Тасманийцы: техника и материальная культура, хозяйство, общественный строй, религия, искусство. Особенности тасманийцев и их происхождение

…Имеем ли мы дело с умными обезьянами или с очень низкоразвитыми людьми?
Олдфилд, 1865
Единственным разумным и логичным решением в отношении низшей расы является ее уничтожение.
Г. Дж. Уэллс, 1902

На фото: последние коренные жители Тасмании

Одной из позорнейших страниц истории английской колониальной экспансии является истребление туземного населения о. Тасмании.,

Британские поселенцы в Австралии, и особенно на Тасмании, ради собственного процветания систематически уничтожали коренное население и подрывали основы его жизни. Англичанам «нужны» были все земли туземцев с благоприятными климатическими условиями. «Европейцы могут надеяться на процветание, поскольку… черные скоро исчезнут…

Если отстреливать туземцев так же, как в некоторых странах отстреливают ворон, то численность [туземного] населения со временем должна сильно сократиться», - писал Роберт Нокс в своем «философском исследовании о влиянии расы»». Алан Мурхэд так описывал фатальные изменения, которые постигли Австралию: «В Сиднее дикие племена были заморены. В Тасмании они были поголовно истреблены… поселенцами… и каторжниками… все они жаждали получить землю, и никто из них не собирался позволить черным препятствовать этому.

Однако те мягкие и добросердечные люди, которых за полвека до этого посещал Кук, оказались не столь покорными, как на материке». После того как фермеры отняли землю у коренных жителей (прежде всего на Тасмании, где климат был холоднее), туземцы с копьями в руках попытались оказать сопротивление пришельцам, вооруженным огнестрельным оружием. В ответ англичане организовали на них настоящую охоту. На Тасмании такая охота на людей происходила с санкции британских органов власти: «Окончательное истребление в крупном масштабе могло быть осуществлено только при помощи юстиции и вооруженных сил… Солдаты сорокового полка загоняли туземцев меж двух каменных глыб, расстреливали

всех мужчин, а потом вытаскивали женщин и детей из скальных расселин, чтобы вышибить им мозги» (ISSO). Если туземцы были «нелюбезны [непокладисты]», англичане делали вывод, что единственный выход из создавшейся ситуации - уничтожить их. На туземцев «беспрестанно охотились, их выслеживали, как ланей». Тех, кого удавалось отловить, увозили. В 1835 г. был вывезен последний оставшийся в живых местный житель. Причем эти меры не были секретными, никто не стыдился их, а правительство поддерживало эту политику.

«Итак, началась охота на людей, и с течением времени она становилась все более жестокой. В 1830 г. Тасмания была переведена на военное положение, по всему острову была выстроена цепь вооруженных людей, которые пытались загнать аборигенов в западню. Коренным жителям удалось пробраться сквозь кордон, однако воля к жизни покинула сердца дикарей, страх был сильнее отчаяния…» Феликс Мейнард, врач французского китобойного судна, вспоминал о систематических облавах на туземцев. «Тасманийцы были бесполезны и [ныне] все умерли», - полагал Хэммонд.
* Хэммонд Джон Лоуренс Ле Бретон (1872-1949) - историк и журналист.

Европейцы нашли остров довольно плотно заселенным. Р. Пёх, полагает, что продуктами охоты и собирательства на Тасмании могло существовать около 6000 туземцев. Войны между аборигенами не шли дальше мелких межплеменных распрей. Голодовок, повидимому, не было, по крайней мере европейцы не нашли туземцев истощенными.

Первые европейцы были встречены тасманийцами с величайшим дружелюбием. По свидетельству Кука, тасманийцы из всех виденных им «дикарей» были самыми добродушным и доверчивым народом. «Они не имели свирепого вида, а казались добрыми и весёлыми без недоверчивости к чужестранцам».

Когда в 1803г. на острове было основано первое английское поселение, тасманийцы также отнеслись к колонистам без какой бы то ни было враждебности. Лишь насилия и жестокости европейцев заставили тасманийцев изменить своё отношение к белым. В источниках мы находим многочисленные красочные примеры этих насилий и жестокостей. «Некто, по имени Carrots, - рассказывает Х. Паркер, - убил туземца, у которого хотел увести жену, отрезал ему голову, повесил её, как игрушку, на шее убитого и заставил женщину следовать за собой». Тот же автор сообщает о подвигах одного тюленепромышленника, который «захватил 15 туземных женщин и расселил их по островкам Бассова пролива, чтобы они добывали для него тюленей. Если к его приезду женщины не успевали заготовить положенного количества шкур, он в наказание привязывал виновных к деревьям на 24-36 часов подряд, причем от времени до времени сек их розгами.»

В начале 1820-х годов тасманийцы делают попытки организованного вооруженного сопротивления европейским насильникам и убийцам. Начинается так называемая «черная война» («black war»), скоро превратившаяся в простую охоту англичан за тасманийцами, совершенно беззащитными против огнестрельного оружия белых.

Х. Халл прямо говорит, что «охота за черными была любимым спортом колонистов. Выбирали день и приглашали соседей с их семьями на пикник… после обеда джентльмены брали ружья и собак и, в сопровождении 2-3 слуг из ссыльных, отправлялись в лес искать тасманийцев. Охотники возвращались с триумфом, если им удавалось подстрелить женщину или 1-2 мужчин.

«У одного европейского колониста, - рассказывает Линг Рот, - была банка, в которой он хранил в качестве охотничьих трофеев уши людей, которых ему удавалось убить».

«Много черных с женщинами и детьми собрались в овраге близ города… мужчины сидели вокруг большого костра, в то время как женщины были заняты приготовлением на ужин еды. Туземцы были застигнуты врасплох отрядом солдат, которые без предупреждения открыли по ним огонь, а затем бросились добивать раненых. Один солдат проткнул штыком ребенка, ползавшего около своей убитой матери, и бросил его в огонь». Этот солдат сам рассказывал о своём «подвиге» путешественнику Халлу, и когда последний выразил возмущение его жестокостью, тот с искренним удивлением воскликнул: «Ведь это был только ребенок!»

В 1834 г. всё было закончено. «28 декабря, - рассказывает Э. Реклю, - последние туземцы, преследуемые как дикие звери, были загнаны на оконечность одного возвышенного мыса, и это событие праздновалось с триумфом. Счастливый охотник, Робинсон, получил в награду от правительства имение в 400 га и значительную сумму денег.

