Мероприятие в библиотеке об озере байкал. Ко дню байкала в библиотеке проходят различные мероприятия

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА,

ПОСВЯЩЁННЫЙ

ДНЮ БАЙКАЛА

«ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ»

Сценарий Дня Байкала

п. Большое Голоустное.

До начала праздника звучит весёлая музыка, оформление стендов,

выставка декоративно-прикладного творчества жителей

Голоустненского муниципального округа.

Звучит мелодия песни «Славное море, священный Байкал» -

это сигнал к началу праздника.

Звучит фонограмма и все поют песню

«Славное море, священный Байкал» (1 куплет и 1 припев).

1 вед: Люблю я священное озеро

Прозрачное море Байкал

Он очень могучий, широкий

Раскинулся среди скал.

2 вед: Если с вашей души осыпались мелкие тревоги после встречи с обыкновенным земным чудом - значит, вы встретились с Байкалом.

И мы с вами собрались, чтобы испытать нежность и гордость за свой уникальный, неповторимый край.

Слово для поздравления предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне.

1 вед: Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих

С герба, гимна, Российского знамени

С уважения заветов святых.

2 вед: Сегодня необычный день, сегодня улицы нашей страны выглядят наряднее, чем всегда. Потому что именно сегодня Россия отмечает день государственного флага! Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги. Они являются отличительным знаком. Государственный флаг - это история страны и её сегодняшний день. Символ единства страны и независимости нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников и в это время всегда звучит Гимн Российской Федерации. А сейчас, под знамя Российской Федерации СМИРНО!

(Ребёнок торжественно выносит флаг).

После этого звучит Гимн Российской Федерации.

1 вед: У нас на празднике много гостей. Слово для поздравления предоставляется председателю Иркутской областной общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» Шлёновой Вере Михайловне.

Слово предоставляется ______________________________________________ __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

1 вед: Звон колоколов, над Россией плывёт

Этот перезвон нам покоя не даёт

Душу покоряет, задуматься велит.

Слово для поздравления предоставляется священнику Сергию, настоятелю храма Святителя Николая посёлка Большое Голоустное.

2 вед: Священное море!

Родимый Байкал!

Нет равных тебе,

Ты мне в душу запал.

1 вед: Глядишь вокруг – и на душе легко

И в сердце – песнь

Так, вольно, широко

И сладко песня о родной земле поётся

И кровь кипит и сердце гордо бьётся,

И с радостью внимаешь звуку слов:

«Байкала дочь я,

Здесь край моих отцов.».

На сцену приглашается фольклорный ансамбль «Байкал - Далай!

(Звучит песня о Байкале).

2 вед: Родной Байкал, одним тобой живу,

В тебе черпаю силы,

Тобой одним дышу.

(Звучит песня «Греми Байкал».

Музыка Князева. Слова Корчагина).

1 вед: Солнце ласково смеётся

Светит ярче, горячей

А со сцены песня льётся

О сторонушке моей.

(Звучит песня ___________________________________).

2 вед : Есть просто храм

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свёл в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

1 вед: А что же может сделать каждый из вас?

2 вед: Во-первых, не загрязнять окружающую среду.

1 вед: У Антуана де Сент - Экзюпери есть такое правило: «Встал утром, умылся, привёл себя в порядок, сразу же приведи в порядок свою планету».

2 вед: (очистка берега Байкала)_______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нам хотелось выразить благодарность за участие в проектной деятельности по охране природы озера Байкал: Это Мангаскина Фаина Петровна, Козлова Людмила Павловна, Звонова Ольга Анатольевна, Чикалина Лариса Глебовна. Спасибо Вам за то, что вы уделяете много времени на охрану озера Байкал и формируете в наших детях ответственное отношение к природе.

Предоставляется слово Мангаскиной Фаине Петровне.

2 вед: Тайны природы Прибайкалья наши дети изучают на уроках «Байкаловедения», «Экологического туризма». В школе очень много внимания уделяется вопросам экологии. Ребята пишут проекты, участвуют в разных конкурсах, акциях.

Слово предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне.

(Вручает благодарность директору школы).

1 вед: Озеро Байкал - радость всей Земли

Лучше не сыскать в мире красоты,

Это зеркало счастья, любви

Ты его, пожалуйста, береги!

Не давай его в обиду никому,

Даже лучшему другу своему

Защищай его, как мать родную,

И люби, как местность дорогую.

В сердце нашем Байкал останется вечно.

Своей красотой он пленит людей навечно.

Вторая часть.

«Война в памяти народной».

(Звучит мелодия военных песен).

2 вед: Сегодня праздник на Байкале,

И на душе светло, но чтобы этот день пришёл

Людям, живущим здесь пришлось немало потрудиться.

1 вед: В годы Великой Отечественной войны

132 воина встали на защиту Родины,

56 отдали за неё свою жизнь.

(Звучит мелодия «РЕКВИЕМ»).

