У аэропорта шереметьево появится третья взлетно-посадочная полоса. Авиация россии Строительство взлетно посадочной полосы 3 аэропорта шереметьево

Третья взлётно-посадочная полоса аэропорта "Шереметьево" после ввода в эксплуатацию будет принимать ночные рейсы в ограниченном режиме. Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту Минтранса, который касается порядка установления в России приаэродромных территорий, сообщает " Интерфакс ".

Ограничения на взлёт/посадку в ночное время вводятся из-за близкого расположения населённых пунктов. "Расположение полосы рядом с крупными населёнными пунктами Лобня (5 км), Сходня (3 км), Зеленоград (5 км) не позволит полноценно её использовать - из-за высоких показателей авиационного шума количество рейсов в ночное время придётся ограничить", - цитирует агентство пояснительную записку Минтранса, опубликованную на портале regulation.gov.ru.

Летом 2017 года был принят федеральный закон, который обязал аэропорты установить на своих приаэродромных территориях (земли в радиусе 30 км) семь подзон с разными степенями ограничений по использованию. В первой, самой жёсткой, можно строить только объекты для обеспечения воздушного движения, в седьмой возможна ограниченная застройка, если уровень авиационных шумов превышает допустимый и вредит здоровью. За то, что на земли и недвижимость наложены ограничения в использовании, аэропорт должен платить компенсации их владельцам. Жители домов, которые окажутся в зоне авиационных шумов, превышающих допустимый уровень, смогут требовать расселения также за счёт аэропортов.

Осенью 2018 года Международная ассоциация аэропортов сообщала, что в России нет аэропортов гражданской авиации, где была бы установлена приаэродромная территория. Основная причина в том, что не определён порядок расчёта возмещения ущерба в связи с ограничениями использования земель и объектов недвижимости.

Ранее планировалось, что запуск ВПП-3 позволит аэропорту увеличить количество взлётно-посадочных операций с 55 до 90 в час. Однако из-за вводимых ограничений в ночной период количество ВПО будет меньше расчётных.

Третья взлётно-посадочная полоса в "Шереметьево" строится с 2009 года. Изначально ввести её в эксплуатацию планировалось к началу Чемпионата мира по футболу 2018 года.

В октябре 2018 года руководитель Росавиации Александр Нерадько заявил, что ВПП-3 может заработать в марте 2019 года. По его словам, наибольшие проблемы при строительстве полосы, которые и повлияли на сроки, были связаны с переносом газо- и нефтепроводов. В декабре гендиректор аэропорта Михаил Василенко анонсировал её открытие в апреле 2019 г.

10 января 2019 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против компаний ПАО "Трансстроймеханизация" и ЗАО "Трест Камдорстрой", сформировавших картель при строительстве ВПП нескольких аэропортов, в том числе и "Шереметьево", сообщают " ".

По предварительным данным ФАС, доход картеля составил более 25 млрд руб. - это 6-7 аэропортов, которые попали в сферу рассмотрения. "На сегодняшний день это крупнейшее дело в сфере строительства», - заявил начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев.

Компания «Трансстроймеханизация», входящая в группу «Мостотрест», распоряжением Правительства РФ с 2015 года является генподрядчиком строительства третьей ВПП "Шереметьево", контракт с ней оценивался в 17,6 млрд руб. В конце 2016 г. аэропорту перестало хватать средств - на продолжение строительства ВПП-3 понадобилось, по разным оценкам, от 5 до 13 млрд руб. В июне 2017 г. министр транспорта Максим Соколов заявлял, что дефицит средств на строительство объекта в 2018 г. составляет 7,5 млрд руб. В октябре 2017 г. «Трансстроймеханизация» получила очередной контракт на 3,2 млрд руб.

Таковой может стать для пилотов со всего мира и для местных жителей новая ВПП-3 аэропорта Шереметьево.

