Поиск погибших самолетов времен вов. Как новый

На островке среди болот в Новгородской области поисковики случайно обнаружили боевой самолет, сохранившийся со времен Великой Отечественной войны практически в идеальном состоянии. Местоположение самолета держится в строжайшем секрете, так как боевая машина представляет огромный интерес для «черных копателей»: на контрабандном рынке артефакт может стоить 500 тыс. долларов.

В Новгородской области нашли боевой самолет времен Великой Отечественной войны, который сохранился практически в первозданном виде. Местоположение уникальной находки держат в строжайшей тайне: подобный самолет представляет большой интерес для «черных копателей», так как на контрабандном рынке стоит полмиллиона долларов.

Самолет — предположительно, это одномоторный Як-1 — почти на 70 лет затерялся в болотистой местности. Несмотря на это, боевая машина полностью уцелела, у нее даже не поврежден мотор. Это дает возможность предполагать, что летчик сумел посадить самолет после того, как у него просто отказал двигатель. В кабине поисковики нашли и останки пилота.

Мы намеренно держим в тайне название территории, где обнаружена находка. И мы приняли решение не выкладывать в открытый доступ фотографии, которые сумели сделать там, где нашли военный самолет. Объясню почему. Боевая машина находится практически в идеальном состоянии, только лишь покрыта мхом. Эта находка должна остаться в России, стать экспонатом одного из российских музеев военной техники и не уйти за пределы нашей страны. Сейчас на черном рынке, где орудуют нелегальные копатели, такую находку оценили бы в 500 тыс. долларов.

Сведения о своей находке поисковики передали в Центр гражданского и патриотического воспитания «Синергия», который находится в Москве. Его сотрудники уже кинули клич по России, приглашая принять участие в реставрационных работах самых лучших специалистов. Предполагается, что реставрация военного самолета пройдет в два этапа, каждый из которых будет очень сложным.

Самолет пока остается там, где его нашли. Машина полностью покрыта мхом, поисковики не стали трогать самолет, чтобы не повредить металлические конструкции. Известно, что он не был сбит — у самолета отказал двигатель, и летчик сумел его посадить. Можно со стопроцентной уверенностью заявить, что таких находок во всем мире считаные единицы. Чаще всего поисковикам удается найти фрагменты какой-либо военной техники.

справка smartnews

Центр гражданского и патриотического воспитания «Синергия» был создан на базе Московского финансово-промышленного университета с целью объединения учебного процесса и гражданской воспитательной миссии. Руководитель центра Михаил Кудинов принимает активное участие в поисковых экспедициях, а студенты университета и участники центра — в реставрационных работах.

По словам Михаила Кудинова, процесс работы над находкой будет проходить в два этапа. Первый этап продлится до 9 июня, в это время самолет должны «снять с якоря», перебазировать в реставрационную мастерскую. В планах — предать огласке обнаружение самолета и вручить родственникам летчика его личные вещи.

Планируем привлечь один из ведущих федеральных телевизионных каналов, чтобы в прямом эфире вручить родственникам летчика, чьи останки обнаружены в самолете, его личные вещи. Предварительно мы займемся поиском родных пилота и будем надеяться, что они увенчаются успехом.

Второй этап операции будет проходить до 22 июня. Поисковики привлекут к работе ведущих реставраторов России, которые не первый год восстанавливают боевую технику времен Великой Отечественной войны.

Многие реставраторы уже изъявили желание принять участие в работе. Российские специалисты имеют отменную репутацию. К примеру, в военной мелодраме Pearl Harbor все самолеты, которые мы видим на экране, были собраны буквально из ничего новосибирскими специалистами. Их же мы пригласили для работы над находкой — самолетом Як-1. Уникальные мастера готовы восстановить машину вплоть до того, что на ней можно будет летать.

