Какой мост в вероне знаменитый. Верона, от мифов к реальности

Верона — изумительный город, находящийся недалеко от Венеции и Милана. Он, наполненный достопримечательностями и архитектурными памятниками, словно магнитом тянет к себе путешественников из разных уголков мира. Красота природных ландшафтов и средневековых строений каждый раз заставляет сердце биться сильнее, а после прощания с городом, возвращаться сюда снова и снова.

Что посмотреть в Вероне самостоятельно?

Красивые места и главные достопримечательности: фото с описаниями на русском языке.

Дом Джульетты в Вероне

Дом Джульетты — это небольшой кирпичный дом, в котором, согласно легенде, проживала юная героиня знаменитой всеми нами шекспировской трагедии. Самое интересное место в этом доме — дворик с балконом, где Ромео признавался в любви Джульетте. Около этого знаменитого балкона установлена бронзовая статуя Джульетты. Считается, что прикосновение к правой груди шекспировской героини принесёт счастье и удачу. Кроме того, среди туристов существует ещё одно поверье, согласно которому, влюблённые, целовавшиеся под балконом Джульетты, никогда не расстанутся. Поэтому несложно представить, что там происходит, если учесть, что это место ежегодно посещает сотни тысяч туристов! Находясь в этом месте, можно вкусить необыкновенную историю любви, которую показал нам в своём произведении Шекспир!

Арена ди Верона

Арена ди Верона — огромный амфитеатр, который сохранился в прекраснейшем и удивительном состоянии до сих пор. Это удивительно, так как он пережил мировые войны, землетрясения и наводнения. И иногда просто в голове не укладывается, как можно без какой — либо всевышней помощи возвести и сохранить это творение. Сейчас, как и раньше, здесь проходят театральные постановки, оперы. Считается, что лучшие постановки «Ромео и Джульетты», проходят именно здесь. Многие мировые голоса приезжают, чтобы выступить на тысячелетней сцене, и тысячи туристов, чтобы на это посмотреть.

Замок Кастельвеккио

Замок Кастельвеккио был возведён ещё в 8-ом веке в качестве оборонительной крепости. Имеет готическую архитектуру и, кстати, очень похож на московский Кремль. Этот замок выглядит, как говорится, очень строго и сердито. Но в то же время — это сильное и эстетичное сооружение. Ведь мост в этом замке простоял без реконструкций, внимание, более 500 лет! В самом замке собрана большая коллекция живописи и скульптуры и старинного оружия различных мастеров эпохи Средневековья.

Сад Джусти

Именно здесь, в саду Джусти, царит оазис тишины и спокойствия. И именно здесь можно отвлечься от пыльных улиц, от шумного города, от быстротечного ритма жизни. Там можно просто остановиться и вдохнуть этот свежий воздух спокойствия и понять, как же всё-таки прекрасен этот мир. Понять, что есть в этом мире места, где можно забыть обо всём. Этот парковый комплекс украшен фонтанами и статуями. Чудесная аллея с высокими деревьями тянется от самых парадных ворот. Также там есть террасы на верхнем и нижнем уровнях, с них открываются изумительные виды на Верону. Тёплый воздух даст ощутить атмосферу тех времён, когда по этому парку гуляли император Джозеф II, Гёте и Моцарт.

Палаццо Маффеи

Один из многочисленных дворцов города, построенный в 15 веке в стиле барокко. Здание украшено статуями древних римских богов, полуколоннами и балконами. Внутри здания сейчас находится отель, старинный интерьер которого позволяет гостям прочувствовать атмосферу древности. Рядом с дворцом возведена башня Гарделло с часами, более древняя, чем Палаццо Маффеи, который не раз подвергался реконструкции.

Башня Ламберти

Это здание, находящееся на площади Эрбе, построено в 12 веке, изначально оно было ниже, чем в наше время. Спустя годы его высота достигла 84 метров, и сейчас это самое высокое сооружение в городе. Со смотровой площадки открывается потрясающий вид на Верону. Архитектура башни сохранила на себе отпечаток тех эпох, во время которых существовала; на ее вершине находятся колокола, размер одного из них превышает 4 тонны — это второй по размерам колокол Вероны.

Кафедральный собор Вероны

Главный собор Вероны, созданный в 12 веке, является удивительно красивым архитектурным памятником, в котором преобладают два стиля: романский — с внешней стороны, готический — внутри собора. В самом здании можно увидеть старинные произведения искусства, представляющие большую ценность. В колокольне собора находится самый старый колокол города.

Арка Гави

Это историческое сооружение, принадлежащее знатной веронской семье Гави, было возведено рукой архитектора Луция Витрувия Цердона в 1 в. н. э. В 1932 году была произведена реконструкция памятника, до которой арка не раз меняла местоположение. Украшенная колоннами, изящным узором в форме растений, а также статуями, которые позднее были утеряны, арка Гави послужила образцом классического античного сооружения при создании других архитектурных памятников.

Дом купцов

Домус Меркаторум, или Дом купцов — это старинное здание в готическом стиле, хранящее на себе следы эпохи средневековья и не раз изменявшееся рукой человека, находится оно на площади Пьяцца делле Эрбе. До 14 столетия оно было деревянным, а затем его стены перестроили в каменные. Еще позднее Дом купцов украсили арки. Уже из названия становится понятно, что исторически сооружение принадлежало мастерам и торговцам. В наши дни здание принадлежит Народному банку.