1 вед: Не верно, что от той войны,

Остались лишь могильные холмы,

Она жива пока живые мы.

И двадцать лет прошло,

И сорок лет прошло,

И семьдесят прошло,

Но мы от той войны не отогрелись

Мы с нею слиты памятью и сердцем.

2 вед: И конечно мы не можем в этот праздничный день не поздравить нашего ветерана Белозерцева Василия Андреевича. Дорогой Василий Андреевич здоровья Вам и мирного неба над головой!

1 вед: Здесь не было войны,

Чтоб жгли хлеба и хаты,

Здесь не было войны.

Где б падали солдаты.

Но здесь была война

Не легче той кровавой.

Но здесь была война,

Где женщины косили,

Но здесь была война,

Но здесь была война

Где пацаны пахали,

Но здесь была война,

Где тоже умирали.

2 вед: Трудовой фронт помогал ковать Великую Победу. И нам хотелось бы отметить заслуги и поздравить наших тружеников тыла и вдов Великой Отечественной войны. Это:

    Арефьева Пелагея Андреевна

    Бархокова Ульяна Васильевна

    Бурзаева Устинья Бузаевна

    Барданова Пелагея Петровна

    Барданова Александра Бутухановна

    Бортосова Ольга Бузаевна

    Белозерцева Аграфена Михайловна

    Бортосова Ульяна Ивановна

    Бахаева Татьяна Трофимовна

    Бахаев Пётр Алексеевич

    Григорьева Мария Егоровна

    Галкин Алексей Иванович

    Михайлова Вера Иосифовна

    Манжеев Николай Прокопьевич

    Петчеев Егор Алексеевич

    Путилова Тамара Ивановна

    Стрекаловская Раиса Петровна

    Бортосова Дора Алексеевна

    Имидеева Федора Прокопьевна.

1 вед: Примите от нас музыкальный номер в честь праздника Дня Байкала.

Третья часть

«Хорошие люди живут на Байкале».

(Звучит мелодия «Деревня моя»).

1 вед: Хорошие люди живут на Байкале.

Своими делами его украшают,

Пройдусь по селу, что не дом, то игрушка.

2 вед: Хозяин с хозяйкой стараются

На конкурс они собираются.

Слово для подведения итогов по конкурсам «Лучшая усадьба», «Лучший палисад» предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне (1. Грамоты за Лучшую усадьбу; 2. Грамоты за лучший палисад; 3. Благодарности спонсорам; 4. Благодарности за участие в выставках букетов, поделок, газет и фотографий).

Блок художественной самодеятельности.

Музыкальные номера.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Четвёртая часть.

«Спортивная».

1 вед: Славится земля Байкальская своими богатырями!

Приглашаем богатырей силой помериться.

2 вед: Объявляется конкурс «Байкальский богатырь». Какой же праздник без национальной борьбы (Объявляется место проведения, представляют судью, участников. Затем проводятся соревнования по поднятию гири, перетягиванию каната, армрестлинг (мужской и женский), волейбол).

Жюри подводит итоги, награждают участников.

Пятая часть.

«Флеш – моб «Ёхор».

«Чудеса Байкала»

Заочное путешествие по Байкалу

1 сл. Здравствуйте, ребята! Наше занятие мы сегодня начнём с загадки:

2 сл. Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нём,

Как его мы назовём?

3 сл. Конечно, Байкал. Это самое глубокое, самое чистое, самое древнее, таинственное, загадочное, красивое озеро на всей планете. Находится озеро в 60-ти км от г. Иркутска.

А вы хоть раз были на Байкале? Поделитесь своими впечатлениями.

4 сл. Давайте вспомним (Просмотр видео)

Все говорят, что наше озеро самое чудесное на свете. А какие чудеса таит в себе Байкал? Об этих чудесах нам поможет узнать книга «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу»

Итак, открываем книгу…И перед нами – загадка:

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За сосны зацепилось,

По скалам покатилось

И на землю стекло? (с. 13)

5 сл. Первое чудо - возраст Байкала (с.12-13)

Как вы думаете, сколько лет Байкалу? Вспомним, как называют Байкал в легендах, песнях? (батюшка, старец). И действительно, это одно из древнейших озёр планеты.

Около 20-25 млн. лет назад произошло сильное землетрясение, разломившее землю. Все вокруг дрожало и грохотало, рушилось, раздвигалось, проваливалось или выдавливалось наверх. В результате образовалась расселина, а ливни и реки быстро заполнили её водой. Из многочисленных потоков скатились в эту пучину и жившие в них животные – перворыбы, живая мелюзга…

Несмотря на такой значительный возраст (25 млн. лет) Байкал молод.

Как думаете, почему?

Байкал молод, т.к. он растёт, его берега расходятся со скоростью 2 см в год. Именно поэтому там часты землетрясения – свидетельство того, что земная кора движется. Учёные каждый год отмечают до 2000 землетрясений.

6 сл. Ещё одно чудо - размеры Байкала:

7 сл. Средняя глубина ~ 730 м.