У нас в стране нет, похоже, ни одного проекта, который не смог бы испохабить маленький гаденький чиновник. Тот, который, в общем-то, ничего не решает и ни за что, в сущности, не отвечает. Зато своим невнятным поведением вполне способен довести всё до грандиозного скандала. Так, в самое ближайшее время Россия может заслугами примерно вот таких не причастных ни к чему чинуш огрести ещё и международный скандал - новая взлётно-посадочная полоса (ВПП) в аэропорту Шереметьево грозит нарушить все мыслимые человеческие нормы. Ведь она может пройти буквально по головам живущих сейчас в непосредственном соседстве с нею людей.

Как известно, новая ВПП должна быть построена к чемпионату мира по футболу 2018 года. Она в некотором роде уникальна, поскольку при ширине 60 метров и длине 3200 сможет принимать все типы воздушных судов. Для того чтобы доставлять туда самолёты, будет сооружён даже специальный путепровод (так называемая рулёжка) над Шереметьевским шоссе. На сооружение ВПП-3 Шереметьева были выделены достаточно большие деньги - 35,5 млрд рублей. Но когда у нас чиновники, да ещё и распоряжающиеся бюджетными деньгами, укладывались в первоначально заложенную стоимость? Так, в начале 2017 года Росавиация, которая выступает заказчиком сооружения взлётной полосы, по сути, запросила ещё 20 млрд рублей. Оправданием этого выбрали инфляцию, из-за которой ряд работ стал значительно дороже. Надо думать, что до октября 2017 года, когда полоса должна заработать в тестовом режиме, ещё не раз выяснится, что денег не хватает.

Полоса проходит вплотную к некоторым домам, о выкупе и отселении людей из которых чиновники, по всей видимости, предпочли забыть. Из этой суммы 2,698 млрд руб-лей было заложено на выкуп домов, строений и сооружений, которые попадают в зону сооружения ВПП-3. Это было определено ещё в 2011 году в проекте строительства. Судя по плану мероприятий по сооружению ВПП, вывод жилой зоны из зоны строительства должен был быть осуществлён ещё в 2014-2015 годах. Под это попадали 135 собственников земельных участков. А финансирование этого должно осуществляться в рамках проекта строительства комплекса. Всего под территорию строительства отведено более 500 гектаров. Так, под снос ещё на самом первом этапе должны были пойти 260 зданий и строений, расположенных в трёх деревнях - Паршино, Перепечино и Дубровка.

А жителям предоставлена соответствующая компенсация. По сути, эти три деревни должны были уже давно быть выкуплены и расселены полностью. Кроме того, следовало перенести газопровод высокого давления, а также попадающие в эту же зону три нитки трубопровода, обеспечивающего топливом аэропорт. Ну, не говоря уже о таких «мелочах» типа дороги на кладбище.

Надо ли говорить, что всего этого до сих пор, по всей видимости, не было сделано, а жители трёх деревень до сих пор «сидят на чемоданах», ожидая решения своей судьбы? Похоже, им просто говорят, что средств на выкуп их домов предусмотрено не было, а снос предусмотрен и это якобы были деньги именно на снос. Получается, что проектом был определён практически незаконный захват частной собственности и выбрасывание людей из домов?

«Вон тут будет проходить взлётная полоса, - показывал мне один из местных жителей. Имя своё он отказался называть в газете, так как, по-видимому, всё ещё «бодается» с Росавиацией и её дочерней структурой ФГУП АГАа - администрация гражданских аэропортов и (аэродромов). - И вот тут продолжаться. Как раз через мой дом. И что удивительно, денег на его выкуп мне сегодня предлагают ровно в 2 раза меньше, чем в 2012 году. Это такая у них инфляция?» Вот что можно узнать, если довериться истории моего собеседника.

