправлен на доработку. В усовершенствовании проекта французу помог А. Захаров.

23 июля 1805 года было заложено новое здание Биржи, которое стало композиционным центром стрелки Васильевского острова. Новую постройку расположили точно на оси симметрии мыса. Архитектор возвел здание, напоминающее античный храм, подняв его на высокий цоколь - стилобат. Монументальный «храм торговли» опоясывают два ряда колонн дорического ордера. С двух сторон здания симметричные фасады венчают скульптурные композиции на тему водных стихий - «Нептун с двумя реками» и «Навигация с Меркурием и двумя реками» (или, по другой версии, аллегории Балтийского моря и Невы). Скульптуры выполнены из местного пудожского камня Самсоном Сухановым. Перед зданием обустроена полукруглая площадь с двумя спусками к воде, вероятно, для прибывающего товара. По обеим сторонам от Биржи установлены Ростральные колонны, выполняющие роль маяков. Одна из колонн была маяком для судов Малой Невы, другая - указывала путь к Большой Неве. Маяки служили до 1885 года, их зажигали в туман и ночью.

Историк П.П. Свиньин записал: "По концам площади возвышаются два величественных столба, украшенных статуями, корабельными носами и другими приличными изображениями, из коих замечательнее всех колоссальная фигура Нептуна с трезубцем, работы скульптора Тибо из пудожского камня. Во внутренности столбов проведены крутые лестницы, по коим можно взойти на самый верх их, заключающий довольно широкие площадки с железными перилами".

Высота Ростральных колонн - 32 метра, в ясную погоду с их вершины можно увидеть Кронштадт. Колонны служили маяками для кораблей, наверху в жаровнях жгли масло, П.П. Свиньин пишет: «Во время торжественных иллюминаций Биржа, особливо столбы сии, освещаются бесподобным образом. Пылающее пламя на верху сих последних в железных треножниках припоминает мореходцу то радостное ощущение, которое объемлет сердце его в бурную ночь у неизвестного берега при первом мерцании маяка». Позже к светильникам подвели электричество, но это оказалось слишком дорогой затеей.

В 1957 году, когда Петербург с опозданием отмечал 250-летний юбилей, впервые над Ростральными колоннами взметнулись огненные факелы семиметровой высоты. В наше время ярко-оранжевые факелы вспыхивают на Ростральных колоннах в праздничные дни и дни торжественных мероприятий. Один из таких был недавно на праздновании трехсотлетия Санкт-Петербурга.

Биржа в Санкт-Петербурге просуществовала до 1917 года. После ее закрытия здание пустовало, пока в 1939–1941 годах в нем не расположился Центральный военно-морской музей. В 2013 году было принято решение, что Биржа будет передана Государственному Эрмитажу.

О дним из самых важных проектов в жизни архитектора и рисовальщика Жана Франсуа Тома де Томона стало создание ансамбля стрелки Васильевского острова с величественным зданием Биржи и ростральными колоннами. Портал «Культура.РФ» вспоминает наиболее интересные факты о строительстве и украшении стрелки.

Фотография: Андрей Кекяляйнен / фотобанк «Лори»

Биржа Джакомо Кваренги . История стрелки Васильевского острова началась задолго до того, как здесь появилось здание работы Тома де Томона. В XVIII веке на этом месте уже была Биржа. В 1730-х ее построили из дерева, а в 1780-х решили перестроить в камне. Возведение новой Биржи поручили Джакомо Кваренги. Он спланировал постройку овальной формы с двумя портиками, к которым должны были вести гранитные лестницы. Однако строительные работы шли очень медленно. В землю было забито 10 тысяч свай, на которых успели возвести цоколь и стены, на этом процесс остановился. В казне не хватало средств, а купцам, которые также участвовали в финансировании, новая Биржа категорически не нравилась. Главной претензией было то, что здание не вписывается в городской пейзаж. Кваренги предлагали внести в постройку изменения, но тот не хотел потакать «грубым вкусам».

