Усадьба голицына в вяземах. Усадьба Вязёмы

Большие Вязёмы — усадьба с уникальной, почти 500-летней историей. Впервые о ней упомянули в летописи XVI века. Тогда здесь располагалась последняя подмосковная станция на старой Смоленской дороге. Село, находившееся тут, носило название Никольское-Вязёмы.

История усадьбы Большие Вязёмы

За несколько веков на территории усадьбы происходило множество важных исторических событий.

Вотчина Бориса Годунова

В 1585-86 годах царь Федор I Иоаннович отдал во владение Борису Годунову село Нижние-Вязёмы. Тот незамедлительно начал строительство, возвел деревянный терем и разбил сады.

Храм Живоначальной Троицы

В 1598 году, благодаря теперь уже царю Борису Годунову, здесь появился храм Живоначальной Троицы. Одновременно с ним возвели двухъярусную звонницу в не характерном для Подмосковья псковском стиле. В то время каменные храмы были большой редкостью.

Храм освятили в 1600 году, после того, как расписали. Даже сейчас можно увидеть уникальные фрески того времени.

В начале XVII века в селе Нижние Вязёмы, помимо храма, существовали также церковь, посвященная Николаю Чудотворцу, деревянный дворец Бориса Годунова, Храм Иоанна Богослова со звонницей и ярмарка.

Вокруг них возвышались стены и башни из дерева со рвом, поэтому имение больше походило на крепость. До наших времен дошел только Храм и звонница.

Смутное время

В Смутное время усадьбу заняли войска Лжедмитрия I, и какое-то время она служила ему загородным дворцом. В 1606 году в Вязёмах, по дороге в Москву, останавливалась невеста Лжедмитрия I, Марина Мнишек.

Как только она уехала, произошел сильнейший пожар, в котором пострадала большая часть села. Деревянный дворец Бориса Годунова также сгорел.

А поляки из свиты будущей жены Годунова оставили в храме множество свидетельств своего присутствия. Историки до сих пор находят новые надписи.

Усадьба Голицыных

В 1613 году на престол взошел царь Михаил Федорович. Через несколько лет он сделал имение Большие Вязёмы частью дворцового ведомства.

Следующее упоминание об усадьбе появляется только в 1694 году, когда Петр I подарил ее Борису Алексеевичу Голицыну. Он бывал здесь довольно редко, но приложил много усилий к восстановлению Больших Вязём.

Борис Голицын заново освятил оскверненный Лжедмитрием храм Живоначальной Троицы. Теперь тот стал называться Свято-Преображенским. При Борисе Алексеевиче храм был увенчан белокаменной короной в стиле барокко.

В 1701 и 1705 годах император Петр I посетил Большие Вязёмы.

Здание усадьбы было построено в 1784 году по заказу Николая Михайловича Голицына. Он избрал стиль французского классицизма Людовика XVI, и в то же время разбил парк.

Флигели, по которым можно побродить и сейчас, относятся к 1771-72 годам.

Князь Николай приезжал сюда на лето, интересовался садоводством и положил начало знаменитой библиотеке Голицыных. В 1797 году здесь гостил Павел I, в честь чего был устроен пышный обед.

В начале XIX века усадьба переходит Борису и Дмитрию Голицыным, которые, как только началась война 1812 года, именно отсюда отправились в армию.

После Бородинского сражения в Усадьбе Голицыных останавливался Михаил Кутузов. Сюда же доставили раненого генерала Багратиона. А следом, после отъезда Кутузова, прибыл император Наполеон. Он разместил здесь пехотный и драгунский корпуса и задержался двое суток. О размещении двух армий свидетельствует памятник, который можно посмотреть в парковой части усадьбы.

Следующий владелец имения — генерал-губернатор Москвы, князь Дмитрий Голицын, который разработал программу архитектурно-градостроительного развития города. Также он был и начальником царской охоты. Он любил усадьбу и привез сюда множество документов из архива Голицыных, впечатляющее собрание книг, а также уникальные полотна.

Князь Борис, его наследник, жил во Франции и не следил за имением.

В 1882 году усадьбу получает Дмитрий Борисович Голицын. Он обустраивает по соседству дачный поселок, здесь появляется железная дорога и станция Голицыно.

Судьба усадьбы сильно изменилась после революции. Князь Дмитрий эмигрировал в Европу и вскоре отсюда увезли множество ценностей, среди них — гравюру семейного древа князей Голицыных. Уникальное собрание книг было отдано библиотекам. Драгоценности князей передали Оружейной палате.

Большие Вязёмы в XX веке

После революции 1917 года в зданиях имения разместили колонию для беспризорников, затем — санаторий партийных служащих. Перед второй мировой войной на территории усадьбы какое-то время существовали парашютная школа и танковое училище. До 1943 года тут был военный госпиталь.

После войны — Зоотехнический и Полиграфический институты и НИИ Фитопатологии. В 1948 году Большие Вязёмы вносят в реестр памятников союзного значения.

Здесь успели побывать такие известные личности, как Валерий Брюсов, Лев Николаевич Толстой, Николай Гоголь, Николай Пржевальский, Анатолий Луначарский.

Музей-заповедник А. С. Пушкина

В наши дни Большие Вязёмы — часть государственного историко-литературного музея-заповедника имени А. С. Пушкина.

Пушкин в Больших Вязёмах

Неподалеку от усадьбы располагается Захарово , имение бабушки Александра Сергеевича Пушкина, Марины Алексеевны. С 1805 по 1830 годы его семья периодически посещала Вязёмы ради церковных служб. Здесь же, у Спасо-Преображенского храма — могила брата Александра, Николая.

Именно на балу, устроенном князем Голицыным в своей усадьбе, Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой.

Усадьба Голицыных вдохновляла поэта. Считается, что Александр Сергеевич использовал Большие Вязёмы при описании имения Евгения Онегина. В усадьбе появлялась и княгиня Наталья Петровна Голицына, которую считают прототипом Пиковой дамы.

Цена билетов и режим работы

Входные билеты на территорию парка в усадьбе Вязёмы стоят 50 р.

Детям до 7 лет и лицам старше 80 лет вход бесплатный.

Есть несколько категорий льгот при посещении парка, экспозиций и выставок Музея-заповедника Пушкина. Точную информацию можно посмотреть на официальном сайте. Там же — есть возможность заранее приобрести входные билеты.

Музей работает с 10.00 до 17.00. Выходной день — понедельник и последняя пятница месяца. Касса закрывается в 16.30. Экспозиции и выставки можно посетить с 10.00 до 17.00.

Индивидуальное посещение без предварительной договоренности. Бронирование экскурсий необходимо заранее. Это возможно по телефону, электронной почте или при помощиформы на сайте .