Арки Скалигеров

Арки Скалигеров, построенные в 14 веке, представляют собой величественные захоронения правителей города, происходящих из знатного рода: Кангранде I, Мастино II и Кансиньорио делла Скала. Арки выполнены в готическом стиле, каждая выделяется своими архитектурными особенностями, каждая украшена изображением правителя, покоящегося в ней. Эти исторические памятники расположены рядом с церковью Санта-Мария Антика.

Санта Анастасия

Церковь, созданная в готическом стиле, строилась с 12 по 15 века в честь святой Анастасии Узорешительницы. Собор состоит из трех помещений с колоннами; мраморный пол выложен мозаикой. Санта Анастасия представляет собой потрясающее произведение искусства: она украшена старинными фресками, барельефами, на которых изображается жизнь самой великомученицы, а также многие из них посвящены житию апостола Петра. Изнутри стены расписаны в стиле ренессанс.

Галерея современного искусства Форти

Старинный дворец Форти был отреставрирован в 20 веке, после чего здесь возник музей современного искусства. Изначально в этом месте можно было увидеть частную коллекцию предметов искусства, собранную Ахиллом Форти, который пожертвовал ее городу. Затем за счет постоянных пополнений коллекции она выросла и сейчас составляет 1400 экспонатов, из которых только небольшая часть является произведениями современного искусства, а остальное датируется 19−20 веками.

Памятник Данте Алигьери

Памятник, возведенный в честь 600-летия великого поэта, подарившего миру «Божественную комедию», находится на Пьяцца Синьории. После изгнания из Флоренции часть своей жизни Данте провел именно в Вероне, что послужило поводом для создания мраморного памятника. Статуя, изображающая Данте, стоит в глубоком раздумье, в руках поэт держит книгу. На этой же площади, совсем рядом с памятником, находится кафе, также посвященное Данте.

Церковь Сан-Фермо Маджоре

Современное нам здание церкви, выполненное в романском стиле и дополненное готическими элементами, было возведено в 11 веке на берегу реки Адидже. До этого на том же месте существовала другая церковь, созданная еще в 8 веке в честь святых мучеников. Здесь же находится и место захоронения святых. Здание делится на две части: верхнюю и нижнюю церкви. В церкви можно увидеть множество старинных произведений искусства и полюбоваться на богатое убранство помещений.

Фонтан Веронской мадонны

Это архитектурный памятник 14 в., возведенный по распоряжению знатного рода Скалигеров и расположенный на Пьяцца делле Эрбе. Над фонтаном возвышается фигура Мадонны, держащей в своих руках герб города. Дно фонтана усеяно монетами — люди, приходящие на это место, верят, что им будет обеспечено богатство, нужно только бросить в фонтан монетку. Эта традиция восходит к тем временам, когда вокруг фонтана торговцы и купцы Вероны заключали между собой выгодные торговые сделки.

Дом Ромео

По преданию, переходящему от одного почитателя творчества Шекспира к другому, именно в этом доме проживала семья Монтекки. Здание, построенное в 14 веке, сочетает в себе два стиля: готический и романский. Дом нельзя осмотреть изнутри, т.к. он является частной собственностью, часть дома отведена под отель. Изначально это здание принадлежало графам Ногарола, только спустя долгое время оно превратилось в дом Ромео. Неподалеку от него находится другое здание — дом Джульетты.

Гробница Джульетты

Могила знаменитой шекспировской героини находится в монастыре Сан-Франческо Аль Корсо, в этом месте погибли влюбленные. Гробница расположена среди экспонатов археологического музея. Гроб исписан милыми признаниями в любви, на дне лежат цветы. Рядом с гробницей есть живописный монастырский сад, украшенный барельефами, посвященными Шекспиру, в центре садика находится колодец, в который туристы бросают монеты — на счастье.

Дворец капитанов

Дворец Кансиньорио, или Дворец капитанов — это здание 14 века на Пьяцца Синьории. Изначально сооружение представляло собой крепость, построенную по приказу правителя Вероны Кансиньорио делла Скала. Позднее в нем располагались резиденции губернаторов города, а затем городская тюрьма. Многочисленные реконструкции преобразили Дворец капитанов, от прежней архитектуры осталось совсем немного.

Сан-Дзено Маджоре

Церковь, построенная над могилой святого Зинона Веронийского, была возведена еще в 5 веке. У этого древнего сооружения длинная история: базилику много раз переносили, разрушали, реконструировали до тех пор, пока она не стала такой, какой ее можно увидеть сейчас. Здание церкви украшено барельефами, изображающими сцены из Библии, скульптурами святых, бронзовыми панно, на которых показаны чудеса святого Зинона, а также в базилике можно найти его мощи.

Палаццо делла Раджоне

Палаццо делла Раджоне расположено между Пьяцца делле Эрбе и Пьяцца дей Сеньории. Здание было построено в 19 веке и с тех пор пережило несколько реконструкций. В его помещениях за несколько веков побывало множество городских учреждений. Даже время не может уничтожить следы роскошного внешнего убранства. Внимание туристов сразу привлекает полосатый фасад здания. Внутри можно полюбоваться как старинной, так и современной живописью.

Памятник Гарибальди

Джузеппе Гарибальди, живший в 19 веке, является национальным героем Италии, революционером-освободителем, который много сделал для своей страны, поэтому памятники этому великому человеку можно встретить по всей Италии. Один из них был построен благодарными итальянцами и в Вероне неподалеку от дома Джульетты. Джузеппе Гарибальди здесь восседает верхом на коне, героя часто навещают туристы.