Пленных сначала переводили с островка на островок, а потом заключили всех тасманийцев в числе двух сотен в одну болотистую долину о. Флайндерса. В течение 10 лет 3/4 ссыльных перемерли.

В 1860 г. оставалось уже только одиннадцать тасманийцев. В 1876 году умирает последняя тасманийка Труганини, остров оказывается, по выражению английских официальных документов, совершенно «очищенным» от туземцев, если не считать ничтожного количества европеизированных метисов англо-тасманийского происхождения.

«Во время холокоста Тасманию посетил Чарлз Дарвин. Он писал: «Боюсь, нет сомнения, что зло, творящееся здесь, и его последствия - результат бесстыдного поведения некоторых наших земляков». Это еще мягко сказано. То было чудовищное, непростительное преступление… У аборигенов были только две альтернативы: либо сопротивляться и умереть, либо покориться и стать пародией на самих себя», - писал Алан Мурхэд. Польский путешественник граф Стшелецкий,

(* Стшелецкий Эдмунд Павел (1796-1873) - польский натуралист, географ и геолог, исследователь Америки, Океании и Австралии) приехавший в Австралию в конце 1830-х годов, не мог не выразить ужаса от увиденного: «Униженные, подавленные, смятенные… истощенные и прикрытые грязными лохмотьями, они - [когда-то] природные хозяева этой земли - [теперь] скорее призраки былого, чем живые люди; они прозябают здесь в своем меланхолическом существовании, ожидая еще более меланхолического конца». Стшелецкий упоминал также про «освидетельствование одной расой трупа другой - с вердиктом: «Умерла настигнута карой божией»». Истребление туземцев можно было рассматривать как охоту, как спорт, потому что души у них как бы не было.
Правда, христианские миссионеры выступили против представлений об «отсутствии души» у «аборигенов» и спасли жизнь немалому числу последних коренных обитателей Австралии. Тем не
менее, конституция Австралийского Союза, действовавшая уже в послевоенные годы, предписывала (статья 127) «не учитывать аборигенов» при подсчете населения отдельных штатов. Таким образом, конституция отвергала их причастность к роду человеческому. В конце концов, еще в 1865 г. европейцы, столкнувшись с коренными жителями, не были уверены, имеют ли они дело «с умными обезьянами или с очень низкоразвитыми людьми».

Забота об «этих зверолюдях» есть «преступление против нашей собственной крови», - напоминал в 1943 г. Генрих Гиммлер, говоря о русских, которых следовало подчинить нордической расе господ.
Англичане, совершавшие в Австралии «неслыханное в деле колонизации» (по словам Адольфа Гитлера), не нуждались в подобного рода наставлениях. Так, одно сообщение за 1885 г. гласит:
«Чтобы успокоить ниггеров, им дали нечто потрясающее. Еда [которую им раздавали] наполовину состояла из стрихнина - и никто не избежал своей участи… Владелец Лонг-Лэгун при помощи этой хитрости уничтожил более сотни черных». «В прежние времена в Новом Южном Уэльсе бесполезно было добиваться, чтобы те, кто приглашал в гости черных и давал им отравленное мясо, понесли заслуженное наказание». Некий Винсент Лесина еще в 1901 г. заявил в австралийском парламенте: «Ниггер должен исчезнуть с пути развития белого человека» - так «гласит закон эволюции». «Мы не сознавали, что, убивая черных, нарушаем закон… потому что раньше это практиковалось повсеместно», - так звучал главный аргумент англичан, убивших в 1838 г. двадцать восемь «дружественных» (т. е. мирных) туземцев. До этой резни на Майелл-Крик все акции по истреблению коренных жителей Австралии оставались безнаказанными. Лишь на втором году царствования королевы Виктории за подобное преступление в порядке исключения было повешено семеро англичан (из низших слоев).

Тем не менее в Квинсленде (северная Австралия) в конце XIX в. невинной забавой считалось загнать целую семью «ниггеров» -мужа, жену и детей - в воду к крокодилам… Во время своего пребывания в Северном Квинсленде в 1880-1884 гг., норвежец Карл Лумхольц(*Лумхольц Карл Софус (1851-1922) - норвежский путешественник, натуралист и этнограф, исследователь Австралии, Мексики, Индонезии) слышал такие высказывания: «Черных можно только стрелять - по-другому с ними обращаться нельзя». Один из колонистов заметил, что это «жесткий… но… необходимый принцип». Сам он расстреливал всех мужчин, которых встречал на своих пастбищах, «потому что они суть скотоубийцы, женщин - потому что они порождают скотоубийц, и детей - потому что они [еще] будут скотоубийцами. Они не хотят работать и потому не годятся ни на что, кроме как получить пулю», - жаловались колонисты Лумхольцу.

Колонизация Австралии и Тасмании стала ярким примером того, как англосаксонская раса, истребляя аборигенов, завоевывала жизненное пространство.

В 1803 году на остров Тасмания из Сиднея под командой Джона Боуэна была отправлена небольшая партия поселенцев с целью предотвращения французских притязаний на остров. Перед ними ставилась задача развития сельского хозяйства и промышленности.

Аборигены встретили колонистов без враждебности, но вскоре изменили свое отношение к белым. Ради собственного процветания британские поселенцы отнимали землю у коренных жителей, которых убивали, насиловали и обращали в рабство. Попытки аборигенов в начале 1820-х годов оказать сопротивление, называемое «черной войной», жестоко подавляла колониальная армия:

Окончательное истребление в крупном масштабе могло быть осуществлено только при помощи юстиции и вооруженных сил… Солдаты сорокового полка загоняли туземцев меж двух каменных глыб, расстреливали всех мужчин, а потом вытаскивали женщин и детей из скальных расселин, чтобы вышибить им мозги.

Тасманийцы с копьями в руках были совершенно беззащитными против европейцев, вооруженных огнестрельным оружием, поэтому очень скоро «черная война» превратилась в настоящую охоту англичан за аборигенами, которая происходила с санкции британских органов власти.

В свидетельствах тех событий встречаются описания этого жестокого и кровавого развлечения британцев: пригласив соседей с семьями на пикник и отобедав, джентльмены брали ружья, собак, 2–3 слуг из ссыльных и отправлялись в лес искать чёрных. Охота считалась удачной, если удавалось подстрелить женщину или 1–2 мужчин.