В 2020 году в летний период:

  • с 1 апреля по 1 сентября для Восточный (Гостевой) флигель закрыт для посещения в среду, Западный(Кухонный) — во вторник.
  • с 18 мая по 30 сентября: экспозиции и выставки дворца в выходные и праздничные дни работают с 10:00 до 19:00; территория парка по будням открыта с 9:00 до 18:00, в выходные и праздничные дни с 9:00 до 19:00.

Что посмотреть

Сейчас в воссозданном заново здании конюшни размещен Музей Бориса Годунова. В нем можно увидеть костюмы из оперы Борис Годунов и археологические находки, обнаруженные на месте сгоревшего деревянного терема.

Можно посетить Спасо-Преображенский храм, Дворец усадьбы, Музей Бориса Годунова, Восточный и Западный флигеля. Можно прогуляться по парку, который был высажен в 1771 году, как раз, когда строились оба флигеля.

Во дворце для посещения открыты несколько залов, которые посвящены самым ярким историческим событиям. Например, парадная столовая, где проводился обед в честь прибытия Павла I, иностранная библиотека, в которой останавливались Наполеон и Кутузов.

Не пропустите и дамскую гостиную, будуар Натальи Петровны Голицыной. На втором этаже располагается масонский зал с портретами членов ложи и кабинет генерал-губернатора Дмитрия Голицына. Воссоздана также приемная Наполеона.

Не менее интересны и временные выставочные композиции. Ознакомиться с расписанием мероприятий, временных выставок и концертов можно .

На территории есть детский центр, где детишек обучают английскому, изобразительному мастерству, журналистике. При желании, здесь можно организовать празднование дня рождения, свадьбы, собрания клубов, культурно-массовые мероприятия.

Как доехать в Большие Вязёмы

Сейчас Смоленская дорога носит название Можайское шоссе или трасса А100.

На машине

На автомобиле от МКАДА можно доехать по Можайскому и Минскому шоссе.

Если вы выбрали Минское шоссе, на 44 км нужно съехать на Петровское шоссе, в сторону Малых Вязём. Затем — по Можайскому шоссе — до усадьбы Вязёмы.

По Можайскому шоссе все гораздо проще — нужно ехать по прямой до 44 км Можайского шоссе.

Как доехать до усадьбы Большие Вязёмы

На электричке

От Белорусского или Савеловского вокзала — электричкой до станции Голицыно. Время в пути чуть больше часа.

Затем — на автобусах № 38 и № 50 или маршрутным такси № 38, 79 или 1055 до остановки «Институт». Это — третья остановка от станции. Можно дойти и пешком, дорога займет около 20 минут.

На такси

Из Москвы и окрестных городов до пушкинского музея в Вязёмах можно добраться при помощи сервисов Яндекс, Gett, Uber, Максим.

Панорамный вид на здание Усадьбы

Усадьба Большие Вязёмы, музей-заповедник А. С. Пушкина

Почему усадьба Большие Вязёмы стала историко-литературным музеем имени Пушкина, не вполне понятно. Единственная связь – расположение поблизости имения Ганнибалов, где прошло детство будущего классика русской литературы. Фактически это мемориал княжеского рода Голицыных, одного из древнейших и многочисленных, который изобилует известнейшими личностями. Место хранит память о Борисе Годунове, построившем здесь плотину и церковь, сохранившиеся и действующие поныне.

Дворец царя сгорел, земли Петр Первый пожаловал князю Голицыну, им и была основана усадьба Большие Вязёмы. Княжеский дом резиденции построен в 1784 году Николаем Михайловичем Голицыным в стиле раннего классицизма. Западный фасад (на заглавном снимке обзора) обращен к пруду на речке Вяземке, примечателен цилиндрическим ризалитом. Фронтон украшен родовым гербом Голицыных с княжеской символикой.

Ризалит оборудован балконами с металлическими решетками, такие же на ограждении входного крыльца. Кровля опоясана невысокой балюстрадой, над ризалитом устроен обзорный бельведер в виде граненой башенки. Восточный фасад – ровный, обращен в парковую зону, предваренную красочным газоном с цветником. На газоне крупные буквы с фамилией и инициалами Пушкина, юбилейная дата явно и безнадежноустарела.

Усадьба Большие Вязёмы, экскурсия по дворцу

Внутренней планировкой центрального здания усадьба Большие Вязёмы несколько отличается от большинства имений. Здесь нет анфиладной последовательности помещений, каждое имеет по нескольку дверных проемов. Тем не менее персонал музея старается не допускать хаотичного перемещения посетителей, направляя экскурсантов по стандартному маршруту. Начинают осмотр с Розовой гостиной, куда посетители проходят по парадной лестнице.

Сам собой разумеющийся цвет обивки стен соответствует названию, либо наоборот. Из предметов обстановки здесь диван с прямоугольным столиком, трюмо с большим зеркалом и бронзовыми подсвечниками. В углу – тумба с декоративной вазой, рядом женский бюст на постаменте. Наиболее приметный экспонат – живописное полотно XVIII века, Дама на готических развалинах, автор произведения неизвестен.

Далее следует одно из крупнейших помещений по площади, многотомная библиотека иностранной литературы, занимающая высоченные шкафы. Комната частично занята портретами с изображениями героев войны 1812 года, портрет Кутузова – в центре, возле лестницы. Без этого приспособления невозможно достать книги с верхних полок, но осматривать портретную галерею можно и снизу.

Все картины, которыми украшена усадьба Большие Вязёмы в библиотечном зале, являются копиями широко известной серии Джорджа Доу. Размещение здесь портретов полководцев более чем оправдано, ведь усадьба Большие Вязёмы была в центре противостояния двух армий. Сначала именно в иностранной библиотеке был штаб Кутузова, здесь же лекари пытались спасти раненного Багратиона.

Одним из героев противостояния с Наполеоном признан Дмитрий Владимирович Голицын, генерал от кавалерии. Князь был награжден всеми высшими российскими наградами и орденами еще нескольких стран. Его портрет размещен отдельно от прочих, у противоположной стены зала иностранной библиотеки. С 1813 года Дмитрием Голицыным была унаследована от скончавшегося брата усадьба Большие Вязёмы. После войны князь с 1820 года до кончины в 1844-м был военным генерал-губернатором Москвы.

Зал, посвященный неприятелю

Отдельный Французский зал усадьба Большие Вязёмы посвящен неприятельской армии и ее предводителю. Гениальность Наполеона Бонапарта как полководца и государственного деятеля никогда не отрицалась всеми его противниками. Экспозиция оформлена в виде инсталляции, изображающей приемную полководца в полевых условиях. Манекен адъютанта Наполеона показан в напряженной позе ожидания вызова к императору или другой команды.