Партизанская война

А вот здесь следите за руками. Похоже, что одним из основных аргументов к снижению цены на выкупаемые дома для Росавиации является падение их рыночной стоимости. Ну ещё бы. Сколько будет стоить ваш дом, рядом с которым уже несколько лет ведётся столь грандиозная стройка? Некогда благодатные тихие места у реки Клязьмы, где гнездились цапли, разворочены уже до основания, весь лес - а это около 500 гектаров от Шереметьевского шоссе до Лобни и Чёрной Грязи - вырублен, и пейзаж вокруг простирается теперь вполне апокалиптический. Периодически отключается электричество, когда кабели попадаются на пути строительной техники. Подъездные дороги к домам изуродованы и перекрыты. Гул и грохот стоит весь день. То есть чиновники этих славных ведомств пошли по пути хорошо налаженной партизанской войны, рассчитывая просто выкурить жителей из их домов. Или авось они сами куда-нибудь денутся?

Местное население, попадающее «под раздачу» таких проектов, обычно принято представлять неразумным и тормозящим прогресс. Дескать, не хотят уезжать. В ситуации же с Перепечино, Паршино и Дубровкой ровно всё наоборот. «Да выкупите уже у нас наконец дома! - умоляют чиновников жители. - Устали жить уже в этом аду!» «А денег нет - примерно так возражают чиновники. - Ждите, когда полосу введут в эксплуатацию». Компенсацию пока что получили лишь несколько жителей, в заборы которых буквально упёрлась эта полоса. А остальных заказчики строительства полосы, как мне кажется, в упор не замечают. Куда только не обращались жители злополучных деревень! В Минтранс РФ, областной минтранс, Рос-потребнадзор РФ и МО, ФАУ Главгосэкспертиза, Минэкономразвития, к губернатору и вице-губернаторам Московской области, в Генеральную прокуратуру, ЦУ Ростехнадзора, прокуратуру МО, Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру и в другие природоохранные предприятия и надзорные ведомства. Жители даже инициировали комплексную проверку строительства ВПП-3 силами нескольких надзорных ведомств. В ходе её были выявлены нарушения проектной документации и законодательства РФ при строительстве ВПП-3, которые легли в основу ряда судебных исков.

Даже Генеральная прокуратура ещё в 2016 году установила, что «ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» при проведении работ по строительству комплекса новой взлётно-посадочной полосы-3 международного аэропорта Шереметьево в нарушение ст. 52.53 Градостроительного комплекса Российской Федерации не исполнило требования проектной документации о выносе существующих инженерных сетей и коммуникаций из зоны строительства, а также разборке зданий и сооружений в жилых массивах, прилегающих к строительству деревень». А в заключении Ростехнадзора так вообще прямо сказано, что «проектной документацией объекта предусмотрен комплекс подготовительных работ, включающих в себя: вырубку леса, разборку существующих покрытий, вынос инженерных сетей и коммуникаций из зоны строительства, переустройство рек, разбор зданий и сооружений в жилых массивах (согласно разделу 6 проекта по организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства 0301-ПОД сносу подлежат все здания и все сооружения д. Перепечино и д. Дубровки), ограждение строительной площадки на весь период строительства. Проектной документацией определено, что указанные мероприятия должны быть осуществлены до начала производства работ первой и второй очереди».

Разгильдяйство или саботаж?

Но воз и ныне там. Похоже, что даже на публичных слушаниях чиновники Росавиации упорно отказывались отвечать на вопрос, когда же будут выкуплены дома. Это что, разгильдяйство чиновников Росавиации или откровенный саботаж, направленный на подрыв престижа страны из-за несоблюдения взятых на себя обязательств перед ФИФА к ЧМ-2018?! А как будет обеспечиваться безопасность воздушных судов около жилых домов? Если, к примеру, жители включат парковый свет, прожекторы и самолёты будут ориентироваться на них, а не на взлётно-посадочные огни и приземлятся… ну, скажем, в сад или на подъездную дорогу.

