Титаник: малоизвестные факты самого известного кораблекрушения. Гибель «Титаника»: хроника катастрофы, версии

Друзья познаются в беде, а истинный характер человека - в экстремальной ситуации. Каждая личность проходит в тот или иной жизненный момент проверку на прочность, однако некоторых она застает в приватной обстановке, а некоторые оказываются (оказались), например, на «Титанике» или «Лузитании». И перед лицом истории могут (или не могут) проявить эгоизм или любовь к людям.

Если история гибели «Титаника» 14 апреля 1912 года хорошо известна и интерпретирована на разные лады с десяток раз, то «Лузитания» не так известна. Этот британский лайнер после восьми лет успешного совершения трансатлантический рейсов был торпедирован немецкой подводной лодкой 7 мая 1915 года и затонул за 18 минут всего в 13 км от берегов Ирландии. Погибли 1198 из 1959 человек, находившихся на борту (для сравнения, на «Титанике» погибли 1502 из 2208 путешественников, и тонул он около трех часов).

История сохранила для нас поразительную особенность: пассажиры «Лузитании» (прежде всего наиболее сильные и дееспособные мужчины) большей частью думали лишь о себе, а вот на «Титанике» многие были готовы пожертвовать жизнью, спасая женщин и детей. В частности, известно, что главный архитектор «Титаника» Томас Эндрюс героически погиб, спасая женщин и детей, и не воспользовался своим правом занять место в спасательной шлюпке.

Психологи полагают, что социальное поведение в таких случаях определяется скоростью развития чрезвычайной ситуации с риском для жизни.

National Maritime Museum

«Когда приходится действовать очень быстро, инстинкты руководят человеком в большей степени, чем приобретенные социальные нормы и принципы. Инстинкты просто срабатывают автоматически, а значит, быстрее», — отметил профессор Бенно Торглер, автор исследования моделей поведения на «Титанике» и «Лузитании», опубликованного в Proceedings of the National Academy of Sciences .

Кораблекрушения являются в определенном смысле идеальными «психологическими лабораториями». Люди находятся в совершенно замкнутом пространстве, убежать от обстоятельств физически невозможно. Катастрофы «Титаника» и «Лузитании» были выбраны для исследования из-за сходства: доля выживших, конструкция судов, дата катастрофы отличаются мало. Кроме того, социальная структура членов экипажа и пассажиров судна тоже отличались мало.

Ученые подробно проанализировали статистику по погибшим и выжившим на обоих кораблях, включив в анализ следующие позиции: пол, возраст, класс обслуживания, национальность, семейные связи с другими пассажирами. Вот по этим точным параметрам катастрофы уже заметно различались.

Дети во время крушения «Титаника», как оказалось, имели на 14,8% больше шансов выжить, чем взрослые.

На «Лузитании», напротив, дети имели на 5,3% больше шансов погибнуть. Статистика по женщинам еще более яркая - на «Титанике» они выживали на 53% чаще, чем мужчины, а на «Лузитании» — на 1,1% реже.

В целом понятно, что на «Титанике» мужчины приложили максимум усилий к спасению женщин и детей, а на «Лузитании» — самих себя. Психологи считают, что три часа - достаточное время, чтобы инстинкты отступили, передав управление социальным нормам и воспитанию, а 20 минут для этого слишком мало.

Однако у высказанной идеи уже появились критики.

«Идея чувства времени при попытке выжить прекрасна, но, возможно, слишком упрощает модель. Возможно, для правильной интерпретации необходимо изучить групповое поведение людей, уделив больше внимания взаимосвязи индивидуумов внутри групп», — считает профессор социологии университета Делавара Бениньо Агерре.

Сам Агерре опубликовал работу, посвященную анализу социального поведения людей во время в 2003 году. Он выяснил, что люди, находившиеся в клубе с друзьями, родственниками или знакомыми, имели меньше шансов выжить, чем «одиночки», которым не о ком было заботиться, кроме самих себя.

В ходе анализа ситуации на «Титанике» и «Лузитании» в расчет брались только семейные связи. Возможно, более правильным было бы учесть и взаимоотношения друзей, коллег и знакомых. В случаях когда речь идет о выборе «жить или умереть», такие связи тоже могут оказывать заметное воздействие на поведение человека.

Сейчас авторы описываемого исследования продолжают изучение социального поведения во время катастроф. На этот раз они анализируют тексты коротких сообщений, которые отправляли люди, запертые в башнях Международного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Оказалось, что основные мотивы этих сообщений - любовь к семье и вера в Бога.

Он назывался "Титаник" и считался единственным в мире непотопляемым судном. Офицеры команды, предупрежденные в то незабываемое воскресенье о наличии рокового айсберга, просто-напросто решили: «Какую опасность могут представлять несколько несчастных плавающих кусков льда нашему великолепному новому кораблю?». Не только предприниматель - каждый из нас может извлечь урок их этой истории о прекрасном корабле, которым управляли люди, руководимые принципами "кое-как", "все образуется", "обойдется".

"Титаник" был последним детищем престижной компании White Star. Он составлял 270 м в длину и имел водоизмещение 46 828 тонн. Его полная мощность в открытом море, благодаря наличию трех гребных винтов, достигала 45 000 лошадиных сил. Он имел самое современное для тех лет оборудование для телефонной связи.

Система навигации, компас и штурвал были произведениями технологического авангарда, к тому же он обладал единственным во всем мире прибором для акустического обнаружения водных преград. В Северной Атлантике нередко можно было встретить погруженные наполовину суда, которые держались на воде и не тонули, потому что сплавляли лес. Вот они представляли собой настоящую опасность. Это же судно со всей его аппаратурой как будто ничем не рисковало, более того, оно считалось единственным в мире непотопляемым судном. Корабль поражал невиданной доселе роскошью, которой он мог соперничать и даже превосходить самые прекрасные дворцы на свете. Он мог принять на свой борт 2 435 пассажиров, которых обслуживал экипаж из 885 человек.

11 апреля 1912 года во время торжественного выхода в море на борту было всего 1 313 пассажиров. Но экипаж был укомплектован полностью.

2 198 человек расположились на борту великолепного судна...

Однако на фоне царящей на корабле атмосферы роскоши в угольном бункере разгорелся конфликт между кочегарами котельного отделения и судовыми механиками; удар лопатой по затылку - и один горемыка навсегда исчез в раскаленной добела топке...

