Современные пассажирские суда. Требования, предъявляемые к пассажирским судам

Средства морских пассажирских перевозок можно классифицировать следую­щим образом:

Рис.6.1. . Классификация пассажирских судов по функционалу

Морской круизный лайнер может вмещать несколько сотен пассажиров, а также многочисленный обслуживающий персонал и команду. На круизных лайнерах созданы все условия для полноценного отдыха путешествующих: есть рестораны, кафе, магазины, кинозалы, бассейны.

Рис.6.2. Круизные теплоходы

1 - прогулочная палуба; 2 - солнечная палуба; 3 - ресторан; 4 - бассейн; 5 - читальный зал; 6 - администрация/сувенирный киоск; 7 - сауна; 8 - солярий; 9 - навес от солнца; 10 - веранда/бар; 11 - мостик; 12 - верхняя палуба; 13 - главная палуба; 14 - панорамный салон.

Основными показателями комфортабельности кают на круизных лайнерах являются: количество комнат в каюте, расположение каюты на судне (по отношению к носу/середине/кормі судну; на разных палубах); вид из окон и другие факторы. В зависимости от комфортабельности каюты могут быть разных категорий: от наиболее престижных, расположенных на наивысших палубах судна, что имеют несколько комнат, к внутренним каютам без окон или иллюминаторов.

Как правило, круизное судно эксплуатируется не более 10 лет и один раз в 6-8 лет поддается реконструкции. Некоторые из судов являются 12-14-палубными «плавучими городами», которые вмещают 2- 6 тыс. пассажиров.

В настоящее время для круизного бизнеса характерный повышение качества и количества услуг на борту судна. Качество услуг обеспечивается достаточным числом обслуживающего персонала (соотношение - один человек на двох-трьох пассажиров) и их высокой квалификацией.

На современных круизных судах кроме традиционных услуг, таких, как бассейн, лифт, кино, видео, ресторан, сауна, солярий, предусмотренные площадки для волейбола и гольфа, теннисные корты и др. Круизы соединяют в себе морской и береговой отдых, в частности экскурсии. В зависимости от программы берегового отдыха принято различать две системы организации круизных поездок: европейскую и американскую.

Круизные суда сертифицируют по шести категориям (звездам). К последней категории, 6 звезд (супер-люкс), в мире относятся всего четыре судна. Стоимость круиза данного класса-8-10 тыс. дол. США за неделю. Питание на судах супер-люкс только индивидуальное с учетом конкретных запросов и привычек пассажиров.

По зарубежной классификации класс кают (Cabin class) на круизном теплоходе отражается таким образом:

Premium P-1 (2-3-местное размещение со всеми атрибутами комфорта - две комнаты, ванну, туалет, мини-бар и др.);

Premium P-2 (2-местное размещение с теми же атрибутами комфорта);

Standart SI (2-3-местное размещение с частичными удобствами);

Standart S2 (2-4-местное размещение с частичными удобствами);

Economy - Е (экономический класс с 2-4-6-местным размещением и частичными удобствами).

В ряде случаев классификация может быть другой.

По принципу движения суда делятся на:

    водоизмещающие, то есть плавающие по водной поверхности;

    глиссируючие, то есть что скользят по поверхности воды;

    суда на подводных крыльях, воздушной подушке и экраноплан, то есть что передвигаются над водной поверхностью.

При наличии у судоходных компаний новых пассажирских специальных средства туроператор для опрокидывания туристов из одного пункта маршрута путешествия в другой может воспользоваться аквапланами, судами на воздушной подушке и др.

Отметим, что принцип действия движителя судна на воздушной подушке предъявляет определенные требования к размещению и поведению на его борту пассажиров и туроператор должен с ними познакомить своих туристов.

В целом к речным и морским транспортным средствам, доступным и для перемещения туристов, относятся(табл.6.1):

Табл.6.1. Виды и средства водного транспорта

Речной транспорт:

лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;

проворные лодки,

теплоходы,

суда на подводных крыльях,

суда на воздушной подушке

Морской транспорт:

суперлайнеры,

    теплоходы,

    суда на подводных крыльях,

    экраноплан,

    океанские яхты

Значительное число туристов на внутреннем водном транспорте пользуется маломерными судами, к которым Государственная инспекция (ГИМС) относит плавсредства водоизмещением до 80 регистровых тонн, пассажировместимостью до 12 человек, с подвесным мотором без ограничения мощности или стационарным 75 л.с.

Катера, яхты и лодки, используемые для отдыха и путешествий водным путем, являются маломерными судами.

В путешествии маломерным судном часто сталкиваются с необходимостью иметь значительный запас топлива - специальных заправок для маломерных судов на берегу нет, недостаточно и оборудованных мест для стоянки.Маломерные суда за рубежом используются весьма часто, например, в Финляндии на 5 млн. жителей зарегистрировано 15 млн. плавсредств. В 2010 году общий североамериканский рынок круизных перевозок оценивается в $ 15.95 млрд. долларов. Это включает у себя североамериканских пассажиров (5% из Канады) и иностранных туристов, которые выходят из портов Северной Америки

Рис.6.3.Схема круизного судна лайнера «Radiance of the sea»

Классификация пассажирских судов по различным признакам

Вообще флот водного транспорта можно разделить на:

- технический (проводят работы по очистке и углублению дна);

- вспомогательный (обслуживает транспортные и технические суда);

- торговый (предназначен для перевозки грузов и пассажиров).

По эксплуатационной функции суда, которые перевозят пассажиров, разделяются на:

- пассажирские суда ;

- грузопассажирские суда .

Пассажирским считается судно , имеющее помещения для пе­ревозки более 12 пассажиров. На пассажирских судах надводный объем корпуса занят, в основном, пассажирскими помещениями.

Грузопассажирским считается судно, предназначенное для одновременной перевозки пассажиров и грузов. У них большая часть надводного объема корпуса занята грузо­выми помещениями.

По сравнению с грузовыми судами, пассажирские имеют больше спасательных средств, усиленную противопожарную защиту и рассчитаны таким образом, что остаются на плаву при затоп­лении двух любых смежных отсеков.

По району плавания пассажирские суда делятся:

- Океанские пассажирские суда - самые крупные и отличаются большой автономностью плавания. Океанским считается плава­ние между портами, расположенными в разных морях на расстоя­нии свыше 1000 миль, при удалении от берега более чем на 200 миль, а также плавание в районе северных морей.

- Морские пассажирские суда меньше океанских по размерам. Дальность плавания сравнительно невелика из-за ограничен­ных запасов топлива. Морским считается такое плавание , при ко­тором суда удаляются от берега на расстояние 50-200 миль, со­вершая рейсы между портами, расположенными друг от друга на 250-1000 миль. Морские суда выполняют перевозки пассажиров, как пра­вило, между портами одного или нескольких смежных морей.

Пассажирские суда прибрежного плавания. Прибрежным считается такое плавание , при ко­тором суда удаляются от берега на 20-50 миль, переходы между портами составляют от 50 до 250 миль. Суда обычно меньше морских, предназначаются для плавания вблизи берегов между портами, находящимися на небольшом расстоянии друг от друга. Суда прибрежного плавания должны иметь мореходные качества, позволяющие им плавать в штормовую погоду. Они широко используются в курортных районах и в районах больших порто­вых городов для перевозки пассажиров к месту работы, отдыха. В последние годы в прибрежном плавании начинают широко использоваться суда на подводных крыльях и на воздушной подушке.

Суда рейдового плавания могут удаляться от берега на сравни­тельно небольшие расстояния и предназначаются для кратко­временных перевозок пассажиров (напримep, прогулочные кате­ра на подводных крыльях).



По мореходности классификационными обществами пассажир­ские суда, как и грузовые, делятся на:

- суда неограничен­ного района плавания (строятся с учетом требований международных конвенций по охране человеческих жизней на море);

- суда ограниченного района плавания (на них распространяются законы и правила только органов той страны, вдоль побережья которого плавает данное судно).

