Прогулка по риге. Достопримечательности Риги: Старый город

Прошедшим летом с женой и внуком проехали на машине 9 стран, не считая России: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Австрия, Венгрия, Словакия, снова Польша, Белоруссия. 26 дней, 6500 км.

Из Пскова до Риги недалеко. Дорога через границу с Эстонией. Ездим мы не быстро. Любим остановиться, выпить кофе, заехать в какой-нибудь городок по пути. Вот в этот раз заезжали в Сигулду. Название это давно знаю, на названия частенько клюю. Сигулда оказалась такой большой деревней. Вполне симпатичной, но какой-то бесструктурной. В Ригу добрались к вечеру.

Быстро заселились в хостел около вокзала и отправились на прогулку в старый город. Времени до темноты оставалось часа полтора. Погода была неважная, все время собирался дождь. Да еще меня несправедливо оштрафовали за неправильную парковку. Правда, штраф потом удалось оспорить (все через интернет) и к концу поездки получил письмо, что комиссия признала мою правоту. В общем, настроение было не лучше погоды. Фотографировал и думал, что с таким настроением ничего вообще не получится. Но чего-то получилось.

1. Рижский трамвай очень впечатлил внука.

2. Старая Рига, как всегда, мила. Бывал тут при советской еще власти несколько раз.

3. Какая Рига без Домского собора

4. Совершенно офигительный Дом Черноголовых. Раньше его не видел, дом восстановлен в 1996-2000 годах. Черный параллелепипед справа был построен и знаком мне как Музей Латышских Стрелков, теперь это Музей Оккупации.

5. Почему-то в Риге появились Бременские музыканты. Памятник в Бремене как-то органичней.

5.1 Как объясняют в комментариях, Рига - побратим Бремена. И это подарок из Африки Германии.
Ну, вот тогда бременские Бременские музыканты:

6.

7. Очень мило

8. Показалось, что в старом городе как-то многовато туристической мишуры - вот эти веранды, занимающие часто целые улицы, праздные толпы... Теперь понимаю, что такое впечатление возникло, пожалуй, с непривычки - эффект от первого на пути старого европейского города. Дальше будет хуже:)

9. Поначалу у нас был некоторый напряг, спровоцированный популярным мнением, что в Прибалтике к русским относятся плохо. Ничего подобного! Не заметили такого. Наоборот, все совершенно доброжелательно отвечают по-русски, помогают сориентироваться. Молодые люди и не очень молодые. Вот этот гитарист пел, а три пары перед сценой танцевали. Видимо, это был народный танец. Закончилась музыка и гитарист на чистейшем русском языке обратился к публике с приветствием.


10.

11.

При обработке фотографий использовалась программа

.
Конечно, Рига началась не с Ратушной площади и не мы первые любовались её архитектурным ансамблем. Поэтому ограничусь парой снимков.

Обратили внимание на это здание,

которое не выставляет напоказ свою современность, не кричит о ней, а тактично дополняет ансамбль Ратушной площади. Между этим зданием и домом Черноголовых расположено ещё одно строение- Склад Синей Гвардии.


Разного рода вооружённые отряды город содержал уже с середины 13века., которые с 14 получили название гвардии. Синяя Гвардия была основана в 1-й четверти 18 века приказчиками рижских купцов и названа по цвету мундиров. Синяя Гвардия имела славную военную историю, участвовала во всех значимых военный компаниях. Просуществовала Синяя Гвардия до конца 19 века, а вот её Склад и сейчас занимает достойное место даже с такими мэтрами Риги, как дом Черноголовых. Вот ещё один снимок этого дома, в котором одно время размещалось Рижское пожарное общество.

Такой современный вид общественное здание приобрело в 1999г.
От Ратушной площади отходит улица Тиргоню- торговцев- примыкает к Ратушной, торговой площади. На ней селились торговцы, были купеческие лавки.

