Сражение у атолла мидуэй июнь 1942 г. Мидуэйское сражение

4 июня 1942 года произошло сражение у атолла Мидуэй. Оно стало поворотной точкой в войне на Тихом океане. Япония потеряла 4 тяжелых авианосца («Акаги», «Хирю», «Кага» и «Сорю»), а японская морская авиация понесла потери, от которых не смогла оправиться до конца войны. Самой невосполнимой потерей оказалась гибель сотен квалифицированных пилотов. Японский флот, до конца лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Атолл Мидуэй расположен в центральной части Тихого океана, в 1 136 милях к северо-западу от Гавайских островов, и занимает очень выгодное стратегическое положение, находясь примерно в центре треугольника, образованного японской базой на Уэйке и американскими — в Датч-Харборе и Перл-Харборе. Захват его открывал большие возможности для планирования и осуществления дальнейших операций японского флота.

Идея захвата Мидуэя родилась еще в феврале 1942 года, однако вплоть до середины апреля не были разработаны детали плана и сам он в целом утвержден не был.

Рейд 16 сухопутных бомбардировщиков В-25В Mitchell подполковника Джеймса Дулиттла на Токио с борта USS Hornet , состоявшийся 18 апреля 1942 года, поставил точку во всех спорах вокруг дальнейших военных действий Японии на Тихом океане. Штаб Объединенного флота Японии уже не сомневался, что задуманную операцию следует провести как можно быстрее.

The extent of Japanese military expansion in the Pacific, April 1942. Createaccount

Японцы намеревались занять Мидуэй с целью расширения «защитного периметра» своих островов. Операция служила подготовкой к дальнейшему наступлению на острова Фиджи и Самоа, а также к возможному вторжению на Гавайи.

Не рискуя совершать повторное нападение на основную базу американского флота в Пёрл-Харборе , японское командование решило атаковать базу на атолле Мидуэй. Как и в случае с атакой на Пёрл-Харбор, была сделана ставка на внезапность нападения.

Сначала предстояло осуществить высадки на Алеутских островах, вынуждая американские войска на севере к переходу в контратаку. По достижении этого предполагалось захватить непосредственно, остров Мидуэй. Угроза потери находящегося всего менее чем в 2000 км от Гавайев опорного пункта создаст проблему, которую американцы не смогут игнорировать. Их ослабленные авианосные ударные группы будут вынуждены повернуть для прикрытия острова, где на них и обрушится японский флот во всей своей красе.

Силы японского флота были разделены на две части:

  • ударная группа авианосцев (командующий - адмирал Нагумо)
  • группа линкоров с сопровождением (командующий - адмирал Ямамото)

Недостаток плана крылся в сложности и в неспособности его составителей учесть тот факт, что американцы смогут предугадать их намерения.

Однако расчёт японцев на внезапность не оправдался. В мае 1942 группа криптографов Тихоокеанского флота (HYPO) сумела взломать японский военно-морской код JN-25 и получить сведения, что следующей атакой японской армии будет некая цель «AF» в Тихом океане. Проблема была в том, что американское командование не могло идентифицировать цель «АF». Возможно это был остров Мидуэй или база Пёрл-Харбор на Гавайях. Для проверки было отправлено сообщение о нехватке воды на о. Мидуэй. Вскоре была перехвачена японская шифровка: «Неполадки с водоснабжением на „АF“».

Мидуэй незадолго до битвы. Official U.S. Navy photo

На основе этой информации командующий американским тихоокеанским флотом адмирал Честер Нимиц спланировал ответные действия.

Соединения американских авианосцев переживали тогда не самый лучший момент. Из четырех «плавучих аэродромов» на Тихом океане в Перл-Харборе находились только «Энтерпрайз» и «Хорнет» 16-го оперативно-тактического соединения вице-адмирала Уильяма Хэлси. 27 мая прибыл поврежденный бомбами в Коралловом море «Йорктаун», который удалось принести в порядок и подготовить к ведению действий в удивительно короткий срок. Вновь отремонтированный «Саратога» по-прежнему находился на западном побережье и не мог прийти вовремя.

Эти авианосцы были скрытно выдвинуты к северо-западу от атолла Мидуэй и полностью подготовлены к бою. «Энтерпрайз» и «Хорнет» (под командованием контр-адмирала Реймонда Спрюэнса) действовали совместно с «Йорктауном» контр-адмирала Фрэнка Флетчера и, не замеченные противником, ожидали на позиции в около 550 км на северо-восток от острова. Таким образом, хотя японские силы имели значительное численное превосходство, внезапность оказалась на стороне США.

Японцы задействовали в операции 162 корабля, разделенные на 13 отдельных групп. Самолеты с авианосцев «Дзуне» и «Рюдзе» 3 июня развернули атаку на один из Алеутских островов, Атту, но спровоцировать данным шагом американцев на ответные действия и втянуть их в поединок не удалось.

3 июня пилот взлетевшего с Мидуэя американского разведывательного гидросамолёта «Каталина» младший лейтенант Джек Ред, обнаружив японскую группировку, идущую к Мидуэю, передал сообщение из двух слов: «Главные силы».

В 04.30 4 июня вице-адмирал Нагумо отправил в первый налет на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей (36 пикирующих бомбардировщиков D3A Val , 36 горизонтальных бомбардировщиков B5N Kate , 36 истребителей A6M Zero ). Соединение Нагумо находилось приблизительно в 400 км от цели и продолжал приближаться к ней на высокой скорости. В 6:20 атакующая группа из 108 самолётов достигла атолла и нанесла удар по базе, нанеся значительный ущерб военным объектам.

Американские истребители (7 F4F-3 и 21 F2A-3), находившиеся на базе, вступили в бой и, несмотря на тяжёлые потери, сбили несколько бомбардировщиков и, по меньшей мере, три «Зеро». Но больших успехов добилась зенитная артиллерия: было повреждено около трети атаковавших бомбардировщиков. Руководивший атакой лейтенант Томонага доложил, что американские бомбардировщики успели покинуть базу до налёта, и наземная оборона не подавлена, поэтому перед высадкой десанта потребуется ещё один удар с воздух.

Американские бомбардировщики с Мидуэя действительно успели подняться до японского налёта и нанесли удар по японским авианосцам. Атакующая группа состояла из шести торпедоносцев Grumman TBF Avenger и четырёх бомбардировщиков Martin B-26 Marauder также вооружённых торпедами. Из-за отсутствия истребителей прикрытия с американской стороны, атака была отбита японскими истребителями без заметного ущерба для кораблей, при этом были сбиты все атакующие самолёты, кроме одного Avenger’а и двух B-26.

Однако Нагумо уже недосчитывался 54 самолетов (было уничтожено, остальные получили повреждения различной степени тяжести). Сведений о перемещениях американских авианосцев по-прежнему не поступало, и технический персонал получил приказ перевооружить оставшиеся на борту самолеты осколочными бомбами для работы по наземным целям.

Между тем в 08.00 с палуб американских авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет» в небо поднялся 151 самолет. Практически одновременно с ними с Мидуэя в воздух поднялись 16 пикирующих бомбардировщиков «Донтлес », 11 пикировщиков «Виндикейтор » и 17 Boeing B-17 Flying Fortress . В 9:06 с борта «Йорктауна» к ним присоединились еще 35 самолетов, в том числе, 12 торпедоносцев «Дуглас ».