Понте Пьетра

Понте Пьетра — это арочный мост длиной в 120 метров, перекинутый с одного берега веронской реки Адидже на другой. Его строительство началось еще в 1 веке до нашей эры, когда на данном месте жили древние римляне. Изначально мост был создан из дерева, но не раз обрушивался в реку, поэтому позднее он стал мраморным, а затем, спустя несколько разрушений и реконструкций, превратился в каменный. С Понте Пьетра открывается потрясающий вид на живописные пейзажи Вероны.

Порта Борсари

Это фасад старинного древнеримского здания, построенное в 1 веке нашей эры. Раньше в нем были расположены веронские казармы. До наших дней дошел только трехэтажный фасад, над дорогой возвышаются арки полукруглой формы. Исторический памятник украшают колонны. Современное нам название возникло во времена средневековья и переводится как налог; тогда здесь обреталась таможенная застава. Фасад сохранился довольно хорошо и является образцом великолепной древнеримской архитектуры.

Сан-Джорджо-ин-Браида

Этот католический монастырь был построен в 11 веке. И сейчас можно полюбоваться его архитектурой: здание состоит из одного нефа, в здании находятся пять алтарей. Раньше над монастырем возвышалась колокольня, но затем на ее месте создали купол. Среди предметов Сан-Джорджо-ин-Браида встречаются настоящие произведения искусства. Стиль, в котором построен монастырь, можно отнести к архитектуре эпохи Возрождения.

Памятник Виктору Эммануилу II

Во многих местах прекрасной Италии можно встретить подобные памятники. Человек, в честь которого возведено данное сооружение на Славянской набережной в 19 веке, является первым королем объединенной Италии. С двух сторон памятник украшен фигурами львов и женщин, изображающих Венецию. С одной стороны памятника статуи символизируют поражение в восстании против господства Австрии, с другой — присоединение к Италии.

Археологический музей

Музей возник в 1923 году в монастыре Сан Джероламо неподалеку от Римского театра. Среди археологических находок в коллекции можно встретить множество предметов времен Древнего Рима: здесь есть статуэтки и скульптуры, предметы быта, фрески и мозаика, а также большое количество других экспонатов. Здание само по себе также является историческим памятником, произведением искусства. Коллекция археологического музея пополняется благодаря пожертвованиям.

Библиотека Капитулов

Это старинная библиотека Вероны, в которой можно найти немало древних книг, самой древней из них является книга времен Античности, написанная в 517 году лектором Урсичино. Здание библиотеки было возведено в 18 веке, куда и перенесли драгоценные манускрипты. Во время войны библиотека разрушалась, некоторые книги были утеряны, другие, на других остались повреждения. Позднее была произведена реконструкция здания. Сейчас в библиотеке Капитулов можно отыскать огромное количество старинных и редких книг.

Церковь Санта-Мария Антика

Церковь в романском стиле расположена в центре города и является одним из самых посещаемых мест Вероны. Здание было построено в 7 веке, но сильно пострадало после землетрясения, со временем его не раз реконструировали. Некоторое время церковь принадлежала важному веронскому роду делла Скала. Санта-Мария Антика состоит из трех нефов. В базилике сохранились фрески 13 века. Сейчас туристы могут видеть это здание таким, каким оно было еще в 12 веке.

Церковь Сан-Лоренцо

Здание современной нам церкви Сан-Лоренцо было возведено в 12 веке на месте более древнего храма — так сообщают старинные документы. Некоторые фрагменты прежнего здания были найдены при реставрации. Церковь сразу привлекает внимание своим фасадом: стенами в полоску, колоннами, пристроенными по краям, романским стилем архитектуры. Внутри здания сохранились матронеи — места для женщин. Колонны украшают орлы, сжимающие в когтях свою жертву. Церковь была не раз реконструирована.

Порта-Леони

Порта-Леони, или Львиные Ворота — это ворота времен Древнего Рима, стоявшие на выходе из города. Свое название они получили благодаря стоящему рядом с ними саркофагу с изображениями львов, а до этого их еще не раз переименовывали. Порта-Леони были построены в 1 веке нашей эры и служили оборонительной заставой. Ворота достигали в высоту 13 метров, соединялись с крепостной стеной и башнями.

Римский театр

Древнеримский театр был создан в 1 веке нашей эры, находится он на холме Сан Пьетро. Он сочетает в себе ионический и тосканский архитектурные стили. Прежде высота театра была 27 метров. Места, отведенные зрителям, делятся на нижнюю и верхнюю области. Архитектура Римского театра сильно пострадала из-за разливов находящейся рядом реки Адидже. В отреставрированном театре и в наши дни проходят представления, которые может посмотреть каждый желающий.

Порта-Нуова

Ворота Порта-Нуова были построены в 16 веке, являлись главными парадными воротами города, а также выполняли защитную функцию. В постройке можно проследить черты средневековой архитектуры. В 19 веке ворота были перестроены. Раньше над воротами возвышался лев, а затем был заменен австрийцами на герб с фигурами двуглавого орла и грифонов; статуя, изображающая орла, со временем была утрачена. Еще позднее была проведена реконструкция ворот.

Дворец Подеста

Дворец возведен на площади Синьорио в 13 веке по приказу знатного рода делла Скала, правящего Вероной. В этом дворце когда-то проживал великий Данте, находящийся в изгнании из своего родного города — Флоренции. Подеста — это должность управляющего; такие управляющие устраивали политические заседания во дворце, отсюда и название здания. Над порталом замка был установлен барельеф со львом. Верх здания украшен зубцами, стены и потолок внутри расписаны итальянскими живописцами.