Тогда еще не было принято рассуждать о нормах человеческих отношений в коллективе. Тремя днями позже, вечером 14 апреля. пассажирам был подан совершенно фантастический обед - такое меню не пригрезится и во сне.

К 11 часам вечера корабль уже спал. Несколько неугомонных игроков в бридж все еще ооэвались в курительной комнате и в зимнем саду, да на одной из палуб влюбленные восхищались раскинувшейся вокруг корабля глубокой ночью - черной и ясной одновременно, когда кажется, что мириады звезд подмигивают гиганту-океану.

Корабль держал путь через открытое море по направлению к Ньюфаундленду, чтобы достичь Нью-Йорка, где его прибытия ждали через 4 дня. Там уже царила праздничная атмосфера в связи с предстоящей встречей.

В течение дня на борт поступало множество сообщений о наличии пакового льда (дрейфующего многолетнего льда), который правильнее было 6ы называть страшным словом - айсберг.

Двое полуночников-сигнальщиков находились на тридцагиметровой высоте, в бочке на марсе грот-мачты — на морском жаргоне этот наблюдательный пункт называется «воронье гнездо». Они бодрствовали и шарили глазами вокруг судна в надежде заметить «ледышку».

В 23 часа 40 минут их настиг холод, но они решили, что должны дождаться полуночи, чтобы отметить ее наступление. Внезапно и один и другой содрогнулись... Никакого сомнения!.. Три звонка... Это звонит телефон в дежурной части на рулевом мостике:

«Айсберг справа по курсу!».

«Айсберг справа по курсу, принял, спасибо».

«Руль на левый борт полный!»

А айсберг все растет... растет, он становится огромным...

«Машинное отделение, полный назад!»

Отдавай эту команду, дежурный по вахте офицер Мердок совершит непоправимуо профессиональную ошибку. Было очевидно, что судно водоизмещением в 46 000 тонн не может обладать хорошей маневренностью, это естестеенно. И вот, меняя направление двигателей на противоположное, «Титаник» совсем несильно зарывается носом. От этого корабельные винты и руль делают корабль еще менее маневренным.

Медленно, слишком медленно этот великолепный корабль поворачивается налево, чтобы этого было достаточно дли успешного обхода препятствия... Хотя бы частично.

Айсберг лишь «поцарапал» «Титаник». Удар был едва ощутимый: всего-навсего лекгая вибрация, какой-то скрежет. Однако минут через восемь загорелись красные лампочки... Раздались сигнальные звонки... Закрылись водонепроницаемые переборки отделений...

Через пробоину приблизительно в 100 метров длиной пошла вода.

Уже спустя десять минут после этого драматического столкновения судно накренилось на 5 градусов, и котельные оказались затопленными.

Командир корабля очень быстро осознал, что судно погибло.

В 2 часа 20 минут утра разбитый «Титаник» исчез, и уже через несколько мгновений нашел покой на глубине 4000 м.

Вы не забыли, он был единственным... единственным в мире судном с репутацией непотопляемого?
История откроет нам все, как и что происходило в ту ночь, и кто заслужил этот урок, такой же грандиозный, как величина самого корабля.

В самом деле, трагедия «Титаника» наглядно демонстрирует нам, что тяжелое наследие в форме бытующих и ныне принципов «кое-как», «все образуется», «обойдется». «авось», там видно будет», - привело к самой самой страшной катастрофе во всемирной истории мореплавания.

Хотелось 6ы, чтобы Вы поняли, что именно уверенность в непотопляемости и привела к высокомерному отношению к проблемам. А это и есть наихудший вариант, когда царит высокомерие, ибо оно приводит к тому, что мы слишком самоуверенно осуществляем управление своим рабочим коллективом, своей командой. Когда уверенность не подкреплена реальными фактами, мы забываемся, и в один прекрасный день начинаем пренебрегать истинными законами менеджмента, в соответствии с которыми должны заниматься развитием тех людей, ответственность за которых на себя взяли, чтобы сделать их счастливыми, а главное, сохранить у них ощущение, что они востребованы в этой жизни.

Не забывайте, чем маленькое предприятие сильнее и чем лучше идут его дела, тем больше мы рискуем уклониться в сторону от самого существенного.

«Титаник» был чудом из чудес. Офицеры команды, предупрежденные в то незабываемое воскресенье о наличии рокового айсберга, просто-напросто решили: «Какую опасность могут представлять несколько несчастных плавающих кусков льда нашему великолепному новому кораблю?».

Как Вы уже знаете, кусок льда в 70 метров высотой справился с чудом из чудес за два часа и сорок минут.

КАКИЕ УРОКИ СТОИТ ИЗВЛЕЧЬ?

УРОК ПЕРВЫЙ:
Синдром: все идет нормально

После случившейся трагедии в течение 15 часов весь мир получал совершенно неправдоподобную информацию. Вице-президент компании White Star, которая являлась владелицей Титаника, составлял сообщения в успокоительном стиле, чтобы усыпить общественный интерес: «На борту почти все нормально, несмотря на удар! Судно является непотопляемым, и пассажиры не испытывают никаких неудобств».

В 12 часов 27 минут (через 10 часов после трагедии) он возволил себе дать такое сообщение: "Все пассажиры целы и невредимы, а "Титаник" взят на буксир судном Le Virginian"!!!

Однако в 19 часов того же дня он с хорошей миной при плохой игре вынужден был объявить журналистам: «Господа, я должен с прискорбием сообщить, что «Титаник» затонул в 2 часа 20 минут этим утром». Но ни разу речь не зашла о количестве погибших.

И когда четырьмя днями позже судно Le Carpathia, которое подобрало всех сумевших спастись, вошло в нью-йоркский порт приблизительно с 700 пассажирами «Титаника» на борту, - вот тогда пресса обрушилась на владельцев компании White Star.

Они придумывали дезинформацию, они не удосужились найти подобающих ситуации слов, ничто из случившегося не назвали своими именами, не поняли ни значения произошедшего, ни его последствий.

А вот Вы на своем предприятии должны делиться информацией со всей откровенностью.

Научитесь отвечать за свои действия и имейте смелость говорить обо всем ясно и внятно.

Столкнувшись в повседневной деятельности с несчастным случаем или неожиданным осложнением, Вы обязаны объяснить все себе и всем остальным.