Глубочайшая впадина~1637 м.

Ширина- от 21 до 80 км

Длина- 636 км

На площади Байкала разместилась бы целая страна Бельгия или африканская страна Лесото.

8 сл. Третье чудо - прозрачность и чистота воды.

Плывя на лодке можно разглядеть камушек на глубине 30-40 метров.

Как же специалисты определяют прозрачность воды? Не знаете? Нам подскажет чудо-книга (с. 17- при помощи белого диска)

Скажите, а для чего нам нужна вода, чистая вода?

Послушайте сказку Сибирячка про то, как баторы- горы хотели выпить чашу Байкала.

(с. 18)

9 сл . -А теперь предлагаю вам разгадать ещё одну загадку:

По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

Пыль поднимает.

В село мчится,

В окно стучится,

Ворота отворяет,

Никто его не поймает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (ветер)

10 сл.

На Байкале бывает ветер?

Как думаете, сколько видов ветра есть на всем известном озере?

Их множество- и это тоже чудо !

Оказывается, что Байкальские ветры на столько знамениты, что каждый из них имеет своё имя. (с.28-29)

Баргузин-воспет в легендах и песнях, имеет крутой характер;

Ангара-несёт холод,осадки;

Верховик- мощный,долгий,сухой ветер

Горная- срывается с гор, порывистый

Сарма- самый сильный и страшный ветер Байкала

Шелонник-тёплый;

Бризы-береговые ветры;

Фролиха-северный ветер.

Бывают на Байкале и штормовые ветры.

11 сл. А не чудо ли то, что в Байкал впадает такое количество рек, что все и не запомнить их 336.

Самый большой приток- Селенга. Кичера, Баргузин, Снежная, Тыя, Анга…

А вот вытекает только одна!

Какая?

12 сл. Конечно, Ангара. Вытекая из Байкала, она сохраняет чистоту и прозрачность воды. Наверно, многие из вас знают легенду про Ангару. Давайте её вспомним.

Мы всё говорим и говорим о Байкале, а как вы думаете, что обозначает это название?

«Байкал»- богатое озеро (бурят.)

А чем оно богато?

13 сл. Конечно же, своими обитателями. Необычайно разнообразен его животный и растительный мир.

14 сл. В нём водится 1550 видов животных, 1085 видов растительных организмов и водорослей. Из много эндемиков. Это 6 чудо .

Вы знаете, что обозначает это слово?(это виды, характерные только для этого озера)

Самые древние обитатели - губки, много моллюсков, червей, бычков, рачков.

Рыб в озере- 52 вида.

Голомянка- загадка Байкала (с. 68-69)- полупрозрачна, на 40 % состоит из жира, тает на солнце, при температуре +12º - гибнет, их называют- невидимки.

Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете жителей Байкала. (15-18 сл.)

2)Среди байкальских рыб

Он признанный гигант

Есть у него речной собрат

В придонной части обитает,

Но в сети он не попадает.

Он в списки редких рыб внесён,

От истребления спасён…

(осётр)

1)Отложил икру в песок

Речки горной уголок

Красный хвост дугой согнул.

Вы растите, детки, сами,

Не до вас огромной маме.

Нет в Байкале рыб быстрей,

Терпеливей и мудрей.

На охоте круглый день

Рыба древняя…

Ходит в озере, гуляет по заливам,

Серебристый,

С нежно-розовым отливом.

Эпишуре, голомянке, бокоплаву

Благодарен за питание и славу.

Строганина-хороша!

Расколотка-хороша!

Наслаждается душа!

(омуль)

(Таймень)

3.Что за рыба невеличка,

Меньше вашей рукавички,

Бледно-розова, нежна-

Студёна вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Это рыбка- ….

(голомянка)

Каких байкальских рыб вы ещё знаете? (сиг, щука, сом, хариус)

Щука (с.76)

19 сл. А вот ещё одно чудо из чудес: Млекопитающее, тюлень, байкальская нерпа (с.82-85)

Викторина-нерпята (20-31 сл.)

Да, ребята, уникален наш Байкал, неповторим и богат, но всё чаще люди стали нарушать законы природы и наносить вред животному и растительному миру священного озера.

Что нужно сделать, чтобы защитить природу Байкала?

32 сл. (Создаются заповедники, заказники, национальные парки, где не рубят лес, не загрязняют воду и воздух, не охотятся, не жгут траву. Там изучают цветы, насекомых, птиц, зверей)

Заповедники:

33 сл. Баргузинский заповедник(соболь,олень,кабарга)

34 сл .Байкальский заповедник (таёжный олень)

35 сл. Байкало-Ленский(берег бурых медведей)

36 сл.3 заказника:

Исток Ангары

Кабанский

Фролихинский

37 сл. Национальные парки:

Забайкальский (охрана нерпы)

Прибайкальский (изюбр)

Мы должны понимать, что Байкал у нас один. Ему нет цены. И в наших силах сберечь это чудо из чудес, чтобы и через много-много лет наши дети могли любоваться этой красотой.