Американский биогеограф Джаред Даймонд приводит и другие факты кровавого веселья галантных и благородных англичан:

Один пастух расстрелял девятнадцать тасманийцев из фальконета, заряженного гвоздями. Четверо других напали на коренных жителей из засады, убили тридцать человек и сбросили их тела с горы, ныне называемой Виктори-хилл

Истребление туземцев колонизаторы рассматривали как спорт и гордились своими «достижениями». Один из солдат рассказывал о «подвиге» путешественнику Халлу:

Много черных с женщинами и детьми собрались в овраге близ города… мужчины сидели вокруг большого костра, в то время как женщины были заняты приготовлением на ужин еды. Туземцы были застигнуты врасплох отрядом солдат, которые без предупреждения открыли по ним огонь, а затем бросились добивать раненых. Один солдат проткнул штыком ребенка, ползавшего около своей убитой матери, и бросил его в огонь.

В 1828 году губернатор Тасмании запретил коренным жителям появляться в той части острова, где жили европейцы. Любого аборигена, нарушившего данный запрет, разрешалось убить на месте.

Кроме того, европейцы занимались «отловом чёрных» и продажей их в рабство. Врач французского китобойного судна Феликс Мейнард так описал облавы на туземцев:

Итак, началась охота на людей, и с течением времени она становилась все более жестокой. В 1830 году Тасмания была переведена на военное положение, по всему острову была выстроена цепь вооруженных людей, которые пытались загнать аборигенов в западню. Коренным жителям удалось пробраться сквозь кордон, однако воля к жизни покинула сердца дикарей, страх был сильнее отчаяния…


Французский географ и историк Элизе Реклю писал:

28 декабря последние туземцы, преследуемые как дикие звери, были загнаны на оконечность одного возвышенного мыса, и это событие праздновалось с триумфом. Счастливый охотник Робинсон получил в награду от правительства имение в 400 гектаров и значительную сумму денег.

В результате, к 1833 году на всем острове оставалось около трехсот аборигенов из пяти-шести тысяч, проживавших там ранее до покорения британцыми Тасмании. Почти все они были переселены на остров Флиндерс, где в течение 10 лет три четверти из них умерли.

В 1876 году умерла последняя представительница коренного народа Тасмании Труганини, и остров, по выражению английских официальных документов, стал совершенно «очищенным» от туземцев, если не считать ничтожного количества европеизированных метисов англо-тасманийского происхождения.

Итог геноцида тасманийцев цинично подвел британский историк и журналист Хэммонд Джон Лоуренс Ле Бретон: «Тасманийцы были бесполезны и все умерли».


В Австралии забавы английских джентельменов мало чем отличались от развлечений их соседей на острове Тасмания. Астралийское правительство, по образцу карательных отрядов тасманийского правительства, создало подразделение конной полиции — так называемых «полицейских для дикарей».

Это подразделение выполняло приказ «найти и уничтожить»: аборигенов либо убивали, либо сгоняли с обжитых территорий. Чаще всего полицейские окружали стоянку аборигенов ночью, а на заре нападали и расстреливали всех.

Последнее массовое убийство мирного племени, которое подтверждается документами, было совершено отрядом полицейских в 1928 году на Северо-Западе: жителей захватили, сковали построили затылок в затылок, а потом всех, кроме трех женщин, убили. После этого полицейские сожгли трупы, а женщин взяли с собой в лагерь. Покидая лагерь, женщин они тоже убили и сожгли.

Белые поселенцы также широко применяли для уничтожения аборигенов отравленную еду. Один из колонизаторов в 1885 году бахвалился:

Чтобы успокоить ниггеров, им дали нечто потрясающее. Еда которую им раздавали наполовину состояла из стрихнина, и никто не избежал своей участи… Владелец Лонг-Лэгун при помощи этой хитрости уничтожил более сотни черных.

Среди англо-австралийских фермеров процветала торговля туземными женщинами, и английские поселенцы охотились на них целыми группами. В одном правительственном сообщении за 1900 год отмечается, что «этих женщин передавали от фермера к фермеру, пока, в конечном счете, их не выбрасывали как мусор, оставляя гнить от венерических болезней».

В конце XIX века англосаксонские расисты развлекались и тем, что загоняли целые семьи аборигенов в воду к крокодилам.

Колонисты не получали прямых указаний из Лондона об уничтожении аборигенов, но нельзя сказать, что никто из британских мыслителей не «благословил» их. Так, например, Бенджамин Кидд категорически утверждал, что «рабство — самое естественное и одно из самых разумных установлений».

Конституция Австралийского Союза, действовавшая уже в послевоенные годы, предписывала (статья 127) «не учитывать аборигенов» при подсчете населения отдельных штатов. Таким образом, конституционно отвергалась их причастность к роду человеческому.

Еще в 1865 году европейцы, столкнувшись с коренными жителями, не были уверены, имеют ли они дело «с умными обезьянами или с очень низкоразвитыми людьми».

В 1901 году политик-лейборист из Квинсленда Винсент Лесина заявил в австралийском парламенте: «Ниггер должен исчезнуть с пути развития белого человека» - так «гласит закон эволюции».

Англичане-колонисты открыто совершали зверства против аборигенов Австралии и Тасмании не только из-за земли или даже расовой ненависти, но и просто для удовольствия, показывая свою жестокость, моральную мерзость, алчность и внутреннюю подлость.

В течение всего 30 лет, 1803-1833 гг., число тасманийских аборигенов резко сократилось от 5000 до 300, в основном из-за привезенных из Европы болезней и конфликтов с британскими поселенцами. Одна из последних чистокровных тасманиек, Труганини, умерла в 1876. В настоящее время живы многие люди, происходящие от тасманийских аборигенов в результате смешанных браков, и они сохраняют традиционную культуру палава.

Законодательное определение «аборигенов»

В июне 2005 г. Законодательный совет провинции Тасмания утвердил новое определение в Законе об аборигенных землях (Aboriginal Lands Act) . Закон был принят с тем, чтобы аборигены смогли избрать свой Совет аборигенных земель (а без определения понятия «абориген» было непонятно, кто вправе избирать этот совет).

Согласно закону, лицо имеет право называться «тасманийским аборигеном» в случае, если оно отвечает следующим критериям:

  • происхождение (предки)
  • самоидентификация
  • признание общиной

Компенсации «украденному поколению»

13 августа 1997 г. Тасманийский парламент принял Заявление об извинении (имелась в виду прежде распространённая политика изъятия детей из аборигенных семей для помещения их «на перевоспитание» в детские дома). Заявление было принято единогласно.

Ранее, в ноябре 2006 г., Тасмания стала первым австралийским штатом, который предложил финансовую компенсаию «украденному поколению» - потомкам аборигенов, насильственно изъятых из своих семей правительственными органами и церковными миссиями в период 1900-1972. До 40 потомков аборигенов получили право на компенсацию общим объёмом в 5 млн австралийских долларов.

