Значение парусно-моторное судно в большой советской энциклопедии, бсэ. Экспедиционное парусно-моторное судно «Тюлень

ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО

судно, парусное судно со вспомогательным двигателем, используемым для движения судна при безветренной погоде на акваториях портов и в фарватерах, где затруднено маневрирование под парусами. В качестве двигателей современному П.-м. с. обычно служат дизели, вращающие гребной винт. Большинство П.-м. с. - мелкие промысловые, транспортные, учебные, туристские.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СУДНО в Однотомном большом юридическом словаре:
  • СУДНО в Большом юридическом словаре:
    - плавучее сооружение для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла, добычи полезных ископаемых, спортивных состязаний, а также для военных целей. …
  • СУДНО в Словаре финансовых терминов:
    (правовое положение) соответствующим образом организованная и управляемая единица пароходства, действующая, как правило, на началах внутреннего хозрасчета, имеющая свой производственно-финансовый план …
  • СУДНО
    МОРСКОЕ ЯДЕРНОЕ - см МОРСКОЕ ЯДЕР НОЕ …
  • СУДНО в Словаре экономических терминов:
    ВОЗДУШНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ см ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗДУШНОЕ …
  • СУДНО в Словаре экономических терминов:
    ВОЗДУШНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ - см ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО …
  • СУДНО в Словаре экономических терминов:
    ВОЗДУШНОЕ - см. ВОЗДУШНОЕ СУДНО …
  • СУДНО в Словаре экономических терминов:
    ВОЕННО-ВОЗДУШНОЕ - см ВОЕННО - ВОЗДУШНОЕ …
  • СУДНО в Словаре экономических терминов:
    - самостоятельная производственная единица пароходства или другого предприятия, действующая, как правило, на началах внутреннего хозрасчета, имеющая свой производственно-финансовый план, организация …
  • СУДНО
  • СУДНО
    корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хозяйственных и военных задач, научных исследований, водного спорта и др. Классификация С. По …
  • СУДНО в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, мн. судна, -ден, -днам, ср. Сосуд для испражнений, для мочи. Подкладное с. (для лежачих больных). II прил. судковый, …
  • СУДНО
    С́УДНО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ (НИС), морское, речное или озёрное судно, спроектированное и построенное (или перестроенное из судна др. типа) для выполнения науч. …
  • СУДНО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́УДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ, судно, корпус к-рого при движении поднимается над водой под действием подъёмной силы, создаваемой погружёнными в воду …
  • СУДНО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́УДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ, судно, приподнимающееся над поверхностью воды нагнетаемым под днище воздухом. Конструкция предложена в 1716 швед. учёным Э. …
  • СУДНО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́УДНО, плавучее сооружение для перевозки грузов и пассажиров, вод. промысла, добычи полезных ископаемых, спорт. состязаний и пр., а также для …
  • МОТОРНОЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОТ́ОРНОЕ ТОПЛИВО, бензин, дизельное топливо, керосин, сжиженный нефт. газ (смесь пропана и бутана), используемые в поршневых, реактивных, газотурбинных двигателях внутр. …
  • СУДНО
    су"дно, су"дна, су"дна, су"ден, су"дну, су"днам, су"дно, су"дна, су"дном, су"днами, су"дне, …
  • СУДНО в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    су"дно, суда", су"дна, судо"в, су"дну, суда"м, су"дно, суда", су"дном, суда"ми, су"дне, …
  • СУДНО
    Всякий …
  • СУДНО в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    И танкер, и космический …
  • СУДНО в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Больничная …
  • СУДНО в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • СУДНО в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • СУДНО в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: …
  • СУДНО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ср. 1) устар. Сосуд, посуда. 2) Сосуд для испражнений, мочи. 2. ср. Сооружение, приспособленное для плавания и перевозки людей …
  • СУДНО в Орфографическом словаре:
    с`удно 2, -а, мн. с`удна, с`уден, с`уднам …
  • СУДНО в Орфографическом словаре:
