Отчего город Порту называют жемчужиной Португалии? Португалия – страна великих мореплавателей и западная окраина Европы Порту как сами португальцы называют этот город.

...или один день в городе давшем название стране .
Несмотря на то, что рассказ о северной столице Португалии, городе Порту я оставил на конец, посещение этого прекрасного города было самой серединой нашего "Большого португальского автопробега ". А оставил на закуску я его потому, что Порту настолько классный, что его нужно выносить в отдельный "зал славы" и размещать на особой полочке. Если у вас достаточно времени, и вы можете позволить себе две недели на знакомство с Португалией, вы вольны сами выбирать место для этого города, но если у вас всего один день на то, что бы урвать себе кусочек Португалии, то вы должны выбрать Порту. Можно не ездить на скалы Альбуфейры, пропустить Лиссабон, не забираться на 2000 метров на Торре Сьера да Эштрела, можно даже не видеть Синтру, Эвору и Коимбру, но обойти вниманием Порту нельзя! Порту является одним из самых интересных и примечательных городов Португалии, а также вторым городом страны по количеству населения. Более того, именно Порту дал название не только всей стране, но и знаменитому крепленому вину Портвейн.

Порту — один из древнейших городов Европы, бывшая столица страны и нынешняя столица портвейна. Это и оживленный промышленный центр, историческая часть которого, постоянно населенная как минимум с 4 века, получила от ЮНЕСКО статус объекта Всемирного наследия в 1996 г. В отличие от других крупных городов страны, центр Порту не столько барочный, сколько гранитный и монументальный. История Порту датируется примерно 300 г. до н. э. с прото-кельтского и кельтских людей, являющихся первым известным жителей. Руины этого периода были обнаружены в нескольких областях. В районе современного Порту также существовало поселение галлеков. Римский генерал Децим Юний Брут Каллаик завоевал город примерно в 136 году до нашей эры.
Римляне назвали город Portus Cale , то есть Красивый порт. Это название позже преобразовалось в Portucale, впоследствии давшего название всей стране — Portugal.

В Порту мы ехали из дворца Бусаку, о ночи в котором я . Из-за густого тумана, мы не стали тратить время на вершине Круз Альто и были в Порту уже рано утром. В итоге на город у нас ушли ровно сутки, чего было и достаточно, и чуть чуть коротковато. Учитывая почти неделю на португальской земле, мы уже достаточно впитали в себя местный колорит, и поэтому не распылялись на тупосидение на набережной, а сразу приступили к близкому знакомству с городом.

Когда мы на скорости в 165 км.ч влетели в пригород Порту, облака еще только поднимались и с океана ощутимо тянуло свежестью. Переехав реку Дору, в долине которой выращивают виноград для знаменитого портвейна, мы свернули к центру и тут же наткнулись на стоящие вдоль скалы машины. Бесплатная стоянка в 10-ти минутах от центра. Надо бы остановится посозерцать мосты.

И мы оставили машину в пяти минутах от понте Луиша. Забегая вперед, скажу что мы её так и не перегнали, потмоу что в центре, где мы жили с парковкой совсем грустно, а подземка за 25 евро показалась дороговатой. Так машинка и заночевала на набережной между мостами.

И вот он настоящий Порту со своим колоритом, которого нет ни в одном городе Португалии.

Жителей Порту называли и продолжают называть «трипейрос» — «едоки требухи». Суп из нее до сих пор остается фирменным деликатесом города. При этом горожане в культурном смысле держатся особняком от остальной Португалии, и здесь часто можно услышать фразу: «Порту — это нация».

На противоположной стороне реки, монастырь и как бы уже другой город - Вила-Нова-ди-Гая, хотя воспринимается он как заречье, часть Порту.

Именно с Вила-Нова-ди-Гая нужно начинать знакомство с Порту. Начать лучше с набережной. Потом подняться на смотровую площадку и насладится видами города, которому уже больше 2300 лет. Мы переходим на другую сторону через мост Луиша 1-го.

Где-то там, почти в полукилометре, мы бросили свою "копеечку" и тяжелые вещи.

По мере продвижения по мосту, город начинает открываться все новыми ракурсами. Порту великолепен!

В течение семи веков, вплоть до 1956 года, вино в Вила-ова-ди-Гая перевозили на живописных плоскодонных парусниках, называемых "баркош рабелош". Сейчас это делается по железной дороге. Но лодки баркош рабелош по сей день являются символом города.

Много-много баркош рабелош на набережной Порту. Я умышленно не говорю Вилла Нова де Гая, ведь это формальность, по сути это единый город, объединенный с пригородами в большой муниципалитет с численностью населения превышающим число жителей современной Латвии. 2400 000 жителей! Поэтому я настаиваю, что Вилла Нова де Гая это район Порту, противоположная центру набережная.

О самом портвейне, его производстве и прочем я расскажу в следующей публикации, сегодня гуляем.