Известные тасманийцы

  • Труганини и Фанни Кокрейн Смит , последние чистокровные тасманийки. Со слов Фанни Смит остались записи тасманийского языка .
  • Уильям Лэнн или «Король Билли»

Ссылки

  • Череп тасманийца как политический инструмент // Некультурная антропология
  • Records Relating to Tasmanian Aboriginal People from the Archives Office of Tasmania «Brief Guide No. 18»
  • Statistics - Tasmania - History - Aboriginal occupation (from the Australian Bureau of Statistics)
  • Historian dismisses Tasmanian aboriginal genocide «myth» (contains edited transcript of 2002 ABC radio interviews by Peter McCutcheon with historian and author Keith Windschuttle and historian and author Henry Reynolds)
  • «Native Fiction» a sympathetic New Criterion review of Keith Windschuttle’s book casting doubt on a supposed Tasmanian genocide.
  • Reconciliation Australia
  • 1984 Review of Tom Haydon’s documentary «The Last Tasmanian» (1978)
  • «Tension in Tasmania over who is an Aborigine» Article from The Sydney Morning Herald newspaper by Richard Flanagan
  • A history from the Australian Human Rights and Equal Opportunity Commission.
  • Transcript of current affairs television program Sunday with Keith Windschuttle, Prof. Henry Reynolds, Prof. Cassandra Pybus, Prof. Lyndall Ryan, and others

Примечания

Литература

  • Alexander, Alison (editor) (2005)The Companion to Tasmanian History Centre for Tasmanian Historical Studies, University of Tasmania, Hobart. ISBN 186295223X.
  • Robson, L.L. (1983) A history of Tasmania. Volume 1. Van Diemen’s Land from the earliest times to 1855 Melbourne, Oxford University Press. ISBN 0195543645.
  • Robson, L.L. (1991) A history of Tasmania. Volume II. Colony and state from 1856 to the 1980s Melbourne, Oxford University Press. ISBN 0195530314.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Тасмания - небольшой (площадь его равна 67 897 км 2) остров у юго-восточного берега Австралии, отделенный от материка Бассовым проливом (224 км ширины). Покоясь на общем цоколе с Австралией и будучи связана с нею многочисленными островками, Тасмания по своему геологическому строению является частью материка. За часть материка и принял ее Абель Тасман, открывший остров 24 ноября 1642 г. Что Тасмания - остров, было установлено лишь в 1798 г. Флиндерсом и Бассом, которые были первыми мореплавателями, объехавшими вокруг Тасмании.

Географические условия

Берега Тасмании изрезаны многочисленными бухтами. Две горные цепи пересекают остров с севера на юг. Внутренняя часть островапредставляет плато, покрытое травой. Склоны гор поросли густым лесом (эвкалипты, древовидные папоротники). Климат умеренный, влажный; зимой часто выпадает снег. Растительность носит в общем тот же характер, что и в юго- восточной Австралии, но встречаются и местные формы, свойственпые более холодному климату. Фауна также сходна с фауной юго-восточной Австралии, но значительно беднее видами.

Коренное население и его судьба

Европейцы нашли на острове довольно многочисленное население. Точные цифровые данные отсутствуют. Первые наблюдатели определяли численность коренного населения весьма различно: от 1 тысячи (Бэкхауз) до 20 тыс. (Мельвиль) 1 . Есть основания считать, что охотой и собирательством на Тасмании могло существовать около 6 тыс. человек.

Колонизация Тасмании англичанами привела к быстрому исчезновению коренного населения острова с лица земли. Первые встречи тасманийцев.с белыми, казалось, ничем не предвещали такого исхода. Европейские мореплаватели, посещавшие остров, неизменно встречали самое дружелюбное отношение к себе. По свидетельству Кука, тасманийцы из всех виденных им «дикарей» были самыми добродушными и доверчивыми: «Они не имели свирепого или дикого вида... а казались добрыми и веселыми, без недоверчивости к чужестранцам».

Когда в 1803 г. на острове было основано первое английское поселение, тасманийцы также первое время не проявляли ни малейшей враждебности к белым пришельцам. Лишь насилия и жестокости европейцев заставили тасманийцев изменить свое отношение.

В источниках можно найти многочисленные примеры этих насилий и жестокостей. Так, у Паркера читаем: «Некто, по имени Карротс, убил туземца, у коюрого он хотел увести жену, отрезал ему голову, повесил ее, как игрушку, на шею жене убитого и заставил женщину следовать за собой». Тот же автор рассказывает о «подвигах» одного тюленепромышлен- ника, который «захватил десять- пятнадцать туземных женщин и расселил их по островкам Бассова пролива, чтобы они добывали для него тюленей. Если к его приезду женщины не успевали заготовить положенного количества шкур, он в наказание привязывал виновных к деревьям на 24-36 часов, причем время от времени сек их розгами; непослушных же иногда убивал» 2 .

Один колонист-скотовод имел у себя женщину-рабыню, которую держал связанной бычьими путами. «Нет сомнения,- говорит очевидец этого происшествия,- что такое и даже худшее обращение белых скотоводов с туземцами послужило первой и главной причиной той враждебности, с которой последние теперь относятся ко всем белым».

В начале 1820-х годов тасманийцы стали делать попытки организованного вооруженного сопротивления европейским насильникам. Возгорелась «черная война» («black war»), скоро превратившаяся в настоящую охоту колонистов за тасманийцами, совершенно беззащитными против огнестрельного оружия колонизаторов.

Г. Халл прямо говорит, что «охота за черными была любимым спортом колонистов.Выбирали день и приглашалисоседей с их семьями на пикник... после обеда джентльмены брали ружья и собак и, в сопровождении двухтрех слуг из ссыльных, отправлялись в лес искать черных... Иногда им удавалось подстрелить женщину или одного-двух мужчин».

Линг-Рот приводит яркий пример беспощадной жестокости, с которой англичане вели «черную войну»: «Некоторое число черных с женщинами и детьми собрались в овраге близ поселения... мужчины сидели вокруг большого костра, а женщины были заняты приготовлением на ужин опоссумов и бандикутов. Туземцы были застигнуты врасплох отрядом солдат, которые без предупреждения открыли по ним огонь, а затем бросились добивать раненых».