Около входной двери помещен профильный портрет Наполеона, копия с работы Поля Делароша. Безмолвный часовой выполняет свой долг по охране полководца. Кроме его изображения, на стенах портреты ближайших сподвижников, маршалов Франции. Заметным во всех смыслах является экспонат напротив стола адъютанта, ваза французской работы. На изделии из фаянса и бронзы с позолотой – победившая Великая армия. Несбывшиеся надежды!

Инициированное амбициями Наполеона российско-французское военное соперничество осталось единственным конфликтом этих стран. Россия оказала захватчикам всенародное сопротивление небывалого масштаба, дополнившее усилия регулярной армии. Победоносным шествием по Европе армии Александра Первого освободили порабощенные страны и вошли в Париж. Война не убила в России интереса к культуре Франции и популярности изделий оттуда.

Французские изделия использовались и в бытовом обиходе, но основным было декоративное использование. Высокое качество и художественные достоинства делали привычные предметы произведениями искусства. Витрина в простенке оконных проемов Французского зала содержит образцы расписного фарфора, тарелки и фигурки солдат. Посетившие усадьбу Большые Вязёмы убеждаются в сказанном собственными глазами.

Столовая, Круглая гостиная и Будуар

Своей столовой усадьба Большие Вязёмы вовсе не поражает, во многих имениях обстановка побогаче и декоративнее. Выделяются своей прелестью подсвечники из бронзы и расписного фаянса, особенно на фоне полупустого стола. Формирование интерьера выполнено расстановкой столиков и постаментов с сувенирными вазами и часами, в углу – посудный буфет. Искусная драпировка оконных проемов вносит свою лепту в облик помещения.

Здешней художественной достопримечательностью называют картину Петера Лютке – Мавзолей в парке Шарлоттенбург, а мемориальной – портрет Н.Ф. Голицына 1730-х годов. Торцевая стена продолговатого зала представляет предков Голицыных – князей и княгиню Чернышовых. Как и прочая живопись усадьбы Большие Вязёмы, портреты являются копиями работ неизвестных мастеров прошлого.

Помещение Круглой гостиной буквальным образом соответствует названию, оно находится на первом этаже ризалита. Филигранно уложенный паркет напоминает роскошный ковер с геометрическим орнаментом. Центральным объектом круглого зала является мраморный камин с большим зеркалом над ним. Вторая достопримечательность здесь – копия известной скульптуры Спящая Ариадна, в кадр не попавшая.

Братья Борис и Дмитрий Владимировичи Голицыны были любителями заграничных поездок, откуда привозили произведения искусства. Рисунки и гравюры с изображениями посещенных городов развешены по стенам Круглой гостиной. Живописные полотна и выставочные витрины с привезенными сувенирами дополняют интерьер помещения. Завершает его изящная бронзовая люстра с множеством рожков.

Будуар с обивкой стен синего цвета – одно из примечательных помещений, которым гордится усадьба Большие Вязёмы. Последний оформленный хозяевами интерьер указывает на использование помещения как гостиной для кофе и азартных игр. Последнее подтверждается ломберным столиком с разложенными игральными картами. Однако архитектурные детали, прежде всего альковная ниша для кровати с колоннами, выдают спальное помещение.

Спальней помещение служило еще одному из предков XVIII века, Николаю Михайловичу Голицыну. Практически очевидно, что в преклонном возрасте здесь ночевала Наталья Петровна, мать Бориса и Дмитрия Голицыных. Ее единодушно считают прототипом героини Пиковой дамы Пушкина, якобы подсказавшей фабулу произведения. Левую стену Будуара украшают два ее портрета, в молодости и преклонном возрасте.

Чисто мужские помещения

Мужской парадный кабинет был домашним помещением для работы Дмитрия Голицына в бытность военным губернатором Москвы. Обстановка и декорирование помещения позволяли и принимать неурочных посетителей, и работать над бумагами. Можно было и отдохнуть в перерывах занятий. Примечательна в мужском кабинете изразцовая поверхность, нагреваемая скрытой за стеной печной топкой.

Парадные портреты Дмитрия Владимировича и его супруги были исполнены обрусевшим французом Франсуа Риссом (Францем Ивановичем). В кабинете вывешены их копии, должные подчеркивать нравственность семейства. Над рабочим секретером – портрет императора Николая Первого, на царствование которого пришлась почти вся высокая служба Голицына. Интерьер дополняют шкафы и стенд с книгами, князь был любителем словесности.

Пушкин был прекрасно знаком с генерал-губернатором, но после ссылки находился под негласным полицейским надзором. Руководил надзорной деятельностью именно Голицын, но особого рвения подчиненных в этом плане не допускал. Даже с будущей супругой Пушкин познакомился на губернаторском балу, но в его московском дворце. Книжная коллекция Голицына включала пушкинские произведения.

Сообщается о высокой оценке поэтом деловых качеств и итогов деятельности генерал-губернатора. Голицын же почитал Пушкина в полном соответствии с силой его литературного дара, но служебные обязанности исполнял исправно. Выставленные раскрытыми книги прижизненного издания наглядно подчеркивают не только интерес чиновника к литературе, но и желание вникнуть в настроения поднадзорного.

Масонский зал был обычным явлением для многих аристократических имений, усадьба Большие Вязёмы – в числе прочих. Ничего странного в принадлежности к Вольным каменщикам Дмитрия и Бориса Голицыных не было. Состояли в ложах и более высокопоставленные люди, начиная с императора Александра Первого. Масонами из гостей усадьбы были тоже многие, начиная с Кутузова и Пушкина.

Несмотря на напускную конспиративность, российские масоны часто оформляли подобные экспозиции о якобы тайном обществе. Портреты высокопоставленных вельмож, входящих в число посвященных, и здесь размещены открыто. Символика и ритуалы масонов содержали заимствования из объединений цеховиков Средневековья, элементы разных вероисповеданий. Целей объединения и гуманизации человечества не достигнуто, и не предвидится.

Второй этаж усадебного дома

Широкая лестница с оригинально выглядящим перильным ограждением ведет на второй этаж господского дома. Оформление лестничной клетки идентично содержанию экспозиции первого верхнего помещения, поэтому объединяем в слайдер несколько фотографий. Достаточно их посмотреть, чтобы понять, — перед нами Охотничий зал. Немногие из аристократов прошлого не страдал этим увлечением, этой же страсти усадьба Большие Вязёмы посвятила свое помещение.




Охотничий зал, как и ведущая к нему лестница, обильно украшены изделиями из добытых трофеев. Звериные шкуры и препарированные головы, отделенные и укрепленные на подсесках рога соседствуют с чучелами более мелкой добычи. Шкафы заполнены разными охотничьими аксессуарами и принадлежностями, много специализированных изданий в витринах. Специфично и содержание живописных полотен в этой сугубо мужской комнате.

Иное дело Гостиная, в это помещение усадьба Большие Вязёмы приглашает вместе милых дам и кавалеров. Богатство декорирования, обилие предметов меблировки и художественных произведений поражает взоры после помещений попроще. Равная по площади Столовой, находящейся под ней, Гостиная выглядит просторнее за счет более высоких потолков. Из мебели наибольшее впечатление произвели спинки дивана и кресел.

Роскошны угловые часы из светлой древесины с накладками и орлом наверху из позолоченной бронзы. Огромное зеркало позволяет обозревать всю комнату, даже наружный вид, стоя спиной к окнам. Хороши живописные изображения женщин, хотя блюстительницам нравственности некоторые не понравятся. Впечатление от Гостинойосталось великолепное, половина от всего, что дала усадьба Большие Вязёмы.

Библиотека отечественной литературы

Русская библиотека размещена не целиком над иностранной, как ожидалось, а над ее частью, но захватывает весь Круглый салон. Родной литературы осталось приличное количество, хотя многое позаимствовали большевики для школ и клубов, хоть не сожгли, слава Богу. На верхних досках книжных шкафов расставлены гипсовые бюсты выдающихся мыслителей и литераторов, посередине большой стол.





Несколько отступая от воссоздания подлинного интерьера, сотрудники отдельные издания выложили на демонстрационные стенды. Книги открыты на заглавных страницах, чтобы опознавали посетители, покровное стекло не даст листать и портить. Потрепанность корешков хранящихся в шкафах томов демонстрирует наглядно, что библиотеку для усадьбы Большие Вязёмы не просто собирали, книги активно читали.

Салон и Галерея

Салон соседствует с русским книжным собранием, располагаясь над большей частью площади иностранной, с военными портретами. Очевидным предназначением Салона было проведение различных увеселительных массовых мероприятий. Когда в 2006 году сгорела имени Тютчева, в зале размещалась тамошняя живописная коллекция. Сейчас произведений меньше, можно просмотреть быстро.

Меблирован музыкальный Салон предельно скромно, но пояснения наделяют предметы длинной историей. Концертный рояль почему-то без стула пианиста, что выдает временное затишье в использовании музыкального инструмента. Значительная площадь помещения позволяет и сейчас организовывать здесь и концерты, и литературные вечера. Бывают и временные тематические выставки, приезжающие со своим оборудованием для показа.

Галерея – самое протяженное помещение голицынского дома, от западного до восточного фасада. Здесь усадьба Большие Вязёмы более всего предстает учреждением музейного характера, экспонатов больше, нежели где-либо. Небольшая, почти коридорная ширина помещения Галереи позволяет осмотреть все экспонаты за один проход, обычно экскурсия проходит их предшествующего Салона в Детскую.




Галерея сосредоточила значительное количество живописных произведений разных жанров. Кроме картин и мебели, здесь достаточно специфического выставочного оборудования, витрин и стендов специального изготовления. В них экспонируются одеяния различных времен и сословий, предметы прикладного искусства и бытовая утварь. Из мебели оригинальными показались похожий на аквариум диван перед круглым столиком с вазой, да кушетка с синей обивкой.

Детская комната и Зеленая гостиная

Помещения для детского пребывания и развлечений по мере взросления назначение часто меняют. Однако усадьба Большие Вязёмы детский колорит сохранила, помещение Детской узнаваемо по своему предназначению. Вся мебель здесь миниатюрнее, соответствуют детскому возрасту и книги на этажерке, и набор посуды в серванте. Среди жанровых картин размещены умилительные детские портреты разных возрастов.

Не слишком изящно музейное вместилище для старинных кукол и детских игрушек, они выглядят как в заточении. Наверное, это оправданно для обеспечения сохранности достаточно редких экспонатов. А ведь детство – это как одна из эпох, только в масштабах индивидуума. Игрушки поры взросления запоминаются надолго, порой – навсегда. Оттого и возникает в Детской у некоторых чувство умиления, как бессознательное воспоминание.

Зеленая гостиная частично расположена над нижележащей Розовой, что означает приближение окончания осмотра дома Голицыных. Назначение этого небольшого и уютного помещения угадывается по некоторым экспонатам, выложенным на виду намеренно. Трудно не заметить альбом для коллекционирования бабочек на откинутой столешнице секретера, видны даже сами засушенные жертвы.

Впрочем, едва ли это альбом, хрупкие засушенные насекомые так не сохранить. Скорее это вынутая для показа подложка с бабочками, наколотыми специальными булавками. Рядом лежит и коробка для энтомологической коллекции, обеспечивающая сохранность экспонатов. Множество ящичков секретера способны разместить собрание значительного объема. Кресла здесь не для отдыха, о чем предупреждают веревочки.

Выход и прилегающая территория

Спускаемся со второго этажа уже не по парадной лестнице, а по «черной», в юго-восточном углу здания. Ничем этот спуск не примечателен, кроме полумрака и возникающего на пути бюста Пушкина. Это не последнее изображение великого гостя, которого изредка принимала усадьба Большие Вязёмы. Не такую уж и малую связь Александра Сергеевича с имением Голицыных удалось обнаружить при посещении.

Выйдя на восточную сторону здания, посетители переходят в приусадебный парк, также имеющий интересные экспонаты. Насаждения зеленой зоны достаточно взрослые, с трудом просматривается регулярный характер первоначального устройства. Памятник Пушкину поставлен к его 200-летию со дня рождения, московскому генерал-губернатору и вовсе в 2013т году. Нечаянно, должно быть, упустили аналогичный юбилей Бородино.




Гораздо более яркий, ухоженный цветник усадьба Большие Вязёмы почему-то оборудовала возле бюста Дмитрию Владимировичу Голицыну. У Пушкина он скромнее, позади его бюста – еще одна достопримечательность, солнечные часы. Дополняет ансамбль монумент в честь остановки в усадьбе двух армий – отступающей русской и настигающих французов. Такая трактовка памяти об исторических событиях достоверна, но где патриотизм?

Древний храм и кое-что еще

Южнее парковой территории расположено самое старое из строений, которыми дополняется усадьба Большие Вязёмы. Белокаменный храм, именовавшийся первоначально Троицким, стал затем Спасо-Преображенским, был возведен еще до конца XVI века, по приказу Бориса Годунова. Бывали здесь и не вполне достойные люди, вроде Лжедимитрия Первого и его пассии Марии Мнишек. Посещали церковь и герои нации, те же Голицыны и сам Пушкин.

Конструктивно и то облику храм необычен и для тех лет, и для нашего времени, вызывает восторг и восхищение. Целых семь глав венчают величественный собор из двух этажей. Ухоженная территория и отреставрированная церковь до сих пор радушно встречают верующих, собор действующий. Возле ограды, обращенной на запад, к пруду, установлена отдельная звонница тех же лет постройки. Она напоминает Великого Новгорода.

Еще южнее и ближе к водоему расположено здание Конного двора, никоим образом на конюшню не походящее. На этом самом месте располагался деревянный дворец Бориса Годунова, позже сгоревший. На его фундаменте получивший землю от Петра Первого его сподвижник Борис Алексеевич Голицын построил семейное жилище. Много позднее его потомок Николай Михайлович перестроил здание в конный двор, название сохранилось до наших дней.

Продолжительная реконструкция вернула Конному двору первоначальный облик, одновременно обогатив археологов многочисленными находками времен Годунова. Сейчас здесь размещается музейная экспозиция, охватывающая и времена правления царя Бориса, и петровское время. Бережное отношение к историческому наследию привело к тому, что усадьба Большие Вязёмы обрела еще один познавательный объект.

Усадьба Большие Вязёмы – любителям природы

Тем путешественникам, у которых усадьба Большие Вязёмы не отняла все силы без остатка, можно посоветовать продлить поход. Запруженная еще по приказу Бориса Годунова Речка Вязёмка образовала западнее осмотренных объектов живописный водоем. На берегу существует лодочный причал, не исключена прогулка по водной глади.

Можно и просто прогуляться по берегу, полюбоваться естественными видами и обитателями. Окружающие живописные пейзажи послужат прекрасным фоном для любителей фотографироваться на память.

Таким вот многогранным и разнообразным оказалось путешествие в ближайшие окрестности столицы. Дворянская усадьба Большие Вязёмы и вокруг этого объекта подарили и впечатления от разнообразных музейных экспозиций, и кое что ранее неведомое об известных людях. Парковые красоты дополнены природными, поэтому было увлекательно и весело. Не навязывая собственного маршрута, рекомендуем подумать о поездке.

В продолжение темы о . Во дворце усадьбы Вяземы расположена большая экспозиция, посвященная роду Голицыных и истории усадьбы начиная с XVIII века. Главный усадебный дом был построен в 1784 году князем Н.М.Голицыным в стиле раннего французского классицизма. После посещения усадьбы Павлом I с сыновьями в 1797 году дом стали именовать Дворцом. В разное время во дворце бывали А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.П.Погодин, М.И.Кутузов, Наполеон, Павел I и многие другие. Во время Отечественной войны здесь располагался штаб русской армии, а после ее ухода французские учреждения. Сейчас в экспозиции можно увидеть портреты владельцев усадьбы, восстановленные интерьеры комнат, мебель и изделия быта, множество картин и гравюр XVII-XIX века. Ниже представлена фото-экскурсия по дворцу усадьбы Вяземы.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2016г.

1. Схема музейных экспозиций во дворце усадьбы Вяземы

Столовая
2. Столовая

3. Портрет князя Бориса Алексеевича Голицына (1654-1714), первого владельца Вязем из рода князей Голицыных. Неизвестный художник, начало XVIII века, копия. Ему же принадлежала

4. Портрет графа Г.П.Чернышова)1672-1745), деда кн. П.П.Голицыной, 1 пол. 18 в; портрет графа З.Г.Чернышова (1722-1784), деда кн. П.П.Голицыной, А.Рослен, 1770-е; портрет графини Е.А.Чернышовой (1715-1779), матери кн. Н.П.Голицыной, А.Рослен, 1776. Внизу справа князь А.М.Голицын (1723-1807), неизв. художник, 1780-е. Все портреты - копии

5. Князь Н.Ф.Голицын, неизвестный художник, 1730-е, копия

Салон (круглая гостиная)
6. Салон, сверху Апостол Петр, неизвестный художник 17 в, Италия

7.

8. Спящая Ариадна, неизвестный скульптор, копия

9. Вид города Помпеи, 1830 г., Италия, Рим, акватинта

10. Площадь с фонтаном, 18 в., Западная Европа, офорт

11. Площадь с фонтаном и двумя каретами, 18 в., Западная Европа, офорт

12. Вид дворца Шаузи на берегу Сены, 1803 г., Англия, гравюра

13. Фонтенбло

14. Салон. Мадонна Скорбящая, Гвидо Рени, 1630-1640гг, Италия

Будуар
15. Будуар, парадная спальня князя Н.М.Голицына

16. Дворцово-парковый ансамбль, фрагмент, по рисунку Ф.Гуарнери, 18 в., Италия, офорт

17. Фонтан Аполлона в Версале, рисунок и офорт Дж.Данкерса, 18 в, Франция

18. Фонтан Цереры в Версале, рисунок и офорт Дж.Данкерса, 18 в, Франция

19.

20.Снос Бастилии, куше-сын по рисунку Море, последняя четверть 18 в, Франция

Мужской кабинет
21. Усадебный кабинет Московского генерал-губернатора кн. Д.В.Голицына. Портрет князя Д.В.Голицына (1771-1844), Ф.Н.Рисс, 1835, копия; портрет княгини Т.В.Голицыной (1783-1841), Ф.Н.Рисс, 1835, копия; портрет императора Николая I, неизв. художник, тип Ф.Крюгера, 1850-е, Россия

22. Торжественный прием по случаю преподношения кн. Д.В.Голицыну бюста на малахитовом постаменте от московского купечества, 19 в, гравюра

23. Вид Большого театра в Петербурге, 19 в, гравюра

24. Сошествие Святого Духа на апостолов, Корнели, 574, офорт

25. Морской пейзаж с рыбачьими лодками и рыбаками, К.Верне, авторское повторение 19 в

26. Печальная процессия, имеющая быть при Сопровождении тела в Бозе почивающего Государя Императора Александра I, 1825 г., Россия, бумага, тушь

Масонский зал
27. Масонский зал

28. Дворцово-парковвый ансамбль и каскад фонтанов в Касселе, гравюра А.Спекулюса с рисунка Ф.Гуарнери, Италия, 18 в

29. Милосердие Самаряниново, гравюра А.Березникова, Россия, рубеж 18-19 вв.

30. Портреты известных масонов

31. Принадлежности масонов: элементы облачения; диплом масонской ложи "Палестина", выданный книгоиздателю А.Семену в 1812 г. (в центре); меч в ножнах с рыцарской символикой, Западная Европа, начало 20 в.

Розовая гостиная
32.

33. Дама на фоне готических развалин, неизвестный художник, Западная Европа, 18 в.

Иностранная библиотека
34. Здесь 11 сентября 1812 года располагался кабинет М.И.Кутузова. В усадьбе Вяземы штаб Кутузова находился 11 и 12 сентября 1812 года. Экспозиция в иностранной библиотеке посвящена полководцам Отечественной войны 1812 года

35.

36.

37. Список крестьян-ратников Московского ополчения из усадьбы Вяземы, награжденных в 1813 г. медалью "В память Отечественной войны 1812 г."

Французский зал
38. После ухода русской армии, 12 сентября 1812 года, дворец занимает И.Мюрат, неаполитанский король, вместе с авангардом французской армии. 13 сентября, в 13:30 в Вяземы прибывает император Наполеон в карете (был болен и не мог сидеть на коне). Наполеон обосновался в деревне Борисовка, откуда выехал утром 14 сентября и уже в 10 часов был на Воробьевых горах. На протяжении сентября и октября Вяземы находились на главной коммуникационной линии Великой армии.

39.

40.

41. Парадная лестница с охотничьими трофеями

Охотничий кабинет
42. Охотничий кабинет

Усадьба Вязёмы (Россия, Московская область, Одинцовский район, Большие Вяземы), чуть в стороне от Можайского шоссе

Как добраться? Проезд общественным транспортом: с Белорусского вокзала электропоездом до станции Голицыно, далее автобусом №38, №39, №50 или маршрутным такси №38, №39, №79 до остановки «Институт» (3-я остановка) или 20 минут пешком (~ 1 км). На автобусе или автомашине: 44 км Можайского шоссе.

Схема проезда

Впервые данное название встречается в документах XVI века, начиная с 1556 года. При Иване Грозном Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Большой Смоленской дороге. В конце XVI в. здесь значилась «церковь о пяти верхах и камена плотина у пруда» — сообщает Пискарёвский летописец. Тогда же была построена звонница псковского типа, нехарактерная для этих мест по своей архитектуре. Когда Вязёмы отошли к Борису Годунову, неизвестно; первое упоминание об этом приурочено к 1585—1586 гг. Был при Годунове в селе боярский дом, многочисленные службы, и фруктовые сады. Но своей известностью село все — таки обязано церкви Преображения Господня.
Монументальный, четырёхстолпный храм на высоком арочном подклете необычайно красив. По бокам здание имеет два придела, завершённые рядами кокошников и малыми главами. Фасады расчленены лопатками на три прясла и завершены полукруглыми закомарами. Щелевидные окна в профилированных амбразурах обрамляют архивольты. С трёх сторон здание огибает гульбище на аркадах. Завершён храм каноническим пятиглавием.

В конце XVII в., а точнее — в 1694 г. усадьба в Вязёмах была пожалована Петром I своему воспитателю, князю Б.А. Голицыну «за спасение во время стрелецкого бунта». Новый владелец не рассматривал Вязёмы как свою главную вотчину, основное внимание он отдавал другому пожалованному имению — Дубровицам.
Усадебный дом был выстроен «Мая 1-го дня 1784 года» правнуком Б.А. Голицына — отставным полковником Николаем Михайловичем. Строгая архитектура здания уже несколько архаична для конца XVIII в. и кажется скорее принадлежащей петровскому времени. Флигели построены ранее главного дома: левый — в 1771-м, правый — в 1772 году.
Местные жители нарекли голицынский дворец — «Дом Пиковой дамы». Прототипом героини пушкинской повести была княгиня Н.П. Голицына — властная женщина, пользовавшаяся исключительным влиянием при дворе, дожившая почти до столетнего возраста. Большими Вязёмами владел её сын — Борис Владимирович Голицын. Таким образом, «Пиковая дама», вопреки распространённому мнению, никогда не была хозяйкой Вязём. Но она часто наезжала сюда, осуществляя бдительный контроль за имуществом своего рода.
Ныне все усадебные постройки отремонтированы, в главном усадебном доме — музей, храм — отдан верующим.

  1. Главный дом
  2. Гостевой флигель
  3. Кухонные флигель
  4. Церковь
  5. Звонница
  6. Сторожка
  7. Ограда церкви
  8. Конный двор
  9. Флигели на конном дворе
  10. Памятник А.С. Пушкину
  11. Регулярный парк

План усадьбы 1949 г. по обмерам Е.П. Щукиной




Архивные материалы усадьбы Вяземы




Персоналии

Б.В. ГОЛИЦЫН, 1769-1813, сын бригадира князя Владимира Борисовича и княгини Натальи Петровны, рожденной графини Чернышевой, старший брат Московского генерал-губернатора, светлейшего князя Дмитрия Владимировича, родился 6 января 1769 г.; начал службу в 1781 г. в Семеновском полку, в котором и служил до 1796 г., до чина полковника. В Польскую войну 1794 г. награжден орденом св. Георгия 4-й ст. В 1798 г. произведен в генерал-майоры, а в следующем году в генерал-лейтенанты. Это была эпоха кратковременного, но богатого неожиданностями царствованья Павла I, в котором за необычайными милостями нередко следовала столь же быстрая опала лица, еще накануне пользовавшаяся почестями и влиянием. Князь Голицын, по видимому, не избег участи многих: 24 Марта 1800 г. он был уволен от службы, «за то, что приказал бить в барабан перед домом германского консула в Риге Тромповского так долго, что младенец оного Тромповского от испугу умер». По вступлении на престол Императора Александра, он снова принят на службу (26 Марта 1801 г.) и затем последовательно сделан шефом Павловского гренадерского полка (1802 г.) и инспектором по инфантерии Смоленской инспекции. Принимал участие в главнейших сражениях Отечественной войны 1812 г. и был ранен под Бородином; от этой раны он и умер в Вильне 6 Января 1813 г.; погребен в церкви села Большие Вязёмы, Московской губернии.
Князь Голицын был холост, но после него остались две дочери «Зеленские», из которых одна была замужем за профессором С.П. Шевыревым, а другая, Анна Борисовна, за Тверским губернатором Бакуниным. Княгиня Тат. Вас. Голицына, жена его брата, «по доброте, взяла этих сироток к себе и воспитывала, но от старой княгини (мать князя, „princesse moustache“) существование их скрывали».
В русской литературе князь Голицын известен как писатель — беллитрист, поэт и критик. Получив прекрасное домашнее образование, он превосходно изучил иностранную, особенно французскую, литературу и в совершенстве владея языком Мольера и Pacинa, о чем свидетельствует целый ряд литературно-критических его сочинений на французском языке.
В русской литературе Голицын писал под псевдонимом Дм. Пименова и печатал критические статьи и стихотворения в журналах того времени. В 1809 г. им изданы в Москве,Нравственные рассуждения герцога де-ла-Рошфуко, пер. с Французского", о которых С. Н. Глинка говорить: «Он очень удачно перевел Рошфукольдовы мысли и напечатал их под чужим именем».
По отзыву того же Глинки, князь Голицын был истинно -русским человеком в душе и по убеждениям. «Я хочу учиться в Poccии по-русски», говорил он, и быть русским. Много читал я по-французски и к стыду моему мало занимался русским. Катон Старший принялся за греческую азбуку; некоторые осуждали его за это, но не я. Приступая к русскому учению, скажу по-русски: «век живи, век учись». Он убедил Мерзлякова преподавать ему русскую словесность, Калайдовича - русскую историю. Князь Б. В. Голицын завел у себя pycские вечера, на которых читалось все русское, при чем хозяин дома прослыл, чтобы его останавливали, когда к русскому он примешает французское. Как великолепный танцор, он имел прозвище «Boris-Yestris»; по отзыву современницы, был «очень хорош собой, умен и по своему времени получил воспитание как немногие».

(С портрета, писанного Изабе; собственность князя Н. И. Оболенского, в Москве)

В.В. Суслов Церковь Преображения Господня и звонница, в селе Вяземах, Московской губернии, Звенигородского уезда

В.В. Суслов Памятники древне-русского зодчества, в. 2, Санкт-Петербург, 1896

Означенное село, Вяземскаго стана, находится в 15 верстах к Ю-В. от г. Звенигорода, близ Смоленскаго тракта, при реке Вяземке (1). Оно принадлежало Царю Борису Федоровичу Годунову (ум. 1605 г.), a после смерти его было причислено к Дворцовому ведомству.
В конце XVI ст. здесь существовала каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, время построения которой осталось неизвестным (2). В 1680 г. она была причислена к Загородской десятине.
Кроме Троицкой церкви, в селе Вяземах находились в XVI ст. храм во имя Николая Чудотворца с приделами (Афанасия Александрийского, Сергия Радонежского и благоверных князей Бориса и Глеба) и монастырь Иоанна Богослова. Оба храма уничтожены в XVII ст., вместе с крестьянскими дворами, Литвою.
В писцовых книгах 7139 — 7141 (1631—1633) г. — между прочим, упоминается: «... да под селом Вяземою государев пруд каменная плотина,...».
Под 7154 (1646) г. указывается, что «в селе Никольском, на Вяземе, церковь Живоначальная Троицы, да в пределе церковь Николы Чудотворца, а иные пределы стоят пусты без пения...» (3).
По писцовым книгам стольника Ивана Афросимова, да подъячего Ивана Васильева 183, 184 и 185 (1675 - 1677) гг.- «село Никольское, Вязема тож, по обе стороны речки Вяземы, а в селе церковь каменная во имя Живоначальная Троицы, да у той же церкви два предела каменные ж: предел Благовещения Пресвятой Богородицы, да предел Архистратига Михаила не освящены, да близ той церкви место, что был монастырь Иоанна Богослова, да место церковное Николы Чудотворца с пределы,...».
7202 (1694) г. Марта 23, по именному великих государей указу, дворцовое село Вяземы пожаловано боярину князю Борису Алексеевичу Голицыну в вотчину, и в том же году утверждено за ним отказною книгою. В это время в селе, кроме Троицкой церкви, существовала деревянная церковь во имя Николая Чудотворца со всякою церковного утварью (4). В 1701 г. князь Борис Алексеевич Голицын разделил вотчины между детьми своими князьями Алексеем, Сергеем и Василием. Последнему досталось село Никольское, - Вяземы, в котором находилась в 1702 г. каменная церковь во имя Преображения Господня.
После князя Василия Борисовича Голицына имением владел его сын, князь Михаил Васильевич (ум. 13 Января 1749 г.), а от него перешло к его вдове — кн. Авдотье Михайловне с детьми князьями Николаем, Василием и Александром. Последние в 1755 г.- разделили имение между собою, и село Вяземы досталось князю Николаю Михайловичу Голицыну (5).
Некоторые указания о селе Вяземах встречаем, между прочим, в дневнике Марины Мнишек (6), где говорится: «2 Мая царица имела свой ночлег в Можайске, а пан Воевода в селении Вяземе, в 6 милях от Москвы. Это селение принадлежало умершему царю Борису. В нем есть дворец, довольно обширный, обнесенный палисадником и окопанный рвом с рогатками. Подле дворца каменная церковь, очень изрядная; иконы и подсвечники в ней богаты и прекрасной работы». В другом месте описывается, что «дворец деревянный, но красивый и даже великолепный. Дверные замки в нем вызолоченные червонным золотом; печки зеленые, а некоторые обведены серебряными решетками». В дневнике послов польских Олесницкого и Гонсевского (16o6 г.) указывается, что «в Вяземе — есть каменная церковь; ограда оной, с шестью острыми деревянными башнями, похожа на крепость» (7).
В существующих описаниях села Вяземы является странным то обстоятельство, что ранее 1702 г. о церкви Преображения Господня не упоминается. Время построения её, таким образом, становится гадательным. Местные жители приписывают постройку этой церкви царю Борису Годунову и относят к одному времени с постройкою колокольни Ивана Великого в Москве. Это предание, судя по общим архитектурным формам и деталям храма, является вполне вероятным, на что отчасти указывает и корона, сохранившаяся на средней главe.
Церковь Преображения Господня уцелела почти в первобытном её виде, — уничтожена только лестница, ведущая во второй этаж церкви. На основании местных указаний, она была открытою и вела прямо к средней арке верхней галереи. По этим указаниям, лестница на чертежах реставрирована.
Рассматриваемая церковь имеет обычное, по своему времени, устройство; с двумя приделами, подцерковьем и двухэтажною открытою галереей. Сложена она, видимо, вся из белого камня, по крайней мере лицевые стороны церкви, за исключением барабанов и закомар главного четырехугольника, облицованы белым камнем. Верхняя части сложены из кирпича без облицовки. Была ли покрыта церковь первоначально по сводам, или, как в настоящее время, четырехскатною крышею, сказать трудно. По аналогии с другими церковными памятниками того же периода, приходится высказаться за первое.
Наружные украшения имеют довольно мелкие профили, которые по характеру своему, как и впадинки на пилястрах (выше галереи), указывают на некоторое влияние в постройке итальянской архитектуры.
Западная часть храма несколько вытянута и потому под малыми барабанами устроены особые арочки. В церковных приделах барабаны поставлены каждый на четырех арочках, из которых одни идут по северо-южному направлению, а другие (ползучие) в обратном порядке и опираются в щековые поверхности первых. Дверь из галереи в северный придел расширена. Стенки, отделяющие алтарь от церкви, к которым приставлен иконостас - низенькие и имеют вид преграды. Построение церкви довольно правильное в отношении симметрии и точности размеров, что в древне-русских храмах встречается сравнительно редко.
В нескольких саженях от храма, на северо-запад, находится очень интересная каменная звонница. Она совершенно сохранилась в первобытном виде, за исключением верхнего покрытия стен, совсем не уцелевшего. Реставрация крыш показана в перспективном виде постройки. Помост звонницы и лестница поддерживаются открытым извне коробовым сводом. С площадки звонницы проведены сквозь перила каменные желоба. Звонница сложена из кирпича; горизонтальные карнизики сделаны из каменных плит и профили их напоминают наличники самой церкви. По общему впечатление, звонница кажется одновременной постройки с церковью. Колоколов на звоннице в настоящее время не находится и здание представляется несколько запущенным.