Кроме того, для пассажирских судов в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море ограничение района плавания определяется термином «короткий международный рейс» . Под таким рейсом понимается плавание, во время которого судно удаляется не более 200 миль от порта-убежища, а само плавание не превышает 600 миль, считая от последнего порта захода страны, в которой рейс начался, и до конечного порта назначения.

В зависимости от способа передвижения пассажирские суда делятся:

- водоизмещающие суда ,

- суда на подводных крыльях (СПК),

- суда на воздушной подушке (СВП),

- глиссируюшие суда.

По виду транспортной деятельности пассажирские суда ­делятся:

Судами линейного плавания называются пассажирские суда, осуществляющие регулярную перевозку пассажиров по установ­ленным направлениям и по объявленным расписаниям. В своем большинстве они являются грузопассажирскими и могут исполь­зоваться как для чисто пассажирских перевозок, так и совме­щать их с перевозкой попутных грузов.

Суда круизного плавания являются чисто пассажирскими и их грузовые помещения используются только для перевозки личного багажа пассажиров. На этих судах особо развита система общественных пассажирских помещений. Учитывая, что круизы обычно совершаются в районах с благоприятным климатом, особое внимание уделяется созданию условий для отдыха пассажиров на палубах. Как правило, большинство современных круизных судов являются одноклассными. Это упрощает систему обслуживания и снижает расходы.

Суда линейно-круизного плавания - это линейные суда, используемые попеременно то в линейном, то в круизном плава­нии (в весенне-зимний период на регулярных линиях, а в oceннe-зимний - для круизных рейсов). Пpи их постройке предусматривается увеличение объема помещений для отдыха пассажиров и возможность перехода суд­на на один класс. Отличительной особенностью таких судов является двойная пассажировместимость: одна - бо́льшая - для эксплуатации на регулярной линии с делением пассажирских помещений на два-три класса, и другая - для круизных peйсов - примерно в 1,5-2 раза меньшая, дающая право пассажирам пользоваться всеми пассажирскими помещениями. При использовании судов линейного плавания в круизах их пассажировместимость обычно уменьшается (примерно на 20­-30 %).

- Пассажирские паромы. Пассажирскими паромами называются специализированные суда, предназначенные для одновременной перевозки пассажиров, а также груженых и порожних транспортных средств, в том числе и железнодорожного подвижного состава. Они являются грузопассажирскими судами, на которых, с одной стороны создаются все необходимые ком­фортные условия, соответствующие требованиям пассажирского судна, с другой - используются технологические схемы выполнения грузовых операций, характерные для судов-ролкеров.

Паромы работают главным образом на морских переправах. При кратковременных рейсах пассажирские каюты на паромах обычно не устраивают. Однако при длительности перехода свыше 12 ч (или более 2-3 ч в ночное время) салоны оборудуют креслами самолетного типа. На паромах с продолжительностью peйca свыше суток уже обязательно имеются пассажир­ские каюты. Часть каютных мест специально выделяется для водителей автомобилей.

В зависимости от вида перевозимых транспортных средств паромы подразделяются на:

- автопассажирские паромы ;

- железнодорожные паромы .

Автопассажирские паромы выполняют функ­ции транспортных артерий и используются для перевозки пас­сажиров. Они имеют ряд конструктивных особенностей:

ü боль­шую вместимость;

ü высокий надводный борт;

ü удлиненную почти по всей длине судна надстройку;

ü соотношение длины к ширине (L/B) у них меньше, чем у пассажирских судов такого же водоизмещения (т.е. паро­мы более широкие);

ü развитую систему быстрого кренования и дифферентования судна для обеспечения установки съездных аппарелей под требуемым уг­лом наклона и способные выдерживать крен и дифферент судна в заданных пределах, как в процecce погрузки (выгрузки) судна, так и во время плавания.

В зависимости от вида технологической схемы выполнения грузовых операций и конструктивных особенностей въездных устройств автопаромы принято разделять на:

- двусторонние , имеют устройство для погрузки и вы­грузки автомобилей (въезды) в носу и в корме. Это позволяет осуществлять грузовые операции по поточной схеме (въезд через одну оконечность, выезд через другую) без маневрирования на палубе и позволяет совершать рейсы без разворота в конечных пунктах, двигаясь вперед попеременно то носом, то кормой.

- одно­сторонние , имеют въезд только в одной из око­нечностей судна: носовой или кормовой.

- с бортовыми въездами , грузовые операции совер­шаются через лацпорты, расположенные в средней части судна.

- универсальные , имеют бортовые въезды и аппарели в оконечностях (чаще в корме). Грузовые операции на них могут осуществляться по поточной технологической схеме.

Наилучшими мореходными качествами обладают односто­ронние и универсальные паромы с кормовыми въездами. Они обычно и используются на линиях с большим плечом.

Железнодорожные паромы работают на переправах, которые связывают конечные железнодорожные станции, расположен­ные на различных берегах проливов или даже морских аквато­рий. Погрузка и выгрузка вагонов, как правило, осуществляются через специальную береговую рампу, соединяющую береговые подъездные пути с раскрывающейся кормовой частью судна.

В зависимости от характера сочетания физиологических и эмоциональных составляющих комфорта пассажирские суда можно делятся:

- суда повышенной комфортабельности (круизные суда неограниченного района плавания);

- суда средней комфортабель­ности (линейно-круизные суда, каботажные круизные суда и автопассажирские паромы);

- суда умеренной комфортабельности (суда специального назначения и автопассажирские паромы проливного плавания).

Такое разделение в известной степени условно, однако внутри каждой группы могут быть обеспечены основные типы пассажирских судов.

В зависимости от уровня комфортабельности судов , для которого используется «пятизвездочная шкала», принятая для классификации береговых гостиниц, пассажирские суда подразделяются на:

1-2 звезды - суда которые работают на пассажирских транспортных линиях,

3-4 звезды - круизные суда, которые предназначены для т.н. «познавательных круизов» – основу которых составляют частые заходы в порты и береговое экскурсионное обслуживание,

5-звезд – суда, как правило, предназначены для отдыха пассажиров на борту судна и береговое экскурсионное обслуживание не является для данной категории судов принципиальным.

В данной шкале, количество звезд увеличивается в соответствии с повышением уровня конструктивной и сервисной комфортабельности судна.

Перевозки пассажиров регламентируются Основами гражданского законодательства, Гражданскими кодексами государств, а также Кодексом торгового мореплавания Украины и Общими правилами перевозки грузов, пассажиров и багажа. Эти документы определяют в основном правовое положение сто­рон.

Главное требование к морской пассажирской перевозке ее безопасность. В соответствии с Конвенцией разрабо­таны правила постройки, оборудования и освидетельствования пассажирских судов. К перевозке пассажиров допускаются толь­ко суда, удовлетворяющие требованиям этих правил:

ü перевозка пассажиров может производиться в помещениях высотой не менее 1,9 м;

ü на каждого пассажира должно приходиться не менее 2,6 объема помещений и 1,1 палубы;

ü каждый пассажир должен иметь спальное место.

Таким судам, помимо общих регистровых документов, выдаются специальные: Пассажирское свидетельство и Свидетельство о без­опасности пассажирского судна.

Пассажирское свидетельство выдается всем судам, перевозя­щим более 12 пассажиров. Свидетельство является документом, удостоверяющим, что судно удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к пасса­жирским судам с точки зрения непотопляемости, противопожар­ной защиты, спасательных средств, и обладает необходимой мореходностью для осуществления пассажирских перевозок. Сви­детельство выдается сроком на 1 год (при условии, что в это время сохраняется срок действия свидетельства о годности суд­на к плаванию). В нем указывается общее число пас­сажиров, допускаемое к перевозке на данном судне, и число мест: спальных, для сидения и на палубе. Устанавливается, при каких условиях допустима перевозка пассажиров на палубе.