Вдоль набережной тянутся бесчисленные погреба, где хранится портвейн всех известных и самых неизвестных марок. В погреба можно сходить как вмузей, поглазеть на штабеля бочек.

Бочки на баркош рабелош бутафория для антуража. Каждый уважающий себя дом портвейна обязан иметь парочку лодок с бочкми у пристани. Иначе как-то не солидно. Есть там и утилитарные прогулочные.

Я дошел до самого конца набережной к дальним погребам. С виду это типичные складские ангары доисторических времен.

Самая же красота за рекой, это центр Порту, район Рибейра, где живут трипейрос. От них и пошло название района. Трипейрос- пожиратели требухи. Так уж вышло, что трудяги рыбаки всегда были бедны, и после продажи рыбы, им доставались лишь рыбьи требуха. Сейчас это уже не рыбацкий район, и лодок с сетями ты тут не встретишь, но колоритно до невозможности.

На фото ниже виден старый трамвай, которому 80 лет и номер у него первый. Других нет. Идет аж до океана, стоит поездка 4 евро. Внутри деревянный, с двумя кабинами.

Инеса поехала на смотровую площадку на фуникулере, я пошел пешком, мне важно было заснять то что меня восхищало в облике старого города.

На то, что бы подняться к монастырю на площадку, у меня ушло добрых пол часа. Крутые улочки умело запрятаны от посторонних, без навигатора в телефоне я бы не нашел путь наверх.

Но до подъема еще далеко. Пока любуемся видами Порту.

У города какая-то особая аура. Порту очаровывает, он уютный и компактный. Общественный транспорт вам не понадобится. Бросайте машину за мостами и вперед пешком.

Обратите внимание на мост Понте Луиш, он двухъярусный. Внизу машины и люди, сверху поезда ранее и метро ныне. Хотя метро больше похоже на разжиревший трамвай, но сути это не меняет. И под мостом десятки баркош рабелош.

Поглядите на цветные домики в два окошка в первом ряду на набережной. Это ли не прелесть.

На небережную той стороны мы выйдем ближе к вечеру.

Ярусная застройка невероятно живописна и фотогенична. Особенно издали. Я одел Zuiko 40-150, дабы не выкручивать блинчик на максимум.

На фото ниже мы видим сразу несколько достопримечательностей Порту. Это колокольня церкви Клеригуш, самая высокая в Португалии, и служившая еще в прошлом веке маяком и ориентиром морякам, это Кафедральный собор, и епископский дворец-резиденция. (белое здание)

Поглядите на верхний ряд окошек епископского дворца. К среднему окошку мы еще вернемся позже.

Долго ли, коротко ли, но я возвращаюсь к мосту, что бы начать свое восхождение к смотровой площадке. Мост этот не простой. Мост дона Луиша (Ponte de Dom Luis). Мост через реку Дору - один из символов Порту. Нижний ярус моста автомобильный, на верхнем по средней части идёт метро, по краям пешеходы. Метро ходит довольно редко, так что пешеходы вполне могут перейти с одной стороны моста на другую - с них разные виды. Я так и делал, кстати.

Мост длиной 385 м соединяет Порту и его южный пригород, Вила-Нова-ди-Гая. Высота моста 44 м. По конструкции это металлический арочный мост, самый длинный в мире из мостов такого типа. Он строился с 1881 по 1886 год по проекту Теофила Сейрига, партнёра и ученика Гюстава Эйфеля. Говорят сам Эйфель внес некоторые поправки в готовый проект, который победил в конкурсе на строительство за счет своей дешевизны и стал носить имя короля Луиша Первого.

Небогатый район Порту.

Ну где там моя, Нэська? Фуникулер бестолковый. 300 метров удовольствия, хотя и экономия энергии.

С верхней точки Порту ещё прекраснее.

В паре километрах, за поворотом реки, в её дельте можно встретить дельфинов. Ведь там уже начинается океан и они заплывают в пресную воду поохотиться на рыбку.

В принципе тут весь интересующий нас Порту. Он не так уж огромен и двух дней на город достаточно.

Вот то самое метро, сдвоенный вагон идущий по мосту Дона Луиша, хотя его называют и мостом Эйфеля.

Очень трудно заставить неснимающего человека, сфотографировать тебя так как ты хочешь.

Крыши погребов.

Мост весь стальной, гулкий.

Гуляем туда, гуляем обратно. Туда по нижнему ярусу, назад по верху. Мост надо пройти обязательно. Ведь в самом его конце-начале и находится смотровая площадка с прекрасным видом на город.

Идем дальше.

Спустя час или более, мы в конце концов, всступаем в исторический район Рибейра.

С набережной Дору (станция Ribeira, практически под мостом дона Луиша) можно за пару минут и €2,50 подняться на скалу. Верхняя станция Batalha находится в 300 м от вокзала и станции метро São Bento, на той же высоте. Фуникулёр выполняет роль туристического аттракциона, но, если вам не жалко денег, это довольно неплохой способ сэкономить силы и время, если вам надо от реки подняться на уровень верхнего яруса моста. По моему это скучно, да и в никуда собственно.