Затягивать дело с информацией, искажать ее, лгать или просто-напросто не решаться ее передать — значит готовить себе необыкновенно суровую перспективу на тот момент, когда придет час признаваться и говорить правду. Очень часто подобная ситуация оказывается разрушительной для предприятия. Ни Вы, ни оно не сможете снова встать на ноги.

УРОК ВТОРОЙ:
нами руководит тщеславное стремление к престижу

Президент White Star Брюс Исмэй Брюс был на борту «Титаника» во время его выхода в ппавание. Известны все обстоятельства происходивших тогда трагических событий, картина бесконечно печальная, и при этом президент компании, не задумываясь, занял место в одной из спасательных лодок. Он позаботился о своей жизни, он отнял это место, а значит, и жизнь у какого-нибудь ребенка или женщины.

Однако есть и еще более тяжкое обстоятельство: ведь командир корабля получил телеграмму с судна Baltic, в которой говорилось, что «греческий пароход Athenai сообщил о нахождении айсберга и многочисленных льдин в зоне 41 градуса 51 минуты северной широты и 49 градуса 52 минуты восточной долготы».

Дело еще и в том, что президент White Star, заверив капитана, что именно он является полноправным хозяином на борту, призвал его принять во внимание, что для компании White Star дело чести, чтобы «Титаник» вошел в порт Нью-Йорка строго в назначенное время, то есть в среду утром. И более того, он даже сказал капитану, что если «Титаник» прибудет накануне около 20 часов, во время ночной вахты, то это будет способствовать большому успеху у прессы.

Что правда, то правда, история свидетельствует: «успех» у прессы был, но не тот успех, которого он так желал. Таким образом, не взяв на себя никакой ответственности, он, по существу вынудил капитана, исключительно из соображений престижа, придерживаться слишком высокой скорости на этом весьма опасном участке пути, в зоне, буквально утыканной айсбергами.

Получается, что из коммерческих соображений надо было плыть с большой скоростью, плыть слишком быстро, оставляя без внимания и полученную информацию, и возможные последствия. 1500 погибших ради престижа. 1500 смертей во имя гордыни.

Пристально следите за своим предприятием и останавливайте «машину», как только это понадобится.

Потрудитесь задуматься, что Вы делаете из соображений престижа и только из-за этого.

Разве Вы время от времени не стремитесь добиться большего за счет ухудшения качества, заботясь исключительно о тех результатах, которые легко измерить, и о впечатлении, которое Вы хотели бы произвести?

Разве Вы не пытались перейти к новым этапам деятельности прежде, чем предыдущие будут добросовестно закончены?

На самом деле, действуя такими методами, Вы можете получить свои «два ведра воды», настолько опасных, что Вы их, к тому же, и не заметите. А потом, когда все станет очевидно и Ваше предприятие «даст крен» на 5 градусов, — будет слишком поздно.

Потеря качества - самая большая опасность, которую таит в себе курс на престиж, а потеря способности управлять - самый большой риск, который мы себе позволяем в погоне за славой.

Никогда не стоит сравнивать те опасности, которые Вас подстерегают, с престижем, которым Вы бредите. Настоящий успех может прийти только благодаря Вашей способности преодолевать трудности. Приведите скорость развития своего дела в соответствие с имеющимися в данный момент реальными возможностями, а не с продиктованными гипотетическим положением в обществе, неважно — личным или коллективным.

Следите за работой предприятия и умейте остановить "машину", если она перестала что-либо производить.

УРОК ТРЕТИЙ:
сплоченность коллектива и слаженность всех действий

С гармонией в отношениях между офицерами «Титаника» было, мягко выражаясь, не все в порядке. Соображением, которое заставило многих офицеров поступить на этот корабль, было не что иное, как продвижение по службе, им его обещали.

В результате при спуске на воду спасательных лодок один из офицеров не реагировал на команды непосредственного начальника, а лишь на приказы командира корабля. А другой терял драгоценное время, систематически пытаясь подтвердить у командира корабля правильность приказов, отдаваемых вышестоящим чином.

Когда корабль тонет, многого не оказывается на месте. Например, старший помощник капитана вообще отсутствовал. Это стало известно уже после кораблекрушения.

А у вас, в Вашем трудовом коллективе, наблюдается столь желанная сплоченность?

На предприятии следует не от случая к случаю, а напротив - систематически вести разговоры о принципе «человека на своем месте», о той реальной роли, которую должен играть менеджер, то есть об умении придать деятельности коллектива динамичность и объединить сотрудников, создать сплоченную дееспособную команду.

Современный менеджер должен уметь найти каждому работнику его место, распознать существующие конфликты, разрешить их и поднять сплоченный коллектив на более высокий профессиональный уровень. Вовсе не следует обещать человеку конкретное повышение по службе, оставьте лишь возможность надежды на то или иное событие в этом направлении. А конкретизировать не спешите.

При этом менеджер не должен превращаться в героя-одиночку, в этакую незаменимую звезду, шефа, которому каждый стремится отрапортовать лично. Он должен уметь передавать свои полномочия. Уметь доверять своим представителям, но и проверять их тоже уметь.

Ассистенты руководителя, его помощники, его заместители не должны ни в коем случае оказаться статистами — они должны быть членами команды, способными в отсутствие шефа крепко держать штурвал и вести «корабль» по его маршруту в соответствии с намеченным курсом.

Вы должны обязательно знать, насколько реально представляют сферу своей компетентности те, кто собирается стать Вашей правой рукой, Вашим помощником, Вашим заместителем.

Выясните непременно, как четко они представляют, какими полномочиями они действительно обладают всегда, а какие с них снимаются, если Вы на месте. И все ли в коллективе согласны, чтобы эти заместители становились начальниками?

Постарайтесь понять, действительно ли коллектив так сплочен, как хотелось бы. Управляйте коллективом, опираясь на опыт.

Вы сами знаете, что мы сильны в тех ремеслах, которым нас учили профессора и увлеченные своим делом учителя, те, кто развивал наши способности, не заостряя внимания на наших просчетах.

Поступайте так же со своей командой. Умейте и похвалить!

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ:
небрежное отношение к техническому оснащению

В ту ночь все были ошеломлены, обнаружив, что у сигнальщиков, среди находящегося в их распоряжении оборудования, там, на вышке грот-мачты на высоте 30 м, в так называемом «вороньем гнезде», не было биноклей!