Свидетельство о безопасности пассажирского судна выдается пассажирским судам, совершающим заграничные рейсы. Оно является документом, подтверждающим, что судно отвечает всем требованиям Международной конвенции по охране челове­ческой жизни на море 1974 г. и прошло освидетельствование в соответствии с положениями этой Конвенции. В свидетельстве указываются :

ü грузовые ватерлинии, деления на отсеки;

ü спасательные средства судна и их вместимости;

ü радиооборудование судна и порядок несения радиовахт.

Пассажирские суда с целью проверки их состояния подвер­гаются периодическим освидетельствованиям со стороны Реги­стра :

- до начала эксплуатации судна;

- очередным - раз в 4 года на класс Регистра;

- ежегодным - для продления соответствующих свидетельств (сертификатов);

- дополнительным (внеочередным) - по мере надобности.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Институт отраслевого менеджмента

по учебной дисциплине «Основы технологий»

Речные и морские пассажирские суда

Выполнила студентка

1 курса 14 группы

Серикова М.И.

Руководитель Захаров В.Р.

Москва - 2014

  • Введение
  • 1. История создания пассажирских судов
  • 1.1 Расцвет мирового пассажирского флота
  • 1.2 Развитие отечественного пассажирского флота
  • 1.3 Экономические предпосылки преобразования и модернизации судов
  • 2. Типы пассажирских судов
  • 3. Речные пассажирские суда
  • 4. Морские пассажирские суда будущего
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Пассажирским считается судно, которое перевозит на борту более 12 человек. Пассажирские суда перевозят пассажиров в специальных определённых для этого помещениях - пассажирских каютах. Также пассажирские суда могут перевозить багаж, почту и некоторые сопутствующие грузы в отведённых для этого грузовых отсеках. Пассажирские суда отличаются повышенным комфортом и хорошей скоростью хода.

Отличительная особенность пассажирских судов - комфортабельность, которая обеспечивается большим числом различных общественных помещений (музыкальные и курительные салоны, рестораны, плавательные бассейны и т.п.), установкой успокоителей качки, наличием системы кондиционирования воздуха и т.д. Пассажирские суда имеют относительно высокие скорости от 20 до 30 уз. Для обеспечения безопасности плавания корпус пассажирского судна разделяется на отсеки водонепроницаемыми переборками, что позволяет при получении пробоины сохранить плавучесть судна. Пассажирские суда имеют и грузовые помещения, в которых перевозят багаж, почту и срочные грузы, а на круизных судах -- легковые автомобили. Только небольшие пассажирские суда местного сообщения не имеют грузовых помещений.

1. История создания пассажирских судов

1.1 Расцвет мирового пассажирского флота

За последние 100 лет, примерно с 1850 по 1950 гг., можно было отметить относительно быстрое развитие судов, оборудованных специально для перевозки пассажиров. Это были крупные быстроходные суда с разнообразными пассажирскими помещениями, от кают суперлюкс и кают 1-го класса до примитивных кают туристского класса в твиндеках для европейцев, эмигрировавших в Америку. Время расцвета мирового пассажирского флота приходится на период между двумя мировыми войнами и период после второй мировой войны. Строившиеся в это время суда относились к самым крупным, самым быстроходным и наилучшим образом оборудованным судам торгового флота и олицетворяли морскую мощь данной страны. Предлагаем купить подъемник двухмачтовый недорого. Флагманскими судами морских держав были в большинстве случаев пассажирские суда (например, «Баторий» флота ПНР, «Юнайтед Стейтс» американского, «Куин Элизабет» британского, «Франс» французского торговых флотов). С введением трансконтинентальных авиалиний с середины 50-х гг. XX в. наметилось уменьшение спроса на пассажирские перевозки морем (большинство пассажиров стало пользоваться воздушным транспортом). Если, например, в 1951 г. через Северную Атлантику морским путем было перевезено 710 000 пассажиров, а по воздуху 352 000, то в 1970 г. эти цифры составили соответственно 252 тыс. и 8 млн. человек. Однако, хотя пассажирские перевозки морем почти полностью изживают себя, по Мировому океану ходит еще много пассажирских судов, которые изменили свое назначение и стали круизными судами и судами для отдыха. Целый ряд пассажирских лайнеров, построенных во время расцвета пассажирского морского транспорта, был в последнее время перестроен в круизные суда.

1.2 Развитие отечественного пассажирского флота

В числе задач, поставленных Советским государством перед народным хозяйством, были создание нового грузопассажирского флота и совершенствование его эксплуатации. Для ряда районов Севера и Дальнего Востока восстановление пассажирского флота и судоходства составляло первоочередную задачу, так как морской флот являлся единственным видом сообщения. В 1923 г. установилось морское сообщение с Дальним Востоком в большом каботаже, а в 1924 г. было организовано акционерное общество Совторгфлот, в составе которого имелась пассажирская часть. К 1925 г. нормализуется пассажирское сообщение во всех бассейнах СССР. Суда, оставшиеся со времен дореволюционного периода, имели низкий уровень комфорта и были морально устаревшими. Менее чем через 10 лет после победы Великой Октябрьской социалистической революции молодое советское судостроение начало осваивать строительство современных по тому времени ПС.

На основании договора Судотреста с Совторгфлотом Балтийский завод в начале 1927 г. приступил к постройке двух почтово-пассажирских теплоходов первой серии для Крымско-Кавказской линии. Вслед за ними были построены еще два теплохода того же типа. Они были названы именами советских республик: «Абхазия», «Аджаристан», «Армения» и «Украина». Проекты теплоходов были разработаны Центральным бюро по морскому судостроению в Ленинграде по заданию Совторгфлота. Для учета условий эксплуатации и опыта плавания на торгово-пассажирских судах Совторгфлот командировал в Центральное бюро опытных капитанов, хорошо знавших особенности работы на Крымско-Кавказской линии. При выполнении чертежей общего расположения помещений учитывалось, что строящиеся теплоходы предназначаются для выполнения срочных почтово-товарно-пассажирских рейсов с заходами в порты Крымско-Кавказского побережья и плавания в Средиземном море. Основные задания были сформулированы следующим образом. На судне необходимо было разместить 550 „классных" пассажиров в условиях предоставления им соответствующего комфорта. Экипаж размещался преимущественно в средней части судна на верхней палубе в двухместных каютах с одноярусными койками. Чистая грузоподъемность была определена в 1000 т генерального груза при вместимости трюмов 2260 м3. В первоначальном задании длина ограничивалась 100 м, но с учетом необходимости размещения заданного числа пассажиров и груза было разрешено увеличить конструктивную длину до 110 м. Осадка была ограничена 5,79 м (по условиям захода в Керченский порт) и окончательно установлена 5,6 м. Очертания кормы предусматривались крейсерского типа. Скорость была задана не менее 14,5 уз. Дальность плавания составляла 3000 миль.

Судно представляло собой двухпалубный теплоход с удлиненным баком. Предусматривалось четыре группы кают в зависимости от уровня комфорта. Пассажиры так называемых специальных мест (около 50 человек) помещались на прогулочной палубе в двухместных каютах, при этом предусматривались две каюты типа люкс. Пассажиры так называемых мягких мест (на 194 человека) располагались в кормовой части судна на нижней палубе и в кормовой рубке на верхней палубе в каютах от двух до семи человек в каждой. Пассажиры так называемых жестких мест (около 306 человек) помещались в носовой части судна. Для 56 человек (женщин и детей) оборудовались каюты на верхней палубе. Для остальных 250 человек предусматривались общие помещения на нижней палубе и платформе. Поскольку суда данного типа предназначались для работы на экспрессной линии со стоянками в портах, для выполнения грузовых операций были установлены пять кранов грузоподъемностью 1,5 т каждый. Сравнивая такой тип судна с зарубежными аналогами, специалисты отмечали, что спроектированное судно отличается по своим элементам от обычного типа грузовых судов, служащих одновременно для пассажирского сообщения. Восстановление пассажирского флота и перевозок в 1945-1959 гг. осуществлялось на основе использования старых судов, полученных в качестве репарации.