Пешие маршруты куда живописнее. При нас фуникулером никто не пользовался, и мы его вообще не видели.

Под мостом живут не самые богатые португальцы.

Жёлтый домик, шириной в одно окошко, сдается или продается.

В левом верхнем углу снимка можно рассмотреть площадку, от которой мы идем.

Немой вопрос.

Внизу уже виден знаменитый вокзал Сан Бенту.

Но мы осматриваем все по порядку. И сначал у нас по пути романский собор и виды от его входа.

Следующим пунктом у нас значилась колокольня Клеригуш. Тут в соборе можно купить единый билет на три локации. Собор и музей, башня Клеригуш, и епископский дворец с экскурсией. Свободного входа в него нет, надо забить время и идти с экскурсоводом.

Сначала собор. Кафедральный собор, был перестроен из старой крепости в XII-XVIII века,

В сам собор вход свободный.

Романский собор, одно из старейших и одно из самых заметных зданий Порту, строился с начала XII по XIII век. Фасад собора состоит из двух квадратных башен с необычными куполами (сделанными в 1772 году), между которыми устроено окно-розетка в романском стиле. Входной портал построен в том же 1772 году в стиле барокко. В интерьере сохранились неф и романские колонны, но практически всё внутреннее убранство барочное. К югу к собору пристроен изначально готический клуатр.

История Порту ведется от римского Портокале, существовавшего в V веке, но поселения на этом месте были гораздо раньше. В начале VIII века его захватили и разрушили мавры, а в конце X века эти земли освободил Принц Генрих Бургундский. По его приказу здесь в 982 году началось строительство кафедрального собора. В 1147 епископ Порту Дом Хуго организовал английских, немецких и флагманских крестоносцев в морской поход на Лиссабон. Они помогли Афонсо Энрикешу освободить будущую столицу Португалии от мавров. В эпоху географических открытий Португалия становится важнейшей морской и торговой державой Европы, а Порту - ее основным портом и центром судостроения.

С самого основания Порту был свободолюбивым, независимым городом. Здесь часто были бунты и восстания, и даже инквизиция не имела в Порту особой власти. В 1757 году жители восстали против винной монополии, введенной Маркизом Помбалом (на восстановление Лиссабона после землетрясения). В 1832 Порту был центром борьбы Дом Мигуэля за власть, а в 1878 здесь прошли первые республиканские выборы.

В соборе нам понравилось. Нечто среднее между крепостью, монастырем и дворцом. Своих трех евро он стоит.

Немного подвис я на этой картине. Что на тарелке? Мне тут видится собака. Объясните как-тут и что?

Ну и конечно азулежу целыми стенами.

А в такие вот комоды с множеством ящиков святейшие клали счета.

Так выглядит площадь-смотровая площадка у входа в собор, и справа тут же вход в епископский дворец, но наша экскурсия через пару часов, поэтому мы отправляемся обедать и на колокольню Клеригуш, а про дворец расскажу вам вообще в следующей публикации.

Чайки тут необычно наглые.

Для покушать, мы выбрали небольшое кафе с хозяйкой поваром, не говорящей по английски но накормившей нас вкусно и не дорого.

Собор снизу.

И Порту сверху. Прямо подо мной то самое кафе.

А потом мы побрели к церкви Клеригуш по улочкам Рибейры.

Лично я такие места просто обожаю. Настоящий нетуристический Порту с местными жителями, своим ритмом и отсутствием гламура.

Тут на узких улочках своя жизнь.

Вот оттуда от собора мы идем. Можно бродить просто по ориентирам без навигатора.

Пока петляли, набрели на "смотровую площадку", упоминающуюся где-то в сети. Случайно, но я сразу вспомнил о ней. Место неформалов, судя по всему.

Тут не очень чисто, но днем терпимо.

Хорошо от сюда видно район Вилла нова де Гая.

Но лучший вид, на мой вкус, в сторону епископского дворца и моста Дона Луиша-Эйфеля.

Тыц тыц, спиртик, водочка, сигаретки?

Да, мы тут были, Сандеман пили, требуху ели, и вообще Порту полюбили.

Какая-то сиреневая улочка....

Мы почти вышли к Клеригуш.

Тут начинается более современный район, широкие улицы, машины, трамвай, банки и офисы.

Но уникальная атмосфера Порту все равно сохраняется и тут.

И вот она Торре душ Клеригуш.

Сама церковь украшена внутри разноцветным мрамором, никаких внешних красок. Это католической церковь Клеригуш (Clerigos) с колокольней (Torre dos Clerigos), являющейся самой высокой в Португалии (76 метров) и символом Порту. Долгое время она была ориентиром для моряков. Мы отправляемся наверх.