Они еще находились в пути, когда японский разведывательный поплавковый гидросамолет, наконец, обнаружил американцев. Его рапорт вызвал нечто вроде паники у Нагумо, которому приходилось в спешном порядке опять перевооружать готовые к вылету самолеты. Несмотря ни на что, японское истребительное прикрытие действовало с высокой эффективностью. Многие самолеты «Хорнета» не смогли выйти на цель, а объединенная волна в 41 «Дуглас» TBD, вступившая вдело в 10.18, потеряла 35 самолетов. Между тем, поглощенные этой резней, истребители оказались почти над самой водой, а потому следующий строй из 49 пикирующих бомбардировщиков получил возможность отбомбиться. Находившиеся поблизости друг от друга «Акаги», «Кага» и «Сорю» получили первый - две, второй - четыре и третий - три тяжелые бомбы. На палубах стояли заправленные и вооруженные самолеты, тогда как боеприпасы, предназначенные для налета на остров, еще не убрали. Попадания вызвали сильные пожары, авианосцы сделались непригодными для боевых действий, а позже затонули.

Диорама сражения

Через два часа после атаки бомбардировщиков американская подводная лодка «Наутилус» выпустила 4 торпеды по японскому авианосцу. В боевом рапорте «Наутилуса» говорится, что лодка выпустила торпеды между 13:59 и 14:05 с дистанции 2500 метров при угле встречи 125 градусов, после чего погрузилась на 92 метра.

Командир «Наутилуса» капитан 3-го ранга Билл Брокман был уверен, что атаковал и потопил авианосец «Сорю». Однако, по японским данным, тремя торпедами был атакован авианосец «Кага», причём две торпеды прошли мимо, а третья не разорвалась.

«Хирю» действовал в отдалении от остальных и до времени избежал их печальной участи, отправив, в свою очередь, в бой пикирующие бомбардировщики. Для нанесения ответного удара по американскому флоту удалось собрать 18 пикирующих бомбардировщиков «Вэл» и всего шесть истребителей «Зеро» для сопровождения.

Те обнаружили «Йорктаун», который принимал свою победоносную авиагруппу, и, преодолев отчаянное истребительное противодействие, нанесли авианосцу три удара. Горящий, около 12.20 он потерял ход, но оправился и продолжал движение. Противников разделяли теперь лишь 200 км, и в ходе налета второй ударной волны с «Хирю» около 14.45 «раненый» получил две торпеды. Покинутый командой, он все еще удерживался на плаву и буксировался к Пёрл-Харбору. 7 июня 1942 года японская подводная лодка потопила авианосец и находившийся у его борта эсминец.

USS Yorktown (CV-5). U.S. National Archives.

Уже в момент японской атаки на «Йорктаун» пришло сообщение об обнаружении последнего японского авианосца («Хирю»). У американцев уже не осталось ни одного торпедоносца, поэтому на «Энтерпрайзе» была создана смешанная группа из пикировщиков, всего 25 самолётов. Сразу за ними с «Хорнета» поднялось ещё 16 пикировщиков.В 17.03 японский сигнальщик сообщил об атаке американских самолетов, но времени отреагировать на атаку у японцев уже не оказалось: пикировщики добились четырех попаданий 1000-фунтовыми бомбами, которые вызвали взрывы и многочисленные пожары в трюмах, справиться с которыми командам живучести не удалось. Несколько позже на японский флот сбросили бомбы несколько B-17, но цель поразить им не удалось. Однако это уже не играло никакой роли, изувеченный, он не представлял никакой опасности.

Американские пикировщики SBD Dauntless заходят в атаку на горящий крейсер «Микума». Official U.S. Navy photo .

Ночью японский отряд из 4 тяжёлых крейсеров, направленных для обстрела Мидуэя, сделал резкий поворот из-за обнаруженной американской подводной лодки. При этом замыкающий крейсер «Могами» врезался в идущий перед ним крейсер «Микума» . На «Могами» была разрушена носовая часть, на «Микуме» началась утечка топлива. Оба повреждённые крейсера в сопровождении двух эсминцев стали отходить к ближайшей базе - острову Трук .

Mikuma shortly before sinking. Official U.S. Navy Photograph

По приказу адмирала Ямагути безнадёжно повреждённые «Акаги» и «Хирю» были затоплены японцами утром 5 июня в 05.10. В этот день самолёты с Мидуэя атаковали японские повреждённые крейсера, но добиться серьезных попаданий им не удалось. 58 пикирующих бомбардировщиков с «Хорнета» и «Энтерпрайза» безуспешно искали главные силы японцев, уходивших на запад и находившихся в зоне плохой погоды. 6 июня американские самолёты с авианосцев вновь атаковали японские тяжёлые крейсера. «Микума» был потоплен, «Могами» получил новые повреждения, но добрался до порта.

В битве принимали участие 11 линкоров, но не они решили исход событий, первую скрипку в трагической симфонии сыграли исключительно авианосцы.

Потеряв 4 тяжёлых авианосца и тяжелый крейсер, а также более двухсот боевых самолетов палубной авиации, Главнокомандующий Объединённым Императорским флотом адмирал Ямамото в 23:55 4-го июня был вынужден отдать приказ о прекращении наступательных действий и возвращению остатков ударной группировки к берегам Японии. Кроме того, в бою погибло около 2 500 человек личного состава и было потеряно 248 самолетов морского базирования. Среди погибших в сражении - самые опытные пилоты японской палубной авиации.

После сражения у атолла Мидуэй Императорская Япония потеряла инициативу в войне и была вынуждена перейти к оборонительным действиям.

Чересчур самоуверенные японцы получили очень болезненный урок: спустя всего шесть месяцев после Перл-Харбора четыре из шести нанесших по нему удар авианосца лежали на дне Тихого океана, и о планах дальнейшей экспансии пришлось забыть.

Потери США:

  • 307 человек личного состава
  • 150 самолетов наземного и морского базирования
  • эсминец
  • тяжелый авианосец «Йорктаун»

Эта битва стала водоразделом, после которого в стратегии и тактике войны на море произошли необратимые изменения. Морское сражение, в котором корабли противника даже не сблизились для визуального контакта и артиллерийской дуэли, показала, что авианосец как тип нового боевого корабля стал главенствовать на Тихом океане, а затем и во всей акватории Мирового океана.

Силы сторон Потери Аудио, фото, видео на Викискладе

На основе этой информации командующий американским тихоокеанским флотом адмирал Честер Нимиц спланировал ответные действия. Американские авианосцы «Энтерпрайз », «Хорнет » и «Йорктаун » были скрытно выдвинуты к северо-западу от атолла Мидуэй и полностью подготовлены к бою. Контр-адмирал Рэймонд А. Спрюэнс возглавил 16-е оперативное авианосное соединение, ядро которого составляли авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз». Контр-адмирал Фрэнк Дж. Флетчер командовал 17-м оперативным авианосным соединением, главным кораблём которого был авианосец «Йорктаун». Таким образом, хотя японские силы имели значительное численное превосходство, внезапность оказалась на стороне США.

Ход сражения

Первые столкновения

Руководивший атакой лейтенант Томонага доложил, что американские бомбардировщики успели покинуть базу до налёта и наземная оборона не подавлена, поэтому перед высадкой десанта потребуется ещё один удар с воздуха .