  • 1.3 Экономические предпосылки преобразования и модернизации судов
  • модернизация морской речной пассажирский
  • Отечественная практика переоборудования и модернизация ПС отражает в целом общие закономерности, характерные для мирового пассажирского флота, однако имеет ряд своих специфических особенностей.
  • Назначение судна (грузо-пассажирское), архитектурная и конструктивная концепция (степень развития надстроек и рубок, наличие открытого широкого бортового прохода по всей длине палубы, удлиненного бака и пр.), материалы оборудования и отделки и многое другое отражали уровень развития пассажирского флота середины 50-х гг. В 1958-1964 гг. была построена большая серия ГПС типа „Михаил Калинин", которые были направлены в различные регионы страны (ЧМП, БМП, ДВМП, ММП и др.).
  • Опыт их эксплуатации показал, что для этих судов потребовалось переоборудование с учетом специфики работы в каждом бассейне. Затраты на переоборудование и обеспечение соответствия судов конкретным условиям эксплуатации были во много раз больше, чем выгода, обеспеченная серийностью судов. Другим примером нескоординированной технической политики служат развитие и пополнение пассажирского флота Северного Морского пароходства. Во второй половине 70-х гг. осуществлялось переоборудование грузо-пассажирских судов СМП «Буковина» и «Татария». В 1975-1976 гг. начали эксплуатироваться пять автомобильно-пассажирских судов типа «Белоруссия». Если в мировой практике развития АПП соотношения между пассажировместимостью и автомобилевместимостью составляет от 3:1 до 4:1, то для перевозок по Крымско-Кавказской линии это соотношение составляет 8:1. Соотношение же, которое было предусмотрено для судов типа«Белоруссия» - 2:1, обусловило большой избыток гаражных помещений (до 70%). Кроме того, необходимо учесть, что эти суда по уровню комфорта пассажирских кают и общественных помещений соответствуют комфортабельным КС, на которых, как правило, не предусматриваются гаражные помещения, следовательно, противоречивость эксплуатационной концепции этих судов еще более очевидна. Таким образом, вновь повторилась ошибка в выборе общей концепции судна, которая привела к снижению экономической эффективности судов, так как около 20% полезного объема судна приходится на пустующее гаражное помещение. Допущенную ошибку целесообразно было бы исправить путем переоборудования гаражного пространства, но эти суда были переоборудованы лишь через 8-11 лет в ФРГ, что потребовало значительных затрат на каждое судно.
  • 2. Типы пассажирских судов
  • Пассажирские суда разделяют на несколько типов.
  • · Океанский лайнер - тип судна, которое идёт по заданному маршруту и доставляет пассажиров из одной части света в другую. Этот тип судов был очень популярен в прошлом веке в частности для пересечения Атлантики. Теперь океанские лайнеры переросли в современные круизные суда.
  • · Круизный лайнер - как правило, совершает международные рейсы и перевозит пассажиров из одной групповой туристической программы, то есть согласованно по расписанию с заходом в один или несколько портов. Современные круизные лайнеры совмещают в себе быстроходный океанский лайнер и роскошь туристического отеля.
  • · Речные круизные лайнеры совершают путешествия по внутренним водам одного государства с остановками в предусмотренных портах. Речные лайнеры намного меньше размером, чем океанские, они вмещают до 240 пассажиров.
  • · Круизный паром - разновидность судна, совмещающая в себе функции круизного лайнер и парома.
  • 3. Речные пассажирские суда

Все речные суда можно поделить на две большие категории:

1. Суда, оснащенные двигателем, то есть самоходные. Сюда относятся теплоходы, пароходы, катера, моторные лодки и т.д.

2. Суда без двигателя, то есть, несамоходные. Это, прежде всего грузовые баржи, а также понтоны и другие конструкции.

Основным типом самоходного судна является сухогруз. Сухогрузы перевозят грузы в трюме, расположенном внутри корпуса корабля. Как видно из названия, на сухогрузах перевозятся грузы, которые не желательно подвергать воздействию влаги, поэтому сухогрузы оборудованы специальными люками.

Среди сухогрузов существует три вида судов:

1. Ролкер (ро-ро). Это судно оснащено вертикальной погрузкой, на нем перевозятся автомобили и другая техника.

2. Автомобили могут заезжать на судно своим ходом через откидные носовые аппарели.

3. Балкер. Этот тип судов предназначен для перевозки насыпных, навалочных не тарных (а иногда и наливных) грузов. Например, если грузом является речной песок с доставкой, то вероятнее всего доставляться он будет именно на балкере.

4. Наливной сухогруз. Такие сухогрузы перевозят различного типа жидкие грузы, такие как нефть, аммиак, жидкое топливо т.д.

Если говорить о несамоходных судах, то здесь лидером является грузовая баржа. Существует несколько разновидностей барж:

· Трюмные (закрытые и открытые), *

· Площадки для перевозок навалом,

· Тентованые,

· Саморазгружающиеся,

· Автомобилевозы,

· Цементовозы,

и другие. Однако, все эти виды относятся к сухогрузным баржам, существуют также и наливные баржи.

Преимущества перевозок речным транспортом

1. Речные перевозки грузов обладают довольно низкой себестоимостью, и это является большим плюсом для заказчиков. Низкая себестоимость возможна благодаря невысокой скорости перевозки и наличия течения на реках.

2. Отсутствие необходимости строить и, соответственно, ремонтировать транспортные пути, так, как это делают для авто и железнодорожного транспорта.

Недостатки речных перевозок

1. Парадоксально, но то, что обеспечивает главное достоинство, является главным недостатком. Речь идет о низкой скорости речных судов и соответственно длительных сроках доставки.

2. Сравнительно слабые возможности применительно к объемам перевозок.

3. Ярко-выраженная сезонность перевозок, связанная с короткой навигацией. Другими словами, зимой реки замерзают и суда стоят на приколе.

4. Различная глубина и ширина рек в разных местах и размеры судов накладывают дополнительные ограничения на перевозку.

4. Морские пассажирские суда будущего

Давно прошли те времена, когда океанские и морские суда были единственным видом транспорта, позволявшим перевозить грузы и пассажиров между разделенными океанами, странами и континентами. Однако в недалеком будущем роль морских судов, возможно, вновь станет незаменимой.

Новые типы двигателей позволят кораблям будущего развивать скорости, приближающиеся к скоростям авиалайнеров, предоставляя при этом пассажирам комфорт и безопасность.

Исходя из сегодняшних проектов конструкторов, морские пассажирские суда будущего будут воплощены в высокоскоростных грузопассажирских паромах, а также настоящих плавучих городах, которые будут размещать на борту более 6000 пассажиров. Морские путешественники на таких лайнерах могут воспользоваться услугами супермаркетов, ледовых катков и даже аквапарков с песчаными пляжами. Парусные яхты и в будущем останутся весьма популярными среди любителей спорта и активного отдыха. В отличие от морских пассажирских судов будущего яхты нового поколения будут оснащаться более совершенными системами парусов и навигации управляемыми компьютером. В результате чего эти небольшие парусные корабли станут более маневренными и безопасными.

После 2030 года в судостроении, возможно, получат широкое применение так называемые магнитогидродинамические двигатели на основе МГД-генератора. В схему генератора входят сверхпроводники, охлаждаемые жидким гелием. Судовой двигатель создаёт движущую силу за счёт магнитогидродинамического эффекта, прилагая магнитное поле к электропроводящей жидкости. Рабочим телом для МГД-генератора судна является морская вода.