    с`удно 1, -а, мн. суд`а, -`ов …
  • СУДНО в Словаре русского языка Ожегова:
    2 плавающее транспортное средство для перевозки людей и грузов, для военных целей, водного промысла, спортивных состязаний Самоходное с. Несамоходное с. …
  • СУДНО в Словаре Даля:
    см. суда …
  • СУДНО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    плавучее сооружение для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла, добычи полезных ископаемых, спортивных состязаний и пр., а также для военных …
  • СУДНО
    судна, мн. судна, суден, суднам, ср. 1. Сосуд, посуда (обл.). 2. Сосуд для испражнений, для мочи. Подкладное судно для …
  • СУДНО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    судна, и (реже) СУДНО, судна, мн. суда, судов, ср. Плавающее сооружение для передвижения по воде. Парусное судно. Паровые суда. Военное …
  • РАЗВИТИЕ МОТОРНОЕ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , 1) процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон …
  • ЯХТА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от голл. jacht) парусное, парусно-моторное или моторное судно для водного спорта и прогулок. Спортивные парусные яхты различают по конструкции корпуса, …
  • МОД в Большом энциклопедическом словаре:
    ("Maud") норвежское парусно-моторное судно. Построено в 1917. Водоизмещение ок. 800 т. В 1918-20 под руководством Р. Амундсена совершено сквозное плавание …
  • ЯХТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (голл. jacht, от jagen - гнать, преследовать), парусное моторное или парусно-моторное судно водоизмещением до 3000 т, предназначенное для спорт, …
  • ШХУНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    шкуна (от англ. schooner), парусное судно, имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косое парусное вооружение. …
  • МОТОРНОЕ ТОПЛИВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    топливо, жидкое или газообразное горючее, используемое в двигателях внутреннего сгорания (поршневых, реактивных, газотурбинных). М. т. подразделяют на группы: карбюраторное, в …
  • МОД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    ("Maud"), парусно-моторное судно полярной экспедиции Р. Амундсена. Построено в 1917 в Норвегии. Длина 29,8 м, ширина 10,6 м, водоизмещение …
  • ВИТЯЗЬ (ПАРУСНО-ВИНТОВОЙ КОРВЕТ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    парусно-винтовой корвет, построен в 1886 на Галерном острове в Петербурге. Водоизмещение 3200 т, скорость хода 14 узлов (26 км/ч …
  • Галоперидол в Справочнике лекарственных средств:
    ГАЛОПЕРИДОЛ (Haloperidolum). 4- (пара Хлорфенил) - 1 - пиперидинол-4, или 4- -4"-фторбутирофенон. Синонимы: Галофен, Aloperidin, Haldol, Halidol, Haloperidin, Haloperin, …
  • ОБЩЕЕ ЩЕЛОЧНОЕ ЧИСЛО
    (TBN) - показывает общую щелочность масла, включая вносимую моющими и диспергирующими присадками, которые обладают щелочными свойствами. Выражается через количество гидроокиси …
  • ОБЩЕЕ КИСЛОТНОЕ ЧИСЛО в Словаре автомобильного жаргона:
    (TAN) - как моторное, так и трансмиссионное масло может содержать кислотные компоненты, содержание которых может быть определено раздельно; кислотные компоненты …
  • ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ТОВАРЫ - товары, применение одного из которых требует одновременного использования другого товара, дополняющего первый. Например, дополняющим товаром к автомобилю служит …
  • 1916.08.02
    В Москве основывается завод АМО (Автомобильное моторное общество), который просуществует до 1924 как ремонтные мастерские. В конце 1933 будет переименован …
  • 1859.10.25 в Страницах истории Что, где, когда:
    Английский парусно-винтовой корабль "Ройал Чартер" ("Royal Charter") выбрасывается штормом на скалы у Ливерпуля. Погибают 456 …
  • 1854.11.13 в Страницах истории Что, где, когда:
    (по 16 ноября) Британский парусно-винтовой фрегат "Prince" (войдет в историю как "Черный принц") и десять других кораблей англо-французской эскадры погибают …
  • 1852.02.26 в Страницах истории Что, где, когда:
    Британский парусно-колесный фрегат "Биркенхед" ("Birkenhead") налетает на подводный камень близ мыса Доброй Надежды и тонет. Из 630 членов экипажа и …
  • 1852.01.04 в Страницах истории Что, где, когда:
    Британский парусно-колесный пароход "Амазон" ("Amazon") погибает от пожара в Атлантическом океане на пути в Америку. Более 100 человек …