Несмотря на неоднократные требования, им так и не выдали их. Бинокли не были размещены на высоте грот-мачты, поскольку не были предусмотрены по инструкции еще при выводе «Титаника» из Саутгемптона. Кроме того, офицеры не сомневались, что бинокли предназначены только для них.

С другой стороны, на борту «Титаника» имелось шестнадцать спасательных шлюпок, и они находились на откидывающихся шлюпбалках. Каждая шлюпбалка предназначалась для спуска на воду двух-трех корабельных шлюпок. Инженер Александр Карлист предложил эти шлюпбалки к эксплуатации, поскольку считал, что такая конструкция позволит каждой шлюпбалке обслуживать несколько шлюпок. Но таким образом он стремился обеспечить экономию, а вовсе не безопасность... В ситуации «Титаника» шлюпки теряли свою маневренность, и их нельзя было толком заполнить людьми.

Итак, на своем предприятии Вы должны точно знать, сумели ли Вы обеспечить команду всеми необходимыми средствами производства.

А что, разве и в наше время нет людей, которые работают на некачественном оборудовании, обходятся подручными средствами, пользуются безнадежно устаревшей аппаратурой, сооруженной кое-как благодаря собственной смекалке!.. А Вы порой сами это поддерживаете... быть может, того и не замечая.

И Вас не оправдывает ни отсутствие времени на решение этих проблем, ни скромность бюджета, не позволяющая их разрешить. Хотя, безусловно, ни лишних денег, ни лишнего времени не бывает. И все же именно Вы занимаете место у руля, и именно Вы заслуживаете порицания за все недостатки в работе. Ни к чему иметь несколько дорогостоящих и никчемных инструментов, если жизненно важное для Вас оборудование безнадежно устарело.

Прежде чем предоставлять ответственным сотрудникам усовершенствованную аппаратуру, обеспечили ли Вы весь трудовой коллектив необходимыми для работы инструментами?

Зачастую это оказывается не так дорого и гораздо эффективнее для успеха всего предприятия...

Постарайтесь вникнуть, обеспечили ли Вы необходимыми техническими средствами тех, за кого несете ответственность? Соответствует ли имеющееся оборудование тем целям, которым оно служит? Как Вы организовали работу коллектива? Сделали ли Вы самое минимальное: предоставили оборудование и организовали его эксплуатацию?

УРОК ПЯТЫЙ:
образование и положение

Тогда, это действительно факт, пассажиры проявляли нежелание погружаться в шлюпки, однако следует знать и то, что вместо 65 по регламенту в лодку сажали только 35-40 человек. Известно даже, что в первой лодке разместилось только 11 пассажиров. Это означает, что каждая спущенная на воду шлюпка автоматически обрекала на смерть 25-30 человек...

Ни один офицер не обратил внимания на эту чудовищную беспечность. Если бы правила безопасности были соблюдены, было бы спасено еще 500 жизней.

Некомпетентность одного из офицеров дошла до того, что, обнаружив на правом борту наклон лодки на шлюпбалке, он заставил нескольких пассажиров переместиться, чтобы создать противовес. Как будто корабль водоизмещением в 46 000 тонн может реагировать на вес нескольких человек!

Он, должно быть, нашел диплом об образовании в покупке-сюрпризе и думал, что находится на борту небольшой парусной яхты...

Что же до капитана, то его заставит объяснять свои действия Томас Эндрюс, автор проекта «Титаника», который сам тоже принимал участие в первом и последнем плавании своего детища, и это он повинен в том, что шесть водонепроницаемых кессонов оказались пробитыми. Именно он потребовал от капитана соответствующих действий в создавшейся ситуации и заставил его воспользоваться сигнальными ракетами, возвестившими о бедствии.

И все впоследствии же впоследствии все спасшиеся пассажиры подтвердили, что большую роль в масштабах трагедии сыграла неумелость и некомпетентность матросов, на чьей ответственности было управление шлюпками.

Действительно, обучение спасательным работам оказалось неэффективным, чисто символическим. С экипажем было проведено только одно учебное занятие по спуску на воду, к тому же всего за 48 часов до отплытия и только на примере двух лодок. Более того, это происходило в порту, условия которого отличны от условий открытого моря, к тому же еще и ночью.

Что же до учений по спасательным работам в случае пожара, являющихся по инструкции обязательными перед выходом в плавание, то по неизвестным причинам они вообще не проводились. Через долгое время после трагедии выяснилось также, что «Титаник» до взятия пассажиров на борт прошел только восьмичасовое испытание в море.

Обучайте своих сотрудников, помогайте им повышать профессиональный уровень! Постарайтесь, чтобы к концу года они стали более компетентными специалистами, чем были в начале года.

Сделайте так, чтобы у них была возможность накапливать знания, и впоследствии они будут вспоминать о Вас с благодарностью, считать Вас образцом для подражания. В начале статьи я уже говорил об этом: у людей надо формировать представление, что они, их труд, — нужны. Обучая их, Вы даете им в руки ремесло, необходимое для жизни.

УРОК ШЕСТОЙ:
надо содействовать продвижению людей, имеющих практический опыт работы

Этот предпоследний урок адресован именно Вам, он пригодится в тот момент, когда Вам понадобится назначать кого-то на ответственные участки работы.

Попробуем проанализировать карьеру капитана Смита: он получил диплом капитана на парусном флоте в 25 лет, и очень быстро ему доверили управлять прекрасными судами. В течение 35, даже 40 лет он не столкнулся НИ С ОДНОЙ проблемой. Когда ему говорили: «Раз у Вас никогда не возникало никаких проблем, значит, Вы умели их предвидеть и упреждать». И он отвечал совершенно правдиво: «Да нет, я просто никогда не сталкивался ни с одной проблемой».

Это, действительно, дает право говорить, что он не имел сорокалетнего опыта службы, поскольку один год просто повторялся 40 раз. А это вовсе не одно и то же!

Только тот, кто побит жизнью, умеет ей противостоять. Только трудности и поражения формируют нашу просвещенность, наш опыт.