Обязательно посетите Верону — ваше время будет потрачено не зря и в памяти еще на долгое время останутся воспоминания, а желание сюда вернуться будет возникать снова и снова.

Архитектурное наследие

Каменный мост, расположенный в историческом центре Вероны, буквально в 150 метрах севернее собора, представляет собой не только первый каменный мост, который когда-то был построен в Вероне, но и первое большое мраморное сооружение в городе. До сих пор ему надается большое как историческое, так и культурное значение. Он является единственным романским мостом в городе Верона, который, несмотря на пройденные года и войны, никогда не был полностью разрушен. Впервые возведением моста на этом месте занимались еще во II веке до нашей эры, его предшественник практически полностью состоял из дерева, только через некоторое время его заменила каменная конструкция. Времена разрушительных землетрясений, сильно потрясавших Верону в XI-XIII веках и повлекших значительные разрушения других архитектурных сооружений, задели мост незначительно, его небольшая часть была обрушена, но затем снова восстановлена. Более значительные реконструкции проводились только в начале XVI века, ими руководил итальянский ученый и архитектор Фра Джованни Джокондо. Вторая мировая война старалась разрушить сооружение, несмотря на отступление в апреле 1945 года нацистская армия практически полностью уничтожила мост, оставив только арку, расположенную на правом берегу реки Адидже. Стоит отметить, что она была возведена еще в конце XIII века, представляя собой огромную историческую значимость, после войны с участием архитектора Пьеро Гаццолы начато было ее восстановление, в результате приведшее к созданию точной копии оставшихся частей моста.

Особенности возведенного сооружения

Каменный мост, который на сегодняшний день состоит из пяти отличающихся друг от друга размерами и формой арок, выложен белым мрамором и красным кирпичом. Если присмотреться, то можно увидеть, что все арки опираются на специальным образом оборудованные опоры, которые погружены на дно реки Адидже. Третья опора оснащена небольшим круглым окном, а пятая - полукруглым романским окошком. По мнению историков, первоначальную конструкцию декорировали четырьмя одинаковыми окнами, которые после многочисленных средневековых реконструкций были заложены, скорее всего, это было сделано с целью придания конструкции большей устойчивости и надежности. Каменный мост, получивший название Понте Пьетра, от итальянского Ponte Pietra в переводе звучит как «мост-камень». Сегодня посетители со многих стран мира приезжают в Верону чтобы полюбоваться красивым римским арочным мостом, перекинутым через реку Адидже. Стоит отметить, что самый первый мост, построенный на этом месте еще в 89 года до н. э. носил совершенно другое название, местные жители называли его мост Мармореус, только после дальнейших значительных перестроек сооружение получило своё настоящее название. Отличительной особенностью моста считается старинная сторожевая башня, возведенная с одной из сторон, и длина, равная 120 метрам. Кроме того, после отхода немецких захватчиков многие мосты в городе были полностью уничтожены, и до сих пор не восстановлены. Однако Каменный мост архитекторы сумели собрать из оставшихся на дне реки оригинальных фрагментов.

Верона - второй город в Италии после Рима по количеству хорошо сохранившихся римских построек: здесь есть античный театр и амфитеатр, каменный мост через реку Адидже, арка Гавиев и городские ворота, декоративный аппарат которых прославляет Римскую империю.

Достаточно просто прогуляться по городу, и величественные строения и руины античности напомнят вам о его богатом прошлом. Гуляя по мостовым, под которыми лежат руины и мозаики древнеримских вилл и особняков, вы можете осмотреть фрагменты этих памятников на специально оборудованных археологических участках Скави-Скалиджери и Вилла-ди-Вальдонега.

История

Первые контакты будущей Вероны с Римом отмечаются в IV в. до н.э. Народы, населявшие эту местность, начинают вступать в регулярные торговые отношения с Вечным Городом.

Порта Борсари, один из древнеримских памятников Вероны / www.shutterstock.com

С распадом Западной Римской империи Верона сначала принимает христианство (это происходит между III и IV вв.), а затем становится добычей многочисленных завоевателей из-за Альп. В эти тёмные столетия город переживает недолгий период процветания с 493 по 526 гг., когда Верона становится одним из любимых городов короля остготов Теодориха. Он строит здесь дворцы, водопровод, термы и новые стены.


Панорама средневековой Вероны / Shutterstock.com

С 1181 по 1185 гг. здесь живёт папа Луций III. В это время Верона становится активным участником борьбы свободных коммун за автономию, которою пытались оспорить императоры Фридрих Барбаросса и Фридрих II Штауфен. Через некоторое время власть в городе берёт в свои руки Эццелино да Романо, а с 1263 г. Вероной более 120 лет правит династия Скалигеров.


Мост Скалигеров ночью / Shutterstock.com

Семейство Делла Скала не брезговало никакими средствами для того, чтобы прийти к власти, однако сумело обеспечить городу долговременное экономическое процветание, какого он не знал со времён древнего Рима. Они строили замки, церкви, дворцы и превратили Верону в один из культурных центров позднесредневековой Италии: при дворе Скалигеров гостили Джотто, Данте и Петрарка, причём последний обнаружил в библиотеке местного капитула рукопись писем Цицерона.

17 октября 1797 г. весь регион переходит под контроль Австрии и остаётся в этом статусе до 1866 г., за исключением периода с 1805 по 1814 гг., когда Верона была частью Итальянского королевства. В это время активно строятся укрепления, возводятся форт Пастренго, Арсенал и замок Сан-Пьетро.