Парусно-моторное судно - парусное судно со вспомогательной механической установкой (двигателем внутреннего сгорания), работающей в основном при безветрии и маневрировании. Большинство Парусно-моторных судов - мелкие промысловые, учебные, туристские суда. (Большая Советская Энциклопедия)

За последние годы наш флот пополнился значительным количеством небольших парусно-моторных судов деревянной конструкции. Эти суда с успехом применяются в промысловом флоте и для каботажных перевозок. Кроме того, на парусно-моторных судах получают первые, необходимые каждому моряку, навыки учащиеся морских учебных заведений. В настоящее время наибольшее распространение получили парусно-моторные суда типа баркентин и шхун.

В конце XIX в. в связи с бурным ростом техники парусные суда уже не могут удовлетворить новых повышенных требований, предъявляемых транспорту. На смену парусному флоту приходит паровой флот. С 1870 г. число строящихся парусных судов резко снижается. В это время в основном строят суда с упрощенной оснасткой и паровой машиной с несколькими котлами на борту, преимущественно шхуны. К 90 годам XIX в. паровой флот окончательно вытеснил парусные суда. Но комбинированные корабли продолжали строить. В настоящее время парусные суда используются лишь в промысловом флоте, каботажных перевозках, а также учебных целях. Как правило, эти суда небольших размеров, с механическими двигателями. Для каботажных перевозок и промыслового флота наиболее распространенными считаются суда типа шхун, а для учебных целей - баркентин или барков.

При появлении первых парусно-моторных судов на акватории морских сражений, они имели неоспоримое преимущество так как всегда, при любом ветре могли занять выгодную для себя позицию. Или спешно уйти против ветра от превосходящих сил противника. К сожалению прогресс достигается не одномоментно и поэтому при испытании первых парусно-моторных судов было очень много аварий и происшествий.

На сегодняшний день выделяются 3 фаворита среди парусно-винтовых судов, это:

1 место Корабль Royal Clipper

Флаг: Люксембург

После 70-летнего лидерства барка «Седов» эстафету принял пятимачтовый корабль Royal Clipper. Автор его проекта – Зигмунд Хорен, тот же, что выстроил и ещё несколько судов из ТОП-10. За образец был взят корабль начала 20 века «Пруссия», и тогда некоторое время считавшаяся первой в мире. Но в отличие от неё, исполнявшей только грузовые функции, Royal Clipper изначально строился как круизное судно. Принадлежит компании Star Clippers вместе с двумя другими крупными парусниками - Star Clipper и Star Flyer. Летом, как правило, путешествует по средиземноморью, зимой – на Карибах. В межсезонье совершает трансатлантические круизы. Помимо парусов, под которыми развивает около 20 узлов, оснащен вспомогательным дизельным и электрическим двигателями (скорость с машиной – 8 узлов). Экипаж из ста человек обеспечивает приятное плавание для 227 пассажиров. Некоторые считают его не только самым большим из действующих, но и красивейшим из когда-либо построенных парусных судов. Длина, м 134,8 Ширина, м 16,5 Водоизмещение, т 8000 Площадь парусов, кв.м 5050

2 место Барк «Седов»

Флаг: Россия

Спущен на воду в городе Киле в марте 1921 года. Сначала назывался Magdalene Vinnen II, по имени дочери владельца. На то время был четвёртым по размеру парусником мира. Как торговый корабль ходил В Южную Америку и Австралию. В 1936 году сменил владельца, получил имя Kommodore Johnsen и стал учебным судном. Во время Второй мировой войны стал военным судном, занимался снабжением войск. После войны по репарациям перешло к СССР. Прошло ремонт и вновь вернулось к учебной деятельности, наставляя военных моряков (до 1966 принадлежал ВМФ). С 1975 по 1981 прошел капитальный ремонт и модернизацию ввиду огромного износа, затем вернулся в строй и ныне базируется в Мурманске. Регулярно участвует в регатах, в 1991 и 1995 годах выигрывал престижнейшую гонку «Cutty Sark» Tall Ships" Races. Под парусом развивает до 18 узлов, двигаясь только с машинами мощностью 2176 л.с. – 10 узлов. Претерпел немало приключений не только в плаваниях: в 2000 году был арестован во французском Бресте за долги российского правительства, но благополучно освобождён. В 2012-2013 годах судно с более чем 90-летней историей совершило своё первое кругосветное плавание. С 1928 по 1999 год считался крупнейшим в мире действующим парусником. Длина, м 117,5 Ширина, м 14,6 Водоизмещение, т 7320 Площадь парусов, кв.м 4192

3 место Барк «Крузенштерн»