И только тот, кто обладает истинным опытом, становится настоящим борцом, иными словами, он так же умеет сказать «да», как и умеет сказать «нет»! Именно этого не умел делать капитан Смит. Он только сумел сказать «да» вице-президенту компании, который из тщеславия хотел, во что бы то ни стало, прибыть в порт в определенное время. Тем не менее, Смит совершил свое последнее плавание, его карьера осталась позади, ему нечего было больше ни терять, ни приобретать. Он подчинился только для того, чтобы угодить, чтобы, не дай Бог, не показаться неугодливым.

Это чудовищное послушание было оплачено 1500 жизнями!

УРОК СЕДЬМОЙ:
Удача - результат добросовестности

К тем урокам, которые я уже упомянул, следует добавить еще один, последний. Речь идет о понятиях, труднее всего поддающихся анализу, - об удаче и невезении.

Та трагическая ночь ничем не отличалась от любой другой ночи, темная и сияющая одновременно, тихая, безветренная, никакого волнения на море... Сигнальщики «Титаника», находящиеся в «вороньем гнезде» для ведения наблюдения, не имели возможности извлечь пользу из наблюдения за обычным объектом. Этим объектом как всегда была окружающая айсберг полоса морской пены, которая предупреждала сигнальщиков, что он находится достаточно далеко.

А в результате айсберг возник в мгновение ока — слишком поздно и слишком рано:

Слишком поздно, чтобы уклониться,

Слишком рано, чтобы удержаться от соблазна попытаться маневрировать для избежания столкновения, от маневра, который влек за собой гораздо более опасные последствия, чем столкновение на полном ходу — в лоб. Если бы «Титаник» столкнулся с айсбергом носом, он бы не затонул.

В довершение к этому, невезение заключалось и в том, что это был знаменитый голубой айсберг. Это такая разновидность айсбергов, которые переворачиваются, отделившись от зоны пакового льда, и прежде невидимая часть становится видимой, однако она почти совсем прозрачная, просвечивающая.

Невезение… Действительно, не повезло, но везение вовсе не является такой уж случайностью, оно может быть обеспечено добросовестностью, радением, стремлением к высокому качеству. Добытая таким образом удача позволяет заметить «айсберг» у самого носа нашего предприятия в нужный момент.

Неудача также может быть детищем халтуры, приблизительности, равнодушия.

И пусть каждый извлечет свой урок из этой истории.

Я привел вам рассказ об этой драме, чтобы Вы смогли извлечь из нее уроки, необходимые для успешного ведения своего «корабля», а также и для того, чтобы уроки «Титаника» позволили Вам избежать повторений истории.

Один моряк сказал мне как-то раз: «Крупные катастрофы на море оставляют одну надежду: возможно, больше не будут совершать подобных ошибок, может быть, сумеют спасти людям жизнь».

Через 75 лет после гибели «Титаника» капитан парома для автопассажиров со звучным названием «Глашатай свободного предпринимательства» («Heraid of free enterprise») покинул порт в Зебрюгге, не закрыв ворота парома... Поскольку потребовалось идти с очень большой скоростью, 189 человек были смыты. Они погибли, исчезли!

Итак, я хочу Вам сказать, что Ваше предприятие не должно уподобляться этим судам, которыми управляли люди, не считающие своим долгом о чем-то задумываться, и в результате в один прекрасный день они обрели покой на дне морском в окружении полного безмолвия...

Начались вскоре после того, как он затонул 15 апреля 1912 года. Ошибки капитана и членов экипажа "Титаника", массовая гибель пассажиров III класса, действия капитана корабля "Калифорниан" вызвали наибольшие подозрения как у американских, так и у британских следователей.

Расследование подкомитета сената США

От американской стороны расследование причин гибели "Титаника" взял на себя следственный подкомитет американского сената во главе с сенатором от штата Мичиган Уильямом Олденом Смитом. Расследование продолжалось 37 дней, были допрошены 82 свидетеля, расходы составили 2385 долларов.

Первым свидетелем, дававшим показания, стал директор-распорядитель пароходной компании "Уайт Стар Лайн" Джозеф Брюс Исмей. На допросе Исмей сообщил, что, хотя максимальная скорость судна определялась 78-80 оборотами винта в минуту, ни разу в течение плавания его скорость не превышала 75 оборотов. Исмей также отверг обвинение, что он каким-то образом вмешивался в полномочия капитана судна.

Затем был допрошен второй помощник капитана "Титаника" Чарлз Герберт Лайтоллер - один из старших офицеров, которому удалось пережить катастрофу. Лайтоллер отрицал, что ему было известно о том, что "Титаник" идет в район дрейфующих айсбергов. Когда сенатор предложил ему ознакомиться с копией радиограммы, которую "Титаник" получил с парохода "Америка" и передал американскому Гидрографическому управлению, Лайтоллер дал уклончивый ответ. Он заявил, что какие-то радиограммы были получены, но он не может сказать точно, были ли они от "Америки" или от какого-либо другого судна. Однако заметил, что о предостерегающих сообщениях он говорил на мостике с капитаном Смитом 14 апреля днем, и второй раз - за два с половиной часа до столкновения.

Четвертый помощник капитана "Титаника" Джозеф Боксхолл не знал не только о радиограмме "Америки", но даже и о других настойчивых предостережениях, поступивших на "Титаник" в тот день и вечером перед катастрофой. В показаниях Боксхолла впервые прозвучало упоминание о "таинственном" судне, огни которого виднелись недалеко от "Титаника", когда с его палубы уже спускали спасательные шлюпки. Боксхолл подробно рассказал, как пускали ракеты, чтобы привлечь внимание судна, как ему сигнализировали прожектором. Он отметил, что огни совершенно определенно видел и капитан Смит, поэтому ссылки на мираж исключаются. А поскольку были видны два топовых огня (в 1912 году небольшие суда несли только один белый топовый огонь), речь могла идти о крупном судне. Заявление Боксхолла об этом судне подтвердили двое: матрос первого класса Джон Булли и стюард Альфред Кроуфорд.

Также были допрошены капитан судна "Калифорниан" Стэнли Лорд и два члена команды. По итогам допроса сенатор Смит и его коллеги пришли к выводу, что на "Калифорниан" видели восемь ракет, то есть столько, сколько выпустил с тонущего "Титаника" четвертый помощник Боксхолл; капитана "Калифорниан" совершенно определенно , а возможно, и трижды, но он лег спать в штурманской рубке и отдал вахтенному офицеру единственное распоряжение - продолжать попытки установить связь с судном, находившимся в пределах видимости. И, что самое важное, он не приказал разбудить радиста, чтобы тот выяснил, что же, собственно, происходит.