Но даже если не упоминать всё это, как мне кажется, откровенное пренебрежение проектной документацией и прямыми указаниями всех надзорных структур устранить безобразие, как будут выглядеть жилые деревни на взлётной полосе во время чемпионата мира? Это будет даже покруче аэропорта на острове Сен-Мартен, где небольшие самолёты взлетают прямо над пляжем. Там по крайней мере людям есть куда бежать, если что. Тут же полоса проходит вплотную к некоторым домам, о выкупе и отселении людей из которых чиновники, по всей видимости, предпочли забыть. У кого из пилотов хватит духу взлетать и садиться над головами людей? И что это за чемпионат, ради проведения которого власти готовы рисковать здоровьем и благополучием своего населения? Ведь взлётная полоса - это не только адский шум и вредные выбросы, например, откровенно провоцирующего онкологию бензопирена. Не говоря уже о массе других неприятных последствий для жизни людей от соседства с взлетающими самолётами.

Даже та же система навигации - это вреднейшее излучение. Кстати, и расположение самой полосы среди домов также крайне опасно - при любом боковом ветре точка невозврата, после которой уже нет возможности для разворота, будет особенно близка. Всё это вряд ли пропустят наши идеологические «доброжелатели» на Западе. А стало быть, будьте готовы если уж не к самому срыву чемпионата, то к крупному политическому скандалу.

Подмосковные власти согласовали проект новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) Международного аэропорта Шереметьево. Построить ее планируется к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Создание второй летной зоны наряду с развитием Северного терминального комплекса превратит Шереметьево в один из самых мощных пассажирских и грузовых хабов мира. К 2030 году главная воздушная гавань страны сможет пропускать в два раза больше пассажиров - до 65 млн человек ежегодно.

Градостроительный совет Московской области согласовал документацию по планировке территории для строительства комплекса новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) Международного аэропорта Шереметьево. Теперь проект планировки будет представлен на утверждение Федеральному агентству воздушного транспорта, отмечает заместитель председателя Правительства Московской области Герман Елянюшкин.

Разместить третью ВПП аэропорта Шереметьево планируется на территории сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района и городского округа Химки. Общая площадь зоны будущей ВПП-3 составляет 505 га. Этот участок отделен от исторических границ Международного аэропорта Шереметьевским шоссе.

Строительство комплекса новой взлетно-посадочной полосы независимого действия развернется на площадке 340 га. На оставшейся территории 165 га планируется возвести пассажирский аэровокзал, топливозаправочный комплекс, аэродромную инфраструктуру, объекты служебно-технической застройки и другой наземной инфраструктуры, необходимой для обслуживания авиаперевозок.

Согласно проекту планировки, на северо-востоке Шереметьево будет создан аэродромный комплекс класса «А». В его состав войдут взлетно-посадочная полоса длиной 3200 м и шириной 60 м (рассчитана на взлет и посадку всех типов воздушных судов, включая средне- и дальнемагистральные самолеты), система рулежных дорожек, комплексы противообледенительной обработки воздушных судов и орнитологической защиты аэродрома, а также объекты средств посадки, управления воздушным движением, радионавигации и командно-диспетчерский пункт.

Доставлять воздушные суда от аэровокзальных терминалов Шереметьево на ВПП-3 предполагается с помощью рулежной дорожки, которая соединит новую взлетно-посадочную полосу с сектором «Шереметьево-1». Пересекать Шереметьевское шоссе она будет посредством специального путепровода, который возведут в разных уровнях с автотрассой.

Для качественного транспортного обслуживания жителей близлежащих населенных пунктов и садоводческих товариществ планируется реорганизовать существующую и создать новую улично-дорожную сеть. Так, к деревне Паршино от Шереметьевского шоссе протянут новую автомобильную дорогу.

Построить третью ВПП Международного аэропорта Шереметьево планируется к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Государственным заказчиком проекта является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), застройщиком - ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», а подрядчиком - ООО «Трансстроймеханизация». Проект реализуется полностью за счет бюджета Российской Федерации. Объем финансирования составляет около 35,6 млрд руб.

