Зимний дворец во времена екатерины 2. Формирование половины Екатерины II

Зимний дворец является крупнейшим дворцовым сооружением Петербург а. Размеры и великолепная отделка позволяют с полным правом отнести его к наиболее ярким памятникам петербургского барокко. «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имеет ничего подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображает он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминает о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России... Зимний дворец для нас является представителем всего отечественного, русского, нашего»,- так писал о Зимнем дворце В. А. Жуковский. История этого памятника архитектуры богата бурными историческими событиями.

В начале XVIII века в том месте, где сейчас стоит Зимний дворец, строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр I воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева, и в 1708 году построил для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по приказу будущего императора перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный (по дворцу) Зимней канавкой.

В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Георг Маттарнови по приказу царя при ступил к перестройке деревянного дворца в каменный. В процессе работы архитектор Маттарнови был удален от дел и строительство возглавил Доменико Трезини, итальянский архитектор швейцарского происхождения. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. А в январе 1725 года здесь умер Петр I (в комнате первого этажа за нынешним вторым окном, считая от Невы).

В дальнейшем императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены, и работа закипела. В 1735 году строительство дворца было завершено, и императрица переехала в него на жительство. Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Урихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки.

Елизавета Петровна также пожелала императорскую резиденцию переделать под свой вкус. 1 января 1752 года она приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принял решение строить все здание заново. Новый проект - очередного здания Зимнего дворца - Елизавета Петровна подписала 16 июня 1754 года.

Строительство продолжалось восемь долгих лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и недолгое правление Петра III .

Любопытна история приезда во дворец Петра III. После смерти Елизаветы в ее гардеробах осталось 15 тысяч платьев, многие тысячи туфель и чулок, а в государственной казне оказалось лишь шесть серебряных рублей. Сменивший на троне Елизавету Петр III пожелал немедля въехать в свою новую резиденцию. Но Дворцовая плошадь была загромождена грудами кирпичей, досками, бревнами, бочками с известью и тому подобным строительным мусором. Капризный нрав нового государя был известен, и обер-полицмейстер нашел выход: по Петербургу было объявлено, что все обыватели имеют право брать на Дворцовой площади всё, что им заблагорассудится. Современник (А. Болотов) пишет в своих мемуарах, что чуть ли ни весь Петербург с тачками, повозками, а кто и с санками (несмотря на близость Пасхи!) прибежал на Дворцовую площадь. Над ней поднялись тучи песка и пыли. Обыватели хватали все: и доски, и кирпичи, и глину, и известь, и бочки... К вечеру площадь была очищена полностью. Торжественному въезду Петра III в Зимний дворец ничего не мешало.

Летом 1762 года Петра III свергли с престола. Строительство Зимнего дворца было окончено уже при Екатерине II. Осенью 1763 года императрица возвращается после коронационных торжеств из Москвы в Петербург и становится полновластной хозяйкой нового дворца.

Прежде всего Екатерина отстранила от работ Растрелли, и распорядителем на стройке стал Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого и личный, секретарь Екатерины II. Императрица переместила покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова.

Со стороны Дворцовой площади был обустроен Тронный зал, перед ним появилось помещение для ожидания - Белый зал. Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал Светлый кабинет. За столовой следовала Парадная опочивальня, ставшая через год Алмазным покоем. Кроме того, императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. При Екатерине в Зимнем дворце был сооружен также зимний сад и Романовская галерея. Тогда же завершилось формирование Георгиевского зала. В 1764 году в Берлине через агентов Екатерина приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Большинство картин размещалось в уединенных апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» («место уединения»).

Построенный Елизаветой четвертый, ныне существующий дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь, в центре которой Ф. Б. Растрелли предполагал поставить конную статую Петра I.

Фасады дворца расчленены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннами ионического и композитного ордеров. Колонны верхнего яруса объединяют второй, парадный, и третий этажи.

Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания.

Южный фасад прорезан тремя въездными арками, что подчеркивает его значение как главного. Въездные арки ведут в парадный двор, где в центре северного корпуса находился центральный вход во дворец.

Парадная Иорданская лестница расположена в северо-восточном углу здания. На втором этаже вдоль северного фасада располагались анфиладой пять больших залов, так называемых «антикамер», за ними - огромный Тронный зал, а в юго-западной части - дворцовый театр.

Несмотря на то, что в 1762 году Зимний дворец был завершен, в течение долгого времени еще велись работы по отделке внутреннего интерьера. Эти работы были поручены лучшим русским архитекторам Ю. М. Фельтену, Ж. Б. Баллен-Деламоту и А. Ринальди.

В 1780-1790-х годах работы по переделке внутреннего убранства дворца продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. Вообще, дворец невероятное число раз переделывался и перестраивался. Каждый новый архитектор старался привнести что-то свое, порой разрушая уже построенное.

По всему нижнему этажу проходили галереи с арками. Галереи соединяли все части дворца. Помещения по сторонам галерей носили служебный характер. Здесь находились кладовые, караульное помещение, жили служащие дворца.

Парадные залы и жилые покои членов императорской фамилии располагались на втором этаже и были построены в стиле русского барокко - огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный декор «рококо». На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.

Подвергался дворец и разрушениям. Например, 17-19 декабря 1837 года произошел сильный пожар, который полностью уничтожил прекрасную отделку Зимнего, от которого остался лишь обгорелый остов. Потушить пламя не могли три дня, все это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны. В результате бедствия погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. Начатые сразу же восстановительные работы продолжались два года. Ими руководили архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов. Согласно приказу Николая I , дворец должен был быть восстановлен таким же, каким он был до пожара. Однако не все было так легко сделать, например, только некоторые интерьеры, созданные или восстановленные после пожара 1837 года А. П. Брюлловым, дошли до нас в первоначальном виде.

5 февраля 1880 года народоволец С. Н. Халтурин с целью покушения на Александра II произвел в Зимнем дворце взрыв. При этом было убито восемь солдат из караула и сорок пять ранено, но ни император, ни члены его семьи не пострадали.

В конце XIX - начале XX века внутреннее оформление постоянно изменялось и пополнялось новыми элементами. Таковыми, в частности, являются интерьеры покоев императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, созданные по проектам Г. А. Боссе (Красный будуар) и В. А. Шрейбера (Золотая гостиная), а также библиотека Николая II (автор А. Ф. Красовский). Среди обновленных интерьеров наиболее интересной была отделка Николаевского зала, в котором находился большой конный портрет императора Николая I работы художника Ф. Крюгера.