На башню, колокольню нужно идти пешком по ооочень узкой лестнице. Двоим людям не разойтись. С рюкзаком вообще засада. Создали пару пробочек. Но на разворотах чуть шире и вжавшись в стену пропускали идущих вниз.

У башни два увровня. То есть есть повыше и пониже. Несколько туристов очень удивились, когда мы вынырнули из стены, спустившись с верхней части и тут же устремились вверх.

Отсбда Порту весь как на ладони. В принципе видов отсюда достаточно и кроме площадки на той стороне реки, больше искать ничего не надо.

Оранжевая черепица, цветные домики, пёстро и ярко.

Некоторые домушки совсем малюпутенькие и втиснуты в какие-то щели.

Вот почти вся Рибейра в одном кадре.

Это восточная часть города.

Это северная...

Вдруг вы не поверили, что мы поднялись на 70 метров по старым каменным ступеням. Так вот вам доказательство. В следующей части вечерний Порту, набережная, и портвейн, конечно же.

Порту — город портвейна и футбола, город высоких арочных мостов и шумных прибрежных баров, город неприглядных и грязных улиц, город давший название Португалии. Про Порту написано так много, что пытаться рассказать что-то новое — неблагодарное занятие. Но всё же попробую и рассказать, и показать.

Город расположен к северу от на правом берегу реки Доуру, протянувшейся почти на 900 километров через весь Пиренейский полуостров.

История города уходит к римлянам, как раз с тех времён Порту начал развиваться сначала как портовый, а потом как промышленный город. Причём за прошедшие два тысячелетия своего портового шарма он ничуть не растерял, но об этом чуть ниже...

Порту является вторым по величине городом Португалии, его нередко называют северной столицей.

Один из самых узнаваемых символов города — мост Понте-де-Дон-Луиш, построенный в конце XIX века Теофилом Сейригом, учеником того самого Гюстава Эйфеля. Мост соединяет два берега реки Доуру. Мост — двухуровневый: на верхнем уровне на высоте 45 метров проходит линия метро, нижний же ярус, расположенный прямо над водой, предназначен для автомобилей.

Но самый известный символ Порту — конечно же, знаменитое креплёное вино — портвейн.

Портвейном может называться только вино, произведённое на берегах реки Доуру. Это положение закреплено законодательными актами Португалии и Евросоюза. Так что советские «Три топора» и прочие аналогичные суррогатные жидкости, конечно же, не только не имеют никакого отношения к благородному сладкому напитку, но и его название позаимствовали абсолютно нелегально.

К слову, вопреки мнению большинства, портвейн производится отнюдь не в Порту — знаменитые на весь мир погреба, в которых выдерживаются дубовые бочки с вином, расположены на противоположном берегу от Порту — в городе Вила-Нова-де-Гайя.

Раньше, чтобы не тревожить вино перевозкой по неровным португальским дорогам, с виноградников до погребов его переправляли в бочках на плоскодонных грузовых лодках с квадратным парусом. В память о тех временах сегодня можно увидеть множество пришвартованных лодок, как раз напротив погребов. Некоторые из лодок переоборудованы в рестораны, за столиками которых можно бесконечно сидеть и наслаждаться свежим ветром с Атлантики под приятные сладкие нотки, сверкающего в бокале креплёного вина.

Пара слов про транспорт. В Порту, так же как и в , ходят старые дребезжащие трамваи.

Есть здесь и более современный транспорт. Например, больше похожее на трамвай городское метро.

Вдоль старой крепостной стены от берега Доуру наверх проложена линия фуникулёра.

Крепостная стена тоже появилась здесь неслучайно — в самом начале реконкисты Порту занимал пограничное положение. Граница между мусульманскими землями и только что получившим автономию португальским графством проходила как раз по реке Доуру.

Фуникулёр ходит довольно редко — оператор ждёт пока кабинка будет набита людьми под завязку, словно банка со шпротами.

Ну и, наверное, самый интересный вид городского транспорта — канатная дорога, соединяющая площадку рядом с мостом Понте-де-Дон-Луиш и набережную реки Доуру рядом с винными погребами.

Хотя, конечно, это уже не Порту, а Вила-Нова-де-Гайя, но всё равно очень интересно.

А интересно потому, что как раз с этой канатной дороги открывается лучший на мой взгляд вид на историческую часть Порту.

Над плотно сгрудившимся жилыми домиками монументально возвышается епископский дворец.

Рядом с ним на склоне холма расположен старинный район Байрру-да-Се — он является беднейшим и в то же время самым живописным кварталом Порту.

На набережной расположено множество маленьких открытых ресторанчиков, в которых, кажется, круглосуточно царит пьяное веселье.

Тем временем пришло время посмотреть на Порту сверху. Лучшее место для этого — обзорная башня церкви Клеригуш.

Её колокольня — высочайшая в Португалии. Долгое время она являлась ориентиром для прибывающих с Атлантики кораблей.

Наверх ведёт узкая лестница из 225 ступеней.