Почти все эти свидетельства собраны в уже указанном очень добросовестном труде Линг-Рота «Аборигены Тасмании», представ* ляющем собой хорошую сводку того, что известно о тасманийцах. В книге даются сведения о тех лицах (имена их приводятся также), от которых Линг-Рот заимствовал свой материал.

В 1834 г. «черная война» была окончена.

«28 декабря, - рассказывает Элизе Реклю, - последние туземцы, преследуемые как дикие звери, были захвачены на оконечности одного возвышенного мыса, и это событие праздновалось с триумфом. Счастливый охотник Робинсон получил в награду от правительства имение в 400 га и значительную сумму денег; кроме того, публичная подписка дала ему около 200 тыс. франков. Пленных сначала переводили с островка на островок, а потом заключили всех тасманийцев, в числе двухсот, в одну болотистую долину о-ва Флиндерс.Им давали съестные припасы и уроки катехизиса. В течение десяти лет более трех четвертей ссыльных перемерли». В. 1860 г. оставалось уже только одиннадцать тасманийцев.В 1876 г. умерла последняя тасманийка, Труганина,. прозванная англичанами «Лалла Рук».

Остров, по выражению английских официальных документов, был совершенно «очищен от туземцев», если не считать ничтожного количества европеизированных метисов английско-тасманийского происхождения.

Техника и материальная культура

Культура тасманийцев, вследствие их быстрого истребления, осталась мало изученной: исследователи вынуждены базироваться на отрывочных свидетельствах старых путешественников и на археологическом материале в виде находимых на острове каменных орудии. Последние- изучались чисто формально, и не удивительно, что мы находим в литературе сопоставления их с орудиями всех эпох палеолита. Так, Бальфур, исследовавший 5 тыс. образцов каменных орудий, из сорока стоянок в~ северных и восточных округах Тасмании, сближает их технику с мустьер- ской и ориньякской и находит, что сходство с ориньякской культурой выражено более четко. Наиболее распространен в Тасмании, как указывает Бальфур, «скребок с бородкой», являющийся одним из характерных орудий позднего палеолита. Соллас проводит аналогию между тасманийской и ашельской (!) культурами. С. Джонстон указывает на сходство с до-оринь- якскими формами и в особенности с известными формами мустьерской индустрии. Эти чисто формальные сопоставления совершенно неправильны, и столь же неверны те выводы, которые из них делались, выводы о каком- то необычайно низком уровне развития, на каком будто бы стояли истребленные колонизаторами тасманийцы. Гораздо более вероятно сближение тасманийских орудий с грубыми формами ранненеолитических «макролитов».

Громадное большинство находимых на Тасмании каменных орудий (терро-ватта), очевидно, получено простым отбиванием осколков от одного камня (нуклеуса) и не имеет никаких следов дальнейшей обработки. По описанию колониста Райнера, наблюдения которого относятся к 1813- 1818 гг., аборигены разбивали камень на куски, ударяя им о скалу или о другой камень, и из полученных осколков выбирали те, которые имели острые режущие края. Работник, бросая один камень на другой, лежащий на земле, отскакивал, широко расставляя ноги, чтобы не быть раненным осколками. Излюбленным материалом для тасманийских терро-ватта слуг жит роговик, богатые месторождения которого находятся близ Дисмал- Крика. В виде исключения встречаются образцы, свидетельствующие о более тщательной отбивке, посредством которой им умышленно придана определенная форма.

Хотя, таким образом, есть указания на существование у тасманийцев специализированных форм, все же большинство каменных орудий имело универсальное применение. При помощи терро-ватта тасманийцы свежевали кенгуру и других сумчатых, резали мясо, делали зарубки на деревьях для облегчения взлезания на них, сглаживали и заостряли копья и палицы; те же терро-ватта служили для бритья волос на голове у женщин, скарификации, скобления красной охры, которою, в смеси с жиром, смазывали волосы.

На универсальность терро-ватта указывает отсутствие в тасманийских диалектах слов для обозначения разных видов орудий: все виды каменных орудий обозначались одним и тем же словом ( tronutta , trowutta , terro - watta , производным от trona , или teroona - камень).

Бальфур упоминает об одном образце орудия со шлифованным рабочим краем. Он приписывает происхождение этого орудия «австралийскому влиг янию»; австралийцами же, небольшое число которых транспортировали на Тасманию англичане в середине XIX в.,завезены,по его мнению,найденные на Тасмании в единичных образцах каменные топоры с рукояткой: последних тасманийцы, как полагают, не знали.

Обработка кости была совершенно неизвестна тасманийцам. Так называемые «ложечки» - в действительности просто фибулы кенгуру; они не имеют никаких следов обработки.

Раковины употреблялись в необработанном виде в качестве сосудов для питья. Иногда тасманийцы пользовались ракоршюй вместо камня для обтачивания копий. Мелкие раковины, именно Elenchus, служили материалом для ожерелий.

Боевое и охотничье оружие тасманийцев составляли копья и палицы. Копья представляли собою заостренные палки в 2-3, даже до 4 м длины и толщиной в палец. Их можно было метать не более чем на 40 м. У северных племен употреблялись копья с зазубренным концом. Есть указания, что тасманийцы иногда отравляли копья, пользуясь для этой цели трупным ядом. Копьеметалок тасманийцы, в отличие от австралийцев, не знали.

Палицы тасманийцев описываются как заостренные с обоих концов короткие палки около 2,5 см толщиной, снабженные на одном конце частыми грубыми насечками для предохранения от скольжения в руке. При метании палицу держали в горизонтальном положении; будучи брошена, она приходила во вращательное "движение, которое один автор сравнивает с полетом бумеранга. Но настоящего бумеранга тасманийцы не знали.

Тасманийская техника плетения характеризуется как спирально-ва- ликовая. Имеющиеся в Британском музее образцы корзин весьма сходны с австралийскими. Наряду с плетеными корзинами и сумками встречаются гораздо более примитивные: из коры, листьев, водорослей.

Жилища тасманийцев представляли собою зачастую простейшие заслоны от ветра, но строились также и хижины в форме полушария или конуса, с остовом из жердей, крытым корой и ветвями.

Своеобразны были лодки тасманийцев. Они представляли собой нечто среднее между плотом и лодкой и делались из больших, свернутых в трубку, вложенных один в другой и обмотанных травяными веревками кусков коры разных видов эвкалипта. Эти трубки связывались по три «месте, средняя длиннее (4, 5 м), крайние короче. Такое судно, напоминающее «бальсу» (плот из тростника) индейских племен Южной Америки, поднимало до шести человек; оно приводилось в движение при помощи палок в 2,5-3 м длины; при низкой воде этими палками пользовались как баграми, при высокой - как веслами, гребли стоя или сидя на связках травы.