Флаг: Россия

Называющийся ныне в честь знаменитого мореплавателя И.Ф.Крузенштерна, прежде барк ходил под другим именем и с иным назначением. При постройке, оконченной в 1926 году, судно было названо «Падуя» и было частным грузоперевозчиком. В этом качестве прослужило несколько лет, пока не было введено в состав военного флота фашистской Германии. В 1946 году по репарациям перешло в собственность СССР, получило новое имя. Служило экспедиционным океанографическим судном, обеспечивало морскую практику курсантам ВМФ. Затем приняло вымпел рыболовецкого флота с портом приписки Рига. С распадом Союза сменило порт приписки на Калининград и вновь вошло в состав военного флота, а потом опять подняло рыболовецкий вымпел. Для первой четверти 20 века такая постройка была довольно обычной, и «Падуя» - лишь один корпус из серии Flying-P-Liner. Однако сейчас более ни одно судно из серии не сохранилось. Для своего времени являлось одним из лучших ходоков, да и сейчас под парусом развивает внушительные 17 узлов, под машиной (мощностью 2 х 1000 л.с.) – около 10 узлов. Постоянный экипаж 70 человек, курсантов – 120. Совершило несколько кругосветных плаваний, успешно участвовало в различных международных регатах. Длина, м 114,5 Ширина, м 14,4 Водоизмещение, т 6400 Площадь парусов, кв.м 3900

Основные данные яхты «Дюгонь»
Длина наибольшая, м 5,90
Длина по КВЛ, м 5,34
Ширина наибольшая, м 2,30
Ширина по КВЛ, м 2,00
Надводный борт минимальный/в носу, м 0,73/1,00
Полное водоизмещение, т около 1,5
Площадь парусности, грот + стаксель, м² 13,05
Мощность двигателя, л. с. 12-25
Пассажировместимость, чел. 6

Крупные реки России в большинстве своем представляют цепь обширных водохранилищ, соединяемых участками русла ограниченной ширины и с сильным течением. Для туристских плаваний по таким рекам весьма удобны и наиболее экономичны моторно-парусные суда, оснащенные как достаточно мощным двигателем с хорошим запасом горючего, что позволяет преодолевать чисто речные участки (тем более - против течения), так и развитым парусным вооружением, дающим возможность использовать даровую энергию ветра при пересечении больших водохранилищ, озер и плесов. Отличительными чертами подобных судов должны быть повышенная мореходность и высокая обитаемость, чтобы экипаж мог совершать переходы даже в свежие ветра, когда глиссирующие мотолодки и катера вынуждены пережидать непогоду у берега.

Отметим, что парусные суда, как правило, сравнительно тихоходны; скорость их ограничена верхним пределом V = 5,25 V — L км/ч, где L - длина по ватерлинии, м. «Мощности», обеспечиваемой парусами, оказывается недостаточно, чтобы преодолеть этот барьер, обусловленный резким ростом волнового сопротивления воды.

Для парусника справедливы те же закономерности, что и для моторного судна. В частности, чтобы судно под парусами перешло в режим глиссирования, оно должно быть относительно легким и нести не менее 60 м² парусности на каждую тонну водоизмещения (сравните с потребной для этого мощностью двигателя - 40 л. с. на тонну). Увеличивать же площадь парусности произвольно - только в зависимости от водоизмещения судна - нельзя: чем больше парусов, тем больше риск того, что порывом ветра судно будет накренено до опасного предела или даже опрокинуто. Для противодействия кренящему моменту от давления ветра судно приходится снабжать тяжелым балластным фальшкилем, т. е. еще больше увеличивать его водоизмещение и осадку, что связано с ростом сопротивления воды. Поэтому реальная скорость, которую может развить под парусами лодка длиной по ватерлинии около 6 м, обычно не превышает 5 узлов - т. е. 9-11 км/ч, а средняя скорость на переходе такого парусника составляет 6-7 км/ч. Для преодоления этого расстояния в 6-7 км глиссирующий катер такого же водоизмещения и размеров, как, например, предлагаемая вашему вниманию моторно-парусная мини-яхта «Дюгонь» , затратит примерно 12 минут времени и 6 л горючего. Владелец катера, конечно, выиграет время - пройдет тот же путь впятеро быстрее, но выигрышем экипажа парусника будет спокойное бесшумное плавание, на которое, к тому же не придется расходовать ни капли горючего. Моторно-парусный вариант позволяет сочетать преимущества обоих типов судов.