Переведём дух на одной из площадок... Мы пока всего лишь добрались до уровня крыш.

Ну вот мы и наверху.

Смотрим на Порту.

Видим красные крыши, уступами спускающиеся к берегам Доуру. Видим расположенный на дальнем берегу Вила-Нова-де-Гайя. Видим занимающие практически весь противоположный берег реки винные погреба.

Видим аккуратные новенькие крыши.

Видим, что прямо в центре Порту существуют живописные руины.

Видим, что склоны холмов, на которых расположен Порту, довольно крутые, и порой чтобы подняться по множеству ступенек, нужно хорошо попотеть.

Видим возвышающиеся вдалеке современные кварталы.

Видим, что на запад до самой Атлантики уходят огромные покрытые зелеными кронами деревьев парки и скверы.

Всё. Сверху на Порту насмотрелись. Продолжаем гулять по улицам.

Обратим внимание на то, что голубыми изразцами здесь могут быть украшены целые фасады домов.

Прочувтсвуем атмосферу квартала Байрру-да-Се, над которым словно могучий фаллос возвышается колокольня церкви Клеригуш, которую мы посетили чуть раньше.

Дома здесь высокие, а улицы узкие и грязные. Между домами душно, воздух как будто застыл, впитав в себя множество ароматов, начиная от доносящихся неизвестно откуда запахов дешёвой еды и заканчивая откровенной вонью, так знакомой по родным питерским обоссаным лифтам. Ощущение, что из цивилизованной европейской страны неожиданно попадаешь в бедную азиатскую.

На улицах развешено бельё. Периодически навстречу попадаются личности очень сомнительного вида, с которыми очень не хотелось бы встретиться на тёмной улице под покровом ночи.

В общем — настоящий портовый город. Для большего антуража не хватает только пьяных морских волков да дешёвых портовых проституток. Хотя, может я просто плохо смотрел?

Смотрю внимательнее, и начинаю понимать — что город-то восхитителен!

Порту. История города.

Порту, второй по величине город Португалии с 500 тысячью жителей, дал название не только портвейну, но и всей стране. Когда-то на левом берегу Дору находилось римское поселение Портус (латинское "гавань"), а на правом - Кале (греческое "калос" - прекрасный). По названиям этих поселков мавры стали называть страну между Дору и Минью - Портукале. После изгнания арабов в XI веке здесь возникло христианское графство Портукалиа, ставшее впоследствии королевством Португалия.

Порту всегда жил торговлей. В 1050 году он стал важнейшим экономическим центром на севере страны, в XIII и XIV веках поддерживал морские торговые связи с Англией, Фландрией и городами Ганзы.

Тесные отношения с Англией, на поддержку которой король рассчитывал в борьбе с враждебной Кастилией, были упрочены Виндзорским договором 1386 года и бракосочетанием короля Жуана I с англичанкой Филипой де Ленкастре, состоявшимся в соборе в Порту. В 1394 году у них родился в Порту сын, ставший позднее Генрихом Мореплавателем.

Английские купцы, промышлявшие торговлей колониальными товарами, такими, как табак и сахар, издавна чувствовали себя в Порту как дома. Еще и сегодня в городе сохраняется британское влияние, корни которого в печально известном кабальном договоре с Англией 1703 года. Этот договор открыл английский рынок для португальских вин и обеспечил английским торговцам монопольное положение в сбыте портвейна. До сих пор некоторые крупные фирмы-производители портвейна носят английские названия.

В противоположность Лиссабону тон в Порту всегда задавала городская торговая элита. С раннего средневековья и вплоть до XVII века действовал закон, запрещавший аристократам строить здесь дворцы и вообще находиться в городе более трех дней. Даже король не имел в Порту своей резиденции и проживал на правах гостя в Епископском дворце. Городу удалось отвоевать многие гражданские свободы у епископа, но сопротивление лиссабонским властям было, конечно, безуспешным. Так, например, протест против виноторговой компании, основанной маркизом де Помбалом, был подавлен силой, а в Порту прислали генерал-губернатора Жуана де Алмада. Однако он сам и его сын Франсишку сделали для города немало хорошего. Именно им обязан Порту успехом работ по благоустройству и расширению города во второй половине XVIII века.

В XIX веке Порту был оплотом либеральных сил, деятельность которых вела к свержению монархии. Здесь в 1822 году провозглашена первая конституция. В Порту произошло первое, хотя и неудачное, восстание республиканцев. Диктаторский режим Салазара с самого начала не пользовался в этом городе никакой популярностью.

Сейчас Порту - промышленный центр, а его гавань Лейсойш - второй по величине порт Португалии. Горожане отличаются своим трудолюбием и неприхотливостью. Каждому португальцу известна поговорка: "В Лиссабоне кутят, в Порту работают, в Коимбре учатся, а в Браге молятся".