Экспертное мнение

историк, Великий Новгород

— Як-1 был разработан в конструкторском бюро А.С. Яковлева как фронтовой истребитель, имел облегченную конструкцию за счет малого запаса топлива и ослабленного вооружения. На вооружение принят в 1940 году. К началу войны в частях ВВС РККА насчитывалось около 800 Як-1. Самолет оснащался двигателем М-105ПА максимальной мощностью в 1100 лошадиных сил, имел практическую дальность в 650 километров, вооружение состояло из одной 20-миллиметровой пушки ШВАК и двух 7,62-миллиметровых пулеметов ШКАС, установленных в носовой части самолета. Большая часть истребителей была потеряна в первые недели войны.

Галерея

3 фото

Исторические находки центра «Синергия»

В период с 1945 года до наших дней, по всей земле находят части той самой кровавой войны, войны за человеческие идеалы. Дачники находят в своих огородах неразорвавшиеся снаряды, гранаты и мины. Поисковые отряды, дайверы, рыбаки и простые грибники находят танки и самолёты. Давайте вспомним то,что было найдено и поднято.

Самолет P-39Q-15 «Аэрокобра», серийный номер 44-2911 был обнаружен на дне озера Март-Явр (Мурманская область) в 2004 году. Истребитель был замечен рыбаком, который сообщил, что увидел сквозь воду, на илистом дне, очертания хвоста самолета. Когда самолет был поднят со дна озера, оказалось, что обе двери кокпита были заблокированы, хотя обычно, при жесткой посадке одна или обе отбрасывались, чтобы дать выход пилоту. Предположительно пилот мог погибнуть сразу от сильнейшего удара самолета о дно или от затопления кабины.

Найденные останки были захоронены со всеми почестями на Алее Славы в Мурманске.

Крыльевые 12,7-мм пулеметы на самолете были демонтированы. Фюзеляжное вооружение и 37-мм мотор-пушка Colt-Browning M4 никаким доработкам не подвергались.

Так же внутри кабины были обнаружены запасы амуниции и тушенки. В отдельном кейсе были найдены, сильно размытые водой, летная книжка и другие документы.

Самолет был построен в 1939 году и прежде чем попасть на Восточный фронт, участвовал в битве за Францию и в битве за Британию. 04 апреля 1942 года немецкий ас-истребитель Вольф Дитрих Вильке, пилотирующий этот самолет, был сбит и вынужден был совершить посадку на замёрзшее озеро. Вильке избежал гибели. Самолёт остался почти невредимым после почти идеальной аварийной посадки до самого погружения на дно озера. Там он оставался нетронутым в течение более чем шести десятилетий, до тех пор, пока, наконец, не был поднят в 2003 году. Бесчисленные пулевые отверстия расположенные на крыльях самолета и на горизонтальных стабилизаторах, стали одной из главных причин аварии самолет, но одна большая пробоина в месте крепления правого крыла, возможно, и стала тем, что погубило истребитель.

«Брюстер F2A Буффало» — «BW-372». Самолет был найден в озере Большое Калиярви на 15-метровой глубине во впадине посредине озера. Подводная среда идеально способствовала сохранению машины. Пролежавший 56 лет на дне озера истребитель полностью погрузился в ил, это затормозило процесс коррозии, но стало препятствием при подъёме, усложнив отрыв от дна. Его пилот, финский истребитель-ас Лаури Пекури был сбит 25 июня 1942 г. во время боя с летчиками 609 ИАП в воздушном бою над советским аэродромом Сегежа в районе Мурманска. Пекури уже сбил два российских самолёта, прежде чем он был вынужден посадить свой. Пилот покинул пострадавший «Брюстер» и добрался до своих позиций.

F6F Hellcat потерпел крушение утром пятого января в последний год войны. Сидевший за штурвалом пилот Вальтер Элькок, во время тренировочного полета, не справился с управлением, и вместе с самолетом упал в ледяную воду Мичигана, однако сумел выплыть.