Имея на мачте парус, судоводитель освобождается от постоянных забот о заправке горючим по пути следования; меньше опасность остаться без хода при неисправности двигателя; появляется возможность отдыхать на самой лодке, а не обязательно на берегу. При благоприятном ветре 6-метровый парусник может покрыть за сутки 100-150 км пути, а при комбинированном использовании двигателя и парусов эти цифры становятся гарантированными.

Яхта «Дюгонь» - экономичное моторно-парусное судно минимальных размерений, несущее умеренную площадь парусности при небольшой осадке (0,75 м), которая не слишком ограничивает капитана в плавании по внутренним водам. В то же время на нем отсутствует шверт, который требует постоянного внимания экипажа и создает определенные неудобства - колодец занимает место в каюте. Вооружение «Дюгоня» рассчитано на управление человеком, может быть, и недостаточно искушенным в парусном деле, но желающим использовать свежий попутный ветер. Лавировать на таком моторном паруснике, особенно короткими галсами и при наличии встречного течения смысла не имеет - проще запустить двигатель и преодолеть неблагоприятный участок по кратчайшему расстоянию. Поэтому в данном случае можно мириться с ухудшающей лавировочные качества развитой (относительно корпуса) рубкой, которая, естественно, была бы недопустимой на чисто парусном судне. Высокая рубка, открытая с кормы и являющаяся защищенной от непогоды частью кокпита, оказывается удобной для размещения поста управления судном и небольшого камбуза, который может быть оборудован газовой плиткой. Она хорошо вентилируется; за приготовлением пищи может присмотреть человек, стоящий на вахте; обеденный стол располагается рядом - в кокпите.


увеличить, 1864х2207, 467 КБ
1 - перо руля, склеенное из досок δ=30 мм; 2 - сектор руля; 3 - комингс кокпита с внутренней зашивкой из фанеры δ=6 мм; 4 - бортовая ниша; 5 - стойка 60X28; 6 - поручень из алюминиевой трубы или дуба, Ø23 мм; 7 - иллюминатор боковой, плексиглас δ=6-8; 8 - иллюминатор верхний, плексиглас, δ=6-8; 9 - степс мачты; 10 - погон стаксель-шкота; 11 - усиленный бимс; 12 - швартовно-буксирный кнехт; 13 - носовой релинг из трубы Ø22-25 мм; 14 - обух стаксель-штага; 15 - двуспальная койка; 16 - рундук; 17 - камбузный стол с выдвижными ящиками; 18 - фальшкиль массой 150 кг; 19 - настил коек, фанера, δ=6 мм; 20 - газовая плитка; 21 - полка для посуды; 22 - камбузный стол, внизу шкафчик; 23 - откидное сиденье; 24 - съемный стол; 25 - диваи; 26 - ахтерпик - моторный отсек; 27 - двигатель; 28 - блоки штуртросной проводки; 29 - глушитель и выхлопной трубопровод; 30 - полупереборка; 31 - платяной шкаф; 32 - сиденье рулевого; 33 - рулевой привод; 34 - полочка для стаканов; 35 - дверь в носовой кубрик; 36 - открывающийся иллюминатор.

Длина парусника выбрана минимальной с расчетом на использование для постройки корпуса пиломатериалов стандартной длины. В то же время, помня о зависимости предельной скорости яхты от длины по ватерлинии, можно посоветовать при наличии соответствующих материалов несколько увеличить длину «Дюгоня» (до 7,5-8,0 м).

Ходовые качества, соответствующие скорости, развиваемой под парусами, т. е. около 10-11 км/ч, можно было бы обеспечить с двигателем совсем небольшой мощности, но развивающим крутящий момент, достаточный для того, чтобы применить гребной винт увеличенного диаметра. За рубежом на подобных судах ставят дизели мощностью 7-12 л. с. Однако отечественные дизели, устанавливаемые на спасательных шлюпках и рыболовных судах, для «Дюгоня» будут слишком тяжелы и велики по габаритам. Из стационарных двигателей могут быть использованы 13,5-сильный «СМ-557Л» (ныне не выпускающийся) и различные бензиновые двигатели от мотопомп и переносных электростанций. Важно, чтобы такие двигатели были не слишком громоздкими и имелось устройство для заднего хода (например, винт регулируемого шага или коробка передач), так как без него судно не будет допущено к плаванию.