Заключение

Транспортные суда служат для перевозки грузов и пассажиров. Пассажирские суда. Этот тип судов подразделяется на рейсовые, круизные и местного сообщения. Рейсовые суда обслуживают по расписанию регулярные пассажирские линии между определенными портами. Наиболее крупные и быстроходные рейсовые суда принято называть лайнерами.

Круизные суда, которые получили особенно широкое распространение в последнее время, предназначены для туристских путешествий и отдыха пассажиров. Они не имеют постоянной линии и совершают рейсы между портами, которые богаты историческими памятниками, с длительными стоянками в живописных местах.

Суда местного сообщения служат для перевозки пассажиров в прибрежных районах и курортных зонах. Для этих целей широкое применение нашли суда на подводных крыльях и пассажирские катера.

Список использованной литературы

1. http://seaspirit.ru/shipbuilding/ustrojstvo-sudna/passazhirskie-suda.html

2. http://thought.ucoz.ua/news/morskie_passazhirskie_suda_budushhego

3. http://river-forum.ru/faq.php?faq=sprav_rech

4. http://www.infoflotforum.ru/topic/6415-morskie-passazhirskie-suda/

5. http://www.seaships.ru/passanger.htm

6. http://seaspirit.ru/shipbuilding/ustrojstvo-sudna/passazhirskie-suda.html

7. http://sea-man.org/passazhirskie-suda.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Тенденции в развитии отечественного и зарубежного флота. Классификация размеров судов. Груз, под который приспособлены суда, направление их работы. Архитектурно-конструктивные особенности судов. Выводы о преимуществах и недостатках каждого типа судна.

    реферат , добавлен 02.11.2011

    Классификация судов по эксплуатационному назначению. Лесовозы – сухогрузные узкоспециализированные суда. Сухогрузные, наливные и универсальные баржебуксирные суда. Сравнение заданных типов судов, их основные характеристики и особенности использования.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Транспортная характеристика грузопотоков, информация о грузе, экология. Составление рациональных транспортных схем и возможных вариантов закрепления флота. Расчет загрузки судов и рейсооборота. Технико-эксплуатационные характеристики балансового флота.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2013

    Условия эксплуатации судов. Транспортные характеристики грузов. Схемы движения судов. Определение соотношения ресурсов флота и объемов перевозок грузов. Расчет плановых эксплуатационных показателей работы флота в соответствии с календарным графиком.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2013

    Морские пассажирские перевозки как эффективный способ доставки пассажиров, их себестоимость и особая роль в современном туристическом бизнесе. Проблемы пассажирского водного транспорта, его ресурсы, характеристика портов и перспективы развития в Украине.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2010

    Особенности транспортной системы Соединенных штатов Америки: протяженность, грузооборот. Воздушные, морские и речные суда в грузовых и пассажирских трансокеанских перевозках. Проблемы координации комплексного функционирования различных видов транспорта.

    презентация , добавлен 02.03.2011

    Характеристика водного транспорта Российской федерации. Внутренний водный транспорт: судоходные реки, объем перевозок. Морской транспорт: крупные порты России, грузоперевозки, пассажирские. Проблемы водного транспорта России и пути их решения.

    отчет по практике , добавлен 01.10.2007

    История создания аварийно-спасательных судов. Современное состояние и тенденция в развитии обновления аварийно-спасательного флота. Назначение, устройство и системы многофункциональных аварийно-спасательных судов. Порядок впуска данного судна на воду.

    реферат , добавлен 29.12.2014

    Темпы роста международной торговли и прирост мирового производства. Номенклатура международного товарооборота. Номенклатура товаров и типы судов для их перевозки. Транспортная классификация грузов. Основные формы договоров о морских перевозках.

    презентация , добавлен 17.09.2013

    Технические характеристики и виды скеговых судов на воздушной подушке, особенности движения. Управление катером, его ходовые свойства. Схемы образования воздушной подушки, способы ограничения истечения воздуха. Преимущества и перспективы развития судов.

До 1880-х годов все морские пароходы имели в принципе одинаковую конструкцию. Правда, на борту одних было больше пассажиров, а на борту других - больше товаров, но это зависело лишь от их назначения.

Разумеется, суда различались также размерами и скоростью.Однако сам тип судна оставался неизменным. Между тем в последней трети XIX века страны Европы и США переживали бурную индустриализацию.

С увеличением товарооборота резко возрос объем морских перевозок. Соответственно и погрузка товаров на корабли стала занимать больше времени. Пассажиры же долго ждать не могли.

Ввиду этого понадобилось изменить привычный ход вещей. Мы уже говорили, что в первой половине XIX века судовые компании отделились от торговых. Теперь же началось разделение труда между самими судовыми компаниями. Одни стали заниматься в основном доставкой грузов,другие - пассажирскими перевозками.

Для самых нетерпеливых пассажиров придумали пароходы-экспрессы. Они перевозили также почту и срочные грузы. Грузовые пароходы (на которых, впрочем, часто имелись и пассажирские отделения) шли медленнее.
В это же время появились и первые специальные суда-угольщики. Они развозили по всему свету единственный тогда источник энергии - уголь. Вслед за ними начали строиться корабли-рефрижераторы, танкеры, рудовозы и т.д. Рассмотрим подробнее различные типы судов.

Что такое пассажирское судно?

Что такое пассажирское судно?

Пассажирские суда предназначены для перевозки пассажиров. Их легко узнать по высоким надстройкам и длинным рядам бортовых иллюминаторов (так называют круглые окошки в корпусе судна).

Раньше над палубой пассажирского судна возвышалось до четырех огромных дымовых труб. В наши дни на таких пароходах имеются либо одна дымовая труба, либо выхлопные стойки, которые обычно попарно располагаются в задней части кормы. Размеры и скорость пассажирских судов бывают самые разные.

Пассажирское судно MSC LIRICA

Кроме того, одни пароходы занимаются только перевозкой пассажиров (таковы экспрессы и круизные суда), а на других наряду с пассажирскими отделениями есть еще и грузовые отсеки.
Вплоть до 50-х годов нашего века пассажирские перевозки через Атлантический и другие океаны осуществлялись главным образом с помощью пароходов. Однако в дальнейшем люди стали все чаще предпочитать самолеты, поэтому в начале 1970-х годов почти на всех трансатлантических линиях пассажирские перевозки прекратились.
В наше время, как правило, путешествуют на круизных пароходах, совершающих плавания в самые живописные уголки мира.

Пароходы- экспрессы и Голубая лента Атлантики

Пароходы- экспрессы и Голубая лента Атлантики

Уже к началу 1880-х годов внутри класса пассажирских судов выделяются пароходы- экспрессы. Каждая уважающая себя судовладельческая компания стремится быстрый в мире корабль - лишь бы привлечь новых пассажиров.

Правительства ряда государств предоставляют судовладельцам дотации, желая, чтобы кораблю их страны достался приз Голубой ленты Атлантики. Этот приз, учрежденный в 1840 году, присуждался пассажирскому судну, которое быстрее других пересекало Атлантический океан с востока на запад. На мачте корабля-победителя вывешивался особый вымпел голубого цвета, а его команда получала денежную премию.

«Кайзер Вильгельм» (1897) - самое крупное и быстроходное судно своего времени

В 1880 году рекорд быстроходности установили британские корабли «Аризона » и «Джерманик». При тоннаже 5000 брутто-регистровых тонн их скорость достигала 16 узлов. Спустя два года корабль «Аляска» (тоннаж 6932 бр.рег.т) уже развивал скорость свыше 16 узлов. В 1884 году скорость корабля «Орегон» (тоннаж 7375 бр.рег.т) достигла 18,56 узла. А в 1886 году два однотипных судна «Умбрия» и «Этрурия» (тоннаж 7718 бр.рег.т) устанавливают новые рекорды скорости: соответственно 18,9 и 19,65 узла.