Длительное время Зимний дворец был резиденцией российских императоров. После убийства террористами Александра II император Александр III перенес свою резиденцию в Гатчину. С этого момента в Зимнем дворце проводились лишь особо торжественные церемонии. Со вступлением на престол Николая II в 1894 году императорская фамилия вновь вернулась во дворец.

Самые существенные изменения в истории Зимнего дворца произошли в 1917 году, вместе с приходом большевиков к власти. Очень много ценностей было расхищено и повреждено матросами и рабочими, пока дворец находился под их контролем. Прямым попаданием снаряда, выпущенного из орудия Петропавловской крепости , были повреждены бывшие покои Александра III. Лишь спустя несколько дней советское правительство объявило Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями и взяло здания под охрану. Вскоре ценное дворцовое имущество и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и укрыты в Кремле и в здании Исторического музея.

С Октябрьской революцией в Зимнем дворце связана любопытная история: после штурма дворца красногвардеец, которому было поручено расставить караулы для охраны Зимнего, решил ознакомиться с расстановкой караулов в дореволюционное время. Он с удивлением узнал, что один из постов издавна находился на ничем не примечательной аллее придворцового сада (царская семья называла его «Собственным» и под этим названием сад был известен петербуржцам). Пытливый красногвардеец выяснил историю этого поста. Оказалось, что как-то царица Екатерина II , выйдя утром на Разводную площадку, увидела там проросший цветочек. Чтобы его не затоптали солдаты и прохожие, Екатерина, вернувшись с прогулки, приказала у цветочка поставить охрану. А когда цветочек увял, царица забыла отменить свой приказ о пребывании караула на этом месте. И с тех пор, около полутораста лет на этом месте стоял караул, хотя уже не было ни цветка, ни царицы Екатерины, ни даже Разводной площадки.

В 1918 году часть помещений Зимнего дворца была отдана под музей Революции, что повлекло за собой переустройство их интерьеров. Полной ликвидации подверглась Романовская галерея, в которой находились портреты государей и членов дома Романовых. Многие покои дворца заняли приемный пункт для военнопленных, детская колония, штаб по устройству массовых торжеств и т. д. Гербовый зал использовали для театральных представлений, Николаевский зал переоборудовали в кинематограф. Кроме того, в залах дворца неоднократно проводились съезды и конференции различных общественных организаций.

Когда в конце 1920 года эрмитажные и дворцовые коллекции возвратились из Москвы в Петроград, для многих из них просто не нашлось места. В итоге сотни произведений живописи и скульптуры пошли на украшение особняков и квартир партийных, советских и военных руководителей, домов отдыха чиновников и членов их семей. С 1922 года помещения Зимнего дворца начали постепенно передаваться Эрмитажу.

В первые дни Великой Отечественной войны многие ценности Эрмитажа срочно эвакуировали, часть из них укрыли в подвалах. Для предотвращения пожаров в зданиях музея окна заложили кирпичом или закрыли ставнями. В отдельных помещениях паркеты укрыли слоем песка.

Зимний дворец был крупной мишенью. Большое число бомб и снарядов разорвалось вблизи него, а несколько попало в само здание. Так, 29 декабря 1941 года снаряд врезался в южный флигель Зимнего дворца, выходящий на кухонный двор, повредив железные стропила и кровлю на площади триста квадратных метров, разрушив находящуюся на чердаке установку противопожарного водопровода. Было пробито чердачное сводчатое перекрытие площадью около шести квадратных метров. Другой снаряд, попавший в трибуну перед Зимним дворцом, повредил водопроводную магистраль.

Несмотря на тяжелые условия, существовавшие в блокадном городе, Ленгорисполком 4 мая 1942 года обязал строительный трест № 16 произвести первоочередные восстановительные работы в Эрмитаже, в которых приняли участие аварийно-восстановительные мастерские. Летом 1942 года перекрыли кровлю в местах повреждения ее снарядами, частично исправили опалубку, установили разбитые световые фонари или железные листы, заменили разрушенные металлические стропила временными деревянными, отремонтировали водопроводную систему.

12 мая 1943 года в здание Зимнего дворца попала бомба, частично разрушившая кровлю над Георгиевским залом и металлические стропильные конструкции, а в кладовой отдела истории русской культуры повредившая кирпичную кладку стены. Летом 1943 года, несмотря на обстрелы, продолжали заделку просмоленной фанерой кровли и перекрытий, световых фонарей. 2 января 1944 года еще один снаряд попал в Гербовый зал, сильно повредив отделку и разрушив два перекрытия. Снаряд пробил и потолок Николаевского зала. Но уже в августе 1944 года Советское правительство приняло решение о восстановлении всех зданий музея. Реставрационные работы потребовали огромных усилий и растянулись на много лет. Но, несмотря на все утраты, Зимний дворец остается выдающимся памятником архитектуры барокко.

В наши дни Зимний дворец вместе со зданиями Малого, Большого и Нового Эрмитажей и Эрмитажного театра образует единый дворцовый комплекс, которому мало равных в мировой архитектуре. В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений русского зодчества. Все залы этого дворцового ансамбля, возводившегося на протяжении множества лет, занимает Государственный Эрмитаж - крупнейший музей мира, обладающий огромными коллекциями произведений искусства.

В облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в пышном декоре его фасадов, раскрывается художественно-композиционный замысел архитектора Растрелли - глубокая архитектурная связь с городом на Неве , ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющаяся и в наши дни.

Дворцовая площадь

Любая экскурсия по Зимнему дворцу начинается на Дворцовой площади. Она имеет свою историю, которая не менее интересна, чем история самого Зимнего. Площадь сформировалась в 1754 году во время строительства Зимнего дворца по проекту В. Растрелли. Важную роль в ее формировании сыграл К. И. Росси, который в 1819-1829 годах создал здание Главного штаба и здание Министерства и связал их в единое целое великолепной Триумфальной аркой. Александровская колонна заняла свое место в ансамбле Дворцовой площади в 1830-1834 годах, в честь победы в войне 1812 года . Примечательно, что В. Растрелли предполагал разместить в центре площади памятник Петру I. Завершает ансамбль Дворцовой площади здание Штаба гвардейского корпуса, созданное в 1837-1843 годах архитектором А. П. Брюлловым.

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника, с обширным внутренним двором. Зимний дворец имеет немаленькие размеры и ясно выделяется среди окружающих домов.

Бесчисленные белые колонны то собираются в группы (особенно живописные и выразительные на углах здания), то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. На балюстраде установлены десятки декоративных ваз и статуй. Углы здания окаймлены колоннами и пилястрами.