Наиболее реальным, хотя и менее экономичным вариантом является применение подвесных моторов «Нептун-23», «Вихрь» и «Привет». 20-25-сильный мотор с хорошо подобранным гребным винтом позволит развивать скорость около 15 км/ч; при этом эксплуатационным режимом должна быть работа на несколько пониженных оборотах, обеспечивающих наибольшую экономичность. 12-сильный «Ветерок» хотя и позволит получить скорость около 10 км/ч на тихой воде, но не будет обладать запасом мощности, необходимым для преодоления свежего встречного ветра и течения. Иногда эффективность этого мотора при установке на парусных яхтах удается повысить благодаря увеличению передаточного числа редуктора или применению кольцевой профилированной насадки гребного винта.

Строителю предоставляется выбрать один из трех вариантов установки подвесного мотора. Самый простой - навесить его на транец, сделав в нем углубление-рецесс. При этом нужно будет либо сместить мотор от ДП к борту, либо выполнить рулевое устройство с двумя рулями, расположенными по бортам от мотора. Положительным свойством установки мотора на транце является возможность откидывать мотор при плавании под парусами, но не следует забывать и о таких недостатках, как уязвимость мотора при швартовках, низкое расположение двигателя относительно воды, неудобства при ремонте и запуске.

Наиболее целесообразным представляется выполнить силовую установку по типу «Сэйлдрайва», отсоединив головку-двигатель от редуктора. Редуктор с гребным винтом крепят к днищу снаружи, а двигатель - внутри корпуса на несложной проставке-фундаменте. Установка получается компактной, хорошо защищенной от повреждений и заливания волной, удобной для обслуживания. В проставке можно смонтировать дополнительный понижающий редуктор. Поскольку при этом выхлопной патрубок мотора оказывается глубоко погруженным под воду, необходимо смонтировать отдельный выхлопной трубопровод с глушителем и вывести выхлоп через транец. Для предотвращения попадания в двигатель воды трубопровод следует изогнуть в виде колена почти до уровня палубы.

Изготовить подобную установку способен далеко не каждый судостроитель-любитель, поэтому можно предложить промежуточный вариант - поставить подвесной мотор в специальный колодец, смонтированный в кокпите. В этом случае несложно сделать какую-либо скользящую подвеску для мотора, которая позволит поднимать его выше уровня днища при ходе под парусами и закрывать нижнее отверстие колодца специальными створками или щитком. Колодец нужно ставить возможно ближе к транцу с тем, чтобы углубление выхлопного патрубка не было слишком большим.

Обводы корпуса, рассчитанные на плавание в районе верхнего предела скорости (13-15 км/ч), имеют приполненную корму и слегка погруженный транец; большая ширина корпуса обеспечивает необходимую остойчивость и комфортабельность судна.

Теоретический чертеж корпуса яхты «Дюгонь». Проекции: полуширота и бок


увеличить, 1760х1056, 168 КБ


увеличить, 720х568, 52,7 КБ
Коэффициенты полноты: δ=0,42; α=0,73; β=0,68.

Таблица плазовых ординат

Линия № шпангоута
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тр.
Высоты от КВЛ, мм
Линия борта - ЛБ 950 890 646 808 780 759 746 732 726 732 746
Батокс Б3 - - - 256 11 - 65 - 89 - 63 27 237 -
Батокс Б2 - 673 68 - 122 - 171 - 205 - 210 - 178 - 133 - 56 66
Батокс Б1 753 11 - 179 - 253 - 274 - 288 - 271 - 230 - 193 - 137 - 48
Киль - ЛК 0 - 248 - 312 - 343 - 344 - 332 - 304 - 260 - 214 - 154 - 86
Полушироты от ДП, мм
Линия борта - ЛБ 392 684 897 1040 1120 1152 1150 1130 1070 992 876
Ватерлиния 7 176 511 766 944 1063 1125 1130 1112 1045 952 835
Ватерлиния 6 110 473 733 919 1045 1160 1130 1096 1030 930 800
Ватерлиния 5 96 426 696 890 1015 1080 1110 1078 1006 896 753
Ватерлиния 4 55 364 638 835 970 1045 1070 1040 959 826 660
Ватерлиния 3 20 295 549 753 892 980 1000 970 876 718 493
Ватерлиния 2 - 199 418 616 740 821 870 815 677 426 -
Ватерлиния 1 - 55 233 397 480 573 602 411 - - -
Киль - ЛК 15 25 48 69 69 69 69 69 69 62 55

Основное место пребывания экипажа на ходу - кокпит и рулевая рубка. Высота под «жестким тентом» - 1,6 м. Место рулевого оборудуется откидным сиденьем. Боковое стекло рубки желательно выполнить сдвижным для лучшего обзора по курсу при крене. При плавании под парусами можно перейти на управление румпелем из кокпита, а если рулевой предпочитает и при этом оставаться в рубке, то для наблюдения за парусами в ее крыше делается окно из плексигласа. За спинкой сиденья рулевого устанавливается платяной шкаф, верхняя часть которого может служить столом для карты.