Что посмотреть

Амфитеатр «Арена»


Спектакль в амфитеатре «Арена» © Foto Ennevi / Arena di Verona

Это главный памятник Вероны, где проходят крупные концерты и музыкальные фестивали. Он напоминает об античном прошлом города и является третьим из сохранившихся до наших дней амфитеатров по размерам после Колизея в Риме и амфитеатра в Капуе. «Арена» построена в I в. до н.э. Это эллиптическое в плане сооружение покоится на непрерывной последовательности из 27 двойных каменных арок.


Опера «Аида» на сцене «Арены» © Foto Ennevi / Arena di Verona

В эпоху Римской империи («Арена» строилась в период правления Августа и Клавдия) здесь проходили гладиаторские бои; название «Арена» происходит от латинского слова «harena» - «песок»: это покрытие поглощало кровь, оставшуюся после сражений. В течение многих веков в амфитеатре устраивали турниры и дуэли, ставили балеты, цирковые представления и укрощали быков; с 1993 г. здесь проходит самый крупный оперный фестиваль под открытым небом, и это абсолютно незабываемое впечатление.

Площадь Бра

Осматривая Верону, разумно начать с площади Бра: она находится в самом центре города и обычно хорошо освещена лучами солнца. Здесь вы найдёте здания различных времён и стилей.


площадь Бра / Shutterstock.com

Самые известные из них - это «Арена», палаццо-Барбьери и палаццо-делла-Гран-Гвардия; также заслуживают внимания «Альпийский Фонтан», прогулочная мостовая «Листон» и стоящие вдоль неё палаццо аристократов, стены эпохи династии Висконти, памятник Виктору Эммануилу II и пятиугольная башня.


Площадь Бра. Фасад «Арены» и рождественская инсталляция © Isaac74 / Shutterstock.com

«Альпийский Фонтан» установлен посреди многовековых елей, украшающих центральный сквер. Его соорудили в 1975 г. в честь побратимства города Скалигеров и Мюнхена. Местные жители ласково называют его «лимонодавкой» за форму, напоминающую соковыжималку для цитрусов, и с удовольствием купаются в нём, когда веронские спортсмены одерживают важные победы.

Напротив фонтана находится палаццо-Барбьери - здание городского муниципалитета, где также проходят заседания горсовета. Это монументальное здание в стиле неоклассицизм строилось с 1836 по 1848 гг. и напоминает античные храмы. Его масштабы производят мощное впечатление. Центральную часть фасада занимает выступающий портик с колоннами коринфского ордера, широкой лестницей и большим треугольным фронтоном с гербом города. Два крыла украшены массивными полуколоннами, которые добавляют монументальности и задают ритм оконным проёмам в двух этажах здания.

Палаццо Гран-Гвардия / (c) wikimedia.commons

Чуть дальше располагается ещё один монументальный дворец, Гран-Гвардия, который словно пытается состязаться в грандиозности с громадой «Арены». Он строился с 1610 по 1853 гг. и состоит из двух этажей и аттика. Длина здания - почти 90 метров, его фасад украшают тринадцать величественных аркад с мощной и грубоватой рустовкой. Над вторым этажом помещён архитрав с метопами и триглифами.

Пьяцца-делле-Эрбе

Многие века «площадь Трав» оставалась центром социальной, экономической и религиозной жизни Вероны. В древнеримскую эпоху здесь находился Форум, длина которого приблизительно совпадала с длиной нынешней площади. На Форуме были Капитолий, несколько храмов и термы, связанные между собой крытой галереей с многочисленными лавками.


Вид на пьяцца-делле-Эрбе с башни Ламберти © Christian Mueller / Shutterstock.com

В период свободной коммуны здесь находились здания основных государственных институтов, а при Скалигерах к политическим функциям добавились торговые и культурные.

В восточной части площади, со стороны улицы Мадзини, находится палаццо-делла-Раджоне (он же палаццо-дель-Комуне) XIII в., многовековой центр политической власти в городе. Над дворцом высится башня, возведённая в 1172 г. родом Ламберти в стиле романика, характерном для той эпохи; его следы всё ещё заметны ближе к основанию сооружения, выполненному из кирпичей, чередующихся с туфом. С ходом лет башню делали выше, материалы и стили менялись, хотя результат всегда оставался гармоничным, а в 1464 г. была достроена восьмиугольная звонница. Башня достигла 84 метров и стала самой высокой в городе.


Туристы на пьяцца-делле-Эрбе © meunierd / Shutterstock.com

В северо-западной части площади есть две постройки, представляющие исторический и художественный интерес: барочный палаццо-Маффеи и старинная башня Гарделло. Дворец построен в XVII в. и стал первым зданием в стиле барокко во всей Вероне. Его элегантное и изысканное здание имеет три этажа и великолепный фасад, украшенный шестью статуями мифологических персонажей. Все они выполнены из мрамора местного происхождения, кроме статуи Геркулеса: она была найдена на руинах храма I в. н.э. (его руины видны в подвалах ресторана, расположенного на первом этаже).


Фонтан «Веронская Мадонна» на пьяцца-делле-Эрбе и палаццо-Маффеи (в глубине слева) © meunierd / Shutterstock.com

Башня Гарделло построена в XIII в., но нынешний облик обрела при Кансиньорио делла Скала, который распорядился привести башню в порядок в 1363 г. и поднять её до нынешней высоты в 44 м.