Единственный бомбардировщик «Dornier Do-17», дошедший до наших дней, подняли со дна Ла-Манша. Самолет был сбит во время Битвы за Британию в 1940 году. Это один из полутора тысяч, поостренных Германией, и единственный, из уцелевших на сегодня. «Дорнье» Do-17 выделялся среди современных ему бомбардировщиков своей высокой скоростью. Он изначально конструировался как быстрый разведывательный самолет, но в середине 1930-х годов был перепроектирован в бомбардировщик. Самолет пытался атаковать аэродромы в Эссексе. Удалось восстановить позывные поднятого самолета – 5K-AR. Самолет с этими позывными был сбит 26 августа 1940 года. Пилот и ещё один член экипажа, были взяты в плен и отправлены в лагерь для военнопленных. Два других члена экипажа погибли,

Советский штурмовик Ил-2 нашли рыбаки. Самолет лежал относительно неглубоко. Судя по всему, самолет был сильно поврежден во время боя, под воду он ушел, разломившись на куски. К счастью, мародеры до самолета не добрались — свидетельство этому сохранившиеся останки летчика: в кабину никто не проникал.

Хорошо сохранилась передняя часть и крыло. Бортовой номер самолета не удалось найти, однако сохранились номера двигателя и винта. По этим номерам постараются установить имя пилота.

Бомбардировщик B25 поднятый со дна озера Murray в Южной Каролине.

Этот Р-40 “Киттихоук” в 1942 году упал в трех сотнях километров от цивилизации, в пекле пустыни. Сержант Деннис Коппинг забрал из упавшего самолета то немногое, что могло ему пригодиться, и ушел в пустыню. С того дня о сержанте не известно ничего. Семьдесят лет спустя самолет был найден почти нетронутым. Уцелели даже пулеметы и боеприпасы к ним, и большинство приборов в кабине. Уцелели таблички с паспортными данными машины, и это дает возможность историкам восстановить историю ее службы.

«Фокке-Вульф Fw-190» «Yellow-16» Разработанный немецким авиационным инженером Куртом Танком, «Фокке-Вульф Fw-190 «Würger» («Душитель»)» был одним из самых успешных истребителей Второй мировой войны. Принятый на вооружение в августе 1941 года, он был популярен среди пилотов, на нём летали и некоторые из самых отборных асов-истребителей люфтваффе. В годы войны этих самолётов было произведено более 20000 штук. Сохранилось всего 23 самолёта в полной комплектации, и все они находятся в разных коллекциях по всему миру. Этот замечательно сохранившийся после крушения Fw-190 был извлечён из холодных вод у берегов норвежского острова Сотра к западу от города Берген.

В Мурманской области у посёлка Сафоново-1 со дна озера Кривое поднят штурмовик Ил-2 из состава 46-го ШАП ВВС Северного флота. Самолёт был обнаружен в декабре 2011 года посреди озера на глубине 17-20 метров. 25 ноября 1943 года из-за повреждений, полученных в воздушном бою, Ил-2 не дотянул до своего аэродрома около трёх километров и произвел вынужденную посадку на замерзшее озеро Кривое. Командир младший лейтенант Валентин Скопинцев и воздушный стрелок краснофлотец Владимир Гумённый выбрались из самолёта. Через некоторое время лёд проломился, и штурмовик ушёл под воду, чтобы вновь появиться на поверхности через 68 лет.

Озеро Кривое вообще оказалось богатым на найденные самолеты. Со дна озера также был поднят самолёт Як-1 из состава 20-го ИАП ВВС Северного флота. 28 августа 1943 года истребитель во время облёта совершил вынужденную посадку на гладь озера и затонул. Пилотировал младший лейтенант Демидов. На сегодняшний день в мире существует только один Як-1 из более чем 8000 построенных машин. Это истребитель Як-1Б Героя Советского Союза Бориса Ерёмина, который был передан на родину лётчика, в краеведческий музей города Саратова. Таким образом, поднятый истребитель Як-1 будет вторым в мире в наши дни.

В жаркое утро понедельника 19 июля 1943 года фельдфебель Пауль Рац сев в кабину своего Фокке-Вульф Fw190A-5/U3 WNr.1227, «Белая А» из состава 4./JG 54, вылетел с аэродрома Сиверская. Вылет производила пара машин штаффеля, до линии фронта было примерно около 15-ти минут лёта, пересекая линию фронта на реке Двина, пара двинулась дальше на восток. В районе Войбокало самолеты атаковали советский бронепоезд. При атаке машина была повреждена огнем ПВО, одним из попаданий был пробит бак и ранен пилот. Летчик до последнего тянул к базе, но потеряв много крови, пошел на вынужденную посадку. Самолет приземлился в прогалину посреди леса, после посадки летчик умер.

Музей авиации в Кракове провел операцию по подъему со дна Балтийского моря обломков американского бомбардировщика Дуглас А-20, затонувшего во время Второй мировой войны. Для музея этот экспонат является настоящим кладом, так как в мире осталось всего 12 таких самолетов.

Истребитель Hawker Hurricane IIB «Trop», Z5252, бортовой «белый 01″ из состава второго гвардейского истребительного авиаполка ВВС Северного. Пилот лейтенант П.П. Марков. 02 июня 1942 совершил вынужденную посадку после боя на озеро к западу от Мурманска. В 2004 поднят со дна озера.

Этот истребитель И-153 «Чайка» был потерян под Выборгом в последний день Зимней войны.

B-24D «Liberator» лежит на острове Атка на Алеутских островах Аляски, где совершил аварийную посадку 09 декабря 1942 года. Этот самолёт — один из восьми уцелевших «Освободителей» в исполнении «D» . Он совершал вылет с целью проведения метеоразведки, когда ненастная погода не позволила ему совершить посадку ни на одном из близлежащих аэродромов.

«Юнкерс Ju-88». Шпицберген. Ранние версии самолёта немецких Люфтваффе «Юнкерс Ju-88», которые поступили на вооружение в 1939 году, перенесли множество технических доработок в процессе их развития. Но как только они были устранены, двухмоторный Ju-88 стал одним из самых универсальных боевых самолетов Второй мировой войны, выступая в различных ролях от торпедного бомбардировщика и до тяжёлого истребителя-разведчика.

Со дна Черного моря подняли самолет ИЛ-2. Предположительно, сбит он был в 1943 году, когда шли жестокие бои за Новороссийск. Сейчас историческая находка доставлена в Геленджик.

Немецкий самолет Ju 52 был поднят со дна моря сотрудниками греческого музея ВВС 15 июня 2013г. Во время осады острова Лерос в 1943 году самолет был подбит зениткой у берегов острова. С тех пор он был на дне Эгейского моря в течение более 60 лет, когда местные водолазы с помощью музея войны греческих ВВС обнаружили его снова.

Немецкие военные подняли со дна Балтийского моря остатки нацистского бомбардировщика JU 87 Stuka. На данный момент в мире существует только два оригинальных экземпляра этого военного самолета, которые представлены в музеях Лондона и Чикаго. Ju- 87 «Stuka» на дне Балтийского моря был обнаружен в 1990-х годах. Однако работы по поднятию самолета стартовали много позже. По данным экспертов, самолет сохранился в хорошем состоянии, несмотря на то что пролежал на дне моря около 70 лет.

70-летний самолет затерялся в непроходимых лесных дебрях где-то на границе Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Поисковый отряд из Новгорода случайно обнаружил его на пятачке суши в окружении болот. Каким-то чудом самолет полностью уцелел, но ни его история, ни модель, ни судьба летчика пока не выяснены. По некоторым признакам, это ЯК-1. Машина полностью заросла мхом, и поисковики ее пока не трогают, опасаясь повредить раритет. Известно то, что самолет не был сбит, у него просто отказал двигатель.

Curtiss-Wright P-40E бортовой «белый 51″ из состава 20-го гвардейского истребительного авиаполка. Пилот младший лейтенант А.В. Пшенев. Сбит 1 июня 1942. Лётчик совешил посадку на озеро. Найден в 1997 на дне Код Озера к западу от Мурманска.

Двухмоторный дальний бомбардировщик – ДБ-3, впоследствии названный Ил-4, использовали в качестве дальнего разведчика, торпедоносца, минного заградителя, средства десантирования людей и грузов. Последние боевые вылеты Ил-4 выполнил на Дальнем Востоке в период войны с Японией. Был найден поисковиками в болотах Кольского полуострова.

Мессершмитт Bf109 G-2/R6 В “Желтый 3”

Немецкий истребитель Мессершмитт Bf109 G-2. который совершил вынужденную посадку в море недалеко от Нерей Норвегия 24 марта 1943. Был поднят в 2010 году с глубины 67 метров.

Хенкель He-115, поднятый со дна в Норвегии.

Полузатонувший «Flying Fortress» № 41-2446 пролежал в болоте Агаимбо Австралия с 1942 года, где его капитан Фредерик Фред Итон-младший совершил вынужденную посадку после того, как его самолёт был повреждён вражескими истребителями над Рабаулом в Восточной Новой Британии. Несмотря на несколько пуль, разбитый плексиглас и изогнутые винты, B-17E почти не подвергся коррозии и через 70 лет после того, как врезался в землю.

Этот «Дуглас SBD «Dauntless» («Неустрашимый»)», ветеран битвы за Мидуэй, был поднят из вод озера Мичиган в 1994 году. В июне 1942 года во время налёта на японские авианосцы к западу от атолла Мидуэй, «Неустрашимый» был пронизан 219 пулями и был одним из восьми самолётов, вернувшихся на базу из 16 вылетевших. Самолёт вернулся в США для ремонта, где и потерпел крушение во время учебного полёта к авианосцу «Сэйбл.

Наполовину закопанный на заброшенном военном аэродроме в тени могучего вулкана Маунт Паган, скелетный остов истребителя «Мицубиси A6M5 Зеро» является останками одного из двух японских самолетов, потерпевших крушение на западной стороне острова Паган, входящего в группу Марианских островов.

К большому сожалению большинство самолетов, найденные на территории России давно проданы за рубеж, где были восстановлены и поставлены на крыло. Очень обидно, что мы, пусть даже за большие деньги отдали в чужие руки ценные экспонаты той Великой войны. Но пусть даже так, чем бы они сгинули в темных водах озер и болот навсегда.

Найден в районе озера Терскельяур. Вывезен, местонахождение неизвестно

2. Штурмовик Ил-2 № 305490 из состава 17-го Гвардейского штурмового авиаполка 261-й штурмовой авиадивизии

Пилот заместитель командира авиаполка гв.майор Харитонов А.В.
Стрелок гв.старшина Мазуров М.Н.
Сбит 11.10.1944 южнее аэродрома Сальмиярви во время штурмового удара по аэродрому.
Подожжён прямым попаданием. Упал и взорвался. Останки экипажа захоронены в Никеле.

3. Ил-2

Найден у озера Чапр, вблизи реки Титовка (двигатель, пушка, топливный бак, др. части)

4. Двигатель самолёта-амфибии МБР-2 из состава 118-го разведполка ВВС Северного флота.

Найден в губе Грязной у пос. Сафоново в 2011-м году.

5. Истребитель МиГ-3 зав. №3457 из состава 147-го истребительного авиаполка.

Пилот полковник Михаил Михайлович Головня, командир 147-го ИАП
23 сентября 1941 года после воздушного боя произвел вынужденную посадку у озера Нялъявр. Лётчик прибыл в часть.
Найден в 2000, отреставрирован в Новосибирске, поставлен двигатель Allison V-1710, первый полёт в 2007
Продан в США. Владелец Jerry Yagen (Fighter Factory, Virginia Beach, USA)

Об истории поднятия и реставрации этого МИГ-3 можно почитать

6. МиГ-3 зав. №4958 из состава 147-го истребительного авиаполка.

Утерян в 1941-42. После аварийной посадки, с него было снято оборудование и вооружение. Найден в 2000 году в районе Кандалакши. Отреставрирован в 2005 в Новосибирске, ждёт двигатель по заказу российского покупателя

7. Двигатель АМ-35 истребителя МиГ-3.

Поднят со дна озера в Мурманской области зимой 2001 года.

8. Гидросамолёт МП-1

Найден в конце 1980-ых. Вывезен в Таганрог на завод-изготовитель для экспозиции.

Предположительно, на нем в 1938-м году был поставлен международный женский рекорд дальности полета по маршруту Севастополь - Киев - Новгород - Архангельск, пройдя без посадки 2416 километров за 10 часов. На фото «рекордный» самолёт:

Остов:

Останки лётчика:

9. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 , зав. №6-95 из состава 29-го бомбардировочного Сулинского авиаполка

Пилот младший лейтенант Ивлев Георгий Васильевич, штурман сержант Серебряков Томас Васильевич, стрелок-радист краснофлотец Филоненко Анатолий Васильевич.
11 сентября 1942 года был сбит огнём зенитной артиллерии во время бомбово-штурмового удара по аэродрому Луостари. Экипаж погиб. Найден в районе озера Сантаярви (Печенга). Останки экипажа похоронены в г. Заполярный.

Место падения:

10. Пе-2 из состава того же авиаполка 5-й минно-торпедной авиадивизии ВВС СФ (смотрели фильм «Торпедоносцы?»)

Пилот младший лейтенант Либаков Аркадий Алексеевич, штурман младший лейтенант Олейник Виктор Иванович, стрелок-радист сержант Гришин Иван Васильевич.

23 августа 1943 года при нанесении бомбового удара по конвою противника сбит зенитной артиллерией кораблей охранения. Самолёт загорелся и упал на хребет Муста-Тунтури. Экипаж погиб. Найден в начале 1990-ых около высоты Погранзнак на Муста-Тунтури.
История борта и экипажа по ссылке

11. Пе-2 . Найден в районе высоты Титовская (части двигателя, тормозная решётка).

Место удара:


Еще фото по ссылке

12. Тяжелый истребитель Пе-3 №392014 с Намвары.

13. Пе-3 из состава 95-го бомбардировочного авиаполка

Командир капитан Стариков Александр Петрович (ком. звена 2 эск. 95 БАП). Радист-стрелок старший лейтенант Пеньковский Леонид Иванович (возд. стрелок 2 эск. 95 БАП).
Не вернулся с боевого задания в апреле 1942 года. При нанесении бомбардировочного удара по аэродрому Хебугтен семёрка Пе-2 была атакована 25-ю Bf 109.
Останки экипажа найдены в 1989 у озера Воявр. Захоронены в Коле. Описание из книги «крылья над морем»

«…По-другому сложилась обстановка при нанесении удара по аэродрому Хебугтен. Эта крупная авиабаза периодически -принимала до сотни немецких самолетов и представляла собой заманчивую, но опасную цель. Семерка Пе-3, атаковавшая аэродром, была встречена большой группой (более двух десятков) немецких истребителей, которые, однако, не смогли сорвать бомбометание. Стремясь выиграть время, ведущий группы капитан Б. Шишкин сманеврировал и встретил истребители противника залповым пуском реактивных снарядов. Неожиданность применения РС-132 и РС-82 сыграла свою роль и на время отсрочила атаку истребителей, позволив советским летчикам прицельно отбомбиться по стоянкам самолетов и ангарам. Однако при отходе «Петляковых» немецкие истребители буквально растерзали группу. На свой аэродром вернулся только один Пе-3, еще один приземлился на аэродром соседей. Летчик третьего «Петлякова», спасшийся на парашюте, оказался последним из уцелевших»

14. Пе-3 .

Найден на хребте Муста-Тунтури

24. Истребитель Curtiss-Wright P-40 C-CU Model H81 A-3, serial 41-13390, constr. 16194, бортовой «53» из состава 20-го гвардейского истребительного авиаполка.