Дома нарисуйте плакаты или сделайте эмблемы, значки, мини-книжки в защиту Байкала для выставки в библиотеке.

38 сл.Песня о защите природы (С.Фокина. «Сохраним природу»)

39 сл. Берегите природу!

40. сл.Список литературы :

1.Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка/ сост. С.Н. Асламова, худ. оформление А.М. Муравьёв. Иркутск: редакция ж. «Сибирячок», 2002.-96с.

2.ж. «Сибирячок», 2005, № 1, с.20

41 сл. Авдохина Инна Сергеевна, библиотекарь МБОУ «СОШ № 12»,

г. Усолье-Сибирское

Звучит «Песня о Байкале», дети смотрят слайды.

Ведущий: И сегодня вы увидите и услышите старинную легенду о Байкале и его дочери Ангаре.

Звучит музыка «Море», выходит Байкал.

Байкал: Меня зовут Байкюлем,

Байкюлем и Бэйхаем.

И мне дано немало

Таинственных имен.

В преданьях и легендах

Байкал старик суровый

А я на самом деле

Задорный, молодой.

И неспроста шумливый,

Порывистый, веселый

Ведь я живой наполнен

А не простой водой.

Усаживается на трон. Следом тихо выходит Шаман и садится рядом с Байкалом.

Ведущий: Сегодня на берегу Байкала

Мне легенду тайга рассказала.

Легенда – о могучем Байкале-отце,

Царившем когда-то

В сибирской тайге.

Дочь была у него лишь одна —

Славилась красотою она.

Живя в любви, не зная горя,

С Байкалом — батюшкой не споря,

Царевна Ангара росла,

Все хорошела и цвела.

Под музыку выходит девочка Ангара.

Ангара: Я, царица сверкающих вод

Я, красавица дикого края,

Мчатся воды мои все вперед

Быстро к северу, гордо сияя.

Ангара с девочками танцует танец «Реченька».

Ведущий: Любуясь собственною дочкой

И днём, и даже тёмной ночкой,

Старик мечтать стал неспроста

Выдать замуж ее за богатыря.

Байкал: Объявляю богатырский турнир,

Чтобы выбрать лучшего на весь мир.

Ведущий: Явились к Байкалу витязи добрые,

Статные, смелые, самые ловкие.

Звучит музыка, выходит мальчик-Иркут, в руках сундучок.

Река Иркут: В чистых струях Иркута

Сказки гор несет вода.

Прими, батюшка Байкал,

Дар бесценный гордых скал.

Мальчик-Иркут достает из сундука голубой шарф и отдает его Байкалу в дар.

Байкал накидывает его на плечи Ангаре-девочке.

Звучит музыка, выходит 2-ой богатырь — Река Баргузин, в руках шкатулка с бусами.

Я — река Баргузин,

Я — река Богатырь.

Много во мне чистейшей воды и сил.

Я пришёл Ангару покорить,

Богатством бесценным ее одарить.

Отдает шкатулку Байкалу.

Вновь звучит музыка, выходит 3-ий богатырь с маленькой шкатулкой в руках.

Есть много рек неугомонных, буйных, диких.

У рек — у каждой свой характер, глубь и ширь

Они, как люди – не бывает рек безликих!

Лик Енисея — Ясноокий Богатырь.

Отдает шкатулочку Байкалу.

Байкал: Ну, богатыри, покажите свою силу и удаль.

Исполняется «Танец рек-богатырей».

Богатыри выстраиваются перед Байкалом.

Енисей дарит Ангаре цветок.

Все победы для тебя,

Синеокая Ангара.

Дарю тебе цветок красивый,

Хочу назвать своей любимой.

Ангара сбрасывает шарф, который ей надел Отец-Байкал, подарок Иркута, и принимает дар Енисея.

Баргузин машет рукой и уходит.

Байкал: Вот что, дорогая дочь моя!

Лучше жениха, чем Иркут,

Тебе не найти.

За него ты и должна замуж пойти.

Ведущий: Но красавица Ангара воспротивилась воле отца.

Ангара: Не надо мне его,

Лучше до старости буду одна.

Байкал: Ах, так! Уходи с глаз моих прочь,

Непокорная дочь.

Девочка-Ангара отходит в сторонку.

Ведущий : И приказал шаману Байкал:

Байкал: Не пускай Ангару из дома!

Глаз с нее не своди,

И строго за ней следи.

Танец Ангары и чаек.

За танцем следит мальчик-шаман.

После танца девочки-чайки улетают, Ангара грустит.

Ведущий: Ангара же о прекрасной

Голубой стране мечтала.

О той стране ей чайки белые сказали.

Ангара: Вот бы мне попасть скорей

Туда, где правит Енисей!

Садится рядом с Байкалом.

Выходит Шаман и танцует.

После танца садится рядом с Ангарой.

Ведущий: И вот однажды темной ночью,

Уснул Байкал, усталый очень.