На углу с улицей Пелличчаи стоит великолепное здание Домус-Меркаторум, возведённое Скалигерами в 1301 г. для руководства городских цехов, когда на площади разместили новый рынок (пространства для старого, который находился на небольшой площади Меркато-Веккьо, к тому времени стало не хватать). С течением лет он не раз перестраивался и менял своё предназначение, но в конце XIX в. был возвращён в первоначальный вид средневекового дома-крепости.

Мост Понте-ди-Пьетра

Этот мост сооружён в первом веке до р.х. вместо предыдущего деревянного. Он, вне всякого сомнения, является самым древним и одним из самых красивых римских сооружений города, а также одним из символов Вероны. В эпоху античности в Вероне было семь мостов через реку Адидже, два из них располагались недалеко от римского театра: Понте-Мармореус (нынешний Понте-ди-Пьетра) и Понте-Постумиус. В 905 г. на Адидже случился паводок, и последний оказался полуразрушен. Тремя веками позже, в 1239 г., он окончательно сдался на милость стихии.


Мост Понте-ди-Пьетра / Shutterstock.com

За более чем две тысячи лет своей истории Понте-ди-Пьетра пережил множество наводнений и обрушений и был неоднократно отстроен заново. Сейчас он похож на ослиную спину и опирается на несимметричные арки, которые, конечно, значительно отличаются от первоначальной конфигурации сооружения. Однако именно это необычное наслоение материалов и форм, которое свидетельствует о различных этапах в жизни моста, придаёт ему особенный шарм. Идеальное время для прогулки вокруг Понте-ди-Пьетра - вечер, когда умело настроенная подсветка, отблески и плеск речной воды делают его одним из самых романтичных мест Вероны.

Дом Джульетты

Джульетта и Ромео - два самых знаменитых влюблённых на свете - обрели бессмертие благодаря перу Уильяма Шекспира. Фоном их трагедии была именно Верона, один из самых красивых городов Италии, чьё историко-культурное наследие впечатляло художников, поэтов, путешественников и знаменитых людей во все времена. История несчастной любви Ромео и Джульетты разворачивается в двух вполне определённых точках города - доме Джульетты и её могиле.


Знаменитый балкон во дворе дома Джульетты / Shutterstock.com

Дом построен в XIII в. Это дом-башня, долгое время находившийся в собственности семейства Даль Каппелло, чей герб - головной убор - выбит с внутренней стороны входной арки, обращённой во двор. На фасаде здания - знаменитый балкон, с которого Джульетта якобы говорила с возлюбленным. Дом можно посетить: внутри представлена правдоподобная реконструкция дома XV в., распределённая по нескольким этажам; стены украшены отреставрированными сейчас фресками, а кроме них в интерьере выделяются скамьи с резными ящиками, кирпичные камины и другие детали.

В глубине двора установлена статуя Джульетты работы Нерео Костантини. Сюда каждый год приходят тысячи туристов со всего мира.

Античный театр

Сегодня от римского театра, построенного на склоне холма Сан-Пьетро ближе к концу I в. до н.э., остались лишь места для зрителей и трибуна, а также отдельные арки и внушительные фрагменты сцены. На руинах театра в средневековье строились новые гражданские и религиозные здания. Расчистка памятника началась в 1834 г.

Античный театр / www.shutterstock.com

В верхней части театра, в помещении бывшего монастыря Сан-Джироламо, располагается Археологический музей. Он был учреждён в 1924 г. В экспозиции представлены сотни предметов, найденных в Вероне и окрестностях, а также материалы из городских коллекций. Многие вещи хранятся в запасниках и показываются лишь на отдельных выставках.

Башня Ламберти

Башня Ламберти построена из туфа, кирпичей и мрамора в Средние века. В 1464 г. она была отреставрирована, а в 1779 г. на башне установили большие часы. Её высота - 84 м. Башня знаменита двумя своими колоколами - Ренго и Марангоной; первый собирал городской совет или призывал горожан к оружию, а второй отбивал часы или предупреждал о пожаре.


Башня Ламберти со двора палаццо-делла-Раджоне / Shutterstock.com

На башню можно подняться по лестнице или на лифте. Оттуда открывается великолепный вид на старый город и окрестности Вероны.

Кафедральный собор


Кафедральный собор Санта-Мария / Shutterstock.com

Хотя веронский собор расположен на маленькой и строгой площади, это самая красивая и богатая церковь города. Изящный храм Успения Богородицы на месте раннехристианской базилики, возвышающийся над крышами домов исторического центра, был освящён папой Урбано III в 1187 году.

Интерьеры и детали Веронского собора / www.shutterstock.com

В течение последующих столетий он подвергался многочисленным переделкам с целью его расширения и украшения. В середине XV века его нефы увеличились в высоту, добавился позднеготический фасад. В XVI в. архитектор Микеле Санмикели спроектировал колокольню собора. В XVIII в. боковые капеллы Сантиссимо-Сакраменто и Мадонна-дель-Пополо были переделаны в стиле барокко, а в 1880 г. был создан новый мраморный пол. Возведение кампанилы возобновилось в 1913 г.

Фасад собора делится на три части треугольными контрфорсами. Здесь причудливо соединяются готика и романика: это архитектура цветов, доминантой которой является великолепный двухуровневый протир. В нижней части его поддерживают витые колонны, которые опираются на крылатых грифонов. На колоннах покоятся полукруглые арки с растительными орнаментами, сценами охоты и фигурами святых по бокам.

В верхней части мы снова видим полукруглую арку с тимпаном над ней и арочками, которые опираются на восемь колонн. На великолепном портале высечены пророки и звери, а в верхней части его украшает люнет с разноцветным барельефом, изображающим Мадонну на престоле с младенцем, окружённую волхвами и пастухами, прибывшими взглянуть на него.