Порту, давший имя стране (и напитку портвейн), - второй по величине город Португалии после Лиссабона.
Это очень старинный город, основан в 12 веке. он расположен в 270 км севернее Лиссабона. Его называют северной столицей Португалии.
Центральная часть Порту - самая главная достопримечательность. Город старинный, необычный и очень интересный. Конечно же в городе масса "официальных" достопримечательностей, много красивейших церквей, очень интересный железнодорожный вокзал, потрясающая набережная, и, конечно же, винные подвалы. Все это я покажу позже, а сегодня мы просто погуляем по городу.

Исторический центр Порту расположен на правом берегу реки Дору, в нескольких километрах от места её впадения в Атлантический океан. Центр города объявлен ЮНЕСКО Всемирным культурным достоянием.
В историческом центре города находится кафедральный собор XIII в. - Церковь Сан-Франсишку (Святого Франциска). Одной из самых ярких достопримечательностей Порту является барочная башня Клеригуш — самая высокая в Португалии — 76 метров или 225 ступеней. Строительство под руководством итальянского архитектора Никколо Назони было начато в 1754 году и завершено в 1763. Из современных зданий выделяется своей необычной формой Дом музыки.

А еще очень важной достопримечательностью Порту являются его мосты.

Через Дору перекинуто множество мостов, связывающих Порту с городом-спутником Вила-Нова-де-Гайа. Некоторые из них являются уникальными для своего времени технологическими решениями. Например, железнодорожный мост Понте-де-Дона-Мария-Пиа, возведённый в 1876—1877 по проекту Гюстава Эйфеля, был одним из первых проектов, принёсших его автору всемирную славу. Позже те же технологические решения были использованы Эйфелем при строительстве Статуи Свободы (1884—1886) и Эйфелевой башни (1889). Ещё одним уникальным для своего времени сооружением стал двухуровневый металлический мост Понте-де-Дон-Луиш, возведённый в 1881—1886 по проекту ученика и компаньона Эйфеля Теофила Сейрига.
Сооружён по проекту ученика и компаньона Гюстава Эйфеля Теофила Сейрига в 1886 году. Назван в честь короля Луиша I.


Понте-де-Дон-Луиш является своеобразным символом города Порту. Его изображение часто можно встретить на этикетках местного портвейна.
Мост имеет длину 385,25 м и весит 3045 тонн, длина же арочного пролёта равна 172 м, а его высота — 44,6 м.


Прямо по курсу -башня Клирегуш.




Перед нами - церковь Do Carmo. Этот очень симпатичный храм в архитектурном духе классицизма и барокко был воздвигнут в середине XVIII века по проекту архитектора Хосе Фгейредо Сейкаса. Каменный фасад украшают скульптуры пророков Илии и Елисея и статуи четырех евангелистов работы мастера итальянского барокко Николау Насони. Еще одна примечательная часть декора - огромное мозаичное полотно нежно-голубого цвета, изображающее сцены основания Ордена кармелитов.


































Порту был первым городом на Иберийском полуострове, где было организованно трамвайное движение. В Порту и Лиссабоне ходят вот такие маленькие трамвайчики. Другие просто не развернутся на узких улочках городов.


















Церковь Клеригуш была построена архитектором Никола Насони в период с 1732 по 1750 годы. Возводилась церковь специально для братства Клириков. Со временем архитектор сам вступил в Братство, и после своей кончины покоится в церковном склепе.
Башня Клеригуш находится за этой церковью, но в этом ракурсе в кадр не вошла.






Церковь и Башня Клеригуш.






Памятник Педро IV, первому королю Бразилии и Португалии, находится на площади Свободы в центре города.


Памятник разносчику газет












































Величественный и прекрасный собор Сэ в Порту возвышается над городом. Это самый старый собор в Порту, построенный в романском стиле.
Собор возведен как крепость и вокруг него строился весь город.
Самое ценное в соборе - его алтарь, на который было использовано 800 кг серебра. Чудесный внутренний дворик с азулейжуш, большая площадь с великолепной смотровой площадкой, где есть смотровые бинокли, чтобы любоваться на красные крыши домов и реку Дору.















































Интересная особенность почтовых адресов в Порту: у них нет номеров домов. Название улиц тоже, как правило, на домах не пишут, - только в начале и в конце улицы. А бывает, что просто начале улицы стоит столбик с табличкой, на которой написано ее название. Все. Больше нигде оно не упоминается.
Вдоль улицы нумеруются не дома, а парадные - входные двери. Сквозная нумерация вдоль всей улицы. На этом снимке это видно - номера над дверьми. Дальше адрес будет гласить, к примеру: второй этаж, 1-я квартира направо.
И ничего, находят.
Был случай. Мы взяли такси и поехали смотреть на океан (он в 7 км от города), а именно, на закат - как красиво солнце опускается в море. Такси отпустили, закатом полюбовались, а а после решили пройтись до отеля пешком и заблудились. Когда попытались сориентироваться по карте, где находимся, оказалось, что это сделать совершенно невозможно. Решили, что лучше мы будем искать не место нашего текущего нахождения, а сразу наш отель. Опять облом - португальцы, очень доброжелательные люди, размахивая руками, увлеченно рассказывали нам дорогу, но уследить за повествованием на португальском и воспользоваться советами, как оказалось, тоже нереально. Между тем дело двигалось к вечеру, даже к ночи, и вопрос возвращения домой встал остро. Просто так такси поймать невозможно, - надо вызывать на указанный адрес. Увидели балетную школу, зашли "на огонек", чтобы попросить их вызвать нам такси на свой адрес (по крайней мере, они его знают).
Кончилось тем, что одна из балерин доставила нас в отель на своем автомобиле. Глядя из окна автомобиля на дорогу, мы поняли, что сами бы мы туда не дошли ни в жизнь, и по прибытию в отель счастливее нас людей не было.