На углу Маза Монету и Маза Яуниелу- Цветочный дом. В начале 20-го века в нём находилась аптека, наверное- гомеопатическая, судя по раскраске.

Бывшая аптека расположена на углу обычной улочки, каких пруд пруди в старых европейских городах.

И не про Маза Монету ли (Малая Монетная) В.Клопотовский, журналист, писал- КАК ЩЕЛЬ В КОПИЛКЕ ПЕРЕУЛОК, КРИВОЙ И УЗКИЙ-СТАРИНА!…
А эта улица значилась в моей рижской программе под № 1- Яуниела.

Она же- Цветочная, она же Бейкер стрит- героиня советского кинематографа.

Почти всё заграницу тогда в Риге снимали. Таллину тоже, правда доставались роли. В этом доме был зоомагазин, куда заходил профессор Плейшнер.

Тот, который одноэтажный, засыпанный снегом.
А из окна этого дома он и выбросился.

Хотя дом не только этим примечателен-это ещё один образец сочетания эклектики с модерном.

Украшение портала очаровательно- маскарон на фоне солнца. Всё здание совершенно асимметрично, хотя несколько тяжеловесно, особенно на фоне окружающей застройки.

Как и во всём городе, на Яуниелу-Цветочной- Бейкер-стрит – нескончаемый поток посетителей. Несмотря на зимнее, нетуристическое время

Рижские гиды работают в поте лица. Им есть что рассказать и показать. Например этот дом, где останавливался Пётр I.

Или вот это строение. Очаровашка! А на коньке крыши не трубочист ли присел отдохнуть?


Конечно, негоже прилеплять московские названия иностранным улицам, но улица Калькю напомнила Арбат. Пешеходна. Шумна. Людна. Красива.

От неё отходит Калею-Кузнечная- пожароопасные кузницы были сюда перенесены в 17в. По сути Калею- набережная Ридзене

И повторяет путь её течения через Старую Ригу. К сожалению, реки больше нет, её русло давно засыпали.


Здание русского театра строилось для Третьего Рижского Общество Взаимного Кредита. Внимательный взгляд на предыдущем снимке заметит угол этого здания с надписью в медальоне. На этой улице- это самое выдающееся сооружение. Сильно перестроенное в советское время оно перекрывало соседнюю улицу Калею- Кузнечную. Та стеклянная галерея, соединяющая два здания и нависающая над улицей Калею как раз остаток пристройки.

Недавняя переделка и улочку освободила, и театру придала такой респектабельный вид.

У окна 2-го этажа здесь прикреплена подкова. Её потерял на скаку то ли конь Петра I, то ли

Карла XII. Интересно, что латышский путеводитель о Петре- ни сном, ни духом, там о Карле рассказана легенда. В вот Илья Дименштейн в книге “Русская Рига” (замечательное издание, читать легко, приятно и интересно) рассказывает, что это конь русского императора подкову потерял и возмущается, что современные гиды перевели акценты на шведского Карла. Наверное, Карлу они обязаны больше, чем Петру! Вот и сама подкова (каюсь, снимок- не ах.)

Перпендикулярно Калькю отходит Мейстару (Мастеров)- это продолжение Калею, когда то была набережной реки Ридзене


На ней сохранилась средневековая застройка. Наверное, корова принесла немалый доход хозяевам, если они водрузили её скульптуру над входом.

Пройти мимо здания Малой Гильдии никак нельзя! Союз рижских ремесленников возвёл такой дворец. Сейчас в стенах Малой Гильдии- музей и у ворот стоит зазывала, одетый в костюм средневекового ремесленника.

Здание приобрело современный фасад в конце 19в. по проекту И.Д.Фельско в стиле эклектической английской готики.
Ул.Амату разделяет Малую и Большую гильдию, скрывая от глаз любопытствующих ещё один чудный дом, который башенкой


пытается подражать своим знаменитым собратьям. Или соперничать с ними!
Недостатка в башенках нет!