Деталь портала. Фигуры пророков © Renata Sedmakova / Shutterstock.com

Ещё выше легко заметить модификации XV-XVI вв., когда здание было надстроено, на фасаде появилась пара больших двойных окон-бифор, роза посередине, окружённая слепой лоджией с восемью копиями маленьких колонн, а ещё выше - последний уровень с гербом кардинала Агостино Вальера, который был епископом Вероны на протяжении трёх десятилетий (с 1565 по 1599 гг.) и важным членом конгрегации римской инквизиции.

Эногастрономия

Кулинарная традиция Вероны основана на двух столпах: традиционных местных продуктах и фантазии поваров. Одно из самых известных местных блюд, «ньокки», когда-то было пищей простых людей. Днём «ньокки» считается «жирная пятница», когда эта картофельная клёцка становится королевой веронского карнавала. Из первых блюд стоит отметить тортеллини-ди-валеджо-суль-Минчо, биголи с уткой, ризотто с фаршем «тастасал».

Тортеллини с трюфелем

И, конечно, нельзя не упомянуть местные сыры, прежде всего, монте веронезе с пастбищ Лессинии, который делают в трёх вариантах. Основа его отменного вкуса — это превосходное молоко и неукоснительное соблюдение старинных технологий производства.

Рис «аль-тастасаль»

В целом в Вероне представлена венецианская кухня во всём её разнообразии. Территории вокруг Вероны очень разные по климато-географическим особенностям, поэтому в распоряжении поваров оказывается множество самых разнообразных высококачественных продуктов. В области озера Гарда делают отличное оливковое масло, а также здесь большой выбор вин.

Биголи с уткой

Верона – лидер Италии по количеству выпускаемого вина категории DOC (1,5 млн. гектолитров в год). Из 22 вин категории DOC, производимых на территории региона Венето,10 родом с виноградников Вероны. Два вина высшей категории Bardolino Classico Docg и Recioto di Soave Docg изготавливаются также в Вероне. Виноградники Вероны находятся на холмах, протянувшихся по всей территории провинции от озера Гарда до долины Валь д’Альпоне у границы в Виченцей.

Виноградники в долине Вальполичелла

Большая территория виноградников способствует и разнообразию выпускаемых вин. Это бардолино, лугано, кустоца и гарда, выращиваемые на холмах вокруг озера Гарда. Родиной вальполичеллы и соаве считаются Вальполичелла, Валь Пантена, Валь Скуаранто, Валь Меццане, Валь д’Иллази, Валь Траминья и Валь д’Альпоне. На востоке делают дурелло и монте лессини; на севере, в Валь д’Адидже и Валь Лагарина производят вновь ставшее популярным автохтонное вино энатио.

Как добраться

На самолёте

На самолёте: аэропорт Катулло/Виллафранка находится в 12 км от центра Вероны. Он соединён железнодорожным сообщением с вокзалом Порта Нуова. Из аэропорта летают ежедневные рейсы в Милан, Рим и другие города Италии и Европы.

На поезде

Главный вокзал Вероны называется Верона Порта Нуова. Здесь пересекаются главные железные дороги страны: Милан-Венеция и Рим-Бреннеро. Также с этого вокзала идёт ветка Верона-Мантуя-Модена.

На автомобиле

В Верону ведут две автомагистрали, А4 Турин-Венеция и А22 Бреннеро.

От Кафедрального собора Вероны мы пришли к веронскому мосту Понте Пьетра. В античности этот мост назывался Мармореус. За все длинную историю своего существования, мост претерпел множество изменений, до наших дней дошли только фрагменты античной облицовки. Немцы, уходя из Вероны в1945 году взорвали все городские мосты. Им было все равно, уникальный ли это античный мост или новодел, не пощадили ничего. Хорошо, что веронцы предвидели это, сфотографировали и померили мост. Как только война закончилась, строители Вероны подняли со дна реки все фрагменты, аккуратно соединили их и добавили потерянные части моста.

Понте Пьетра Верона

Мост Пьетра Верона Италия

Дома Верона

С моста можно заглянуть в элитные веронские балконы.

Набережная Верона

Церковь Св. Стефана Верона

Рядом с Понте Пьетра (надо пройти его до конца) стоит церковь Св. Стефана, которого европейцы очень почетают. Есть предположение, что именно эта церковь служила в средние века веронцам городским Собором. Место это намоленное, ведь уже в VI веке здесь был раннехристианский ораторий. Здесь же находится еще один древнеримский памятник - театр. Чуть дальше, на холме перефирийного квартала Вальдонега, находится Храм Мадонны Лурдской. Храм относитльно молодой, но очень важный для Вероны и всей области.старинный храм уничтожило землетряение 1511 года. Интересно, что эта местность со вемен крестовых походов держала на своей земле много капелл и церквей. Все дело в том, что Веронский пейзаж напоминал крестоносцам Палестину, а т.к Востор им пришлсь покинут, они начала "лепить" из Вероны подобие святых мест. Холм Сан Леонардо расположен в статегически правильном мест, поэтому эргерцег Максимилиана Габсбургский в 1838 годе приказал сделать из церки хорошо защищенную крепость. Сказано - сделано, крепость, а по совместительству политическая тюрма функционировала здесь больше века. Однако в 1958 году, к 100-летию явления Мадонны во французском городке Лурд, монахи приказали сделать на месте цитадели святилище, и через 6 лет здесь возник санктуарий Девы Марии Лурдской. Кроме того, здесь находится пещера, в которой Св. Тереза стала свидетелем явления Девы Марии. Во время бомбеже первоначальная пещера не уцелела, но чудесным образом сохранилась статуя Богородицы. Сейчас храм как будто парит над маленькой редневековой Вероной, защищая и оберегая его. Вообще на противоположной стороне моста красиво, здесь тоже можно побродить.