Характерная особенность архитектуры Португалии - облицовка зданий изразцами. Это не только красиво, но и очень полезно - летом изразцы защищают дома от жары, в межсезонье - от сырости. Дома в Португалии чаще всего отопления не имеют, поэтому во все сезоны белье сушат на улице.


На этом фото видим выход на набережную реки Дору. Ее я покажу в другом посте, а заодно и на кораблике по ней покатаемся.


Слева - кафедральный собор Святого Франциска, справа - дворец Болса. Дворец Болса - это Фондовая биржа, а также место, куда можно прийти, чтобы полюбоваться дворцовыми интерьерами, созданными местным архитектором Жоакимом да Коста Лима Жуниордля в середине XIX века для обычных коммерсантов. Сейчас это - своего рода музей, где экспонаты: разные скульптуры, фрески, картины, мебель, посуда и прочие специально подобраны и вписаны в интерьеры залов. Так, наиболее симпатично выглядят Арабский зал с золотыми арабесками, Дворик Наций под восьмиугольным стеклянным куполом, зал Трибунала, зал Собрания, Золотой зал и лестница из гранита и мрамора. Списано из интернета, ибо вовнутрь мы не заходили. Ну может кто-то из читателей заинтересуется и посетит.

Пожалуй, самое яркое и запоминающееся место Португалии - это город Порту. Именно Порту подарил название стране Португалии, ведь когда-то он был столицей страны. От него же получил своё название напиток портвейн. Вообще, Порту является столицей винной индустрии страны. Когда говорят о португальском вине, имеют в виду именно вино Порту.

Прогуливаясь по лабиринту узких улочек, между домами, выстроенными в стиле модерн и барокко, вы сможете насладиться великолепием и колоритом этого древнего города. Ярким, солнечным днём, город буквально светится радостью и весельем. А когда, со стороны реки, на Порту наползает туман, город словно бы покрывает влажным одеялом, превращая его в мрачноватое и таинственное место.

Порту - второй по размеру город в стране и его бывшая столица. Это крупнейший город и порт севера Португалии. Находится в 270 километрах от Лиссабона - современной столицы Португалии. Являясь центром муниципалитета и округа Порту, этот город раскинулся по правому берегу реки Дуэро и занимает площадь в 42 квадратных километров. Порту разделяют на пять исторических районов, каждый из которых обладает своей неповторимой красотой. Население города составляет 240 000 жителей, большинство из которых португальцев. Развита пищевая промышленность, в особенности виноделие и рыбоконсервное производство. А также машиностроение, судостроение, швейная и химическая промышленность. Кроме того, Порту - важный культурно-образовательный центр, с крупным университетом.

История Порту начинается в 5 веке, когда сюда пришли римляне, основавшие город Портус Кале, который позднее дал имя всему региону - Португалии. В VIII веке, город был захвачен и разграблен маврами. Город стал мавританским, вплоть до X века, когда его отвоевал Генрих Бургундский, основавший здесь графство Портукалия, позже ставшее королевством. Для укрепления власти христиан, по приказу Генриха Бургундского, в 982 году в Порту начинают строить Кафедральный собор. В 1050 году, Порту стал главным торговым портом региона, на пути важных торговых путей. А в 1147 году епископ Хуго объявил Крестовый поход на Лиссабон, для освобождения будущей столицы страны от власти мавров.

Для успешной борьбы со своим главным врагом и соперником, Кастилией, в 1386 году в Порто был подписан Виндзорский договор с Англией, полностью развязавший руки английским купцам. Они вынудили власти Порту в 1703 году, подписать торговый договор, обеспечивающий англичанам полную монополию на португальский портвейн. В эпоху Великих Географических открытий, когда Португалия становится отправной точкой для исследований новых земель, Порту становится важным судостроительным портом.