Лишь Ангара не спит, трепещет.

В путь дальний собралась — и точка!

Собирается в путь.

Ангара: Прощай, отец, прости ты дочку.

На фоне плеска волн, Ангара убегает.

Ведущий: Услышав плеск, проснулся и шаман.

Проснувшись, громко закричал:

Мальчик-шаман: Проснись скорей, седой Байкал!

Звучит музыка «Море».

Ведущий: Байкала воды встрепенулись,

Седые брови вверх взметнулись,

Сверкнули молнией глаза,

На небе вспыхнула гроза.

Вскочил с трона взбешенный Байкал

Байкал: Остановись ты, дочь моя,

На старости не покидай меня!

Ведущий: И издали услышал он ответ:

Ангара: Прости, отец!

Но мне покоя нет.

О Енисее лишь мои все мысли,

Люблю его я больше своей жизни!

Ведущий: В дикой злобе Байкал

С горы камень сдвинул,

И Ангаре вдогонку камень кинул.

Байкал бросает камень. (Звучит грозная музыка.)

Ведущий: Упал в исток Шаман — камень,

Порыв любви и сердца пламень.

Напрасно Байкал

Свирепствовал и бушевал,

Взметая волны между скал.

Енисей подбегает к Ангаре, берет ее за руку и уходят на стульчики.

Ведущая: Много лет прошло с тех пор. Скалу, что бросил когда-то в Ангару Байкал, люди прозвали Шаман-камнем. А Енисей и Ангара нашли, наконец, свое счастье.

Уходят вдаль, бегут века-

Но и сейчас бежит река.

Поет всем песни Ангара-

Пусть их запомнит детвора!

Танцевальные движения девочек под песню «По Ангаре»

Ребенок: Ну а ты, Байкал могучий,

Не скучай о дочке непослушной.

Мы тебя все любим и утешим,

Частушками потешим.

1. На Байкале мы родились,

На Байкале мы живем.

В детский садик ходим дружно

Здесь частушки пропоем.

2. Батюшка ты наш, Байкал,

Кто седым тебя назвал?

Весь сияешь красотой

Сильный ты и молодой.

3. У Байкала вся вода

Чистая, прозрачная,

Ах, была б моя судьба,

Светлая, удачная.

4. Возле гор Хамар-Дабана,

У великого Байкала,

Мы привольно так живем,

И танцуем, и поем.

Ведущий: О чем грустишь, Байкал любимый,

О чем вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой, неумолимый

Порой глумится над тобой?

И мне Байкал вздохнул в ответ:

Байкал: Я жил на свете тыщи лет,

Никто меня не обижал,

Напротив, каждый уважал…

Но за последние полвека

Не узнаю я человека!

Как будто чистая водица

Ему вовек не пригодится.

Дети подбегают все к «Байкалу» (персонаж)

1 Ребенок: Байкал один на всей планете,

Другого просто не дано…

Мы все твои, Байкал мой, дети,

И жить с тобой нам суждено.

2 ребенок: Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть волной, с ветрами споря

И людям преданно служить!

3 ребенок: Беречь Байкал святое дело:

Его судьба – у нас в руках

Сама природа нам велела

Чтоб жил Байкал родной в веках.

Ведущий: И верю я: Байкалом будет

России слава прирастать!

И нам потомки не забудут

За это должное воздать.

Звучит песня Славное море — священный Байкал».





Цели:

  • познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал. Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
  • учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Байкал-жемчужина Сибири»

Цели:

  • познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал, - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
  • учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;

Оборудование:

  • географическая карта озера Байкал;
  • игрушка - кораблик, аудиозапись шума волн;
  • работы учащихся;
  • выставка книг о Байкале

Ход занятия

Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле.

(Дети рассаживаются на ковре вокруг географической карты озера Байкал.)

Работа с картой: Для начала обратимся к географической карте. На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса. Озеро расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. Сегодня, Республика Бурятия расположена на юго-восточном и северном берегу Байкала. Иркутская область занимает его западную часть.

Учитель: Волны священного моря и окаймляющие его берега горы украшают государственный герб Республики Бурятия. В верхней части герба расположено золотое соембо (солнце, луна и очаг) - символ вечности. Нижнюю часть герба обрамляет голубая лента “хадаг” - знак гостеприимства, радушия и доброжелательности байкальской земли.

Ученик: Байкал - самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.

Ученица:

Байкал! Я по тебе скучаю,

Ты часто снишься мне во сне.

Хочу воды твоей напиться

И пробежаться по волне.

Легко, гребня волны касаясь,

Промчаться поперек и вдоль.

Я верю в сказки – как у Грина

Есть у тебя своя Ассоль.

Ученик: Почему Байкал называется Байкалом? Откуда это название пришло в русский язык?