Носовая часть корпуса служит «спальной каютой». Закрыв пространство между койками съемным щитком, здесь можно разложить спальное место для трех человек. Еще двое могут расположиться на ночлег в кокпите, особенно, если сверху его закрыть хотя бы парусом, накинутым на гик. Конечно, лучше всего сшить специальный парусиновый тент, который будет полезен на стоянке и на ходу (под мотором) как в жаркую солнечную, так и в ненастную погоду.

Важно обеспечить носовую каюту вентиляцией - сделать открывающийся иллюминатор в лобовом комингсе или небольшой лючок в крыше рубки. Не повредит небольшое, герметично закрываемое на время непогоды вентиляционное отверстие в самом носу (например, совмещенное с битенгом), удаляющее застойный воздух из области вблизи форштевня. Это важно для предотвращения загнивания деревянного корпуса.

Хотя на чертеже показан вариант оборудования кокпита кормовым диваном и двумя откидными сиденьями по бортам, при плавании под парусами более удобны продольные банки; здесь же нужно предусмотреть гнезда для установки съемного стола.

Основной запас горючего желательно разместить в плоских бензобаках поближе к миделю - под пайолами кокпита между шп. 5 и 6 или по бортам под зашивкой. Суммарная емкость их должна составлять 80-100 л. Дополнительный запас удобно хранить в канистрах в кормовом отсеке, закрепив их от перемещения при крене.

Шкоты основных парусов - грота площадью 9,15 м² и стакселя 3,9 м² - проведены на поперечные погоны из трубы или стального троса. Для повышения скорости в слабый ветер полезно иметь дополнительно еще и большой стаксель - геную площадью 7,0 м².

Детали парусного вооружения и некоторые палубные дельные вещи можно изготовить по чертежам швертбота «Морской еж» (). Мачта устанавливается в степсе на крыше рубки; ее конструкцию необходимо подкрепить дополнительным усиленным бимсом на шп. 3. Руководством для постройки корпуса может служить книга «15 проектов судов для любительской постройки» (Л., «Судостроение», 1974 и 1976 гг.). Конструкция корпуса практически идентична катеру «Тюлень».

Лучше всего строить с реечной обшивкой по гнуто-клеенным или гнутым шпангоутам (см. спецификацию набора) с последующей оклейкой корпуса снаружи одним-двумя слоями стеклоткани на эпоксидной или полиэфирной смоле. Для повышения остойчивости парусника в носовой части наружного киля крепится балластный фальшкиль массой 150 кг, который можно изготовить из железобетона. Наружный слой бетона упрочняется при этом тонкой стальной сеткой, а после монтажа на корпус фальшкиль оклеивается слоем стеклоткани. Для крепления фальшкиля к корпусу достаточно четырех шпилек диаметром 10 мм, пропущенных сквозь усиленные флоры шп. 3-5. Шпильки можно согнуть попарно из одного прутка в виде буквы П, к «перекладине» которой желательно приварить пластинки или стальные прутки, замоноличиваемые бетоном.

Спецификация деталей корпуса:

Киль: сечение в средней части - 120х25; в носу и корме - 80х25; резенкиль - 160х25 (120х25);
Внутренний привальный брус - 25х60;
Скуловой стрингер (при гнутых шпангоутах)- 25х40;
Буртики - 25х25, дуб; штапики - δ=22, дуб;
Карленгсы рубки и кокпита - 25х40;
Шпангоуты гнуто-клеенные - 25х40; шпация - 535;
Шпангоуты гнутые (дуб) - 16х30; шпация - около 300;
Обшивка - рейка 20х60 или доски толщиной 18; заготовки сделать на 2-3 мм толще для окончательной строжки корпуса;
Настил палубы, комингсы рубки и транец - водостойкая фанера δ=8;
Крыша рубки и переборки - фанера δ=6;
Обвязка рубки - рейки 24X40;
Перо руля - наборное из досок толщиной 28;
Пайолы - фанера δ=8 или доски толщиной 14.