Комплекс новой ВПП позволит значительно увеличить пропускную способность главной воздушной гавани страны. Сегодня Шереметьево имеет возможность обеспечивать до 50 взлетно-посадочных операций (ВПО) в час. Из-за интенсивного роста объема перевозок российских и зарубежных авиакомпаний этот показатель необходимо увеличить как минимум до 70 ВПО. Нынешняя инфраструктура Международного аэропорта не способна обеспечить соответствующий рывок: две существующие взлетно-посадочные полосы Шереметьево взаимозависимы и не могут использоваться одновременно.

Благодаря ВПП-3 независимого действия Шереметьево сможет построить волновое расписание хаба, обеспечить полномасштабное развитие авиакомпаний-резидентов, а также сбалансировать пропускную способность пассажирских терминалов с мощностью аэродрома. Это позволит к 2030 году увеличить пропускную способность аэропорта с 30 до 65 млн человек в год.

Правительство Московской области во главе с губернатором Андреем Воробьевым всесторонне поддерживает инициативы, направленные на усиление потенциала московского транспортного узла, основным звеном которого выступает Международный аэропорт Шереметьево. Недавно мы согласовали проект развития Северного терминального комплекса, который предусматривает строительство современного терминала B с удобной инфраструктурой. Наряду с этим проектом, создание второй летной зоны превратит Шереметьево в один из самых мощных пассажирских и грузовых хабов мира. Это повысит привлекательность нашего транзитного авиаузла и поднимет уровень конкурентоспособности России в целом и Подмосковья в частности, - резюмировал Герман Елянюшкин.

Международный аэропорт Шереметьево - крупнейший российский аэропорт по объемам пассажирских и грузовых перевозок, взлетно-посадочных операций и площади аэровокзального комплекса. Маршрутная сеть составляет более 200 направлений. В 2015 году Шереметьево обслужил 31 млн 612 тыс. пассажиров.

Третья взлётно-посадочная полоса (ВПП) в аэропорту Шереметьево может заработать в марте 2019 года, сообщил журналистам руководитель Росавиации Александр Нерадько. Изначально ввести новую ВПП в эксплуатацию планировалось к началу Чемпионата мира по футболу 2018 года.

По словам Нерадько, наибольшие проблемы при строительстве полосы, которые и повлияли на сроки, были связаны с переносом газо- и нефтепроводов: "В аэропорту Шереметьево самая большая проблема, связанная со строительством третьей ВПП, была не в самой стройке и не в отсутствии финансирования, а в необходимости переноса магистральных трубопроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов. Перенос занял порядка двух лет. Сейчас этот вопрос решён, он согласован с руководством "Газпрома", "Транснефти", - сказал Александр Нерадько.

Основной объём работ будет выполнен в этом году. "Возможно, взлетим с этой полосы в марте следующего года" - , добавил глава Росавиации.

Решение о создании третьей взлётно-посадочной полосы в Шереметьево было принято в 2009 г. В 2017 году на тот момент министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что дефицит средств на строительство ВПП-3 составляет 7,5 млрд руб. Он отмечал, что в качестве источника рассматриваются средства "Госкорпорации по организации воздушного движения". "Но цель одна - чтобы ВПП была построена и введена в эксплуатацию к началу Чемпионата мира по футболу 2018 года, поэтому этот дефицит будет ликвидирован", - говорил министр.

Однако к ЧМ-2018 ВПП-3 так и не была построена. В июне 2018 года новый глава Минтранса Евгений Дитрих рассказал, что строительство объекта, по расчётам ведомства, завершится до конца текущего года, но "вопрос непростой".

"Мы работаем над тем, чтобы задача была решена к ноябрю-декабрю. Сейчас предсказать, как разрешится ситуация, довольно сложно: там непростая ситуация с оформлением земельных участков, есть ряд проблем, которые мы сейчас решаем. Но сделаем всё возможное, чтобы закончить в этом году", - заверил министр.