Учитель: Все народы, населявшие берега Байкала, - буряты, киргизы, монголы, эвенки, русские - по-своему называли озеро.Вероятно, переводили это название с какого-то другого языка. А вот с какого? Ученые предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы - курыкане. Байкал - тюркоязычное слово от байкюль, что означает богатое озеро.

Ученица:

Байкал зовут Байкюлем, Байгюлем и Бэйхаем:

Ему дано немало Таинственных имен.

Но мы на карте мира всегда его узнаем,

На силуэт посмотрим и скажем: «Это он!»

В преданьях и легендах Байкал - старик суровый.

А он на самом деле Задорный, молодой.

Он неспроста шумливый, Порывистый, веселый -

Ведь он живой наполнен, А не простой водой!

Цыдемжап Жимбиев

Ученик: Байкал удивителен и прекрасен. Он уникален во всем. Это не только самое глубокое озеро в мире (1736 м), но одно из древнейших (25 миллионов лет) и в то же время молодое. Многие ученые считают Байкал зарождающимся океаном. Посмотрите, со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой они то подходят к самой воде, то удалятся от берегов на 10-20 км.

Работа с картой :

Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребет. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С северо-восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет, вдоль восточного берега тянется хребет Улан-Бургаса, к северу от него - хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горный кряж Хамар-дабан.

Учитель: Кто знает, какая единственная река вытекает из Байкала?

Дети: Ангара.

Ученица: Ангара берет начало в юго-западной части Байкала, прорезая невысокий Приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км.Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.

Ученик:

Ангара-река,

Воды чистые,

Острова по ней все лесистые,

Острова по ней все в смородине,

Нет прекраснее моей Родины.

Над тобой горят зори алые,

Ангара-река - дочь Байкалова.

М. Трофимов

Работа с картой: Посмотрите, невдалеке видна огромная скала!

Учитель: Я расскажу вам старую легенду о том, как здесь появилась эта скала.

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле.

Днем она светла - светлее неба, ночью - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы - гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?»

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному - красавцу Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавицы Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...»

Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слезы!..»

Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...

Работа с картой: На Байкале около 30 скалистых островов. Самый маленький остров называется Модотой. Ольхон является самым большим островом. Местные жители называют его Ойхон. В переводе с бурятского это слово звучит как “лесочек” или “немного лесистый”.

Остров Ольхон - сердце Байкала. Он расположен посередине Байкала и даже по своей форме напоминает очертания Байкала. Длина острова составляет 72 км, а ширина 15 км. Рядом с островом находится самая глубокая часть Байкала (1637 м).

Остров Ольхон один из красивейших мест на Байкале.

Ученица: Да, Байкал бывает разным - суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега, спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце играет в байкальской волне.

Ученик: Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале - лучшее время, когда нагревается вода; и бушуют разноцветьем сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость! Радость оттого, что мы живем в таком чудесном месте!

Учитель: Какой сегодня чудесный день! Все вокруг залито солнечным светом. По голубому небу медленно плывут облака.

Физминутка:

Встаньте! Ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. На вдохе медленно поднимите руки вверх, постепенно «растягивая» все тело, начиная с пальцев рук, потом тянитесь запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без напряжения и не отрывая пяток от пола, кончиками пальцев рук тянитесь к солнышку.

Звучит аудиозапись шума волн.

Учитель: Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем.

Работа с картой:

Какие крупные реки впадают в Байкал? (Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная.) Молодцы!

В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.

Какая река протекает в нашей местности? (Хилок). Хилок впадает в реку Чикой, а Чикой в Селенгу. А Селенга? В озеро Байкал. Значит, наши маленькие реки несут свои воды в огромное озеро. Поэтому нельзя засорять их.

Учитель: В Байкале обитает около 2635 видов животных и растений, 2/3 из которых эндемичны и нигде в мире не встречаются.

Ученица: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

И не рыба, и не кит.

Кто она - поди, узнай-ка!

Рыбу ловит и молчит.

Догадались?

Это... (нерпа).

Ученик: Нерпа обитает в водах озера Байкал. Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих. А названа она так потому, что передние конечности у нее трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок - белёк. Белёк длиной 60-80 см и массой 3-3,5 кг, мех у него белый. Детеныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших черных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой нерпа может находиться 20-25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды и раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает еще в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

Учитель: Ответьте на вопросы:

Сколько глаз у нерпы? Сколько передних ласт? Есть ли у нерпы уши? Какой у нее хвост? Как называют детеныша нерпы? Где зимует нерпа? Чем питается нерпа? Занесена ли нерпа в Красную книгу?

Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.

Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение - длиннокрылого бычка. Они умеют танцевать брейк, поют смешно и с шумом дуют в усы.

Ученица: Байкал богат рыбой, настоящее время в озере насчитывается 54 вида рыб. В Красную Книгу Бурятии вошли рыбы – байкальский осетр, таймень, белый байкальский хариус, линь. Кроме них в Байкале обитают омуль, сиг, черный байкальский хариус, сорога, язь, карась, щука, окунь, налим и другие. Были искусственно разведены сом, амурский сазан и лещ. Голомянка – уникальная рыба, которая встречается только на Байкале. Голомянки самая многочисленная рыба в Байкале.