Пилот майор Ермаков

Сбит 27 сентября 1942. Лётчик совершил аварийную посадку на брюхо в сопках, остался жив.
Найден у Мурмашей в пригороде Мурманска в 1993 году. Вывезен в Великобританию в Даксфордский музей, Кэмбриджшир.

25. Curtiss-Wright P-40E , serial 41-13570, constr. 16814, бортовой «белый 51» из состава 20-го гвардейского истребительного авиаполка.

Пилот младший лейтенант А.В. Пшенев
Сбит 1 июня 1942. Лётчик совешил посадку на озеро, но позже при бомбёжке госпиталя лишился ноги.
Найден в 1997 на дне Код Озера (у Пья Озера) к западу от Мурманска. Вывезен в Великобританию, выставлен на продажу (по состоянию на 2006)

История этих двух бортов по ссылке

26. Curtiss-Wright P-40

27. Останки экипажа бомбардировщика Handley Page HP.52 Hampden TB Mk I, serial AT138, бортовой «PL-C» из состава No. 144 Squadron RAF

Пилоты Sgt J C R Bray (1384708) OK/POW, Nav Sgt J D Smith (920973) KIA, WO/AG Sgt G D Kirkby (1181778) KIA, WO/AG Sgt R S Otter (950301) KIA, G/C AC2 L Mallinson (1476073) KIA

Сбит в сентябре 1942 года при перелёте из Великобритании в Россию

Найдены в 1990-ых годах в 15 км от Алаккуртти. История экипажа по ссылке

28. Handley Page HP.52 Hampden TB Mk I, serial P1273 из состава No. 144 Squadron RAF

Сбит по ошибке 4-5 сентября 1945 года при перелёте из Великобритании в Россию
В 2002 у Печенги найдены задняя часть фюзеляжа и хвост
Выезен в Великобританию в музей Wings Aviation Museum, графство Суррей.

29. Handley Page HP.52 Hampden TB Mk I, serial P1344, бортовой «PL-K» из состава No. 144 Squadron RAF

Pilot P/O Esmond H E Perry (110845) OK/POW, Nav Flight Sgt Gordon E Miller (R.88850) KIA, WO/AG Sergeant James Morton Robertson (1021461) KIA, WO/AG Sergeant Daniel C Garrity (1061251) KIA, G/C (Engine fitter) Corporal George Shepherd (1009075) OK/POW.

Сбит 5 сентября 1942 при перелёте из Великобритании в Россию двумя истребителями Messerschmitt Bf.109 Трое членов экипажа погибли, один лётчик и техник попали в плен.

Найден в 1989 году в 20 км южнее Печенги. В 1991 вывезен в Великобритнаю в Косфордский музей королевских ВВС, Шропшир.

III. Самолёты Люфтваффе

33. Arado Ar 199 V-2 зав. 3673, бортовой «NH+AM»

Редкий самолёт, таких было построено всего три:

37. Messerschmitt Bf 109

38. Messerscmitt Bf 109E -7 W.Nr.3523

Пилот Вульф-Дитер Видовитц
Поднят в 2003 году

39. Messerschmitt Bf 109F

Найден в 2000-ых
Вывезен, судьба самолёта неизвестна

40. Messerschmitt Bf 109G-2

Постепенно растаскивается

41. Messerschmitt Bf 109G-6 , W.Nr. 15597, бортовой «жёлтая 2» из состава 6./JG5

Пилот Fw.Christian Stolz
Сбит 18 августа 1943 в районе горы Матерт под Печенгой. Судьба лётчика неизвестна.
Самолёт найден в 1980-ых. В 2000-ых сдан на металл.

42. Messerschmitt Bf 109G -6, W.Nr. 411768, бортовой «чёрная 1» из состава 11./JG5

Сбит 23 августа 1944.
Найден в 1999 на дне озера Тульявр. Поднят в 2000 году. Отреставрирован. Экспонируется в музее Вадима Задорожного.