А эти кошки на шпилях знамениты тем, что заказчик дома поворачивал их то мордой, то хвостом

к зданию Большой Гильдии. Его не принимали в её членство- и кошка поворачивалась хвостом к Гильдии, меняли решение- и кошак благородно поворачивался мордочкой к зданию. Не нужно иметь палату ума, что бы догадаться, что дом так и называется, Кошкин дом.

В таком ракурсе заметно, что кошек – две, на обеих башенках. Собачку мы прошляпили, там где-то рядом и собачка на коньке здания, аккурат напротив кошек. Зато обратили внимание на украшение портала здания.

Маскарон над входом – персональная монограмма той короткой эпохи, 1907-1914г. В умной книжке написано, что такие личины выражают значительность труда в жизни каждого человека.
А вот и Большая Гильдия – здание союза торговцев и купцов. Перестроенное после пожара 1963г. её внутренний зал был переоборудован


в концертный зал Рижской филармонии.

Кажется, что дома на ул.Кению просто расступились, разошлись на время, чтобы освободить проход

и дать возможность пытливому взгляду рассмотреть все детали большого пазла, под названием Рига.


Задержались у простого домика на ул. Смилшу 8, не включённого ни в один путеводитель.

Да и где ему тягаться с блеском соседних. Конечно, он уступает отделке и окружению д.12 на ул.Вальню – улице магазинов и учреждений.

Опера была и Немецким, и Русским театром. Да разве в национальности дело?

Главное- искусство, и пусть оно будет вечным!
Рига совсем не даёт времени на передышку. Как картинки в калейдоскопе – одна ярче другой!

Не про этих ли атлантов поэт написал, что БЕЗ ПИТЬЯ И ХЛЕБА ЗАБЫТЫЕ В ВЕКАХ АТЛАНТЫ ДЕРЖАТ НЕБО НА КАМЕННЫХ ПЛЕЧАХ.

Глобус наверху сделан из стекла и цинка, в ночное время очень эффектно подсвечен.

Не повлияло ли занятие его владельца, торговца антиквариатом, на выбор декора? Балкон поддерживают статуи Афины и Гермеса, пытаясь помочь Атлантам удержать вес конструкции.
Ул.Вальню- 21. Наверное, из всего, что было лучшее в архитектуре рубежа веков Рига собрала ослепительную коллекцию,

яркие экспонаты выставив на всеобщее обозрение, похваляясь и гордясь ими.
Для ценителей же она приберегла свои сокровища в узких и тесных улочках.

И, как в настоящем музее, не всегда позволяя снимать артефакты. Но даже в таком ракурсе угадывается неординарность дома. На нём установлен Фонарь Счастья, так и подписано под ним, что бы не истолковали иначе. Ул.Глезнотаю.


Наверное, при Епископе Альберте над собором Св.Иоанна кружили те же вороны, хотя, он тогда выглядел совсем по другому.

Конечно, как часто бывает, на пернатых обратили внимание уже когда просматривали снимки. Свои знаменитые звездчатые своды храм приобрёл на рубеже 15-16в.

Но войдя в собор от этого свода уже невозможно оторвать взгляда. Поначалу храм был католическим. Принадлежал монахам доминиканцам, кот. в 1523г.устроили большой Крестный ход по Риге и её предместьям. Знали бы они, какой опрометчивый делают шаг! Горожане, настроенные к католикам очень враждебно заперли городские ворота и не пустили монахов назад. На многие десятилетия собор стал лютеранским. Католикам её вернул Стефан Баторий, когда Польша овладела городом. Нам посчастливилось послушать великолепный концерт органной музыки в соборе. Слушателей там было столько, что яблоку было некуда упасть. Пастор перед концертом произнёс небольшую проповедь….на русском языке!
Свод собора так завораживал, что его хотелось фотографировать ещё и ещё.