То, что случилось 14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут в Северной Атлантике, для многих остается загадкой. В эту ночь крупнейший в мире на тот момент пассажирский лайнер "Титаник" столкнулся с айсбергом, в результате чего затонул. Однако эта версия часто подвергалась сомнению. Поговаривают даже, что пароход затонул вовсе не из-за столкновения с айсбергом…

Один из главных вопросов, на который пытался найти ответ в ходе следствия сенатор Смит, - судьба пассажиров III класса. Показания второго помощника капитана Лайтоллера, других офицеров и ряда членов команды совпадали: для пассажиров третьего класса не было никаких ограничений при посадке в спасательные шлюпки. Однако показания некоторых пассажиров говорили об обратном. Так, путешествовавший первым классом американский писатель Арчибальд Грейси утверждал, что уже после того как все спасательные шлюпки были спущены на воду, из трюма "Титаника" на шлюпочную палубу выбежало огромное количество людей.

Сенатору Смиту удалось найти троих выживших пассажиров третьего класса. Однако никто из них не подтвердил информацию о том, что проход на верхние палубы был перекрыт. В итоге следователи пришли к выводу, что многие пассажиры третьего класса погибли из-за собственной нерешительности и незнания английского языка.

По итогам расследования Следственный подкомитет пришел к выводу, что степень подготовленности команды была недостаточной, а дисциплина сильно запущенной, поэтому в критический момент абсолютная неготовность к действиям парализовала экипаж. Уильям Смит обвинил британское министерство торговли, которое своими инструкциями и формальными проверками в значительной мере способствовало ужасающим последствиям катастрофы. В отношении капитана "Титаника" Эдварда Джона Смита он сказал, что те, кто его хорошо знал, вынуждены не с возмущением, а с сожалением обвинить его в преувеличенной самоуверенности и нежелании уважать неоднократные предостережения коллег. Критические слова сенатор высказал и в адрес первого помощника капитана Мэрдока, который, стремясь предотвратить столкновение, изменил курс, что, собственно, и привело к столкновению с айсбергом и трагическим последствиям. Далее Смит отметил еще целый ряд ошибок: не была объявлена общая тревога, не были собраны судовые офицеры, организация эвакуации пассажиров была крайне плохой, спасательные работы из-за низкой дисциплины членов команды были начаты не сразу. Смит резко критиковал положение, в результате которого пассажиры III класса не были своевременно оповещены о масштабах опасности, а когда они поняли, как обстоят дела, большая часть спасательных шлюпок была уже в море. Он подчеркнул, что шлюпки были спущены на воду полупустыми, не были снабжены компасами, только в трех из них имелись фонари.

Сенатор Смит процитировал дополнение к статье 2 Брюссельской конвенции, обязывающее капитанов судов оказывать помощь терпящим бедствие, и вынес свой приговор капитану Стэнли Лорду: "Действия капитана "Калифорниан" требуют применения самых суровых мер со стороны британского правительства и владельцев этого судна".

Что касается Джозефа Брюса Исмея, сенатор не решился поставить его на одну доску с капитаном Смитом. Сенатор объективно коснулся и тех обстоятельств, которые были в пользу Исмея: его действий при спуске спасательных шлюпок и вторичного предупреждения об угрожающей опасности. Смит сказал, что генерального директора можно обвинить лишь в самом факте его присутствия на судне, что подсознательно побуждало капитана к тому, чтобы "Титаник" шел с более высокой скоростью.

Смит высоко оценил действия капитана "Карпатии" Рострона и предложил сенату, чтобы обе палаты конгресса приняли постановление рекомендовать президенту Соединенных Штатов вручить Артуру Генри Рострону Медаль чести - высшую награду за мужество, которую может вручить американский конгресс. Сенат проголосовал за это предложение.

Британская следственная комиссия

23 апреля 1912 года председатель палаты лордов на основании соответствующих законных предписаний поручил лорду Мерси возглавить специальную комиссию по расследованию морских катастроф. 2 мая комиссия Мерси начала заседания в зале Скоттиш-Холла в лондонском Вестминстере. Работа комиссии продолжалась до 30 июня. Было проведено 37 открытых заседаний, заслушано 97 свидетелей. Расходы комиссии составили 87 500 долларов. В начале расследования в первую очередь были допрошены те, кто в ночь гибели "Титаника" нес вахту: помощники капитана, механики, вахтенные матросы и кочегары.

Совершите виртуальный тур по знаменитому Титанику (Кликните на изображение для начала виртуального путешествия)

В отличие от американского расследования, комиссия Мерси сосредоточилась в основном на проблемах мореплавания и навигации и гораздо меньше внимания уделила человеческим аспектам катастрофы. Само столкновение с айсбергом, характер повреждения судна, процесс его постепенного погружения - все это анализировалось до мельчайших подробностей, как и вопросы, связанные с конструкцией "Титаника", его общим оснащением, спасательными средствами, приказаниями капитана, скоростью судна, его курсом и прочее. Это объяснялось прежде всего тем, что, с одной стороны, сама следственная комиссия, за исключением лорда Мерси, состояла из специалистов-моряков, с другой - у Мерси, в отличие от сенатора Смита, была возможность вызвать и допросить лиц, которые могли судить обо всем этом со знанием дела.

Вы знали, что "Титаник" мог закончить свой поход уже сразу после отплытия от берега? Что не все четыре его трубы были рабочими? Что мест в спасательных шлюпках даже теоретически не могло хватить на всех, что у матросов на наблюдательном пункте на мачте не было биноклей, а айсберг, с которым столкнулось судно, был "черным"? Достоверность собранных здесь фактов подтверждена в ходе расследований причин гибели "Титаника", а также свидетельствами многих выживших пассажиров и членов экипажа.

Первым допрашивали капитана судна "Калифорниан" Стэнли Лорда. Вопросы следствия преследовали цель доказать, что сигнальные ракеты, которые пускались с судна, находившегося вблизи "Калифорниан" в ночь с 14 на 15 апреля, не могли быть ничем иным, как сигналами бедствия, и пускать их могли только с "Титаника". Когда Лорд упомянул о том, что около одиннадцати часов ночи 14 апреля он заметил огни судна, шедшего с востока, это стало первым из решающих доказательств виновности капитана Лорда. "Титаник" столкнулся с айсбергом в 23.40, и Лорд признал, что судно, шедшее с востока (в том же направлении, в каком двигался к айсбергу "Титаник"), остановилось в 23.30.