Город Верона Италия

А мы пошли обратно, в центр города, к самому большому храму Вероны - базилике Святой Анастасии. По дороге попались очень красивые старинные веронские дома.

Красивая Верона

Красивые дома Верона

Св. Анастасия Верона

Св. Анастасия

Эту готическую базилику возвели доминиканцы,начали в 1290 году и закончили в 1481. В паре шагов от базилики находится, на мой взгляд, самая красивая площадь Вероны: Пьяцца делле Эрбе.

Площадь Эрбе Верона

Пьяцца Эрбе Верона

Эта площадь находится на песте древнеримского форума и содержит много интересных достопримечательностей. Расскажу немного о них. На юго-западном углу площади находится дом купцом (Домус Меркаторум) с зубцами, практически как на московском Кремле.

Дом купцов Верона

В средние века это здание являлось резиденцией корпораций, а расположение напротив веронской Ратуши как бы прозрачно намекало на противостояние экономической и политической властям.

Палаццо Маффеи - мощная барочная постройка, украшенная античными статуями Юпитера, Апполона, Венеры и других.

Палаццо Маффеи Верона

Рядом с дворцом находится Часовая башня или Башня дель Гардело 1370 года постройки. Дальше стоит обратить внимание на шикарный дом Маццанти, великолепно расписанный фресками на мифологические темы мастером А. Кавалли в XVI веке.

Дом с фресками Верона

Арка с костью Верона

Еще одно массивное здание площади - это ратуша, которая называется Палаццо делла Раджоне. На здании можно увидеть типичную веронскую кладку из туфа и кирпича в перемешку с белыми полосами. Над комплексом ратуши возвышается самая высокая башня в городе Ламберти. Кстати, на нее можно подняться, т.к ее недавно отреставрировали.

Ратуша Вероны

В центре площади делла Эрбе находится готический фонтан Веронской Мадонны, образ который весьма почитаем веронцами. Это старинный фонтан 1368 года.

Веронская Мадонна, фонтан

Рядом находится "беседка" Берлина, которая служила место торжественного вступления в государственные должности. Сейчас они облеплена туристами, которые сидят на ней, отдыхая после длительных прогулок. Уникальный памятник венецианского прошлого Вероны является колонна Льва Св. Марка (это восстановленная копия). Символ Венеции как бы напоминает, что Верона находилась под властью Светлейшей республики 400 лет.

Лев Св. Марка Верона

Сейчас на Пьяцца делла Эрбе развернут рынок для туристов. Торгуют всевозможными сувенирами, масками и кожей, а еще обалденными фруктами.

Сувениры в Вероне

Мы купили по стаканчику, наполненному кусочками разнообразных фруктов, и чуть язык не проглотили. После московских полудозревших бананов, клубники и арбузов, итальянские фрукты показались изысканным лакомством. В мае здесь прекрасная клубника, ананасы, папайя, персики, апельсины и дыни. Заходите в любую фруторию и смело покупайте фрукты. Время близилось к обеду, жаркое солнце сильно припекало. Мы уселись в одном из кафе на площади и пили ледяное белое вино, наблюдая за туристами.

Кафешка Вероны

Дальше мы прошли через Арку с костью и оказались на еще одной очень красивой площади Вероны Пьяцца Синьори . Хотя и кажется, что она всего лишь продолжение Пьяцца делла Эрбе, разделенная аркой, на самом деле площадь Синьори является самостоятельным ансамблем зданий.

Вход на площадь Синьори

Пьяцца Синьори Верона

Сочетание зданий создается аристократический облик площади, все дома очень красивые.

Птяцца дей Синьори Верона

Пьяцца Синьори Верона

Птяцца дей Синьори Верона

Птяцца дей Синьори Верона

Данте о чем-то задумался и наблюдает за всеми свысока.

Понте Пьетра, что в переводе с итальянского означает «каменный мост», - это арочный мост, соединяющий берега реки Адидже. Он был сооружен в конце 1 века до н.э. через брод и изначально носил имя Пон Мармореус. Позднее, в результате многочисленных реконструкций из-за наводнений и землетрясений, он получил свое нынешнее имя. Когда-то по нему проходила знаменитая Постумиева дорога, ведущая из Генуи к перевалу Бреннера в Альпах. В древнеримские времена рядом был построен похожий мост – Понте Постумио, который вместе с Понте Пьетра обрамлял античный Римский Театр. На его сцене разворачивались величественные навахии – «морские сражения». В 1298 году по приказу Альберто I делла Скала был перестроен ближайший к правому берегу Адидже пролет. Общая длина моста составляет 95 метров, ширина – около 4 метров. На правом берегу он упирается в сторожевую башню.

В конце Второй Мировой войны пятипролетный Понте Пьетра как и другие мосты Вероны был взорван отступающими немецкими войсками, и только в 1959 году его восстановили, подняв со дна реки оригинальные фрагменты. Конечно, удалось найти не все составляющие, поэтому для реконструкции были использованы различные материалы – помимо белого мрамора использовался красный кирпич, что придало строению особую живописность. Когда-то Понте Пьетра был первым каменным мостом Вероны, а сегодня это единственный римский мост, оставшийся в городе.