На протяжении всей своей истории, Порту отличался свободолюбивым и своенравным характером. Основной властью здесь всегда обладала торговая гильдия. И вплоть до XVII века в Порту действовал запрет на строительство аристократических дворцов на территории города. Причём закон распространялся даже на короля Португалии. Горожанам даже удалось заставить власти пойти на уступки некоторых гражданских свобод, а инквизиция в Порту имела очень мало власти. Периодически, в городе вспыхивали крупные восстания и беспорядки. Именно в Порту образовалась первая либеральная партия, целью которой было свержение монархии. В 1822 году, в Порту провозглашена первая Конституция. А вскоре, здесь вспыхнуло первое восстание республиканцев против власти диктатора Салазара.

Погоду в городе Порту задаёт тёплое атлантическое течение Гольфстрим. Благодаря нему, в Порту тёплые и мягкие зимы с минимальной температурой +9 градусов Цельсия. И умеренное не душное лето с температурой +20 градусов по Цельсию.

В городе Порту находится собственный крупный аэропорт, поэтому до него из Москвы можно добраться на самолёте. Правда с пересадкой в Брюсселе, Женеве или Мадриде. Заказать билет на самолёт в Порту можно через интернет, выбрав необходимый класс и расценки рейса. Из аэропорта к центру города ходят рейсовые автобусы и такси. Также можно взять напрокат машину, при условии необходимого стажа вождения (один год) и Вашего возраста (21 год).

Прежде чем отправляться в поездку в Порту, Вам необходимо забронировать номер в одном из многочисленных отелей города. Без этого Вам не получить визу в страну. Забронировать номер можно через интернет, выбрав отель наиболее подходящий Вашим нуждам и финансовым возможностям. Все отели Порту различаются по уровням комфортабельности, расценкам и своим расположением относительно достопримечательностей города.

В Порту много достопримечательностей различных эпох и стилей, от жилых домов города до величественных храмов. Некоторые из достопримечательностей охраняются ЮНЕСКО.

Башню Клеригуш, называют символом города Порту, поскольку она - самое красивое и приметное здание города, и к тому же является самой высокой башней в Португалии. Высота башни Клеригуш, превышает 75 метров, и в своё время она была отличным ориентиром для входящих в порт торговых кораблей. Строительство башни началось в 1754 году, по проекту архитектора Николаса Назони и закончилось в 1763 году. Рядом с башней, стоит церковь Игрежу-душ-Клеригуш, в которой и покоится Николас Назони. Эта церковь примечательна своей необычной овальной формой и огромным, во всю стену, панно из азулежу.

Одной из главных достопримечательностей города является Кафедральный собор Порту. Громадное серое здание собора гордо возвышается на одном из холмов города. Построен был собор в XII веке, и вместе со стенами города, раньше являлся защитным сооружением Порту. Впоследствии, собор неоднократно перестраивался, и утратил свой первоначальный облик, став центром смешения стилей. Высокие колокольни собора не только выдают его внушительный возраст, но и придают ему облик средневекового замка. Портал храма, отстроенный в XVIII веке, украшен древним романским символом розы. А самой молодой пристройкой собора является внешняя галерея, отстроенная в стиле барокко архитектором Николо Назони. Внутренний интерьер Кафедрального собора последний раз изменялся в XVIII веке. В храме находится алтарь, выполненный в стиле барокко, на создание которого ушло целых 800 кг серебра. Во времена наполеоновских войн, этот алтарь чудом удалось спасти от алчных французских войск. А внутри собора располагается живописный дворик с азулежу, выполненном в стиле рококо.

Самой замечательной достопримечательностью Порту является большое количество мостов через реку Дора. Уникальным в этих мостах является то, что построенные в XIX веке, эти мосты были технологическими новинками того времени. Позднее технологии, по которым отстроили мосты Порту, использовали при строительстве Эйфелевой башни в Париже и Статуи свободы в Нью-Йорке. Особенно необычен двухуровневый железный мост Дон Луис, возведённый в 1886 году.

Ещё одно примечательное здание города - Биржевой Дворец. Здание было построено в 1842 году, организацией купцов, в неоклассическом стиле. Поражает богатая внутренняя отделка здания. Самое богатое помещение Биржи - "Арабский Зал", оформленный в стиле арабских сказок. Другая интересная комната - "Патио наций", где выставлены гербы всех стран, которые когда-либо торговавших с городом Порту.

Немало в Порту и интересных музеев. К примеру, находящийся в усадьбе Серралвеш, Музей современного искусства. Построенное в 1930 году, архитектором Алвару Сиза Виейра, в стиле арт-деко, здание этого музея прекрасно гармонирует с окружающим его парком. В нём собрана большая коллекция современных произведений искусства. Другим интересным местом экскурсии является Музей Кинта-да-Масиейринья. Когда-то здание музея было дворцом, где провёл последние месяцы своей жизни король Карл-Альберт. Музей располагается на втором этаже здания. Здесь представлены предметы обихода и личные вещи Карл-Альберта, а также антикварная французская, португальская и немецкая мебель. Кроме того, в музее представлена коллекция керамических изделий и гобелены. А на первом этаже здания разместился Институт портвейна, в котором Вы сможете продегустировать различные сорта портвейна.