В 5:34 пилот взлетевшей с Мидуэя «Каталины» Говард Эди сообщил об обнаружении японских авианосцев. Американские бомбардировщики с Мидуэя действительно успели подняться до японского налёта и нанесли удар по японским авианосцам. Атакующая группа состояла из шести торпедоносцев Grumman TBF Avenger (лейт. Файберлинг, они поднялись с Мидуэй в 6:10) и четырёх бомбардировщиков Martin B-26 Marauder (кап. Коллинз), также вооружённых торпедами. Из-за отсутствия истребителей прикрытия с американской стороны, атака была отбита японскими истребителями без заметного ущерба для кораблей, при этом были сбиты все атакующие самолёты, кроме одного Avenger’а и двух B-26 .

В соответствии с японской доктриной того времени, командующий авианосной группой адмирал Нагумо держал половину своих самолётов в резерве на случай отражения атаки авианосцев противника. Всего было 36 пикирующих бомбардировщиков с «Хирю» и «Сорю», 36 торпедоносцев с «Акаги» и «Кага» и 36 истребителей, снова по 9 с каждого авианосца. Соответственно цели, резервные самолёты были вооружены торпедами. После отражения первого налёта американцев Нагумо решил, что опасность атаки миновала и приказал перевооружить резерв бомбами для повторной атаки Мидуэя.

Приказ был отдан в 7:15, и работы по перевооружению были в разгаре, когда в 7:40 поступило сообщение от самолёта-разведчика об обнаружении значительных американских сил. Нагумо немедленно отменил предыдущий приказ, и на резервные самолёты вновь стали подвешивать торпеды. Ещё через полчаса от разведчика поступило сообщение, что обнаружен всего один авианосец противника (остальные не были обнаружены). При этом из-за нехватки персонала на палубах оставались и авиабомбы, и торпеды, которые не успевали спустить в надёжно защищённые погреба. Этот фактор создавал опасную ситуацию - авиабомбе было достаточно пробить верхнюю палубу, чтобы сдетонировали все находившиеся там боеприпасы (вдвое больше, чем при обычном положении).

Битва авианосцев

Проанализировав поступившие к 7:00 радиосообщения о ходе воздушной атаки на Мидуэй, американские моряки подсчитали, что японские самолёты вернутся на свои авианосцы около 9:00. Чтобы атаковать японские авианосцы, когда те будут принимать и заправлять самолёты, Спрюэнс отдал приказ о немедленном взлёте с авианосцев всех имеющихся самолётов. С «Хорнет» и «Энтерпрайз» взлетели 117 самолётов: 68 пикирующих бомбардировщиков, 29 торпедоносцев, 20 истребителей. Но, завершив приём самолётов первой волны, японский флот изменил курс и направился на северо-восток. В результате, когда 35 пикирующих бомбардировщиков и 10 истребителей с авианосца «Хорнет» прилетели в район, где, по расчётам американцев, должен был находиться японский флот, его там не оказалось, и эти самолёты легли на обратный курс.

В 7:50 к японскому флоту подошла эскадрилья из 16 пикирующих бомбардировщиков «Донтлес » под командованием майора Хендерсона . (Отдельно шла группа из 11 пикировщиков «Виндикейтор ».) Самолёт Хендерсона был сбит ещё на подходе, и командование принял капитан Эльмер Глайден. Часть пикировщиков атаковала авианосец «Хирю » с пологого пикирования. «В 8:08 авианосец увернулся от четырёх бомб. В 8:12 ещё две бомбы легли справа. Корабль тряхнуло и засыпало осколками. Четыре матроса были убиты, шесть ранено » . Три бомбардировщика атаковали авианосец «Кага », не добившись попаданий. Практически все американские пикировщики были сбиты.

В 8:14 тяжёлый крейсер «Тонэ» открыл огонь орудиями левого борта, сигнализируя о появлении тяжёлых бомбардировщиков Boeing B-17 Flying Fortress (под командованием полковника Суини) на высоте 6500 метров. Японские истребители прикрытия осторожно атаковали их в течение 10 минут, не нанеся существенных повреждений. «Летающие крепости» сбросили бомбы и в 8:20 ушли. «Сорю » и «Хирю » не получили никаких повреждений.

Именно в этот момент (8:20) пришло новое сообщение с японского гидросамолёта № 4, который следил за американскими кораблями: «Колонну противника замыкает корабль, похожий на авианосец».

В 8:55 японский флот получил предупреждение от разведывательного самолёта: «Десять торпедоносцев противника идут прямо на вас». Это была 8-я торпедоносная эскадрилья, ведомая капитаном 3-го ранга Джоном Уолдроном . Они поднялись примерно в 7:00 с авианосца «Хорнет ». В 9:18 15 торпедоносцев «Девастейтор » атаковали соединение Нагумо. Не считая Уолдрона, вся эскадрилья состояла из резервистов, призванных всего несколько месяцев назад. В приказе Уолдрона, написанном накануне сражения, говорилось: «Если останется лишь один самолёт для последнего захода, то я хочу, чтобы этот пилот прорвался и попал. Пусть Бог будет с нами. Удачи, счастливого приземления и покажите им » . Несмотря на то, что все пилоты 8-й эскадрильи были новичками, они, не колеблясь, шли на авианосец прямым курсом, хотя до цели было ещё целых 10 миль. Японские истребители прикрытия сбили все торпедоносцы, кроме самолёта Джорджа Гэя, который успел сбросить торпеду и несколько позже, повреждённый, посадил машину на воду. 8-я торпедоносная эскадрилья была полностью уничтожена. Это была шестая американская атака за утро.

Огонь по эскадрилье Уолдрона был прекращён в 9:36, а уже в 9:38 японцев атаковала 6-я эскадрилья торпедоносцев под командованием капитана 3-го ранга Линдси (14 самолётов «Девастейтор »). В 9:40 Линдси приказал эскадрилье разделиться на два отряда и атаковать японский авианосец («Кага ») с двух сторон. В 15 милях от авианосца их атаковали 25 истребителей «Зеро ». Только 4 торпедоносца вышли на линию атаки (9:58), сбросили торпеды и повернули обратно. Линдси погиб в этой атаке. Повредить авианосец не удалось.

В этот момент было завершено перевооружение японских бомбардировщиков, и 93 машины, ожидая сигнала, стояли на полётных палубах. Удар по американскому флоту было решено нанести в 10:30. В 10:20 Нагумо приказал поднять самолёты, и авианосцы начали разворот на ветер.

Примерно в 7:45 капитан 3-го ранга Кларенс Уэйд Маккласки (англ. Clarence Wade McClusky ) с авианосца «Энтерпрайз» повёл свои самолёты в сторону японского флота. С ним шла 6-я разведывательная эскадрилья лейтенанта Эрла Галлахера и 6-я бомбардировочная эскадрилья лейтенанта Ричарда Беста, всего 30 пикировщиков «Донтлес» .

В этот самый момент (10:25) Макс Лесли (он должен был атаковать вместе с эскадрильей Месси, но потерял её и искал около 15 минут) пошёл в атаку на другой авианосец. 14 самолётов атаковали авианосец, а последние 4 сбросили бомбы на эсминец и линкор.

Таким образом, две группы бомбардировщиков совершено независимо нанесли одновременный удар по трём различным авианосцам - «Акаги» , «Кага» и «Сорю» . До сих пор точно не установлено, кто какой авианосец атаковал, предположительно, первым был атакован «Кага» . Японские истребители были заняты уничтожением эскадрильи Месси, зенитного огня тоже не было.

Атака американской подводной лодки «Наутилус»

Через два часа после атаки бомбардировщиков американская подводная лодка «Наутилус» выпустила 3 торпеды по японскому авианосцу. В боевом рапорте «Наутилуса» говорится, что лодка выпустила торпеды между 13:59 и 14:05 с дистанции 2500 метров при угле встречи 125 градусов, после чего погрузилась на 92 метра.

Командир «Наутилуса» капитан 3-го ранга Билл Брокман был уверен, что атаковал и потопил авианосец «Сорю» . Однако, по японским данным, тремя торпедами был атакован авианосец «Кага», причём две торпеды прошли мимо, а третья не разорвалась.

Билл Брокман до самой смерти полагал, что потопил «Сорю» , подводная лодка «Наутилус» именно так и вошла в американскую историю .

Ответная атака японцев

Для нанесения ответного удара по американскому флоту на «Хирю » удалось собрать 18 пикирующих бомбардировщиков «Вэл » под командованием лейтенанта Митио Кобаяси и всего шесть истребителей «Зеро » для сопровождения (под командованием лейтенанта Сигемацу). Бомбардировщики несли 250-кг бомбы. В 10:54 первые «Зеро» поднялись с полётной палубы, а в 10:58 поднялись пикировщики. В 11:45 раздался сигнал воздушной тревоги на «Йорктауне» , авианосец увеличил скорость, его прикрывали крейсеры «Астория» и «Портленд». На перехват было поднято 12 истребителей под командованием капитана 3-го ранга Педерсона. Во время атаки были сбиты 5 японских пикировщиков, но 7 прорвались к авианосцу и добились трёх попаданий. Обратно на «Хирю» вернулись 5 пикировщиков и 1 истребитель.

Сразу же было принято решение о второй атаке. Было поднято в воздух 10 торпедоносцев Nakajima B5N («Кейт») под командованием лейтенанта Томонага и 6 истребителей лейтенанта Мори. Об их приближении на «Йорктауне» узнали в 14:20. Торпедоносцы атаковали двумя группами по 5 самолётов, живыми из боя вышла только одна группа (лейтенанта Хасимото) и три истребителя. Бой окончился в 14:52. Торпедоносцы добились двух точных попаданий.

По приказу адмирала Ямагути безнадёжно повреждённые «Акаги» и «Хирю» были затоплены японцами утром 5 июня в 05.10. В этот день самолёты с Мидуэя атаковали японские повреждённые крейсеры. Добиться попаданий им не удалось. В исторической литературе встречается информация, что один загоревшийся пикировщик врезался в «Микуму» и нанёс ему тяжёлые повреждения, однако документально этот факт не подтверждён и раненый Кусака пытались покончить самоубийством, но офицерам удалось уговорить их не делать этого.

Потери Тихоокеанского военно-морского флота США

  • 307 человек личного состава
  • 150 самолётов наземного и морского базирования
  • эсминец
  • тяжёлый авианосец «Йорктаун»

Прекращение операции и приказ об отходе

Потеряв 4 тяжёлых авианосца и тяжёлый крейсер, а также более двухсот боевых самолётов палубной авиации, Главнокомандующий Объединённым Императорским флотом адмирал Ямамото в 23:55 4-го июня был вынужден отдать приказ о прекращении наступательных действий и возвращению остатков ударной группировки к берегам Японии. К этому времени в распоряжении Ямамото всё ещё оставалось около 100 кораблей, в том числе 11 линкоров.

Стратегические последствия

После сражения у атолла Мидуэй Императорская Япония потеряла инициативу в войне и была вынуждена перейти к оборонительным действиям.

В стратегии и тактике войны на море произошли необратимые изменения.

«Битва авианосцев» - морское сражение, в котором корабли противника даже не сблизились для визуального контакта и артиллерийской дуэли, показала, что авианосец как тип нового боевого корабля стал главенствовать на Тихом океане , а затем и во всей акватории Мирового океана.

Соединённые Штаты Америки сделали далеко идущие выводы из результатов сражения 1942 года у атолла Мидуэй. Наряду со строительством тяжёлых атомных подводных лодок, на вооружении ВМС США всегда находятся боеготовые авианосные соединения, способные выполнять как оборонительные, так и наступательные задачи.

Память

Императорская Япония

Командиру 2-й дивизии авианосцев контр-адмиралу Тамону Ямагути, который отказался покинуть борт авианосца «Хирю» и погиб вместе с флагманом, согласно традициям японского Императорского флота присвоено звание вице-адмирала посмертно.

Соединённые Штаты Америки

В память о победе название «Мидуэй» носили несколько кораблей ВМС США. В американской традиции все они имеют стандартное название USS Midway.

  • USS Midway (AG-41) - транспорт. На службе с 1942 по 1946 год. 3 апреля 1943 года переименован в USS Panay (AG-41).
  • USS Midway (CVE-63) - эскортный авианосец, тип «Касабланка». Спущен на воду в 1943 года. Год спустя переименован в USS St. Lo. Потоплен самолётом камикадзе 25 октября 1944 года.

В американской кораблестроительной промышленности согласно традиции вся серия однотипных тяжёлых авианосцев ВМС США носит кодовое название по имени первого спущенного на воду боевого корабля. Отсюда: "серия: тяжёлые эскортные авианосцы тип «Мидуэй». Начало строительства кораблей серии - 1943 год.

  • USS Midway (CV-41) - первый тяжёлый американский авианосец, головной корабль серии, тип «Мидуэй». Принимал участие в бомбардировках Северного Вьетнама, а также принимал участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Находился в составе американских ВМС 47 лет. Выведен из состава флота 11 апреля 1992 года. С 1998 года - корабль-музей в городе
Командующие Фрэнк Флетчер
Реймонд Спрюэнс Исороку Ямамото
Тюити Нагумо Силы сторон 3 авианосца,
около 50 кораблей поддержки 4 авианосца,
около 150 кораблей поддержки Потери 1 авианосец,
1 эсминец,
307 человек 4 авианосца,
1 крейсер,
2,500 человек
Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны
Китай Пёрл-Харбор Таиланд Малайя Гонконг Филиппины (1941–1942) Гуам Уэйк Голландская Ост-Индия Португальский Тимор Австралия Новая Гвинея Сингапур Индийский океан Рейд на Токио Соломоновы острова Коралловое море Мидуэй Алеутские острова Андаманские острова Гилберта и Маршалловы острова Бирма Филиппины (1944–1945) Марианские острова Борнео Рюкю Манчжурия

Сражение у атолла Мидуэй (англ. Battle of Midway , яп. ミッドウェー海戦 ) - 4 июня - крупное морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане . Решительная победа флота США над объединённым флотом Японии, стала поворотной точкой в войне на Тихом океане . Японский флот, потерявший 4 тяжёлых авианосца , 250 самолётов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Предшествующие события

Планы сторон

Япония

Не существует единого мнения о причинах, побудивших японцев атаковать атолл Мидуэй. Принято считать, что со стороны японского флота целью операции, включавшей отвлекающую атаку на Алеутские острова , являлось уничтожение американских авианосцев и окончательная нейтрализация тихоокеанского флота США. Японцы также намеревались занять Мидуэй, с целью расширения «защитного периметра» своих островов. Операция служила также подготовкой к дальнейшему наступлению на острова Фиджи и Самоа , а также к возможному вторжению на Гавайи.

Не рискуя совершать повторное нападение на основную базу американского флота в Перл-Харборе, японское командование решило атаковать базу на атолле Мидуэй, а затем уничтожить авианосцы противника, в случае, если последние придут на выручку гарнизону . Как и в случае с атакой на Перл-Харбор , была сделана ставка на внезапность нападения.

Силы японского флота были разделены на две части:

  • ударная группа авианосцев (командующий - адмирал Нагумо)
  • группа линкоров с сопровождением (командующий - адмирал Ямамото)

США

Расчет японцев на внезапность не оправдался. В мае группа дешифровщиков Тихоокеанского флота (HYPO) раскрыла японский военно-морской код JN-25. Пользуясь кодом, группа узнала точное место японского удара и состав атакующих сил. На основе этой информации командующий американским флотом адмирал Нимиц спланировал ответные действия. Американские авианосцы были скрытно выдвинуты к северо-западу от атолла Мидуэй и полностью подготовлены к бою. Таким образом, хотя японские силы имели значительное численное превосходство, внезапность оказалась на стороне США.

Ход сражения

Первые столкновения

Первый удар нанесли американцы: 4 июня девять B-17 поднявшись с базы Мидуэй нанесли удар по транспортным судам японской группировки. Как выяснилось позднее, ни одна бомба не попала в цель.

Руководивший атакой лейтенант Томонага доложил, что американские бомбардировщики успели покинуть базу до налета и наземная оборона не подавлена, поэтому перед высадкой десанта потребуется ещё один удар с воздуха

Атака Файберлинга и Коллинза

Бомбардировщики с Мидуэя действительно успели подняться и нанесли удар по японским авианосцам. Атакующая группа состояла из шести торпедоносцев Grumman TBF Avenger (лейт. Файберлинг, они поднялись с Мидуэй в 6.10) и четырёх бомбардировщиков Martin B-26 Marauder (кап. Коллинз), также вооруженных торпедами. Из-за отсутствия истребителей прикрытия с американской стороны, атака была отбита японскими истребителями без заметного ущерба для кораблей, при этом были сбиты все атакующие самолеты, кроме одного Avenger’а и двух B-26 .

В соответствии с японской доктриной того времени, командующий авианосной группой адмирал Нагумо держал половину своих самолетов в резерве на случай отражения атаки авианосцев противника. Всего было 36 пикирующих бомбардировщиков с «Хирю» и «Сорю», 36 торпедоносцев с «Акаги» и «Кага» и 36 истребителей, снова по 9 с каждого авианосца. Соответственно цели, резервные самолеты были вооружены торпедами. После отражения первого налета американцев Нагумо решил, что опасность атаки миновала и приказал перевооружить резерв бомбами для повторной атаки Мидуэя. Приказ был отдан в 7:15 и работы были в разгаре, когда в 7:40 поступило сообщение от самолета-разведчика об обнаружении значительных американских сил. Нагумо немедленно отменил предыдущий приказ и на резервные самолеты вновь стали подвешивать торпеды. Ещё через полчаса от разведчика поступило сообщение, что обнаружен всего один авианосец противника (остальные не были обнаружены).

Атака Гендерсона

В 7:50 к японскому флоту подошла эскадрилья из 16 пикирующих бомбардировщиков «Донтлес » под командованием майора Гендерсона. Отдельно шла группа из 11-ти пикировщиков «Виндикейтор». Самолет Гендерсона был сбит ещё на подходе и командование принял капитан Эльмер Глайден. Часть пикировщиков атаковала авианосец «Хирю » с пологого пикирования. «В 8.08 авианосец увернулся от четырех бомб. В 8.12 еще две бомбы легли справа. Корабль тряхнуло и засыпало осколками. Четыре матроса были убиты, шесть ранено. » Три бомбардировщика атаковали авианосец «Кага », не добившись попаданий. Практически все американские пикировщики были сбиты.

Атака Суини

B-17 атакуют «Хирю».

В 8:14 тяжелый крейсер «Тонэ» открыл огонь орудиями левого борта, сигнализируя о появлении тяжелых бомбардировщиков Boeing B-17 Flying Fortress (Под ком. полковника Суини) на высоте 20 000 футов. Японские истребители прикрытия осторожно атаковали их в течение 10 минут, не нанеся существенных повреждений. «Летающие крепости» сбросили бомбы и в 8.20 ушли. «Сорю» и «Хирю » не получили никаких повреждений.

Именно в этот момент (8.20) пришло новое сообщение с гидросамолета № 4, который следил за американскими кораблями: «Колонну противника замыкает корабль, похожий на авианосец».

Атака Норриса

В 8:17 появилась группа «Виндикейторов» (под командованием майора Бенджамина Норриса), которая взлетела с аэродрома на Мидуэе вместе с эскадрильей Гендерсона, но отстала от неё. С высоты 500 футов они атаковали линкор «Харуна». «Капитан 1-го ранга Такама блестяще управлял линейным кораблем „Харуна“. Американцы сбрасывали одну бомбу за другой, но старый линкор ухитрился увернуться от всех. Два близких разрыва были отмечены в 8.29, но командир дивизиона живучести капитан 3-го ранга Иосино доложил, что они не причинили никаких повреждений. » Эта эскадрилья тоже не смогла повредить японский флот.

Атака Вальдрона

В 8:55 японский флот получил предупреждение от разведывательного самолета: «Десять торпедоносцев противника идет прямо на вас». Это была 8-я торпедоносная эскадрилья, ведомая капитаном 3-го ранга Джоном Вальдроном. Они поднялись примерно в 7:00 с авианосца «Хорнет ». В 9:18 15 торпедоносцев «Девастейтор» атаковали соединение Нагумо. «Не считая Вальдрона, вся эскадрилья состояла из резервистов, призванных всего несколько месяцев назад. И именно потому, что все пилоты 8-й эскадрильи были дилетантами, они, не колеблясь, шли на авианосец прямым курсом, несмотря на то, что до цели было еще целых 10 миль.» Японские истребители прикрытия сбили все торпедоносцы, кроме самолета Джорджа Гея, который успел сбросить торпеду и несколько позже, поврежденный, посадил машину на воду. 8-я торпедоносная эскадрилья была полностью уничтожена. Это была шестая американская атака за утро.

Атака Линдси

Огонь по эскадрилье Вальдрона был прекращен в 9:36, а уже в 9:38 японцев атаковала 6-я эскадрилья торпедоносцев под ком. капитана 3-го ранга Линдси (14 самолетов «Девастейтор»). В 9:40 Линдси приказал эскадрилье разделиться на два отряда и атаковать японский авианосец («Кага ») с двух сторон. В 15 милях от авианосца их атаковали 25 истребителей «Зеро ». Только 4 торпедоносца вышли на линию атаки (9:58), сбросили торпеды и повернули обратно. Линдси погиб в этой атаке. Повредить авианосец не удалось.

Атака Месси

В этот момент было завершено перевооружение японских бомбардировщиков и 93 машины, ожидая сигнала, стояли на полетных палубах. Удар по американскому флоту было решено нанести в 10.30. В 10:20 Нагумо приказал поднять самолеты и авианосцы начали разворот под ветер.

Атака МакКласки

МакКласки (1943-1944)

Примерно в 7:45 капитан 3-го ранга Кларенс Уэйд МакКласки (Clarence Wade McClusky) с авианосца «Энтерпрайз» повел свои самолеты в сторону японского флота. С ним шла 6-я разведывательная эскадрилья лейтенанта Эрла Галлахера и 6-я бомбардировочная эскадрилья лейтенанта Ричарда Беста, всего 30 пикировщиков «Донтлис» .

В этот самый момент (10:25) Макс Лесли (он должен был атаковать вместе с эскадрильей Месси, но потерял её и искал минут 15) пошёл в атаку на другой авианосец. 14 самолетов атаковали авианосец, а последние 4 сбросили бомбы на эсминец и линкор.

Таким образом, две группы бомбардировщиков совершено независимо нанесли одновременный удар по трем различным авианосцам - «Акаги» , «Кага» и «Сорю» . До сих пор точно не установлено, кто какой авианосец атаковал, предположительно первым был атакован «Кага» . Японские истребители были заняты уничтожением эскадрильи Месси, зенитного огня тоже не было.

Атака «Наутилуса»

Через два часа после атаки бомбардировщиков американская подводная лодка «Наутилус» выпустила 3 торпеды по японскому авианосцу. В боевом рапорте «Наутилуса» говорится, что лодка выпустила торпеды между 13.59 и 14.05 с дистанции 2500 метров при угле встречи 125 градусов, после чего погрузилась на 92 метра.

Командир «Наутилуса» капитан 3-го ранга Билл Брокман был уверен, что атаковал и потопил авианосец «Сорю» . Однако, по японским данным, тремя торпедами был атакован авианосец «Кага», причем две торпеды прошли мимо, а третья не разорвалась.

Билл Брокман до самой смерти полагал, что потопил «Сорю» , подводная лодка «Наутилус» именно так и вошла в американскую историю.

Завершение боя

Для нанесения ответного удара по американскому флоту удалось собрать 18 пикирующих бомбардировщиков «Вэл » под командованием лейтенанта Мичио Кабаяси, и всего шесть истребителей «Зеро » для сопровождения(ком. лейтенант Сигемацу). Бомбардировщики несли 250-кг бомбы. В 10.54 первые «Зеро» поднялись с полетной палубы, а в 10.58 поднялись пикировщики. В 11:45 раздался сигнал воздушной тревоги на «Йорктауне» , авианосец увеличил скорость, его прикрывали крейсеры «Астория» и «Портленд». На перехват было поднято 12 истребителей под ком. капитана 3-го ранга Педерсона. Во время атаки были сбиты 5 японских пикировщика, но 7 прорвались к авианосцу и добились 3-х попаданий. Обратно на «Хирю » вернулись 5 пикировщиков и 1 истребитель.

Сразу же было принято решение о второй атаке. Было поднято в воздух 10 торпедоносцев Nakajima B5N («Кейт») под командованием лейтенанта Томонага и 6 истребителей лейтенанта Мори. Об их приближении на «Йорктауне» узнали в 14:20. Торпедоносцы атаковали двумя группами по 5 самолетов, живыми из боя вышла только одна группа (лейт-та Хасимото) и три истребителя. Бой окончился в 14.52. Торпедоносцы добились 2-х точных попаданий.

Сражение у атолла Мидуэй (англ. Battle of Midway, яп. ミッドウェー海戦) - крупное морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане, произошедшее в июне 1942 года. Решительная победа флота США над Объединённым флотом Японии стала поворотной точкой в войне на Тихом океане. Японский флот, потерявший 4 тяжёлых авианосца, 250 самолётов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Сражение у атолла Мидуэй. Диорама сражения

Планы сторон

Япония

Не существует единого мнения о причинах, побудивших японцев атаковать атолл Мидуэй. Принято считать, что со стороны японского флота целью операции, включавшей отвлекающую атаку на Алеутские острова, являлось уничтожение американских авианосцев и окончательная нейтрализация Тихоокеанского флота США. Японцы также намеревались занять Мидуэй с целью расширения «защитного периметра» своих островов. Операция служила также подготовкой к дальнейшему наступлению на острова Фиджи и Самоа, а также к возможному вторжению на Гавайи.

Не рискуя совершать повторное нападение на основную базу американского флота в Пёрл-Харборе, японское командование решило атаковать базу на атолле Мидуэй, а затем уничтожить авианосцы противника в случае, если последние придут на выручку гарнизону. Как и в случае с атакой на Пёрл-Харбор, была сделана ставка на внезапность нападения.

Силы японского флота были разделены на две части:

ударная группа авианосцев (командующий - адмирал Нагумо).

Расчёт японцев на внезапность не оправдался. В мае 1942 группа дешифровщиков Тихоокеанского флота (HYPO) раскрыла японский военно-морской код JN-25. Пользуясь кодом, группа узнала точное место японского удара и состав атакующих сил. На основе этой информации командующий американским флотом адмирал Нимиц спланировал ответные действия. Американские авианосцы были скрытно выдвинуты к северо-западу от атолла Мидуэй и полностью подготовлены к бою. Таким образом, хотя японские силы имели значительное численное превосходство, внезапность оказалась на стороне США.

Ход сражения

Первые столкновения

Первый удар нанесли американцы: 3 июня девять тяжёлых бомбардировщиков B-17, поднявшись с базы Мидуэй, нанесли удар по транспортным судам японской группировки. Как выяснилось позднее, ни одна бомба в цель не попала.

В 04:30 утра 4 июня стартовала первая волна японских бомбардировщиков и истребителей прикрытия. В 04:45 самолёты построились и легли на заданный курс - 36 торпедоносцев Nakajima B5N «Кейт» с авианосцев «Хирю» и «Сорю», 36 пикирующих бомбардировщиков «Вэл» с авианосцев «Акаги» и «Кага» и 36 истребителей «Зеро», по 9 с каждого авианосца. Истребителями прикрытия командовал лейтенант Суганами Минору. В 06:20 атакующая группа из 108 самолётов достигла атолла и нанесла удар по базе, причинив ей значительные разрушения.

Американские истребители F4F-3 и F2A-3 (под командованием майора Паркса и капитана Армстейда), находившиеся на базе, вступили в бой и, несмотря на тяжёлые потери, сбили несколько бомбардировщиков и, по меньшей мере, три Zero. Большинство американских машин было сбито истребителями лейтенанта Суганами. Вернулись 10 самолётов из 25, причем 4 разбились при посадке. 221-я авиагруппа была уничтожена.

Бо́льших успехов добилась зенитная артиллерия: было сбито около трети атаковавших бомбардировщиков.

Руководивший атакой лейтенант Томонага доложил, что американские бомбардировщики успели покинуть базу до налёта и наземная оборона не подавлена, поэтому перед высадкой десанта потребуется ещё один удар с воздуха.

группа линкоров с сопровождением (командующий - адмирал Ямамото).

Атака Файберлинга и Коллинза

Бомбардировщики с Мидуэя действительно успели подняться и нанесли удар по японским авианосцам. Атакующая группа состояла из шести торпедоносцев Grumman TBF Avenger (лейт. Файберлинг, они поднялись с Мидуэй в 6.10) и четырёх бомбардировщиков Martin B-26 Marauder (кап. Коллинз), также вооружённых торпедами. Из-за отсутствия истребителей прикрытия с американской стороны, атака была отбита японскими истребителями без заметного ущерба для кораблей, при этом были сбиты все атакующие самолёты, кроме одного Avenger’а и двух B-26.

В соответствии с японской доктриной того времени, командующий авианосной группой адмирал Нагумо держал половину своих самолётов в резерве на случай отражения атаки авианосцев противника. Всего было 36 пикирующих бомбардировщиков с «Хирю» и «Сорю», 36 торпедоносцев с «Акаги» и «Кага» и 36 истребителей, снова по 9 с каждого авианосца. Соответственно цели, резервные самолёты были вооружены торпедами. После отражения первого налёта американцев Нагумо решил, что опасность атаки миновала и приказал перевооружить резерв бомбами для повторной атаки Мидуэя. Приказ был отдан в 7:15 и работы были в разгаре, когда в 7:40 поступило сообщение от самолёта-разведчика об обнаружении значительных американских сил. Нагумо немедленно отменил предыдущий приказ и на резервные самолёты вновь стали подвешивать торпеды. Ещё через полчаса от разведчика поступило сообщение, что обнаружен всего один авианосец противника (остальные не были обнаружены).

Атака Хендерсона

В 7:50 к японскому флоту подошла эскадрилья из 16 пикирующих бомбардировщиков «Донтлес» под командованием майора Хендерсона. (Отдельно шла группа из 11-ти пикировщиков «Виндикейтор»). Самолёт Хендерсона был сбит ещё на подходе, и командование принял капитан Эльмер Глайден. Часть пикировщиков атаковала авианосец «Хирю» с пологого пикирования. «В 8.08 авианосец увернулся от четырёх бомб. В 8.12 ещё две бомбы легли справа. Корабль тряхнуло и засыпало осколками. Четыре матроса были убиты, шесть ранено». Три бомбардировщика атаковали авианосец «Кага», не добившись попаданий. Практически все американские пикировщики были сбиты.

Атака Суини

Через полгода после атаки на Перл-Харбор Япония начала подготовку к следующей масштабной операции против ВМС США в Тихом океане. Целью японцев было уничтожение авианосцев США и захват стратегически важного атолла Мидуэй, находящегося в равном удалении от Азии и Северной Америки. Но американской разведке удалось расшифровать коды японских шифрограмм, и, в отличии от нападения на Перл-Харбор, этот удар не стал «сюрпризом» для ВМС США, которые получили возможность подготовиться к нападению. 3 июня 1942 года началась битва за Мидуэй. С авианосцев обеих армий, а также и с атолла Мидуэй взлетели боевые самолеты, и преодолев сотни километров, начали бомбардировку и торпедирование во время ожесточенных воздушных сражений. Битва завершилась решительной победой Штатов и позднее стала считаться переломным моментом войны на Тихом океане. За несколько дней военных действий Императорский флот Японии потерял четыре авианосца, 250 самолетов и более 3 тысяч солдат. Потери США составили 307 солдат и 1 авианосец.

В это же время в нескольких тысячах километрах к северу от Мидуэя ударный отряд японского авианосца атаковал Алеутские острова в штате Аляска, провел бомбардировку гавани Датч-Харбор и оккупировал небольшие острова Атту и Киска. Впервые со времен Англо-американской войны 1812-1815 годов территория США была оккупирована. В середине 1943 года американские и канадские войска освободили острова от вражеских войск.

Другие части выпусков про Вторую мировую войну можно увидеть .

(Всего 45 фото)

1. Пикирующий бомбардировщик SBD-3 из 6-й бомбардировочной эскадрильи на взлетной палубе авианосца «Йорктаун». Во время налета на японский авианосец «Акаги» 4 июня 1942 года на борту бомбардировщика находились младший лейтенант Г.Х. Голдсмит и Дж. У. Паттерсон младший. Обратите внимание на поврежденную хвостовую часть бомбардировщика. (U.S. Navy)

2. Авианосец ВМС США "Энтерпрайз" в акватории острова Форд в Перл-Харборе, Гавайи, в конце мая 1942 года. Боевой корабль готовят к битве у атолла Мидуэй. (U.S. Navy)

3. Торпедоносцы TBD-1 стоят на взлетной палубе авианосца «Энтерпрайз» перед вылетом на бомбардировку четырех японских авианосцев в первый день битвы за Мидуэй. Во время атаки на японский флот, которая началась утром 4 июня 1942 года, эскадрилья потеряла 10 из 14-ти самолетов. (U.S. Navy)

5. Истребитель-бомбардировщик Грумман F4F «Уайлдкэт» взлетает с палубы авианосца «Йорктаун», отправляясь на воздушное патрулирование, 4 июня 1942 года. Обратите внимание на зенитный пулемет 50-го калибра (справа) и специальные маты на спасательных тросах, которые предназначены для защиты расчета от осколков. (Photographer Second Class William G. Roy/U.S. Navy)

6. Японский авианосец «Хирю» маневрирует во время бомбардировки, осуществляемой военным самолетом B-17 «Летающая крепость». Сражение у атолла Мидуэй, 4 июня 1942 года. (NARA)

7. Командующий бомбардировочной эскадрильей VB-3 Максвелл Ф. Лесли совершает вынужденную посадку на воду у борта тяжелого крейсера «Астория» после успешной атаки на японский авианосец «Сорю» во время сражения у атолла Мидуэй, 4 июня 1942 года. Лесли и его ведомый П. А. Холмберг были вынуждены приводниться, когда у них закончилось топливо. В это время японские самолеты атаковали авианосец «Йорктаун». Один из вельботов крейсера доставил Лесли и Холмберга на борт. (U.S. Navy)

8. 4 июня 1942 года: шлейф дыма от горящего масляного бака после налета японской авиации на базу «Мидуэй», расположенную на одноименном атолле. Армия США оборудовала на крошечном острове взлетно-посадочную площадку, которая получила значительные повреждения во время бомбардировки, но осталась пригодна для использования. (AP Photo)

9. Самолет VB-8 SBD приземляется на взлетной палубе авианосца «Хорнет», пролетая над головой сигнальщика. Снимок сделан во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

10. Японский штурмовик среди разрывов зенитных снарядов. Снимок сделан во время торпедной атаки на авианосец «Йорктаун», 4 июня 1942 года. В кадр попали не менее трех самолетов. Один из них только что сбросил торпеду, а два других (на заднем плане ближе к центру изображения), очевидно, совершают разворот. На горизонте (справа от центра) дымится упавший самолет. (U.S. Navy)

11. Дымящийся авианосец «Йорктаун», атакованный японским бомбардировщиком во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. (AP Photo/U.S. Navy)

12. 4 июня 1942 года: Сцена на борту авианосца «Йорктаун» вскоре после попадания трех японских бомб. Панорама составлена из двух снимков, сделанных фотографом Уильямом Дж. Роем на взлетной палубе со стороны правого борта. Мужчина с молотком (справа), вероятно, ремонтирует палубу после попадания бомбы. (U.S. Navy)