Затем были допрошены члены команды "Калифорниан". Из показаний второго помощника капитана Герберта Стоуна комиссии удалось выявить два наиболее значительных факта: Стоун подтвердил, что видел восемь ракет, и что неизвестное судно скрылось из виду примерно в 2 часа 20 минут ("Титаник" выпустил восемь ракет и затонул в 2.20). Заключение комиссии было однозначным: наблюдаемым судном был "Титаник". Однако Стоун утверждал, что судно, находившееся в зоне видимости "Калифорниан", было небольшим, имело один топовый огонь, а сигналы, которые он видел, не были сигналами бедствия.

Как и в США, в Лондоне надеялись, что многое сможет прояснить допрос второго помощника капитана "Титаника" Чарлза Герберта Лайтоллера. Второй помощник стоял на позиции невиновности "Уайт Стар Лайн". Его доводы были столь убедительны, что члены комиссии отступили.

Брюса Исмея допрашивали в течение двух дней. Ему пришлось ответить на многие каверзные вопросы, и некоторые из них были весьма неприятны. Однако расследование в Лондоне оказалось для него несравненно более легким, чем в Соединенных Штатах.

В ходе лондонского расследования не был заслушан ни один из спасшихся пассажиров II класса. Показания дали лишь трое пассажиров I класса. Но они в основном старались оправдать свои действия и поступки в момент спуска на воду спасательных шлюпок и позже.

30 июля 1912 года лорд Мерси зачитал Отчет о результатах расследования обстоятельств гибели парохода "Титаник". По мнению Мерси, не было ни конкретного человека, ни учреждения, которые можно было бы обвинить в том, что они своими действиями способствовали самой грандиозной морской катастрофе.

По поводу действий капитана "Титаника" Эдварда Смита Мерси сказал, что тот допустил серьезные ошибки, но такие, о которых, учитывая прежнюю практику и прежний опыт, нельзя сказать, что они связаны с безответственностью. А если безответственность не установлена, то и капитана Смита обвинять нельзя.

Поведение офицеров и команды "Титаника" во время организации спасательных работ Мерси оценил следующим образом: "Свидетели меня убедили, что офицеры очень добросовестно выполняли свои обязанности, не думая о себе… Дисциплина пассажиров и команды во время спуска шлюпок также была на высоте, но организация могла быть лучше, и если бы таковое имело место, то, возможно, было бы спасено больше жизней".

В адрес Джозефа Брюса Исмея лорд Мерси сказал, что он не согласен с тем, что будучи генеральным директором судоходной компании, Исмей несет определенную моральную ответственность за случившееся и должен был оставаться на судне до самого конца.

Гибель большого числа пассажиров III класса лорд Мерси объяснил "большей неохотой пассажиров именно III класса покидать судно, их нежеланием расставаться со своим багажом".

В части заключительного отчета, касающегося судна "Калифорниан" и капитана Лорда, лорд Мерси сосредоточил все свое внимание на неблагоприятных для капитана утверждениях. В спорных же случаях, а таковых было множество, он присоединился к аргументам противников Лорда.

По материалам книги Милоша Губачека "Титаник", издательство "Попурри", Минск, 2000 год

10 апреля 1912 года из Саутгемптонского порта в свое первое и последние плавание отправился лайнер «Титаник», который спустя 4 дня столкнулся с айсбергом. О трагедии унесшей жизни почти 1496 человек мы с вами знаем во многом благодаря фильму, но давайте познакомимся с реальными историями пассажиров «Титаника».

На пассажирской палубе “Титаника” собирались настоящие сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса - цена равнялась $60000 по нынешним ценам.

Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым...

Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Брюс Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Лодка, рассчитанная на 40 человек, отчалила от борта лишь с двенадцатью.

После катастрофы Исмея обвинили в том, что он сел в спасательную лодку в обход женщин и детей, а также в том, что именно он дал капитану "Титаника" указание увеличить скорость, что и привело к трагедии. Суд его оправдал.

Уильям Эрнест Картер сел на борт "Титаника" в Саумпгемптоне вместе со своей женой Люси и двумя детьми Люси и Уильямом, а также двумя собаками.

В ночь катастрофы он находился на вечеринке в ресторане корабля первого класса,а после столкновения вместе с товарищами вышел на палубу, где уже готовили шлюпки. Сначала Уильям посадил дочь в шлюпку №4, но когда настала очередь сына, их ждали проблемы.

Прямо перед ними в лодку сел 13-летний Джон Райсон, после чего офицер, отвечавший за посадку, приказал не брать на борт мальчиков-подростков. Люси Картер находчиво накинула на 11-летнего сына свою шляпку и села вместе с ним.

Когда процесс посадки завершился и лодка начала спускаться на воду, Картер и сам быстро сел в нее вместе с еще одним пассажиром. Именно им оказался уже упомянутый Брюс Исмей.

21-летняя Роберта Мэони работала служанкой графини и плыла на "Титанике" вместе со своей хозяйкой в первом классе.

На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля, а вскоре молодые люди влюбились друг в друга. Когда "Титаник" начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет.

Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно "Карпатия", на котором она доплыла до Нью-Йорка. Лишь там, в кармане пальто, она нашла значок со звездой, который в момент расставания стюард положил ей в карман на память о себе.

Эмили Ричардс плыла вместе с двумя маленькими сыновьями, мамой, братом и сестрой к своему мужу. В момент катастрофы женщина спала в каюте вместе со своими детьми. Разбудили их крики матери, вбежавшей в каюту после столкновения.

Ричардсы чудом смогли через окно залезть в спускающуюся шлюпку №4. Когда "Титаник" полностью затонул, пассажирам ее шлюпки удалось вытащить из ледяной воды еще семь человек, двое из которых, к сожалению, вскоре умерли от обморожения.

В первом классе путешествовал известный американский предприниматель Исидор Штраус с женой Идой. Штраусы были женаты уже 40 лет и никогда не расставались.