Короток зимний день. На Ригу уже спускались сумерки, окутывая город своим таинственным светом. Кажется, что если ещё немного постоять на ул.Скарню, то скрипнет входная дверь и хозяйка, одетая в среднев. платье выпустит кошку и загремит засовом, поплотнее закрывая двери.

А в соборе св.Петра начнётся вечерняя служба и богобоязненные горожане ручейком потекут к его резным порталам, боясь опоздать к началу мессы:

А из-за угла дома 4 по улице Марсталю выскочит всадник и пришпорит свою лошадь. Да мало ли что может ещё произойти в канун Нового года!

Праздничным обед совсем не планировался, это был подарок от Риги!

В уютном кафе Провинция на улице Кунгу мы были последние допущенные посетители и трапеза получилась действительно праздничной!

Прогулки по Старой Риге

На Рождество в столицу Латвии мы прилетели, конечно же, не за холодным Балтийским морем, а для того, чтобы побыть вдали от забот и встретить этот праздник по-европейски. Послушать орган в Домском соборе и побродить по узким улочкам старой Риги, познакомиться с местной кухней и достопримечательностями.

На что же можно посмотреть в Риге? Первое и самое грандиозное архитектурное сооружение – это знаменитый Домский собор (от латинского «Дом Бога»).

Это массивный внушительный исторический памятник был основан в 13 веке главным епископом Риги. Домский собор отстраивался на протяжении многих веков. Особенность и уникальность его архитектуры — гармоничное смешение различных стилей: готика, барокко, ренессанс…. В нем есть элементы из каждой эпохи, через которую он прошел.

Последние годы собор находится на реставрации. Это длительный процесс, требующий внушительных финансовых вложений. Внутреннее убранство — скромное и достаточно простое. Стены и высокий потолок – просто белые, взгляд скользит по ним, цепляясь лишь за яркие витражи, повествующие об исторических событиях.

Внутри находятся многочисленные ряды деревянных скамеек, кафедры, старинный алтарь, доспехи. То, из-за чего мы особенно рьяно стремились сюда попасть – знаменитый 25-метровый орган –был скрыт за реставрационными лесами.

Хотя, от этого звучит он не менее убедительно. В его арсенале огромный диапазон звуков, он может воспроизвести все: от шума дождя до лошадиного ржания. В определенные дни на органе даются часовые концерты и, поверьте, этот час пролетает незаметно. Запись, что характерно, не в состоянии в точности передать торжественность и атмосферность его звучания. Такие вещи обязательно нужно слышать вживую.

Состоит инструмент более чем из 6 тысяч труб. При реставрации в одной из труб нашли как-то мумию крысы и кошки, нырнувших туда неизвестно в каком веке….

Мы часами бродили по улицам, кружились, то возвращаясь к площади, то углубляясь в глухие дворики.

Зима здесь достаточно мягкая. В парке зеленеет травка, воздух сырой, но не промозглый. Единственная неприятность –может начаться холодный дождь. Поэтому лучше иметь при себе зонт, или отсидеться в теплом месте, чтобы не подхватить простуду.

В старой части города, блуждая по округлой и неровной брусчатке, вы постоянно будете натыкаться на такие вот интересные, старинные места. Но лучше если вам все же кто-то расскажет о значении и прошлом этих маленьких домов с кривыми стенами. Потому как, узнавая, что хранит в себе их прошлое, взглянете на все совсем иными глазами.

Например, вот этот серый кусок здания с кривой выпуклой стеной – не что иное, как дом жившего здесь в свое время палача. По легенде в день казни на нижнее окошко ему клали перчатку. Это означало, что для него появилась работа.

Если есть желание не просто осмотреть, а познакомиться с историей города, узнать интересные исторические факты – лучше взять русскоговорящего экскурсовода, которых здесь немало. Он проведет вас в такие места, куда сами вы ни за что не попадете, проведет вас внутрь домов и скрытые дворики, сообщит исторические факты и заодно сфотографирует вас.

Вообще, русская речь слышна отовсюду, а местные жители доброжелательны.