13. Клубы дыма поднимаются от горящего авианосца «Йорктаун», который был атакован японским бомбардировщиком во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

14. Японский штурмовик, который был сбит при попытке осуществить торпедную атаку авианосца «Йорктаун», 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

15. Истребители ВМС США атакуют японский флот у островов Мидуэй, июнь 1942 года. В центре изображения находится горящий японский корабль. (NARA)

16. Японский авианосец «Сорю» маневрирует во время бомбардировки, осуществляемой военным самолетом B-17 «Летающая крепость». (U.S. Navy)

17. Горящий японский авианосец «Хирю» был сфотографирован с борта самолета вскоре после рассвета, 5 июня 1942 года. «Хирю» затонул несколькими часами позже. Обратите внимание на поврежденную полетную палубу судна. (U.S. Navy)

18. Фотограф ВМС США сделал этот кадр, пролетая в опасной близости от японского тяжёлого крейсера типа «Могами», уничтоженного бомбардировкой в битве за Мидуэй. (AP Photo)

19. Авианосец «Йорктаун» сильно накренился после атаки японских бомбардировщиков и штурмовиков во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. Справа стоит эсминец, который помогает экипажу «Йорктауна» ремонтировать поврежденный авианосец. (AP Photo/U.S. Navy)

20. Члены экипажа идут к поврежденным секциям по полетной палубе накренившегося авианосца «Йорктаун», чтобы оценить степень повреждения судна. (AP Photo/U.S. Navy)

21. 4 июня 1942 года: члены экипажа авианосца «Йорктаун», поврежденного во время японской торпедной атаки, спускаются в шлюпки, которые доставят их на спасательные корабли, в том числе на эсминец (справа). Впоследствии команда вернется на покинутый корабль, который направится в порт и по дороге будет затоплен в результате атаки японской подводной лодки. (AP Photo/US Navy)

22. Американский эсминец «Хэмманн» (на заднем плане), после успешного торпедирования японцами, погружается на дно Тихого океана во время битвы за Мидуэй. «Хэмманн» участвовал в эвакуации экипажа поврежденного авианосца «Йорктаун», который также пострадал во время торпедной атаки и затонул на следующее утро. Экипаж еще одного корабля ВМС США (на переднем плане) готовится спасать выживших. (AP Photo)

23. Американского моряка, раненного во время сражения за Мидуэй, перемещают с одного военного корабля на другой. (LOC)

24. Конвоиры охраняют японских моряков, которые были захвачены в плен эсминцем «Ballard», когда покидали на шлюпках тонущий авианосец «Хирю», 19 июня 1942 года. Они провели несколько дней на базе «Мидуэй», а затем были отправлены в Перл-Харбор на борту военного корабля «Sirius». (U.S. Navy)

25. Перед вторжением Японии население скалистого острова Атту составляло всего 46 человек. 6 июня 1942 года на остров высадились 1100 японских солдат. Один из местных жителей был убит во время вторжения, а 45 других отправлены на корабле в японский лагерь военнопленных близ Отару, остров Хоккайдо, где шестеро из них погибли в заключении. На фото: поселок Атту, расположенный в бухте Чичагоф. (O. J Murie/LOC)

26. 3 июня 1942 года японская авиация атаковала военно-морскую базу «Датч-Харбор» и форт «Mears» в гавани Датч-Харбор, штат Аляска. На фото: разрывы от бомб возле военно-морской базы «Датч-Харбор», 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

27. Американские солдаты наблюдают мощный взрыв после налета японской авиации на гавань Датч-Харбор, штат Аляска, июнь 1942 года. (U.S. Navy)

28. Оборона гавани Датч-Харбор, штат Аляска, во время японской воздушной атаки, 3-4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

29. Японская палубная авиация бомбит пароход «Northwestern» и нефтяные баки в гавани Датч-Харбор, штат Аляска, 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

30. Американские солдаты тушат пожар после налета японских пикирующих бомбардировщиков на их базу в гавани Датч-Харбор, штат Аляска, июнь 1942 года. (AP Photo)

31. Горящие нефтяные баки, пароход «Northwestern», транспортный корабль и склады после налета японской авиации на гавань Датч-Харбор, штат Аляска, июнь 1942 года. (U.S. Navy)

32. Корабль, уничтоженный бомбардировкой в гавани Датч-Харбор, штат Аляска, 5 июня 1942 года. (U.S. Navy)

33. Самолеты-обманки, оставленные японскими оккупантами на берегу острова Киска, 18 июня 1942 года. (U.S. Navy)

34. Самолет ВВС США сбрасывает бомбы на оккупированные японцами Алеутские острова, 1943 год. (LOC)

35. Бомбы, сброшенные американскими самолетами, взрываются на оккупированном японцами острове Киска, штат Аляска, 10 августа 1943 года. (USAF)

37. Американский бомбардировщик сбрасывает несколько десятков бомб на оккупированный японцами остров Киска, штат Аляска, 10 августа 1943 года. На фото видны воронки, оставшиеся от предыдущих бомбардировок, и окопы в форме зигзагов. (USAF)

39. Военный корабль США «Pruitt» ведет экипаж корабля «Heywood» в бухту Массакр в первый день вторжения на остров Атту, 11 мая 1943 года. Радар и прожектор корабля «Pruitt» служили ориентиром для лодок, которые плыли за ним в тумане 14 км. На этом снимке свет прожектора едва различим над рулевой рубкой. Около 15 тысяч американских и канадских солдат успешно высадились на остров. (U.S. Navy)

40. Солдаты высаживаются на берег острова Атту, штат Аляска, 11 мая 1943 года. После 2 недель ожесточенных боев с японскими оккупантами американские и канадские силы освободили остров Атту. В боях погибли 549 солдат и 1148 получили ранения. С японской стороны выжили только 29 человек. Американские военнослужащие захоронили тела 2351 японского солдата, и ещё несколько сотен считаются пропавшими без вести. (LOC)

41. Солдат из совместного американо-канадского десанта осматривает окрестности в прицел японского пулемета, найденного в окопе на острове Киска, штат Аляска, 16 августа 1943 года. После кровопролитных боев за остров Атту американские и канадские силы готовились к еще более ожесточенным сражениям за остров Киска. Но двумя неделями ранее Япония тайно вывела свои войска. И хотя наступление не встретило сопротивления, 32 солдата погибли от «дружественного огня» и четверо подорвались на минах. (LOC)43. Тела четырех десятков японских солдат лежат на горном хребте на острове Атту, 29 мая 1943 года. Армия США обнаружила несколько таких групп. Японские солдаты совершили массовое самоубийство, подорвавшись на ручных гранатах, когда осознали, что оказались в ловушке. (U.S. Army Signal Corps)

44. На фото: поврежденная база сверхмалых подводных лодок, построенная японскими оккупантами на острове Киска. Фото было сделано в 1943 году, когда силы Антигитлеровской коалиции освободили остров от японских оккупантов. (U.S. Navy)

45. Силы Антигитлеровской коалиции обнаружили эту могилу на небольшом кладбище когда высадились на остров Киска в августе 1943 года. Табличка была установлена японскими солдатами, которые похоронили здесь американского пилота, потерпевшего крушение на острове. «Здесь покоится тело храброго героя, который положил свою молодость и благополучие на благо своей Родины. 25 июля. Армия Великой Японской империи». (U.S. Navy)