В 1888 году начали строить крупные пароходы- экспрессы класса «люкс». Скорость таких судов превысила 20 узлов. В 1893 году корабли «Кампания» и «Лука- ния» развили скорость больше 21 узла. В 1898 году Голубую ленту впервые завоевывает немецкий пароход «Кайзер Вильгельм» (14 350 бр.рег.т, 22,29 узла). После этого вплоть до 1907 года немецкие корабли удерживали первенство за собой.

Корабль «Мавритания», который удерживал Голубую ленту на протяжении целых двадцати лет - с 1909 по 1929 год

Затем верх вновь взяли англичане. В 1909 году судно «Мавритания» (тоннаж 30 000 бр.рег.т) достигает скорости 26,06 узла. Этот пароход удерживал Голубую ленту до 1929 года. Другие корабли, будучи не в силах побить этот рекорд, стремились превзойти «Мавританию » хотя бы размерами. Так, в 1911 и 1912 годах через Атлантику отправляются пароходы тоннажем 45 000 бр.рег.т «Олимпик» и «Титаник».
Для последнего это плавание окончилось страшной катастрофой. «Титаник» уже завершал свой первый рейс по маршруту Саутгемптон - Нью- Йорк, когда в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в 150 километрах от острова Ньюфаундленд натолкнулся на айсберг. Вопреки предупреждению об опасности этот сверхмощный пароход, считавшийся непотопляемым, продолжал двигаться на самой большой скорости - 25 узлов.
Капитан «Титаника» и плывший на нем президент пароходной компании понадеялись на крепость двойного дна корабля и другие средства защиты. Однако острый подводный выступ айсберга молниеносно прорезал обшивку судна.
Образовалась пробоина почти стометровой длины. Хлынувшая внутрь вода залила машинное отделение, и «Титаник » остановился. Началась паника. В спасательных шлюпках было слишком мало места для 2206 человек, находившихся на борту. В 2 часа 20 минут ночи «Титаник» затонул. Крупнейшее в истории кораблекрушение привело к гибели 1503 пассажиров и членов экипажа.

В 1913 году самым крупным судном в мире был немецкий пароход «Император»

В 1913 году начинают курсировать три немецких парохода-гиганта «Император », «Фатерланд» и «Бисмарк» (тоннаж каждого свыше 50 000 бр.рег.т). В течение двадцати лет они оставались крупнейшими кораблями в мире, однако выиграть Голубую ленту им не удалось. В 1929 году это сделал немецкий же пароход «Бремен» (27,83 узла), а уже через год его обогнало судно того же типа «Европа» (27,91 узла).
В 1933 году победу одержал итальянский «Рекс» (28,92 узла). В 1935 и 1936 годах появились суперкорабли «Нормандия» и «Куин Мэри», оба тоннажем 80 000 бр.рег.т. Их скорость достигла почти 31 узла. Последним обладателем Голубой ленты стал американский пароход «Юнайтед Стэйтс». В 1952 году он пересек Атлантику, развив скорость 34,51 узла. Новых рекордов не последовало: с появлением реактивных авиалайнеров пароходы перестали состязаться в скорости.

С 1934 года победителям стали вручать серебряный кубок. Недавно суд вынудил американцев передать этот кубок одной из британских компаний, по заказу которой был построен морской катамаран «Ховерспид Грейт Бритн».
В 1990 году он пересек Атлантический океан на 2 часа 42 минуты быстрее корабля «Юнайтед Стэйтс». Специалисты, правда, поставили этот рекорд под сомнение.
Во-первых, катамаран шел из Америки в Европу, а в этой части океана дует в основном западный ветер, который британскому судну - в отличие от его предшественников - помогал.
Во-вторых, катамаран - это не пассажирский корабль. Но суд решил иначе.

Что такое рефрижераторное судно?

Что такое рефрижераторное судно?

Во второй половине XIX века рост населения развитых промышленных стран мира был столь бурным, что их сельское хозяйство уже не могло прокормить всех жителей. Тем временем на бескрайних просторах Австралии и Южной Америки бродили огромные стада скота, мяса которого хватило бы европейцам. Но как сохранить его при транспортировке через океан?
И вот в 1875 году была сконструирована аммиачная холодильная компрессорная установка,которая развивала необходимую мощность, а главное, ее можно было монтировать на корабле.

В 1877-1880 годах на британских и французских судах оборудуют первые грузовые холодильные трюмы.
В них в Европу везли мясо из Южной Америки. Холодильные установки продолжали совершенствоваться - и вот уже удается наладить доставку мяса из Австралии. В начале нашего века на рефрижераторных судах стали перевозить из Центральной Америки в Европу бананы.

Сперва на грузовых пароходах имелись лишь отдельные холодильные помещения, но позже появляются настоящие плавучие рефрижераторы, весь трюм которых отведен под холодильные камеры.
По форме эти суда напоминают яхты. Это впечатление довершает их цвет, обычно белый. Технические же данные современных рефрижераторных судов таковы: тоннаж более 10 000 бр.рег.т, скорость свыше 20 узлов, температура в трюмах до -20°С.

Что такое танкер?

Что такое танкер?

В середине прошлого века в Пенсильвании (США) и в районе Баку резко возрастает добыча нефти.

В то время из нее изготавливали в основном керосин, который использовали для освещения жилищ.

«Глюкауф» - прародитель современных танкеров

Добытую нефть заливали в бочки и так доставляли в Европу. Однако это обходилось недешево. И вот немецкий судовладелец Ридеман переделал парусник «Андромеда» в некое подобие нефтеналивного танкера.
После этого Ридеман начал строить на одной из английских верфей первый специальный танкер «Глюкауф» («Счастливого возвращения»). Он был готов в 1886 году.
Поначалу люди настороженно отнеслись к новому судну. Его называли «плавучей бомбой », ведь рядом с опаснейшим грузом вовсю полыхал огонь паровых котлов. Но технический прогресс было не остановить.

Потребность в жидком топливе все возрастала. Особенно резко она увеличилась после того, как были изобретены двигатели внутреннего сгорания и дизельный двигатель. В 1914 году в мире построили 340 морских танкеров каждый тоннажем более 1000 бр.рег.т.
А в 1939 году число таких танкеров превысило уже 1700. Крупнейшим из них являлся немецкий «К.О. Штильман». Его тоннаж составлял 16 436 бр.рег.т, а грузоподъемность - 24 000 тонн.

После второй мировой войны ввиду бурного развития экономики спрос на энергетические ресурсы значительно повысился. Важнейшим энергоносителем оставалась нефть, поэтому страны, где она добывалась, должны были поставлять ее все в больших количествах. Строятся новые крупные танкеры. Теперь уже эти суда, а не пассажирские пароходы соперничают между собой, стремясь превзойти друг друга размерами.

Танкеры сравнительно тихоходные корабли. Их скорость редко превышает 16 узлов. Вплоть до 1960-х годов танкеры можно было узнать издалека по одной характерной особенности их конструкции: дымовая труба находилась у них в кормовой части, а посередине судна возвышался капитанский мостик. Позже все надстройки переносят на корму.

Самый большой танкер в мире «Batillus»

Танкеры предназначены для перевозки любых жидких грузов: сырой нефти, бензина, растительного масла, вина... Современные продовольственные танкеры могут одновременно перевозить жидкие продукты более двадцати наименований, причем хранятся они при разных температурах.
Когда же перевозят жиры, а также дегтярные продукты, танкеры оборудуют специальными системами обогрева, ведь если такой груз застынет, его нельзя будет выкачать насосом.

Что такое балкер?

Что такое балкер?

Балкеры служат для перевозки так называемых навалочных грузов: например, руды, угля, цемента, удобрений, зерна, сахара и других. На таких судах обычно нет грузового такелажа - по прибытии на место назначения их разгружают с помощью специальных портовых механизмов.

В наши дни самые большие балкеры способны перевезти за один рейс до 160 000 тонн груза.

Балкер POLA ATLANTIC с кранами

Что такое паром?

Что такое паром?