Когда офицер корабля предложил семье сесть в шлюпку, Исидор отказался, решив уступить место женщинам и детям, но Ида также последовала за ним

Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку. Тело Исидора было опознано по обручальному кольцу, тело Иды не было найдено.

На “Титанике” играло два оркестра: квинтет под руководством 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли и дополнительное трио музыкантов, которое было нанято, чтобы придать Café Parisien континентальную нотку.

Обычно два состава оркестра "Титаника" работали в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все оин объединились в один оркестр.

Один из спасенных пассажиров "Титаника" напишет позже:"В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы".

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели "Титаника" и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты. Среди других участников оркестра выживших не оказалось…

Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд путешествовали с отцом, который погиб во время крушения, и считались "сиротами Титаника", до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции.

Мишель умер в 2001 году, он был последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на "Титанике".

Винни Коутс направлялась в Нью-Йорк вместе с двумя детьми. В ночь катастрофы она проснулась от странного шума, но решила подождать распоряжений членов экипажа. Ее терпение лопнуло, она долго металась по бесконечным коридорам корабля, заблудившись.

Внезапно встреченный член экипажа направил ее к шлюпкам. Она накнулась на сломанные закрытые ворота, но именно в этот момент появился еще один офицер, который и спас Винни и ее детей, отдав им свой спасательный жилет.

В итоге Винни оказалась на палубе, где шла посадка в шлюпку №2, на которую, буквально чудом, ей и удалось погрузиться..

Семилетняя Ева Харт спаслась с тонущего "Титаника" вместе с матерью, но ее отец погиб во время крушения.

Элен Уокер считает, что ее зачатие произошло именно на "Титанике" перед столкновением с айсбергом. "Для меня это много значит", – признавалась она в интервью.

Ее родителями были 39-летний Сэмюэл Морли, владелец ювелирного магазина в Англии, и 19-летняя Кейт Филлипс, одна из его работниц бежали в Америку от первой жены мужчины, стремясь начать новую жизнь.

Кейт села в спасательную шлюпку, Сэмюэл прыгнул за ней в воду, но не умел плавать и утонул. "Мама провела в спасательной шлюпке 8 часов, – рассказывала Элен. – Она была в одной ночной рубашке, но один из моряков отдал ей свой джемпер".

Вайолетт Констанс Джессоп. До последнего момента стюардесса не хотела наниматься на “Титаник”, но ее переубедили друзья, поскольку считали, что это будет "прекрасный опыт".

До этого, 20 октября 1910 года Вайолетт стала стюардессой трансатлантического лайнера "Олимпик", который через год из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером, но девушке удалось спастись.

И с “Титаника” Вайолетт спаслась на шлюпке. Во время Первой мировой войны девушка пошла работать медсестрой, а в 1916-м попала на борт "Британика", который… тоже пошел ко дну! Две шлюпки с экипажем затянуло под винт тонущего судна. Погиб 21 человек.

В их числе могла бы быть и Вайолетт, которая плыла в одной из разбитых шлюпок, но вновь удача была на ее стороне: она успела выпрыгнула из лодки и выжила.

Кочегар Артур Джон Прист также пережил кораблекрушение не только на "Титанике", но и на "Олимпике" и "Британике" (кстати, все три судна были детищами одной компании). На счету Приста и вовсе 5 кораблекрушений.

21 апреля 1912 года "New York Times" опубликовала историю Эдварда и Этель Бинов, которые плыли на "Титанике" во втором классе. После крушения Эдвард помог супруге сесть в шлюпку. Но когда лодка уже отплыла, он увидел, что она наполовину пуста, и бросился в воду. Этель втащила мужа в шлюпку.

Среди пассажиров "Титаника" был известный теннисист Карл Бер и его возлюбленная Хелен Ньюсом. После катастрофы, спортсмен прибежал в каюту и вывел женщин на шлюпочную палубу.

Влюбленные уже готовы были навсегда попрощаться, когда глава компании "Уайт Стар Лайн" Брюс Исмей лично предложил Беру место в лодке. Спустя год Карл и Хелен поженились, а позже стали родителями троих детей.

Эдвард Джон Смит - капитан "Титаника ", который был очень популярен и среди членов экипажа, и среди пассажиров. В 2.13 ночи, всего за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, Смит вернулся на капитанский мостик, где и решил встретить смерть.

Второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер спрыгнул с корабля одним из последних, чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту. Он доплыл до складной шлюпки Б, плававшей вверх дном: оторвавшаяся и упавшая в море рядом с ним труба "Титаника " отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву.

Американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки. На предложение спастись самому, он ответил: "Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены".

Бенджамин погиб в возрасте 46 лет, тело его не было найдено.

Томас Эндрюс - пассажир первого класса, ирландский бизнесмен и судостроитель, был конструктором "Титаника"...

Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз он был замечен в курильной комнате первого класса возле камина, где смотрел на картину "Порт Плимут". Его тело после крушения так и не было найдено.

Джон Джейкоб и Маделин Астор - миллионер, писатель-фантаст со своей молодой супругой путешествовали первым классом. Маделин спаслась на шлюпке №4. Тело Джона Джейкоба было поднято с глубин океана через 22 дня после его гибели.

Полковник Арчибальд Грейси IV - американский писатель и историк-любитель, который остался в живых после крушения "Титаника". Вернувшись в Нью-Йорк, Грейси сразу начал писать книгу о своём плавании.

Именно она стала настоящей энциклопедией для историков и исследователей катастрофы, благодаря содержащемуся в ней большому количеству имен пассажиров-безбилетников и пассажиров 1-го класса, оставшихся на "Титанике". Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением и травмами, и он умер в конце 1912 года.

Маргарет (Молли) Браун - американская светская дама, филантроп и активист. Выжила. Когда на " Титанике " возникла паника, Молли усаживала людей в спасательные шлюпки, сама же отказывалась садиться туда.

"Если случится худшее, я выплыву", - говорила она, пока в конце концов кто-то силой не столкнул ее в шлюпку номер 6, сделавшую ее знаменитой.

После Молли организовала Фонд помощи спасшимся с "Титаника".

Миллвина Дин была последней из выживших пассажиров "Титаника ": она умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет в доме престарелых в хэмпширском Эшурсте в 98-ю годовщину спуска лайнера на воду. .

Ее прах был развеян 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда "Титаник " начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца