Дворец и парк фонтенбло, дом французских королей. Легенда о названии «Фонтенбло»

Адрес: Адрес: 77300 Fontainebleau, France.
Как добраться: от вокзала Gare de Lyon доехать до ж/д станции Fontainebleau-Avon
(поезда ходят каждый час, время в пути - 45 минут), далее от станции на автобусе до замка.
Время работы: июнь-сентябрь с 9:30 до 18:00, в остальное время года с 9:30 до 17:00, музей закрыт по вторникам.
Стоимость посещения: взрослые - 6,30 EUR, дети до 18 лет - бесплатно;
можно купить в ж/д кассах SNCF единый билет на поезд, автобус и во дворец за 23 EUR для взрослых и
за 16,70 EUR для детей от 10 до 17 лет.

Словно звездами в небе усеяна Франция замками: большими и маленькими, помпезными и скромными, знаменитыми и преданными забвению. Все они - молчаливые свидетели бурных событий страны, помнящие о кровавых войнах, крестовых походах, пышных балах, бесстрашных рыцарях, прекрасных дамах, и, конечно же, дворцовых интригах. И все же особый интерес вызывает замок Фонтенбло, названный Наполеоном "истинной обителью королей, пристанищем веков". Бережно храня след 700-летней истории правления королевской династии, он магнетически притягивает неисчислимое количество туристов.


Дворец Фонтенбло - резиденция 34 королей

С чего все началось

Лучшим развлечением самодержцев всегда была охота. Поэтому не удивительно, что их привлекал в загородной черте небольшой поселок с лесом, где водились дикие кабаны, олени, лисы, фазаны и прочая дичь. В XII в. Людовик VII вознамерился построить там охотничий домик. Согласно легенде, охотясь в здешних краях, государь потерял ориентир. Измученный, уставший сильно хотел пить. Верный пес по кличке Бло случайно нашел живительный источник, спасший от жажды хозяина. Происшедший случай ускорил осуществление задуманной затеи. Название имения возникло само по себе благодаря слиянию двух слов "Fontaine" - источник и собачьей кличке "bleau". Четвероногого друга увековечили в статуе, установленной в холе. Говорят, чтобы не покидала госпожа удача, нужно почесать песика за ухом.
Людовик IX, считавшийся мудрым и благочестивым, находя большое удовольствие в уединении, решил расширить полюбившийся Фонтенбло, именуя его монашеской пустыней, после чего судьбы следующих правителей связались с замечательным поместьем, передававшимся по наследству. Трое из них здесь появились на свет, в этих стенах беззаботно протекало их детство, отмечались праздники, подрастая, они восходили на трон. Каждый там что-то менял, достраивал, усовершенствовал, стараясь обустроить жизнь на собственный лад.
Наиболее значимые изменения произошли при Франциске I, прибывшем сюда в 1528 г. Проиграв битву при Павии с испанцами, пытаясь найти в чем-то отдушину, он занялся переустройством усадьбы, пришедшей в упадок, мечтая превратить ее в загородную резиденцию. Собрав специалистов разного профиля, с энтузиазмом принялся за дело. Проект разработали архитекторы Лебретон, Шамбиж, Жерар. Добавились чудесные залы, часовенка, множественные хозяйственные постройки, окружающие внутренний дворик, новые ворота. От прошлого строения сохранилась незначительная часть.
В собранной огромнейшей коллекции старинных манускриптов, скульптур, полотен главное место занимала "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Венценосец предложил творцу быть придворным художником, но тот отказался из-за мизерного вознаграждения. Декоративную отделку помещений поручили известнейшему Франческо Приматиччо и не менее популярному Россо Фьорентино, основавшим французскую школу живописи. В результате кропотливого труда среди садов и чарующих парков поднялся дивный дворец, явившийся уникальной колыбелью Ренессанса.
Начатую затею после смерти отца продолжил Генрих II, увлекшийся обновлением интерьера. Последующие преемники большого пристрастия к замку не испытывали. Генриху IV дом достался в заброшенном состоянии. В честь крещения сына он оформил вход с восточной стороны, построив Врата Дофина, произвел полную реставрацию грандиозного сооружения.
С его кончиной все приходило в запустение. Родившийся здесь Людовик XIII не уделял должного внимания, а король-Солнце был полностью поглощен строительством Версаля, хотя и навещал родительскую обитель, где вспыхнула юношеская страсть к очаровательной Луизе де Лавальер. Луи XIV больше всех от предков передалось пылкое увлечение охотой. Только серьезная травма при падении с лошади, имевшая тяжелые последствия, послужила причиной отказа от верховой езды, но не от любимейшего занятия. Повелитель продолжал охотиться даже сидя в коляске. Когда же отошел в вечность, родовое гнездо вновь осиротело.
Возрождение наступило в эпоху Наполеона. Прибыв туда в 1804 г, он был шокирован увиденной запущенностью некогда роскошного особняка, тут же приступив к восстановлению. Преобразование проходило быстрыми темпами, скоро удалось открыть второе дыхание монаршим апартаментам, ставшим символом его величия. Именно здесь в 1804 г. его короновал папа римский Пий VII, приехавший специально для проведения церемонии. Бонапарт - первый монарх, возведенный в статус императора, в жилах коего не текла царская кровь. А в 1812 г. тот же понтифик стал его пленником на протяжении полутора лет в период завоевания Ватикана.
Здесь прошли счастливые совместные годы жизни с Жозефиной, единственной женщиной, до безумия им любимой, но, к сожалению, не сумевшей подарить наследника. Поэтому принял тяжкое для себя решение расстаться, объяснив разрыв тем, что владыке не позволительно думать сердцем, доминировать должен холодный рассудок. В декабре 1809 г. супруги, получив свидетельство о разводе, разъехались, Жозефина переселилась в Мальмезон, подаренный мужем. Ее место заняла другая императрица, коей стала Мария Луиза Австрийская, служившая лишь родильной машиной. Разорвав с возлюбленной, выбросить из души не смог, по-прежнему писал нежные послания, наполненные любовью. Последнее слово, произнесенное перед смертью на острове Святой Елены, было ее имя.
За семь столетий строение, похожее на мозаику, собранную в различные периоды, сменило 34 правителя, оставивших заметный неизгладимый след в архитектуре. В 1981 г. его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Французские власти выделили на реконструкцию 2 млн. 300 тыс. евро. И теперь не иссякает туда поток посетителей. Пора узнать его поближе.

Знакомство с ансамблем Фонтенбло

Минуя позолоченные решетчатые врата с эмблемами Бонапарта и двумя фигурками орлов по бокам, попадете в просторный двор Белой Лошади, откуда начинаются величественные владения. Наименование сохранилось в памяти благодаря гипсовому слепку коня, стоявшему здесь ранее. После трагической гибели мужа Екатерина Медичи попросила Микеланджело сделать копию монаршего памятника, всадника на скакуне. Мастер поручил выполнить изваяние Даниэлю де Вольтерру. Заказ сделали и доставили, но без наездника. Спустя время жеребец распался, ведь гипс - недолговечен. Прежнее подворье переименовали на "Прощальное" после отбытия Бонапарта на остров Эльба.
На огромной территории (152 х 112 м) некогда проходили рыцарские турниры, праздновались торжественные события. По всему периметру расставлены деревья в кадках, по обоим направлениям центральной аллеи - газоны с зеленой, будто бы приглаженной, травкой и декоративными кустами.
Снаружи дворец выглядит неброским, изящным, занимая площадь 46 000 м2 , где располагаются 1530 комнат. Возможно, кому-то он покажется таким, каким видел его Стендаль: "подобным литературной энциклопедии, где есть все, но ничего нет захватывающего". Богатство внутреннего убранства вполне компенсирует внешнюю простоту. К зданию ведет полукруглая подковообразная двухмаршевая лестница, откуда в 1814 г. Наполеон произнес прощальную речь после отречения от власти. Это были тяжелейшие минуты, когда жить не хотелось, но возникшему намерению о суициде не суждено было сбыться.
12-го апреля 1814 г. на рассвете император, предвидя мрачное ближайшее будущее, запершись в собственных покоях, достал флакончик, наполненный ядом, приготовленный по его просьбе личным лекарем после непредвиденных обстоятельств, случившихся в неудачном сражении за Малоярославец, когда чуть не попал в западню. С тех пор минуло полтора года, но с бутылочкой не разлучался. Не раздумывая долго, проглотил содержимое пузырька. Его приверженец маркиз де Коленкур, заподозрив неладное, забил тревогу, но принимать противоядие полководец наотрез отказался. Ядовитое вещество, очевидно, успев выдохнуться, не подействовало.
20 числа того же месяца гвардейцам приказали выстроиться у парадного входа. Застыли в скорбном молчании 1200 воинов. Когда куранты пробили 13:00, резко распахнулась входная дворцовая дверь, вышел самодержец, уже бывший. Приблизившись, обратился к бойцам: "Я вынужден уйти, а вы продолжайте верой и правдой служить Франции, не волнуясь о моей судьбе". Уверенный всегда голос дрогнул. Подойдя к знамени, прикоснулся губами к святыне, спрятал там лицо, скрывая скупую мужскую слезу.

Часовня Троицы

Небольших размеров, но достаточно красивая, она расположилась слева от лестничного прохода. На своде изображена картина страшного суда. По центру, окруженный иудейскими царями и добродетелями, - Христос (автор Мартен Фремине). На главном алтаре из мрамора (1633 г.) запечатлена Святая Троица (1642 г.). С обеих сторон - изваяния защитников венценосной семьи: в кружевной тунике, с лилией на мантии, позолоченных сандалиях застыл величаво на мраморном полу Св.Карл Великий, напротив - Св. Людовик, держащий скипетр. Королевская чета никогда не пропускала религиозную службу, обращаясь молитвой к Всевышнему, прося благословения, защиты себе и родному народу.

Галерея, достойная восхищения

Созданная Франциском настоящая сокровищница - бесспорный шедевр ренессансного стиля. В ней впервые гармонично сочетаются обшивка из красного дерева с фресками и множеством разнообразнейших скульптур. Огромные вытянутые окна пропускают струи солнечных лучей, озаряя живопись естественным светом. Стены продолговатого, несколько зауженного зала (64х6 м) разбиты на две части. Нижняя декорирована деревянными теплыми панелями, где красуются национальный герб и царские монограммы. Вверху - бесподобная художественная лепка. Уникальные фрески, демонстрирующие боевые триумфы помазанника божьего, прославляют его бесстрашие и праведность, покровительство над искусством и наукой. Объятые овалом буквы "F", цветок лилии и саламандра в пламени огня (королевская эмблема) не позволяют забывать о заказчике, девиз коего был "Nutrisco et extinguo", означающий "питаю и уничтожаю".
Поражает восхитительная настенная роспись (всего 14), представляющая продуманную до тонкостей композицию, имеющую глубокий смысл, о котором можно только догадываться. По центру - картина талантливого итальянского живописца Приматиччо "Даная". На подушках полулежит обнаженная златовласая красавица, являющаяся по греческой мифологии дочерью аргосского царя Акрисия и Эвридики. Отец девушки, напуганный вестью дельфийского оракула, предвещающей гибель от руки внука, изолировал ее, заключив в башню под землей, стерег. Но от предначертанного свыше не убежишь. Могущественный Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в девичьи покои. Даная родила сына Персея, предсказание сбылось.
Приводит в восторг следующий холст: государь в облике благородного принца появляется в храме Юпитера как победитель над невежеством. Люди, пожелавшие остаться грубыми, необразованными, гибнут. Не отпускают полотна Росссо "Венера и Амур", особенно "Вакх и Венера", где настолько реально передано тело юноши, что кажется живым, а не написанным, созданным из плоти и крови. Рядом - всевозможные сосуды невероятно причудливой формы из хрусталя, серебра, декорированные драгоценными камнями. Гений кисти изобразил сатира с козлиной мордой, на которой застыл восторг, мальчика, оседлавшего медведя. Величайшему таланту помогали столяры-краснодеревщики, лепщики, резчики, граверы. Античные сюжеты служат поводом к размышлению о морали и религии.

Изысканность бального зала

Просторное помещение площадью 300 кв.м с кессонным потолком, купающееся в солнечном свете, буквально искрится. Гламурный вид придал Генрих II, достроивший, оформивший его после смерти родителя. Рисунок великолепного наборного паркета соответствует орнаменту свода, подпираемого мощными опорами из многочисленных арочных пилонов. Низ обшит дубовыми плитами. Верх украшают мифологические сцены, выполненные художником, итальянцем Никколо дель Аббате. Одно полотно посвящено покровительнице охоты Диане, множественные образы которой насыщают обширное пространство имения. Пять огромных оконных проемов выходят в нарядный сад, через остальные просматривается Овальный двор.
Когда опускались сумерки, зажигались тысячи свечей на хрустальных люстрах, спускающихся, подобно паукам на позолоченной "паутине", звучала музыка, медленно кружились в танце пары. Элегантно одетые в атлас и шелка дамы поражали кружевами, блеском бриллиантов, перешептывались, разглядывая резную отделку, где отчетливо видна латинская буква "Н", размещенная на римской цифре "II", пересеченная двумя полумесяцами. И пусть хозяин объяснял, что это совместный супружеский вензель, но все прекрасно понимали, кому предназначено интересное сочетание.
Женившись на знатной представительнице богатейшего семейства Италии Екатерине Медичи, он до последнего вздоха был предан Диане Пуатье, старшей почти на 20 лет. О неземной ее красоте слагались легенды, тайну обаяния хотели бы узнать многие представительницы слабой стати. И сегодня люди поражаются фантастически нереальной глубине мужских чувств. Он дарил единственной желанной женщине дорогие украшения, земли, преподнес сказочный замок Шенонсо, возведенный на берегу Луары, готов был бросить к ее ногам весь мир, хотел развестись, но она не позволяла. Это была странная, непонятная жизнь на троих. Жена исправно рожала детей, любовница занималась их воспитанием. Кого же из них можно было считать истинной королевой: фаворитку, владевшую сердцем короля, или супругу, носившую траур по своей растоптанной, распятой любви?

Тайны салона Оленей

Помещение, уходящее на 74 м в длину, шириной 7 м, построено в XVII в. По периметру стены увенчаны головами благородных животных (43 шт.), вылепленных из гипса, наблюдавшими за гостями стеклянными бусинками-глазами. Таинственно замерли античные статуи (бронзовая копия) "Спящей Ариадны", "Лаокоона с детьми", "Аполлона Бельведерского", привезенные из Лувра, скульптура охотницы из Олимпа, сделанная в 1602 г. Приером. В живописных рощах чудесно выглядят с высоты птичьего полета прелестные дворцы Шамбор, Амбуаз (13), расписанные маслом по штукатурке умелой рукой мастера Пуассона. На потолке - гон дичи собаками. Сочные краски дают ощущение натуральности - лес кажется настоящим, ощущается еле осязаемый запах девственной природы, слышится тихий шепот листвы, едва различимы звуки птичьего хора. Здесь появляется призрак убитого по приказу королевы Швеции Кристины маркиза де Мональдечи, уличенного в предательстве.
В 1667 г. она появилась в поместье вместе с любовником обер-шталмейстером в мужском платье, напоминая очаровательного мальчишку. Пара выглядела счастливой, но совершенно случайно девушка нашла письменные любовные послания, адресующиеся сопернице. Ярость затмила разум, безумное желание отомстить лжецу было сильнее ее. Когда офицеры напали на Мональдечи в галерее, она с особой жестокостью наслаждалась предсмертной агонией лицемера, готовая сама вцепиться в изменника как дикая кошка. Несчастный на коленях просил помиловать, но в лицо летели предательские письма, упреки. С пронзенным горлом умирающий призывал Иисуса с Марией, а она в тот же вечер танцевала с Луи XIV. И сегодня бродит душа убиенного, не сумев обрести покоя.

Хранилище книг

Это, пожалуй, самый длинный зал, простирающийся на 80 м, шириной 10. Как только его не использовали: был банкетным при Луи-Филиппе, посвящался Диане, служил тюрьмой в период революции, в 1858 г. стал большущей библиотекой. На стеллажах застекленных шкафов мирно почивают 16 тыс. изданий. Вот где рай земной для заядлых любителей литературы! Чтобы все перечитать, наверное, жизни не хватит. Мифологические изображения на сводах сменяют на концах фрески, исполненные в стиле "трубадур", где с иконографической точностью переданы сюжеты реальных и легендарных событий прошлого, например "Карл великий, переходящий Альпы" (всего 8).
По центру - большой глобус, заказанный в 1810 г. Бонапартом. Мало кому известно, что на нем отсутствует Китай, это - ошибка изготовителя, так и оставшаяся неисправленной. Китайским делегациям замалчивают об этом, дабы не обидеть ненароком. А русские путешественники подшучивают: "Лучше бы император не обнаружил там Россию. Возможно, не принес бы столько горя нашим городам и селам, добравшись до Москвы". Конечно, шутка, но как знать…


Императорские покои

Апартаменты Наполеона, последнего из проживающих монархов, не выделяются помпезностью, как у предшественников. Более скромная обстановка характеризует внутреннее содержание великой, не глядя ни на что, личности. Бывшую королевскую спальню переустроили под тронный зал с эстрадой, троном, установленным под балдахином из алого бархата и флагштоками по бокам. Вызывает удивление бархатный навес, ведь его привыкли считать спальным элементом, но это не случайно. Он является знаком небесного покровительства, царской власти - не меньше! Многочисленные кисти на шторах указывают, что комната предназначена божьему ставленнику, раньше ими приукрашивали святые места, позже они превратились в классику интерьера.
Незамысловато выглядит "походная кровать", где Его Величество отдыхал, устав от дневной суеты и забот. Здесь сохранились даже комнатные тапочки. В красном салоне до сих пор стоит круглый совсем небольшой столик на единой толстой ножке. Именно за ним император говорил, что ради блага родины, оставаясь верным присяге, готов покинуть пределы страны, если понадобится, умереть.
Топографический кабинет хранит немого свидетеля его успешных и неосуществимых планов - большой дубовый стол (мастера Жоржа Жакоба). А планировал он с размахом, отсюда произошел афоризм - "наполеоновские планы".
Полководец чрезвычайно ценил и дорожил оружием. Его инкрустированную золотом шпагу на аукционе, состоявшемся в Фонтенбло в июне 2007 г., продали за 6 млн. 400 тыс.$. Причудливо изогнутый клинок с замысловатым узором достигает по длине 1 м. В 1978 г. она объявлена национальным державным сокровищем. Закон разрешает ее купить лишь владельцу недвижимости во Франции, где уникальная вещь обязана пребывать не менее полугода.
Немалое значение придавалось одежде. Среди экспонатов сохранился военный мундир, напоминая о неиссякаемой воинственности хозяина, практически не носившего гражданского одеяния. Придя к власти, выделял громадную сумму на приобретение торжественных нарядов. Одна лишь вышивка на белоснежном бархате плаща обошлась в 10 000 франков, не говоря о шляпе со страусовыми перьями и алмазом в золотой оправе. Ежедневно он носил бикорн. В гардеробе их насчитывалось 170. Привычный жест - сорвав двууголку, швырнуть ее под ноги послам, выражая тем самым гнев.

Садово-парковая зона

Она занимает 115 гектар. Вначале в западной части пытались вырастить приморские сосны. В честь защитницы Рима, славной Помоны, возвели павильон, разукрасив росписями итальянских живописцев Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо, но в 1566 г. разрушили. Сохраненным остался грот, его рустованные арки поддерживаются мощными атлантами. В 1812 г. здесь разбили современный сад в английском стиле, пересекаемый искусственно созданной речкой с чистой прозрачной водой, текущей, как человеческая жизнь, в единственном направлении. Зеленые насаждения пополнили экзотическими саженцами: тюльпанным деревом, софорой японской и другими. В разных уголках на шелковистой траве основались скульптуры XVII в. (копии) "Гладиатор Боргезе", совсем близко - "Умирающий гладиатор", за ним - "Телемах на острове Огига".
Нотку романтики в окружающую панораму вносит пруд, занимающий площадь 4 га с крупными карпами, плавающими утками, белыми лебедями, приводящими в неистовый восторг гостей. В центре, на созданном островке, прописалась восьмиугольная беседка, выстроенная архитектором Л.Лево в 1662 г. Приехавшему с визитом Петру I так приглянулось это милое местечко, что он изъявил желание отобедать там. Дворцовой свите пришлось добираться на лодке, везя кухонную утварь с приготовленными блюдами. Вдоль берега расположилась длинная аллея, усаженная платанами.
На обширной территории - два чудесных бассейна. В одном в XVII в. находился фонтан-скала, именуемый "бурлящим котлом", замененный дивной каменной чашей. Во втором гордо восседает вылитый из бронзы орел, цепко ухватившийся острыми когтями в добычу. Как же хорошо здесь летним сезоном. Словно сестры, выстроились рядами цветущие липы, опьяняет душистый запах, чистый, как юность, сладкий, как мед. Можно прокатиться на лодке по каналу (1, 2 км), прорытому в 1606 -1609 гг. Для его наполнения соорудили несколько акведуков.
С северной стороны по приказу Екатерины Медичи посадили сад с оранжереей, посвященный ей. Но по иронии судьбы именно здесь установили фонтан (1603 г.) с красивейшей скульптурной композицией "Диана с ланью" (скульптор Биар). Стоящую на пьедестале богиню охраняют четыре собаки, под ними - оленьи головы с разветвленными рогами. Садовый комплекс переименовали в ее честь. Такова воля дофина.
Очевидно, большинство людей представляют павлинов с яркими, цветастыми опахалами хвостов, здесь же повстречаете и редчайших альбиносов. Удивлены? Совсем неожиданный ход матушки-природы. Их завезла королева Екатерина. Привыкнув к грациозным царственным птицам, напоминающим отчий край, ей не хотелось с ними расставаться. Французам не нравился их противный крик, накликающий (как им казалось) беду, поэтому придворные недолюбливали красавцев. Встретиться с ними можно только весной и летом, ведь они слишком теплолюбивы. Какое же это чудо!

Говорить о красоте легендарного замка, его венценосных обитателях можно бесконечно, но слушать - одно, а увидеть… Лучшей оценкой станет краткий диалог историка Мишле с оппонентом:
- Скажите, где станете искать убежище и утешение, ощутив себя несчастливым?
- Я поеду в Фонтенбло.
- А если очень счастливы?
- Отправлюсь туда же.

И связанная с жизнью 34 монархов Франции, в том числе Наполеона Бонапарта. Вместе с тем, дворец Фонтенбло не уступает Версалю в роскоши, но при этом незаслуженно пользуется намного меньшей популярностью. Наполеон Бонапарт присвоил усадьбе звание официальной загородной императорской резиденции и называл Фонтенбло «настоящим обиталищем королей, домом веков».

Местность, где построена усадьба, славится своей красотой, не заметить которую французские монархи не могли. Их словно манила здешняя природа и прекрасные, подходящие для охоты леса. В начале XII века здесь был небольшой охотничий двор, затем строится крепость, а в середине XVI века возводится великолепный дворец. Таким образом, история Фонтенбло связана с именами десятков монархов, начиная от Людовика VI (Толстого) и до Наполеона III. Во дворце Фонтенбло родилось четыре монарха.

Об усадьбе сложено множество легенд и, согласно одной из них, во дворце существуют потусторонние силы, которые и влияли на принятие решений королей. Как бы это ни было, но в Фонтенбло все короли чувствовали себя уверенней и еще могущественней.

Как добраться до Фонтенбло

Удобнее всего ехать в Фонтенбло на поезде. Поезда отправляются с Лионского вокзала. Билеты можно купить в терминалах. ВНИМАНИЕ! На Лионском вокзале 2 вида терминалов. Вам нужно коричневые терминалы (их всего 3-4 штуки), он продают билеты на региональные поезда. Если возникнут вопросы - нужно обратиться в инфопункт. Ехать до станции Fontainebleau-Avon. Стоимость билета 8.85 евро (2018 г.). В пути около 40 минут. Расписание, цены и купить билет можно на сайте www.transilien.com .

Режим работы дворца Фонтенбло 2019

  • Ежедневно, кроме вторника
  • С апреля по сентябрь 9:30-18:00
  • С октября по март 9:30-17:00
  • Выходные дни - 1 января, 1 мая и 25 декабря
  • Вход в музей прекращается за 45 минут до указанного времени
  • Бальный зал закрывается за 1 час до до указанного времени
  • Китайский музей и Папские апартаменты могут быть закрыты с 11:30 до 14:30.

Стоимость билетов в Фонтенбло 2019

Стоимость билетов в дворец:

  • Взрослый билет 12 евро
  • Дети до 18 лет бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, проживающие на территории Евросоюза, - бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, НЕ проживающие на территории Евросоюза, - 10 евро

Вход бесплатный для всех категорий посетителей каждое первое воскресенье месяца, зак исключением июля и августа.

Вход в сады и парки бесплатный.

Название

Название Фонтенбло (французское «Fontainebleau») переводится как «прекрасный фонтан». Это имя усадьба получила от местного родника с чистой целебной водой. Существует легенда, согласно которой Наполеон Бонапарт каждое утро выпивал стакан воды из этого источника, что придавало ему силу.

Из истории

В 1137 году пришедший к власти Людовик VII построил здесь крепость, что было характерно для того времени, а позже при Франциске I в 1527 году был возведен ренессансный дворец, отличающийся уникальной архитектурой и великолепным внутренним убранством.

Франциск I был великим дипломатом и защищаться, по большому счету, ему было не от кого. Поэтому от крепости он оставил всего лишь одну башню, а дворец, построенный по проекту Жюля Лебретона, отличался величием, что подчеркивало могущество и власть короля.

Для Фонтенбло время правления Франциска I было поистине золотым веком. Усадьба превратилась в центр французского и зарубежного искусства. Кроме Лебретона, здесь также трудились архитекторы Пьер Шамбиж и Касторе и известные мастера из Италии - Приматиччо, Россо и Челлини. Совместная работа лучших европейских архитекторов, скульпторов и мастеров живописи положила начало всемирно известной школе Фонтенбло.
На протяжении нескольких веков Фонтенбло достраивался и изменялся в соответствии со вкусом и желанием каждого из монархов, поэтому здесь можно увидеть постройки разных стилей, характерных для разного времени (от XV до XIX века).

Дворец стал любимым и для пришедшего к власти Наполеона Бонапарта. Сохранился кабинет, где правитель принимал важные решения, Красный салон, где он подписал отречение от власти, а также лестница в виде подковы, ведущая во Двор прощания, стоя на которой Наполеон прощался со своими солдатами.


Многие туристы обращают внимание только на дворец, вместе с тем, Фонтенбло – это целый комплекс, состоящий из дворца, трех садов и четырех дворов (Овальный и Белой лошади, Служебный и Фонтанный), а также парка и леса. Кроме того, здесь расположено несколько музеев, среди них - музей тюрем и музей Военного искусства.

Сады Фонтенбло

  • Дворец Фонтенбло окружен садами, самый маленький из которых – сад Дианы, получивший свое имя по названию статуи, изображающей богиню охоты - Диану с оленем
  • Английский сад появился при Франциске I и тогда он назывался Сосновым садом. Преобразования сада проведены и при других правителях. В Английском саду Вы погуляете по извилистым аллеям, увидите живописную реку и искусственную скалу, а также экзотические растения
  • Сад-партер – полная противоположность Саду Дианы. Сейчас это любимое место прогулок туристов. Здесь сохранена планировка, созданная садовником Ле Нотром во времена Людовика XIV. В отличие от заросшего Сада Дианы, здесь ровные дорожки, четкие линии лужаек и аккуратно подстриженный кустарник, а летом Вас порадуют 45 тысяч цветущих растений.

За партером начинается парк, по всей длине которого при Генрихе IV был прорыт канал длиной 1,2 км. Парк украшают статуи богинь и мраморные мостики.

В выходные дни парижан привлекает лес, окружающий сады и парк Фонтенбло. Здесь устроено почти 300 км пешеходных дорожек, а в тени многовековых деревьев, в тишине и покое, можно прекрасно отдохнуть от забот и суеты Парижа .

Перед главным фасадом дворца раскинулся огромный Почетный двор, который первоначально назывался Нижним, затем его переименовали во Двор Белой лошади, поскольку здесь проходили Рыцарские турниры и была установлена гипсовая скульптура лошади. Позже, после отречения Наполеона от власти в 1814 году, этот двор стали называть Двором прощания.

Галерея Франциска I

Галерея Франциска I была создана в середине XVI века, то есть значительно раньше чем галереи в Лувре и Версале . Это была первая художественная галерея в Европе. Здесь Вы увидите фрески и живописные полотна, деревянные резные панели и лепнину, искусно выполненные европейскими мастерами. В Галерее Франциска I находилась и самая таинственная работа Леонардо да Винчи - «Мона Лиза» - Джоконда.

Галерея ведет из покоев короля в часовню Святой Троицы. Строительство капеллы было начато при Франциске I, а закончено при Людовике XIII.

Роспись капеллы, сохранившуюся до наших дней, выполнил французский художник Мартен Фремине.

Внутренние и Малые апартаменты Наполеона

Бывшие императорские апартаменты хранят память о Наполеоне I и членах его семьи. Внутренние апартаменты включают кабинет, где правитель принимал решения и его личные покои. Здесь Вы увидите портреты и предметы быта, мебель и ценные произведения искусства.

В Тронном зале (до революции это была спальня короля) сохранился стул Наполеона 1805 года и стол, за которым император приносил присягу. В Красном салоне император отрекся от власти, заявив, что готов покинуть Францию и даже уйти из жизни, если это будет на благо страны.

Обратите внимание на отделку текстилем и множество колонн, лепнину и богатые скульптурные композиции. Все убранство выполнено в стиле ампир.

Малые апартаменты, где Наполеон отдыхал и принимал гостей, можно посетить только с экскурсией.

Бальный зал

После смерти Франциска I к власти пришел его сын Генрих II. Именно при нем под руководством мастеров Абатто и Приматиччо был оформлен Бальный зал. Все его убранство посвящено фаворитке короля влиятельной Диане де Пуатье. Благодаря обилию солнечного света Бальный зал выглядит золотым. Он использовался для проведения торжеств вплоть до XIX века, то есть около 600 лет и был свидетелем многих исторических событий.

В украшении зала, как и в убранстве Галереи Франческо I, можно увидеть красочное сочетание фресок и деревянных панелей. На одной из них нетрудно заметить монограмму Дианы де Пуатье – три скрещенных полумесяца.

Официальный сайт Фонтенбло

Фонтенбло значительно старше Версаля, это своего рода символ истории Франции. Остаться равнодушным к его живописной природе, архитектуре и произведениям искусства невозможно.

По словам французского историка Жюля Мишле, Фонтенбло - «это восхитительное последнее убежище, где можно отдохнуть и насладиться тем, что еще осталось от жизни… Спросите меня, где бы я стал искать утешения, если бы меня постигло несчастье, и я отвечу – пошел бы в Фонтенбло. Но и будучи счастливым, я тоже отправлюсь в Фонтенбло».

Замки Франции. Фонтенбло (1 часть)

Фонтенбло - удивительное место, несущее отпечаток многих королевских судеб.

Замок Фонтенбло, окруженный просторным, богатым дичью, лесом был излюбленной резиденцией французских правителей на протяжении многих столетий. Однако это не традиционная официальная резиденция подобная Версалю или Лувру, а скорее семейный дом, оживавший в сезон охоты.


Строительство замка продолжалось с XVI по XIX века, что и нашло отражение в разнообразии зданий замка.


Замок располагается вокруг четырех главных дворов.


Главная лестница замка имеет вид подковы. У подножия этой лестницы 20 апреля 1814 года состоялась церемония отъезда Наполеона на остров Эльба.


Средневековая крепость в Фонтенбло датируется XII веком, временем правления Людовика VII. В 1259 году Людовик Святой стоит рядом с крепостью больничный монастырь ордена Тринитариев. В замке Фонтенбло родился и умер Филипп Красивый. А королева Изабелла Баварская украсила его в XV веке.


В 1528 году Франциск I решает отстроить новый замок на фундаменте средневекового строения, оставив лишь донжон, большую квадратную башню в глубине овального двора.


Средневековая часовня, посвященная Святому Сатурнину к этому времени начала разрушаться, поэтому Франциск I посещает церковь Тринитариев. Чтобы сделать путь из своей спальни, находящейся в донжоне, в церковь более комфортным Франциск приказывает построить галерею, соединяющую эти помещения.На первом этаже галереи были размещены коллекции Франциска, в том числе и «Джоконда» Леонардо да Винчи. Уникальный же декор второго этажа в 1533-1539 годах создал флорентинец Джованни Батиста ди Якопо (или Россо) совместно с болонцем Приматиччо. Здесь удачно сочетаются низкие резные панели, фрески и украшения из искусственного мрамора.


Живописная часть оформления галерее остается более загадочной. Однако историки всё же сходятся на мысли, что Франциск хотел символично представить человеческую жизнь и власть короля.


Изгнанное невежество
Одна из фресок «Изгнанное невежество» является аллегорией на Франциска Первого, мецената и гуманиста, входящего в храм света и оставляющего позади себя угнетенных мужчин и женщин с завязанными глазами символизирующими невежество.
В 1540 годах на землях, выкупленных у Тринитариев, Франциск возводит новые здания вокруг большого квадратного нижнего двора.
Также в это время обустраивается парк. На юге Сосновый двор украшается декоративными строениями и гротом, а новый двор Фонтана выходит на пруд на юге галереи Франциска I, еще один сад был разбит на севере.






Генрих II, сын Франциска I, в 1547 году поручает дальнейшее строительство замка архитектору Филиберу Делорму. Он стоит лестницу в форме подковы в центре нижнего двора, а в Овальном дворе переделывает план широкой лоджии (неподходящей к здешнему климату) в Бальный зал, покрытый деревянным кессонным потолком на итальянский манер.


Бальный зал





Бальный зал
Фрески были задуманы Приматиччо, а выполнены Николо дель Аббате и художниками его мастерской в 1550 году. Символика нового короля: инициалы «Н», полумесяц, символизирующий славу, - присутствует в деревянном декоре стен, потолка, на камине и люстрах.

Часовня Святого Сатурнина


Вдова короля Екатерина Медичи вновь возвращает ко двору архитектора Приматиччо, который в 1565-1570 годах достраивает для нее крыло Красивого камина.


Значительный вклад в строительство Фонтенбло внес Генрих II. В 1601-1606 он удлинил строения Овального двора практически вдвое.


Салон Людовика XIII
Рабочий кабинет Генриха II отличается особым декоративным оформлением, выполненным художником Абруазом Дюбуа в 1601 году. Именно здесь 27 сентября 1601 года родился, дофин, наследник королевства, будущий король Людовик XIII (в честь него сейчас и назван этот салон). По этикету королевы Франции рожали публично, и Генрих II приказал устроить свою супругу Екатерину Медичи в своем рабочем кабинете, поскольку он был более доступным, чем спальня королевы.
В 1606 - 1609 годах построил Служебный двор, предназначенный для кухонь и жилья придворных служащих. Новый внутренний интерьер он заказывает художникам Амбруазу Дюбуа и Туссену Дюбрей, а создание второй часовни замка на месте церкви Тринитариев он поручает Мартену Фремине.


Часовня Троицы
Продолжается работа по благоустройству садов. Генрих II окружил частный сад королевы, названный садом Дианы из-за фонтана, изображающего эту богиню, кирпично-каменными павильонами. Королева Екатерина Медичи могла во время плохой погоды любоваться этим садом из галереи Дианы.
С южной стороны король приказал построить навесной сад над Карповым прудом, а также переделал сад Короля в Большой партер, украсив его бассейнами и фонтанами, и продлил его с востока, вырыв канал длиной более километра.


Его сын Людовик XIII поручил архитектору Жану Андруе дю Серсо заново отстроить лестницу в форме подковы:


После его смерти, вдова Анна Австрийская с 1643 года продолжает активное строительство замка и улучшение его интерьеров.


Спальня Королевы


Потолок спальни Королевы
Так в спальне Королевы со времен Анны Австрийской дошла центральная часть потолка, представляющая красивый орнамент из позолоченного дерева, выполненный в 1644 году. Остальной декор комнаты относится к временам Марии Лещинской, супруги Людовика XV, и Марии-Антуанетты.


Людовик XIV вносит в замок незначительные изменения и поручает садовнику Андре Ленотру перепланировку Большого Партера.




Архитектор Луи Лево возводит посредине водоема небольшой восьмиугольный павильон.


Следующие большие изменения происходят при Людовике XV. Он возводит новое крыло замка, а также перестраивает существующие в 1738-1741 и 1773-1774 годах. Для упрощения передвижения по замку были внесены многочисленные улучшения. Так спальня герцогини д’Этамп, украшенная фресками и орнаментами Приматиччо, была преобразована в лестничный проход.


Спальня Мадам д"Этамп (лестница Людовика XV)
Был увеличен и украшен по-новому зал Совета. Панели в голубых или розовых тонах, написанные Карлом Ван Лоо и Жаном-Батистом Пьером, представляют времена года, силы природы, добродетели и знания, необходимые для власти.


Зал Совета
Людовик XVI продолжает поиски нового пространства. В 1785-1786 годах он вдвое расширил галерею Франциска I новым крылом, что позволило увеличить Малые и Официальные апартаменты.
Мария-Антуанетта обновила внутреннее убранство некоторых своих комнат в 1786-1787 годах. Античный декор будуара Королевы был задуман в 1786 году Пьером Руссо. А в 1787 году, для его окончательного завершения, Бернар Молитор постелил паркет из красного дерева различных оттенков. Желтое и белое золото деревянных обшивок стен и кресел сочетаются с перламутром и серебрением столика для рукоделия поражают своим тонким сиянием.


Будуар Королевы
http://neringa-iris.livejournal.com/29149.html#cutid1
http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=157201
http://www.nice-places.com/articles/europe/france/163.htm

Франция. Замок Фонтенбло (часть 2)



В годы Французской революции замок полностью опустел, однако, само здание уцелело. С 1796 года в нем размещалась Высшая школа искусств, а затем специальная Военная школа.
После прихода к власти Наполеона I замок вернул себе былое назначение и расцвел новыми красками. В ноябре 1804 года для принятия в Фонтенбло Папы Пия VII, приехавшего для коронования Наполеона в соборе Парижской Богоматери, будущий император распорядился заново обставить замок в рекордные сроки, всего за две недели.
В результате апартаменты Папы Римского были обустроены в анфиладе из одиннадцати комнат, следующей за королевскими апартаментами. Эти комнаты располагались в двух зданиях разных эпох и получили названия «Апартаменты Людовика XIII» и «Апартаменты Людовика XV». Апартаменты Людовика III включали в себя приемную и салон Офицеров, зал для приемов с потолком эпохи Генриха II и стенами, украшенными четырьмя гобеленами «История Александра Великого»; спальню с гобеленами «Триумф богов» и туалетную комнату.


Спальня

Салон-приемная
Апартаменты Людовика XV представляли собой туалетную комнату, спальню, в которой собственно и ночевал Папа Пий VII; Угловой салон, салон Офицеров, салон Судебных исполнителей и Тёмную прихожую.


Спальня и портрет Папы Римского
Позже Папа Римский вновь вернулся в те же апартаменты во время своего принудительного пребывания во Франции с июня 1812 года по январь 1814 года. Папа был задержан в стенах замка в качестве узника для того, чтобы принудить его подписать соглашение, которое он отклонял.
Наполеон I регулярно бывал в Фонтенбло. Желая открыть замок со стороны города и сделать там парадный вход, он разрушает крыло Феррар и заменяет его на нынешние решетчатые ворота. По его инициативе архитектор Гюрто восстанавливает практически полностью разрушенную галерею Дианы длиной 80 метров, созданную еще при Генрихе IV. Первоначальный декор галереи, рассказывающий историю богини охоты, выполненный Амбруазом Дюбуа и Жаном де Гоэ, был продолжен Мери-Жозефом Блонделем и Абелем де Пюжолем в эпоху Реставрации. Наполеон III впоследствии превратил галерею в библиотеку, включающую в себя тома библиотеки Наполеона I, заказанные для Тюильри.


Галерея Дианы
В 1808 году Наполеон I переделывает спальню Короля в Тронный зал. Трон и балдахин усыпаны золотыми пчелами, символом Наполеона.


Тронный зал
Помимо этого Наполеон I украсил внутреннее пространство своих личных апартаментов, принадлежащих некогда Людовику XVI. Так император превратил в спальню туалетную комнату Людовика XVI. Кровать, как и остальная мебель, покрыта узорчатым бархатом, осветленным по просьбе Наполеона вышивкой.

Спальня Императора
Особое внимание привлекают два кресла «Помие» перед камином, названные так по имени их изобретателя. Это кресла с двумя неравными подлокотниками: высоким для защиты от сквозняков и низким - чтобы наслаждаться огнём.


Спальня Императора
Особое место в апартаментах Наполеона I занимает кабинет, поскольку император обладал поразительной работоспособностью и мог восстановить силы во время небольшой передышки на железной кровати, установленной в кабинете.


Рабочий кабинет Императора и салон Отречения
Следующая комната Императорских апартаментов связана с важным историческим событием, благодаря которому она и получила название салон Отречения. Именно здесь в Фонтенбло, сидя за столиком в своем частном салоне, 6 апреля 1814 года Наполеон I подписал акт отречения от престола.
А 20 апреля того года у подножия лестницы в форме подковы Наполеон попрощался со своей гвардией перед отбытием в ссылку на остров Эльбу. Названный двором Белой лошади из-за гипсовой статуи, украшавшей его в эпоху Возрождения, двор с этого момента получил второе название: двор Прощания.


Двор Прощания
Следующие изменения в замке Фонтенбло произошли при Луи-Филиппе, который неоднократно останавливался в этой резиденции. По его инициативе здесь было проведено множество работ по реставрации и перестройки, улучшению комфорта и декора. Художники Жан Ало и Абель де Пюжоль восстановили и дополнили многие поврежденные фрески. Существенные изменения произошли в зале Караула.


Зал Караула
От первоначального декора в стиле Ренессанс здесь остался лишь потолок с расписными балками и фриз под ним с изображением военных трофеев.


Потолок в зале Караула
Остальной декор в стиле неовозрождения был сделан при Луи-Филиппе, в том числе и паркет, отражающий балочную структуру потолка.
Луи-Филипп создает галерею Тарелок. На потолке и стенах над деревянными панелями был установлен декор, перенесенный сюда из галереи Дианы.

Галерея Тарелок
А в панели по указу Луи-Филиппа были вставлены 128 тарелок из Севрского фарфора с изображениями событий, происходивших в Фонтенбло, и видами замка и его окрестностей.


Галерея Тарелок
Как и его предшественник, Наполеон III придавал большое значение Фонтенбло и провел множество работ по реставрации замка. Наполеон III украсил салон Франциска I коврами на тему охоты императора Максимилиана, вытканными в XII веке на фабрике Гобеленов по фламандским эскизам XVI века.


Салон Франциска Первого
Также при нем в 1854 году архитектор Гектор Лефюель создает новый зал для спектаклей. В 1861 году император получает от послов короля Сиама дары, дополнившие дальневосточные коллекции императрицы Евгении. На основе этих коллекций императрица в 1863 году создает в Фонтенбло Китайский музей.
После падения Империи замок Фонтенбло временами служил местом проживания некоторых президентов III Республики, а 1927 стал национальным музеем.
Вот такая интересная история у этого красивого замка под Парижем.


Продолжение следует...
http://neringa-iris.livejournal.com/29279.html#cutid1

Ослепительная роскошь ФОНТЕНБЛО
Этот замок напоминает Версаль своим величием и притягательным очарованием. Французские короли жили в городке Фонтенбло с 1137 по 1870 год.

Роскошный дворец, которому когда-то Наполеон дал название «Дом веков», появился лишь в XVI веке. До этого в лес к югу от Парижа французские короли приезжали на охоту.


Король Франциск I и Наполеон Бонапарт - самые известные личности, которые здесь жили. После революции во Франции в 1789 году этот замок был полуразрушен, но при Наполеоне I был восстановлен и превратился в загородный дом императора.

По воле Франциска I, пригласившего для обустройства дворца итальянских художников, превративших обычный загородный особняк в своего рода художественный музей, дворец стал очагом распространения итальянской ренессансной культуры: здесь работали основатели «школы Фонтенбло в живописи».
Интерьер замка: на 2-ом этаже - большие королевские покои, богато украшенные и меблированные, часовня, галерея Франциска I с фресками, чудесная бальная зала (30 м в длину и 10 м в ширину) с уникальными росписями, огромный камин, поддерживаемый двумя атлантами, двойные витые лестницы, каменное "кружево", кессонные потолки, королевские спальни, обитые лионским шелком, зал Совета, Тронный зал и внутренние покои императора.


Начиная с XVII века каждая императрица и королева Франции спали в золотой кровати, отделанной изумрудами, которая находится в так называемой Queen"s Bed Chamber (спальня королевы).


Помимо этого, в замке также находится Музей Наполеона Бонапарта (Le Musee Napoelon), где представлена наиболее полная коллекция личных вещей императора: вплоть до его зубной щетки, домашних тапочек, государственных подарков и т.п.

Французские гиды всегда начинают свой рассказ о Фонтенбло именно с Наполеона, его покоев, его эмблемы - трудолюбивой пчелы. Во Франции до сих пор существует культ Наполеона. Трудился он действительно как пчелка, по двадцать часов в сутки(оставшихся четырех часов ему всегда хватало для сна).

В императорских покоях посетители долго удивляются, глядя на его пышную кровать с шатровым пологом - она так коротка, что нормально лечь на нее невозможно. Дело не только в маленоком росте Наполеона, просто тогда все спали сидя, это считалось полезным для здоровья.

Снимать в Фонтенбло тяжело, внутри царит полумрак, шторы всюду опущены, чтобы не выцветали старинные обивки, гобелены и живопись. Потому не всё выходит так, как хотелось бы.
Это присказка, сказка дальше. Галерея Франциска - место сказочное. Удивительной красоты сочетание резного дерева с живописью итальянских мастеров, легкой позолотой без излишеств, красивые пропорции самой галереи и разбивки на отдельные фрагменты её декора демонстрирует гармонию художественного замысла и чудесный вкус мастеров её создававших. Франциск Первый пригласил мастеров из Италии.
В Фонтенбло работали Приматиччо, Бенвенуто Челлини и Россо Фьорентино (россо - рыжий в переводе с итальянского, на самом деле его звали Джованни Батиста ди Якопо).
Галерея соединяет королевские покои с церковью тринитариев, её строительство началось в 1528 году. Россо Фьорентино соединил живопись, скульптуру и обшивку деревянными панелями из ореха с позолотой.
Зайдем через причудливые резные двери с головой Медузы.



Галерее не хватает пола как при королях, но остальное завораживает. Галерея длиной 60 метров и шириной 6 метров. Когда-то она была сквозной, как в замке Шенонсо. Затем с северной стороны была пристроена другая галерея и окна были закрыты.

Галерея разделена на 14 отсеков между оконными проемами, в каждом - своя картина. Обрамление скульптурами тоже не повторяется. При внешней похожести деревянных резных панелей в первом ярусе галереи - они тоже не повторяются. Саламандры, которые по поверью не горят в огне, - эмблема Франциска Первого и его заглавная буква F, изображаются в различном обрамлении. Всё это разнообразие соответствует стилю маньеризм, который привезли с собой итальянцы, Тема гротесков, популярная при маньеризме предполагала игру со зрителем, который вроде бы видел одинаковые сюжеты, но потом замечал различия. Симметричные фигуры совсем не симметричны, у них могут быть похожие позы, но головы повернуты по разному и т.д. Несмотря на обилие разных фигур, разной резьбы и живописи, интерьер выглядит цельно и даже стройно, поскольку есть единая архитектурная сетка, в которую вписаны все эти художества.

Россо был поклонником творчества Микеланджело, что заметно по обилию контрфорсов -резких поворотов скульптур. Однако его живопись куртуазнее и изящнее, в ней нет микеланджеловской мощи и философии. Надо отметить, что фрески Фьорентино были первым образчиком светской живописи во французском интерьере.
Фрески выполнены на античные сюжеты, интерес ренессансных мастеров к историческому наследию своей земли был теперь привит во Франции. Сюжеты полны аллегорий, в основном прославляющих Франциска, его силу и доблесть, его покровительство изящным искусствам. Слон, покрытый покрывалом с геральдическим рисунком французских королей - флёр де лис - символизирует силу короля.

Центральной картиной была нимфа Фонтенбло, возлежащая рядом с "прекрасным источником", давшим название замку, которую в скульптуре изобразил Бенвенуто Челлини.

Популярным после создания галереи стал мотив плодородия - гирлянды из цветов и фруктов, которые обрамляют картины.

Саламандра в огне - символ человека несгибаемого перед трудностями жизни.

Дверь, которую мы видели в начале, здесь в сомкнутом виде и можно увидеть как она превращается еще в одну обманку, вводя в заблуждение посетителя, который не знает как её открыть.

Подобные "игрушки" перешли из стиля маньеризма в стиль барокко, любопытно, но в церкви Николы Надеина стоит иконостас, вырезанный по эскизу Федора Волкова 1751 года, который был не только актером и основателем ярославского театра. Врата иконостаса складываются подобным образом, резьба ловко вкладывается так, что шва между створками не видно.

В конце галереи установлен скульптурный портрет короля.

Из галереи можно пройти в покои мадам Ментенон, между ними и галереей находится красивейшая "гауптвахта".

Комната, в которой изначально дежурила королевская стража, была позднее превращена в столовую. Её стены были расписаны под стиль Ренессанс в 1834-36 годах. Роспись посвящена нескольким французским королям 16-17 столетий: Франциску, Генриху Второму, Генриху Четвертому, Людовику Тринадцатому) Короли изображены аллегорически в виде античных воинов,с оружием, их монограммами и датами основных военных побед.

Удивительной красоты резной потолок 1570 года, выполненный при Луи Тринадцатом, воспроизводит декор потолка времен короля Луи Филиппа.

Удивительно, при том, что интерьер создавался в течение нескольких столетий, фурнитура в зале уже времен Второй империи, он не кажется разобщенным. Это говорит об умении мастеров вписаться в стиль прошлого, их уважении к мастерам прошлого. Мне кажется, это вообще отличает французское отношение к интерьеру, поскольку и сейчас я часто вижу в натуре и в французских журналах по интерьеру примеры удачного соединения старого и нового в единую концепцию. То, что у нас запросто иногда зашивают гипроком и превращают в хай-тек, там открывают и оставляют в виде каких-нибудь грубоватых деревянных балок или пошарпанных жизнью стен.

Всемирное наследие ЮНЕСКО:Любовь моя осталась в Фонтенбло

Было небу светло:
Но закат уставал.
Он по небу писал
Чёрным грифелем крыш,
Над Прощальным Крыльцом
Фонтенбло.

Бетаки Василий



Фонтенбло известнен во всем мире, магическое название, которое у одних создает образ леса, у других замка… имя которое до сих пор блистает своей королевской историей.



Хотя Фонтенбло больше и не принимает королевских особ, как это было на протяжении долгого времени, здесь до сих пор выражение «качество жизни» находит свое полное выражение.



В сердце этих пейзажей был рожден город, где бок о бок жили Королевский двор, поставщики Его Величества, повара Его кухни и кавалерия, ответственная за Его безопасность и охоту.



К этим пейзажам также в 19 веке приезжала парижская буржуазия для загородного отдыха в лесу на берегах Сены и Луана, в то время как молодые художники устраивались в соседних деревушках. Они оставили столицу и студии официальной школы, чтобы приехать и рисовать среди природы, с мольбертами вдоль деревьев и скал напротив пейзажей Бриера.

А вечерами они возвращались в Барбизон к отцу Ганну, в Буррон-Марлотт или Море-сюр-Луан. Художественное приключение Барбизона и первых импрессионистов, таких как Коро и Сислей, открыло дорогу череде художников, музыкантов и писателей на протяжении всего века от Альфреда Мюссе до Кокто, от Пикассо до Сезанна, от Розы Бонор до Лаланна…


Если есть вид, который напоминает об уникальности Фонтенбло, то это тот, который вы можете увидеть рано утром из дворцового парка лицом к озеру Тибер. Напротив вас бронзовая статуя эпохи Ренессанса… Затем вдали контраст между стриженными садовыми деревьями и неухоженной окраиной леса. И наконец, на самом заднем плане проходящие лошади, странники, тренирующиеся спортсмены … или призраки королевской охоты.



Дворец Фонтенбло

Дворец Фонтенбло занимает одно из первых мест в истории Франции и всей Европы: с XII по XIX века в общей сложности здесь побывало 34 французских правителя - от Людовика VI Толстого до Наполеона III.


Фонтенбло издавна был местом королевской охоты, а потом стал резиденцией нескольких французских королей — Франциска I, Генриха IV, Людовика XV и Людовика XVI.





Окруженный лесами, этот замок был сурово неприступен. Веками он строился, расширялсяили, наоборот, лишался каких-то своих частей.



В нем много пристроек с помещениями, отделанными в стиле разных веков — от XVдо XIX. Отсюда и те «культурные наслоения», которые сейчас мож но видеть в архитектурном облике дворца.



Документы XII века эту местность в Иль-де-Франс, затерявшуюся среди дремучего леса, называли «Fontene Bleaudi» — «источник Блоди» Некогда именно здесь обитала семья воинственных франков Бладобальдов, и ученые предполагают, что Блоди — имя человека, на земле которого бил источник.





Французское название этих мест — «Fontame-Belle-Eau» («чудесный источник») со временем превратилось в «Fontaine-Bleau». Так что источник Бло — тот чудесный источник, который (по преданию) во время королевской охоты нашла собака по кличке Бло, — и дал название и лесу, и замку, и городу.





Первые исторические сведения о самом замке относятся к 1137 году. Сохранилась грамота короля Людовика VI, которая свидетельствует, что в ту далекую эпоху здесь находился королевский домен. Король возвел на берегу пруда, неподалеку от источника Бло, небольшой замок, а расширять его стал Людовик IX — король мудрый и благочестивый, который находил в уединении особое удовольствие.





Франциску I замок достался уже довольно запущенным, но, покоренный красотой природы, король решил здесь обосноваться. Он рассудил, что столь удачное месторасположение замка позволит возродить здесь старую традицию королевской охоты.




Документы приводят по этому поводу такие слова Франциска I: «Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях» .





И вскоре заброшенный замок ожил. К нему пристроили Малое крыло и Новую псарню, которые соединились со стоявшей на берегу пруда Старой псарней.





По планам короля в этих помещениях должны были разместиться охотничий двор с домиком капитана королевской охраны и Малой королевской конюшней. Однако масштаб развернувшихся работ вскоре ясно показал, что заурядный охотничий домик не просто благоустраивается, а перестраивается в огромный дворец.





В 1528 году Франциск I стал энергично собирать строителей, каменщиков, художников и мастеров-ремесленников самых разных профессий для возведения и украшения задуманного им нового дворца.







Окруженный садами и парками, этот удивительный дворцовый ансамбль, возникший по прихоти личных вкусов короля, вскоре превратился в поистине королевское жилище.




Знакомство с ансамблем Фонтенбло начинается с Почетного двора , который просторно раскинулся перед главным дворцовым фасадом. Двор и есть часть того участка, на котором некогда бил чудесный источник. Почти всю площадь Почетного двора (152х112 метров) занимает зеленый партер: четыре больших квадрата стриженой травы легли здесь по два с каждой стороны центральной аллеи, ведущей к парадному входу во дворец.







Сначала этот двор назывался Большим Нижним двором. ВXVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме.







По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу — королю Генриху II — в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтерра, который и сделал каменную модель. Вскоре перелили в бронзу часть памятника — лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия.

В Италии это стало событием, так как даже здесь не виделитакой большой скульптуры. Снятый с нее гипсовый слепок доставили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора.

Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переименовали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась, заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негодность и в 1626 году был снят.



Наполеон прощается с императорской Гвардией

У этого двора есть еще и другое название — двор Прощания. В апреле 1814 года Наполеон Бонапарт подписал в Фонтенбло свое отречение от престола и 20 числа этого же месяца на дворе БелойЛошади прощался со своей старой гвардией, чтобы отправиться на остров Эльбу. Но не прошло и года, как на этом же дворе он делал смотр своим преданным гренадерам, которые помогли ему триумфатором возвратиться в Париж.





Во дворце Фонтенбло расположился один из самых значительных памятников французского Возрождения — Галерея Франциска I.







Она представляет собой очень длинное и довольно узкое помещение. (64х6 метров), перекрытое коробовым сводом. Стены Галереи расчленены на два яруса: нижний обшит деревянными резными панелями, по которым идут изображения герба Франции и монограммы короля, заключенные в овалы.





Верхний ярус Галереи украшен фресками и скульптурными рельефами. Высокие окна, уходя в стены, образуют неглубокие ниши: льющиеся сквозь них потоки света озаряют живопись с ее оригинальной оправой и скользят по золотистой поверхности дубовых паркетов.





Галерея Франциска I стала первым помещением во Франции, которое было украшено монументальными росписями светского характера. Все фрески до единой посвящены Франциску І — его победам, мужеству и благочестию, а также его благоволению к наукам и искусствам.



А рефреном к ним звучит многократное изображение герба Франциска І — саламандра в огне, сопровождаемая девизом короля: «Nutrisco et extinguo» («Питаю и уничтожаю»). Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.







Четырнадцать фресок Галереи составляют единый, тонко продуманный цикл. Центр большой стены Галереи занимает произведениеитальянского художника Ф. Приматиччо «Даная» — главная фрескавсего ансамбля.




Художник искусно вписал в большой овал в задумчивости раскинувшуюся на подушках златокудрую красавицу с античным профилем. Живопись этой фрески утопает в переливах золотистого цвета, эффект которого еще больше усиливается золоченой рамой.





Некоторые фрески в Галерее Франциска I являются парными, что позволило художникам показать основную идею в разных аспектах. Например, в ансамбле фресок «Воспитание Ахилла» и «Венера наказывает Амура» зашифрована идея государственных доброде телей. В основе всех изображений лежат сюжеты из мифологии и произведений древних авторов, но содержание большинства из них было зашифровано в аллегории, смысл которых во многом не раскрыт еще и до сих пор.




Франциск 1

Галерея Франциска I являлась соединительным коридором, который вел в один из корпусов Овального двора. Двор этот был замкнут однообразными по архитектуре фасадами хозяйственных построек, сжимавших собой основной корпус. Сейчас Овальный двор закрыт для посещения, а на месте служб разместились решетчатые ворота.

Одной из достопримечательностей Овального двора являлся павильон Святого Луи, который впоследствии подвергся реконструкции. Это здание стоит на массивном цоколе, этажи его от мечены карнизами и окнами, а крутая крыша с двумя симметричными дымоходами придает ему элегантную стройность. Заметно преобразилось и слуховое окно павильона Святого Луи: сейчас его обрамляют строгие античные пилястры и завершает треугольный фронтон.



В юго-западной стороне Овального двора архитектор Ж. Лебретон поставил Золотые ворота — укрепленный вход в замок. Они и сейчас кажутся неприступными. Золотые ворота представляют собой нарядный, чуть вытянутый вверх павильон, сложенный из светлого камня и красного кирпича. Фасад его четко поделен на три части в длину и в высоту, а по боковым сторонам его архитектор расположил одно над другим окна, завершив каждое обложенным кирпичом фронтоном.




Бесценной реликвией Фонтенбло времен Франциска I являются часы, установленные на одном из корпусов Овального двора. Часы украшены монументальными скульптурами, олицетворяющими семь планет, а древнеримский бог Вулкан молотом отбивает каждый час.


Генрих II.

Строительство в Фонтенбло после смерти Франциска I продолжил его сын — Генрих II. Его зал, после Галереи Франциска I, стал одним из чудес Фонтенбло и долгое время служил Бальным залом. Строить его начинал еще архитектор Ж. Лебретон, а достраивал и отделывал уже Ф. Делорм.



Бальный зал

Бальный зал площадью в 300 квадратных метров был перекрыт сводом, который лежит на мощных опорах, создающих систему аркад-амбразур. Они уходят в стены на глубину трех метров и тем самым образуют ниши-окна. Пять таких окон обращены в сад, а через пять других можно детально рассмотреть Овальный двор.




Стены Бального зала на высоту двух метров от пола обшиты дубовыми панелями, на филенках которых многократно повторяются изображения эмблемы и герба Франции, а также вензеля с инициалами Генриха II и его фаворитки Дианы де Пуатье.
Король Генрих ІІ объяснял своей жене Екатерине Медичи, что этот символ следует читать, как "Генрих + Екатерина (Caterina de Medici)", однако все знали, кто в действительности в его сердце.





Пространство Бального зала между потолком и панелями заполнено живописью, в которой основная роль принадлежит фрескам. Их исполнил по эскизам Ф. Приматиччо итальянский художник Никколо дель Абате, сделавший восемь больших фресок на мифологические сюжеты: «Церера и жнецы», «Вулкан, кующий по приказу Венеры стрелы любви» и другие. Все росписи Бального зала объединены особой, необыкновенно трепетной по характеру исполнения живо писной техникой.




После Генриха II Фонтенбло теряет свое былое великолепие, и ко временам Генриха IV некоторые части замка уже представляли собой руины.


При Генрихе IV в Фонтенбло развернулись крупные строительные работы, были значительно обновлены некоторые интерьеры дворца, например, салон Франциска I.







Апартаменты Мадам де Ментенон

Самыми интимными апартаментами замка были комнаты отдыха, раздевальни, гардеробные. Еще со времен Франциска І в таких помещениях было принято хранить художественные сокровища: книги, произведения искусства и всевозможные редкости.



Так, например, в Банных апартаментах, которые в середине 1550-х годов были сооружены под Галереей Франциска I, хранились самые ценные картины: «Джоконда», «Мадонна в гроте», «Святая Анна», «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи, картины нидерландских мастеров, а также портреты, приписываемые кисти Рафаэля, — все, что было собрано еще при Франциске I




Франциск 1 и прекрасная Феррония

В Фонтенбло пять лет провел итальянский скульптор Бенвенуто Челлини, который «создал много произведений из золота и серебра».
В салоне Франциска I сохранился алебастровый барельеф, имитирующий античную камею, на котором Б. Челлини представил богиню Диану с оленем. Многое из того, что было сделано великим итальянцем для Фонтенбло, впоследствии разошлось по разным музеям





Золотой будуар



Людовик XIII.

После Генриха IV трон перешел к Людовику XIII. Его жена, Анна Австрийская, очень любила замок Фонтенбло. Вы наверняка помните, что именно здесь разыгрывались многие сцены из жизни Луи и королевы в романе Дюма «Три мушкетера». Следующим представителем династии Бурбонов был Людовик XIV, король-Солнце.


Анна Австрийская


Людовик XIV

Его министр финансов, Николя Фуке, не отказывал себе в использовании средств из государственной казны, построив великолепный дворец в своем поместье Во ле Виконт. Вскоре после пышного новоселья Фуке был арестован.



Библиотека

Злые языки утверждали, что король был возмущен тем, что новый замок был намного красивее королевской резиденции Фонтенбло. После чего архитекторов поместья направили на строительство королевского дворца в Версале.



"Шапель-де-ла-Трините"

Через несколько лет, Людовик XIV со своим двором переехал в Версаль, после чего Фонтенбло надолго был забыт, последующие короли, Людовик XV и Людовик XVI приезжали в резиденцию только осенью.


Но Фонтенбло не был забыт совсемь, для королевского двора он стал осенней резиденцией в сезон охоты. Тогда преобразования в основном коснулись парков, а в самом дворце многое осталось прежним.



Наполеон 3 с императрицей Евгенией






Тронный зал

Новое возрождение Фонтенбло наступает в эпоху Наполеона. В это время на его реконструкцию затрачиваются огромные средства: некоторые корпуса дворца перестраиваются, переоборудуются старые или возводятся новые апартаменты, благоустраиваются парки.












Сад Дианы

Апартаменты Наполеона, обращенные в сад Дианы, были возведены параллельно Галерее Франциска I. Зал королей переоборудовали в Тронный зал: в нем стоит стол, за которым Наполеон приносил присягу, и принадлежавший императору стул, сделанный в 1805 году знаменитым мебельщиком Жакобом.



Спальня императора в стиле ампир






Наполеон I в коронационных одеждах

Наполеон занимал еще Малые апартаменты, оборудованные в корпусе Старой парильни. Сейчас в них собраны шедевры декоративно-прикладного искусства стиля ампир, например, мраморные часы с античными камеями, которые в 1802 году подарил Наполеону римский папа Пий VII.





Одним из главных помещений апартаментов Наполеона является Красный салон, который называется еще Залом отречения. Там стоит на одной ножке маленький круглый стол красного дерева, закоторым 4 апреля 1814 года император Наполеон, верный своей присяге, заявлял, «что он готов оставить трон, покинуть Францию и даже уйти из жизни для блага родины».

Апартаменты королев

Кровать Жозефины

Спальня Полины Бонапарт



Спальня Марии-Антуанетты








Жозефина де Богарнэ

Интерьеры:











































Сохранилась также и знаменитая лестница-подкова, на которой несколько дней спустя после отречения император прощался со своей верной гвардией. Двор, на который выходит эта лестница, впоследствии был назван «Двор прощания» (на фр. La cour des adieux).


Портрет Жюли Бонапарт с дочерьми и Zenaide Charlotte (жена и дочери рода Жозеф Бонапарт, Неаполь)


Полина Бонапарт СУО-юре Герцогиня Гуасталла и принцесса Боргезе, жена Камилло Боргезе

В 1974 году на саммите руководителей стран "шестерки" (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды), проходящем в Фонтенбло, было принято решение о проведении регулярных встреч глав государств и правительств стран - членов сообществ. 1974 год считается датой образования Европейского Совета.



Три монарха родились во дворце — Филипп IV Красивый, Генрих III Валуа и Людовик XIII.

Дворец Фонтенбло и парк с 1981 года вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.

Как добраться и график работы

Из Парижа есть прямое сообщение с Фонтенбло
Поездка на поезде от Лионского вокзала до станции Фонтенбло-Авон займет у вас 50 минут; автобусы № А и № В доставят вас от местного вокзала до ворот дворца за пятнадцать минут. На Лионском вокзале вы можете купить единый билет поезд/автобус/дворец (цена 20 евро)
. Лучше всего поехать на поезде. Поезда (электрички) отходят от вокзала Gare de Lyon в Париже и идут прямо до Fontainebleau. Продолжительность поездки - 45 минут. Поезда отходят каждый час. Стоимость билета туда обратно - € 14.65., далее автобусом В.
На атомобиле; Если вы едете на машине по шоссе, это будет 16 километров от автострады А-6 (поворот на Фонтенбло).
май-октябрь: пн., ср-вс. 9.30-17.00;
ноябрь-апрель: пн., ср-вс. 9.30-12.30, 14.00-17.00;
(Экскурсии по музею Наполеона проводятся только в первой половине дня, по Малым апартаментам - после обеда).
Стоимость: € 5.50
Для студентов, лиц старше до 60 лет и по воскресеньям - € 4.
Ссылки:

Сайт друзей и меценатов дворца Фонтенбло (фр.)
. Музей Фонтенбло (официальный сайт) (фр.)
. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).