  1. Семенов «Географическо-Статистический словарь» т. I 1862 г. стр. 585
  2. Об этой церкви находим указание в приходных книгах Патриаршего Каз. Приказа за 7136 (1628 г.) и в переписных книгах из города Дмитрова, Борисоглебского монастыря архимандрита Питирима. В и Г. Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст.», вып. III
  3. Под 7164 (1655) г., говорится что «декабря 8 патриарх (Никон) ходил в государево дворцовое село Вязему встречать государя...»
  4. Выше было указано, что храм Николая Чудотворца был уничтожен Литвою; здесь же снова говорится о существующей церкви Николая Чудотворца; была ли церковь только разорена или построена вновь, из дела не видно
  5. В. и Г. Холмогоровых «Историчесте материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.», вып. III, стр. 195 - 200
  6. Устрялов «Сказание современников о Димитрии Самозванце»
  7. Там же стр. 123 Означенного дворца и башен в настоящее время не существует

С. Веселовский Усадьба Большие Вяземы

Живя в Захарове, Пушкины часто посещали находящиеся вблизи Большие Вяземы. Здесь все было овеяно древними преданиями о бывшем владельце этих мест Борисе Годунове. «Там указывают еще на пруды, будто бы вырытые по его по велению... Вероятно, молодому Пушкину часто говорили о прежнем царе - владетеле села. Таким образом, мы встречаемся, - отмечает П.В. Анненков, - еще в детстве Пушкина с предметами, которые впоследствии оживлены были его гением».
Одним из источников при работе поэта над «Борисом Годуновым» была «История Государства Российского» Н.М. Карамзина. В ней упомянуты и Большие Вяземы. Читая о происходивших здесь «воинских потехах» Лжедмитрия, о проезде через эту местность Марины Мнишек, Пушкин мог дополнять эти описания своими воспоминаниями об этой местности.

Посетитель Больших Вязем и ныне может обратить внимание на небольшую колонну из серого камня, стоящую у интересной по рисунку церковной ограды. Это памятник на могиле Н.С. Пушкина, умершего в Захарове в 1807 г. Смерть младшего брата - одно из тяжелых впечатлений детства великого поэта. Он упоминает о ней в набросках плана к на меченным им автобиографическим запискам.
В пушкинское время (с 1803 г.) Большие Вяземы принадлежали Б.В. Голицыну. Получив блестящее образование за границей, Голицын сделал военную карьеру, в частности, сражаясь под знаменами Суворова. Однако в царствование Павла, дослужившись до чина генерал-лейтенанта, он вынужден, был выйти в отставку.

Поселившись в Москве, Б. В. Голицын изучает русскую историю, увлекается собиранием древних рукописей, большую часть года проводя в Больших Вяземах.
Английский путешественник, посетивший Москву в 1805 г., пишет: «Вечер мы провели у кн. Бориса Владимировича Голицына. Тут я видел всю вашу поэзию: Жуковского, Кокошкина, Мерзлякова и многих, многих других ваших поэтов и прозаиков. Хозяин необыкновенно был любезен, ласков и приветлив со всеми... Иногда думаю, откуда Москва набрала столько людей приветливых!» В 1811 г. Б.В. Голицын принимал у себя бежавшую из Франции противницу Наполеона известную писательницу де Сталь.

Он был очень близок с И.И. Дмитриевым, а А.Ф. Мерзляков принадлежал к кругу его друзей и часто гостил в Больших Вяземах. Мерзляков пробудил у Б.В. Голицына интерес к памятникам русской литературы и народной словесности. По инициативе Б.В. Голицына А.Ф. Мерзляков в начале г. приступил в его московском доме к публичным чтениям по литературе и теории изящных искусств. Эти чтения были большим общественным событием и первыми общедоступными лекциями в России. Их прервала война с Наполеоном.
С начала военных действий Б.В. Голицын уехал в армию. Во время Бородинской битвы он находился при М.И. Кутузове и, передавая его распоряжения войскам, был тяжело ранен. Прах Б.В. Голицына, умершего от ранения в январе 1813 г., перевезен в Большие Вяземы и похоронен в местной церкви.
После Бородинской битвы русская армия остановилась в Больших Вяземах на ночлег. В усадебном доме жил М.И. Кутузов. В одном из писем он сообщает: «Я нахожусь при Вяземе, но так как здесь позиции никакой нет, то отправился генерал Бенигсен назад приискать место, где бы удобнее еще дать баталию».

В Больших Вяземах неоднократно бывала мать Б. В. Голицына Наталья Петровна - «Пиковая дама». Она действительно, как рассказывает Томский в повести А.С. Пушкина, «ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть «La Venus moscovite» (Московская Венера). Дочь П.Г. Чернышева, посланника при английском и французском дворах, Н. П. Голицына провела молодость за границей, участвовала в придворных вечерах. Н.П. Голицына была безмерно властолюбива и надменна. Как пишет А.С. Пушкин, «у себя принимала она весь город, наблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо». В то же время Н.П. Голицына, по отзыву современников, была «великая мастерица устраивать свои дела», значительно увеличила со стояние семьи, и управление хозяйством Больших Вязем в большей мере подчинялось ей, чем владельцу усадьбы Б.В. Голицыну.

7 апреля 1834 г., через месяц после опубликования повести, А. С. Пушкин записал в дневнике: «Моя Пиковая дама в большой моде - игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...» Н.П. Голицына пережила великого поэта всего на несколько месяцев. Она умерла в декабре 1837 г. в возрасте 97 лет.
В близких отношениях с семьей Голицыных находился вы дающийся терапевт профессор М. Я. Мудров. Он часто про водил лето в Больших Вяземах. Мудров был одним из прославленных врачей Москвы и считался непревзойденным диагностом. Л.Н. Толстой пишет в «Войне и мире», что, посетив больную Наташу Ростову, «Мудров еще лучше определил болезнь», чем другие знаменитости Москвы.

Большие Вяземы расположены на большой Смоленской дороге. По объяснению известного историка И.Е. Забелина, это название означает «вообще вязь или связь, союз одной местности с другою, или, вернее, одного пути с другим». Эта дорога исстари связывала Москву с Западом, по ней проезжали послы, торговые люди. В Больших Вяземах помещалась последняя ямская станция перед въездом в Москву. В пьесе «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н. Островский упоминает о пребывании здесь отца Марины Мнишек.
По этой оживленной дороге каждое лето в годы юности проезжал А.И. Герцен. Рассказывая в «Былом и думах» о поездках в Васильевское, он вспоминает, как «в нескольких верстах от Вяземы князя Голицына дожидался васильевский староста, верхом, на опушке леса, и провожал проселком».

Большие Вяземы связаны и с Н.В. Гоголем, который летом 1849 г. посетил жившего здесь профессора Московского университета С.П. Шевырева и читал ему первые главы второго тома «Мертвых душ».