Крупные Серебристые чайки - самые шумные соседи нерпы на каменистых берегах. Обитателями лесов возле берегов Байкала являются бурые медведи, изюбры, белки, бурундуки, суслики, сурки, лисы, волки, зайцы.

Учитель: В ХХ веке священному Байкалу выпала участь: стать озером-мучеником. Досталось Байкалу с лихвой от целлюлозно-бумажных предприятий, от воздушных выбросов густо насажанной, как морковка на грядке, промышленности Приангарья, от «планов лесозаготовки» и лесных пожаров, от ядовитой жижи, приносимой Селенгой, от стекающих с полей химических удобрений, от соседства с БАМом и от человеческого равнодушия.Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.

Как хочется быть уверенной, что и через сто и через двести лет человек, подойдя к Байкалу, замрет, созерцая первозданную красоту его чистых глубин; и через сто, и через двести лет Сибирь останется Сибирью – краем обжитым, благоустроенным и заповедным, а не развороченным лунным пейзажем с остатками закаменевших деревьев. Молодое поколение должно перенять у предков зовет: святая земля нерушима!

А что мы с вами можем сделать для сохранения Байкала?

Присутствующие делятся на команды и предлагают свои решения для сохранения уникального озера (лозунги, плакаты - предупреждения, эскизы мусорных баков и урн в местах отдыха жителей города на берегу Байкала). Защита своих проектов. Подводится итог.

Ученица:

Байкал – восьмое чудо света,

О нем всегда так говорят.

Байкал красив зимой и летом,

И каждый божий день подряд.

Зимой он толщей льда покрыт,

В другом он виде к нам явился,

Когда пришла к нам вдруг весна.

Характер у Байкала разный:

То злится, то воркует он,

То штиль, то шторм,

Ах, как прекрасно,

Что есть на белом свете он!

И реки в наш Байкал глубокий

Не перестанут быстро течь.

Давайте же, ребята, вместе

Красавца нашего беречь!

Ведущий: Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.

Показ презентации

Рефлексия:

С целью формирования экологической культуры и чувства ответственности за судьбу озера Байкал учитель проводит конкурс рисунков и сочинений на тему «Байкал нуждается в защите детей!»


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа №12

Сценарий внеклассного мероприятия по теме

«Малая Родина – Байкал» для 2 класса.

(Игра – путешествие.)

Г.Усолье-Сибирское Игра – путешествие «Малая Родина – Байкал». Задачи: 1.Познакомить с оз. Байкалом и его достопримечательностями, показать связь людей с природой. 2.Расширять кругозор, развивать любознательность. 3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному краю, чувство гордости за малую Родину. Оборудование: иллюстрации: «чайки», «скалы»; декорации: берёза, ель, пень, кусты; плакат с названием мероприятия, выставка книг, карта, рыбы, удочки, разнос, самовар, пироги, варенье, чай, кружки, рисунки детей, призы, костюмы для выступающих, проектор, видеоролик о Байкале, музыка. Костюмы: Байкал, Енисей, Ангара, рыбаки, сарафаны для девушек – веселушек. Действующие лица: ведущий, чтецы, Байкал, Ангара, Енисей, рыбаки, девушки-веселушки.