Экскурсовод показывает нам то, что осталось от средневековой улицы.

Знаменитые «Пряничные домики», одно из главных украшений Новой улицы в Риге.

В старой части города есть знаменитый Верманский парк, тихий уголок природы в центре города, где можно спокойно прогуляться, побродить по живописным мостикам, перекинутым через канал.

В Риге много музеев, достопримечательностей и просто замечательных мест. Есть достаточно интересный, местами даже жуткий, музей истории медицины имени Паула Страдыня. Это один из крупнейших музеев медицины в мире, расположенный на нескольких этажах, с занимательной, обширной экспозицией.

Рига знаменита своими зданиями эпохи Модерна (иначе ар-нуво, или югендстиль). В 1997 году столица Латвии была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Над строительством некоторых из этих зданий работал знаменитый русский архитектор Михаил Осипович Эзенштейн.

Вот одно из его зданий. Дом номер 4 по улице Альберта.

Архитектурные элементы зданий поневоле притягивают к себе взгляд. Особенность короткой, всего-то 20 лет, эпохи модерна – в неординарности и особенной, неповторимой атмосфере. Архитектуру зданий и интерьеров отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных». Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались. Присутствуют ковка, лепнина, статуи и барельефы.

По Югендстилю у нас была отдельная экскурсия, занявшая почти половину дня.

Что характерно, здания, созданные в одном стиле, абсолютно разные. Но, как правило, все они – торжественные, обогащенные большим количеством декоративных элементов. Все – ухоженные, как будто только что отстроенные.

Здесь же находится и сувенирная лавка.

Есть в Риге так же и музей Модерна, представленный в виде большой квартиры. В нем восстановлен оригинальный интерьер жилого дома начала 20 века. Тут можно рассмотреть этот стиль как бы изнутри — планировка, роспись потолков, витражи, оригинальные предметы быта того времени: мебель, одежда, посуда….

На входе в музей можно выбрать шляпку той эпохи и сфотографироваться на фоне интерьера. Девушки, как правило, удержаться от соблазна не могут.

Конечно, позволить себе такую обстановку могла далеко не каждая семья. Скорее это жилище для богемы, обеспеченных, одухотворенных эстетов. Стиль этот, хотя и был ярким, но не прижился массово, что было связано с дороговизной всех этих изысканных и уникальных вещей.

После такой насыщенной культурной программы хочется немного передохнуть.

Мест, где можно посидеть и перекусить, в Риге достаточно. Но есть особенные, излюбленные посетителями и атмосферные заведения, куда стоит обязательно сходить.

Одно из этих мест – Магическая аптека. Заведение умиляет. Атмосфера внутри мрачная. Кирпичные необработанные стены, дерево, старинные книги на полках и стеклянные пузырьки с непонятным содержимым. Отсыл к алхимикам средневековья. Впрочем, десерты и напитки здесь самые обычные, заказывать можно смело. Желающим продегустировать и приобрести рижский бальзам – добро пожаловать!

А вот в этих чудо — пузырьках представлены ингредиенты рижского бальзама.

Во второй зал, в подвальное уже помещение ведет узкая каменная лестница. Это, так на минуточку, барная стойка.

Есть в Риге еще одно уникальное заведение, культивирующее средневековую романтику. Оно тоже находится в старой части города. Располагается ресторан «Розенгралс» в древних винных подвалах. Обслуживающий персонал наряжен в средневековую одежду, и официант с радостью расскажет вам о кухне тех времен. Блюда в этом заведении приготовлены вроде бы тоже по старинным рецептам. Внутри помещение освещается исключительно свечами, поэтому достаточно темно, подвал все-таки. Для романтических натур – идеальный антураж, но будьте готовы к тому, что за эту атмосферу придется хорошо заплатить. Да и в туристический сезон в это заведение пробиться бывает сложно.

На небольших площадях, к которым выходя улочки старого города многолюдно и шумно по поздней ночи.