Одеждой тасманийцам служили шкуры кенгуру: женщины носили их в виде передников, больные и старики - как плащи для защиты от холода. Но нередко даже в холодное время года тасманийцы ходили совершенно нагими.

Из трех известных на материке Австралии способов добывания огня: Сверления, выпахивания (так называемый «огневой плуг») и пиления, - тасманийцы знали два первых. Сверление было преобладающим способом. Огонь старались сохранять, и при своих передвижениях женщины всегда брали с собой тлеющие факелы из коры. Техника обработки съестных припасов была у тасманийцев очень низка: у них не было зернотерок, отсутствовала земляная печь, существовавшая у австралийцев; им не было известно искусство варки; они знали только жарение на костре и печение в золе.

Тасманийцам был известен опьяняющий напиток. Они делали глубокие зарубки на стволах Eucalyptus resinifera , носившего у колонистов название «сидрового дерева», и собирали вытекавший в изобилии сладкий сок в ямку, вырытую у подножья дерева. Сок быстро сгущался, превращаясь в род патоки. Ямки прикрывались плоским камнем для защиты от зверей и птиц. Через некоторое время сок начинал бродить, его смешивали с водой и получали опьяняющий напиток вроде сидра.

Хозяйство

Ведущую роль в хозяйстве тасманийцев играли охота и собирательство. Охотились на крупную

Дичь (кенгуру) и морских млекопитающих (тюлени и попавшие на мель киты). Тасманийцы не знали никаких ловушек, главным орудием охоты служили метательные копья и палицы. Обычным способом охоты являлись облавы с выжиганием травы и кустарника. В охоте принимали участие и женщины, главным образом в облавах в качестве загонщиц.

Предметами собирательского хозяйства были грибы, крупные луковицы, ягоды, птичьи яйца, съедобные водоросли, моллюски, личинки. Рядом с собирательством надо поставить ловлю ракообразных ш охоту на мелких зверьков (опоссум, бандикут).

Рыболовством тасманийцы совершенно не занимались, даже на морском* побережье. Они не ели рыбы, испытывая к ней отвращение,- этот факт очень трудно объяснить. Поэтому у них не было никаких рыболовных снастей, ни крючков, ни сетей. Зато они охотно ловили и ели разных моллюсков и прочих морских животных. Ловля их была специальностью женщин, которые очень искусно плавали и ныряли за ними. Женским же делом> был и промысел тюленей, которых они убивали ударами палиц по голове* как это делают и у нас на Севере.

О гносительно распределения продуктов охоты и собирательства источники содержат лишь указание на то, что добыча коллективной охоты распределялась между всеми участниками, а излишками индивидуальной добычи каждый, вероятно, также делился с другими членами своей группы, так как консервирование и запасание продуктов не были известны тасманийцам.

Общественный строй

Социальный строй тасманийцев остался почти «совершенно на изученным. Известно, что они делились примерно на двадцать племен, каждое из которых име

ло свой диалект. Племена в свою очередь имели подразделения, называемые в источниках «ордами», или «кланами». Повидимому, в каждом подразделении насчитывалось не более пятидесяти человек. Фюрно (спутник Кука) говорит, что ему не приходилось видеть становища, состоявшего более чем из четырех хижин, причем каждая из них вмещала трех-четырех человек. О’Коннор определяет численность группы совместно бродивших тасманийцев в десять-тридцать человек. Ла-Биллардьер рассказывает q встрече с «ордой», состоявшей из 42 человек. В другом месте тот же автор упоминает об «орде» из 48 человек (десяти мужчин, 14 женщин и 24 детей).

Каждая группа передвигалась на определенной территории, границы которой строго соблюдались. Местами наблюдался переход к оседанию главным образом на северо-западном побережье острова, где «орды» оставались круглый год на одном и том же месте, занимаясь собиранием моллюсков. Однако, по общему правилу, и там имели место сезонные передвижения: зиму проводили в защищенных от морских ветров долинах, а лето - на морском берегу.

Об истинном характере подразделений племени у тасманийцев источники не содержат точных данных. Вероятно, эти подразделения были примитивными родами. По свидетельству Миллигана, тасманийцы избегали* вступать в брак внутри своего подразделения и «жен чаще похищали или открыто захватывали в соседних кланах» . Другими словами,у них существовала экзогамия. Счет родства был, повидимому, матрилинейным. По крайней мере Бонвик сообщает, что «в Австралии и Тасмании мужчины считались родственниками родственников своих матерей». Сравнение с австралийскими порядками делает это сообщение правдоподобным, потому что в 1870 г., когда писались эти слова, в Австралии были известны главным образом те племена, которые действительно считали родство по женской линии.

Брак у тасманийцев, повидимому, был парным, но наряду с ним сохранились и остатки группового брака. У Уэста читаем: «полигамия была терпима; в последнее время женщины жили в бигамии». Миллиган указывает на крайнюю легкость развода у тасманийцев. Вдова считалась собственностью всей группы: на нее имели право все мужчины. Сопоставляя данные источников, мы можем прийти к выводу о преобладании традиций группового брака у тасманийцев.

Все источники сходятся на том, что у тасманийцев не было настоящих ©ождей. Но некоторые наблюдатели видели у них племенных главарей, впрочем, с весьма ограниченной властью (Дэвис, Бретон, Диксон, Джеффриз, Робинсон, Уокер), другие же полагали, что это просто главы отдельных семей (Бэкхауз, Уэст). Всякие ссоры разрешались саморасправой или иоединком враждующих сторон.

Религия

О религиозных верованиях тасманийцев известно еще меньше, чем о социальном строе. Сообщения наблюдателей об этом противоречивы и мало надежны. Одни - как Уидо- усон, Бретон, Йоргенсен - вообще отрицали у них какую бы то ни было религию. Другие - большинство- признавали наличие религиозных верований, но описывали их очень противоречиво. Почти все, однако, сходятся на одном: аборигены боялись ночного духа, или духов, бродящих в темноте. Некоторые указывают и имя этого ночного духа: Raego Wrapper (Робинсон) или Намма (Дэвис). Другие сводят это просто к суеверной боязни темноты (Лайн, Уокер, Уэст). Есть сообщение о культе луны (Ллойд, Бонвик);во всяком случае, в лунные ночи тасманийцы устраивали свои «корробори». Есть сообщения и о вере в дневного духа, но они очень неопределенны. Патер В. Шмидт пытался найти в этих сообщениях следы -«первобытного монотеизма», но никаких оснований для этого нет.