Каждый фасад Зимнего дворца сделан по-своему. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его прорезан тремя въездными арками. За ними находится парадный двор? где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I. Каждый наличник, украшающий дворец, неповторим. Это связано с тем, что масса, состоящая из смеси толченого кирпича и известкового раствора, резалась и обрабатывалась вручную. Все лепные украшения фасадов исполнялись на месте.

Красили Зимний дворец всегда в яркие цвета. Первоначальная окраска дворца была розово-желтого цвета, о чем дают представление рисунки XVIII - первой четверти XIX века.

Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. Парадная лестница расположена в северо-восточном углу здания. На ней можно видеть различные детали декора - колонны, зеркала, статуи, затейливую золоченую лепнину, огромный плафон, созданный итальянскими живописцами. Разделенная на два торжественных марша лестница вела к главной, Северной анфиладе, состоявшей из пяти больших залов, Фрагмент Иорданской лестницы за которыми в северо-западном ризалите находился огромный Тронный зал, а в юго-западной части - дворцовый Театр.

Особого внимания заслуживает также Большая церковь, расположенная в юго-восточном углу здания. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично - во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее украшены лепниной - изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшен иконами и живописными панно с изображениями библейских сцен. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф.А. Бруни. Сейчас о былом назначении церковного зала, разоренного в 1920-х годах, не напоминает ничто, кроме золотого купола и большого живописного плафона работы Ф. Фонте-бассо, изображающего Воскресение Христово.

Белый зал

Был создан А. П. Брюлловым на месте ряда помещений, имевших по фасаду в центре три полуциркульных, а по бокам по три прямоугольных окна. Это обстоятельство навело архитектора на мысль разбить помещение на три отсека и выделить средний особо пышной обработкой. Зал отделен от боковых частей арками на выступающих пилонах, украшенных пилястрами, а центральное окно и противоположная дверь подчеркнуты коринфскими колоннами, над которыми помещены четыре статуи - женские фигуры, олицетворяющие искусства. Зал перекрыт полуциркульными сводами. Стена против центральных окон разработана аркатурой и над каждым полукругом размещены попарно барельефные фигуры Юноны и Юпитера, Дианы и Аполлона, Цереры и Меркурия и других божеств Олимпа.

Свод и все части перекрытия над карнизом обработаны кессонами с лепниной в том же насыщенном декоративными элементами позднеклассическом стиле.

Боковые отсеки орнаментированы в духе итальянского Ренессанса. Здесь под общий венчающий карниз введен второй более мелкий ордер с тосканскими пилястрами, покрытыми мелкой лепкой с гротескным орнаментом. Над пилястрами помещен широкий фриз с фигурками детей, занятых музыкой и танцами, охотой и рыбной ловлей, жатвой и виноделием или играющих в мореплавание и войну. Такое соединение архитектурных элементов разного масштаба и перегрузка зала орнаментикой характерны для классицизма 1830-х годов, однако белый цвет придает залу целостность.

Георгиевский зал и Военная галерея

Самым совершенным интерьером специалисты называют Георгиевский, или Большой тронный зал, созданный по проекту Кваренги. Для того чтобы создать Георгиевский зал, к центру восточного фасада дворца пришлось пристроить специальный корпус. В оформлении этого помещения, обогатившего парадную анфиладу, нашли применение цветной мрамор и золоченая бронза. В конце его на возвышении раньше стоял большой трон, исполненный мастером П. Ажи. В работах по оформлению дворцовых интерьеров участвовали и другие известные архитекторы. В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею.

Военная галерея является своеобразным памятником героическому военному прошлому русского народа. Она содержит 332 портрета генералов, участников Отечественной войны 1812 года и заграничного похода 1813-1814 годов. Портреты исполнены известным английским художником Дж. Доу при участии русских живописцев А.В.Полякова и В. А. Голике. Большинство портретов исполнено с натуры, но так как в 1819 году, когда началась работа, многих уже не было в живых, некоторые портреты писались по более ранним, сохранившимся изображениям. Галерея занимает во дворце почетное место и непосредственно примыкает к Георгиевскому залу. Строивший ее архитектор К. И. Росси уничтожил существовавшие здесь ранее шесть небольших комнат. Галерея освещалась через застекленные проемы в сводах, поддерживающихся арками. Арки опирались на группы сдвоенных колонн, стоявших у продольных стен. На плоскости стен в простых золоченых рамах в пять рядов были расположены портреты. На одной из торцовых стен, под балдахином, был помещен конный портрет Александра I работы Дж. Доу. После пожара 1837 года он был заменен таким же портретом кисти Ф. Крюгера, именно его картина и находится в зале сегодня, по сторонам ее помещены изображение короля прусского Фридриха Вильгельма III, исполненное также Крюгером, и портрет императора австрийского Франца I работы П. Крафта. Если взглянуть на дверь, ведущую в Георгиевский зал, то по сторонам ее можно увидеть портреты фельдмаршалов М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли кисти Доу.

В 1830 годах в галерее часто бывал А. С. Пушкин . Он увековечил ее в стихотворении «Полководец», посвященном Барклаю де Толли:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, - а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.

Пожар 1837 года не пощадил и галерею, однако, по счастью, все портреты были вынесены солдатами гвардейских полков.

Восстановивший галерею В. П. Стасов в основном сохранил ее прежний характер: он повторил обработку стен сдвоенными коринфскими колоннами, оставил то же расположение портретов, сохранил цветовое решение. Но некоторые детали композиции зала были изменены. Стасов удлинил галерею на 12 метров. Над широким венчающим карнизом был помещен балкон для прохода на хоры смежных залов, для чего ликвидировали арки, опиравшиеся на колонны, ритмически разбивавшие слишком длинный свод на части.

После Великой Отечественной войны галерея была реставрирована, и в ней дополнительно помещены четыре портрета дворцовых гренадеров, ветеранов, прошедших компанию 1812-1814 годов рядовыми солдатами. Эти работы также выполнены Дж. Доу.

Петровский зал

Петровский зал также известен как Малый тронный зал. Отделанный с особой пышностью в духе позднего классицизма, он был создан в 1833 году архитектором А. А. Монферраном . После пожара зал был восстановлен В. П. Стасовым, причем первоначальный облик его сохранен почти без изменений. Основное отличие позднейшей отделки связано с обработкой стен. Ранее панно на боковых стенах разделялось одной пилястрой, теперь их помещено по две. Отсутствовали бордюр вокруг каждого панно, большой двуглавый орел в центре, а на обивке алого бархата были в диагональных направлениях укреплены одинакового размера бронзовые позолоченные двуглавые орлы.

Зал посвящен памяти Петра I. Скрещенные латинские вензеля Петра, двуглавые орлы и короны включены в мотивы лепного орнамента капителей колонн и пилястр, фриза на стенах, в роспись потолка и отделку всего зала. На двух стенах помещены изображения Полтавского боя и сражения под Лесной, в центре композиций - фигура Петра I (художники - Б. Медичи и П. Скотти).

255 лет назад (1754) в Санкт-Петербурге началось строительство Зимнего дворца, которое было завершено в 1762 году.

Одно из самых известных зданий Санкт-Петербурга - это здание Зимнего дворца, стоящее на Дворцовой площади и построенное в стиле барокко.

История возникновения Зимнего дворца начинается с времен царствования Петра I .

Самый первый, тогда еще Зимний дом, был сооружен для Петра I в 1711 году на берегу Невы. Первый Зимний дворец был двухэтажным, с черепичной крышей и высоким крыльцом. В 1719-1721 годах архитектор Георг Матторнови построил для Петра I новый дворец.

Императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и не захотела поселиться в нем. Она поручила постройку нового Зимнего дворца архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. Для нового строительства были выкуплены находившиеся на набережной реки Невы дома графа Апраксина, Рагузинского и Чернышева, а также здание Морской академии. Они были снесены, а на их месте к 1735 году был построен новый Зимний дворец. На местестарого дворцав конце XVIII века был возведен Эрмитажный театр.

Императрица Елизавета Петровна также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию . Строительство нового дворца было поручено архитектору Растрелли.Созданный архитекторомпроект Зимнего дворца был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.

Летом 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства дворца . Необходимую сумму - около 900 тысяч рублей - отвели из "кабацких" денег (сбор с питейной торговли). Предыдущий дворец был разобран. На время строительства двор переехал во временный деревянный дворец, построенный Растрелли на углу Невского и Мойки.

Дворец отличался невероятными по тем временам размерами, пышной наружной отделкой и роскошным внутренним убранством.

Зимний дворец представляет собой трехэтажное здание, имеющее в плане прямоугольную форму, с огромным парадным двором внутри. Главные фасады дворца обращены к набережной и сформировавшейся позднее площади.

Создавая Зимний дворец, Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя из конкретных условий. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризалитом, прорезанным тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса был главный вход во дворец.

По периметру кровли дворца расположена балюстрада с вазами и статуями (первоначально каменные в 1892-1894 годах были заменены на латунную выколотку).

Длина дворца (вдоль Невы) 210 метров, ширина - 175 метров, высота - 22 метра. Общая площадь дворца - 60 тысячквадратных метров, в нем более 1000 залов, 117 различных лестниц.

Во дворце было две цепочки парадных залов: вдоль Невы и по центру здания. Кроме парадных залов на втором этаже находились жилые покои членов императорской фамилии. Первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения. На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.

Здесь проживало около четырех тысяч служащих, была даже своя армия - дворцовые гренадеры и караулы из гвардейских полков. Во дворце имелось две церкви, театр, музей, библиотека, сад, канцелярия, аптека. Залы дворца были украшены позолоченной резьбой, роскошными зеркалами, люстрами, канделябрами, наборным узорным паркетом.

При Екатерине II во Дворце были организованы зимний сад, где росли и северные, и привезенные с юга растения, Романовская галерея; тогда же завершилось формирование Георгиевского зала. При Николае I организовали галерею 1812 года, гдебыли помещены332 портрета участников Отечественной войны. Архитектор Огюст Монферран пристроил к дворцу Петровский и Фельдмаршальский залы.

В 1837 году в Зимнем дворце произошел пожар . Многие вещи удалось спасти, однако само зданиесильно пострадало. Но благодаря архитекторам Василию Стасову и Александру Брюллову уже через два года здание было восстановлено.

В 1869 году во дворце вместо свечного появилось газовое освещение. С 1882 года началась телефонизация помещений. В 1880-х годах в Зимнем дворце был сооружен водопровод. На рождество 1884-1885 года в залах Зимнего дворца было опробовано электрическое освещение, с 1888 года газовое освещение постепенно заменялось на электрическое. Для этого во втором зале Эрмитажа построили электростанцию, 15 лет являвшуюся крупнейшей в Европе.

В 1904 году император Николай II переехал из Зимнего дворца в Царскосельский Александровский дворец. Зимний дворецстал местом для торжественных приемов, парадных обедов, и местом пребывания царя во время коротких визитов в город.

На протяжении всей истории Зимнего дворца как императорской резиденции в нем в соответствии с веяниями моды переделывались интерьеры. Само здание несколько раз меняло цвет своих стен. Зимний дворец красили в красный, розовый, желтый цвета. Перед первой мировой войной дворец был выкрашен в красно-кирпичный цвет.

В годы Первой мировой войны в здании Зимнего дворца находился лазарет . После Февральской революции 1917 года в Зимнем дворце работало Временное правительство. В послереволюционные годы в здании Зимнего дворца находились различные ведомства и учреждения. В 1922 году часть здания была передана музею Эрмитаж.

В 1925 - 1926 годах здание вновь перестроили, теперь уже под нужды музея.

Во время Великой Отечественной войны Зимний дворец пострадал от авианалетов и артобстрелов . В подвалах дворца размещался диспансер для ученых и деятелей культуры, страдавших дистрофией. В 1945-1946 годах были проведены реставрационные работы, тогда же весь Зимний дворец вошел в состав Эрмитажа.

В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажем составляет единый музейный комплекс "Государственный Эрмитаж".

Адрес: Дворцовая площадь, 2

Режим работы: с 10.30 до 18.00

Главный дворец российских императоров строился с 1754 по 1762 годы придворным архитектором, итальянцем по происхождению Б.Ф.Растрелли . Дворец создавался в распространенном тогда стиле барокко , которому были присущи пышность, величие, выраженная контрастность и торжественность.

Возводиться дворец начал при Елизавете Петровне , но до окончания строительства императрица не дожила и первой хозяйкой нового Зимнего оказалась Екатерина Вторая . Она же явилась инициатором создания картинной галереи и коллекций других произведений искусства, которые со временем образовали бесценные эрмитажные сокровища. Впоследствии дворец превращается в постоянную резиденцию действующих императоров вплоть до Николая Второго, хотя тот больше любил Царскосельский Александровский дворец.

В тяжелые годы Первой Мировой войны дворцовые залы были отданы под военный госпиталь . В 1917 году (с марта по октябрь) в Зимнем дворце заседали и практически жили члены Временного правительства . С 1920 по 1941 залы заняты Музеем революции и Эрмитажем.

Сегодня Зимний дворец с размещенными в нем сокровищами Эрмитажа - самое посещаемое туристическое место Петербурга. Люди идут сюда посмотреть и сам дворец – ярчайшую городскую достопримечательность и произведения искусства, находящиеся в нем.

История создания

С времен Петра Первого до превращения дворца в величественное произведение архитектурного искусства середины 18 века было выстроено 5 зимних дворцовых сооружений (вместе с последним).

Первый Зимний

Первым каменным Зимним дворцом был дворец, подаренный первому императору России Петру на день его свадьбы с Екатериной Алексеевной тогдашним губернатором города, другом и соратником Петра - А.Меньшиковым в 1712 году . Тот дворец, прозванный Свадебными палатами , стоял между Невой и нынешней Миллионной улицей.

Второй Зимний

Петр, проживая в Свадебных палатах, решил сам построить новую царскую зимнюю резиденцию , которая должна была располагаться на образованной новой набережной (ныне Дворцовая ), откуда было прекрасно видно и городские строения, и Петропавловскую крепость, и дворец Меньшикова, и, конечно же, берега Невы, текущей к морю.

Строить Зимний дворец Петра Первого в месте пересечения Зимней канавки с Невой начал немецкий архитектор Г.Маттарнови . Его проект дворца походил на солидное двухэтажное немецкое строение, украшенное пилястрами и рустами, с центральной ризалитной частью, на фронтоне которой должен был размещаться герб с короной.

Дворцовое строительство было в полном разгаре, когда архитектор внезапно умирает. Строительство продолжил петербургский архитектор Н.Гербель , который расширил здание, использовав уже отстроенное помещение в качестве западного крыла. Сделав аналогично западному восточное крыло, Гербель акцентирует внимание на центральной части, украсив ее колонами и создав эффект триумфальной римской арки.


Зимний дворец Петра Первого начинает новую эпоху в создании пышных, масштабных и торжественных дворцовых апартаментов, которыми сегодня так славится Петербург. Хотя по сравнению с последующими дворцами, петровское дворцовое убранство было более чем скромным . Тем не менее, с создания второго Зимнего дворца начинается городская ансамблевая застройка, характерная для петербургского зодчества.


В этом Зимнем дворце Петр Первый жил со своей семьей с 1720 . Здесь же царь Петр и умер в 1725 году .

Екатерина Первая , после смерти Петра начала работы по расширению дворца (арх. Д.Трезини), интерьерные работы продолжались и при Петре Втором. Но затем, уже при Анне Иоанновне, в Зимнем дворце Петра царские особы не проживали. Елизавета Петровна разместила в нем гренадерскую роту Преображенского полка. А к концу 18 века Екатериной Второй вместо Зимнего дворца Петра Первого был возведен Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги) для увеселений.


Долгое время считалось, что Дворец Петра Первого пропал , разобранный под театральное строительство, но в конце 70-х годов 20 века архитектурные исследования позволили выявить несколько сохранившихся частей первого этажа и цоколя бывшего петровского сооружения, которые находились под сценой Эрмитажного театра. В сохранившихся помещениях, называемых «Малые палатки» Петра , удалось воссоздать интерьеры петровской эпохи. Кабинет царя с изразцовой голландской печкой обставлен его личными вещами. Удалось восстановить и некоторые покои, построенные при Екатерине Первой.


Сегодня можно увидеть экспозиции Столовой, Кабинета Петра , где он скончался, токарной, Парадного двора . Представлена и восковая посмертная «персона» Петра , созданная с почившего императора самим Растрелли , который сняв слепки с лица, рук и ног, изготовил впоследствии по ним Восковую персону в натуральную величину. Причем волосы для изготовления парика, усов, бровей были настоящие - императорские. Одета «персона» в европейский костюм из царского гардероба.


Чтобы ознакомиться с экспозицией этого малоизвестного, но очень уникального Зимнего дворца Петра Первого нужно войти с Дворцовой набережной, 32 . Музей работает со вторника по воскресенье с 10.30 до 17.00. По понедельникам в музее выходной день.

Третий Зимний дворец

Как уже упоминалось, следующей хозяйке российского престола Анне Иоанновне дворец Петра показался маловат. Создание увеличенного дворцового аналога она поручает Ф.Растрелли . Для претворения этой задачи в жизнь выкупаются и сносятся близлежащие строения, и в 1732 году начинается возведение третьего Зимнего дворцового сооружения. Новый четырехэтажный дворец возводится за три года и включает в себя семьдесят зальных помещений , сто спальных, несколько галерей, помещения для театра, а также служебные.

Однако, въехавшая во дворец императрица постоянно требовала каких-то новых пристроек, организацию новых помещений и т.д. С 1741 новая хозяйка дворца – Елизавета Петровна - продолжила политику пристраивания новых помещений, что, в конечном счете, привело дворец к состоянию децентрализованности, неопрятности архитектурных форм и отсутствию общего стиля.


В 1752 году Елизавета выкупает очередные соседние участки для расширения дворцового здания. Растрелли предложил увеличение дворцовой территории вширь, за счет новых корпусов, однако Елизавета требовала расширения строения и вверх. Дебаты архитектора и императрицы привели к решению о сносе имеющегося дворца и о строительстве на его месте нового! Возведение очередного дворцового сооружения начали в 1754 году .

Четвертый Зимний

Четвертый Зимний дворец в качестве временного (на время создания пятого) строится на уже оформляющемся Невском проспекте , где сегодня находятся 13 и 15 дома. После окончания строительства пятого и последнего варианта Зимнего дворца в 1761 году, четвертый, за ненадобностью, разбирают (1762 г). Елизавета Петровна, так мечтающая о большом дворце, до окончания строительных работ не дожила.

Пятый Зимний (последний)

Итак, по императорскому повелению Елизаветы Петровны, архитектор Растрелли возводит трехэтажное - самое высокое на тот момент (около 24 метров ) – архитектурное сооружение в Петербурге, площадь которого была около 60 тыс. кв.метров . Дворец, состоящий из четырех корпусов, замыкался в форму каре, образуя внутренний двор. Такая дворцовая планировка была свойственна западной архитектуре того времени.


Главный арочный въезд на дворцовую территорию был организован с Дворцовой набережной . Но хоть основной фасад, протяженностью более двух километров и выходил на Неву, это не означало, что ему было уделено большее внимание. Дворец со всех сторон поражал роскошью , великолепием, архитектурным декором с меняющимся ритмом колон.

Периметр крыши украшен вазами и скульптурами, что придает зданию еще большую пышность и помпезность. Здание дворца имело цвет охры с выделенными элементами декора и колон. Дворец состоял из более тысячи комнат , имел более ста лестниц и около полутора тысяч окон.


Внутреннее устройство дворца создавалось анфиладным , т.е. все комнаты находились по одной оси, соединенные сквозным коридором и имели пространственную перспективу. Северная анфилада тянется вдоль Невского проспекта, южная – вдоль Дворцовой площади. Три угловых крыла занимались жилыми покоями правящих императоров.

Окончательное интерьерное оформление здания довершилось уже при Екатерине Второй , которая отстраняет Растрелли от дальнейших работ и интерьеры продолжают оформляться Ю.Фельтеном , Ж.Валлен-Деламотом и А.Ринальди. При дальнейших императорах также проводились реконструктивные работы, менялось целевое назначение и интерьерное оформление помещений.

В 1837 году мощный пожар , бушевавший трое суток, нанес дворцу страшное разорение – в огне погибла огромная часть интерьеров – но, тем не менее, Зимний дворец восстановлен в рекордный период. Причем некоторые залы (Фельдмаршальский, Петровский и т.д) были воссозданы практически в первоначальном варианте, а часть комнат (Малахитовая, Готическая библиотека, Белая гостиная Александры Федоровны и прочее) были созданы в новом архитектурном ключе.


Поэтому, надо иметь в виду, что многое в интерьерах и назначении помещений было изменено по сравнению с первоначальным замыслом, и сегодня мы видим залы в их реконструктивном и новом оформлении, относящемся ко второй половине 19 века .

Основные залы Зимнего Дворца (кратко)

Основные дворцовые залы, в том числе и парадные, занимают второй этаж Зимнего Дворца.

Иорданская лестница

Знакомство с залами Зимнего дворца начинается с великолепной парадной лестницы , изначально называемой Посольской, а затем Иорданской. Эта лестница сохранила барочный растреллевский стиль, восстановленный последующими архитекторами, которые, однако, внесли в интерьер существенные изменения.


Здесь поражает и великолепие беломраморной лестницы с резной балюстрадой, и гранитные колонны, и отраженный свет зеркал, статуи богов и муз , позолоченный затейливый орнамент и, конечно же, бесподобный плафон с изображениями богов Олимпа.


Главная лестница на втором этаже расходится по двум анфиладным направлениям – по северному - вдоль Невы, и по восточному - вглубь дворца. В любом случае, вы сможете обойти все помещения второго этажа по периметру, благодаря их сквозному анфиладному устройству.

Николаевский зал

Если идти по северной анфиладе, то через Николаевский аванзал с малахитовой ротондой, можно пройти в зал Николаевский , который считается самым большим помещением Зимнего. Назван он так был после размещения здесь портрета почившего Николая Первого, и считался главным дворцовым залом для проведения приемов и балов, на которых могло собираться до 3000 приглашенных.


Интерьер этого зала оформлен в послепожарный период В.Стасовым в другом ключе, нежели он существовал до пожара – строгий монотонный декор украшен коринфскими колоннами . Из Николаевского зала мы попадаем в Концертный зал, осмотрев который, далее по ходу движения движемся к северо-западному крылу.

Концертный зал

Предназначенный изначально для концертов, зал несколько раз видоизменялся . Он украшен античными скульптурами, изображающими различные виды искусства, среди них присутствуют всевозможные богини и музы . Сегодня в зале представлена экспозиция русских серебряных изделий, а также уникальная рака Александра Невского, выполненная из серебра и перенесенная сюда из Александро-Невской лавры.

Северо-западное крыло в восстановительный после пожара период оформлялся для семьи Николая Второго, а в начале 19 века здесь находились покои Александра Первого. В 1917 году именно это крыло занимало Временное правительство , здесь же и арестованное.

В этом крыле для осмотра доступны Арабский и Малахитовый залы, Белая столовая, а также Готическая библиотека Николая Второго.

Малахитовый зал

Это широко известный и уникальный зал в ярко-зеленом обрамлении малахитовыми колоннами и каминами. Зал создается архитектором А.Брюлловым после пожара в новом интерьерном решении. Декоративной росписью с фигурами «Дня», Ночи» и «Поэзии» украшена стена, противоположная окнам.


Именно в этом зале заседало Временное правительство, свергнутое в октябре 1917 года. Сегодня здесь можно ознакомиться с прекрасными изделиями из малахита, выполненными русскими умельцами.

Белая столовая

Эта столовая была переделана в сочетании стилей классицизма и рококо в конце 19 века к бракосочетанию Николая Второго. Столовая снабжена элегантной мебелью.


Каминные часы из бронзы показывают время ареста Временного правительства, которое как раз здесь и было взято под арест.

Готическая библиотека

Помещение библиотеки выполнено в духе средневековья (арх. А.Красовский ). В его отделке использованы ореховое дерево и тисненая золоченая кожа . Высокие с ажурными переплетами окна, высокие хоры для книжных шкафов с массивной лестницей, монументальный камин – все создает атмосферу прочности и незыблемости.

Далее через Ротонду мы поворачиваем в западную галерею, где выставлены образцы произведений, относящиеся к русскому искусству 18 столетия. По галерее движемся к юго-западному крылу дворца, где находятся бывшие покои , принадлежавшие Марии Александровне - жене Александра Второго, среди которых находятся Золотая гостиная и Синяя спальня, Малиновый кабинет и Будуар, Белый зал и Зеленая столовая.

Белая гостиная

Этот зал Марии Александровны появился в тот же период, что и Малахитовый зал, и выполнен так же А.Брюловым . Белый зал наиболее удачная работа архитектора, который объединил три гостиные в единое архитектурное решение, оформленное в стиле древнеримских вилл. Этот стиль определяет и присутствие коринфских колонн, и изображение олимпийских богов.


Белая гостиная готовилась к бракосочетанию Александра Второго с Марией Александровной и в составе других комнат этого крыла являлась апартаментами новой императорской семьи.

В период размещения в Зимнем Временного правительства, охраняющий его солдатский гарнизон размещался именно в этих апартаментах. Солдаты, особо не церемонясь, сушили свое мокрое белье на римских статуях.

Золотая гостиная

В этой гостиной нас пленяют россыпи золотых орнаментов по белым искусственным мраморным стенам. Интерьер, выполненный А.Брюловым для императрицы Марии Александровны, позднее усовершенствован А.Штакеншнейдером . Здесь можно долго любоваться удивительным мраморным камином. Его яшмовые колонны, живописное панно и барельеф гармонично сочетаются с золочеными дверьми и прекрасным паркетным полом.


Именно в этом зале, после трагической смерти отца, Александр Третий вместе с Государственным советом обсуждал дальнейшие пути развития России.

Малиновый кабинет

Это помещение Марии Александровны, мы также видим в переделанном А.Штакеншнейдером виде. Эта гостиная иногда служила столовой, а иногда концертным залом. Отсюда лестница, скрываемая драпировкой, вела в детские комнаты.

По оформлению комнаты можно судить о личных пристрастиях императрицы, которая увлекалась музыкой и живописью . Комната украшена медальонами с изображениями нотных знаков и музыкальных инструментов. Мы видим и уникальный резной рояль 19 века . Также здесь представлено прикладное искусство, фарфоровая посуда и прочее.

Далее, минуя Октябрьскую лестницу , проходим по анфиладам южной стороны дворца, вдоль Дворцовой набережной, в которых представлено французское искусство 18 века и попадаем в парадный Александровский зал , построенный А.Брюлловым для увековечения памяти об Александре Первом.


Из Александровского зала через Предцерковье , можно попасть в Большую дворцовую церковь Спаса Нерукотворного , которая после реставрации открыта для посещения. Помещение церкви сохранило пышность барочного стиля Ф.Растрелли. В бывшей церкви императорской семьи сегодня размещаются предметы, относящиеся к русскому церковному искусству.


А через расположенный рядом зал Пикетный , где в 19 веке дежурили гвардейские офицеры, и производился развод дворцового караула, проходим в Военную галерею и Гербовый зал.

Гербовый зал

Во время восстановления Зимнего после пожара этому залу, площадью около тысячи кв.м., было дано иное смысловое направление, чем ранее. В допожарный период в этом месте дворца находилась Белая галерея , в зале которой проводились роскошные дворцовые балы.

Архитектор В.Стасов создает зал с интерьером в совсем другом тематическом содержании, в соответствии с новым его предназначением – теперь здесь планировались торжественные приемы, и оформление зала в классическом стиле должно было показывать могущество России и обширность ее владений. Поэтому здесь устанавливаются скульптуры воинов древней Руси, снабженные губернскими гербами. Эти же гербы присутствуют и в оформлении люстр.


Колоннада с балюстрадным балконом, окружающая зал, придает ему монументальность и торжественность. А удивительная авантюриновая чаша, расположенная в центре, вызывает преклонение перед мастерством российских камнерезов.

Военная галерея

Галерея, посвященная участникам героической победы над наполеоновскими войсками (арх.К.Росси) - одна из известнейших дворцовых галерей. Она образовалась в 1826 году путем объединения нескольких не очень больших дворцовых помещений.

Создавалась Военная галерея с целью размещения генеральских портретов русско-французской компании 1812-1814 годов . Каждому портрету специально созданной комиссией было определено конкретное местонахождение, куда их устанавливали по мере написания. Почти все из более чем трехсот портретов созданы Дж.Доу . Часть из них писалась с первоисточника, часть – с ранее написанных портретов. 13 изображений погибших генералов найти не удалось, поэтому над их фамилиями просто натянут зеленый шелк. Парадным портретом императора Александра Первого занята отдельная стена.


Далее по прямой предполагается осмотр Петровского и Фельдмаршальского залов. Эти залы, а также и Гербовый в 30-х гг. 19 века оформлял знаменитый О.Монферран. Однако, его труд погиб в огне печально известного пожара 1837 года. То, что мы видим – это талантливая реконструкция, которую осуществили В.Стасов, А.Брюлов и Е.Штауберт .

Петровский зал

Из пепелища 1937 года Малый тронный зал , посвященный Петру Первому, восстанавливается в первоначальной задумке Монферрана. Триумфальная арка, обрамленная колонами. Серебряный с позолотой трон. Полотно за троном, изображающее Петра Первого и богиню Минерву (автор Я.Амикони).


На других полотнах зала - сцены знаменитых битв Северной войны. Декор интерьера содержит вензеля первого российского императора, изображения двуглавых орлов и имперской короны.

Фельдмаршальский зал

Название этот зал получил по поводу размещения в его нишах портретов выдающихся фельдмаршалов России. Со стен этого зала на нас смотрят Румянцев-Задунайский , Потемкин-Таврический, Суворов , Кутузов и другие. В декоре зала выдержана военная тематика - это и лавровые венки победителей, и военные трофеи. Также в украшении зала присутствуют художественные полотна с изображениями военных побед русской армии.


Сегодня в зале дополнительно размещены живописные полотна зарубежных и отечественных мастеров и находится знаменитый Императорский фарфор .

Если же из Военной галереи повернуть направо, то мы попадем в Георгиевский зал (Большой Тронный зал).

Георгиевский зал

Как самый величественный и торжественный, Большой Тронный зал появился к концу 18 века в лучших образцах классического стиля. В нем должны были проводиться императорские торжественные церемонии и приемы. В день Св.Георгия Победоносца состоялось освящение зала, потому-то его стали называть Георгиевским. Этот зал полностью сгорел в 1837 году, и то великолепие, которое мы с вами видим – это опять-таки талантливая реконструкция, сотворенная В.Стасовым .


Георгий Победоносец присутствует в украшении зала в виде барельефа расположенного над царским троном лондонской работы. Этот трон, кстати, принадлежащий к первой половине 18 века, делался специально для Анны Иоанновны. Орнаментальные рисунки потолка аналогичны рисункам паркетного пола, составленного из деревянных фрагментов 16 пород древесины.

Отсюда, через Аполлонов зал, можно перейти в залы Малого Эрмитажа, где размещаются картинные галереи.

Аполлонов зал

В конце 18 века Аполлонов зал возник в качестве связующего звена-перемычки между залами Зимнего дворца и павильонами Малого Эрмитажа. Покои Екатерины Второй занимали юго-восточное крыло и находились перед Александровским залом. Южный павильон Малого Эрмитажа занимал граф Г.Орлов . Их покои соединяла построенная между дворцом и павильоном галерея.

Когда же Екатерина начала коллекционирование картин, для которых был построен Северный павильон, то посетители в эрмитажную зону ходили мимо покоев императрицы, что вызывало ее недовольство. Поэтому были построены и Аполлонов зал, и новый Тронный Георгиевский зал (арх.Кваренги ).