Через реки и узкие морские проливы обычно перекидывают мосты. Там же, где это технически невозможно (или экономически невыгодно), для переправы пользуются паромами.
Прообразом этих кораблей послужили крохотные деревянные суденышки, на каких в старину паромщики перевозили людей. В наш век технического прогресса эксплуатируются главным образом самоходные паромы.

Паромы бывают пассажирские и транспортные. Первые переправляют пассажиров на другой берег реки, канала, залива или на близлежащий остров. На транспортных паромах некогда перевозили телеги или кареты, а сейчас их сменил автотранспорт (поэтому такие паромы называют еще автомобильными).
Существуют и морские автомобильные паромы, о которых мы расскажем позже.

В середине XIX века во многих странах мира разворачивается строительство железных дорог. Но зачастую прокладке их препятствовали большие водные преграды, через которые нельзя было соорудить железнодорожный мост.
С этой проблемой столкнулись не только островные государства (Великобритания, Япония), но также, например, США в районе Великих озер и на побережье, сильно изрезанном бухтами. Решили ее, изобретя железнодорожные паромы: начали строить суда с рельсами на палубе, которые благодаря специальным паромным причалам точно совмещались с колеей железной дороги. Поезд въезжал на палубу, и паром перевозил его на другой берег.

Со временем железнодорожные паромы совершенствовались. Так, в 1903 году между немецким портом Варнемюнде и шведским Гессером курсировали паромы тоннажем всего 1500 бр.рег.т. Сейчас этот показатель достигает 20 000 бр.рег.т.

Что такое сухогрузное судно?

Что такое сухогрузное судно?

Сухогрузы на протяжении столетия составляли основу мирового торгового флота. В наши дни вместо них чаще используются контейнерные суда.

Первые сухогрузы появились в 70-е годы XIX века. С этого времени вплоть до 1960-х годов их внешний облик почти не изменялся, хотя в их конструкцию было внесено немало новшеств. Все надстройки располагались в средней части судна, а над ними возвышалась дымовая труба.
Спереди и сзади от капитанского мостика находилось до шести загрузочных люков (в зависимости от размеров корабля). Там же устанавливалось несколько обычных и грузовых мачт.

На сухогрузах перевозили самые разные товары, кроме тех, которые доставляли специальные суда (рефрижераторы, танкеры, балкеры). Нередко на таких кораблях имелось и некоторое число пассажирских кают.

Обычно сухогрузы ходили по расписанию, но были и такие, которые без всякого графика направлялись туда, где для них имелись какие-либо грузы. Такие суда называют трампами («бродягами»).

Первые сухогрузы были очень медлительными. Их скорость не превышала 10 узлов. Еще в 1950 году сухогруз, двигавшийся со скоростью 15 узлов, считался быстроходным. Между тем объем и темпы мировой торговли возрастали.
Поэтому в 1960-е годы создаются скоростные сухогрузы. Это были суда тоннажем около 11 000 бр.рег.т, развивавшие скорость до 25 узлов. Они позволили сократить время транспортировки грузов, но проблему окончательно не решили.

И вот, когда на верфях еще закладывались последние сухогрузы, начинают строить первые контейнерные суда, которые значительно ускорили перегрузочные работы в портах.

Каковы главные разновидности рыболовных судов?

Каковы главные разновидности рыболовных судов?

В 80-е годы XIX века появились также специальные рыболовные суда. В те времена трал (сетчатый мешок с отверстием для ловли рыбы) перебрасывали прямо через борт корабля. Через борт же сеть с уловом втягивали обратно.

Пароходы подобной конструкции существовали вплоть до 1950-х годов, когда стали строить первые траулеры с кормовым тралением. На таких судах улов поднимают наверх с помощью кормового слипа. Размеры тралов увеличились, а вытаскивать их могло меньшее число рыбаков.

Траулер Нида

Траулеры - самые крупные из рыболовных судов. Они обладают хорошими мореходными качествами и уходят на промысел далеко от порта. Грузоподъемность траулера достигает 800 тонн. Имеются и другие специализированные суда для ловли рыбы.
Например, дрифтеры ставят сети на поверхности моря, а быстроходные сейнеры охотятся за косяками рыбы при помощи кошельковой сети.

С 1960-х годов создаются суда нового типа - рыбоперерабатывающие. На них пойманную рыбу сразу же разделывают и изготавливают из нее филе и другие полуфабрикаты.

Что такое китобойное судно?

Что такое китобойное судно?

К рыболовным судам причисляют также китобойные, хотя кит - это вовсе не рыба, а огромное млекопитающее. В XVII-XIX веках на китов охотились с крупных гребных шлюпок. Китобои пытались поразить свои жертвы острогой или гарпуном. В этом жестоком поединке нередко побеждали киты, которые нападали на преследовавшие их суда и в ярости разбивали их в щепы.

Если же кита удавалось убить, то шлюпка буксировала его тушу к большому кораблю - плавучей базе, где из мертвого животного вытапливали жир (ворвань).

В эпоху пароходов начался промышленный лов китов. Появляются целые флотилии китобойных судов во главе с огромной плавучей базой, представляющей собой настоящий завод по разделке и переработке китовых туш.

Сами же китобойцы - это небольшие быстроходные корабли, вооруженные специальной пушкой. Выпускаемый ею гарпун, привязанный к прочному канату, вонзается в тело кита и удерживает животное, словно на крючке. Этот жестокий промысел настолько сократил численность китов, что в 1960-е годы почти все страны от него отказались.

Существуют также другие промысловые суда, приспособленные, например, для охоты на тюленей или лова крабов.

Какие еще имеются типы судов?

Какие еще имеются типы судов?

Их очень много. Самые разнообразные корабли бороздят морские просторы. Одни проверяют морские пути и следят за их безопасностью, другие обеспечивают бесперебойную работу портов и т.д. Такие суда называют вспомогательными.

В XIX веке для налаживания быстрой связи Европы с Америкой и другими частями света по дну океанов протянули сеть подводных кабелей. Занимались этим специальные суда-кабелеукладчики. И в наши дни, хотя мы чаще предпочитаем радио- или спутниковую связь, работы для этих судов все еще хватает.

Близ устьев рек и на мелководье размещаются плавучие маяки, которые указывают дорогу судам. Правда, в последнее время их все чаще заменяют сигнальными башнями или буями, которые необходимо постоянно проверять. Этим тоже занимаются специальные суда.

Нельзя забыть и о буксирных судах. Одни из них помогают крупным морским пароходам войти в узкое речное русло или провожают их через акваторию порта к месту стоянки. Морские же буксиры тянут за собой большие плавучие доки или лихтеры, спешат на помощь кораблям, севшим на мель.

На помощь потерпевшим кораблекрушение приходят спасательные суда. Это небольшие маневренные и практически непотопляемые корабли, развивающие огромную скорость.

Незаменимыми помощниками моряков, которые плавают в замерзающих морях, стали ледоколы. Первый в истории ледокол сконструировал и построил русский адмирал Макаров. Корабль водоизмещением 8730 тонн, получивший название «Ермак», имел обтекаемый корпус, чтобы при боковом сжатии льды не раздавили его, а только вытолкнули наверх, скошенный, как у утюга, нос для вползания на льдины и необычайно мощные двигатели.

Летом 1899 года «Ермак» совершил пробное плавание в водах Арктики (окончившееся, правда, неудачей) и с тех пор принимал участие во многих «ледовых походах» и спасательных экспедициях, продолжая служить вплоть до 1963 года. Мы перечислили далеко не все типы судов.

Есть еще лоцманские катера, буровые суда, научно-исследовательские корабли, бункеровочные суда, плавучие краны, пожарные катера, а также всевозможные речные суда.

Судостроение в XX веке

Судостроение в XX веке

На протяжении нашего столетия форма кораблей претерпела значительные изменения.