У тасманийцев практиковалась инициация, но об обрядах ее мы знаем только то, что одним из них было нанесение рубцов на теле. Бонвик упоминает о вращательных дощечках, но только как об орудии магии, а не как о принадлежности обрядов инициации; женщинам запрещалось на них смотреть. Относительно колдовства известно, что каждый знал и применял магические приемы, но в каждой группе были также лица, считавшиеся особенно искусными в магии; англичане называли их докторами. Магические приемы были несложны и очень напоминали практиковавшиеся австралийцами. По свидетельству Бонвика, обычным способом лечения было растирание больного места, сопровождавшееся произнесением заклинаний, и мнимое извлечение из тела больного кости или камня. Бэкхауз говорит, что колдуны держали при себе куски стекла, посредством которых они наносили глубокие раны в пораженной болезнью части тела пациента. Очевидно, стекло заменяло магические кристаллы, которые у австралийцев являлись необходимой принадлежностью колдуна. Одним из лучших средств для лечения болезней считалось прикладывание кости мертвеца к больному месту, а также принятые внутрь соскобленные с кости покойника частицы и вода, в которой была вымочена кость. Миллиган говорит, что тасманийцы часто носили на шее кость руки или ноги или нижнюю челюсть, а иногда даже череп умершего родственника, в качестве амулета, предохраняющего от всяких бед.

Иногда больных клали для излечения около покойника. Бэкхауз рассказывает, что после смерти одной женщины ее сородичи построили платформу из жердей и на закате солнца положили на нее труп; затем они разместили больных вокруг платформы. По словам аборигенов, покойница должна была ночью встать и изгнать из больных злых духов, причинявших болезнь.

О приемах вредоносной магии источники умалчивают. Только Брау- Смит упоминает, что тасманийцы верили, будто человеку можно причинить вред, завладев его волосами. Тасманийцы верили в духов мертвых, которые днем скрываются в пещерах и расщелинах скал, дуплах деревьев, уединенных долинах, а по ночам бродят по земле. Считалось, что духи - существа в общем благожелательные, хотя и способные вредить живым, когда разгневаны.

Загробная жизнь считалась продолжением земной. Существовало представление о стране мертвых, богатой дичью и ягодами. Тасманийцы знали три способа погребения: закапывание в землю, кремацию, иногда с предварительным выставлением трупа на платформе, и погребение в пещерах или дуплах деревьев. Интересны «священные камни» тасманийцев, упоминаемые Брау-Смитом и Бэкхаузом. Они представляют замечательную аналогию с австралийскими чурингами и в то же время вызывают в памяти известные раскрашенные гальки из пещеры Мас-д’Азиль во Франции (эпоха мезолита). Повидимому, они служили амулетами и талисманами. По Бэкхаузу, черные и красные полосы, накрашенные на этих камнях, изображали «отсутствующих друзей». Вероятнее, однако, предположение Бонвика, что здесь дело идет не об отсутствующих живых людях, а об умерших, о которых говорили, как об «отправившихся в далекий путь».

Есть некоторые указания на тотемические верования. Не раз наблюдатели отмечали различные пищевые запреты:одни тасманийцы отказывались есть мясо самца валляби, другие-мясо самки. Интересен рассказ о женщине, которая относилась с суеверной привязанностью к одному из деревьев в лесу. Когда это дерево было повреждено группой мужчин, она в гневе бросилась на своих обидчиков с горящей головней 1 . Был запрет употреблять в пищу рыбу, но мотивы этого запрета остались неизвестными.

Искусство

Линг-Рот в своем труде «Аборигены Тасмании» подвергает сомнению существование у тасманиицев изобразительного искусства до прихода европейцев, так как «сведения об этом недостаточны». Однако уже у ранних путешественников мы находим упоминания о произведениях изобразительного искусства, происхождение которых не может быть приписано европейскому влиянию. Так, Перон (1802) обнаружил в раскопанной им могиле куски коры, на которых были нанесены знаки, подобные тем, какими туземцы татуируют предплечья. Генри Геллиер (источник, не упоминаемый Линг-Ротом) нашел в 1827 г. на стене хижины в Сарри-Хиллс изображение месяца, нарисованное углем. Росс (1836) упоминает об изображениях человеческих фигур, четырехугольниках, кругах, нацарапанных на коре. Калдер сообщает о найденных им на стенках хижин «нескольких необыкновенных рисунках углем». Одни из них были условными, и значения их он не мог понять, другие изображали собаку, эму, людей, бросающих копья в какое- то животное, повидимому кенгуру. «Шедевром» Калдер называет «батальную картину», где изображены сражающиеся, бегущие и умирающие люди.

Приход европейцев дал новые темы тасманийским художникам. Так, в 1828 г., вскоре после того как жители Сарри-Хиллс впервые увидали запряженные быками повозки каравана колонистов, проходившего через округ, поразившая их сцена была воспроизведена на стене одной из хижин. Есть упоминания.о рисунках на коре, а также об изображениях на деревьях и на скалах. В одной из своих книг 2 Бонвик воспроизводит изображения солнца, месяца, людей в лодке, нарисованные тасманийцами на стволах деревьев. Из наскальных изображений он упоминает только об одном, именно, о нарисованной красной охрой человеческой руке. До недавнего времени других наскальных изображений в Тасмании найдено не было. Большой интерес представляют поэтому найденные А. Л. Местоном рельефные изображения на скалистом мысу Мерси-Клиф, на северо-западном берегу острова, неподалеку от«кухонной кучи» на месте становища. Некоторые изображения условны (концентрические круги, большие овалы с вписанными в них меньшими овалами), другие - реалистичны, каковы изображения змеи, свернувшейся в кольцо, птичьей головы, раковины Haliotis (главная пища жителей этого округа). Для большинства барельефов характерна их большая глубина, добиться которой вследствие твердости породы (диабаз) было нелегким делом. По мнению Местона, изображения высечены заостренным куском кварцита, по которому ударяли другим камнем, как молотком.

Известны тасманийцам и первобытные формы музыкального творчества. Отмечалась мелодия параллельными терциями. Содержание слов песен касалось охоты, военных столкновений и пр. Как ударный инструмент употреблялись свернутые в трубку шкуры; по ним колотили, отбивая такт. Такт отбивали при исполнении плясок 3 . Пляски, повидимому, были сходны с австралийскими корробори 4 .