Ход мероприятия. Вступление. (Звучит музыка – шум моря.) Ведущий: Степь сибирская безбрежная, Рек серебряных ширь. Ты, суровая и нежная, Сторона моя – Сибирь. - Ребята, у нас сегодня особый день. Мы с вами отправимся в путешествие, посвящённое самому прекрасному уголку нашей Родины – Байкалу. Байкал – край небывалой, сказочной и волшебной красоты. И так, в путь! Вперёд, нас море ждёт! Просмотр видеоролика о Байкале. Входит Байкал. Байкал: - Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать ко мне в гости. В старые времена называли меня морем. Я очень могуч. Площадь моя 31500 кв. км., длина – 636км., ширина – 80 км., а глубина – 1741 км. В мою котловину можно влить 92 моря как Азовское и 23 как Аральское. Был я весёлым и добрым. И была у меня единственная дочь, а звали её Ангара. Красивее её не было на земле. Театрализованная сказка. Ведущий: Крепко любил Байкал свою единственную дочь. Краше её не было на земле. Днём она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. Все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Разве можно светлое чернить? Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, бесновалось море – богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на красавицу – дочь. Взмолилась синеглазая Ангара и, рыдая сала просить: Ангара: Отец. Я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…. Ведущий: Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой – слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, называли люди Шаманским камнем. Там приносили Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю». Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся… - А вы, знаете, почему Байкал рассердился? Монтаж. (Рассказывают дети.) 1.Байкал – это уникальное явление на нашей планете. Это самое глубокое озеро в мире. 2.Байкал – это крупнейшее хранилище самой высококачественной и пока ещё чистой пресной воды. 3.Редкая чистота воды обеспечивает жизнь уникальному животному и растительному миру. 4.Растительный и животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время в его водах известно 1550 видов и разновидностей животных. 5.Байкал – одно из древнейших озёр мира. Оно существует уже около 25000000 лет. 6.Это зарождающийся океан. Слово «Байкал» в переводе означает богатое озеро. 7.в него впадает 336 рек, а вытекает лишь одна – Ангара. 8.В Байкале в настоящее время насчитывается 52 вида рыб. Это сиг, омуль, щука, хариус, осётр, плотва, язь и др. Игра «Рыбаки». Ведущий: - А сейчас, я вам предлагаю отправиться на рыбалку на оз. Байкал. Поднимите руки те, кто любит рыбачить. Но нам нужны такие рыбаки, которые знают названия рыб и смогут рассказать нам что-нибудь интересное о них. (Дети рыбачат и рассказывают о пойманной рыбке. 4 рыбака и 4 рыбы: осётр, широколобка, омуль и голомянка.) Игра. - А пока рыбаки удят рыбу, давайте с вами тоже поиграем. Игра называется «Рыба в море». Правая рука – рыба, а левая – море. Если рыба под водой – тишина, а если на воде – хлопки в ладоши. (Ведущий показывает движения, дети следят и выполняют указания.) Частушки. Ведущий: - На территории Байкала находятся музеи, заповедники, туристические базы отдыха. Живут на Байкале люди разных национальностей: русские и буряты. Местные жители занимаются рыболовством, скотоводством, промышляют на ценных пушных зверей, собирают грибы, ягоды и орехи. Этими дарами щедро наградила наша природа людей, которые любят и охраняют свою малую Родину, свой Байкал. Многие растения и животные занесены в Красную книгу и охраняются в заповедниках. Местные жители гостеприимны и веселы. Они любят петь, плясать и шутить. Да и гостям они всегда рады. (Входят три девицы в сарафанах с самоваром и пирогами.) 1-ая девица: -Какой сибиряк не любит чаёк попить. 2-ая девица: -Да пироги отведать. 3-я девица: -Да и частушки попеть. (Исполняют частушки.) На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки, Так споём же под чаёк Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая, Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю Наливай горячий чай. Самовар пыхтит, искрится Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой. Выпивая чашку чая, я обычно не скучаю... Потому что никогда Я не пью его одна Ну давай же поскорей Чай гостям и мне налей Собери вокруг стола Для мира, радости, добра

Викторина. Ведущий: - А сейчас, мы с вами выявим лучшего знатока Байкала и посмотрим, что вы усвоили из нашего путешествия. Мы проведём викторину. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. Кто ответит на большее количество вопросов, тот и победитель нашей викторины. Вопросы: 1.Какова глубина Байкала? (1741 км.) 2.Какая знаменитая на весь мир рыба, водится в водах Байкала? (Омуль.) 3.Сколько рек впадает в Байкал и сколько вытекает из него? (336 и 1.) 4.Назовите имя возлюбленного красавицы - Ангары. (Енисей.) 5.Как называется скала, которую бросил Байкал в след беглянке – Ангаре? (Шаманский камень.) (Награждение.)

Заключение. (Дети читают стихи.) 1.Услышу ль у сосен в полдневный час Журчанье струй средь камушков и брода, О, люди, мыслю я, у всех у нас Есть мать одна, зовут её – Природа! У ней для всех хватает доброты, И мы живём, запечатлев в душе на веки Её прекрасные черты – поля, луга, озёра, реки. 2.Три клада у природы есть: Вода, земля и воздух – три её основы. Какая бы не грянула беда – всё возвратится снова. 3.Но если… Впрочем, в наш жестокий век понятно всем, Что это «если» значит? О, человек! Природа – мать, ни рек и ни морей от глаз Твоих не прячет, Ни росных трав, ни голубых озёр Цени её доверие, Природы! Не обмани её! И в тёмный лес Входи, как в храм, под мраморные своды. 4.Прекрасна, прекрасна Родная земля. Прекраснее мне не найти никогда! Зелёные долы, леса и поля, И синяя в море вода! 5.Ты, дружок, смотри, не покачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка. Не покупай для бабочки сачка. Люби моря, леса, простор полей – Всё, что зовётся Родиной твоей!

Ведущий: - Наше путешествие подходит к концу, но я уверена, что оно убедило вас, ребята, в том, что свою Родину, природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, о Байкале, о Родине. Познакомясь с этими книгами, вы узнаете много нового и интересного, таинственного и увлекательного. (Выставка книг.) Конкурс рисунков. - Готовясь к празднику, вы нарисовали рисунки о Байкале, о Родине. Из лучших ваших рисунков мы оформили выставку, которая украшает стены нашего зала. И сейчас, мы проведём награждение ребят за лучшие работы. (Награждение.) -До свидания! До новых встреч!

Список использованных источников.

1.Стихи для вступления