Кофе как источник вдохновения . В 1805 году новый проект здания Биржи поручили разработать Жану Франсуа Тома де Томону. До этого архитектор не строил ничего столь монументального, а ведь ему, помимо здания, предстояло спроектировать ансамбль всей стрелки Васильевского . По легенде, Тома де Томон долго не мог закончить архитектурный проект. И якобы идея ансамбля пришла к архитектору за утренним кофе. Его жена накрывала на стол и поставила на овальный поднос симметрично две чашки, а между ними - кофейник. Так Жан-Франсуа Тома де Томон представил перед собой всю геометрию будущей площади со зданием Биржи и двумя ростральными колоннами по сторонам.

«Плагиатор» Тома де Томон . Вдохновляли Тома де Томона его же альбомы с зарисовками римских памятников, которые архитектор сделал во время путешествия в Италию. Также Тома де Томон переосмыслил некоторые нереализованные проекты коллег-архитекторов, за что его даже упрекали в копировании чужих идей. Проектируя здание Биржи, Тома де Томон учитывал и архитектурные тенденции того времени - господство классицизма , пожелания купцов-заказчиков, которые видели здание Биржи символом торговой мощи России, и особенности петербургского климата. Монументальное здание строилось с учетом возможного наводнения, поэтому оно было поднято на мощный стилобат - постамент. Расчеты Тома де Томона оправдались. Во время сильнейшего наводнения 1824 года, когда городские набережные сильно пострадали от разлива Невы, вода дошла практически до уровня стилобата, но не прорвалась внутрь здания на стрелке Васильевского острова.

Детище Кваренги - на кирпичи . Проект Биржи Тома де Томона не предусматривал сохранение старого здания. Архитектор предлагал полностью снести его, а строительный мусор использовать для насыпи набережной. Маститый архитектор Кваренги, автор Эрмитажного театра и здания Академии наук, пришел в бешенство, когда узнал об этом. Чтобы примирить зодчих, граф Александр Строганов - руководитель Академии художеств - предложил провести торги. Он рассчитывал, что кто-то захочет купить недостроенное здание Кваренги. Однако желающих не нашлось, и старую Биржу разобрали. При этом удалось сохранить два миллиона кирпичей, которые использовали при строительстве нового здания.

Петербургский Парфенон . Жан Франсуа Тома де Томон хотел построить здание, подобное памятнику античной архитектуры - главному храму Акрополя Парфенону. Свою величественную Биржу Тома де Томон развернул фасадом к Неве. Прямоугольное здание опоясывала колоннада из 44 колонн. К гранитному стилобату, на котором возвышалась Биржа, вели широкие лестницы. Большую часть внутреннего пространства занял огромный главный зал площадью 900 квадратных метров. Один из современников Тома де Томона писал: «Внутренняя зала есть одна из прекраснейших в столице по обширности своей и пропорции» .

Строительство стрелки . Жан Франсуа Тома де Томон руководил не только строительством Биржи, но и всего архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова . Мыс полностью «переоборудовали». Перед Биржей появилась полукруглая площадь, к береговой линии мыса досыпали грунт, а на нем устроили полукруглый выступ. Стрелку оформили гранитными спусками к Неве, их украшали большие каменные шары. По легенде, мастер-каменотес Самсон Суханов, который участвовал в декорировании всего архитектурного ансамбля, вырубил их на глаз.

Ростральные колонны - маяки или памятники морской славы . Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова были построены одновременно со зданием Биржи в 1805–1810 годах. Свое название они получили из-за того, что на них расположены декоративные изображения носовых частей корабля - «рострумы». Такими традиционно украшали триумфальные колонны еще со времен Древнего Рима. Считается, что изначально ростральные колонны задумывались как маяки - в чашу на вершине должны были наливать смолу и поджигать ее, что указывало путь кораблям, идущим в торговый порт. Однако, возможно, ростральные колонны всегда служили лишь триумфальным памятником, в котором факел горел только по праздникам.

Скульптурное оформление ансамбля . Первоначально создавать скульптуры для архитектурного ансамбля пригласили Федоса Щедрина и Ивана Прокофьева, но за свою работу художники запросили слишком высокую цену. В итоге декорировали Биржу менее известные мастера, чьи имена остались неизвестны. Над главным входом здания разместилась скульптурная группа «Нептун с двумя реками», на противоположном фасаде - «Навигация с Меркурием и двумя реками». Скульптурным оформлением соседних ростральных колонн занимались Жозеф Камберлен и Жак Тибо - они выполнили четыре аллегорические фигуры русских рек -