Ход строительных работ на середину октября 2018 года:

Проект строительства третьей взлётно-посадочной полосы в аэропорту "Шереметьево" не удастся завершить к Чемпионату мира по футболу, рассказали "АвиаПорту" источники в отрасли. Впрочем, с программой перевозок во время футбольного первенства "Шереметьево" справится и в рамках существующей инфраструктуры, а ввод в строй третьей полосы в большей степени связан с необходимостью закрыть на ремонт одну из действующих ВПП. Поэтому ответственным лицам дана отсрочка до конца года, но на этот раз - без права на задержку.

Третья взлётно-посадочная полоса в аэропорту "Шереметьево" точно не будет введена в строй к Чемпионату мира по футболу в России, рассказали "АвиаПорту" четыре независимых друг от друга источника в отрасли. В Росавиации и подведомственном ей ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" отказались от комментариев.

Строительство ВПП-3 входит в проект развития инфраструктуры "Шереметьево", который включает также строительство пассажирского терминала внутренних воздушных линий (Терминал В) и грузового терминала на территории так называемого северного терминального комплекса (СТК), топливозаправочного комплекса и межтерминального перехода, который, проходя под лётным полем, свяжет южную и северную терминальные зоны аэропорта. "На объекте продолжаются строительные работы", - отчитывалась контролирующее строительство полосы ФГУП "АГА(А)" 15 декабря. Генподрядчиком выступает "Трансстроймеханизация" (входит в группу компаний "Мостотрест"), с представителем строительной организации связаться не удалось.

Сроки строительства полосы несколько раз сдвигались. В качестве одной из ключевых проблем назывался недостаток финансирования. В ноябре газета "Ведомости" со ссылкой на источники сообщала, что стоимость проекта возросла до 64,1 млрд рублей. При этом источник дополнительных средств до сих пор не определён: обсуждаются разные варианты, вплоть до выделения необходимых сумм по линии подведомственного Росавиации ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Судя по заявлениям главы Минтранса Максима Соколова, которые он сделал в интервью RNS в сентябре, этот вариант рассматривался как приоритетный.

Но для качественного обеспечения воздушных перевозок во время футбольного первенства в третьей полосе нет острой необходимости. В "Шереметьево" сообщили, что "аэропорт сможет обеспечить программу перевозок [к Чемпионату мира] с помощью имеющихся ВПП". По данным "АвиаПорта", при благоприятных метеоусловиях полосы могут обеспечить до 65 взлётно-посадочных операций в час, при этом уже отмечены случаи, когда за час фактически обслуживалось свыше 60 взлётов и посадок. Но ожидаемый прирост числа ВПО в связи с приёмом команд и болельщиков, пик которого придётся на середину июля, будет меньше, чем ежегодный прирост числа ВПО в конце августа и начале сентября, когда курортники массово возвращаются с мест отдыха.

Впрочем, ввод в строй ВПП-3 гораздо важнее не для обеспечения программы перевозок в течение мундиаля летом 2018 года, а для закрытия на ремонт одной из действующих ВПП (речь идёт о ВПП-1, ближайшей к южной зоне "Шереметьево"). Назвать сроки ремонта источники "АвиаПорта" затрудняются: по их оценке, с различными ограничениями полоса может находиться в эксплуатации вплоть до первой половины 2019 года. Закрытие ВПП-1 значительно скажется на пропускной способности "Шереметьево", опасаются собеседники, в том числе из-за удалённости ВПП-3 от основных мест стоянок воздушных судов, но пока не приводят конкретных оценок.

Тем не менее, в 2018 году ВПП-3 должна быть не только достроена, но и введена в эксплуатацию, утверждает источник в отрасли. Он отметил, что на недавнем совещании в Минтрансе ответственным лицам пообещаны серьёзные кадровые выводы, если этот срок выдержать не удастся.