Зимний дворец, без сомнения, является одной из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга

Тот Зимний дворец, который мы видим сегодня, является на самом деле уже пятым по счёту зданием, построенным на этом месте. Строительство его длилось с 1754 по 1762 год. Сегодня напоминает нам о пышности некогда популярного Елизаветинского барокко и является, по всей видимости, венцом творчества самого Растрелли

Как я уже говорил, всего на этом месте существовало пять Зимних дворцов, но весь период перемен вложился в скромные 46 лет между 1708 годом, когда был возведён первый и 1754 годом, когда началось строительство пятого

Первым Зимним дворцом стал возведённый Петром Великим для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле

В 1711 году деревянное здание было перестроенно в каменное, а приурочили это событие к свадьбе Петра I и Екатерины. В 1720 году Пётр I с семьёй переехал из летней резиденции в зимнюю, в 1723 году во дворце расположился Сенат, а в 1725 году здесь же оборвалась жизнь великого императора

Новая императрица, Анна Иоанновна, посчитала, что Зимний дворец слишком мал для императорской особы, и поручила его перестройку Растрелли. Архитектор предложил купить стоящие рядом дома и снести их, что и было сделано, а на месте старого дворца и снесённых строений вскоре вырос новый, третий по счёту, Зимний дворец, строительство которого было окончательно завершено к 1735 году. 2 июля 1739 года в этом дворце прошло торжественое обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом, а после смерти императрицы сюда перевезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который жил здесь вплоть до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. Новая императрица также была недовольна внешним видом дворца, поэтому 1 января 1752 года были выкуплены ещё пара домов рядом с резиденцией, а Растрелли пристроил ко дворцу пару новых корпусов. В конце 1752 года императрица посчитала, что неплохо было бы увеличить высоту дворца с 14ти до 22 метров. Растрелли предложил построить дворец в другом месте, но Елизавета отказалась, поэтому дворец был вновь полностью разобран, а 16 июня 1754 года на его месте началось возведение нового Зимнего дворца

Четвертый Зимний дворец был временным: его Растрелли построил в 1755 году на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки на время строительства пятого. Четвёртый дворец был снесён в 1762 году, когда завершилось строительство того Зимнего дворца, который мы привыкли видеть на Петербургской дворцовой площади сегодня. Пятый Зимний дворец стал самым высоким зданием в городе, но до полного окончания строительства императрица так и не дожила - почти готовым дворцом 6 апреля 1762 года любовался уже Пётр III, хотя и он не дожил до завершения внутренних отделочных работ. Императора убили в 1762 году, а возведение Зимнего дворца было окончательно завершено уже при Екатерине II. Императрица отстранила от работ Растрелли, а вместо него наняла Бецкого, под руководством которого со стороны Дворцовой площади появился Тронный зал, перед которым построили помещение для ожидания - Белый зал, за которым разместилась столовая. К столовой примыкал Светлый кабинет, а за ней находилась Парадная опочивальня, ставшая впоследствии Алмазным покоем. Кроме того Екатерина II позаботилась о создании во дворце библиотеки, императорского рабочего кабинета, будуара, двух спальен и уборной, в которой императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского=) Кстати говоря, именно при Екатерине II в Зимнем дворце появился знаменитый зимний сад, Романовская галерея и Георгиевский зал

В 1837 году Зимний дворец пережил серьёзное испытание - крупный пожар, на тушение которого ушло более трёх суток. На это время всё дворцовое имущество было вынесено и сложено вокруг Александровской колонны

Ещё одно происшествие во дворце произошло 5 февраля 1880 года, когда Халтурин взорвал бомбу с целью убийства Александра II, но в результате пострадали лишь караульные - 8 человек погибло, а 45 получили ранения различной степени тяжести

9 января 1905 года произошло известное событие, переломившее ход истории: перед Зимним дворцом была расстреляна мирная рабочая демонстрация, что послужило началом Революции 1905-1907 годов. Стены дворца никогда больше не видели особ императорских кровей - в годы Первой Мировой войны здесь находился военный госпиталь, во время Февральской революции здание заняли войска, перешедшие на сторону восставших, а в июле 1917 года Зимний дворец заняло Временное правительство. Во время Октябрьской революции, в ночь с 25 на 26 октября 1917 года Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили Зимний дворец, охраняемый гарнизоном юнкеров и женским батальоном, и к 2 часам 10 минутам ночи 26 октября, после знаменитого залпа с крейсера "Аврора" , штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство - охранявшие дворец войска сдались без боя

В 1918 году часть Зимнего дворца, а в 1922 году всё остальное здание было передано Государственному Эрмитажу. и Дворцовая площадь с Александровской колонной и зданием Главного Штаба образуют один из самых красивых и удивительных ансамблей на всём постсоветском пространстве

Зимний дворец спроектирован в форме квадрата, фасады которого выходят на Неву, Адмиралтейство и Дворцовую площадь, а в центре главного фасада находится парадная арка

Зимний сад в Зимнем дворце)

На юго-востоке второго этажа находится наследие четвёртого Зимнего дворца - Большая церковь, построенная ещё под руководством Растрелли

В распоряжении Зимнего дворца сегодня более тысячи различных помещений, оформление которых поражает и создаёт впечатление незабываемой торжественности и великолепия

Наружное оформление Зимнего дворца должно было, по замыслу Растрелли, архитектурно связывать его с ансамблем Северной столицы

Нарядность дворца подчёркивается установленными по всему периметру здания над карнизом вазами и скульптурами, некогда высеченными из камня, которые позже, на рубеже XIX-XX столетий, заменили металлическими аналогами

Сегодня в здании Зимнего дворца располагается Малый Эрмитаж

Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти еще во временах Московского царства. Именно тогда цари впервые стали покидать на лето стены Кремля и отправляться дышать воздухом в Измайловское или Коломенское. Эту традицию Петр I перенес и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду. Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.

Источник: wikipedia.org

От домика до дворца

История создания Зимнего дворца ни для кого не секрет: императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I. На смену домику Великого пришел деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание выходило недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи. А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвертый по счету.


Источник: wikipedia.org

Самое высокое здание Петербурга

Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 двух метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.

Интересно, что долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале XX века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскреб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили ее глобусом, создающим впечатление высотности.

Елизаветинское барокко

Дворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырехугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй. Но здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце XVIII века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 — Стасов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Свое название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби в Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви. Но церковь была разорена, и сейчас о ее назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.


Источник: wikipedia.org

В 1762-м на престол взошла Екатерина II, которой пришелся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце XIX века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.

Тяжелые дни Революции

В первые дни Революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошел в состав музея.

Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов. С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2000 человек. Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тысяч котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.