Расовый статус и история происхождения тасманийских аборигенов являются "серыми пятнами" антропологии. Главным образом, это объясняется тотальным уничтожением самих аборигенов в середине XIX века англичанами. В несколько меньшей степени – уничтожением палеоантропологических и краниологических материалов в конце XX века.

Несмотря на эти сложности, о тасманийцах известно не так уж мало. В.Р. Кабо дал исчерпывающий и самый лучший из существующих обзор всех доступных материалов (Кабо, 1975). Краниология тасманийцев детально разобрана в нескольких монументальных работах (Macintosh et Barker, 1965; Morant, 1927, 1939; Wunderly, 1939).

Черепа тасманийцев характеризуются малым объёмом, фактически рекордным в мировом масштабе (возможно, меньше только у андаманцев). Длина черепа средняя, ширина и высота – малые; череп долихо-, орто- и метриокранный. Нибольшая ширина черепа обычно расположена высоко, хотя боковые стенки свода почти или совсем параллельны при взгляде сзади.

Лоб среднеширокий, довольно покатый, с уплощённой церебральной частью. Надбровный рельеф тасманийцев сильный, подчёркнут сильной вдавленностью переносья. Сагиттальный Расположенный относительно тела в направлении спереди назад. валик лобной кости часто выражен, хотя и слабее, чем у австралийцев, он редко достигает теменных костей, хотя поперечный профиль свода всё равно крышевидный. Лоб умеренно покат: сильнее, чем у европейцев, но меньше, чем у австралийцев. Височные линии расположены высоко, хотя не так близки к сагиттальной линии, как у австралийцев. Затылочная часть черепа несколько вытянута назад, но не так сильно, как у австралийцев; затылок среднеширокий, но сравнительно с шириной всего черепа немного расширен. Затылочный рельеф выражен довольно слабо, чем тасманийцы резко отличаются от австралийцев; то же можно сказать и о других элементах мышечного рельефа на черепе. Поверхность костей вообще очень гладкая, а все возможные края закруглены. Височная ямка выражена слабо, уплощена. Чешуя височной кости очень вытянутая, низкая, со спрямлённым верхним краем; теменная вырезка выражена довольно слабо.

Типичный череп тасманийской женщины.
Источник: Morant G.M. Note on Dr. J. Wunderly"s survey of Tasmanian crania // Biometrika, 1939, V.30, №3/4, p.341.

Лицо очень низкое, но среднеширокое, эуриеннное, мезогнатное Тип выступания лица, промежуточный между ортогнатизмом и прогнатизмом. , хотя альвеолярный прогнатизм Один из типов строения черепа, при котором лицевой отдел (в частности, челюсти) выступает вперед. может быть резко выражен. Характерная черта тасманийцев – резкая верхняя горизонтальная профилировка. Скуловые дуги тонкие, в отличие от австралийцев. Глазницы имеют сглаженные края, прямоугольной формы, с параллельными верхним и нижним краями, абсолютно очень низкие и среднеширокие, относительно – хамеконхные. Нос очень низкий, но широкий, гиперхамеринный, вследствие чего

относительная ширина носа тасманийцев – одна из величайших в мире, превосходит австралийские значения.

Носовые кости вогнутые и чрезвычайно короткие; отношение их ширины к длине рекордное в мировом масштабе. Ширина носовых костей меньше, чем у австралийцев; при этом кости часто резко сужены к концу, а поперечный профиль их весьма выпуклый. Подносовая ость часто развита крайне слабо, возможно, слабее, чем у всех прочих групп людей, а края носового отверстия (и боковые тоже) закруглены и сглажены; как у всех экваториалов, часто развиты подносовые ямки или жёлобы. Скуловые кости очень маленькие, чем тасманийцы резко отличаются от австралийцев. В отличие от австралийцев, подглазничное пространство небольшое. Клыковые ямки часто глубокие, хотя и слабее развиты, чем у австралийцев. Нижнечелюстные вырезки не очень сильные. Альвеолярный отросток верхней челюсти очень низкий, обычно резко направлен вперёд. Нёбо длинное и среднеширокое, лептостафилинное, мелкое или умеренной глубины, никогда не бывает глубоким, в отличие от объёмистого у австралийцев. Часто на нёбе развит сагиттальный валик. Альвеолярная дуга обычно имеет параллельные ряды заклыковых зубов и спрямлена спереди. На нижней челюсти высота симфиза Соединение костей посредством хряща. Симфиз нижней челюсти (подбородочный симфиз) соединяет правую и левую половины челюсти; соответствует подбородку. обычно выше, чем высота тела в задней части. Подбородочный выступ развит средне, восходящая ветвь умеренных пропорций, без чрезмерной расширенности.

Размеры зубов тасманийцев очень большие, близкие к мировому рекорду, хотя, видимо, меньшие, чем у австралийцев. С этим связано и обычно хорошее развитие третьих моляров, которые почти всегда соприкасаются с антагонистами. Зубы имеют усложнённое строение эмали.

Из специфичных черт можно отметить отсутствие бороздки над надглазничным отверстием, типичной для других человеческих рас. В лямбдовидном шве и астерионе почти всегда имеются вставочные косточки.

Ещё уникальнее сравнительно частая встречаемость четвёртого моляра.

В целом, строение черепа тасманийцев, хотя и имеет определённую специфику, весьма напоминает таковое юго-восточных австралийцев: настолько, что многие крупнейшие расоведы считали возможным объединять их в пределах одного типа в качестве локальных вариантов (Hrdlicka, 1928, pp.81-90; Thorne, 1971, p.317). Всё же, отличия тасманийцев от австралийцев превосходят разницу между группами последних (Morant, 1927). Одно из существеннейших отличий тасманийцев от австралийцев – различие в широтных размерах черепа: у первых наибольшая ширина черепа больше, а все остальные величины, включая лицевые – меньше (Morant, 1927). Ясно, что тут мы имеем не просто изменение размеров, а изменение формы, причём весьма существенное. Та же особенность на глаз воспринимается как хорошая выраженность лобных и теменных бугров и, соответственно, пентагоноидность черепа при взгляде сверху у тасманийцев и отсутствие бугров у австралийцев при овоидности их свода (Wunderly, 1939). При этом, ширина лба относительно ширины черепа у тасманийцев заметно меньше, чем у австралийцев. В лицевом скелете обращает на себя внимание резкая разница верхней горизонтальной профилировки: она очень велика у тасманийцев и несколько ослаблена у австралийцев; тасманийцы мезогнатны, а австралийцы – прогнатны.