Прямо здесь, в котлах готовят традиционную еду и сладости, запахи разносятся наиприятнейшие. Можно попробовать жареную свинину с горошком, кровяные колбаски с квашеной тушеной капустой, и запить все «ведьминым» напитком.

К вечеру праздничные гуляния набирают силу. Заманивают к себе сувенирные лавочки. Сувениры все местного производства, качественные. Кожаные сумки, шкурки животных, вязаные шапочки, украшения.

Тоже очень нужная вещь.

Если есть желание увезти частичку Риги с собой, то стоит зайти в ближайший магазинчик Дзинтарс за духами. Сувенир будет достаточно недорогим. Так же среди разнообразных видов можно подобрать себе по вкусу рижский бальзам. Для того, чтобы вспоминать за чашкой кофе с бальзамом проведенный в этом городе отпуск.

Мы подошли как раз к старому городу. Погода в этот день решила испытать наш организм и утром выдала 3 градуса тепла. Были одеты все теплые вещи и прогулка началась.
Начало было взято от статуи свободы

и по улице Бривибас входим в Старый город. Здесь она переходит в улицу Kaļķu . Для начала как обычно маршрут прогулки maps.google.ru/maps/ms?msid=2… Прогулка начинается с того, что я опять не удержался и начал снимать все вокруг. Вот например дом 11 по этой улице - Лифляндское общество взаимного кредита. Интересное название дома. Получается общество создано для взаимопомощи. Красочный домик так и просится на картинку.
А дом под номером 20 связан историей с Россией и Петром 1. Во время осады города русскими войсками, царь Петр 1 для получения данных о противнике переодевался нищим и изучал город. Во время такого обхода он заметил, что шведская армия заложила взрывчатку под Пороховые ворота. При попытке потушить свечу был замечен и еле успел скрыться. Для спасения Риги был организован быстрый захват города и взрыва удалось избежать. В память об этом на доме была приколочена подкова с лошади Петра.
Рядом еще одно напоминание о России - по адресу Kaļķu 16 находится Рижский русский театр, который был открыт 2 октября 1883 года.
«До 1883 года постоянного русского театра в Риге не было. Изредка давались лишь любительские спектакли, да было несколько случаев заезда сюда небольших провинциальных трупп.
Только в начале 80-х годов 19-го столетия были закончены постройки дома Русской ремесленной артели и общества «Улей», в которых были залы со сценами. Тут только открылась возможность приступить к осуществлению мысли об устройстве в Риге постоянных русских театральных представлений, которая занимала руководящих русских людей еще с 60-х годов прошлого века, т.е. со времени пробуждения здесь русского общественного движения, следствием которого было появление первых русских общественных учреждений...
Это удалось в 1883 году, каковой год и должен считаться годом основания постоянного русского театра в Риге».
Читая рассказ о Русском театре, мы дошли до площади Ливов. Рассказ о площади.
Далее продолжим прогулку. Для этого пройдем по улице между зданиями Большой и Малой гильдии - улице Amatu.
Как только входим в это пространство между зданиями, сразу в глаза бросается сказочный замок со своими башенками. Это дом 4 по улице Амату. Кроме внешнего вида интересен своим мальчиком на карнизе. Здесь на такой вышине он сидит, закинув ногу на ногу, почесывает голову и читает книгу. Серьезное занятие на такой высоте. Идем далее пока не упремся в улицу Šķūņu. Чуть левее выхода на улицу привлечет внимание дом 12/14. Так называемый дом с собакой (в противовес дому с кошками). Красивое здание трудно не заметить. Труднее заметить собаку на самой высокой точке козырька, так как улица очень узкая. Легенда говорит, что хозяин очень любил свою собаку и решил увековечить память о ней.
Далее на путь по улочкам Старой Риги привел нас опять на Ратушную площадь, а затем и к дому Менцендорфа. Но об этом в продолжении наших прогулок - дневная часть.