В 1900 году пароходы имели острый вертикальный форштевень и косую эллиптическую корму. Палубы пролегали от носа к корме, описывая плавную дугу с характерной седловатостью. Затем кормовую часть судна стали округлять.
В 1930-е годы начали строить корабли с выступающим форштевнем. Эта форма широко распространена и в наши дни. В 60-е годы судостроители вновь возвращаются к транцевой корме, то есть корме с плоским срезом, хорошо известной еще со времен парусного флота.
В это же время начинают строить суда с бульбообразным носом. Название его связано с торпедообразным, шарообразным или бочкообразным утолщением в подводной части, благодаря которому скорость корабля резко возрастает, а топлива расходуется меньше.

Судно с традиционной носовой частью (слева) гонит перед собой высокую волну. Чтобы справиться с ней, двигатель расходует много энергии. «Погасить» волну позволяет бульбообразный нос (справа). Благодаря ему сопротивление воды существенно уменьшается.

В 50-е годы в кораблестроении отказались от клепальных молотков. Суда стали строить из сварных конструкций. А с конца 60-х корабелы начинают руководствоваться исключительно принципом рациональности. Теперь обтекаемую форму придают только подводной части судна, а в остальном геометрия корабля предельно проста: прямые палубы, ребристые надстройки. Всюду царят вертикальные и горизонтальные линии. Исключения делаются лишь для пассажирских лайнеров.

Судовые машины за последние сто лет тоже сильно изменились. В начале века самые быстроходные суда приводились в движение турбинами. Впервые ими был оснащен в 1901 году «Кинг Эдуард» - паром, курсировавший между берегами пролива Ла-Манш. А спустя всего шесть лет турбинное судно «Лузитания» завоевало Голубую ленту.

В 1912 году появляются морские теплоходы. Первый из них назывался «Зеландия »; плавал он под датским флагом. В 20-30-е годы создаются суда с дизельным и турбоэлектрическим приводом.
Одновременно совершенствуются котлы высокого давления. Начиная с 60-х годов в кораблестроении все чаще применяется дизельный двигатель, работающий на быстром ходу. Он занимает куда меньше места, чем громадный тихоходный дизельный мотор. Во время второй мировой войны получили распространение суда с газотурбинными двигателями.

Осталось упомянуть еще о так называемых атомоходах. Правда, профессионалы утверждают, что этот термин не совсем точен. Дело в том, что атомный реактор лишь вырабатывает энергию, благодаря которой вода в судовом котле нагревается и превращается в пар; он-то и приводит в движение турбины.
Чаще всего атомный реактор устанавливают на военных кораблях. Взяв на борт запас уранового «горючего», авианосец или подводная лодка могут находиться в открытом море очень долго. Атомными реакторами оснащены и некоторые арктические ледоколы. Первым из них стал советский атомоход «Ленин», построенный в 1959 году.

Большинство современных крупных судов имеет специальные подруливающие устройства, которые устанавливают на носу или на корме. Благодаря им корабль может двигаться боком, что очень удобно для маневрирования в узких акваториях. Если бы не эти рули, никакое судно не смогло бы швартоваться или отчаливать без помощи буксира.

Безопасность судов

Безопасность судов

Если бы мы захотели даже очень бегло рассказать обо всех технических новшествах, которые помогают нам сделать морские плавания более безопасными, пришлось бы написать еще одну книжку для серии «Что есть что». Поэтому упомянем лишь три главных достижения XX века в этой области.

1 В 1900-е годы суда начали оснащать радиотелеграфом. Вначале он появился на пассажирских пароходах, а позже и на всех остальных кораблях. С этого времени моряки в течение всего плавания поддерживают постоянную связь с сушей и в любую минуту могут попросить о помощи.

2 В наши дни суда оборудуют радарами (это система радиообнаружения и определения расстояния, названная так по первым буквам слов соответствующего английского выражения: Radio Detecting and Ranging). Радары обеспечивают безопасность корабля в темное время суток или при плавании в условиях тумана. Прежде их применяли лишь в военном флоте.

3 В 80-е годы повсеместно распространилась система компьютерной спутниковой навигации. Теперь, используя данные, полученные со спутников, можно в любой момент и при любой погоде выяснить точное местонахождение судна и многое, многое другое, что необходимо знать для безопасного плавания.

В последнее время ученые усиленно работают над «электронной морской картой». На некоторых судах ею пользуются уже сейчас.

Конвенция SOLAS (приложения редакции 1974 года) предполагает разделение пассажирских судов во всем мире на шесть основных типов, в зависимости от технических особенностей и задач, которые способно выполнять судно.

  • Круизные суда

К этой категории пассажирских судов можно отнести крупные пассажирские суда с большим водоизмещением и грузоподъемностью, высокими скоростными характеристиками и повышенным уровнем безопасности, которые занимаются перевозкой пассажиров по определенным международным маршрутам с заходом в заранее запланированные открытые порты с туристическими целями. Круизные лайнеры представляют собой гигантские отели на воде с большим количеством кают для пассажиров и развитой корабельной инфраструктурой, многочисленным экипажем и обслуживающим персоналом, создающим высокий уровень безопасности и жилого комфорта. Погрузку и выгрузку попутных грузов и сторонних пассажиров круиз не предполагает, а маневренность круизных судов в портовых акваториях остается проблемой – для захода в порты им часто необходима помощь маневровочных буксиров БВ и БМ, а также буксиров-толкачей БТО.

  • Океанские и морские лайнеры

Этот тип пассажирских судов, ранее активно перевозивший большое количество пассажиров по рейсовым маршрутам, сегодня практически морально устарел – другие виды транспорта (авиация) предлагают скорейшие сроки перевозки, поэтому большинство рейсовых лайнеров постепенно перепрофилировалось в лайнеры круизные. Однако по уровню безопасности, жилого комфорта и возможностям этот вид пассажирских судовс по-прежнему можно считать вне конкуренции.

  • Речные суда дальнего плавания

Суда этого типа еще популярны на больших реках, имеют сравнительно большой тоннаж и способны перевозить до 1000 человек за один рейс. Однако мировой рынок услуг этих судов постепенно сокращается, и большинство их модернизируется под круизные суда-отели с каютами повышенного комфорта, предлагающие широкий спектр развлечений и отдыха на воде.

  • Круизные паромы

Специфический тип круизно-пассажирского водного транспорта, широко используемый на международных морских линиях средней продолжительности. Особенностью его можно считать то, что паром совмещает в себя функции круизного судна и одновременно может перевозить некоторое количество пассажиров, транспортных средств и багажа по попутным маршрутам от порта к порту. Круизные паромы вместительны, комфортабельны и безопасны, однако скоростные и маневренные характеристики у них несколько ниже, чем у океанских круизных лайнеров.

  • Теплоходы

На сегодняшний день это – наиболее многочисленный тип самоходных пассажирских судов, который способен перевозить пассажиров на международных, внутренних морских и речных линиях, на местных линиях по озерам и водоканалам. Теплоходы заменили собой пароходы, используют двигатель внутреннего сгорания на дизельном топливе, имеют высокую крейсерскую скорость и небольшую осадку, в связи с чем могут использоваться в качестве рейсового или круизного транспорта (в зависимости от оснастки и бортового оборудования). Одной из самых скоростных разновидностей сегодня считаются турбоходы.

  • Яхты

В настоящий момент к пассажирским судам можно отнести только сравнительно крупных представителей этого семейства малых судов – к ним нельзя отнести спортивные яхты. Пассажирские же яхты на моторной или парусной тяге сегодня активно используются в кратких морских или речных круизах, могут преодолевать достаточно большие расстояния, а за счет компактных габаритов и высокой маневренности практически не имеют проблем с заходами в любой порт.

Материал подготовлен по информации предоставленной сервисом «Поиск теплохода » используя который, вы можете найти судно для отдыха или мероприятия. Аренда теплохода от собственника – это верный способ сэкономить время, деньги и средства.